Как сделать это правильно? Существуют ли другие способы, кроме жёсткого «нет»?
Представьте, вы подходите к мужу и говорите: «Дорогой, пойдём в кино». Он отвечает: «Нет, я занят». Или просите: «Давай купим новую скатерть», а он: «Нет, у тебя что, мало красивых тряпочек дома валяется?» Как вы будете в этот момент себя чувствовать? А можно было отказать так, чтобы вы не обиделись?
Теперь представим, что на вашем месте ребёнок 3–4 лет (у кого-то раньше, у кого-то позже), и с этим сталкиваются все родители, начинает всё чаще говорить: «Купи! Пойдём! Хочу!» И всё чаще слышит от нас: «Нет! Нельзя! Не получишь!» Растут напряжение и непонимание, у маленького человека может появиться чувство, что его не любят, а у родителей, что их загнали в угол, и тогда они начинают кидаться в крайности: всему потакать («лишь бы не плакало») или жёстко закручивать гайки («им только дай волю»).
В этой статье мы не будем останавливаться на том, почему важно вовремя ставить границы и говорить детям «нет», а сосредоточимся на том, как отказать ребёнку альтернативными способами, чтобы предотвратить конфликты и сохранить добрые, любящие отношения.
Общие правила:
- Определитесь с ситуациями запретов и отказов заранее. Их должно быть минимальное количество: все они могут сводиться к безопасности и социальным и внутрисемейным нормам поведения. Там, где возможно, вообще уходите от противостояния, не провоцируйте: уберите сладости и бьющиеся предметы, отключите антенну телевизора.
- Избегайте слова «нет» и используйте его альтернативу. Во-первых, «нет» провоцирует психологический протест, обиду и конфликт. Во-вторых, слишком частое использование этого слова приводит к его обесцениванию, оно больше не имеет вес для ребёнка, он перестаёт обращать на него внимание. Так что «нет» - слово для особых случаев.
- Говорите спокойно, но твёрдо. Если дети почувствуют в ваших словах сомнение, беспокойство или чувство вины, у них будет повод продолжить попытки получить желаемое, используя более сильные средства: плач, крик, бросание предметов на пол. В то же время, если вы будете излишне резки и эмоциональны, ребёнок может сделать вывод: «Мама на меня злится - мама меня не любит».
- Давайте объяснения своему отказу, соответствующие возрасту ребёнка. Совсем маленьким детям (до 4–5 лет) нужно меньше слов и сложных объяснений, а больше действия: увести, переключить внимание, вовлечь в игру. Они также не понимают пока длительных отсрочек, таких как «мы купим в следующем месяце», или абстрактных для них понятий: «это дорого» или «это вредно». Вместо этого можно сказать: «У тебя заболит живот» или «У тебя заболят зубы». Детям постарше (после пяти) можно и нужно объяснять, спрашивать их мнение, вовлекать в разговор. Говоря о том, что какая-то вещь дорого стоит, можно обсудить тему зарабатывания денег и планирования семейного бюджета, привлечь ребёнка к планированию покупок.
- Будьте последовательным. Если уж вы сказали нет, значит, это нет и сегодня, и завтра, и всегда. Именно поэтому важно подумать, прежде чем отказывать - так ли нужен этот запрет, готовы ли вы теперь придерживаться его всё время? Кроме того, введение запрета должно поддерживаться всеми членами семьи.
Как правильно отказывать ребёнку
Давайте рассмотрим ситуации и возможные способы реагирования в них.
- Всегда можно вначале «присоединиться» к ребёнку , его эмоциям и желанию, чтобы он почувствовал, что вы на его стороне, а затем уже мягко переключить его или дать объяснение, почему сейчас не получится выполнить просьбу.
- Мама, я хочу пойти гулять на эту площадку.
- Да, там здорово, столько интересного! Давай сначала пообедаем, возьмём с собой велосипед или пару игрушек, а затем придём на эту площадку.
- Папа, купи мне этого робота!
- Да, я понимаю, тебе очень хочется именно эту модель, у неё гораздо больше функций, но в этом месяце у нас уже много больших покупок. Давай дома с мамой обсудим возможность покупки робота в следующем месяце?
Попробуйте любой ответ начинать с позитивных слов: да, конечно, ты прав, я понимаю.
- Я хочу в гости к Максиму.
- Да, конечно, отличная мысль! Давай пообедаем, приведём кухню в порядок и позвоним маме Максима, узнаем про их планы.
- Ещё один способ, который особенно полезен, когда речь идёт о малышах, - отвлечь, переключить на что-то другое, «безопасное».
- Мама, хочу вот эту куклу.
- Да, очень милая. Мне кажется, она похожа на твою любимую куклу Марту. Кстати, давно мы не делали ей новых причёсок, давай, когда придём домой, поиграем в парикмахерскую.
Если дело происходит в магазине, попробуйте переключить ребёнка на более дешёвый вариант: «Да, кукла замечательная, а вот, посмотри, какие цветные мелки, как ты давно хотела!» Но не злоупотребляйте этим вариантом, иначе ребёнок решит, что каждый поход в магазин означает покупку чего-либо.
Детям постарше предлагают приемлемые альтернативы, которые устроят всех: «Мы не можем сейчас пойти играть на площадку, но мы можем пойти туда вечером и пригласить с собой Машу, вы давно не виделись».
- Переводите ситуацию в шутку, игру или даже доведите её до абсурда.
- Мама, купи мне эту куклу!
- Да, если бы у меня был большо-о-ой мешок денег, я бы купила тебе все куклы в этом магазине или, может быть, даже во всём мире. Пришлось бы, наверное, специально построить для них отдельный дом, представляешь? А что бы ты сделала, если бы у тебя был мешок денег?
- Ваше требование или отказ не ваш каприз, а сложившиеся обстоятельства. Можно выразить сочувствие ребёнку, но поделать ничего нельзя. Хорошо, если получится заручиться его участием и поддержкой и доверить ему немного ответственности.
- Я понимаю, что тебе очень понравилась эта игрушка, но я не могу купить её сейчас, у меня с собой деньги только на продукты. Давай ты поможешь найти мне всё необходимое по списку. А дома обсудим, что ты хочешь купить, зачем и когда у нас получится это сделать.
- Берите паузу, время на размышление.
- Я хочу пригласить Матвея в гости!
- Хорошо, я тебя услышала, мне нужно подумать и обсудить с папой наши планы. Давай вернёмся к этому вопросу после ужина.
Важно не действовать в порыве эмоций, уточнять у ребёнка детали, потому что зачастую это позволяет избежать конфликта. Например, в ситуации с гостями, прежде чем говорить «нет, на сегодня у нас другие планы», можно поинтересоваться у ребёнка, когда именно он хотел пригласить друга: возможно, изначально речь шла о выходных, и это удобный для всех день. То же самое касается времени:
«Я хочу ещё поиграть (посмотреть мультфильмы)».
Вместо «Нет, ты уже давно играешь (смотришь)» спросите: «Сколько времени тебе ещё нужно?»
Частый ответ в этих случаях: «Пять минут». И ребёнок чаще всего удовлетворяется этим временем, а вы сохраняете спокойствие и добрые отношения.
- Обозначьте место и время, где и когда можно что-то делать.
Если вы хотите, чтобы дети перестали бегать, кричать:
«Давайте договоримся: если хотите побегать и покричать, вы делаете это на улице или в своей комнате, столько, сколько хотите (можно ограничить - 10 минут), но дома вы ходите и разговариваете спокойно».
- Важно игнорировать провокации и истерики, если вдруг они возникли в ответ на ваш отказ. Необходимо спокойно стоять на своём, как бы ни пытался ребёнок добиться своего. Если это маленький ребёнок, можно просто взять его на руки и унести из магазина или с площадки. Как правило, в отсутствии публики истерика быстро стихает. Так что здесь самое сложное сдержать себя и не поддаться эмоциям.
С чем сталкиваетесь вы? Напишите о ситуациях, в которых вам приходится или приходилось говорить «нет» и мы попробуем найти альтернативный способ отказать ребёнку.
Источники фото: meditationportal.r.worldssl.net и mpoqrik.am
Каждому родителю необходимо научиться говорить ребенку «нет», ведь ограничения играют огромную роль в формировании детской психики: они устанавливают границы, которые создают ребенку чувство безопасности. Рассказываем, как говорить ребенку «нет» без игнора и скандала.
Как сказать ребенку «нет», чтобы он быстро понял, что родительское «нет» — это закон, который нельзя нарушать.
Если вкратце, то важно не только сказать «нет» уверенно, но еще выполнить сказанное, объяснив ребенку причину своего отказа. Нужно найти такие слова, чтобы ребенок понял, услышал и при этом не обиделся.
Когда говорить «нет»?
1. Если говорите «нет», то никакие слезы и крики это решение не изменят!
Прежде чем сказать ребенку «нет», подумайте, окончательное ли ваше решение. Вы не можете говорить «нет» только потому, что разозлились или поддались сиюминутным эмоциям. Ведь если вы уже сказали «нет», нельзя забрать свои слова назад и сказать «да». Следовательно, чем меньше запретов, тем родителям же лучше.
Если вас не устраивает предложение ребенка, всегда можно пойти на компромисс, сделать так, чтобы всем было удобно и не пришлось говорить «нет». Например, «нет» можно заменить на «не сейчас», а лучше на конкретное время. «Мы не можем пойти на площадку сейчас, так как уже пора спать, но после завтра обязательно выйдем».
2. Если сегодня «нет», то и завтра, и послезавтра тоже «нет»!
Любой человек (и ребенок в том числе) воспринимает запреты, как ограничение свободы, поэтому не ждите, что малыш беспрекословно согласится с вашим «нет». Сопротивление будет, и ваша задача погасить его мягко и без истерик, и не забыть похвалить ребенка или как-то обратить внимание на выполненное требование. «Это папин смартфон, он нужен ему для работы, давай не будем его трогать. Молодец».
mchildren.ru
3. Если мама сказала «нет», значит, и папа сказал «нет»!
Единое мнение семьи – это пример уважения друг друга. Ребенок понимает, что запрет – это не прихоть какого-то члена семьи, а правило. К тому же это правило сводит на «нет» всякую возможность манипулировать взрослыми. А когда ребенок понимает, что взрослыми нельзя манипулировать, то это повышает его чувство уверенности.
Как правильно говорить «нет»?
Отказ должен быть обоснован.
Даже если вы часто слышали в детстве фразы: «Потому что!», «Я так сказал!», «Ты что не слышишь, что я тебе говорю делать?» и др., не говорите это своему ребенку. Такие слова могут «убить» всякую инициативу у малыша в будущем, сделав его послушным и «удобным», но не готовым к самостоятельным решениям во взрослой жизни. Не требуйте от ребенка беспрекословного повиновения, всегда объясняйте причину своего отказа. Если вы подумали прежде, чем сказать «нет», то причина у вас уже есть. Объясните ее ребенку простыми словами.
Отказ должен быть понятен ребенку.
Если ребенок еще слишком маленький и не может понять ваше объяснение, то попробуйте заменить запрещенное действие на разрешенное. Например, кроха засовывает пальчики в рот. Каждый раз, когда он попытается сделать это снова, дайте ему в ручку прорезыватель для зубов или игрушку, которой удобно чесать зубки, и говорите: «Не бери пальчики в рот, погрызи лучше игрушку!».
Не пренебрегайте чувствами ребенка, когда отказываете.
Забудьте такие фразы, как: «Обойдешься!», «Переживешь!» и пр. Говоря ребенку «нет», сочувствуйте и сопереживайте ему, объясняйте свою позицию. «Понимаю, что тебе хотелось еще посмотреть мультики, но уже слишком поздно. Завтра будет новый день, и ты обязательно посмотришь еще».
mchildren.ru
Проговаривайте чувства ребенка вслух.
Детям очень сложно контролировать свои эмоции, они только учатся это делать, порой не понимая, что они чувствуют на самом деле. Помогите ребенку справиться с теми чувствами, которые он испытывает. «Ты расстроен, давай я тебя пожалею», «Ты злишься, давай вместе потопаем ножками».
Будьте спокойны и уверены в своих решениях.
Говорить «нет» нужно спокойно без злости или других эмоций. Дети хорошо считывают чувства родителей, и если вы злитесь, дети переносят эту злость на себя, а ваша просьба уходит на задний план. Если же вы смеетесь, то ребенок воспринимает это как игру, а не как запрет.
Запрет всегда можно переделать в рекомендацию. Вместо «Как ты себя ведешь!» можно сказать: «В общественных местах не кричат», «Не стоит так делать» и пр. Такие фазы не обвиняют ребенка, не заставляют чувствовать себя плохим и снимают желание протестовать против запретов.
Ищите компромиссы.
Вместо запрета предлагайте альтернативные варианты. Например, ребенок захотел новую машинку, предложите ему подождать до дня рождения, насобирать самостоятельно или разбить дома копилку и посмотреть, хватает ли денег на покупку.
Не покупайте хорошее поведение ребенка.
Если ребенок капризничает, не покупайте сладости или игрушки взамен на послушание. Таким образом ребенок понимает, что с помощью капризов можно получить желаемое.
Оценивайте действия ребенка, а не самого ребенка.
Никогда не говорите ребенку, что он плохой или непослушный! Замените фразы, оценивающие качества ребенка на фразы, где речь идет о действии. Например, «Это плохой поступок», «Мне не нравится, когда ты так делаешь» и пр.
Задача взрослого – не запугать ребенка, а скорректировать его поведение.
Очень часто родитель запрещает что-то в строгой форме, а ребенок слушается просто потому, что напуган, а не потому, что понял обоснованность запрета.
Всегда хвалите за «хорошее» поведение, даже если для вас это мелочь.
Всегда подкрепляйте желательное поведение ребенка похвалой, хорошими эмоциями. Каждый раз когда ребенок соглашается с вами – он идет на ваши условия. Покажите малышу, что для вас это важно и вы ему благодарны.
womo.ua
Используйте слово «нельзя» только в случае угрозы жизни или здоровью ребенка.
Слово «нельзя» ребенок должен слышать очень редко. Это слово в родительском лексиконе должно быть синонимом слова «опасность». В таком случае ребенок будет реагировать на «нельзя» согласно вашим ожиданиям.
Если запрещать ребенку все вокруг и говорить «нельзя» постоянно, то ребенок привыкнет и будет его игнорировать. Чем реже вы говорите «нельзя» и «нет», тем эти слова действеннее.
Детям сложно контролировать свои эмоции, но уже с детства им приходится сталкиваться с ситуациями, когда они не могут получить желаемое. Поэтому важно, чтобы рядом находился близкий взрослый, который помог пережить эти эмоции, сочувствуя и поддерживая.
Говорите «нет» правильно, и дети вас услышат!
Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, как вы решаете конфликты, как говорите «нет», когда это действительно важно, что означает слово «нельзя» для вас и вашего ребенка.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Казалось бы, что сложного в том, чтобы сказать ребенку «нет» и добиться желаемого эффекта? Однако каждый родитель знает, что часто отказы и запреты становятся причиной слез, истерик и вспышек агрессии. Так как этого избежать?
сайт собрал 11 советов, следуя которым вы сможете говорить «нет» малышу спокойнее и увереннее.
1. «Нет» должно произноситься редко
«Нет» должно стать вашим козырем. Если ребенок будет слышать от вас «нет» с интервалом в 5 минут, то очень быстро перестанет на него реагировать. Если же употреблять слово «нет» редко и на фоне многих «да», оно будет восприниматься как стоп-сигнал, как что-то очень важное.
2. Первое «нет» играет ключевую роль
Запрещать ребенку какое-либо действие в первый раз нужно спокойным уверенным тоном, с серьезным выражением лица и с приведением понятных причин. Важно, чтобы ребенок сразу усвоил, почему, например, нельзя рисовать на стенах фломастером. Каждая следующая попытка донесения «нет» рискует оказаться провальной.
3. Говоря безапелляционное «нет», приготовьтесь потрудиться
Запрещая ребенку что-либо, вы его обижаете. По крайней мере, для него все выглядит именно так. Но это не значит, что вам нужно сразу пытаться его успокоить и смягчить свою позицию, - это значит, что вам нужно настроиться на дополнительную работу. Чтобы облегчить переживания ребенка, постарайтесь разделить их с ним. Обнимите его, посочувствуйте, скажите о том, что вы понимаете его, но так делать нельзя, и точка. Главное, не отменяйте запрет! Ребенок смирится с невозможностью сделать задуманное, но при этом не будет одинок в своих переживаниях и будет чувствовать вашу любовь и поддержку.
4. Недостаточно отказать, нужны объяснения
Если ребенок не понимает, почему чего-то нельзя, вероятность того, что он захочет повторить это действие снова, увеличивается. Самый эффективный способ сказать «нет» - назвать веские причины, которые ваш ребенок может понять. Однако учтите, что, когда малыш сердится или огорчен, он просто не в состоянии воспринимать долгие и сложные объяснения, почему нельзя. Длинные нотации он, скорее всего, пропустит мимо ушей, поэтому формулируйте предложения коротко и на доступном ему языке.
5. «Да» может означать отказ
Дети слышат «нет» так много раз, что со временем они перестают верно интерпретировать это слово. Поэтому стоит взять на заметку, что «да» тоже может означать «нет». Например, если ваш ребенок хочет новую игрушку во время покупок в супермаркете, вы можете ответить: «Да, если это то, что ты хочешь получить на Новый год». Таким образом ваш ребенок получит желаемое и научится идти на компромиссы.
6. Никаких криков! «Нет» произносится нейтрально
В зависимости от того, как вы произносите «нет», меняется его значение. Если ваш отказ выражается на повышенных тонах, то это сродни выяснению отношений, а не воспитание. То же самое касается «нет» с улыбкой на лице. Ребенок рассуждает так: «Родитель говорит зло, значит, он меня не любит; родитель говорит весело, значит, он просто играет».
7. Отказывайте, предлагая при этом альтернативу
Когда вы предлагаете ребенку альтернативу, у него не возникает ощущения очередного отказа. Например, «Я не разрешаю тебе играть с этими чашками, но ты можешь взять из шкафа набор цветных пластиковых стаканчиков и делать с ним что хочешь». Как правило, дети охотно и очень быстро соглашаются на альтернативу.
8. Не давайте ложных надежд
Родители часто говорят детям «не сейчас». Но если не сейчас, то когда? Если вы не будете сдерживать свои обещания, у малыша могут возникнуть проблемы с доверием. Дайте ребенку конкретную информацию, чтобы он мог понимать, сколько чего-то стоит ждать. Например: «Не сейчас, дорогой. Мы купим тебе это на день рождения».
9. Отказ должен быть системным
Любой категоричный запрет должен оставаться таковым всегда, в любой ситуации. Иначе малыш попросту не поймет, почему одно и то же действие было запретным вчера, а сегодня вдруг стало доступным. Он может решить, что все «нет» зависят от настроения родителей и на самом деле не таят совершенно никакой опасности. Не практикуйте разрешение запретного, если вам нужно выкроить время для своих дел.
10. Ваше «нет» не может трансформироваться в «да» у других членов семьи
Вводя ограничения для детей, обязательно оговаривайте и согласовывайте их с другими членами семьи, чтобы ваши позиции совпадали. В противном случае ребенок может начать манипулировать вами. Придерживайтесь установленных правил и сами. Если вы разрешаете ребенку есть только за кухонным столом, а сами перекусываете в гостиной на диване, ребенок скорее последует вашему примеру, чем вашему запрету.
11. Поощряйте ребенка за хорошее поведение
Если ребенок услышал ваше «нет» и последовал запрету, то это своего рода акт доброй воли с его стороны. Поэтому такое поведение вашего чада нужно положительно отмечать и закреплять ответным актом доброй воли.
В настоящее время при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей возникает проблема выбора: Что купить? Где? За сколько? Но мы постоянно забываем, что детям ещё недоступны понятия экономики и они руководствуются своими желаниями. Как правильно отказать ребёнку в покупке той или иной вещи, чтобы не расстраивать его? Об этом я расскажу в данной статье.
У каждого из нас разные возможности, кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше. Но все давно заметили, что и потребности у таких групп людей отличаются. Так, например, люди с высоким достатком могут одеть ребёнка в дорогие вещи от известных производителей. Но когда их ребёнок захочет ту машинку с двора, они начинают думать, что его разбаловали. Одним из первых критериев этого «нет» должен быть тот, что вы сами для себя решаете нужна ли ребёнку та или иная вещь. Он не запомнит, что в детстве он ходил в Nike и Levi’s, а вот то, что вы постоянно отказывали ему в чем-то другом-возможно. И мы плавно переходим ко второму критерию.
Нужно ли самому ребёнку то, что вы ему даёте? Например, я знала родителей, которые неустанно водили мальчика на танцы и говорили, что ему нравится. А сам он хотел пойти на борьбу, и когда начинался об этом разговор, то родители обижались и говорили, что он не ценит то, что они для него делают. Казалось бы, обычная ситуация отказа ребёнку, НО вы сами создали такую ситуацию, а ребёнок лишь хотел из неё выбраться.
Сейчас мы рассматривали ситуации, которые создают сами родители, а дети тут не при чем, и лучше к ним прислушаться.
И только сейчас можно перейти к способам отказа. Но пойдём, как в геометрии, от противного. Обычная ситуация в продуктовом или детском магазине, ребёнок плачет, мама на нервах, пытается то накричать, то успокоить. Разберём каждый вариант. Кричать на ребёнка в стрессовой ситуации нет смысла. Представьте, вы плачете, а на вас начинают кричать: «Что ты ревешь? Успокойся, тут же люди». Вот и ребёнку некомфортно, и не купив ему эту шоколадку, вы и сами понервничали и ребёнку досталось. Далее идёт способ более правильный. Вы объясняете ребёнку, что сейчас у вас нет лишних денег и вы не можете себе это позволить. НО не забывайте, что ваше дитё ещё не знает, что такое деньги, не понимает, как трудно они зарабатываются. Поэтому самый простой и правильный способ выслушать ребёнка и объяснить свою точку зрения. Например, Маша очень захотела жевачку около кассы, но вы знаете, что она ей не нужна, спросите ее: «А почему ты ее захотела?» Ребёнок начнёт думать: « а, может, и правда не нужна жевачка» Хорошо, следующий этап, если ребёнок сказал, что просто хочет и всё, то это в большинстве своём ваше воспитание. Я видела как мальчик лет 3-ёх стоял с мамой около бутылок шампанского и плакал, чтобы ему их купили. Но всё-таки если так случилось найдите способ объяснить ребёнку на близких ему примерах, почему не надо брать жевачку, шоколадку и тд. Про жевачку мы помним, что Маша ее не ест, так напомните ей об этом, может, предложите альтернативу, но которую вы и так собирались купить. А если это дорогая игрушка, то скажите, что вы собираете на более крутую игрушку на день рождения или Новый год.
Дети любят, когда с ними находишься наравне. Разговаривайте, спрашивайте. Вы должны сделать так, чтобы ребёнок сам принял решение, что ему не нужна лишняя шоколадка или пистолет. Вы только подтолкнули его к этому решению. Конечно, есть всегда такая вещь, как отвлекающий манёвр, когда вы резко переключаете ребёнка на что-то другое, более интересное, но этот способ я считаю не профессиональным, с родительской точки зрения. Не забывайте, что привычки из детства остаются во взрослой жизни. А умение делать выбор и анализировать ситуацию вашему ребёнку очень пригодится. Хорошая практика для вашей семьи-это обращать внимание на якобы «плохо воспитанных детей», которые плачут, бьются об пол из-за какого-то пустяка. Если вы покажете ребёнку эту ситуацию и покажете своё негодование, он запомнит, как глупо это выглядит. А вообще, обращайте внимание на мелочи и просто принимайте решения вместе!
Каждый родитель понимает, что позволять ребенку все нереально. Более того, запреты — не только необходимая, но и полезная составляющая жизни маленького человека.
Устанавливая определенные границы, рамки поведения, взрослые дают малышу ощущение стабильности и безопасности. Это своеобразные «красные флажки», не выходя за которые, можно чувствовать себя защищенным.
Действуя в определенных рамках, малыш с первых месяцев жизни учится множеству необходимых для жизни вещей:
- приходит к пониманию, что мир сложен, многообразен и не всегда соответствует ожиданиям;
- учится принимать различные жизненные ситуации и мириться с тем, что невозможно изменить;
- приобретает привычку выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
- начинает чувствовать границы личного и чужого пространства, осваивает способы эффективного взаимодействия с окружающими.
Все эти навыки и умения — необходимая составляющая эмоционального и социального развития, поэтому без разумных запретов в воспитании просто не обойтись.
Другое дело, что, ставя ребенку определенные ограничения, следует делать это разумно и ответственно. Существует несколько правил, соблюдая которые родители смогут при необходимости отказать ребенку, не нанося при этом вреда его психике.
Запрещайте редко
Постарайтесь организовать жизнь сына или дочки так, чтобы у Вас было как можно меньше поводов произносить слова «нет» или «нельзя». Если ребенок совсем мал, лучше убрать подальше дорогие или опасные для него вещи, чем каждую минуту одергивать карапуза, тянущегося к очередному гаджету, хрупкой стеклянной вещице или горячему утюгу.
Чем реже Вы используете запреты, тем боле весомыми они выглядят в глазах ребенка. Проводя аналогию с красными флажками, отказывая чаду слишком часто, Вы оставляете ему очень тесное «пространство для маневра», и порой он просто не видит иного выхода, как нарушить установленные границы.
Ради эксперимента попробуйте подсчитать, сколько раз за сутки Вы что-то запретили ребенку. Скорее всего, собьетесь со счета уже в первой половине дня. Нет, оптимального количества запретов не существует, однако такое упражнение поможет понять, не слишком ли часто Вы отказываете малышу и не слишком ли тесные границы для него устанавливаете.
Будьте последовательны
Если Вы запретили что-то, проявите твердость и не меняйте своего решения. Разумеется, ребенок попытается проверить, насколько установленные рамки прочны: он может начать капризничать, проявлять агрессию или как-то по-другому эмоционально реагировать на запрет. Если Вы меняете свое решение только для того, чтобы прекратить истерику — это сигнал для малыша: он нашел отличный способ манипуляции и начнет выдавать подобную реакцию каждый раз, когда Вы будете его ограничивать.
Бывает, что мама или папа, видя, что ребенок ведет себя неподобающим образом, пытаются напугать его возможным наказанием, например: «Будешь продолжать в том же духе — прекращаем прогулку и идем домой». Однако ребенок обязательно попытается проверить, насколько серьезны ваши угрозы. А Вы, в свою очередь, можете изменить свое решение, подумав, что малышу все-таки полезнее интересно и с пользой провести время на улице, чем скучать в душной квартире.
Что в итоге? Ребенок уверен, что родители скоро успокоятся, стоит на минутку «стать хорошим», а потом можно продолжать самозабвенно посыпать песком товарища по играм или отбирать от него машинку. Поэтому прежде, чем «грозить санкциями», подумайте, насколько Вы готовы их реализовать или ищите другие способы справиться с ситуацией.
Еще один пример непоследовательного поведения взрослых — то разрешать, то запрещать те или иные действия. К примеру, сегодня Вы «в настроении» и позволяете малышу скакать на кровати, при этом весело смеетесь и радуетесь вместе с ним. А завтра вдруг вспоминаете, что мебель может не выдержать такого обращения или просто не расположены «немного пошалить». В результате Вы не только не поддерживаете ребенка в желании возобновить вчерашние забавы, но и строго запрещаете ему «баловаться». Малыш в недоумении — он не понял, можно ли играть таким образом или нет.
Предложите альтернативу
Запрещая что-то, попробуйте найти для ребенка адекватную замену: нельзя вырезать картинки из книжки, а из старых журналов — можно. Нельзя кричать и бегать в поликлинике, а во время прогулки в парке — можно.
При этом стоит понимать, что ребенок — существо энергичное и любознательное, и часто ему необходимо реализовать свою творческую энергию «здесь и сейчас». Особенно трудно сдерживать свои порывы малышу, поэтому в ситуациях, требующих более жестких рамок поведения, постарайтесь придумать для него интересные занятия, не нарушающие их.
К примеру, в поликлинику можно взять с собой любимую игрушку, блокнот с ручкой или гаджет. Не обязательно смирно сидеть у кабинета — можно занять очередь, а потом пройтись вместе по коридору и рассматривать яркие плакаты на стенах, читать надписи, рассказывать, чем занимается тот или иной медработник и т.п.
Покажите пример
Бесполезно доказывать ребенку, что нельзя есть за ноутбуком или перед экраном телевизора, если вы сами регулярно этим «грешите». Нельзя привить любовь к чтению, если вы сами берете книгу пару раз в год, а любовь к подвижным играм на свежем воздухе — если вы предпочитаете проводить время за компьютером. Бесполезно родителю-геймеру говорить малышу о вреде компьютерных игр.
Воспитывает, прежде всего, среда, поведение людей, постоянно окружающих ребенка. И, если поведение взрослых противоречит нормам, которые Вы пытаетесь донести до отпрыска — эффект будет нулевым, а долгие нравоучения вызовут у Вашего чада лишь раздражение.
Выслушайте возражения ребенка
Запрещая что-то, Вы руководствуетесь собственными соображениями. Позвольте и ребенку высказать свою позицию, привести аргументы в ее пользу. Возможно, Вы согласитесь с ним или найдете компромиссный вариант.
К примеру, вы собираетесь на долгую пешую прогулку, и сын хочет взять с собой громоздкий автомобиль. Вы понимаете, что наигравшись с машиной, он поручит ее транспортировку маме, и такая перспектива совсем не радует. Но, если к машине привязан шнур, за которые малыш самостоятельно обязуется возить игрушку за собой в течение всей прогулки — возможно, стоит пойти на уступки?
Если же вместо аргументов ребенок использует только крики и слезы, не стоит менять своей позиции.
Сохраняйте нейтральный тон
Запрещая что-то, лучше делать это нейтральным тоном, как инструктор или тренер. По сути, хорошие родители во многих случаях и являются таковыми — обучают своих детей, тренируют их, помогая адаптироваться в жизни. И запрет в этом случае — просто рядовой «рабочий момент».
Если же он окрашен эмоционально, то ребенок скорее воспримет не содержание наших слов, а эмоции: страх, бессилие, раздражение. Это сигнализирует о том, что ситуация если не экстремальная, то уже вышла за рамки «штатной». Конечно, эмоциональный запрет бывает необходим, когда ребенку грозит опасность. Тогда, видя наш страх, он верит, что угроза реальна. Но если начать демонстрировать ужас каждый раз, когда ребенок заходит в лужу или поднимает с земли грязную палку, то вскоре детское доверие к нашей эмоциональной реакции быстро пошатнется.
Поощряйте сотрудничество
Очень часто мы не замечаем, как ребенок старается выполнять наши рекомендации и указания, зато готовы сразу же реагировать, когда возникают проблемы. Между тем, подрастающая личность нуждается в нашем внимании постоянно, а не только в случаях, когда необходимо скорректировать его поведение. Так почему бы не приучить себя обращать внимание на ситуации, когда он ведет себя в соответствии с нашими требованиями?
Вот малыш аккуратно сложил одежду на стуле перед сном, отнес грязную тарелку в раковину, старался вести себя в гостях спокойно и вежливо — похвалите его за это, отметьте, какой он молодец, как вам приятно его старание, как Вы гордитесь им.
Выражайтесь понятно
Как правило, слова «не балуйся», «веди себя хорошо», а иногда и просто «прекрати» ничего не говорят ребенку: он не знает, чего конкретно Вы от него ожидаете.
Старайтесь формулировать свои запреты, а также просьбы и пожелания максимально понятно для малыша: «Сейчас ты не сможешь посмотреть мультфильм на компьютере, потому что я должна сделать важную работу. Постарайся вести себя тихо и не отвлекать меня, тогда я быстрее закончу и смогу включить для тебя сказку, которую ты выберешь». Часто ребенок готов идти на компромисс, если точно знает, что от него ожидают.
Запреты не отменяют сочувствия
Порой самим взрослым сложно говорить «нет», пока они не дойдут до «точки кипения». Тут ничего другого не остается, как работать над собой и вырабатывать этот полезный навык — умение отказывать без злости и раздражения.
При этом даже если Вы что-то запрещаете, не забудьте выразить свое сопереживание чувствам ребенка: «Я понимаю, как тебе не хочется уходить с прогулки, но с мокрыми ногами в холодную погоду можно легко простудиться». Обнимите малыша, посочувствуйте ему. Важно совместить в себе позицию родителя, способного понять переживания ребенка и разделить их — с одной стороны, и взрослого, умеющего устанавливать правила и четкие границы — с другой.
Ситуации, в которых нам придется что-то запрещать своему чаду, будут возникать всегда. Важно научиться делать это с любовью и заботой о ребенке, а не от злости, стыда перед окружающими или раздражения.