Леонид Анатольевич Сурженко
Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик
Введение
Вы говорите:
– Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
– Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться,
сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем.
А оттого, что надо подниматься
до их чувств. Подниматься,
становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
Януш Корчак. Когда я снова стану маленьким
Эта книга не для детей. Хотя и про них. И даже некоторые ее фрагменты написаны от имени ребенка. Эта книга – для взрослых. Не для всех взрослых. Для взрослых, которые стали (или хотят стать) РОДИТЕЛЯМИ. Именно так: РОДИТЕЛЯМИ. Людьми, РОДными своему ребенку. Людьми, которые его любят и понимают. Или пытаются понять. Или, по крайней мере, хотели бы понимать. Если этого желания нет – не читайте эту книгу. Она просто не поможет вам. Как и другие издания, семинары, лекции и прочая умная информация.
Эта книга написана для взрослых. Дети, как правило, учатся языку взрослых и очень скоро усваивают его. Дети вынуждены приспосабливаться к взрослым, как слабый вынужден приспосабливаться к законам сильного. А вот мы, взрослые, напротив, забываем язык детства, потому что детство прошло и его категориями мы уже не мыслим. А язык детства иной. Иной, как само детство. И, чтобы понять ребенка, мы должны вернуться назад, в забытое далеко. Вернуться туда, откуда мы все пришли, – в детство.
Дети учатся говорить рано. К годику они уже что-то лепечут, подражая взрослым, а к двум-трем – вполне сносно изъясняются, пусть и с помощью «переводчика», которым чаще всего является мама. Конечно, это еще не взрослая речь, и зачастую понять, что до вас хочет донести малыш, не так уж и просто. Но мы – люди взрослые, трудностей не боимся и некоторый опыт в жизни имеем, поэтому детский лепет для нас не является препятствием в общении. Сами такими были.
А уж когда ребенок подрастет – так и вовсе проблемы исчезают: говорит наше чадо уже хорошо, язык у нас общий и, как следствие, трудностей во взаимопонимании быть просто не должно.
Но они есть.
Причем понять, что же говорит нам ребенок, как раз не сложно. Но вот вопросов «Почему?», «Отчего?» и «Что делать?» при этом меньше не становится.
Зачем, собственно, нужна книга, которая не обещает дать вам ответы на важные жизненные вопросы? Более того, гарантирует возникновение новых? Да, никакая книга не научит жить, потому что научиться жить по книгам нельзя. Как нельзя по книгам воспитывать ребенка. В воспитании нужен опыт, а опыт приходит с практикой. Правило при этом простое: хочешь чему-то научиться – нужно это делать. Даже в таких вроде бы чисто теоретических вещах, как воспитание, на самом деле все решает только практика. И как раз в воспитании именно практика порождает теорию, а не наоборот.
Только вот чтобы в чем-то практиковаться, нужно знать, как это делать. Эта книга как раз и подсказывает пути, по которым можно куда-то добраться. А уж идти придется самому.
Данное издание не о воспитании. Хотя, конечно, вряд ли возможно писать о детях и совсем не иметь в виду воспитательные действия. Эта книга также не о психологии. Хотя, опять-таки, психология присутствует даже в учебнике по высшей математике. Данная книга – просто пример, иллюстрация, варианты общения с ребенком, предложенные автором. Кому-то эти варианты покажутся знакомыми, кому- то – любопытными. Может быть, кто-то найдет их не стоящими своего внимания или даже неприемлемыми. Все может быть. Но в любом случае это издание будет полезно и тем и другим. Потому что хорошо, когда есть выбор. Намного хуже, когда его нет совсем.
И чего им еще надо, или Ох уж эти детки…
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю – «могут», а не «хотят», а не «обязаны»…
…Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственно зоркой мысли и внимательного наблюдения.
Януш Корчак. Право ребенка на уважение
Когда мы только планировали ребенка, я была уверена, что буду хорошей матерью. Я думала, что у меня с моим сыном или дочерью будет полное взаимопонимание – хотя бы потому, что я буду его любить. Ведь ребенок-то будет желанный…
Сразу забеременеть как-то не получалось, два года прошло – и ничего. Никаких детей. Конечно, тревожились оба: и я, и муж. Но что тут сделаешь? У многих не получается сразу. Вроде бы начали налаживать жизнь, у меня на работе появились перспективы, беременность как-то отошла на задний план. Решили: когда получится, тогда и ладно. А получилось, как это часто бывает, как-то не вовремя. Только- только меня выдвинули на начотдела, как это случилось. А у нас кредиты, только что переселились в новую квартиру, а это, сами понимаете, ремонт, нервы. Да и неудобства большие. Денег хватало как раз, чтобы все кредиты выплатить да нам с мужем прокормиться. А еще «Фольксваген» наш, с этими ценами на бензин-ремонты знаете, сколько уходило? А тут – ребеночек. Сынишка. Нет, конечно, мы были рады. И муж тоже – сын ведь. Только вот как-то немного не вовремя. Нежданно.
Родила. Трудно было, как-никак – первенец. Никогда бы не подумала, что рожать – это такое испытание. Но родила. Сама.
Отлежала положенную неделю в больнице. Первую с ребенком неделю. Правда, не последнюю, как хотелось бы. Думалось: поскорее бы домой. Стены эти больничные надоели ужасно. Диета роддомовская. Постель казенная. Домой хотелось. Выписали. Оказалось, эта неделя в роддоме – самой легкой была. Там что: принесли ребенка – покормила – унесли. А теперь он на руках постоянно. И понеслось: памперсы – пеленки – стирки – бессонные ночи – бутылочки – смеси. И плач – постоянный, как мне тогда казалось. Утром. Днем. Вечером. И самое страшное – ночью. Ждала чего-то другого: умиления, улыбочек, загадочного материнского счастья… Нет, это тоже было. Но больше – усталость, желание спать и спать, раздражение, растерянность, чувство полного бессилия и своей несостоятельности. Постоянно давило чувство, что я – никудышная мать. Что у других как-то все идет как надо и только я не приспособлена быть матерью. Больше всего портила настроение невозможность понять своего ребенка. О чем-то догадывалась, но большую часть действовала наугад, методом подбора. Плачет? Давай по порядку: поменяй памперс, возьми на руки, дай грудь… Что-то да поможет.
Но время шло. Я привыкала. Что-то понимала сама, что-то подсказывали мама, подруги, знакомые. Где-то помогал муж. Думалось: вот подрастет, научится говорить – тогда уж точно будет легче. Потому что не нужно будет догадываться – сам скажет.
Подрос. Научился говорить. Действительно, стало легче. Проще, что ли. Начали понимать друг друга. Казалось, чем дальше, тем все будет лучше. И вот ему уже тринадцать. И, как оказалось, все не совсем так. Или даже совсем не так.
Что тут удивительного? Во время беременности ребенок и мать – одно целое. Затем их дорожки постепенно расходятся…
А теперь уж не знаю, кто ему ближе – я или друзья. Раньше мы с ним болтали часами, все мне рассказывал: и что на улице видел, и что в садике было, и с кем подрался, и что болит. А теперь… иногда мне кажется, что это совсем не мой сын. Чей-то чужой. Как дела? Все нормально. Как в
Леонид Анатольевич Сурженко
Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик
Введение
Вы говорите:
– Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
– Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться,
сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от этого мы устаем.
А оттого, что надо подниматься
до их чувств. Подниматься,
становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
Януш Корчак. Когда я снова стану маленьким
Эта книга не для детей. Хотя и про них. И даже некоторые ее фрагменты написаны от имени ребенка. Эта книга – для взрослых. Не для всех взрослых. Для взрослых, которые стали (или хотят стать) РОДИТЕЛЯМИ. Именно так: РОДИТЕЛЯМИ. Людьми, РОДными своему ребенку. Людьми, которые его любят и понимают. Или пытаются понять. Или, по крайней мере, хотели бы понимать. Если этого желания нет – не читайте эту книгу. Она просто не поможет вам. Как и другие издания, семинары, лекции и прочая умная информация.
Эта книга написана для взрослых. Дети, как правило, учатся языку взрослых и очень скоро усваивают его. Дети вынуждены приспосабливаться к взрослым, как слабый вынужден приспосабливаться к законам сильного. А вот мы, взрослые, напротив, забываем язык детства, потому что детство прошло и его категориями мы уже не мыслим. А язык детства иной. Иной, как само детство. И, чтобы понять ребенка, мы должны вернуться назад, в забытое далеко. Вернуться туда, откуда мы все пришли, – в детство.
Дети учатся говорить рано. К годику они уже что-то лепечут, подражая взрослым, а к двум-трем – вполне сносно изъясняются, пусть и с помощью «переводчика», которым чаще всего является мама. Конечно, это еще не взрослая речь, и зачастую понять, что до вас хочет донести малыш, не так уж и просто. Но мы – люди взрослые, трудностей не боимся и некоторый опыт в жизни имеем, поэтому детский лепет для нас не является препятствием в общении. Сами такими были.
А уж когда ребенок подрастет – так и вовсе проблемы исчезают: говорит наше чадо уже хорошо, язык у нас общий и, как следствие, трудностей во взаимопонимании быть просто не должно.
Но они есть.
Причем понять, что же говорит нам ребенок, как раз не сложно. Но вот вопросов «Почему?», «Отчего?» и «Что делать?» при этом меньше не становится.
Зачем, собственно, нужна книга, которая не обещает дать вам ответы на важные жизненные вопросы? Более того, гарантирует возникновение новых? Да, никакая книга не научит жить, потому что научиться жить по книгам нельзя. Как нельзя по книгам воспитывать ребенка. В воспитании нужен опыт, а опыт приходит с практикой. Правило при этом простое: хочешь чему-то научиться – нужно это делать. Даже в таких вроде бы чисто теоретических вещах, как воспитание, на самом деле все решает только практика. И как раз в воспитании именно практика порождает теорию, а не наоборот.
Только вот чтобы в чем-то практиковаться, нужно знать, как это делать. Эта книга как раз и подсказывает пути, по которым можно куда-то добраться. А уж идти придется самому.
Данное издание не о воспитании. Хотя, конечно, вряд ли возможно писать о детях и совсем не иметь в виду воспитательные действия. Эта книга также не о психологии. Хотя, опять-таки, психология присутствует даже в учебнике по высшей математике. Данная книга – просто пример, иллюстрация, варианты общения с ребенком, предложенные автором. Кому-то эти варианты покажутся знакомыми, кому-то – любопытными. Может быть, кто-то найдет их не стоящими своего внимания или даже неприемлемыми. Все может быть. Но в любом случае это издание будет полезно и тем и другим. Потому что хорошо, когда есть выбор. Намного хуже, когда его нет совсем.
И чего им еще надо, или Ох уж эти детки…
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю – «могут», а не «хотят», а не «обязаны»…
…Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственно зоркой мысли и внимательного наблюдения.
Януш Корчак. Право ребенка на уважение
Когда мы только планировали ребенка, я была уверена, что буду хорошей матерью. Я думала, что у меня с моим сыном или дочерью будет полное взаимопонимание – хотя бы потому, что я буду его любить. Ведь ребенок-то будет желанный…
Сразу забеременеть как-то не получалось, два года прошло – и ничего. Никаких детей. Конечно, тревожились оба: и я, и муж. Но что тут сделаешь? У многих не получается сразу. Вроде бы начали налаживать жизнь, у меня на работе появились перспективы, беременность как-то отошла на задний план. Решили: когда получится, тогда и ладно. А получилось, как это часто бывает, как-то не вовремя. Только-только меня выдвинули на начотдела, как это случилось. А у нас кредиты, только что переселились в новую квартиру, а это, сами понимаете, ремонт, нервы. Да и неудобства большие. Денег хватало как раз, чтобы все кредиты выплатить да нам с мужем прокормиться. А еще «Фольксваген» наш, с этими ценами на бензин-ремонты знаете, сколько уходило? А тут – ребеночек. Сынишка. Нет, конечно, мы были рады. И муж тоже – сын ведь. Только вот как-то немного не вовремя. Нежданно.
Родила. Трудно было, как-никак – первенец. Никогда бы не подумала, что рожать – это такое испытание. Но родила. Сама.
Отлежала положенную неделю в больнице. Первую с ребенком неделю. Правда, не последнюю, как хотелось бы. Думалось: поскорее бы домой. Стены эти больничные надоели ужасно. Диета роддомовская. Постель казенная. Домой хотелось. Выписали. Оказалось, эта неделя в роддоме – самой легкой была. Там что: принесли ребенка – покормила – унесли. А теперь он на руках постоянно. И понеслось: памперсы – пеленки – стирки – бессонные ночи – бутылочки – смеси. И плач – постоянный, как мне тогда казалось. Утром. Днем. Вечером. И самое страшное – ночью. Ждала чего-то другого: умиления, улыбочек, загадочного материнского счастья… Нет, это тоже было. Но больше – усталость, желание спать и спать, раздражение, растерянность, чувство полного бессилия и своей несостоятельности. Постоянно давило чувство, что я – никудышная мать. Что у других как-то все идет как надо и только я не приспособлена быть матерью. Больше всего портила настроение невозможность понять своего ребенка. О чем-то догадывалась, но большую часть действовала наугад, методом подбора. Плачет? Давай по порядку: поменяй памперс, возьми на руки, дай грудь… Что-то да поможет.
Но время шло. Я привыкала. Что-то понимала сама, что-то подсказывали мама, подруги, знакомые. Где-то помогал муж. Думалось: вот подрастет, научится говорить – тогда уж точно будет легче. Потому что не нужно будет догадываться – сам скажет.
Как вырастить личность
Воспитание играет очень важную роль в жизни ребенка – оно закладывает основу его характера и личностных качеств. Для того чтобы кроха вырос интересным и самодостаточным человеком, маме и папе необходимо знать ключевые основы его гармоничного развития.
Многие родители считают, чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, необходимо больше внимания уделять его интеллектуальному развитию. Но не менее важно для крохи быть самостоятельным и свободным в выражении своих чувств и желаний. Ведь такие важные черты характера как независимость в принятии решений, умение составить собственное мнение, ответственность, открытость, малыш сможет приобрести, только обладая богатой палитрой эмоций.
Мария Евгеньевна Баулина, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии психолого-социального факультета Российского государственного медицинского университета, член экспертного совета JOHNSON’S® BABY, рассказывает о несложных занятиях с ребенком, которые помогут развить его сильные качества характера.
Занимательные дела
Когда кроха еще совсем маленький его развитие во многом зависит от общения с близкими и родственниками. Ведь именно у них он учится новым действиям, реакциям и формам речи. Взрослый передает малышу не только свой опыт, но и желание выполнять то или иное действие, интерес к нему. Поэтому, оставаясь с крохой дома, вовлекайте его в свои дела, рассказывайте, чем Вы занимаетесь. Это поможет малышу познавать окружающий мир и быть активным.
Насыщенные моменты
Яркие события, связанные с положительными переживаниями, запоминаются ребенку лучше, чем «нейтральные». К примеру, выбирая книжку для крохи, обращайте внимание на то, чтобы в ней было много красивых цветных картинок. Листая страницы, малыш обрадуется изобилию красочных иллюстраций, и это поможет ему запомнить содержание быстрее.
Положительные эмоции «подсказывают» ребенку, на что следует обратить внимание. Поэтому предлагайте крохе пробовать все новое и интересное. Например, увидев яркие карандаши или мелки, малыш обязательно захочет «испытать» их на чистом листе бумаги. Играя с ребенком, давайте ему попробовать непривычные для него предметы и материалы. Занятия с песком, пластилином, мозаикой, кусочками шелка или бархата будят фантазию малыша и стимулируют развитие творческого потенциала.
Также с раннего детства больше бывайте с крохой в интересных местах: парках, музеях, на концертах и т.д. Вероятно, ребенок не запомнит этих мероприятий, но важнее, что он испытает новые эмоции. Обращайте внимание на музыку, которая звучит в Вашем доме.
Пусть это будут приятные, добрые, веселые песни, Вы также можете исполнять их вместе с малышом и даже танцевать. Все это не только укрепит вашу эмоциональную связь, но и поможет крохе научиться различать тончайшие оттенки переживаний.
Новые эмоции
Не старайтесь утаить от малыша проявление своих чувств, к примеру, радость, грусть, раздражение или страх. Главное, чтобы они были обоснованы ситуацией, и кроха мог разобрать, с чем связаны эмоции. Объясните ребенку, почему они возникают, это поможет ему точнее оценивать мимику, понимать переживания других людей. Когда малыш радуется или злится, помогите ему сформулировать словами то, что он чувствует. Благодаря этому упражнению кроха научится анализировать самые разные ситуации и в будущем ему будет проще приспособиться к требованиям воспитателей, учителей, отношениям в обществе. Помните, чем богаче эмоциональный опыт ребенка, тем проще будет ему разобраться в собственных переживаниях, управлять своим настроением, поддерживать душевное равновесие, а также сопереживать другим.
Занимайтесь с крохой, уделяйте больше внимания его эмоциональному состоянию, а еще лучше – станьте для него примером. И тогда малыш будет расти открытым, ярким и жизнерадостным человеком.
Алима, моя близкая знакомая, всегда жалуется на несносный характер своего мальчугана, при этом она перечитала массу литературы о психологическом развитии ребенка. Но судя по ее откликам о характере мальчика, эти знания ей ничем не пригодились. Молодая мама забыла одно единственное правило. Ее малыш ребенок. Маленький человечек, который имеет свой характер и свои взгляды на любую ситуацию. Он личность. Несмотря на то, что всегда опрокидывает тарелку с кашей на себя, до сих пор ходит на горшок и постоянно таскает за хвост кота.
Все бы хорошо, но Алиме надо бы учитывать это простое правило. Тогда ее многие проблемы решились бы сами собой. Как говорит Анжела Арутюнова, психолог со стажем, немногие дети будут выполнять приказы и наказы родителей. В этом диалоге мать – дитя, важно научиться понимать что ребенок тоже человек. И при этом человек с большой буквы. В первую очередь для вас!
Айнура мама троих сорванцов, забот у нее хватает. Пока с работы прибежит, маленького из садика забрать, да и ужин приготовить, а тут еще и стирка с глажкой накопились за неделю. В круговороте домашней суеты, она всегда находит время приласкать мальчишек. Уделить внимание каждому – так важно, говорит она. Ведь мама не только оденет, накормит и уложит спать, она еще должна напомнить как любит и дорожит своими детками. А я всегда стараюсь хотя бы часок провести с каждым из них – говорит она.
Чтобы воспитать в ребенке личность важно понимать, что ошибки неизбежны. А потому старайтесь проявить терпение, и понимание, если ваш малыш совершил ошибку. Позвольте дать понять ребенку, что каждый имеет право на ошибку, и ничего страшного в этом нет.
Айдана растит долгожданного ребенка Саяну, ей уже 1,5 годика, однако девочка умна не по годам. Различает животных, играется с книжками. Мама старается вложить душу в ребенка и всячески расстраивается, когда та, не понимает чего то, либо совершает ошибки. Айдана уже знает, кем станет в будущем ее малышка, в какую школу пойдет, и какой университет закончит. Мама оправдывает свое поведение, чрезмерной любовью к ребенку. Я хочу, чтобы у нее было все самое лучшее, и чтобы она была самой первой – говорит молодая мама.
Иногда родители за счет детей стараются осуществить свои несбывшиеся мечты, планы. То, что когда то не получилось у мамы или папы, должно обязательно получиться у ребенка, таков девиз таких родителей. Но это большая ошибка – сокрушается Анжела Арутюнова психолог, который работает в детском центре развития уже 3 год. Если вы хотите вырастить личность в ребенке, а не свое фальшивое подобие, вам нужно отказаться от этой идеи раз и навсегда. Либо пересмотреть свои взгляды на жизнь и судьбу вашего малыша. Это очень важно!
Саулеша не любит играть в песочнице с остальными детками, для нее лучше прогуляться по окрестностям парка, либо вообще залезть на дерево. А то и вовсе дать проанализировать кусок стекляшки, либо камушек интересной формы. Что же за девочка растет, сокрушаются бабульки на скамейках, наблюдательные советчицы со стажем. На что мама, только разводит руками, и недоумевает ни тебе кукол, ни нарядов, что за характер!
Позвольте ребенку быть не таким как все! Неординарность - это не болезнь, это норма. Поведение такого малыша нужно поощрять, а не разводить руками и выплескивать фразы – в кого ж, ты такой, - советует Анжелла Арутюнова. Действительно, во все времена белые вороны вызывали удивление и смех, однако из таких детей вырастали поистине талантливые писатели, художники, композиторы. Не подавляйте в ребенке личность!
Рамазан мальчик лет 6, всегда рассказывает о сказочном корабле, который унесет его далеко -далеко, где никто и никогда его не найдет. Во время рассказа, в глазах мальчика появляется блеск и поднимается настроение. Однако, мама, часто прерывает его мечты, пресловутыми фразами, типа - хватит говорить ерунду, не будет такого. Лучше научись задачи решать, вот тогда будешь получать 5 по математике. И станешь хорошим специалистом в торговле. Мальчик даже не понимает слова специалист, за то ему так дорог его сказочный корабль.
Позволяйте ребенку мечтать, не отнимайте у него это право. Ведь вера в мечту растит в ребенке ту самую надежду, что все будет хорошо. Дети которые были лишены такой возможности вырастают неуверенными в себе, мнительными личностями. В успех они не верят. А потому всегда обрекают себя на провалы. Будь то карьера или личная жизнь. Мечта способна творить чудеса.
И последнее правило для роста личности ребенка, позвольте ему иметь собственное мнение. Но важно, чтобы последнее слово было за вами! За родителями. Просто иногда пусть ваш ребенок имеет право сказать – нет. Ведь он уже личность! Причем благодаря –вам!