Задачи : формировать представления детей о магните и его свойствах; развивать умение определять предметы, притягивающиеся и не притягивающиеся к магниту; развивать познавательные потребности детей; воспитывать навыки безопасного поведения при проведении экспериментов и опытов.
Материал: разные магниты, коробка с деревянными, пластмассовыми шариками, металлический шарик, деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит, серебряное и золотое кольца, небольшие емкости с песком, смешанным с мелкими металлическими предметами, стакан с водой и металлическими предметами в нем, коробки с разными предметами.
Ход занятия по экспериментированию
Воспитатель (В.): Сегодня у нас необычное занятие: мы будем фокусниками. Ребята, вы все были в цирке и видели выступления фокусника. А кто такой фокусник? Что он делает? А хотите ли вы быть фокусниками? (Ответы детей.) Фокусником стать нелегко, этому надо учиться. А вы готовы учиться? Итак, начнем.
В: Смотрите внимательно. Я беру шарик, кладу его на стол и при помощи «волшебной» палочки, заставляю его катиться. (Подношу палочку с магнитом: шарик катится.)
Дети, а почему шарик покатился за палочкой? (Дети высказывают предположения.)
Предлагаю рассмотреть «волшебную» палочку и шарик. Ребята находят на конце палочки магнит и определяют, что шарик металлический.
Так в чем секрет фокуса? (Дети проверяют предположения.)
Вывод: магнит на палочке притягивает металлический шарик, и он катится за магнитом.
В: Ребята, посмотрите, какая у меня красивая коробка. В ней что-то есть. Саша, открой, пожалуйста, ее.
В коробке находятся пластмассовые и деревянные шарики. Предлагаю желающим подойти к столу и попробовать «волшебной» палочкой прокатить деревянные, а затем пластмассовые шарики.
Почему они не катятся за палочкой? (Дети высказывают предположения и проверяют их.)
Вывод: пластмассовые и деревянные предметы магнитом не притягиваются.
В: Ребята, а как вы думаете, золото и серебро – это металлы? (Ответы детей.)
Предлагаю детям потрогать золотое кольцо, а затем серебряное.
Они будут притягиваться к магниту? (Дети высказывают предположения.)
Предлагаю попробовать сдвинуть с места магнитом золотое кольцо, а затем – серебряное. Кольца не двигаются. Дети проверяют свои предположения.
Вывод: магнит притягивает не все металлы.
В: Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на столах стоят емкости с песком. Скажу вам по секрету: в песке что-то спрятано. Ребята, давайте вспомним, как надо обращаться с предметами во время опытов. (Ответы детей). Хотите ли вы узнать, что там? (Ответы детей.) А как можно, не касаясь песка руками, узнать, что же в нем спрятано? (Дети высказывают свои предположения.)
Предлагаю каждому взять магнит и поднести его к песку. Дети выполняют задание (проверяют свои предположения).
К магниту из песка «примагничиваются» железные предметы. У каждого ребенка они разные.
Вы, наверное, уже обратили внимание, что у вас на столах есть стаканы с водой, а на дне лежат предметы. Как достать эти предметы из воды, не намочив руки? (Дети высказывают свои предположения.)
Предлагаю поднести магнит к стенке стакана. Когда предмет «примагнитится», потихоньку двигать магнит по стенке. Предмет будет двигаться за магнитом.
Вывод: магнит притягивает железные предметы через многие материалы.
Раздается стук в дверь, приходит Незнайка. Он приносит коробки, а в них разные предметы. Незнайка просит детей помочь ему разобрать эти предметы на железные и не железные. Дети при помощи магнитов разбирают предметы и раскладывают их по тарелкам. На одну тарелку кладут железные предметы, а на другую – не железные. Дети самостоятельно экспериментируют и делают выводы. Каждый ребенок говорит, какие предметы притянулись к магниту, а какие нет и почему.
В: Ребята, а вам понравилось быть фокусниками? Теперь вы можете показать эти фокусы дома мамам, папам и своим братикам и сестричкам.
Любовь Шубина
Конспект по экспериментированию с водой в средней группе
Конспект по экспериментированию с водой в средней группе
Интеграция областей : познавательное развитие, социально - коммуникативное, художественно - эстетическое.
Цель : развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой .
Задачи :
Познакомить детей со свойствами воды;
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
Активизировать словарь
Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
Материал :
Яблочный сок, молоко.
Пластиковые стаканчики (большие и маленькие, одноразовые ложки, трубочки.
Соль, сахар, лимон. кислота,
Разноцветные пуговицы.
Ход экспериментирования:
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети :
Это глобус.
Воспитатель.
Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети :
Синего, голубого.
Воспитатель.
Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Животным, растениям, человеку.
Воспитатель.
Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель.
Молодцы.
Совершенно верно (обобщение по схеме)
«Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить. Ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды –
жить нельзя нам без воды».
Вода необходима всему живому на земле.
Однажды в сказочной стране вода исчезла! И животные из этой сказочной страны просят вас, ребята, помочь вернуть им воду. Злой волшебник спрятал воду под четырьмя замками. Поможем вернуть воду, животным из сказочной страны?
Для этого нам необходимо узнать четыре свойства воды.
Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Проводят опыты.
Воспитатель.
А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения :
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
Воспитатель.
Ребята, когда у вашей мамы на кухне убежит молоко, вы услышите не приятный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт :
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Яблочный) .
Как вы догадались, что сок - яблочный (пахнет яблоком) .
А теперь возьмите стакан с водой . Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)
Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды) . Вывод какой сделать можно : у воды нет запаха! Открываем первый замок.
Воспитатель.
Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
А конфета? (сладкая)
Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? (Вкус яблочный) .
А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте . Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса) .
Так есть ли вкус у воды? (Нет) .
Вывод : У воды нет вкуса (Вот мы и открыли второй замок) .
Воспитатель.
Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода» , хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках : соль, сахар и лимонная кислота а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет) . А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого) . Почему?
Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .
Вывод : вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса) .
Воспитатель.
Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет открыть третий замочек, давайте поиграем : (Капли первые упали, пауков перепугали) . Дождик прошёл и получились лужи. А что будет с лужами на морозе?
Лужи превратятся в лёд, застынут.
Воспитатель.
- Посмотрите внимательно : перед вами на столе на тарелочках – лёд. Возьмите его в руки.
Какой дёд?
Лёд холодный.
Воспитатель.
Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд?
Лёд твердый?
Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом : надавить, сжать, постучать по нему.
Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?
Воспитатель.
Значит, лед – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.
Таким образом, мы открыли ещё один замочек и разгадали ещё одно свойство воды.
Воспитатель.
Ребята, вспомните, что сказал злой волшебник животным из сказочного леса? Как вернуть воду?
Дети :
Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо отгадать четыре свойства воды.
Но остался ещё один не раскрытый замочек. Мы провели три опыта и нам осталось узнать ещё одно свойство воды. Для этого мы подойдём к столу, встанем вокруг него аккуратно.
Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)
А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.
Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет) . Почему? (ответы детей) . Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой . Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да) . Почему? (Потому что вода – прозрачная) .
Совершенно верно.
Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в сказочную страну, отгадали четыре свойства воды.
(Звучит музыка «Улыбка» - вступление) .
Животным из сказочного леса мы помогли и нам пора возвращаться в детский сад на свои места, откуда мы начинали занятие. Вот и вернулись в д/с.
Сегодня мы помогали животным вернуть воду, которую заколдовал злой волшебник в четыре замка. Что нового узнали о свойствах воды? (Описательный рассказ по схеме : Вода имеет четыре свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным). Животные очень рады, что вы помогли им вернуть воду и у них хорошее настроение. Я же предлагаю подарить животным из сказочного леса от нас подарок, что бы они надолго запомнили нашу встречу - и выполнить аппликацию. Для этого подойдём к мольберту : перед вами изображена лесная полянка. Необходимо дополнить изображение необходимыми элементами. Подходим по одному, берём элемент, смотрим – куда он может подойти, мажем клеем, приклеиваем, прижимаем салфеткой, встаем на своё место.
Публикации по теме:
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Конспект НОД по экспериментированию с водой для 2 младшей группы «Чаепитие у куклы Даши» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: художественное - эстетическое, речевое, физическое.
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Свойства, качества бумаги и ткани» Цель: - познакомить детей со свойствами бумаги и ткани; - дать сравнительную характеристику этим материалам; - учить устанавливать отношения.
Конспект ОД в средней группе «В гостях у Капитошки. Опыты с водой» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие. Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с.
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебница вода» Тема: «Волшебница вода» Цель: Дать представление о воде, формировать мышление, развивать тактильное восприятие, обобщать словарный запас.
Конспект занятия в средней группе «Экспериментирование с воздухом и водой.» Программное содержание. Развивать познавательную активность, в процессе экспериментирование. Познакомить со свойствами воздуха и с его значением.
Конспекты занятий по экспериментированию с воздухом и водой в средней и старшей группах ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ВОЗДУХОМ И ВОДОЙ В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то.
План-конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Волшебник-воздух» Образовательная область: познавательное развитие. Тема: «Волшебник – воздух». Возрастная группа: средняя. Цель: развитие исследовательско.
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «В гости к Фиксикам» Тема: В гости к Фиксикам Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Задачи: Воспитательные: воспитывать.
Библиотека изображений:
Цель :
Программное содержание :
Материал и оборудование:
Просмотр содержимого документа
«Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Удивительная соль»
Цель : вызвать интерес к изучению свойств соли.
Программное содержание :
Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;
Уточнить знания детей о свойствах соли; продолжать знакомить с ее видами;
Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
Формировать представления о соли и её свойствах;
Продолжать развивать речь как средство общения.
Упражнять в использовании нетрадиционного приёма рисования;
Материал и оборудование: три вида соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, 2 яйца, одноразовые стаканчики, свеча, ложка метал, листы для рисования, клей пва, цветная соль, красители.
Ход занятия.
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём,
И с гостям поздороваемся!
Наш клуб почемучки?
И девиз у нас простой,
Мы хотим узнать побольше
Про огромный шар земной
Вот и слышится в саду:
Почему, да, Почему?
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Сегодня Мы пригласили вас в нашу научную лабораторию. Отгадав загадку Вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Это (соль)
Воспитатель: - Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
Дети, а что вы знаете про соль? (Ответы детей).
Показ презентации.
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (наглядно).
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
А вы хотите узнать, как люди добывают соль?
Помогут ответить на это вопрос Младший научный сотрудник Алан Асади
Рассказ Ребенка Слайды
Воспитатель:А еще соль есть у нас в Казахстане.
Рассказ ребенка Алан Оспанов фото или слайды.
Опыт 1: Еще способ добычи соли - выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (. Выпаривание воды.) давайте мы с вами сейчас попробуем добыть соль. Поможет мне в это Матвей. Вот перед вами морская вода из которой мы должны получить соль.
Получили соль Описание соли «Соль сыпучая, без запаха» . «Соль растворяется в воде» (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
Дети, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А где есть соленная вода? (в морях, океанах). А в реках пресная. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Опыт 2: Возьмите яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо и опустим его в стакан с водой простой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать). Что еще мы можем из соленной воды?
Давайте вспомним, что мы делали с соленой водой и ниткой. Приглашаю научного сотрудника Адилю.
Проводим опыты 3: растворяем соль в воде, выращиваем кристаллы, делаем иней весной)
Показываем итог работы.
Физкультминутка.
Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко (имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко (грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать (руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил (руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил (убегают).
Воспитатель: Дети посмотрите какая у нас стоит красивая разноцветная соль. Почему соль разного цвета?
Ответ на этот вопрос приготовил для нас младший сотрудник Линар.(Слайды)
Воспитатель: Дети давайте вспомни как мыс вами проводили опыт окрашивание соли. И расскажет о нем наш научный сотрудник Лиза
Опыт 4: Окрашивание соли разные методы. (Показываем что получилось)
Воспитатель: Дети скажите где мы можем применить Окрашенную соль?
Творческая работа: Рисунок солью Настя и Даша.
Молодцы, работы других сотрудников можно посмотреть на стенде.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была и остается важным продуктом. Рассказ Афины
Наш научный сотрудник Вика провела в домашних условиях опыт как соль влияет на растения. Рассказ.
Мнения детей и их выводы.
Вывод много соли вредно для организма. Показать вредные продукты.
Воспитатель: Соль в большом количестве может нанести нам вред. Но в тоже время соль имеет лечебные свойства.
Расскажет о них наш сотрудник Артур
Дополнение: Так же соль добывают в соляных шахтах. Дети, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, соль кристаллизовалась. И образовались горы.
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
Так какая соль полезная для организма?
Ответы детей….
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.
Прежде чем начать наши новые исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать лечебную морскую соль для ванны.
Опыт 5: Приготовление лечебной морской соли с маслами. Подарят мамам.
Молодцы!!! У всех получилось.
Для закрепления материала проводится игра «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
юлия казаченок
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Кораблекрушение»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе .
Тема : «Кораблекрушение » .
Программное содержание :
Цель : закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
Задачи :
1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.
2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности , экспериментированию.
Раздаточный материал : Сахарный песок, речной песок, соль, опилки, камни, песок, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.
Демонстрационный материал : Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек» , карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории, презентация.
Ход организованной образовательной деятельности.
Ход НОД
На экране изображен корабль , который плывет по морю и начинается штор. В шторме корабль так раскачивает что с палубы корабля падают мешки с какими то веществами.
Шторм стихает, и мешки попадают на берег. Мешки попадают на берег. Но некоторые из них оказываются пустыми. Давайте узнаем, что же было в мешочках.
Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.
Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях . Перечислите.
Дети :
1. У воды нет запаха
2. Нет вкуса.
3. Она прозрачная.
4. Бесцветная.
5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.
6. Имеет вес.
Воспитатель : - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования :
Вправо, влево повернись,
В лаборатории окажись.
(дети подходят к мини-лаборатории) .
Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?
Дети : - У нас в лаборатории появились мешочки.
Хотите узнать что лежит в этих мешочках? Отгадайте загадки :
1. Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна (соль)
2. Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (сахар)
3. Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
4. Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? -. (песок)
Ребята у вас на столах пробирки с этими веществами, давайте их рассмотрим. Какие они?
Воспитатель : - Все эти вещества находились в мешочках давайте проверим как они взаимодействуют с водой.
Воспитатель : - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?
Дети : - Фартуки.
(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).
Воспитатель : - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами :
Дети :
1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.
2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
I. Исследовательская работа :
Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?
Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.
Воспитатель : - Давайте проверим.
Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.
Воспитатель : - Посмотрите и определите, какая там вода?
Дети : - Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.
Воспитатель : - Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.
Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.
Воспитатель : - Что произошло с сахаром, солью?
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.
Камни не растворяются в воде вода остается прозрачной, а камни падают на дно.
Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.
Воспитатель : - Ребята, мы с вами поработали и предлагаю нам отдохнуть.
(Дети садятся за другой стол и проводится игра.
Пальчиковая игра «Море»
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
II Экспериментальная работа.
Ребята у нас новая беда. На берегу острова оказались люди, и им очень хочется пить, но как на зло нигде нет питьевой воды. Что будем делать как поможем?
Подходим к 1 столу.
Воспитатель : - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?
Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.
Воспитатель : - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).
Делаем фильтры с детьми.
Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.
Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу : «Поспешишь – людей насмешишь» .
Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
Песок удалось отфильтровать, потому что он не растворился в воде, на фильтре хорошо видны следы песка. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде : сахар, соль.
Итог НОД :
1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль.
2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, камни.
3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.
4. С помощью чего? – фильтра.
5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример) .
6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?
Воспитатель : - Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись .
Публикации по теме:
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная сила магнита» Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Волшебная сила магнита» Интегрируемые образовательные области:.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Цель: - закрепление знаний детей о состоянии.
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Стекло и его свойства» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему «Стекло и его свойства». Цель: ознакомление детей.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Мы исследователи!» Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании.
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Актуальность: Ребенок рождается исследователем.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: 1. Помочь ребёнку понять.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица водица» Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Царица – водица» Цель: Совершенствовать представления детей.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» Задачи: Расширять кругозор о воздухе и его свойствах. Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни,вызвать интерес к окружающему.
Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.
Библиотека изображений:
Цель: развивать у детей познавательной активности, любознательности, интересу к экспериментальной деятельности.
Образовательные:
– упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
– объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара, распускание цветов в воде).
Развивающие: развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Воспитательные: воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Оборудование: молоко, пластиковые тарелочки, концентрированные пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, сода, уксус, пластилин для импровизированного кратера вулкана.
Предварительная работа: подготовка костюма волшебника, беседа, чтение сказок о молоке.
Ход занятия
Волшебник:
Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам, чтобы творить чудеса. Скажите, дети, а вы любите волшебство?
Дети: Да!
Волшебник :
Тогда я покажу вам маленькое извержение волшебного вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Опыт «Извержение вулкана»
Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.
Волшебник:
Вот и потух наш вулкан. Оказывается, чтобы устроить «извержение вулкана» достаточно попросить маму показать, как она гасит соду уксусом, когда печет пирог.
Волшебник:
А хотите тоже стать волшебниками, как я?
Дети : Хотим!
Волшебник: Тогда я научу вас всем своим премудростям. Но прежде давайте отгадаем загадку:
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, Простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, Ванюшка-дружок!
Ешь да пей,
Гостям налей
И коту не пожалей!
Дети : Молоко.
Волшебник: Правильно, дети, молоко. А какие животные дают молоко?
Дети: корова, коза, лошадь и т.д.
Волшебник:
Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных. А наше молоко не простое, если взмахнуть волшебной палочкой, то в нем могут вырасти причудливые цветы.
Опыт «Волшебство в молоке».
Итак, наливаем в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Дайте ему немного постоять. Теперь капаете пищевой краситель на молоко в центре тарелки. Дальше берем сухую ватную палочку и касаемся ей молока. Что получилось? Верно, ничего. Теперь окуните другую палочку в жидкое мыло и коснитесь, просто коснитесь, молока в центре на протяжении 10-15 секунд и наблюдайте «волшебство в молоке».
Волшебник: А теперь ребята, каждый из вас сам попробует стать волшебником и повторить этот замечательный опыт.
Деятельность детей:
Дети самостоятельно капают в молоко краситель, окунают палочку в жидкое мыло и подносят к молоку и наблюдают чудесное явление: краски разлетаются в стороны, образуя причудливые узоры.
Волшебник : Дети, вам понравилось быть волшебниками? Тогда я снова прилечу к вам в гости и научу вас еще чему-нибудь интересному и увлекательному.