Ведущий : Сегодня мы проводим родительское собрание на тему «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» в форме деловой игры. Для родителей детей старшего дошкольного возраста.
На собрание приглашены: родители, педагоги, психологи, старшие воспитатели, корреспонденты.
Одно из правил, условий деловой игры является диалог и дискуссия участников деловой игры.
Предлагаем участникам ознакомиться (войти в роль) со своими ролями.
Ведущий: воспитатель старшей группы
Воспитатели:
Психологи: готовят выступление об особенностях детей 5 летнего возраста. Любознательность.
Старшие воспитатели по УВР:
А родителей воспитатель разделяет на подгруппы и дает задание по подготовке к собранию.
1 группа:
2 группа: не согласны с мнением других.
3 группа: рассказ из своего личного опыта о воспитании детей и о работе по развитию любознательности своих детей.
Корреспонденты
Участники должны уточнить, кому адресован конкретно их вопрос.
Воспитатели готовят доклад « Как развить любознательность детей в процессе ознакомления с окружающим миром»
Доклад воспитателя.
Тема: Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Еще в своё время А. М. Горький замечал, что умение толково отвечать на вопрос ребёнка — большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопросы ребенка?
Помните, что ребенок задаёт вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережно е отношение к ним.
Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.
На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослые, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование- краткость и определенность ответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребенка, обращаться к его жизненному опыту
Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, в чем- то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н. Н. Поддъяков, именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность.
— Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: « А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.
— Не подавляйте ребенка» грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которые ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт детей для поиска ответа.
Если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.
К сожалению, это требование часто не соблюдается, когда взрослые отвечают на такие сложные для детей вопросы, которые касаются происхождения людей, исторического прошлого. Взрослые не всегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представлений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о которых спрашивают Учитывая это, достаточно ограничится в ответе сообщением отдельных фактов об историческом событии, которое заинтересовало ребенка, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.
Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку, которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.
О детской любознательности прекрасно написал английский поэт Редьярд Киплинг. В переводе С. Я. Маршака.
Есть у меня шестерка слуг, Даю им отдых от забот,-
Проворных, удалых. Пускай не устают.
И все, что вижу я вокруг,- Они прожорливый народ,-
Все знаю я от них. Пускай едят и пьют.
Но у меня есть юный друг,
Они по знаку моему Особа юных лет.
Являются в нужде. Ей служат сотни тысяч слуг,
Зовут их: Как и Почему, И всем покоя нет!
Кто, Что и Где.
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Я по морям и по лесам Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Гоняю верных слуг. Сто тысяч Почему.
Потом работаю я сам,
И им даю досуг.
Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Д. П. Годовикова) Любознательному ребенку хочется познать, а что именно – не столь важно.
Воспитатель:
Может ли телевизор «отучить» думать и читать? Может не научить – это верно. Или отвлечь от необходимости работать. Потому что отучить можно лишь от того к чему ребенок был приучен. И кажется нам, что опасность идет не столько от телевизора, сколько от его владельцев. И определяется она не тем, как ведут себя у телевизора дети, а тем, как ведут себя взрослые.
—Надо, чтобы ребенок воспринимал мир таким, какой он есть на самом деле, развивайте любознательность, познавательный интерес.
Большое значение в развитии любознательности имеет условия воспитания. И здесь многое зависит от воспитателя, от усилия родителей и окружающей среды.
-А что вы предлагаете, какими действиями, виды деятельности? (вопрос к родителям)
1.Дошкольная педагогика. С.А. Козлова. Т.А. Куликова. М.1998.
2.Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н.Поддъяков. Ф.А.Сохина. М.1984.
3.Ознакомление дошкольников с природой. С.А.Веретинникова М.1973.
4.Мудрость воспитания. Книга для родителей М.1974.
Психологи готовят выступление об особенностях развития детей пятилетнего возраста. Тема: Любознательность.
Выступление психолога.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М. Сеченов говорил о прирожденном и «крайне драгоценном» свойстве нервно- психической организации ребенка- безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом» что такое» Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомиться с качествами предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная « исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.
Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности.
Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Общение с родителями огромное ценность для малыша. Если вы своим вниманием поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться и крепнуть. К сожалению, иногда родители вместо того чтобы поддержать детскую любознательность отмахиваются от надоевших вопросов Мощный источник познавательной активности — детская игра.
1.Диологи о воспитании (Библиотека для родителей) М. 1985.
2. Дошкольная психология. Г. А. Урунтаева. М. 1999.
3.Ребенок от рождения до школы. Андрей Ольга Дружинины.М. 2003.
4.Умственное воспитание в детском саду. А.И. Сорокина. М.1975.
Старшие воспитатели по УВР говорят об эффективности метода проекта, его использования в д/саду по ознакомлению с окружающим миром.
Старший воспитатель по УВР
Рассказ об эффективности метода проекта, который используется в детском саду по ознакомлению с окружающим миром.
Метод проекта позволяет воспитателю решать множество психолого- педагогических проблем, при этом учитываются возрастные особенности и интересы ребят. Процесс совместной деятельности педагога и детей становится более увлекательным. Каждый проект по своему уникален и предоставляет педагогу возможность проявить на практике свои профессиональные знания, интуицию, фантазию и оригинальность. Метод проектирования позволяет превратить даже планирование работы в творческий процесс, а каждую встречу с детьми делает яркой и незабываемой. Метод проекта помогает усвоению ребенком социального опыта в разных видах деятельности.
Метод проекта как вид игрового обучения является способом преодоления фрагментарности обучающих программ. В методе проекта через поисковую деятельность у дошкольников повышается любознательность.
Метод проекта актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет
ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов является способом организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов позволяет определять задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Родители
1 группа: задает вопросы по формированию знаний детей об окружающем мире. Как это делать, какими способами, формами, что эффективнее.
2 группа: высказывают свое не согласие с другими участниками игры.
3 группа: рассказ из своего личного опыта о воспитании детей и работа для развития любознательности детей.
1 группа. А) Зачем все это знать родителям, ведь в д/саду их учат воспитатели на занятиях?
Б) Всегда ли знакомство детей с природой должно быть наглядно? Зачем? Какие формы ещё можно использовать?
В) В какой литературе можно подробнее узнать про развитие любознательности у детей пяти лет, о его значении для детей.
Г) Какие игры лучше использовать для расширения любознательности детей?
Д) Есть ли взаимосвязь между игрой и любознательностью?
2 группа. А) Мировоззрение? Но позвольте, о ком мы говорим? – Они еще дети.
Б) Забота ложится на «плечи» д/садов, так как ребенок большую часть времени проводит в д/саду, чем дома.
В) У родителей нет опыта и знаний по развитию любознательности у детей, это должен делать воспитатель.
Г) Вырастут и все сами познают, если им это будет надо или это будет им интересно.
3 группа. Неоценимым помощником являются книги о природе. В.Бианки, М. Пришвин и др., которые учат понимать и любить природу. Выезд на природу.
1группа. Телевизор — мой враг! Дети не хотят работать – лишь бы сидеть у телевизора. Телевизор — странная опасность, перед которой мы себя чувствуем бессильным. Что делать?
2 группа. Какое счастье – телевизор! Как он расширяет кругозор и детей и родителей, сколько общих интересов рождает, от скольких хлопот спасает: Не нужно ходить в театр с детьми, например (личный опыт)
3 группа . Что делать и как быть ведь часто телевизор заменяет детям родителей, во всяком случае, по части информации.
Вопрос к психологу: — Что делать если ребенок не управляемый?
Корреспонденты задают вопросы по проблеме и рассказывают о пользе телевидения по ознакомлению детей с окружающим миром.
Корреспондент:
Дети и телевидение.
Телевидение расширяет границы опыта, показывая страны и людей, которых без него не увидели бы. Оно вызывает на размышление, показывает процесс рождения мысли в споре, в беседе, в дискуссии, в соревновании, на тренировке. Оно предлагает им собеседников умных, оригинально мыслящих людей. Во всех этих действиях телевидение не имеет конкурентов и само ни с кем не конкурирует. С телевидения идет информация и присутствует музыка, звучат стихи, излагаются научные теории.
— Когда телевидение для ребят нужно? Необходимо? Когда оно гигантский репортер, глаз приобщающий их к сиюминутному величавому действию, например к космическому полету!
Зрелище, начиненное азартом, накопленное страстями. Оно не может стимулировать умственную деятельность зрителей- детей. Целая гамма ощущений на их лицах: «От подумаешь,умники!» — через «А все-таки молодцы!»- до « А я бы смог?». От подогретого в атмосфере боя любопытство до поисков по библиотекам книги, упомянутой в передаче.
Отбирая интересные передачи, ребенок уже совершает акт мышления, создаёт свою шкалу ценностей. Хорошо если в этом ему помогают взрослые. И взрослые должны ощущать свою ответственность, не надеясь во всем на телевидение.
Если взрослые не смотрят все передачи подряд, не будут делать этого и дети. В такой семье телевизор не отучит детей от общения друг с другом и с родителями. Напротив, объединит для беседы, наблюдения, рассуждения.
1. В какой форме проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром?
2. Используются ли педагогические технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром?
3. Какую помощь оказывают родители воспитателю в работе с детьми?
4. Ведется ли совместная работа, какая?
Заключительная часть игры
В конце дискуссии воспитатели подводят итог деловой игры, где выносят совместное решение собрания все участники игры.
1. Работа педагогов должна вестись совместно с родителями по воспитанию и обучению детей.
3. Воспитатель и психолог должны давать консультации родителям по интересующим их вопросам по воспитанию и обучению своих детей.
4.Пожелания корреспонденту: через СМИ объяснять значение роли родителей в воспитании дошкольников и о роли ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Воспитатель
МБДОУ ЦРР-д/с №27 «Сказка»
МО г.Саяногорск, Республика Хакасия.
Одной из важнейшей задач образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений “учитель-родители”.
Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и школы, практика показывает, что как молодые, так и опытные учителя, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении учителей с родителями учащихся. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.
Предлагаю вниманию читателей консультацию для учителей начальных классов, которая проводится в форме деловой игры “Учитель-Родитель”.
Цель деловой игры: расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке умений в организации и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.
Состав участников игры:
- Ведущий игры.
- Руководители малых групп.
- Участники малых групп (по 7-10 человек).
Регламентация игры:
- Организационный этап (3 мин).
- Подготовительный этап (10-15 мин.).
- Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).
- Рефлексивный этап (7 мин.).
Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки “Современные формы взаимодействия педагогов и родителей” (по количеству групп), бланки “Личный опыт” (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, доска, загорская игрушка “Матрёшка”.
Структура деловой игры
1. Организационный этап
1.1. Разминка. Приветствие.
Назначение: мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.
Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить вопрос: “Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспитание ребенка – семья или школа?”. Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.
Инструментарий: загорская игрушка “Матрёшка”.
1.2. Введение в игру
Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.
Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.
Вступительное сообщение учителя по теме родительского собрания
Роль семьи в воспитании ребенка
Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет.
Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.
Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок – это “как чистое полотно для картины – что живописец изобразит, доброе или злое, останется на ней”. Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: нужно оберегать ребенка от плохих слов, действий и от всяких недостойных примеров. Наукой доказано, что человеческая душа с 2-х месячного возраста все запоминает и понимает.
Чему научишь в детстве человека, то с ним останется на всю жизнь. Как говорили в старину, “солим огурцы – каким рассолом зальем, так и засолятся”.
А как велика сила привычки!
Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: “Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На Родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не возвращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись хозяева и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали… хлопать бичами, которыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились”. Вот сила привычки!
Некоторые родители несерьезно относятся к воспитанию детей в раннем возрасте. Плохие поступки оправдываются малолетством (“вырастет – сам поймет”). И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и увидите – он так кисел и горек. И вот никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый вырастает этот ребенок рабом своих вредных привычек. Привычки переходят в навык – и становится он негодным членом общества и горем для своих родителей. Ребенок, предоставленный самому себе, вырастает своевольным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послушании родителям.
Дети имеют свойство подражать. Они копируют свою мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать дитя к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь эти плоды пожинать нам, родителям.
Был когда-то среди одного дикого племени обычай: обессиливших стариков вывозить в лес или в глубокий ров и бросать на кормление диким зверям. Один сын отвез своего престарелого отца на лубке в глубокий ров и бросил его там вместе с лубком. А маленький сын его достал лубок и принес обратно домой. “Для чего ты принес лубок обратно в дом?” – спросил отец. “А когда ты состаришься, на этом же лубке я отвезу тебя под гору”. Задумался отец, и стало ему страшно за свою старость, и вернул он домой своего немощного отца!
Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители. Потому что родители своим добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хозяина.
Так и за своих детей – отвечать нам!
Воспитание детей – это долг, требуемый самой природой.
Посмотрим на птиц, животных.
Взглянем на кошку, на собаку, на медведя, лисицу, слона, орла, курицу, ястреба. Разве все эти животные не воспитывают своих детей, не прививают им навыков для существования? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как надо прыгать, подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Этого требует сама природа.
По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются дети и наоборот.
В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: “Яблоко от яблони недалеко падает”.
Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и послушание к родителям, учителям; никому не вредить, не оскорблять, жить по совести.
Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания имеют особенное значение старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, т.к. старшие дети – пример для младших. У одного отца, многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: “Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним”.
Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.
Спасибо за внимание!
Инструментарий: бейджики для участников.
2. Подготовительный этап
2.1. Построение “пирамиды взаимодействия учителя и родителей”
Назначение: определение этапов взаимодействия учителя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.
Реализация: группам предлагается выстроить “пирамиду взаимодействия учителя и родителей” (определить последовательность этапов взаимодействия учителя и родителей) и представить полученный результат.
Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.
2.2. Заполнение бланка “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”
Назначение: обращение к опыту учителей; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.
Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: “Зачем нужна эта форма?” “Какой результат ее использования?” Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.
Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.
2.3. Просмотр презентации “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”
Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия учителя и родителей.
Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия учителя и родителей, запечатленных на слайдах презентации.
Инструментарий: экран, проектор, презентация “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”.
3. Основной этап
3.1. Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания
Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.
Реализация: участники групп моделируют проект плана-сценария родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.
3.2. Защита проектов
Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.
Реализация: осуществляется защита проектов плана-сценария участниками групп.
Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.
4. Рефлексивный этап
4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка “Личный опыт”
Назначение: самоанализ участников игры.
Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк “Личный опыт”.
Инструментарий: бланки, ручки.
4.2. Подведение итогов
Назначение: получение обратной связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бланк “Личный опыт”
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк?
Какие мысли возникли при заполнении бланка?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Что хочется изменить в своей работе?
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План родительского собрания (подготовительный период).
- Приглашение.
- Оформление классного кабинета.
- Мизансцена.
Ход собрания:
- Погружение в тему собрания.
- Сообщение классного руководителя.
- Творческая заставка-презентация.
- Игра-знакомство, игра-сплочение.
- Выступление приглашённых.
- Обратная связь.
- Подведение итогов.
Литература:
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
- Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. - М., 2007.
- Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. - М., 2002.
- Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. – М., 1999.
- Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. – Клин., 2002.
- Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие. – М., 2004.
Родительское собрание – деловая игра
совместно с учащимися
«В дружбе наша сила»
Цели:
Выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
На основе примеров и жизненого опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;
Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и дружного, сплоченного коллектива.
Воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Участники: учащиеся 3-го класса, родители, психолог и классный руководитель.
Оборудование: магннитофон, фонограмма песни «Если с другом вышел в путь», рассказы В.Сухомлинский «Как на свете жить», И.Туричин «Дружба», Н. Чабаевский «Одинаковые», В.Осеева «Три товарища», выставка фотографий «Наши праздники и будни», пословицы о дружбе, выставка коллективных творческих работ учеников и их родителей.
Оформление: класс украшен шарами,парты расставленыдля четырех микрогрупп, на столах лежат тексты для коллективного обсуждения, пословицы, цветная бумага, ножницы, клей, листы фатмана. На доске - слова В.И.Даля «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», выставка фотографий,
Подготовка:
За две-три недели до собрания классный руководитель совместно с родительским комитетом обсуждает замысел собрания, проводится анкетирование родителей и детей, оформляется выставка творческих работ и фотографий.
Анкета для родителей
1. Есть ли друзья у вашего ребенка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
2. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
3. Как вы встречаете друзей своего ребенка?
Всегда доброжелательно, приветливо;
В зависимости от настроения;
Сухо, с недовольным видом.
4. Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5. Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка?
Только отличника;
Хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку;
Вам все равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку.
6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?
7. Дружите ли вы семьями?
8. Замечаете ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9. Как вы считаете, ваш ребенок – хороший друг? Почему? Как вы поступите, если между детьми возникает конфликт?
Анкета для детей
1. Есть ли у тебя в классе друг?
2. Что ты больше всего ценишь в своем друге?
3. Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
4. Что значит дружить хорошо?
5. Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?
6. Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?
7. Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
8. Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
Отличника;
Хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всем подчиняться;
Тебе все равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.
9. Приходит ли друг к тебе домой? Как его встречают твои родители?
Приветливо;
По настроению;
С недовольным видом
10. Бываешь ли ты в гостях у друга?
11. Как тебя там встречают?
Приветливо;
По настроению;
С недовольным видом.
12. Ты считаешь себя хорошим другом?
13. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?
Пословицы:
Без беды друга не узнаешь.
Друг познается в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную брось.
6. Нет друга ищи, а нашел- береги.
Ход проведения собрания:
Родители и их дети занимают отведенные места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входят три родителя и четыре ученика. Один из родителей выполняет роль организатора работы группы.
Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, а затем предоставляет слово классному руководителю. Звучит песня «Когда мои друзья со мной».
1. Выступление классного руководителя.
Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? (Ответы детей и родителей). Послушайте стихотворение «Что такое дружба?». Ученики читают стихотворение по ролям.
Что такое дружба?- Это что-то огромное,
Спросила я у птицы. Радостное и большое!
Это когда коршун Это когда ребята все сразу,
Летает вместе с синицей. Все вместе играют,
Спросила я у зверя: Это когда мальчишки
Что такое дружба?- Девчонок не задирают.
Это кода зайцу Дружить должны все на свете:
Лисицы бояться не нужно. И звери, и птицы, и дети!
А после спросила у девочки:
Дружба- что такое?
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив…
Дружба начинается в семье. Семья- начало нашей жизни, мы в ней растем и взрослеем. Недаром пословица гласит «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
Как вы считаете, могут ли родители быть вашими друзьями? (Ответы детей).
Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы, в этом вам помогут ваши родители.
2. Работа в микрогруппах . Каждая группа получает один текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывается на листе ватмана.
Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:
«Как на светае жить?» В.Сухомлинского; «Дружба» И.Туричина; «Одинаковые» Н.Чабаевского, В. Осеева «Три товарища» .
Тексты для работы микрогрупп
В.Сухомлинский
КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, нечего не сказав, побежали гонять в мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
Наш папа выздоровел, - сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:
Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Вопрос для коллективного обсуждения:
Почему заплакала Катя? Как бы вы поступили?
ДРУЖБА.
И. Туричин
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.
Давай, - согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята.
Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
Я – Васин друг! И я одни буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
Я- твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
Давай, - согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
И меня примите.
Не примем, - сказал Сережа.
Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
То вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы для коллективного обсуждения:
Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
Можно ли назвать Сережу настоящим другом?
ОДИНАКОВЫЕ.
Н. Чабаевский.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
Я получила по арифметике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
Да, ты уже хуже стала…
Я? – удивилась Соня. - Но ведь тройку получила не я!..
Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты…
Вопросы для коллективного обсуждения :
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Какие качества характера проявились в поступке девочки?
Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?
3. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, дает на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.
1. Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
3. Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
4. Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаваться и исправиться.
Правило еще раз читается хором всеми участниками собрания.
А теперь среди пословиц найдите ту, которая подходит к данному правилу, и объясните ее смысл.
(Классный руководитель зачитывает подходящие к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей, а председатель родительского комитета - ответы родителей. Идет сапостАвление ответов).
Ответы на вопросы анкет детей и родителей в основном совпадают. Это говорит о том, что родители и дети понимают что такое дружба и кто может быть настоящим другом.
А вы сами умеете дружить? Много ли у вас друзей? Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? (Высказывание мнений детей и родителей).
Молодцы! Я вижу, что и у вас, и у ваших родителей много друзей, что многие из вас умеют дружить. Но всегда ли все гладко и хорошо у друзей? Могут ли друзья ссориться, спорить? (Ответы детей и взрослых).
Ссоры и споры, конечно, неизбежны, но настоящие друзья никогда не будут ссориться по пустякам, а серьезные проблемы решат сообща, вместе. Но даже если ссора и возникла, если вы дорожите своим другом, вы сумеете найти способ помириться.
Сегодня у нас в гостях педагог- психолог нашей школы Наталья Викторовна. Она проведет с вами тренинг по сплочению нашего коллектива.
Тренинг по сплочению коллектива.
Сегодня я хочу провести с вами тренинг по сплочению вашего коллектива. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные мои задания. Вы сможете выполнить эти упражнения, если будете держаться вместе, помогать друг другу и поддерживать.
Упражнение «Акула» Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.
Мы в открытом море, я предлагаю вам окунуться в воду.Вы ходите по классу, как будто плаваете. По команде «Акула»- вы должны быстро запрыгнуть на островок (лист бумаги), чтобы все оказались в безопасности.
Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных островках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.
Почему вам удалось спастись от акулы? Что понравилось в этой игре? (Ответы детей и родителей)
\6. Коллективное творческое дело.
Что может помочь в сплочению нашего коллектива? Конечно же, разные совместные мероприятия, конкурсы, игры, экскурсии, совместная работа. Мы свами часто проводим такие мероприятия, где участвуюете не только вы, ребята, но и ваши родители. Этому свидетельствует выставка фотографий с разных мероприятий.
Сейчас каждая микрогруппа постарается сделать свой цветок дружбы. Середина цветка – это вы, а лепестки - ваши друзья. Вырежьте лепестки из бумаги, напишите на лепестках имена своих друзей.
(Используя цветную бумагу, дети вместе с родителями выполняют задание под песню «Улыбка». Выставка работ «Вот как много у нас друзей»).
Итог родительского собрания.
Что вам сегодгя понравилось на собрание? Какой выод вы сделаете для себя? Как вы думаете, почему так важно сохранить дружбу?
Потерять друга легко, а найти- очень сложно. Некоторые люди не находят друзей за всю свою жизнь. Им живется очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.
В заключении все вместе давайте споем песню «Вместе весело шагать»).
Решение родительского собрания.
Председатель родительского комитета зачитывает решение собрания:
Ежедневно жить по правилам дружбы, которые вывели сегодня.
Принимать активное участие вместе с детьми во всех мероприятиях.
Строить отношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Литература.
Е.Н. Степенов «Калейдоскоп родительских собраний».
И.А. Каиров «Азбука нравственного воспитания».
СЛ.С. Бескоровайная «Настольная книга учителя начальных классов».
Газета «Начальная школа» № 13, 2008 г.
Цель встречи: способствовать формированию у родителей гендерной компетентности.
Оборудование: презентация, памятки с рекомендациями по воспитанию, листки бумаги для теста и пожеланий, ручки, красивая коробка для пожеланий, задания с проблемными ситуациями.
Тема нашей встречи – гендерное воспитание. Это выражение можно услышать сейчас довольно часто. Что же означает это слово? «Гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Установлено, что именно в период дошкольного детства, у всех детей, живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Ученые считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения взрослых к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери.
Актуальность гендерного воспитания огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Поэтому нам, взрослым, не следует забывать, что мальчики и девочки, (также как мужчины и женщины) – это два разных мира, две разные планеты. Но так сложилось, что в современном обществе стерлись грани между профессиями, домашними обязанностями (произошло ослабление традиционной роли отца, увеличилась занятость женщин).
А сейчас предлагаю вам просто для себя ответить на вопросы теста.
Итак, коротко, (на листке бумаги) только «да» или «нет»:
1. Девочки послушнее мальчиков?
2. У мальчиков более аналитический склад ума?
3. Девочки более пугливы?
4. Мальчики более активны?
5. Девочки легче поддаются чужому влиянию?
6. Девочки более чувствительны к прикосновениям?
7. Мальчики агрессивнее девочек?
8. Мальчики амбициознее девочек?
9. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности?
10. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями?
11. У мальчиков более развита склонность к командованию?
12. Девочки охотнее делятся своими переживаниями?
Теперь сравните ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии:
1. Нет, только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых.
2. Нет, аналитический ум поровну поделен между полами.
3. Нет, девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается.
4. Нет, в раннем детстве разницы нет, в школе многое зависит от класса и учителей.
5. Нет, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.
6. Нет, существенного отличия нет.
7. Да, мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
8. Нет, девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения,
а мальчиков приходится подталкивать к этому.
9. Нет, мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
10. Нет, мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.
11. Нет, мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.
12. Да, но после 11-12 лет, в более раннем возрасте разница мала.
Как видите, можно сделать вывод, что мальчики и девочки по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают, поэтому и воспитывать их нужно по-разному.
На сегодняшний день утрата многих прогрессивных народных традиций привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений.
А ведь в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.
Оказывается, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.
Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше чем матери, но начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3-х лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Её воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья. Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Мы видим, что при воспитании детей с 3-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию: девочек – матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.
В условиях традиционного семейного воспитания ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители.
Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.
Народные традиции нераздельно связаны с народным творчеством – это и сказки, и загадки, и пословицы, и поговорки. У нашего народа существует много пословиц о семье, семейных ценностях. А какие знаете вы?
При солнышке тепло, а при матери добро.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В дружной семье и в холод тепло.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
На что и клад, когда в семье лад.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и разгадать пословицы - перевертыши.
Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь.)
Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
На полицейском валенки мокнут. (На воре и шапка горит.)
Не каждый чужого горя слесарь. (Всякий своего счастья кузнец.)
Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет.)
Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груздем – полезай
Лысина – мужское безобразие. (Коса - девичья краса.)
Начал безделье - сиди дома робко. (Кончил дело – гуляй смело.)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта.)
От смелости носы малы. (У страха глаза велики.)
Зачастую нам трудно понять своих детей, мы мыслим совсем другими категориями. Давайте попробуем на минутку вернуться в детство и представить себя дошколятами.
Игра «Устами младенца».
Этот вопрос был адресован нашим детям и вот как они на него ответили:
Попробуйте догадаться, о ком идет речь.
1. Это голова,
он пишет,
всем говорит в микрофон.
Пишет каждому по одной бумажке и дает за него проголосовать.
(Президент.)
2. Она все делает плавными движениями,
может стоять на одной ноге.
Которая танцует.
(Балерина.)
3. Где выступают люди,
показывают фокусы;
там волшебник, где все животные,
где клоун выступает.
4. Это для человека, для головы,
это брызгать, мама пшикает себе, чтобы вкусно пахнуть.
5. Возит людей в командировку, в больницу;
у него пар выходит из трубы.
6. Они нужны, чтобы одевать на ноги и, когда зима, идти по улице.
Для красоты, чтобы не испачкаться.
Чтобы тети ходили в них.
(Каблуки.)
А теперь предлагаю улыбнуться над некоторыми курьезными высказываниями. Вот какие ассоциации иногда возникают у детей:
Поэт - это который рисует, поет.
Библиотекарь - продает книги, лекарства.
Дрессировщик - дрессирует кошек, собак, всех ребят.
Астроном - это животное.
Дирижер - кто все время дежурит, как у нас дежурные.
Официант - командир, который охраняет.
Здесь видно, что у детей другой ассоциативный ряд: смысл известных слов переносится на слова, похожие по звучанию.
Посмеялись, а сейчас настало время мозгового штурма: предлагаю каждому столу по 2 проблемные ситуации, с которыми, возможно, сталкивались и вы.
Необходимо продумать варианты, как можно неконфликтно выйти из них.
(представители каждого стола тянут по 2 задания)
1. Ваш ребенок в магазине закатил истерику - не купили понравившуюся дорогую игрушку.
2. Пришли в гости с ребенком, очень плохо себя ведет.
3. К вам пришли гости с детьми. Ваш ребенок не дает детям свои игрушки.
4. Вы едете в поезде. С вами в купе мама с ребенком. Ребенок вытворяет все,
что заблагорассудится, а мама не обращает на это внимания.
Обсудите в группах, как лучше поступить в сложившихся ситуациях.
(Родители предлагают свои варианты.)
Спасибо за ваши советы, думаю, что они окажутся полезными.
Как известно, с рождения дети отличаются друг от друга своим поведением.
И все потому, что у каждого ребенка свой темперамент - врожденные свойства нервной системы, которые уже к 5 годам проявляются достаточно четко. А вы знаете, кто ваш ребенок по типу темперамента? Проверьте себя.
Тест «Типы темперамента».
Наша встреча подходит к концу, и я хочу попросить каждого из вас написать пожелание присутствующим и положить в коробочку.
(перемешать, затем каждый вытаскивает пожелание для себя)
Благодарю всех присутствующих за смелость, откровенность, активность. В конце нашей встречи хочется добавить к сказанному, что именно в семье ребенок отдыхает душой и телом. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.
Ф.И.О. педагога: Сайфиева Елена Игоревна
Название и номер образовательного учреждения: Государственное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад № 69 Выборгского района
Должность : Воспитатель
Контактная информация:
Тел.: 558-84-37
Моб: 8-911-152-01-34
E-mail: е[email protected]
Представляемый на конкурс материал: сценарий (конспект) проведения родительского собрания в ГБДОУ
Номер и название конкурсной номинации: Номинация № 1. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в ГБДОУ.
Сценарий (конспект) родительского собрания, проводимого в форме деловой игры .
ТЕМА: «ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ ВАШИМ ТРУДОМ»
В.А. Сухомлинский
Участники: педагоги, родители.
Цель: создание системы в работе по воспитанию детей в семье; структурирование работы воспитателей с родителями, придание ей комплексного характера; ориентирование родителей на саморазвитие и самосовершенствование; создание в группе атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Задачи: обогатить знания, установки и умения, необходимые для ухода за детьми и их воспитания, гармонизировать семенные отношения, помочь осознать ответственность за воспитание ребёнка, понять мир ребенка, который надо уважать, чувствовать, беречь.
Подготовка к собранию:
1 этап. Подготовительный.
Изготовление детьми приглашений на собрание с учетом его темы
Изготовление плакатов с русскими народными пословицами о воспитании.
Оформление фотовыставки «Мама, папа, я - счастливая семья»
Оформление выставки детских рисунков «Моя семья»
Анкетирование родителей
Создание детского словаря «Что такое семья»
2 этап. Ход собрания
Воспитатель приветствует родителей и задает вопрос: «Как Вы думаете, что такое семья? И какова её функция?» (Ответы родителей, зачитывание ответов детей).
Воспитатель объявляет игру.
- «МИШЕНЬ ЦЕЛЕЙ»
«Тот, у кого нет цели, не может найти правильного пути. И тогда вся его жизнь превращается в замкнутый круг» Х. Моргенштерн
Цель:
Помочь родителям обозначить стратегию семьи с учетом мнений и интересов всех её членов.
Помочь родителям сформулировать цели семьи на ближайшее время
Донести до родителей, что если они не определили цели, их действия традиционны, как и достигаемые результаты. Иными словами: делая то же, что и всегда – получаешь то же, что и всегда.
Вспомогательный материал: расчерченный плакат на четыре графы на каждую семью.
Проведение игры: раздать родителям пустые плакаты, определить время заполнения – 10 минут, затем попросить представителя от каждой семьи выйти и выступить перед остальной аудиторией и презентовать цели своей семьи. Для помощи родителям раздать вспомогательные карточки с вопросами. Вопросы и образец заполненного плаката оформлен в Приложении № 1.
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАУЗА
Воспитатель объявляет интеллектуальную паузу и задает задачу: «Сколько в семье человек?»
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка, и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший я.
Какая же у нас семья?
Воспитатель выслушивает ответы и объявляет новую деловую игру.
- «ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ»
Цель:
Наглядно продемонстрировать, как важно правильно поставить задачу для правильной реализации.
Наглядно продемонстрировать, как важно умение слышать и слушать друг друга.
Вспомогательный материал: мозаика, буклет на котором нарисована коровка.
Проведение игры: из числа родителей выбираются три человека: два остаются в зале, один уходит в другое помещение. Два оставшихся человека поворачиваются спиной друг другу, первому дается буклет с нарисованной коровкой, он пытается устно донести до партнёра, что у него в руках, и что должно получиться в результате (чем подробнее будет описание, тем лучшим будет результат игры, вопросы второму участнику задавать не возбраняется, а только приветствуется). Время ограничено: 5 минут.
Первый участник с буклетом удаляется, входит третий участник. Ему задавать вопросы и разговаривать запрещено. Он должен сделать только то, что будет просить делать участник № 2. Цель: собрать из мозаики коровку, идентично повторяющую картинку буклета. Время ограничено: 5 минут.
Затем участники собираются вместе, и аудитория обсуждает, что помогло в ходе игры, а что помешало достичь цели.
Образец буклета оформлен в Приложении № 2.
- «ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРЕЗКА ВРЕМЕНИ»
Цель: наглядно продемонстрировать, на примере эластичной резинки, как важно постепенно усложнять поставленные ребёнку задачи, расширять его кругозор.
Вспомогательный материал: тонкая резинка для денег.
Проведение игры: воспитатель берёт резинку в руки, и перед аудиторией демонстрирует, натягивая резинку на указательном пальце правой руки на 5 см, поставленную перед ребенком цель (например, прочтение одной страницы из книги), затем подтягивает палец левой руки, и показывает, как натяжение резинки ослабевает, что означает, что результат стоит на месте, и нужно при приближении к цели, резинку натягивать все дальше и дальше. Цель: сегодня – прочтение 1 страницы из книги, на неделю – прочтение половины книги, на месяц – прочтение целой книги. Схема планирования отрезка времени и рисунок натяжения резинки обозначены в Приложении № 3.
Воспитатель объявляет новую деловую игру.
- «ПООЩРЕНИЕ РЕБЁНКА»
Цель:
Наглядно продемонстрировать родителям, как важно поощрять ребенка на этапе правильно выполненной задачи, как важно использовать позитивное подкрепление.
Проведение игры: Для игры необходимы два человека: «обучающийся» и «тренер». Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и обучающимся и тренером, прежде чем группа утомится; наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать. Вы отсылаете обучающегося из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Обучающийся приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер хлопком подкрепляет движения в направлении желаемого действия . Обучающийся должен понять, что хлопок производится именно тогда, когда действие совершено правильно.
Разговаривать запрещается. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пор, пока не достигнуто задуманное поведение.
- ДИАЛОГ С РОДИТЕЛЯМИ
Родители озвучивают заранее подготовленные цитаты о воспитании и защищают их.
- ЛИТЕРАТУРНАЯ ПАУЗА
Чтение стихотворения В. Шапова «Почему?». Пауза заканчивается цитатами о роли отца в воспитании детей.
- « 10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЕЙ»
Обсуждение памятки 10 заповедей родителей. Памятка представлена в Приложении № 4.
Родители подводят итоги, оформляя протокол собрания. Решено:
- Поддерживать в семье положительный психологический климат, выделяя больше времени для общения со своим ребенком
- Обозначить цели по схеме планирования отрезков времени.
- Придумать герб своей семьи, отображающий её интересы и традиции, оформить выставку лучших семейных гербов.
- Составить картотеку вопросов детей и авторских загадок в группе и дома (Почему? Зачем? Отчего?)
- Создать совместный словарь взрослого и ребенка « Семья – это»
- Подготовить презентацию «Наша прогулка по городу»
Приложения № 1.
Вопросы, относящиеся к целевым формулировкам и способствующие правильной постановке цели:
- Что? Результат?
- Когда? Когда он должен появиться на свет?
- Какой? Каким он должен быть?
- Кто? Кто им будет пользоваться?
- Зачем? Зачем ему это? Каков смысл результата для него?
- Почему? Почему это необходимо?
- Как? Как будет оцениваться/измеряться результат
Приложение № 2.
Приложение № 3
Приложение № 4.
- НЕ жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- НЕ думай, что ребенок твой: он Божий.
- НЕ требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
- НЕ вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что ты посеешь, то и взойдет.
- НЕ относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
- НЕ унижай!
- НЕ мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.
- Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) – для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
- Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.
Список литературы:
- Н.М. Метенова. Родительские собрания. Часть первая. ИПК «ИНДИГО», 2009
- Т.Н. Зенина. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России, 2006
- С.В. Глебова. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. ТЦ «Учитель», 2005
- Л.Е. Осипова, Работа детского сада с семьей. ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008
- «Дошкольное воспитание». Журнал № 3, выпуск 1994 года.
- Карен Прайор. «Не рычите на собаку», Селена +, 1995