Кто должен воспитывать ребенка - семья или школа? «Ваш ребенок неуправляемый. Он нарушает дисциплину и никого не слушает», – можно услышать от учителя в адрес родителей, которые наверняка ответят: «Просто вы плохой педагог, поэтому не можете навести в классе порядок, а мой сын дома шелковый». Кто же из них прав? Ответить на этот вопрос не так-то просто, особенно в том случае, если ребенок научился помыкать и манипулировать родителями и действительно дома ведет себя идеально, а «отрывается» в школе. Цель данного материала – не оправдать учителей и школу или родителей с детьми, а показать обоим, как можно «построить мосты» и наладить коммуникацию. Помогла нам в этом Светлана Иванова, классный руководитель 6-ого класса одной из российских школ, учитель русского языка и литературы с многолетним стажем. Проблема 1. Ребенок нарушает дисциплину, обижает других детей, дерется Что говорят родители: дома он ведет себя нормально! Это в школе он попадает в плохую компанию; у вас плохие учителя, не могут навести порядок; сами не знаем, что с ним делать – он никого не слушает. Комментарий учителя: в вопросах дисциплины я могу разделить всех родителей на три категории. Первая, к счастью, самая многочисленная, это родители, которые слушают и слышат замечания учителей, реагируют адекватно, дома проводят с детьми беседы. К слову, беседы и внушения, хотя и не так быстро, но все-таки дают самые лучшие результаты. Важно, чтобы учитель и мама с папой придерживались одной и той же линии и были партнерами, а не врагами. Приведу пример. Одного моего ученика мама за плохие оценки и поведение наказала – не разрешила участвовать в мероприятии, посвященном 9 Мая. Я позвонила ей и попросила этого не делать, так как нельзя наказывать детей, забирая у них часы отдыха и общение с одноклассниками. Мама прислушалась к моему совету, и в результате нам удалось повлиять на мальчика. Другая категория родителей – это те, кто в данной ситуации поступил бы иначе. Это родители, которые не пускают в поездки, не разрешают гулять, отдыхать, даже деньги на еду не дают или того хуже – бьют. Я видела очень многих детей и, поверьте, такие методы никогда не срабатывают. Ребенок начинает бояться, выкручиваться, врать, замыкается в себе, становится нервозным, его успеваемость падает. Таким родителям я пытаюсь объяснить, что постоянные спокойные беседы и разговоры действуют лучше, чем относительно быстрые, но – в долгой перспективе – более вредные методы, например, физические наказания. Конечно, нужно запастись терпением. Третья категория родителей – это те, кто старается оправдать ребенка. У меня в классе есть такой мальчик. Его мама приходит ко мне и начинает говорить гадости о других детях, мол, ее сын, конечно, не подарок, но и его одноклассники точно такие же. А ведь это неправда! Просто изначально она запугала ребенка, и он стал наговаривать на других детей и учителей, придумывать то, чего не было. Учитель не враг ни ребенку, ни родителям. Просто нужно прийти, выслушать педагога и вместе решить, как действовать дальше. Проблема 2. Ребенок плохо учится Что говорят родители: у вас плохая школа, вы не можете научить моего ребенка; мы не должны следить за тем, что делает ребенок – для этого есть школа. Комментарий учителя: на это я могу ответить, что, согласно законодательству РФ, школа в ответе за ребенка до 14:30. В остальное время суток за воспитание и сохранность ребенка отвечают родители. Например, учитель не может проконтролировать, делает ли ребенок домашние задания дома и как именно он их делает. Учитель не может проследить, взял ли ребенок из дома все необходимые тетради и учебники, форму на физкультуру. Со своей стороны я могу лишь сделать так, чтобы все ученики записали в дневники домашнее задание, усвоили информацию на уроке. Остальная часть «работы» ложится на семью. Конечно, оценки часто становятся камнем преткновения, причем чаще не у родителей двоечников, а у тех, чьи дети учатся на отлично. Например, в конце первого полугодия по производственной необходимости мне пришлось взять еще два восьмых класса. Часть учеников улучшили свои оценки, а один мальчик, который учился на пятерки, у меня получает твердую четверку. Пришли его родители, чтобы выяснить в чем дело. Мы спокойно поговорили, я показала его тетради, контрольные, мы посмотрели журнал и успеваемость по другим предметам. Я объяснила, что мальчик умненький и обязательно подтянется, но к отличникам у меня особое отношение, они должны показывать более высокий результат. Состоялся диалог – все довольны, мальчик старается, родители помогают. Так и должно быть. Проблема 3. С ребенком не хотят дружить Что говорят родители: Мой ребенок такой хороший, а с ним никто не хочет дружить. Помогите ему найти друзей. Комментарий учителя: в каждом классе есть ребенок, с которым не хотят дружить и даже сидеть за одной партой. Увы, почти всегда в такой ситуации виноват сам ребенок-изгой. Чаще всего дело не во внешности, как думают, многие, а в поведении. Буквально на днях опять пришлось разбираться в сложной ситуации: с одной девочкой, назовем ее Катей, никто не хочет сидеть. Я подсаживала к ней многих одноклассников – все противятся. Спрашиваю, в чем дело? Дети жалуются, что она рисует у них в тетрадках, мешает на уроках, отвлекает. Девочка действительно проблемная… Там все идет из семьи – ее родители в разводе, папа бьет за плохие оценки, никто ею кроме бабушки не занимается. В работе с такими детьми я стараюсь поднять их авторитет в классе – ругаю только с глазу на глаз, а хвалю при всех, даю посильные поручения, чтобы они больше контактировали с другими детьми. Заставить класс дружить с каким-то ребенком невозможно. Нужно разобраться в причинах такого отношения. Проблема 4. Не нравится учитель Что говорят родители: у вас плохой учитель английского (математики, химии), ребенок не понимает то, что он объясняет. Комментарий учителя: увы, такая ситуация возможна. Если это массовое явление, например, недовольны больше половины родителей, учителя могут заменить. У нас был случай, когда очень опытный учитель с многолетним стажем не могла найти контакт с одним классом. Родители постоянно писали жалобы директору, в результате педагога сменили. Но если все дети довольны, а только ваш ребенок – нет, то делайте правильные выводы. Возможно, ученик часто отвлекается на уроке, и поэтому не усваивает материал. У меня в классе есть дети, которые осознают, что у них уже появилась зависимость от мобильника. Входя на урок, они добровольно кладут телефоны мне на стол. Правда, это стоило мне немалых усилий. Более редки случаи, когда у какого-то конкретного ученика несовместимость с конкретным преподавателем. Тогда мы переводим ребенка в другую группу или другой класс и наблюдаем. Если и это не помогло, то советуем заниматься дополнительно. Иногда ребенок в штыки воспринимает учителя, если предмет ему кажется слишком сложным. В крайнем случае, рекомендуем сменить школу, но обычно до этого не доходит, все решается после совместной партнерской работы родителей и классного руководителя. Также нам дала комментарий Анастасия Пушкарева, психолог, специалист по отношениям. Ну почему кто-то думает, что наши дети, их успешность в учебе и жизни, должны – именно должны волновать учителей? Нет, я знаю, есть подвижники. Но, откровенно говоря, только нас наши дети и волнуют. Сколько мы в них вложим, столько они себе потом и выложат. И школа, и родители одинаково важны, просто функции у них разные. Роль школы в основном образовательная. Академическая программа и дисциплина – это то, чем занимаются учителя. А вот прививать ребенку благородство, сострадание, порядочность и другие моральные качества все-таки должны в семье. Конечно, в школе ребенку расскажут, что такое хорошо, а что такое плохо. Но так же, как и с математикой, дома эти уроки нужно закреплять, только не теорией, как учитель на уроке, а практикой. Например, в школе расскажут ребенку о том, что нужно уступать место беременным женщинам, но если в метро папа будет сидеть и скажет сыну: «Ничего страшного, раньше и в полях женщины рожали, а я после работы устал», то этот мальчик воспримет именно эту модель поведения, забыв о том, что ему рассказывали в школе. Это абсолютно точно. А значит, дорогие родители, запомните одну простую истину: как бы вы ни воспитывали ребенка, он все вырастет и станет таким, как вы. Поэтому – воспитывайте себя. Подавайте пример своему чаду хорошими поступками, а не красивыми словами. Также я считаю, что непослушание и хулиганство – это неотъемлемая часть детства, это нормально. Если ваш ребенок унаследовал от вас «активный» гормональный фон, с этим стоит только смириться и переждать, когда наступит время, когда он будет способен контролировать себя и управлять этими всплесками. Но если речь идет о средней школе – это уже не совсем дети, это подростки, почти взрослые люди. Их бунт и прогулы напрямую связаны с переходным возрастом, что тоже – в границах нормы. Учитель тут ни при чем. Если родителям самим не удается справиться, необходимо обратиться к детскому психологу.
Комментарии ( 36 )
Детей должны воспитывать родители. Последнее время складывается ситуация, что родители не хотят заниматься воспитанием. Иногда даже можно услышать фразы: "Я Вам в школу отдал ребенка, вот и занимайтесь воспитанием". У нас в Белоруссии посещение семьи дома уже давно работает. Даже полезно посещать семьи, ведь узнаешь много нового о своем ученике, о его условиях проживания. Посещение уроков родителями? Нет, я против. Ребенок будет вести себя не так как обычно. Уж лучше видеокамеры, чтобы можно было родителям показать и доказать. А вот совет школы вещь хорошая.
Ответить
Вопрос-то хороший, только вот мой ответ не всех устроит. Должны воспитывать все - общество, школа и родители. Причём воспитывать ПРОФЕССИНАЛЬНО. Сейчас таких профи в воспитании - мало! Некоторые родители достигают отличных результатов интуитивно. А вот школа по-моему ПОЛНОСТЬЮ провалилась. Потому надежды на школу - это глупо. Только неумные и совсем безответственные родители могут на это рассчитывать. Сейчас "воспитание" в школе сводится практически к отсылке к психологу. Потом - в милицию. Потому что психологи НИЧЕГО не понимают в воспитании. А милиция - ...
Приходы домой - любопытно для учителей, но что это даёт? Учителя знают - как изменить ситуацию дома? НЕТ! У самих учителей куча проблем дома....Тоже самое - на урок - если бы родители знали - как исправить учителя... Это имело бы смысл.
Ответить
Ну если воспитывают все, значит никто не воспитывает! Про "все" мы уже проходили. На мой взгляд, воспитывают в первую очередь, конечно родители и семья. Школа лишь помогает в воспитании. Но! К сожалению, ценности семьи зачастую не совпадают с ценностями школы - вот где засада! Да и вообще говорить о ценностях сегодня не принято, ибо нет идеи, той идеи, которая объединила бы всех нас. Конечно, советская идеология была коммунистической, но ведь была! А сейчас какая идеология - капиталистическая, бизнес, гуманистическая? Поэтому сейчас как никогда воспитание зависит от родителей, какую идею они внедрят в голову ребёнка, то и вырастет.
Один мой знакомый подросток 16 лет, имеет на сегодня 7 двоек за четверть, но твёрдо намерен получить высшее образование. Говорит, что любое, хоть учителя физкультуры, но лишь бы высшее. Другой, знакомый 16 лет учит Чешский язык - собирается учиться в Чехии. Зачем? Говорит, что хочет учиться за границей! Школа что ли виновата???
Ответить
Родители должны, но умеют ли?
Постоянно сталкиваюсь с тем, что мало кто из родителей имеет достаточно знаний воспитателя.
Советское воспитание не поддерживало семейные традиции, оно их разрушило там, где оно было.
Мне кажется, надо писать книги для родителей о том, как организовать жизнь детей в семье. Сначала научить родителей как воспитывать, а затем уже требовать с них по закону. А пока воспитанием правит в основном ЛЮБОВЬ к детям и интуиция. А если родителям этого не дано?
Существует огромное количество книг по воспитанию братьев наших меньших, как выработать рефлексы, привычки и прочее. А дети - намного сложнее. Ребенок в семье, ребенок в коллективе, ребенок в совместной деятельности - все очень сложно. И необходимо не только своевременно адаптировать ребенка к социуму, но и постоянно проживать с ним все ситуации его жизни. И родителем надо знать как это делать.
Человек - существо социальное и "ВОСПИТУЕТ" его общество, а значит ВСЕ МЫ
Ответить
Что скажите?
Школа Эдельвейс, о которой упоминается в этой статье, рядом с местом моей работы в Текстильщиках. Действительно берут педагогов без опыта работы. Знакома с двумя. Так биохимик преподавал в этой школе географию. Никого это не смущало.
И суть обучения: придавать новое значение известным словам. Вы хорошо ПРОУЧИЛИСЬ в этой школе, я вам как практикующий педагог говорю. Вас зомбировали, или вы один их них???
Контрольные листы, применяемые в этой школе - суть интрукции для самостоятельной работы. Работать по инструкции - одно из необходимых умственных умений. В законе об образовании это умение относится к общеучебным. Ничего в этом плохого не вижу. И не берусь судить, почему закрывают эти школы. Мало информации.
Что скажите? Игорь, вы об этом знали? и проверяли сайентологию и дианетику на практике, участвуя в данной дискуссии? Вербуете новых членов секты?
Готова оказать помощь в реабилитации...
Ответить
1) С каких пор Российская СВЕТСКАЯ школа прислушивается к РПЦ? Это в уставе или в законе о школе или в Конституции записано?
2)" придавать новое значение известным словам".- это уже ВЫ придумали. Такого нет даже в упомянутом Вами ЛЖИВОМ докладе! Дети проясняют слова по ОБЫЧНЫМ словарям. Которыми ПОЧЕМУ-то не пользуются в школе. Не знаете - почему?
3) Почему на школы нападают? А почему хотят принять СТРАННЫЙ закон об образовании - Вам в голову не приходило?
4) Я написал что-то ГЛУПОЕ? Я Вам что-то предложил странное? По какой причине Вы меня записываете в вербовщики?
5) Я ВСЁ проверяю на практике и рекомендую только то, что РАБОТАЕТ.
6) Если я Вам дам ссылку на доклад инквизиции о Галилео Галилее - вы его тоже примете как руководство к действию? Не станете проверять - что же он там написал?
7) Ссылка на сайт Прикладного образования - www.apscis.ru . Если найдёте там что-то бредовое (глупость или ссылку на ЛЮБУЮ религию) - напишите.
Ответить
Вдобавок: лекторы "Нарконона" читают по всей стране лекции антинаркотические в ОГРОМНОМ количестве. И эти лекции ОЧЕНЬ нравятся школьникам. Вы можете сами прослушать - в интернете есть лекция Марины Грибановой. Там нет ни слова о религиях. Смотрится как отличная комедия, к тому же очень познавательная.
Книга "Дорога к счастью" - современный НЕРЕЛИГИОЗНЫЙ моральный кодекс - вошла в книгу рекордов Гиннеса, как книга переведённая на наибольшее количество языков. (больше чем "Гарри Поттер") - очень советую прочитать. Её публиковала АиФ в 1988. Она небольшая. По тиражу она вошла в 10 самых тиражных книг на планете. Более 100 млн экз.
Вы не в курсе этого? Это малая часть того, что заслуживает внимания у Рона Хаббарда и его последователей.
А Вы с удовольствием распространяете сплетни и ложь. Почему?
Посмотрите, наконец, мои ролики по обучению
На эту тему меня натолкнул разговор в больнице. Две пожилые дамы в разговоре о подрастающем поколении стали утверждать, что детей должна воспитывать школа. На моё замечание о том, что детей прежде всего должны воспитывать родители, дамы сильно возмутились, и начали доказывать, что мать не может воспитывать своих детей, и соответственно, не должна нести ответ за то, что из них выросли преступники. Все претензии - к школе, которая должна воспитать из каждого ученика - человека.
Между нами завязался спор. На мою фразу о том, что ранее мать была домохозяйкой и занималась воспитанием детей, мне возразили, что "мать не может научить ребёнка математике, если у неё нет математических способностей". Мне показалось, что мы разговариваем на разных языках, совершенно не понимая друг друга. Но дело в том, что мне и раньше приходилось слышать мнение: "воспитывать должна школа". Я невольно задумалась на тему: почему у нас некоторые люди так упорно считают, что воспитание и образование - это одно и то же?
Самое распространённое определение воспитания: "Воспитание - это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями". Образование же, по наиболее конкретному определению, это "целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию". То есть, синонимами понятия "воспитание" и "образование" не являются. Хотя в понятие "воспитание" можно включить и образовательный процесс.
Безусловно, школа несёт ответственность не только за то, какие знания по математике, физике, химии и литературе получил ученик. Учителя не могут игнорировать социальное поведение детей и сосредотачиваться только на преподаваемом предмете. Но именно в семье и прежде всего в семье закладывается нравственное воспитание будущего взрослого человека. У учителя в школе есть план учебного процесса, и он общается с учениками зачастую только во время урока. За это время ему нужно преподать очередную порцию материала по своему предмету. Конечно, он должен пресекать у себя в классе попытки мальчика побить девочку учебником по голове, но в том, что мальчик изначально готов бить девочку, виноват не учитель. Виноваты родители, которые не смогли за шесть лет до школы привить ребёнку элементарные основы нравственности и поведения.
В предшествующие века часто говорили о плохо воспитанном человеке: "дурная кровь", "дурная наследственность", подразумевая, что человек вырос в неблагополучной семье, получил соответствующее "дурное" воспитание от "дурных" родителей. В наше время проблемы недостатка нравственного воспитания иногда пытаются сваливать на генетику. Мол, "этот парень вырос алкоголиком, потому что у него родители алкоголики". Я помню один разговор лет двадцать назад, когда молодой человек (спокойный, уравновешенный юноша, верующий, церковный) шутки ради "пожаловался", что вся его родня считает, что у него есть тенденция стать алкоголиком, потому что у него "кадык большой". Мол, большой кадык располагает к пьянству. Это выглядело невинным юмором, и юноша в дальнейшем опасения родни не оправдал, так и не став алкоголиком. Но почему-то людям иногда бывает проще свалить вину на генетику, наследственность, чтобы оправдать то, что человек вырос хамом, пьяницей, убийцей или маньяком. А следовало бы искать причину бед в недостаточно нравственном воспитании.
Если родителям некогда воспитывать своего ребёнка, и они предпочитают, чтобы он "как-то сам воспитался", суют ему в нос компьютер, а сами не вспоминают о нём, занятые собственными делами - им не на что жаловаться, когда он вырастет "не таким", какого бы им хотелось видеть. Ребёнок неопытен, он с увлечением впитывает информацию о мире. Для него всё ново, и всё интересно. И если родители не следят за тем, что именно он "впитывает" - он может научиться самостоятельно совершенно неожиданным для них вещам. Ведь дурному примеру последовать под час гораздо проще, чем доброму.
Представьте себе, что вы завели собаку, но вам некогда за ней следить, выводить её на прогулку, и вы предпочитаете, как в "Белом Биме..." - открыть двери квартиры и выпустить её, чтобы она сама как-то там погуляла. Разве будет удивительно, если она на улице без присмотра понюхается с больной собакой, подерётся, попадёт под машину или залезет в помойку и наестся крысиного яда? И вот, у вас уже нет собаки, и будет счастье, если вы сами не успели получить от неё какую-нибудь серьёзную заразу, которую она перед своей гибелью "принесла" с помойки.
Если ребёнка оставить без присмотра, последствия могут оказаться гораздо более тяжёлыми, потому что изменения в личности порой трудно заметить, а когда всё зайдёт слишком далеко и ребёнок успеет стать преступником - исправить положение будет уже очень и очень сложно. И перекладывать ответственность на школу совершенно бессмысленно. Школьный учитель видит ребёнка сорок пять минут урока. А как быть с остальными двадцатью тремя часами пятнадцатью минутами? Перед школой стоит достаточно серьёзная задача в плане образования. Школа призвана научить математике, физике, химии, русскому языку, литературе, биологии, многим другим предметам, дать детям изначальное представление о тех процессах, которые идут в мире, в человеческом обществе, в природе и различных материальных объектах. Достаточно будет, если школа выполняет хотя бы свою образовательную функцию. Но научить ребёнка отличать добро от зла должны родители, ещё до школы, и учить далее, может быть, на протяжении большей части его жизни. Это их обязанность. И если они не хотят или не могут выполнить свою функцию - лучше пусть вообще не заводят детей.
Воспитание - очень сложный процесс. В идеале родитель должен каждую минуту знать, где его чадо и что оно делает. Родители должны стать ребёнку первыми друзьями и проводниками в мире, который ему ещё совершенно неизвестен, и от того особо притягателен. А чтобы стать друзьями - надо вести себя так, чтобы ребёнок не перестал доверять своим родителям. С первого дня жизни мать и отец оказываются для малыша связующим звеном, помогающим ему постигать окружающую действительность. Ребёнок совершенно неопытен и изначально склонен доверяться тем, кто с ним рядом. Со временем это доверие может исчезнуть, потому что набираясь опыта и учась критически смотреть на мир, маленький человек начинает подмечать несоответствия в поведении родителей и их словах и поступках. В связи с этим мне бы хотелось дать несколько практических советов, которые можно и нужно взять на вооружение, если у вас есть дети.
Помните, что ребёнка нельзя обманывать, даже если кажется, что обман "во благо", или обман маскирует ответ, который родитель считает несвоевременным, или неудобным. Даже на самый провокационный вопрос всегда можно придумать правильный ответ, который соответствовал бы восприятию ребёнка определённого возраста. Нужно лишь захотеть этот ответ сформулировать.
От ребёнка нельзя отмахиваться, какими бы назойливыми и несвоевременными казались его вопросы. Если вы всего один раз скажете ему: "Пойди и посмотри в интернете", или "Спроси у кого-нибудь другого" - он найдёт себе советчика, и наверняка однажды вам придётся сильно пожалеть, что вы не потратили две минуты и не ответили сами.
Во всех конфликтах с внешним миром всегда оставайтесь на стороне своего ребёнка. Может показаться, что это очень сложно, ведь дети, не имея жизненного опыта, часто поступают неправильно, поддаваясь дурным примерам, или своему собственному желанию "проверить", что будет, если нарушить какое-то правило. Оставаться на стороне ребёнка вовсе не значит - потакать ему во всём. Если он не прав - объясните это ему сами, наедине. Постороннему взрослому, например учителю в школе, вполне можно сказать при ребёнке: "Спасибо, это наша проблема, мы сами её решим". Учитель - человек взрослый, он в состоянии пережить ваш отказ разбираться с ребёнком в его присутствии. Категорически нельзя объединяться с другими взрослыми против своего собственного чада. Любой конфликт разрешается множеством способов, и надо находить такой, который покажет ребёнку справедливость его отца и матери, потому что они сперва разбираются в ситуации, а уже потом сами принимают решение, а не копируют то, что сказал посторонний учитель, сосед или воспитатель.
Никогда не кричите на своих на детей при чужих взрослых. Никогда не ругайте ребёнка при посторонних. Лучше всего вообще обходиться без криков в общении с другими людьми и детьми, но по крайней мере, ваш конфликт с ребёнком не должны созерцать случайные прохожие, учителя, соседи или дальние родственники. Ребёнок восприимчив и раним, и это обязательно нужно учитывать.
Помните, что дети часто поступают неправильно из-за отсутствия опыта, а вовсе не из злого умысла. Даже если вам кажется, что в каком-то конкретном случае умысел есть, лучше лишний раз простить ребёнку этот умысел и просто объяснить, в чём его ошибка, чем выискивать в нём порочные и злые наклонности, которым в большинстве случаев ещё не с чего развиться в маленьком человеке, только ещё начавшем познавать мир.
Живите так, чтобы ваши дети гордились вами. Развивайте в себе какие-то положительные качества, потому что ребёнку необходим тот, на кого они будут равняться. Помните, что если ребёнок стыдится родителей - он будет искать себе идеалов на стороне, и кто знает, что это будет за "идеал".
Конечно, воспитывать детей очень трудно. Наверняка многие люди, заводя детей, даже не подозревают, какую ответственность на себя берут. Сложно осознать, что с появлением ребёнка вы уже не принадлежите сами себе, вы в значительной степени должны принадлежать ему. Этому обычно сопротивляются, и не хотят понять, но если ваш ребёнок что-то сделал не так, связался с наркоманами, порезал кого-то ножиком, ругается матом или не уважает старших - виноваты только вы, его родители. Иных виноватых нет. И только в том случае, если родители понимают, что лишь они в ответе за каждое действие их детей - им удастся стать настоящими родителями, и их дети вырастут такими, каких они сами хотят видеть.