Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.
Роль и цели
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:
- отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
- постоянное ухудшение морально-нравственной среды
- уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
- ухудшение физического развития молодого поколения
- отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
- негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
- отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
- наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)
Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.
Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.
Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.
«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»
Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:
- гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
- чувство долга, ответственности за своё поведение
- трудолюбие и потребность в труде
- бережливое отношение к природе
- ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
- культура общения
- самопознание и самовоспитание.
Духовные ценности школьников
На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.
Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:
- патриотизм
- гражданственность
- свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
- стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
- стремление к знаниям
- ценность семьи
- творчество и труд
- вера и духовность
- искусство.
На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.
Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе
Нравственное воспитание в начальной школе
Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .
Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.
Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.
«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»
В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.
Старшеклассники
Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:
- утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
- проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.
Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:
- нравственность и духовность
- интеллектуальное развитие
- ценность семьи
- здоровый образ жизни.
Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:
- Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
- Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
- Семейное воспитание.
- Отношения между разными полами.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Любовь к родине.
- Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
- Бесконфликтное общение.
- Правильное отношение к труду.
- Финансовая грамотность.
Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.
«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».
Направления работы классного руководителя
Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.
Задачи работы классного руководителя:
- развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
- развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
- проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
- исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
- обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
- взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.
Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:
- создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
- стимулировании здорового образа жизни
- совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
- коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
- стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.
Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.
Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.
При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.
Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.
Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.
Педагогическая культура родителей
Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.
Выводы
Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.
Средство воспитательного процесса - то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.
Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Средством нравственного воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.
Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.
При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с
Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.
Один из самых действенных методов воспитания - этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы -- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,-- говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».
Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.
Цели нравственного воспитания: формирование духовных запасов личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.
Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание неотделимо от морали общества, в связи с этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:
1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
4) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
5) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность;
6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.
При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:
1-й класс - развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:
2-й класс - развитие гуманистических отношений к человеку;
3-й класс - формирование ценностного отношения к культуре;
4-й класс - развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;
5-й класс - воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;
6-й класс - воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;
7-й класс - приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;
8-й класс - развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;
9-й класс - развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;
10-й класс - формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;
11-й класс - становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.
Естественно, что выделенные здесь идеи присутствуют и в предшествующих возрастных группах, подготавливая школьников к их более глубокому эмоциональному осознаванию и присвоению именно в обозначенный, наиболее сензитивный период. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. - 2001. - 432 с. - С. 82
В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?
Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ. www.ozhegov.ru
В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.
Еще одной проблемой современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?
Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.
Мы же придерживаемся мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.
Наиболее традиционными формами православного воспитания являются: воскресные школы, социальное служение, православные детские лагеря, паломничество, православные детские и молодежные организации.
Воскресная школа - занятия для детей, где в доступной, игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий - воскресенья. Это идея создания некой «семейной атмосферы», которая призвана не заменить ребенку его семью, а помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам. Воскресные школы существуют при православных приходах и братствах. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с
Религиозное обучение в воскресной школе имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению к себе, своей жизни, к окружающему миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание должно уделяться не тому, чтобы передать детям как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито. Немаловажно и отношение педагога к детям. Оно должно быть благоговейным. Чутко, тактично и деликатно должен учитель подходить к детской душе. Если педагог сам стремится к истинному добру, тогда и дети пойдут за ним.
В качестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей, но и на взрослых. Ведь ребенку важно чувствовать и понимать, что нравственные идеалы, прививаемые в школе и дома, не имеют разницы между собой. Создание семейной воскресной школы способствовало бы не только укреплению семейных связей, но и развитию ощущения сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, Церкви и обществу в целом. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВПАДОС. - 2000. - 573с
Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность) - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.
Прежде всего - это личностный характер общения, которое строится на уважении молодого человека как свободной личности.
Следующая категория - это учет индивидуальных и возрастных особенностей, от которых зависит выбор формы социального служения. Каждому человеку свойственны индивидуальные характеристики: возрастные, психологические, культурные. Игнорирование этих особенностей может пагубно отразится на воспитательном процессе.
Далее можно выделить совместное участие. Организация социального служения, к которому привлекается молодежь, носит не специфический воспитательный характер, а обычно строится таким образом, чтобы это дело являлось в равной степени близким, интересным и важным для всех участников, включая организаторов.
Принцип «в семье и через семью», т.е. вовлечение семьи молодого человека в дело социального служения. Это помогает взаимопониманию в семье, способствует воспитанию гармоничной личности.
Рассмотрим основные формы деятельности социального служения молодежи:
Работа в социальных учреждениях - уход за больными, работы в муниципальных учреждениях.
Социальные акции по сбору средств. Эта деятельность например, может также включать в себя: возможность организации при храме силами молодежи точки социальной помощи для лих без определенного места жительства, где они смогут получить еду, одежду; продажа на благотворительных ярмарках поделок или открыток, сделанных воспитанниками детских домов, и расход вырученных денег на нужды детей-авторов, организация утренников в домах сирот и многое другое. Учащиеся воскресной школы могут самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот, например, части своих игрушек. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - С. 15
Миссионерская работа: участие в издательстве православных газет и журналов при храмах; создание библиотек для детей-сирот (сбор духовно- нравственной и интересной литературы); проведение различных миссионерских акций (например, изготовление и распространение поздравительных открыток), организация слетов, мероприятий, лекций…
Служение в церкви: работа по благоустройству храма и территории возле него, помощь на богослужениях, в реставрационных мастерских и т. п.
Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой человек, который вовлекается в церковную жизнь, воспринимается в церкви как активная личность, которой предлагается наиболее интересная и доступная форма социального служения. Работа в этом направлении способствует раскрытию его внутреннего потенциала.
В современном мире существует огромное количество разных государственных социальных учреждений, которые занимаются поддержкой больных, сирот, и прочих социально - неблагополучных и материально- необеспеченных людей. Церковная социальная работа призвана, по своей сути, не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, а именно внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, привлекая к делу служения молодежь и заинтересованные организации. В современном обществе глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. Поэтому вовлечение молодежи в социальное служение способствует формированию у молодых людей нравственности. Это одна из возможностей стать добрее, почувствовать себя востребованными, научиться жертвенности и любви. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. - М.: Новая школа. - 1998. - 208с
Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой он принадлежит (при этом территориально не обязательно к ней относится). Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика. - 1989. - 288 с
Существуют некоторые отличия православного лагеря от светского. Эти отличия имеют не программный характер, а скорее интонационный.
Во-первых, духовная деятельность (участие в богослужебной деятельности, молитвенная деятельность) обязательно сочетается с другими видами деятельности, наиболее привычными для детского оздоровительного лагеря. Иными словами, цель воспитательная работа определяется сочетанием духовного и физического оздоровления.
Во-вторых, финансово-материальная база в большей степени формируется за счет средств Русской Православной Церкви, а именно епархиальным управлением и частично с благотворительных средств со стороны светских учреждений и частных лиц. Это откладывает свой отпечаток на содержание инвентаря (библиотека с книгами духовно-нравственного содержания; музыка, пробуждающая интерес к нравственным ценностям; имеется ввиду не только религиозная, оформление лагеря).
В- третьих, активное участие всех в планировании работы. Происходит это благодаря личному и доверительному контакту всех участников лагеря со священниками. Большую роль в этом играет «детская исповедь» и частные духовные беседы, на которых перед священником открываются и проблемы воспитания, и причины их возникновения. Священник, являясь положительным примером, становится авторитетом для детей.
Важное отличие православного лагеря заключается в специфическом отношении воспитательной системы с окружающей социальной средой. С одной стороны, налицо закрытость воспитательной системы от негативных проявлений общества в целом и молодежной субкультуры, в частности. С другой стороны, невозможность полностью абстрагироваться от реалий окружающей социальной среды. Следовательно, взаимоотношения с социальной средой носят избирательный характер. Воспитательная система открыта на выход, но дозирована на вход. Подобный баланс во много идеален. Связано это с тем, что члены детского коллектива являются частью двух сред: обычной социальной (общеобразовательная школа, светские образовательные учреждения, микросоциум по месту жительства и т.д.) и православной (общность прихода, воскресная школа и т.д.). Отделить их от одной среды и погрузить целиком в другую невозможно да и нежелательно, так как это может привести к негативным последствиям в развитии личности. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с.
В некоторых лагерях имеется опыт проживания детей с ограниченными физическими возможностями. Работа в данном направлении помогает социализировать детей, приспособить к окружающей среде, научить их способам разнообразного общения, взаимопонимания, преодоления психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.
Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Что касается религиозных детских объединений - это организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Вся разнообразная деятельность православных организаций направлена на воспитание, сплочение, объединение молодежи на основе духовно-нравственных принципов и позиций. Молодежные организации постепенно становятся местом духовно - нравственного просвещения молодежи. Они открыты и общедоступны для всех желающих. В молодежных организациях можно познакомиться с основами Православия, найти доброе и интересное занятие, обрести новые знания и получить необходимые консультацию и помощь, найти новых друзей. Их по праву можно назвать очагами миссионерского служения Церкви.
Таким образом, направлением православной педагогики является воспитание внутренней системы ценностей человека, которая ляжет в основу всей его жизни. Эта система отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в любви к истине.
Специфика и ценность православной педагогики состоит в том, что ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Кроме этого, ценность православия заключается еще и в том, что оно является культурообразующей религией для российского общества. Но здесь важно отметить, необходимость взаимодействия светских воспитательных учреждений, государства с религиозными организациями.
Духовно-нравственное воспитание в школе
Мавлиева М.Х. – зам.директора по УВР МОБУ ООШ д.Кудашево муниципального района
Бураевский район Республики Башкортостан
«Родной край, его история – основа,
на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» .
Д .С. Лихачев .
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…”
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Социальная значимость воспитания духовных ценностей детей обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.
Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей наша школа определила воспитание у детей стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, формирование желания осваивать новое.
Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике.
Именно поэтому одним из направлений воспитательной работы нашей школы является духовно-нравственное воспитание.
Главными задачами нашей работы являются:
- формирование духовно-нравственной личности;
Развитие творческих способностей;
Сохранение и укрепление национальных традиций.
Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.
Несомненно, важное место в воспитании гражданина Башкортостана принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Республики Башкортостан, Российской Федерации.
В школе созданы условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование и внеклассную работу. Работа по духовно-нравственному воспитанию в МОБУ ООШ д.Кудашево организована по следующим направлениям:
Организация работы на основе местного материала:
За много лет работы у нас сложились богатые традиции. Ежегодно мы проводим большие праздники «Шежере», «Кудашевские звёздочки», фольклорные праздники. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.
В школе проводятся занятия дополнительного образования по “Шежере”, руководитель Ахмерова Ф.Г. Целями и задачами этих занятий являются: сохранение преемственности поколений, урепление семейных и семейно-родственных связей, изучение истории своего рода, народа, родного края, усиление его роли в эстетическом, нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, привитие любви и уважения к родному языку, к своим истокам. В этом учебном году ученица 7 класса Набиуллина Эльвина стала призёром районной научно – практической конференции “Шежере: история рода, история народа”. Изучение истории топонимики родного края, встреча со старейшинами деревни, фотографирование местностей – вот главные этапы работы “Төйәгем тарихын – ташка”.
Историко-краеведческая деятельность:
Исследовательская работа;
Работа школьного музея;
Экскурсии по историческим местам района, республики;
Участие в конкурсах.
Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит краеведению. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего села до всей страны. Ежегодно обучающиеся нашей школы становятся победителями и призёрами конкурса сочинений, творческих работ, посвященных знанию родного края. В этом учебном году ученица 9 класса Таипова Лилия стала победителем на районном конкурсе сочинений «Пою мою Республику» по татарскому языку. На районном конкурсе чтецов, посвященном Дню РБ ученица 1 класса Гиндуллина Альмира стала победителем в номинации «Стремление к победе», а Файзуллина Ильнара из 4 класса – призер конкурса фотографий «Золотая осень».
Каждый учитель использует краеведческий материал с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за своих трудолюбивых односельчан и бережного отношения к его богатству. Наша деревня несколько лет подряд участвовала в конкурсе “Трезвое село”, молодых семей, которые нашли своё счастье в родной деревне, много.
Регулярно проводятся экологические мероприятия: вечера, классные часы, субботники.
Художественно-эстетическая деятельность:
По духовно-нравственной, патриотической и гражданской тематике в школе за истекший период проводились различные творческие конкурсы. Цель – воспитание эстетических, гражданских, патриотических, нравственных чувств у учащихся.
Выставки детских рисунков и поделок - традиционная и интересная форма работы. Здесь раскрывается душа каждого ребёнка, их чистые помыслы и искренние мечты.
Музыкальные конкурсы – тоже примета нашей школы: конкурс военной песни, авторской песни, литературно-музыкальные композиции, посвященные писателям и поэтам, музыкантам и исполнителям.
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Участие школьников в разнообразных спортивных соревнованиях – один из способов профилактики наркомании, правонарушений.
Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. В прошлом учебном году наша школа в конкурсе на лучшую организацию антинаркотической профилактической работы стала победителем, а в конкурсе агитбригад команда нашей школы стала победителем в номинации “За лучшую пропаганду ЗОЖ”.
Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства.
Учащиеся нашей школы активно участвуют в мероприятиях, посвященных государственным праздникам: Дню Республики Башкортостан, Дню защитника Отечества, Дню Победы, историческим датам. Участие в таких конкурсах заставляет школьников задуматься о своей Родине, воспитывает патриотизм, активную жизненную позицию. Ребята чувствуют свою сопричастность к жизни района, республики и страны.
Есть учащиеся, которые с большим интересом участвуют на научно-практических конференциях и добиваются больших успехов. Например, ученица нашей школы Хазиханова Эльвина участвовала на республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся , посвященном 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года “Недаром помнит вся Россия” и показала лучший результат (руководитель Валиева Т.В.) . А в этом учебном году она была приглашена для участия в заключительном этапе Всероссийских краеведческих чтений юных краеведов-туристов и награждения победителей в г. Москву.
Такой результат – большая честь и предмет гордости для коллектива педагогов и учащихся школы и огромный стимул работать в этом направлении ещё активнее и качественнее.
Большую часть времени мы отводим работе с родителями. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российско-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшее направление деятельности школы.
Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. В рамках работы с родителями проводятся ежемесячные беседы, индивидуальные консультации. Стараемся формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям, к родителям, умение ценить людей, свою семью. Например, в этом учебном году ко Дню Матери дети подготовили свои сочинения, где выражали свою любовь и благодарность, выражали свои искренние чувства и на рисунках.
Классные часы, беседы, диспуты, конференции считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. Циклы классных часов, бесед по нравственной тематике различны.
В начальной школе предлагаются темы:
«Добро. Добродетель. Милосердие»,«Правдивый ли ты?»,«Любовь к близким», «Законы дружбы»,«Твое отношение к труду»,«Культура общения» и т.д.
(Используются формы: устный журнал, практикумы, игры, проигрывание ситуаций).
В пятом классе:
«Человеческая личность и её качества», «Направленность человеческой личности: интересы, взгляды, убеждения», «Черты нравственного человека: доброта, честность, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний» и др.
В шестом классе:
«Нравственное воспитание». Основные понятия нравственности: добро, зло, честь, верность, долг, ответственность, милосердие, стыд, совесть, счастье.
В седьмом классе:
«Научи себя учиться» , “Делат ь добро спешите”, “Роскошь человеческого общения”.
В восьмом классе:
«Отношения мальчиков и девочек: девичья честь и мужское
достоинство. Любовь и дружба», «Самооценка своих нравственных качеств», «Управляй собой: эмоциями, состоянием».
В девятом классе:
«Могу, хочу, надо», «Мир духовности», «Человек и судьба» , «Жизненные пути», «Путь к счастью в личной жизни», «Подготовка к трудовой деятельности».
Здесь используются такие формы как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, проигрывание ситуаций, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование.
Работа школы, проводимая в данном направлении, на наш взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека как гражданина. Все это оказывает положительное влияние на духовно-нравственное воспитание наших детей.
Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
Статья "Духовно-нравственное воспитание в сельской школе"
Описание работы: В статье обобщен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.Реализация программы «Возвращение к истокам».
Третий маршрут
«Животворящие святыни». В храме р.п. Вознесенское приложились
к мощам святителя Николая.Побывали на могилке Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Совершили экскурсию в Дивеево.
Библиотекарь Рыжова М. Я. показала нам фильм о Животворящем Кресте Господнем, о чудесах, им совершенных.
Детям очень запомнились и понравились эти двенадцать ярких летних дня, наполненных путешествиями, исследованиями, маленькими и большими открытиями. Большинство из них хотели бы еще раз принять участие в православно-краеведческой смене.
Основная цель моей работы - воспитание нравственных ценностей у детей и, как мне кажется, я её добилась, пусть не в той мере, в какой хотелось бы, но добилась, а результаты налицо: дети добрые, воспитанные, умеют заботиться о младших, уважают старших, способные, любознательные, неравнодушные.
И еще о наболевшем - очень хочется вернуть учителя на пьедестал славы, восстановить уважительное отношение. Всеми фибрами своей души я надеюсь, что авторитет учителя будет занимать достойное место. Ведь от нас во многом зависит, какой будет наша Россия в будущем.
В заключение хочется рассказать красивую сказку:
Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду. В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.
Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам – запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом небе запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли.
“Тот, кто творит умного и доброго человека, – самый искусный мастер”, – таково было решение стариков.
И хочу закончить статью моим педагогическим кредо:
Душа ребёнка – пламенный сосуд,
Прозрачны стены, совершенны формы
Но от того, чем мы его наполним
Зависит будущего человека суть.