Публичное выступление
Взаимодействие семьи и школы
Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.
Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».
Права и обязанности родителей определены:
– в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;
– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
–в Законе Российской Федерации «Об образовании».
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»
(В.А. Сухомлинский).
Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.
Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи.
Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок
. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся.
Работа школы с родителями
и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского:
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.
Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако
родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной
.
Амбициозные родители - не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.
У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.
- Первая причина – стремление к статусу
Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок - это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.
- Вторая причина – нереализованные мечты
Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем - в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.
Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.
Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.
Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.
Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что
родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.
Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».
Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!
Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:
Обращение к чувству родительской любви;
Умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
Уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.
Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.
Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.
Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
Родительские лектории;
Конференции;
Индивидуальные или тематические консультации;
Родительские собрания.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
Дни творчества детей и их родителей;
Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
Помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:
Участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;
Участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.
Заключение
Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
В том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
В осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
Малышева Елена Витальевна,
ГБОУ СОШ № 359
Цель : Показать значимость семьи в процессе обучения младших школьников.
Задачи : Проанализировать отношение родителей к развитию у детей интересов
В процессе обучения.
Изучить взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к
Обучению.
«Благородный человек предъявляет требования к себе.
низкий человек предъявляет требования к другим»
Конфуций.
Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников. Какова же роль семьи в обучении?
Ведь никто, покупая даже обычный мобильный телефон, не сетует, что придётся соблюдать определённые условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А 11 лет учёбы-это посерьёзнее мобильника. Почему же отдавая ребёнка в 1-й класс, многие родители уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придётся признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанности. Если они не будут ими пренебрегать, их дети избегут многих проблем.
Итак, родители должны:
1. Следить чтобы ребёнок пришёл в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выполненным домашним заданием.
2. Посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса.
3. Обучать ребёнка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказать, что и у других детей есть права.
4. Объяснить важность и значимость учения. Если бы ребёнок был « полым сосудом», заполнить его знаниями не составило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения-наш общий труд.
Учитель обязан дать знания, а родитель-проконтролировать, чтобы у ребёнка были все возможности (и, конечно, желание) их получить и усвоить.
Правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима!
Порой родители искренне не понимают, почему ребёнок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: « Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не моё». И как главный аргумент: « Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно так и было, особенно в начальной школе. А с учётом того, что современные программы усложнились и времени на усвоение даётся меньше, помогать необходимо каждому ребёнку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определённая цель: научить его работать самостоятельно. Как? Учим выполнять домашнее задание пошагово.
1 шаг. Определяем правила: объясняем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать необходимо сообща, чтобы ребёнок понял, зачем всё это надо. И чем подробнее вы вместе отработаете технологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать всё самостоятельно. И не забывайте поощрять его за качественное выполнение домашнего задания.
2 шаг. Совместно-раздельная работа. Пусть ребёнок посильную часть задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача-дать ребёнку почувствовать собственные возможности.
3 шаг. Самостоятельность под контролем: постепенно доверьте ребёнку готовить домашнее задание без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, чтобы помочь вашему ученику сконцентрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания. Совет: на рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.
Помните: все эти навыки вырабатываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на старте, кому-то-на протяжении 11 лет обучения. И оказывать её необходимо ровно столько, сколько требуется.
Главная ошибка родителей -делать домашнее задания за детей. А надо помочь разобраться в непонятном материале, организовать процесс. А после того, как ребёнок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему похожее задание для самостоятельного выполнения, чтобы отработать и закрепить навык.
По количеству времени, которое дети проводят в школе, можно сказать, что школа-это второй дом. Всем, кто работает в школе, хочется, чтобы детям было комфортно, уютно, тепло и сытно. Но! Если ребёнку неинтересно и тяжело учиться, у него нет друзей, зато есть конфликты с педагогами, на дом это похоже мало. Конечно, есть дети, которые в школе себя чувствуют намного лучше, чем дома. Но в целом стоит признать: образовательное учреждение-достаточно жёсткое заведение, тут есть правила, которым надо неукоснительно следовать, свой ритм, режим. Школа ориентирована на среднестатистического ученика, а значит, все, кто выделяются в ту или иную сторону, могут испытывать дискомфорт. А уж если при всём этом ваш ребёнок не такой, как все-не хочет общаться с ребятами, не умеет сам себя занять, несправедлив в игре,-тут и самая комфортная среда бессильна.
Что же надо сделать родителям на этапе адаптации ребёнка к школе, чтобы она хотя бы отчасти стала вторым домом?
1. Поиграть с ребёнком «в школу»-это поможет ему быстрее усвоить правила новой жизни. Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки.
2. Принимать участие в классных мероприятиях: так дети увидят, что родителям важно происходящее в школе, а также усвоят, что активная позиция-это хорошо и верно.
3. Научить мирно решать конфликты (проиграть типичные ситуации)
4. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у ребёнка без помощи родителей формируются трудно и долго.
5. Повторять дома, что пройдено в школе в игровой форме, чтобы ребёнку самому была интересна эта работа.
6. Не сравнивать с другими детьми, не требовать от него больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая мешает успешности.
7. Соблюдать режим дня.
8. Хвалить даже за самые маленькие достижения.
9. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись.
10. При необходимости (если самостоятельно проблему не решить) обращаться к психологу.
Часто родители допускают ошибки, не понимая этого. Ненормально, когда мама чуть ли не с садика ждёт от ребёнка только побед, только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звёзд с неба не хватает. И вот это чадо, изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспешный не нужен». Как следствие, у ребёнка формируется тревожность, он начинает бояться сделать ошибку, отвечать у доски.
Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость ещё понижается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оценки у своего ребёнка.
Важный момент: тройки и двойки не показатель «глупости» и «лени»-это сигналы о проблемах, с которыми ребёнку хорошо бы справиться. Так что. Увидев в дневнике плохие оценки, не спешите гнобить своего школьника.
Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно исправлять. А для этого ребёнок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полётов» важно проводить в доброжелательном тоне.
Литература : Азаров Ю.П. Семейная педагогика, Москва 1993 г.
Аркин Е.А. Родителям о воспитании, Москва 1957 г.
Болсуновская Н.В. Школа-реальность и мифы, Москва 2011 г.
Родители играют первостепенную роль в жизни ребёнка. Они влияют на процесс его социализации, на его успехи, неудачи и вообще на всю его жизнь.
Большая роль отводится родителям в сфере образования. На данный момент родители должны принимать непосредственное участие в образовательном процессе их ребёнка, начиная от покупки линейки и заканчивая сдачей денег в фонд класса.
Наилучшим способом изучения данного явления, на наш взгляд, является изучение мнений самих родителей об их обязанностях в структуре школьного образования.
В качестве первого метода выбрано анкетирование. Было опрошено 300 родителей учеников городских и сельских школ.
Обработка полученных данных производилась в компьютерной программе IBM SPSS Statistics.
Помимо анкетирования в ходе исследования было проведено интервью с использованием визуализации типичных ситуаций. Оно носило характер индивидуального, формализованного, проводилось с использованием заранее составленного списка вопросов и картинок с типичными ситуациями.
Итак, перейдем к описанию социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в нашем социологическом опросе.
В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 300 человек. Процесс сбора информации проходил следующим образом: анкеты получали ученики начальной школы, те в свою очередь приносили их домой на заполнение родителям. Важно отметить, что 76% респондентов оказались женщинами, остальные 24% - мужчины. Что касается демографических характеристик детей, то по данным опроса 49% составляют мальчики, 51% - девочки.
В исследовании активное участие принимали родители, чьи дети учатся в старших классах начальной школы, так как у респондентов уже имеется накопленный «опыт» в сфере школьного образования их детей.
Таким образом, 42% детей, чьи родители принимали участие в опросе, являются учениками четвёртого класса, 28% учится в третьем классе 21% - во втором, и, наконец, 10% - в первом.
Среди опрошенных большую часть составляют люди с высшим образованием (52%), с большим отрывом по количеству респондентов (34%) оказались с начальным или средним образованием и, наконец, 14% составили респонденты, которые окончили среднюю школу.
В ходе опроса мы получили следующие данные, касающиеся состава семьи. Большая часть учеников, а именно 83%, проживает в полой семье (есть оба родителя), остальные 17% воспитываются в неполной семье (один родитель).
В общем можно отметить, что круг наших респондентов весьма специфичен (родители учеников городских и сельских школ), а так же придерживается весьма разнообразных точек зрения на качество школьного образования. Это позволяет нам проанализировать данную проблему и достигнуть поставленной цели.
Нынешние нововведения в системе школьного образования заставляют задуматься о дальнейшем обучении детей в школе, об их знаниях и умениях и в большей степени этим вопросом озабочены родители. Трансформация института образования накладывает большой отпечаток, как на эмоциональном, так и на материальном благополучии, как родителей, так и их детей.
Второй блок нашего исследования мы посвятили таким вопросам как мотив выбора школы, а так же оплата за школу (в том числе питание) и дополнительные образовательные услуги, взносы в фонд школы, класса.
Если говорить о том, что для респондентов является важным в обеспечении условий обучения их ребёнка, то на первом месте, по количеству выбранных ответов, находится контроль учебной успеваемости ребёнка (54%), второе место занимает выбор школы ребёнка и помощь при выполнении домашнего задания (53%), на третьем месте стоит общение с учителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка (50%). Следующее место занимает контроль над поведением ребенка в школе (37%). Профиль обучения ребёнка ни так остро волнует родителей (32%). И, наконец, замыкает наш рейтинговый перечень высказывание об оплате расходов за содержание ребёнка в школе (27%).
Что касается мотива выбора школы, то особое предпочтение респонденты отдают такому фактору, как уверенность в педагогах, которые будут работать с ребенком (65%), а так же тому, что школа находится рядом с постоянным местом жительства (64%). Немаловажным мотивом является уверенность в том, что ребёнку дадут качественные знания (61%).
Вопрос об оплате за обучение ребёнка в школе, его питание, секции, кружки, дополнительные занятия так же остро волнует респондентов. В анкете мы предложили вопрос, в котором респондент должен был указать, сколько приходится платить в месяц за питание и остальные услуги. Нам удалось подсчитать средний денежный коэффициент в рублях. Итак, за питание ребёнка в среднем родители платят 1130 рубля в месяц, за кружки и секции - 825 рублей, за дополнительные занятия 786 рублей, за охрану - 291 рубль и, наконец, в фонд класса, родители отдают 258 рублей. В среднем за месяц обучения ребёнка в школе родители выделяют 3290 рублей из своего семейного бюджета.
В связи с этим респондентам был задан такой вопрос: «Как Вы относитесь к платному образованию?». В итоге мы получили такие данные, что 28% ответивших согласны платить за своего ребёнка, 19%, напротив, не согласны платить деньги в «чужой карман», остальные же 53% утверждают, что платить они будут, но подчёркивают, что образование должно быть бесплатным.
Таким образом, можно отметить, что большинство родителей особое место в образовательном процессе их ребёнка отдают педагогам, а так же контролю за учебной успеваемостью и выбора школы, в которой должен учится их ребёнок. Что касается услуг, предоставляемых школой (питание, дополнительные занятия, охрана, кружки, секции, фонд класса и т.д.), то они весьма разнообразны и родителям, естественно, приходится за них платить, но большинство респондентов придерживаются мнения, что образование должно быть бесплатным.
Как обычно мы представляем школьного учителя? Важны не внешние характеристики, а именно его склад ума, его ответственность, готовность провести ребёнка за руку в необычный, наполненный различными событиями, мир.
В анкетном опросе большинство респондентов на вопрос: «Какие отношения сложились у Вас с учителем Вашего ребёнка?» утверждают, что присутствует полное взаимопонимание (47%), 32% родителей считают, что отношения с учителем их ребёнка в целом деловые, остальные 11% расценивают свои отношения с учителем их ребёнка как удовлетворительные и сталкиваются с некоторыми проблемами.
То есть в общем можно сказать, что для родителей важно поддержание тесных и дружественных отношений с учителем их ребёнка, так как в их представлении учитель - это тот, человек, который большую часть времени проводит с их ребёнком и именно от него зависит то, какие знания приобретет ребёнок, как он социализируется в коллективе и какие жизненные представления он получит. Именно поэтому респонденты заинтересованы в поддержании взаимных отношений с учителей их ребёнка.
В третьем блоке мы рассмотрели проблемы, которые возникают у ребёнка в школе и то, как родители информированы о них.
Среди всех проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в процессе обучения в школе, мы выбрали самые основные, такие как освоение учебной программы, взаимоотношение с одноклассниками, взаимоотношения с учителем, поведение на уроках и переменах и представили их в анкетном опросе.
При освоении учебной программы у 61% школьников не возникает особых проблем, а вот 31% респондентов утверждают, что у их детей есть некоторые проблемы при усвоении полученных знаний.
Большинство родителей уверены, что их дети отлично чувствуют себя в коллективе, у них нет конфликтов среди своих сверстников и отношения вполне дружелюбные (64%), но вот 25% респондентов уверены, что в отношениях с одноклассниками у их детей возникают проблемы.
Значительный процент ответивших респондентов о проблемах, которые возникают у ребёнка в школе, утверждают, что в отношениях «учитель - ребёнок» существует взаимопонимание и не возникает весомых проблем (71%), однако, 20% родителей отмечают, что есть некоторые проблемы.
Доминирующей проблемой ребёнка в школе, родители считают его поведение на уроках и переменах, 34% отмечают, что в этом плане у их ребёнка существуют трудности, 51% уверены, что поведение их ребёнка в школе является нормальным, приличным, то есть вполне удовлетворяет как учителей, так и родителей.
Так же в нашем исследовании мы проанализировали влияние школьной нагрузки на здоровье детей. Значительная часть родителей (67%) уверены в том, что школьная нагрузка ни как не влияет на здоровье их детей, оно как не улучшилось, так и не ухудшилось. 16% респондентов утверждают, что здоровье ребёнка ухудшилось. Остальные 17% родителей отмечают, что здоровье их ребёнка, в процессе обучения в школе, укрепилось.
Таким образом, для большинства родителей, основными проблемами в процессе обучения их ребёнка являются такие как освоение учебной программы, а так же поведение их детей на уроках и переменах. Родители уверены в том, что школьные нагрузки не влияют на здоровье их детей и это не является значимой проблемой.
В последнем блоке мы уделили особое внимание именно тем вопросам, которые непосредственно связаны с выявление роли родителей в процессе обучения их ребёнка (время для общения с детьми, контроль учебной деятельности детей, стимулирование учёбы, развитие детей, организация досуга и т.д.).
Самая первоочерёдная проблема для родителей, связанная с обучением их детей касается того, где будет проходить подготовка их ребёнка к школе.
Проанализировав высказывания родителей на различных форумах, мы пришли к выводу, что существует весьма различное мнение о том, где и как ребёнок должен готовиться к школе. Одни родители считают, что лучшее и самое безопасное место для ребёнка-дошкольника - это дом и главными педагогом на данный момент являются его родители, бабушки, дедушки и т.д., другие же уверены, что лучше всего с самого раннего детства отдавать ребёнка в детский сад, а так же на различные курсы. Приведём две противоречивые цитаты по этой проблеме: «Моё мнение как мамы троих сыновей и преподавателя ВУЗа: конечно же, в первую очередь подготовка ребенка к школе должна проводиться родителями! Подготовка к школе - это не умение читать, считать или учить иностранные языки с 3-4 лет в группах развития. Это часть того воспитания и развития, которое проходит ребенок с самого рождения в своей семье…», а так же «…В последнее время, наблюдаю обратный процесс: дети приходящие на подготовительные курсы в 5-ти летнем возрасте, уж я молчу про первоклассников - уже умеют читать, считать, на высоком уровне логическое мышление, широкий кругозор, азы английского языка! А это не появиться за 30-ти минутные занятия в школе или в садике. Думаю, что Вы со мной согласитесь. Во-вторых, родитель, который хочет облегчить своему ребёнку период адаптации, обязательно отдаст его на подготовительные курсы в школу, порог, которой он переступит в сентябре месяце, а ещё лучше к учителю, даже если его чадо уже читает, считает и т.д. Ведь самое главное психологическая готовность ребёнка к школе, и многие современные родители это уже понимают! И конечно, свой голос я отдала за то, что подготовка ребенка к школе должна осуществляться в группах развития при школе, учителями…»
В нашем исследовании на вопрос «Где осуществлялась подготовка Вашего ребёнка к школе?» 61% респондентов отметили, что в детском саду, 21% отдали своих детей на курсы по подготовке к школе, 16% ответивших готовились с ребёнком дома и 2% родителей отметили, что подготовка их ребёнка к школе осуществлялась на занятиях с логопедом.
Сами же родители, а именно 62%, считают, что уровень подготовленности их детей к школе выше среднего, 29% респондентов оценивают этот уровень как удовлетворительный. Следовательно, большинство родителей удовлетворены подготовкой их детей к школе.
Уже с первых дней в школе ребёнок сталкивается с множеством трудностей, с которыми ему помогут справиться только родители. В настоящее время система школьного образования требует от родителей постоянного участия в образовательном процессе их ребёнка.
Самая большая проблема, которая возникает у ребёнка с первых дней в школе - это выполнение домашнего задания. В нашем опросе мы попытались выяснить, сколько в среднем времени ребёнок уделяет выполнению домашнего задания. Из трёхсот опрошенных респондентов, каждый вариант ответа мы умножали на количество ответивших и складывали с последующим умножением на другое количество ответивших. Полученную сумму мы делили на триста. В конце подсчета мы пришли к выводу, что в среднем ребёнок уделяет три часа на выполнение домашнего задания.
На вопрос: «Как часто Вы принимаете участие в выполнении домашнего задания Вашего ребёнка?», 51% родителей отмечают, что помогают иногда, если ребёнок сам просит помочь с уроками. Родители, которые утверждают, что ребёнок нуждается в постоянном контроле и помощи, постоянно помогают ему с выполнением домашнего задания (30%), но есть и круг ответивших, которые считают, что ребёнок должен быть самостоятельным и сам справляться с уроками (19%).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что родители принимают активное участие в помощи ребёнку при выполнении домашнего задания, они следят за временем, которое проводят их дети за учебниками и в курсе тех проблем, с которыми ребёнку приходится сталкиваться.
Так же мы выяснили, каким образом проявляется помощь родителей в выполнении домашнего задания их ребёнка. Варианты ответов мы проранжировали от большего количества ответивших. Итак, первое место мы присваиваем объяснению трудных тем (68%), 61% ответивших проверяют письменные задания, третье место занимает помощь в решении задач (53%), четвёртое и пятое место заняли такие позиции как слушание пересказов тем (44%) и проверка чтения (43%), шестое и седьмое место почти в равной степени разделили такие варианты ответов как помощь делать поделки, рисунки (33%) и помощь в запоминании стихов, правил (35%) и, наконец, последнее место занимает такая позиция как чтение вслух (17%).
Чтобы у ребёнка не возникало проблем в процессе обучения, многие родители уверены в том, что необходимо стимулировать учебную деятельность ребёнка. В ходе нашего опросы, мы изучили то, каким образом родители чаще всего стимулируют ребёнка в учёбе. 60% стараются вызвать интерес к новым знаниям, 56% респондентов отмечают, что необходимо контролировать успеваемость ребёнка в школе, 45% читают книги, 33% ответивших смотрят с детьми образовательные фильмы, передачи. Ставят в пример детей, которые учатся лучше 30% респондентов. Доля родителей, которые играют с ребёнком в интеллектуальные игры - 27%. 20% родителей посещают с детьми выставки, концерты.
Второй метод нашего исследования - интервью с использованием визуализации типичных ситуаций. В процессе подготовки проведения данного метода, нами были отобраны картинки, которые несут в себе типичные ситуации отношения родителей и ребёнка в процессе обучения в школе. Так же мы разработали список вопросов, которые использовали для того, чтобы направить респондента в нужное русло беседы. Все типичные ситуации были распределены по блокам, это помогло структурировано, последовательно и точно получить достоверную информацию.
Первый блок носит название: «Учитель глазами респондента». Здесь мы планировали представить образ идеального учителя. Для всех респондентов учитель их ребёнка обязательно должен быть понимающим, добрым, чтобы умел слушать и слышать каждого ребёнка. Авторитарный стиль обучения ни один родитель не поддержал, по их мнению, к ребёнку нужно найти особый, мягкий подход. Учитель для школьника должен быть примером.
Что касается гендерных характеристик, то здесь мы видим характерную особенность. Восемь из десяти ответивших считают, что «мужчина - учитель» это редкость. Родители уверены, что женщина в полной мере может дать все необходимые знания и умения для их ребёнка. Как отмечает одна мама: «Учитель начальных классов - это мамочка, которая все расскажет, отведёт в столовую и покажет, как нужно правильно жить в школе». Так же можно отметить тот факт, что родители, которые воспитывают мальчиков, положительно относятся к тому, чтобы учитель их ребёнка был мужчиной, так как именно мужчина может достойно и правильно воспитать их чадо.
Из вышесказанного можно сформировать образ идеального учителя. Это мудрая женщина, которая может найти подход к каждому ребёнку, которая умеет решать проблемы не криком, а своим умом. Ребёнок не должен бояться своего учителя, он должен ему доверять и тогда родители будут спокойны за своё чадо.
Второй блок мы посвятили вопросам, которые касаются выполнения домашнего задания. Здесь мы сделали упор на то, с кем ребёнок чаще всего выполняет домашнее задание. Большинство респондентов отмечают, что их ребёнок сам делает уроки, а на проверку несёт родителям. С бабушками и дедушками дети редко делают уроки, лишь в том случае, если родители находятся на работе. Как отмечает одна мама: «Я воспитываю своих детей одна, приходится постоянно работать, чтобы их обеспечить, поэтому, когда моя Сашенька возвращается из школы, на помощь приходит бабушка, которая ежедневно делает с ней уроки». В общем можно отметить, что родители положительно относятся к кому, что бабушки и дедушки принимают участие в выполнении домашнего задания их внуков.
Что касается самих родителей, то большинство отмечают, что у них в семье все распределено, какая то часть предметов ложится на мамины плечи, а какая то на папины.
В следующем блоке мы рассмотрели отношение ребёнка к выполнению домашнего задания. Важно отметить, что девочки намного прилежнее и спокойнее подходят к выполнению уроков, нежели мальчики. Девочки делают уроки с удовольствием, а вот с мальчиками приходится работать. Как отмечает одна мама: «Мой сын с пристрастием выполняет только уроки по китайскому языку, потому что ему это действительно интересно». Здесь мы задали вопрос: «А что бы Вы изменили в образовательной программе вашего ребёнка?». На этот вопрос все родители ответили единогласным мнением, что программа для детей, которые учатся в начальной школе, слишком сложная, насыщенная и разнообразная и ребёнок не понимает для чего ему это нужно, тем самым при выполнении домашнего задания по всем предметам ребёнок очень сильно устаёт.
Последний блок нашего интервью носит название: «Негативные эмоции, проявляемые при выполнении домашнего задания». Большинство родителей отмечают, что им приходилось сталкиваться с криками, истериками своего ребёнка, когда тот садился за уроки. Родители понимают, что негативные эмоции, проявляемые ими в ответ, ни к чему хорошему не приведут, поэтому стараются спокойно решать проблемы.
Таким образом, можно отметить, что за последние годы система школьного образования значительно изменилась, родителям приходится в плотную заниматься процессом получения знаний их ребёнка. Школьная программа стала более сложной, часто дети не понимают темы домашнего задания, не могут разобраться в задачах, иногда даже бывают весьма рассеянными (как рассказывает одна мама о своем сыне: «…всегда теряет дневник, учебники, шарфы, даже портфель забывал…») и сталкиваются с недопониманием среди сверстников, учителей. Родители понимают, что внимание, помощь забота как никогда необходимы их школьнику, поэтому всячески стараются помочь разрешить возникшие у него проблемы.
Возможно, мы признаем, что школьная программа не так и нужна, но нужен аттестат, а для этого нужно сдать школьную программу. Возможно, мы считаем, что знания лишними не бывают, и школьная программа не так уж и плоха. В любом случае, ребенок должен как-то ее постичь. В школе это миссия возложена на учителя/учителей. А если ребенок не посещает школу, то как быть?
Говоря о школе и учителе мы, как правило, представляем того самого учителя у доски и активное «вливание» знаний в голову ребенка. Вспоминаем свой детский опыт или безнадежную попытку растолковать любимому чаду — пока еще школьнику задачку по математике… При мысли о том, что этим придется заниматься каждый день по несколько часов, у некоторых родителей начинается нервный тик.
Спешу успокоить. Есть множество вариантов не заниматься этим. Но прежде, чем я их озвучу, я предлагаю немного задуматься о роли Учителя в полном смысле этого слова. Кто такой учитель и какова его роль? Чему на самом деле учатся дети в школе? Что мы хотим от образования?
Я предлагаю сделать в этом месте паузу и подумать об этом серьезно, в широком смысле. Желая дать своему ребенку хорошее образование, мы чаще всего имеем ввиду знания, которые позволят ребенку выбрать дело по душе, хорошо зарабатывать и хорошо устроиться в жизни. Также не будем забывать о развитии личных качеств, ценностях, мировоззрении. Предполагается, что учитель передает ребенку знания по какому-то определенному предмету.
Однако, думаю любой родитель, наблюдая за своим ребенком или за другими детьми, уже понял, что качество передачи информации сильно зависит от личности самого учителя и его контакта с ребенком. Хотим мы этого или нет, труд учителя выходит за рамки его предмета: учитель передает ребенку не только знания, но и информацию о себе, своем отношении и взглядах. Учителя влияют на формирование мировоззрения и ценностей. От личности учителя зависит судьба уроков и самого предмета. Состоявшийся учитель-профессионал транслирует ребенку увлеченность, любовь к своему предмету и работе. Неудачник – усталость от жизни, негатив, раздражение…
- С рождения ребенок страстно пытается самостоятельно познавать окружающий его мир: смотрит, трогает, слушает, бросает, задает множество вопросов, проводит эксперименты…. Отправляясь в школу, ребенок неожиданно получает «программу», шаблоны решений, необходимость сидеть и слушать. Теперь его собственное стремление узнавать становится «вне закона», его интересы больше никого не волнуют или на них не остается времени, он должен быть послушным, соблюдать дисциплину и отвечать то, что есть в программе. Ему не интересно…
- Ребенок растет, развивается и учится независимо от того, «учат» ли его и «развивают» ли его. Он учится и развивается в любом случае, вопрос только в направлении. Чем более качественна и разнообразна среда и доступны источники информации, тем больше знаний о самом себе получит маленький человек и тем легче ему будет найти свое место в жизни. Среда оказывает влияние на ребенка.
- Значимый взрослый имеет способность повлиять на результат. Позитивный эмоциональный отклик вдохновляет продолжать, негативная реакция или безразличие тормозят. Его реакция формирует в ребенке представление о себе самом. Он хочет быть услышанным, понятным, принятым. И при этом – самостоятельным. Ребенок хочет жить свою жизнь сам, ощущая поддержку важного для него человека.
Таким образом, если ответственно подойти к вопросу взросления, дальнейшего формирования личности ребенка и образования, необходимо обратить внимание на три вещи:
- разнообразная среда
- возможность для самостоятельного творчества и свободного поиска
- личность учителя
А что же со «знаниями»? За окном XXI век и, к счастью для нас, любой человек имеет неограниченный доступ к информации во всех видах через интернет или книги. Я даже не веду речь о специализированных предметах (хотя на самом деле можно найти буквально всё) – мы говорим о школе. Абсолютно вся информация по школьной программе есть в открытом доступе.
Если у ребенка есть свобода выбирать, какие знания он хочет получить, и есть доступ к информации, лучшее, что может учитель – поддержать, возможно помочь с направлением и помочь ребенку овладеть нужными инструментами: источники информации, методы поиска, сортировки и т. п. Конечно, сам учитель по-прежнему может быть источником информации, если это нужно ребенку. По сути, любой внимательный родитель является учителем для своего ребенка.
Школьные учителя играют свою роль в условиях школьной системы, дисциплины, расписания, программы, школьных стен. 10-12 лет. 3/4 активного времени дня. Мерой понимания и принятия становится «оценка». Большую часть времени ребенок подчиняется системе и является пассивным участником безразличного системного процесса. Возможен ли в таких условиях желаемый результат образования?
Здесь наверняка могут возникнуть сомнения. Свободное развитие, творчество и всё такое… Это всё хорошо. Так что, теперь вообще исключить школу, пустить все на самотек, ждать, пока сам не спросит и не вмешиваться? Понимая взаимосвязь ребенка, учителя и школы, мы можем принять осознанное и взвешенное решение относительно его образования в целом, образовательной среды, роли взрослых, учителей, родителей и степени их участия в процессе.
Необходимо ли данному конкретному ребенку активное вмешательство взрослых в процесс его взросления? Совпадает ли круг его интересов со школьной программой? Насколько? Могут ли
школьные учителя дать то, что ему необходимо? Если нет, то кто может? Насколько важна побочная информация школьной системы? Любит ли ребенок рамки и нуждается ли в четкой организации собственной жизни? Или он птица вольного полёта?.. Разница между школой и хоумскулингом в том, что образование вне школьных стен, свободное образование, предполагает в том числе и свободу в выборе методов образования своего ребенка. А душевный покой родителей играет далеко не последнюю роль!
Не хотите быть школьным учителем? Не нужно. Многое зависит от наличия внешнего давления в виде школьных аттестаций. И отношения родителей к необходимости и глубине изучения школьных предметов, особенно «нелюбимых». Имеют значение сферы профессиональных и личных интересов самих родителей.
С учетом всего этого, задача родитель-учитель может иметь несколько решений (могут быть и другие варианты).
- Найти репетитора
- Обратиться к бабушке/дедушке/подруге/знакомому профессионалу и т.п.
- Пойти в кружок/на курсы
- Записаться в онлайн школу с учителем или только с «контрольными»
- Попробовать себя в полноценной роли учителя, вспоминать программу вместе с ребенком: а вдруг понравится?
- Показать ребенку возможность самостоятельного обучения и поиска нужной информации: youtube, google, книги, вопросы взрослым и т.п.
- Взять на себя урезанную роль учителя, оставив, например, только функцию контроля или подачи новой информации
- Передать все полномочия ребенку вместе с возможностью завалить пару аттестаций и ответственностью за это
- Предоставить полную свободу и исключить аттестации. Учитывая все факторы хоумскулинга в моей семье, у нас присутствует большинство вариантов.
Ахмадуллина А.Р.,
магистрант 2 курса ГОУО,
педагог ГБОУ Школы №207
Статья «Роль родителей в современной школе»
Рассуждая на тему образования и воспитания, на первый план выходят ученик, педагоги, администрация школы и родители. Какова же роль родителей в образовательном процессе, каким образом и на какие сферы они могут воздействовать?
В период развития государственно-общественного управления образование (далее ГОУО) родитель становится полноправным участником организации школьной деятельности. Он может быть вовлечен в процесс выявления и формирования социального заказа, в процесс планирования, контроля и регулирования образовательного процесса, а также выступать в роли организатора/координатора информационного пространства школы.
Так что же на практике родитель может делать в образовательной организации, способен ли он влиять на процесс обучения и школьной жизнедеятельности своего ребенка?
От многих родителей можно часто услышать выражения: «Опять много домашнего задания», «Ужасное питание, как можно кормить этим ребенка», «Почему нет никаких досуговых технологий и игровой зоны во время перемен и продленки?», «Никаких секций и кружков, даже некуда ребенка отдать», «Что за сайт такой школьный, где нет никакой информации» и т.д.
Да… Кошмар, да и только. Как же учиться ребенку в таких условиях? Такого мнения придерживается огромное количество родителей. Тогда, наверное, стоит разобраться: чем же родители могут помочь своему ребенку в современном мире.
Хочется развеять определенную долю этих сомнений и убедить родителей, что от их участия в организации образовательного процесса зависит очень многое, и, главное, именно от их активности, компетентности, инициативности зависят условия, в которых будет обучаться их ребенок.
Родители, все в ваших руках? Главное идти и действовать.
Согласно ФЗ №273 «Об образовании в РФ» родитель является полноправным членом системы ГОУО, где может участвовать в работе коллегиальных органах школы (родительский комитет класса, Совет родителей школы). Представители данных органов могут выдвигать свои предложения по организации школьного питания, дополнительных занятий, экскурсионных программ, учебной недели, школьной формы, информационного обеспечения школы и т.д. Родители могут выступать в роли общественных наблюдателей и экспертов.
Касательно этого вопроса, хочется привести положительный пример из практики работы ГБОУ школы №207 Санкт-Петербурга. В данной образовательной организации родители являются полноправными участниками образовательного процесса, которые знают свои права, возможности и обязанности. Совет родителей школы участвует в распределении фонда школы на образовательные и воспитательные нужды школьников, в организации воспитательной работы школы, в обеспечении школьного питания, в выборе дополнительных учебных модулей. Активные родители даже создали информационный портал для дистанционного взаимодействия, где могут узнать последние новости, задать волнующий вопрос, обсудить важное событие. Школьные праздники и мероприятия стали теперь не только отдельной инициативой педагогов и воспитательной службы, но приобрели статус семейных проектов. Родители помогают создавать детские спектакли, работают над декорациями, украшают классы, создавая определенную атмосферу к различным важным датам.
Мероприятие «День семьи» стал традиционным школьным праздником, который ежегодно проводят родители. Таким образом, в ГБОУ Школа №207 существует тесная связь между учениками, педагогами, родителями и администрацией школы - основными субъектами образовательного процесса.
Главное знать и понимать, что семья, школа и государство должны быть союзниками, целью деятельности которых выступает многогранное развитие личности ребенка, который готов не только жить в современном мире и достигать собственных поставленных целей, но и уважать интересы других, соблюдать нормы и морали общества, и просто быть счастливым.