Вышивка во все времена собирала множество почитателей. Стремление овладеть искусством создания объемных картин с помощью ниток толкает рукодельниц на новые свершения по сей день. Тем, кто только начинает свои первые творческие шаги и хочет самостоятельно сотворить тканый шедевр, будет полезно ознакомиться с азами мастерства. Завораживающая объемная вышивка нитками может выполняться и с помощью простых техник, понимание которых впоследствии приведет к освоению все новых сложных элементов.
Первые шаги
Процесс объемной вышивки включает в себя несколько основных стежков, на которых стоит сосредоточить свое внимание. Первыми швами начинающего мастера должны стать шов «вперед иголку», «назад иголку», строчка, обметочный, петельный.
Чтобы работа приобрела необходимый объем, существует несколько особых приемов. Способ, подходящий для начинающих – использование шерстяных нитей. За счет своей толщины они создают нужную выпуклость рисунка.
Практическое применение начальных навыков будет оправдано на простой вышивке цветка.
Работа здесь производится петельным швом. Как он исполняется, можно посмотреть по приложенной схеме.
Не обойтись в вышивании и без глади, поскольку именно таким способом удобнее всего заполнять пространство узора.
Зачастую видимое создание объема достигается путем цветовых переходов нитей, близких по тону: каждый новый ряд требует смены цвета. Такой метод именуется теневой гладью. Схематичное изображение данного процесса позволит не запутаться во время работы над изделием.
Для удобства выполнения лучше всего взять плотный материал или канву, на который предварительно наносится карандашный рисунок.
На первом этапе контур узора обрабатывается с помощью петельного шва. Необходимо следить за плотностью и ровностью строчки. Лепестки цветка заполняются теневой гладью, начиная от края и продвигаясь к центру. После окончания вышивания, элемент вырезается острыми ножничками.
После создания нескольких деталей аналогичным образом, можно собрать свою первую небольшую композицию.
Возможно, она будет незамысловатой, но впоследствии, с приходом опыта, творческие работы приобретут все более изысканные очертания.
Получив первые уроки, не стоит останавливаться. Существует масса способов разнообразить рукоделие новыми приемами.
Украшение скучных вещей
В качестве тренировки можно создавать не цельные картины, а отдельные элементы на текстильных вещах.
К примеру, украшенные объемной вышивкой домашние тапочки обретут необычность и будут привлекать внимание гостей.
Работа производится нитями двух цветов. Сначала следует выполнить розу. Для этого красная нить выводится на лицевую сторону полотна и осуществляется миниатюрный стежок вплотную к первому проколу. Игла остается в ткани.
Нить поддевается под острие иглы и плотно наматывается в 10-12 оборотов, после чего фиксируется стежком. Это первый лепесток розы. Аналогичным способом создается весь цветок.
Осталось вышить зеленое обрамление розы – листья. На ткани осуществляется карандашный набросок. Пририсовывается центральная прожилка листика. Зеленая нить выводится на лицевую сторону на линии середины листа. От центра к краям попеременно накладываются стежки, перехлестываясь по центру.
Данная техника носит название «рыбная косточка».
Когда работа закончена, нити прячутся на изнаночную сторону изделия.
Еще один из интересных методов вышивания демонстрирует последующий мастер-класс. Здесь предлагается поработать над отдельным элементом вышитого полотна, дабы понять суть техники.
Пушистый шмель
Такой стиль оформления деталей уместен, когда нужно придать элементу эффект «пушистости». Это подходит в работе над изображениями животных, насекомых, сердцевин цветов и т. п.
От нитей мулине, шелковых или любых хлопчатобумажных ниток такого эффекта не добиться. Поэтому положительный результат стоит ожидать лишь в том случае, когда вышивка производится шерстяными нитками.
Для работы понадобится:
- Шерстяные нити черного, желтого и белого цветов;
- Игла;
- Мулине;
- Кусочек сетчатого материала;
- Металлизированная нить.
На ткани прорисовывается контур будущего шмеля.
Вышивание производится стежками в 4-5 мм, где нить не затягивается, а остается на поверхности в виде небольшой петли.
Черной нитью плотно выкладываются петли, формируя головку насекомого.
Каждая петля закрепляется перпендикулярным стежком.
В ходе работы цвет нити меняется, образуя характерный для шмеля окрас.
Низ тельца оформляется белой нитью.
Затем каждая петля разрезается.
Предисловие
Некогда каждая уважающая себя женщина должна была владеть искусством вышивки. Молодые девушки в разных странах мира годами готовили себе вышитые вещи для приданого. Спустя какое-то время, правильнее сказать, в середине 1-й половины XX в., это занятие постепенно утратило свою популярность. Получившие возможность строить карьеру женщины предпочли позабыть о рукоделии. Но к концу века вышивка вновь стала популярным хобби, опять появились, казалось, уже давно забытые техники, такие, как объемная вышивка, придуманная английскими рукодельницами. Объемная вышивка (stumpwork) – это широко распространенная в Англии в 1650–1700 гг. техника.
По своему внешнему виду данный тип вышивки несколько напоминает барельеф или скульптуру. Возможно, поэтому ей было дано странное название, которое сложено из 2 английских слов, в переводе означающих «обрубок» и «работа».
Суть этой техники состоит в том, что отдельные части вышивки, а именно: цветы, элементы одежды людей, птицы или насекомые – сначала вышивались на куске одной ткани, а затем прикреплялись уже к другой, основной. На этой основной ткани заранее, а иногда позже вышивались остальные элементы изображения так, чтобы в окончательном варианте работа выглядела объемно. В технике объемной вышивки мастерицы зачастую выполняли большие картины на религиозные темы, а также одежду для служителей церкви. Но обычно объемные вышивки использовали как украшения шкатулок для рукоделия, дамских сумочек, предметов одежды и интерьера.
Ныне объемная вышивка стала весьма популярным рукоделием. Техника объемной вышивки интересна тем, что позволяет сочетать в себе множество техник – от художественной глади до плетения иглой. Если рукодельница владеет большим количеством вышивальных техник, она способна выполнить очень интересные и богатые работы. Наверное, поэтому объемная вышивка обретает былую популярность. Техника объемной вышивки позволяет мастерицам, работающим в этой технике, создавать подлинные произведения искусства. Растения, животные и люди, объемно вышитые на ткани путем использования специальных швов, смотрятся как живые.
Необычный способ вышивки
Объемная вышивка – это старинное рукоделие, когда-то бывшее широко распространенным в Западной Европе. В качестве отдельного вида рукоделия она появилась исключительно благодаря кропотливому труду английских мастериц, которые стремились изобрести предельно простые методы изготовления объемных цветов. Так, путем практики и экспериментирования была создана вышивка, помогающая воплотить живые цветы при помощи иглы и всевозможных нитей. Работающие в этой технике мастерицы создают истинные произведения искусства – картины, которые походят на живописные полотна. Вышитые на ткани цветочные и растительные композиции, животные и люди смотрятся как живые. Этот эффект узнавания достигается благодаря применению специальных швов, которые выполняют различными нитками и лентами.
Цветы, листья и другие элементы объемной вышивки выполняют отдельно по деталям с помощью очень тонкой проволоки, а затем соединяют и прикрепляют к основной ткани. Собственно говоря, специальная проволока играет в этом виде рукоделия очень важную роль. С нее вышивка может начинаться либо она вставляется по контуру цветочного лепестка, крыла бабочки или листика. Затем ее обшивают стежками глади, что позволяет детали держать форму и создает объем.
Некоторые элементы объемной вышивки выполняют прямо на ткани всевозможными объемными стежками. В процессе вышивания под основную ткань подкладывают тонкую хлопчатобумажную, которая не допускает деформирования изделий. Уникальный подход этого необычного вида рукоделия, этого метода исполнения вышивки заключается в неординарном сочетании простой хлопковой нити одновременно с шерстяными и шелковыми нитями при создании одного изделия.
Благодаря тому, что в работе над изделиями в технике объемной вышивки используют достаточно толстые шерстяные и шелковые нити, а также лентовидную пряжу, пространство стремительно заполняется стежками. Объем и структуру вышитым работам придают также и различные другие материалы. При желании объемную вышивку можно сочетать с вышивкой лентами и бисером. Они применяются для придания вышитому изображению природной структуры, свойственной растениям.
Техника объемной вышивки привлекает многих тем, что дает возможность быстро увидеть блестящие результаты своей работы. Она требует намного меньше времени, чем вышивка картин мелким крестом или художественной гладью. Отчасти именно это ее качество привлекает новичков в деле вышивания. Но искусство свободной объемной вышивки доступно начинающим рукодельницам и по многим другим причинам, предоставляющим им полную свободу действий. В этой технике не придерживаются каких-либо твердых правил, можно вышивать по заранее напечатанному на ткани рисунку.
Фирмы, которые выпускают всевозможные наборы для рукоделия, предлагают любителям вышивания разнообразные заготовки для объемной вышивки. Причем каждый рекомендованный для выполнения рисунка шов можно смело заменить любым другим, лишь бы замена позволила получить нужный по замыслу эффект.
Каждая мастерица вправе применить в работе над своим произведением доступные ей способы вышивания. В ручной объемной вышивке используют различные виды стежков, но главным образом – это короткие и длинные стежки глади, разнообразные петельные и краеобметочные стежки, французские узелки, совсем простой шов «назад иголку», разнообразные вариации тамбурных швов и еще многие другие виды. Хотя никому не помешает умение вышивать гладью, при работе в объемной вышивке пригодятся даже простейшие навыки в этой технике. Умение вышивать гладью, в общем, составляет всю сложность в объемной технике. Легкость работы в этой технике дает возможность полностью реализовать свой творческий потенциал. Даже не имеющая большого опыта вышивальщица способна за вечер создать букет цветов.
В наши дни объемную вышивку по примеру трехмерного пространства иногда называют «3D-вышивкой». Все направления этого вида рукоделия можно классифицировать следующим образом:
Классическая вышивка stumpwork;
Вышивка лентами;
Итальянская техника трапунто;
Бразильская вышивка;
Смешение всех этих стилей в одном.
Человек начал заниматься вышивкой очень давно, во времена своих первых шагов на пути к современной цивилизации. Корни данного занятия уходят в столь глубокое прошлое, что пыльная завеса сотен тысяч веков скрывает эти шаги на пути к прекрасному.
Объемная вышивка в классическом стиле stumpwork иногда называется съемной аппликацией, так как детали полагается обшивать различными видами петельного шва или гладьевым валиком, вшивая в него проволоку для придания необходимой формы. Внутреннее пространство детали нужно обязательно заполнить двусторонней гладью. После чего вышитую деталь надо вырезать по возможности ближе к контуру и собрать в готовую композицию (рис. 1).
Рисунок 1. Объемная вышивка в классическом стиле stumpwork
Вышивка лентами в нашей стране известна многим любителям рукоделия, однако занимается ею небольшое число мастериц. Большинство считает этот вид вышивки достаточно сложным, хотя приятное вышивание чудесными шелковыми ленточками продвигается очень быстро и легко. Важно только правильно подобрать ткань, через которую можно свободно продернуть ленточку. Далее ее следует вставить в иголку вместо нитки и шить определенными стежками, предназначенными для этого вида рукоделия (рис. 2).
Рисунок 2. Объемная вышивка лентами
По всей вероятности, человек занялся искусством вышивки в эпоху становления первобытной культуры, в те времена, когда им был сделан первый стежок при попытке сшить себе одежду и защититься от холода.
Объемная вышивка в итальянской технике трапунто – это, скорее, стежка объемного изделия, чем вышивка. Данную технику широко используют при отделке многослойных лоскутных изделий. Она позволяет украсить изысканными и элегантными узорами покрывала, подушки, занавеси и предметы одежды. Швы в технике трапунто выполняют простейшим стежком «вперед иголку» (рис. 3).
Рисунок 3. Объемная вышивка в итальянской технике трапунто
Бразильская объемная вышивка, к большому сожалению, практически неизвестна. Она несложна, но очень увлекательна в исполнении. В этой вышивке можно использовать разные виды стежков нитями, такие как: гладь, всевозможные цепочки, французские узелки, стебельчатые швы различных модификаций, швы «пико», «плетенка», «россыпь» и множество других. Все эти швы несложные, но их сочетание производит впечатляющий эффект.
Каждый из этих швов используют для выполнения конкретного элемента на небольшом фрагменте произведения, что дает определенный эффект. В частности, шов «россыпь» можно использовать для обозначения земли или тени; швом «цепочка» по большей части обозначают контуры деталей для последующей вышивки их гладью. Всем известный французский узелок и его вариации (шов «пестик» или французский узелок на ножке) применяют для изображения серединок цветов, цветочных пестиков, мелких листиков, земли в горшках и ряда других элементов. Сочетание всех приемов в бразильской вышивке позволяет в результате создать картину (рис. 4).
Рисунок 4. Бразильская объемная вышивка
Смешение всех ранее упомянутых стилей в одном широко используют любители вышивки в Южно-Африканской Республике. В их произведениях объемная вышивка гладью сочетается с вышивкой лентами, обычной двусторонней гладью и совсем простыми швами в виде ручной строчки (рис. 5).
Рисунок 5. Смешанный стиль объемной вышивки
Основные приемы объемной вышивки
Объемная вышивка позволяет создавать и небольшие сувенирные предметы, и выполнять картины. В этом искусстве рукодельницы используют различные приемы и техники художественного вышивания, среди которых простые, отделочно-декоративные швы и множество других разнообразных швов. Прежде чем познакомиться с описанием швов и техникой их выполнения, желательно запомнить определение некоторых основных терминов ремесла – они общие для многих видов вышивки.
Уже в середине XII в. многие европейские замки поражали роскошью своего убранства. Далеко не последнюю роль в украшении средневековых интерьеров играли всевозможные вышивки.
Проколом называют то место, в котором иголка с рабочей ниткой входит в ткань или выходит из нее.
Рабочей питью называют вдетую в иголку нитку, посредством которой в данное время делаются стежки.
Стежок - это отрезок рабочей нитки, располагающийся на поверхности ткани между 2 проколами. В процессе вышивки стежки поочередно оказываются то на лицевой, то на изнаночной стороне ткани.
Стежок, находящийся на лицевой стороне ткани, называется лицевым. Соответственно стежок на изнаночной стороне называется изнаночным.
Раппорт шва - это регулярно повторяющаяся его часть, которая может быть различной по длине и ширине. Раппорты простых швов, как правило, идут один за другим по прямой линии, составляя строчку. Обычно раппорты таких швов не имеют ширины, если не принимать во внимание толщину рабочей нити.
Технику исполнения самых простых швов желательно освоить для того, чтобы в будущем легче было справиться с выполнением сложных декоративных швов и узоров. Тем более, что это умение может пригодиться в объемной вышивке, где порой допускается самое фантастическое сочетание видов швов.
Все простые швы в своем великолепном многообразии отвечают лишь нескольким общим требованиям, они должны:
Быть как можно более простыми по своему строению и выполнению;
Отвечать параметрам ткани по крепости и прочности;
Украшать внешний вид изделия;
Не стягивать ткань, собирая ее морщинами. Единственное требование к исполнению простых швов состоит в следующем: их стежки нужно прокладывать равномерно, аккуратно и ровно по линии шва. При прокладке шва надо внимательно следить за тем, чтобы нитка не провисала, иначе стежок будет иметь неопрятный вид. В особенности это касается тех стежков, которые составляют строчки параллельных швов.
В ручной вышивке применяют всего 4 основных вида простых швов:
«вперед иголку»;
«назад иголку», или «за иголку»;
«строчка»;
Обметочный (подрубочный, или краеобметочный).
Простые швы чаще используют для отделки или декорирования вышивки, поэтому они должны быть плотными. Простые швы в качестве украшающих контурных швов используют во многих видах вышивки в тех случаях, когда для отделки нужно прошить и подчеркнуть контур рисунка, или для дополнительного украшения изделия. Кроме ранее упомянутых простых швов, в этом качестве практикуют еще такие швы, как: тамбурный, стебельчатый и шов «витой шнур». Обычно эти швы выполняют в 2–3 сложения нитками мулине, шелковыми для вышивания, ирисом или шерстяными нитками.
Шов «Вперед иголку»
Это шов очень прост в исполнении и внешне напоминает пунктир. Его раппорт составляют 1 лицевой и 1 изнаночный стежки (рис. 6 а). Шов полагается выполнять движением иглы справа налево. Весь шов образует последовательное чередование по прямой линии стежков, имеющих равную длину. В узорах с произвольным рисунком шов «вперед иголку» можно прокладывать и по плавной кривой линии. Для выполнения шва иголку с рабочей ниткой выводят справа в контур узора с изнаночной стороны налицо. Для лицевого стежка надо отсчитать нужное число нитей ткани, после чего вытянуть иглу на изнанку. Затем, пропустив на изнаночной стороне одинаковое число нитей, вновь вывести иголку на лицевую сторону без протягивания рабочей нитки. Этот прием следует повторять 2 или 3 раза так, чтобы на 1 см шва поместились 2–3 стежка. Шов «вперед иголку» часто используют для обводки контура рисунка при вышивании крестом или гладью. Потому этот шов можно применять в качестве дополнительного украшения при выполнении объемной вышивки крестом. Кроме того, именно этот шов используют при выполнении объемной вышивки в итальянской технике трапунто (рис. 6 б).
Рисунок 6. Выполнение шва «вперед иголку»: а) раппорт шва «вперед иголку»; б) исполнение шва «вперед иголку »
Шов «За иголку»
Шов «за иголку», его второе название – «назад иголку», также очень прост в исполнении, его стежки нужно набирать в направлении справа налево.
Стежки шва «за иголку» должны быть одинаковой длины. Шов можно выполнять двумя способами.
При первом способе иголку с рабочей ниткой следует вывести на лицевую сторону следующий прокол иголкой в ткань сделать на 3 мм правее места 1-го прокола. Это будет 1-й лицевой стежок. Нить протянуть по изнаночной стороне, вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 1-го прокола. Это первый изнаночный стежок.
Скорее всего, тяга к прекрасному была свойственна человеку уже на заре цивилизации. Неандерталец, который жил в Европе примерно 50–40 тыс. лет тому назад, обеспечивал себя одеждой из шкур, сшивая их сухожилиями и украшая простейшими узорами из тех же сухожилий.
Выполняя 2-й стежок, уложить рабочую нитку слева направо, а иголку вколоть в место прокола, которым был закончен 1-й лицевой стежок. Снова провести иголку под тканью на изнаночной стороне и вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 2-го стежка. Далее вновь ввести иголку в тот прокол, которым был закончен предыдущий стежок. С лицевой стороны это шов смотрится как сплошная строчка стежков, похожая на машинную строчку. Потому этот способ выполнения шва «за иголку» еще называют швом «строчка», или строчевым швом (рис. 7 а, б).
Рисунок 7 а, б. Шов «за иголку»: а) исполнение шва, б) внешний вид шва на лицевой стороне
Изнаночные стежки шва «за иголку» – это отрезки рабочей нитки, равномерно находящие друг на друга лишь на половину предыдущего стежка. В правильном раппорте лицевой стежок шва «за иголку», или строчевого шва, равен половине изнаночного стежка. Длина стежков обычно зависит от толщины ткани и рабочей нитки.
При втором способе выполнения шва «за иголку» после вывода ее с рабочей ниткой на лицевую сторону нужно сделать следующий прокол на 2 мм правее выхода рабочей нити. Ее протянуть по изнаночной стороне и вывести на 3 мм левее 1-го прокола. При таком способе выполнения шва на лицевой стороне образуется пунктирная, или штриховая, строчка с промежутками в 1 мм (рис. 7 в).
Рисунок 7 в. Раппорт второго варианта выполнения шва «за иголку»
Раппорт шва «за иголку» состоит из лицевого и расположенного под ним изнаночного стежка.
При идеальном исполнении в раппорте шва «за иголку» лицевой стежок равен 0,33 изнаночного стежка. Тогда лицевые стежки и промежутки ткани между ними получаются равномерными, придавая шву ритмичность и делая его красивым. При последовательном повторении эти раппорты образуют весь шов «за иголку», который имеет очень рельефный вид, он четок при украшении им изделий. Иногда шов «за иголку» называют стебельчатым швом наизнанку.
Классический стебельчатый шов
Это знакомый с детства и самый распространенный во многих видах вышивки шов, который представляет собой ряд плотных косых стежков. Шов нарабатывается стежками в направлении слева направо, т. е. от себя, а острие иголки во время работы над швом направлено на вышивальщицу. Стебельчатый шов бывает двух типов: тонкий и толстый.
Тонкий стебельчатый шов имеет вид шнурка. Им вышивают тонкие и длинные детали изображения (травинки или прожилки листьев). Иногда в случае необходимости этим швом можно обвести контуры отдельных деталей вышивки.
При выполнении стебельчатого шва надо аккуратно закрепить рабочую нитку на изнаночной стороне и вывести иголку с ней на лицо в нужной точке контура рисунка. Затем ввести иголку в ткань правее места 1-го прокола – это будет 1-й лицевой стежок стебельчатого шва. После чего протянуть иголку с рабочей ниткой по изнаночной стороне работы и вывести острие иголки на лицевую сторону в середине 1-го стежка с его левой стороны. Эта точка послужит началом 2-го стежка. Когда рабочая нитка будет полностью выведена на лицевую сторону следует прижать ее большим пальцем левой руки к пяльцам вблизи от места прокола. Затем вновь ввести иголку с рабочей ниткой в ткань правее точки окончания 1-го стежка ровно на половину его длины. Далее провести иголку по изнанке и вытянуть на лицевую сторону в месте того прокола, который завершил 1-й стежок, – это середина 2-го стежка.
Собственно говоря, суть шва состоит в том, что каждый последующий стежок нужно начинать из середины предыдущего стежка. Небольшие, одинаковой величины стежки надо плотно укладывать друг к другу. При выполнении стебельчатого шва очень короткими стежками он получается узким и слегка выпуклым, напоминая витой шнурок (рис. 8 а).
Рисунок 8 а. Тонкий стебельчатый шов
Опытные мастерицы при использовании напольных или настольных пялец обычно выполняют этот шов двумя руками. Однако начинающей вышивальщице лучше не усложнять себе жизнь: ей проще прокладывать его правой рукой, придерживая левой рабочую нить при выполнении шва.
Осуществление стебельчатого шва заключает в себе одну тонкость: при его выполнении рабочую нитку всегда нужно класть только с одной стороны от иголки: или справа, или слева. Ни в коем случае нельзя во время прокладывания стебельчатого шва менять положение рабочей нитки – это сразу нарушит его ритмичность и красоту: он приобретет изломанный неряшливый вид.
Когда стебельчатый шов используется в качестве украшающего контурного, он выполняется маленькими стежками одинакового размера тонкой острой иглой. Если же этим швом надо вышить линию с резкими крутыми изгибами, в этом случае ее нужно прошивать, немного прокалывая иголкой предыдущий стежок в тот момент, когда ее острие выводится на лицевую сторону для нового стежка. Благодаря этому несложному техническому приему можно зафиксировать стежок. Тогда линия шва получится достаточно гибкой и четкой.
Толстый стебельчатый шов требуется выполнять практически так же, как и тонкий шов. Но каждый его последующий стежок должен заходить на предыдущий стежок примерно в его середине. Лицевые стежки следует располагать почти параллельно линии шва. В этом случае изнаночные стежки по величине должны равняться половине лицевых стежков. Толстый шов чем-то напоминает широкий шнур (рис. 8 б).
Рисунок 8 б. Выполнение толстого стебельчатого шва
Видоизмененный стебельчатый шов
В объемной вышивке используют видоизмененный стебельчатый шов, который несколько отличается от традиционного исполнения, хотя шов также нарабатывается слева направо. Вместо произвольных наклонных стежков здесь нужно при выполнении очередного стежка вводить иголку с рабочей ниткой точно в середину предыдущего стежка, не отклоняясь от воображаемой или прочерченной линии шва. Причем надо выравнивать каждый стежок. При таком исполнении стебельчатый шов получается более тонким и изящным, напоминая витой шнурок. Этим швом можно заполнять большие плоскости узора, получая гладьевой настил.
Для придания изделию более гладкой фактуры следует выполнять удлиненные стежки величиной примерно в 1–3 см. При этом прокол для каждого последующего стежка делать не в середине предыдущего стежка, а на 0,33 части его общей величины (рис. 9).
Рисунок 9. Видоизмененный стебельчатый шов для объемной вышивки
Стебельчатым швом очень удобно вышивать тонкие ветки и стебельки растений, постепенно переходя от их тонкой части к месту утолщения. В момент перехода меняется только размер стежка без изменения угла его наклона.
Объемная вышивка является очень давним рукоделием. Сведения об этой технике появились еще в семнадцатом веке, в Великобритании. Первое впечатление при взгляде на работы, выполненные в объемной технике, заставляют думать, что перед вами предстает живая картина. Кроме этого, данная вышивка имеет внешний вид барельефа, или даже скульптуры. Вышивка приобретает объем после соединения разных ее элементов, выполненных отдельно, с основным полотном. Остальные части работы выполнялись на этом главном полотне, и при соединении с элементами, изготовленными на других тканях, образовывали единое целое. Как вы можете заметить из словесного описания, это очень необычная вышивка. Обобщая все ранее сказанное, можно сделать вывод, что картина объемной вышивки получается, когда на основное полотно крепят вспомогательные объемные части. В старину объемная вышивка применялась для вышивки больших церковных полотен или одежды для священников. Кроме этого, такая техника применялась для того, чтобы украшать различные шкатулки и женские сумки, нарядную одежду и тканевые предметы интерьера.
Эта необычная вышивка может выполняться с использованием комбинирования самых различных техник и швов, от шва гладью до иголочного плетения. Именно поэтому работы, изготовленные в технике объемной вышивки, часто становятся истинными шедеврами искусства. Фигурки людей и животных, деревья и цветы смотрятся как настоящие, а готовая вышивка выглядит, как живая картина. Кроме разнообразных ниток и швов, объемная вышивка очень часто требует наличия атласных ленточек и тончайшей проволоки. Такая тонкая проволока применяется в самом начале работы, когда ее крепят к краю лепестков или листиков, а возможно даже и крыльев бабочки. Для крепления используется стежок глади, который одновременно закрепляет проволоку, и создает объем элемента.
Если объемная деталь вышивается на главном полотне, под нее необходимо подложить вторую ткань, иначе это место может деформироваться. В одном и том же изделии можно с успехом применять шёлковые и шерстяные нитки разной толщины. По той причине, что в этой вышивке присутствуют многие объемные материалы, живая картина выполняется очень быстро. Кроме того, техника объемной вышивки не требует следовать строгим правилам, и позволяет импровизировать, что притягивает внимание начинающих рукодельниц. Объемная вышивка имеет несколько разновидностей:
- Классический способ.
- Способ техники лентами.
- Трапунто.
- Бразильская техника.
- Комбинирование разных техник вместе.
- Объемная вышивка крестиком.
Классический способ в объемной вышивке
Для начинающих будет интересно узнать, в чем именно заключается смысл каждой их этих разновидностей, из которых складывается объемная вышивка. Наш первый мастер класс расскажет именно о классическом способе, для которого необходимо владеть приемами глади, выполняемой двухсторонним образом. Пример классического способа вы увидите на фото. Особенности этой классики заключается в том, любая объемная деталь выполняют сама по себе. Для этого применяется вторая, дополнительная ткань. В процессе работы над каждым элементом, его контур усиливается при помощи очень тонкой проволоки, которую затем маскируют петельным швом, выполненным плотными рядами.
Когда деталь выполнена, вышивка продолжается при помощи маленьких ножниц, которые нужны для ее вырезания. Выполняя данную операцию, необходимо делать срез так близко к краю элемента, как только возможно, поэтому нам и нужны очень острые и небольшие ножницы. Тонкая проволока, закрепленная по краю элемента, создает нужный нам объем. Именно проволоке элемент обязан и той природной формой, которую он приобретает. Когда закончена вышивка и все элементы вырезаны, их нужно закрепить на той ткани, которая является основной, и оформить нашу объемную вышивку. Она действительно выглядит, как живая картина. Фон этой картины может быть выполнен несколькими способами на основной ткани. Для начинающих рукодельниц поясним, что основной фон вы можете выполнить по желанию, оставив его тканевым или вышить нитками по схеме.
Объемная вышивка шелковыми лентами
Объемная вышивка лентами требует знания того, какими швами выполняется эта работа, и как именно ленту нужно закреплять, чтобы композиция выглядела натурально. Для такой вышивки нужна иголка, имеющая большое и широкое ушко, а также не острый конец. Ткань для работы подойдет, если она имеет редкое переплетение нитей. Это может быть и плотный трикотаж, который по структуре как раз такого качества. Вышивка лентами не терпит очень мягкую и тонкую ткань, потому что она не выдержит веса ленточек и бисера, которыми выполняется живая картина.
Для выполнения картин в технике вышивки лентами, необходимо использовать петельный шов. А также шов «вприкреп». Если выполняется очень крупный элемент растительного мира, его необходимо крепить к основанию дополнительными стежками. Для этой операции подойдет тонкая иголка и обычная нить того цвета, который подойдет к элементу. Стежки лучше всего делать потайные, чтобы крепление не было видно. Вышивка производится лентами разной ширины, в зависимости от потребности данного элемента. Цветовая гамма для работы абсолютно неограниченна.
Предлагаем вашему вниманию видео мастер класс с пошаговыми фото для начинающих, в котором речь пойдет о создании объемной картины из ленточек. Эта живая картина, на которой изображен букет маков и других полевых цветов. Данное видео и его пошаговые фото подробно поясняют, как с самого начала вышивается эта объемная картина. Вышивка может выполняться с использованием шелковой ткани, по цветовой гамме точно имитирующей полевые маки. Оказывается, что ленточки можно вырезать самостоятельно из подходящей по качеству и цвету ткани. Ширину ленточек вы выбираете самостоятельно, что также очень удобно.
На основной ткани выполняют эскиз букета красками, как видно на одном из пошаговых фото. После этого вырезают ленточки из тонкой шелковой ткани. Продолжая мастер класс, вышивают несколько маков и бутонов разной величины и формы по всему пространству букета. Далее выполняется объемная вышивка других полевых цветов ромашек, из тонких желтых и белых атласных лент. После этого любым из подходящих швов нужно прошить зеленые веточки к каждому цветку и бутону. Этот этап также хорошо видно на видео, на одном из пошаговых фото.
Продолжаем работу, и вышиваем зелеными лентами листья в нашем букете, а тонкими белыми ленточками мелкие цветочки в соцветиях. Некоторые листья могут быть дорисованы кисточкой и красками. Здесь можно действовать в соответствии с личными представлениями и фантазией. Любая живая картина выполняется с приемами импровизации, без точной схемы. В нашем случае выполняют васильки синими атласными лентами, и коробочку засохшего мака серыми.
Видео: Вышивка лентами
Объемная вышивка трапунто
Объемная вышивка трапунто может быть выполнена как при помощи современной швейной техники, так и вручную. Работы на швейном оборудовании производятся в режиме автоматики, или полуавтоматики, но при этом всегда необходимо вмешательство человеческих рук. С их помощью производится обрезание лишних кусков тканей, а также соединения с недостающими отрезками. Трапунто очень необычная вышивка, а главным в ней является так называемый метод «бутерброда», или нескольких слоев. Для трапунто подойдут не очень плотные, и не растягивающиеся материалы, как хлопок, батист или шифон.
Вышивка трапунто не может выполняться на очень плотных и тяжелых тканях, поэтому джинсовая, мебельная и пальтовая совершенно не подходят. Эти виды тканей могут смять прокладку между слоями, и совершенно уничтожить эффект объема. Такие вышивки производят впечатление обычной строчки, без объема. Главную роль в создании объема играет прокладка, которую размещают между верхним и нижним слоями. Именно от нее зависит и сам объем, и конечная плотность вышивки. В том случае, если прокладка тонкая, ее можно положить в два сложения, или комбинировать с другим прокладочным материалом.
При этом необходимо помнить, что большая толщина изделия может привести к пропуску машиной стежков. Для прокладки трапунто используют мягкие материалы, которые производят, не используя ткачество. Это синтепон, холофайбер и спанбонд. Выполняя вышивку трапунто, необходимо иметь специальные иголки, у которых очень длинный и острый кончик, и большое ушко для нити. Такая иголка очень легко проходит все слои «бутерброда», не обрывает нитку, и не позволяет появляться пропускам стежков. Нитки нужно приготовить очень прочные, лучше всего полиэстеровые. При работе с вискозной ниткой, вы должны будете уменьшить скорость строчки на машинке, иначе нитка будет пропускать стежок и часто рваться. Очень украшает работу нитка металлизированная, но вышивать такими нитями нужно на минимальной скорости. А хлопковая нитка сделает вашу работу с налетом старины и ручной вышивки.
Объемная вышивка в бразильском стиле
Объемная картина в бразильском стиле создается на основе некоторых декоративных стежков ручной работы. С их помощью вы можете вышить любую цветочную композицию. Для объемной вышивки в бразильском стиле применяются различные швы «с навивом», гладь и петельный шов. Правильное применение этих декоративных вышивок позволяет рукодельницам создавать поразительной красоты полотна. Обратите внимание на наш видео мастер класс с пошаговыми фото, в котором продемонстрирована живая картина, выполненная в бразильском стиле. На этой картине вышиты ослепительной красоты объемные розы, которые выполнены вручную теми швами, которые мы уже называли ранее.
Есть такая вышивка, название которой звучит как рельефная счетная, а вот бразильская является одной из ее видов. Бразильская вышивка выполняется из большого количества элементов, имеющих объем. Отличие бразильского метода в том, что он не требует изготовления отдельных вспомогательных аппликаций и материалов, как проволока, и вышивается на равномерно окрашенной ткани. Для этого рукоделия применяются искусственные шелковые нитки, скрученные против часовой стрелки. Главная тема бразильской вышивки, это цветы и растения. Перечислим виды швов, применяемых для их выполнения:
- Вприкреп.
- Тамбурный.
- Узелок французский.
- Рококо.
- Стебельчатый.
- Накладной.
Но самым главным в этом рукоделии является шов «Наборной», который очень похож на «рококо». Шов «рококо» делают методом навивки на иголку. Он отличается от наборного шва, который плетут самой иголкой. Вам потребуются специальные иглы, у которых ушко мелкое, а длина иглы очень большая. Наборной стежок делают, выполняя несколько оборотов нитью вокруг иглы, а затем иглу вводят в шитье, и тянут сквозь все навитые петельки. Когда мы выполнили ранее указанные действия, у нас получится нужный стежок, а его размер будет зависимым от шва в основании. Набирайте много петелек, иначе форма стежка будет очень расплывчатой и вялой. После этого делаем шов «назад иголку», и затянем нить, но не очень туго, иначе ткань будет неровной.
Видео: Бразильская техника вышивки
Объемная вышивка крестом
Вышивка с объемом может быть выполнена и таким швом, как крестик. Объемная вышивка крестом, это очень необычное рукоделие. Она совсем не похожа на все остальные виды объемной вышивки, и занимает свою особую нишу. Здесь объем создается не за счет самой вышивки, а в результате создания трехмерных изделий. Эти изделия выглядят очень оригинально и изысканно. Разнообразные игрушки и шкатулки смотрятся просто потрясающе, когда они украшены вышивкой крестик.
Сама картина выполняется на ткани, с учетом припусков для закрепления на другой канве, пластиковой. Вторая жесткая канва является каркасом для всей объемной вышивки. Выполняют каждую панель отдельно, а потом соединяют их между собой при помощи стежков «в стык». Вся работа выполняется вручную, а техника позволяет создавать работы любого рельефа и сложности. Для объемной вышивки крестиком лучше всего подходят нитки из шелка и вискозы, и вязальные шерстяные объемные нити. Стежки этой техники из таких нитей смотрятся изысканно и эффектно. Начало вышивки всегда находится в центральной части работы, чтобы вы не смогли ошибиться на краю.
В разных странах объемная вышивка крестом используется для изготовления сказочных домиков и прелестных шкатулок, которые дарят родным на Рождественские праздники. Если выполнить несколько сказочных вышитых домиков, то у вас получится не просто живая картина, а маленький сказочный городок из «Алисы в стране чудес».
Видео: Вышивка крестом
Объемная вышивка сочетает в себе несколько технологий вышивания. Здесь используются гладь, бисер, ленты. Она заключается в использовании вышитых вырезанных деталей, которые накладываются и закрепляются на вышитой или чистой основной материи. За счет этого создается объемный эффект. В зависимости от того, какие виды вышивания знает рукодельница, их все можно сочетать в объемной вышивке. И чем больше умеет мастер, тем интереснее будут выглядеть работы. Поэтому тем, кто приступает к ней впервые, важно владеть как минимум одной, а лучше 2-3 видами шитья на ткани.
Мастер-класс по объемной вышивке цветов
Попробуем сделать что-нибудь простое, используя подробное описание каждого этапа занятия. Например, объемную вышивку анютиных глазок. Ее можно произвести на одежде или использовать в качестве украшения какого-нибудь сувенира.
Нам понадобится:
- Шерстяная пряжа желтого, фиолетового, синего, 2 оттенка зеленого цветов.
- Мулине нитки белого, желтого, зеленого цвета.
- Шелковые - светло-зеленые. Сочетание разных видов ниток в вышивании деталей дает возможность подчеркнуть рельефность рисунка. Варианты оттенков можно менять по своему усмотрению.
- Ткань для основы и более плотный материал для объемных элементов.
- Проволока.
- Пяльцы.
- Швейные принадлежности.
После приготовления всего необходимого приступим к рукоделию.
Ход работы
1. Первым делом приготовим лепестки. Каждый из них выполняется по отдельности. На ткань перевести шаблон
И вышить контур петельным швом.
Внутри деталь заполняется теневой гладью следующим образом. Первый ряд стежков идет одним цветом, второй - другим. Закончить лепесток следует лучеобразным расхождением стежков от его основания нитками мулине черного цвета. Размер их равен 3 четверти длины лепестка. Затем элемент надо аккуратно вырезать. Таким же способом сделать 5 лепестков для одного цветка. Их можно сделать любое количество, в зависимости от замысла работы.
2. Прикрепление лепестков к ткани с помощью шва «за иголку».
Лепестки пришиваются по 2, сначала задние, потом напротив них передние. Последний (5-й) накладывается на пришитые в последнюю очередь детали лицевой поверхностью, закрепляется в центральной части и отворачивается. Центр соединения лепестков обозначается узелковыми швами.
3. Изготовление бутона. Его делают из чашелистиков. Шаблоны переносят на ткань. Очертания элементов выполняют петельными стежками зелеными нитками, внутри чашелистик заполняется гладью. На верхний край детали с обратной стороны тоже накладывается петельный шов, совпадающий по направлению со стежками глади. Чашелистики вырезаются как можно ближе к краю. Теперь надо собрать детали. Делается это с помощью проволоки, которая закрепляется на изнаночной стороне. Затем лепесток сворачивается и закрепляется зеленой шерстью. Другим концом проволоки обматывается чашелистик в нижней части. Таким образом, получается проволочный стебель.
4. Листья переводят на ткань, контур вышивается петельным швом светло-зелеными нитками, внутри - гладью. Для главной прожилки используется стебельчатый шов, для боковых - гладь, которые вышиваются шелковой нитью. В конце все детали вырезаются.
5. Составление композиции на основной ткани. Листья можно располагать по одной или по обеим сторонам от цветков. Часть листьев прикрываются цветами, так и несколько цветов можно заслонить листьями. Это придаст естественности сюжету.
Объемная вышивка, мастер класс которой описан выше, является одним из множества вариантов простых работ для новичков. Вот несколько примеров.
Видео-уроки для начинающих
Вышивки гладью интересны и разнообразны. Давайте вместе украсим изделие и оно станет неповторимым. Вышить можно всё что угодно: скатерти, подушки, одежду, украшения, полотенца, салфетки, платки, и так далее. Для начинающих можно посоветовать простую вышивку гладью. Лучше начинать с небольшого узора. Важно понять, что суть этой вышивки - это ровные стежки, которые близко и очень плотно прилегают друг к другу.
Вышивка гладью бывает разная: двусторонняя и односторонняя, прямая и косая. Техника и разновидность вышивки: простая, художественная, выпуклая гладь, прорезная, штриховая, объёмная, атласная, белая, владимирская, русская, полтавская.
Если вы хотите научиться вышивать гладью, вам не обязательно сразу запоминать все стежки и техники. Начать можно с пары швов, которые пригодятся для вышивки цветов, бабочек, небольших рисунков, фигурок животных.
Вышивание возможно на разных тканях. Не имеют значение ни переплетение, ни цвет, ни состав. Всё зависит от ниток, которыми вы шьёте. Если вы взяли для работы нитки Мулине, то и ткань лучше брать хлопчатобумажную: хлопок, лён, мешковину. Если нитки шёлковые, хорошо подойдёт тонкий батист, сатин или шёлк. Для ниток Ирис годятся плотные ткани.
Что понадобится для работы? Нужна будет игла. Правильно выбирайте иглу для работы. Выбор иглы зависит от ткани и ниток, также учитываем и рисунок. Чем тоньше игла, тем профессиональней будет смотреться ваша работа. Далее, используем для работы пяльцы или рамы, кому как больше нравится. На пяльцах ткань больше натянута, что важно для рисунка и удобства вышивальщицы.
Ещё нужны будут маленькие ножницы, напёрсток и копировальная и папиросная бумага. Кто умеет рисовать, тому проще, можно просто нарисовать рисунок на ткани карандашом.
Если нет способности к рисованию, используйте копирку. Для этого нужно положить копировальную бумагу на ткань, сверху расположить рисунок, распечатанный на принтере. Скалываем эту конструкцию булавками и обводим по контуру. Разбираем всё по отдельности и приступаем к работе.
В разных деталях нашей вышивки могут быть использованы разные техники. Например, крупные детали можно оформлять протяжёнными стежками, а узкие полоски, маленькие детали вышиваем короткими малыми швами. Техники часто путают с видами вышивки. Нужно запомнить, что один вид вышивки может быть выполнен в разных техниках.
Начнём с прямого стежка. Начинающей мастерице достаточно будет узнать этот шов, чтобы делать простейшие работы. От прямого стежка пошло название простого вида. Длина стежка бывает разной, от 1 мм до 7-8 мм. Например, в белой глади этим стежком обводят контур узора.
Прямым швом можно вышивать крупные детали и контуры. Для мелких деталей он не годится. Его используют и для заполнения внутренней части детали.
Прямой стежок можно выполнить под любым углом. Открытыми стежками «ёлочкой» вышивают листики, папоротниковым стежком выполняют хрупкие длинные стебли, стебельчатым швом вы создадите ровную безупречную линию. Расщепляющий стежок нужен для контурных линий.
Клинообразные и шевронные стежки можно вышить по бокам рисунка, заполнив пустое пространство. Точечный в готовом виде похож на кофейное зёрнышко, зерновой используется для эффекта светотени внутри детали.
Стежки гладью - следующий по сложности этап вышивки. Гладь используют для придания рисунку тонких оттеночных переходов. Используя шёлковые нити, можно вышивать пейзажи, портреты, жанровые сцены. Такая гладь называется художественной.
Разновидности глади: теневая, вприкреп, односторонняя, двусторонняя, прорезная, белая, счётная, плоская и выпуклая.
Выпуклая гладь нужна для придания рисунку дополнительной рельефности. Настил вышивают простой гладью, а затем действуют в обратном направлении. Увеличиваем высоту детали и делаем её выпуклой и рельефной.
Стежок «ёлочкой» исполняет мотив листьев. Выполняется близкими друг к другу диагональными стежками.
Скрещённые стежки выполняются скрещёнными нитками. Эту технику можно использовать для того, чтобы выделить центр листа или середину другой фигуры.
Очень красив рельефный шов «ёлочкой», в нём накладываются друг на друга диагональные скрещивающиеся стежки. Центр листа вышейте румынским стежком.
Плетёная гладь состоит из групп стежков, вышитых чёткими рядами. Акцент делается на светотени. Если вы уже немного освоили предыдущие техники, можете попробовать работать теневой гладью. Она помогает создать на изделии интересный и красивый переход цвета из одного в другой. Такой переход называется градиентом.
Часто встречающиеся стежки. Китайские узелки тонко оттеняют и придают завершённость рисунку. Стежок рококо мы часто видим внутри цветочных композиций.
Вышиваем пошагово ирис техникой простая гладь.
Для работы понадобится:
- Нитки шёлковые: тёмно-фиолетовые, фиолетовые, белые, оранжевые и зелёные.
- Ткань (лён, шифон, капрон, батист, и так далее). Здесь шифон.
- Пяльцы.
- Ножницы.
- Тонкая игла.
Наша работа выполнена на шифоне, поэтому здесь не нужна калька или копирка. Кладём ткань на рисунок, закрепляем булавками и рисуем на ткани карандашом или ручкой.
Здесь показано, как вышить один цветок, но если желаете - можно вышить всю композицию. Вышивать будем шёлком в одну нить.
Оформляем лепестки нижней части ириса тёмно-фиолетовым цветом. Оставим расстояние между стежками для белого цвета.
Приступаем к вышивке следующего лепестка. Вначале вышьем загиб лепестка ириса.