Сочинение-рассуждение по указанному термину
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое дружба" , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Как сформулировано задание?
15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Итак, озвучим основные требования к сочинению .
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
абзацев !
1. Объяснение смысла слова.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.
Прочитаем текст, по которому будем писать сочинение
(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк-другой.
- (З)Рассаживайтесь! - сказал хозяин комнаты.
- (4)Пушкин, - спросил полный, неповоротливый мальчик, - ты сочинил новые стихи?
- (5)Да, Виленька, - ответил хозяин комнаты.
- (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! - воскликнул гость.
(8) В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал её и, найдя то, что искал, громко прочёл заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось.
(12) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. (13) Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
(15) Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить... (18)Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
(19) Ясно было, что стихотворение, посвящённое товарищам, не обойдётся без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но всё равно посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать ему помешали остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
(28) Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
(29) Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.
- (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. - (ЗЗ)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (Зб)Что я должен сделать?
(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на всё.
- (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!
- (42)Я тебя прощу, если ты...
- (43)Ну?
- (44)Если ты...
- (45)Ну, говори!
- (46)Если ты ещё раз прочтёшь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин...
(48)И Виленька обнял друга.
- (49)Ах, Пушкин! - повторял он. - (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья... (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти ещё раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
(По Ю. Олеше)
* Олеша Юрий Карлович (1899-1960) - русский писатель, поэт, драматург, сатирик.
Алгоритм решения задания.
ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС .
Даём определение слову ДРУЖБА и комментируем его.
Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (34 слова)
Обратите внимание:
1. дать определение понятию вам поможет текст сжатого изложения , т.к. его темаперекликается с темой сочинения (см. 2 абзац текста к варианам 1-4, стр. 220) ;
2. прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения (стр. 220) и сопоставьте его с содержанием текста Ю.Олеши , это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия между определением слова дружба ипримерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения названо несколько отличительных признаков дружбы , но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот , который можно проиллюстрировать примером из текста Ю.Олеши;
3. объясняя смысл слова дружба , избегайте такой формулировки: Дружба - это когда... ;
3. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
а) назвать понятие
(дружба)
,
б) назвать более широкое понятие
(
например,
отношения)
,
в) указать отличительный признак
(
например,
основанные на...);
4. предлагаю другие варианты определения слова
дружба
: а)
Дружба - это одна из
основных добродетелей
, выражающаяся во взаимном понимании, искренности...
б)
Дружба - это разновидность отношений
между людьми, которые характеризуются...
в)
Дружба - это форма общения
людей, основанная на...
г)
Дружба - это одно из
лучших нравственных чувств
человека, выражающее...
ПОДРОБНЕЕ ПРО ДРУЖБУ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ (очень хороший материал!)
5. не забудьте логически связать
эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).
ШАГ 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.
Аргумент 1
Обратимся к тексту Ю.Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов - Пушкина и Кухельбеккера. Вильгельм - настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения им (предложения 49 - 56). (40 слов)
ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.
Аргумент 2
У меня тоже есть подруга. Её зовут Кристина. Она надёжная, понимающая, отзывчивая. Вот уже шесть лет Кристина успешно занимается спортивной гимнастикой. Я всегда искренне радуюсь её победам и достижениям.
Совсем недавно Кристина заняла первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом она добилась этой победы. Я очень горжусь своей подругой и дорожу нашей дружбой!
(55 слов)
ШАГ 4. Формулируем ВЫВОД .
Таким образом , одно из основных условий дружбы - отсутствие зависти и конкуренции. (16 слов)
Всего в сочинении 145 слов (минимальный объём - не менее 70 слов ).
Помните, что в сочинении должно быть не менее 4 абзацев !
1. Объяснение смысла слова.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.
Сочинение-рассуждение по заданию 15.3 мы пишем по нравственно-этическим понятиям. В этом вся трудность. Следовательно, обязательно заучить их определения.
Вот некоторые из них.
ПОНЯТИЕ | Трактовка понятия +комментарий к нему | ПРИМЕРЫ из жизненного опыта или литературный пример |
Дружба | Дружба – это не всегда , отношения людей, имеющих общие интересы. Дружба, прежде всего, предполагает глубокую внутреннюю привязанность друг к другу и особую откровенность. - Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. - Настоящий друг готов прийти на помощь в любой момент, причём совершенно бескорыстно. - Друг всегда будет радоваться успехам, причём делать это искреннее. В дружбе нет места зависти. - Друзья принимают друг друга со всеми недостатками и причудами, они никогда не станут пытаться что-то изменить. |
|
Душевные силы | Душевные силы – это те силы, что связаны с внутренним миром человека, те искренние, сердечные порывы, которые идут от души. Это умение увидеть, почувствовать и понять окружающий мир, природу. Душевно сильным считают человека, имеющего внутри себя богатый запас душевных сил . Этот человек, как правило, развит с двух сторон: он не только имеет силу духа и является сильной личностью – но он еще и душевен. А значит, в нем сохранены и преумножены лучшие человеческие качества: любовь, понимание, жертвенность, добротаи другие. Душевно сильная личность отличается от просто сильных, стойких, мужественных своих собратьев именно тем, что при всех своих победах она способна к бесконечной любви. Именно любовь является здесь первым двигателем, а не просто упорность или целеустремленность, которые оказываются на втором месте. |
|
Добро | Добро – это отзывчивость, это душевное расположение к людям, стремление совершать добрые поступки. ДОБРО – понятие нравственное, противоположное понятию «зло», это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Нравственный человек видит разницу между добром и злом, сознательно совершает добродетельные поступки, избегая порочных. | 1. «Юшка» А. Платонов. 2. «Корова» А. Платонов. 3. «Чем люди живы» Л. Толстой. 4. А. Платонов « Любовь к Родине, или Путешествие воробья». 5. «Мститель». В. Солоухин. 6. Девиз Л. Толстого «Делай каждый день добро». Живя по этому принципу, писатель каждый день совершал какое-нибудь доброе дело. Даже в дневнике записал: не просто совершать добрые поступки, когда это необходимо, а искать причину делать добро. День, проведенный без добра, считал никчёмным, пустым. 7. Девиз А.П. Чехова: « Покамолоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». Притча о доброте и вежливости Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым. - Почему? - Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. - Что тебе нужно? - спросил старый мастер. - Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь. И тогда Учитель взял его в ученики. |
Доброта | Доброта – это черта характера, очень близкая к состраданию. Добрый человек стремиться помочь окружающим людям, проявляет к ним щедрость, уважение, заботу. Добрый человек ценит и уважает чувства и взгляды другого человека, как свои собственные.На настоящую доброту способны великодушные люди , которые не ждут за свои добрые дела благодарности. |
|
Человечность | Человечностью называют заботливое и бережное отношение к другим людям. Это способность сострадания и готовность прийти на помощь в трудную минуту. Человечность выражается в уважении и терпимости, а также доброжелательном отношении не только к своим, близким, но и к чужим людям. Кроме того, человечность предполагает самопожертвование ради других. |
А. Платонов «Юшка».
|
Самовоспитание | Самовоспитание – это сознательная работа человека над самим собой, выработка у себя положительных качеств и устранение отрицательных. Самовоспитание предполагает наличие ясных целей, взглядов, идеалов. Наиболее активно самовоспитание проявляется в подростковом возрасте, когда молодой человек уже понимает, чего он хочет в жизни. |
|
Сострадание | Сострадание- это глубокое чувство жалости, вызываемое страданиями и нуждами других людей. Это сопереживание страдающему, соучастие в страданиях, разделение скорби со страдающим. Сострадание проявляется в желании помочь другому человеку, посочувствовать ему, утешить его словом и делом. Это ощущение признается очень добродетельным для духовного развития человека. В чем еще выражается чувство сострадания? Это не только понимание чужой боли. Оно проявляется в чуткости к окружающим, внимании к их проблемам и переживаниям и, конечно же, в помощи. Пожалуй, высшая цель сострадания – это именно посильная помощь страждущим. Неважно, на сколько вы обеспечены, красноречивы. Считается, что увидеть человека, нуждающегося в чем-то, – это знак для каждого из нас, говорящий о том, что ему нужно помочь ему всем возможным, что мы имеем. |
|
Сильный человек | В первую очередь, это самостоятельный человек, который все трудные вопросы решает без посторонней помощи. Сильный человек всегда отвечает за свои слова и поступки. Он не бросает обещаний на ветер и знает цену каждой своей фразы. Кроме того, он знает, как оказать воздействие на окружающих. Его манера поведения всегда заставляет их не позволять себе лишнего и даже невольно подчиняться. При этом поистине сильные люди не используют дешевых уловок или методов давления на людей (речь не о “власть имущих” и способных манипулировать массами). Они открыто демонстрируют свою настоящую сущность, не опасаясь критики или непонимания.Отличительной чертой таких людей является объективная уверенность в собственных силах. Они способны реально оценивать свои возможности, поэтому проходят там, где большинство людей теряется от страха и бежит прочь.
|
(Жанна Д*Арк).
|
Красота | По словарю Ожегова: красота – это всё красивое , прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Красота – понятие субъективное. Кто-то считает красивым все то, что вызывает визуальное наслаждение. Кто- то за понятием красоты закрепил понимание духовного, душевного начала. Истинная красота все-таки заключает в себе духовное, высокое начало. Произведения искусства, литературы и т.д. – это истинно красивые «вещи». |
|
Учитель | Учитель от слова учить, человек передающий свои знания другим, для общего блага и повышения уровня знаний людей (учеников). Учитель – это наставник, который не просто передает знания своего предмета нам, а учит жить в этом современном многоликом мире. Учитель при общении с детьми должен не только полагаться на свое сердце и любовь, но и обращаться к опыту и разуму. Настоящим учителем можно назвать лишь человека, который способен преподать уроки мудрости, доброты, сочувствия , понимания. |
|
Природа | Это все, что появилось во Вселенной и существует независимо от деятельности или желания человека. Именно так отвечает на вопрос о том, что такое природа, энциклопедия. Но есть и еще один ответ на вопрос о том, что такое природа. Природа - это место нашего обитания. Это комплекс всех естественных условий существования человеческого общества и среды, в котором оно живет. По сути, природа – это наша жизнь. |
|
Настоящее искусство | Настоящее искусство – это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства. |
|
Материнская любовь | Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична. Она терпит и прощает. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.Мать просит в слезах Бога о своих детях, когда те болеют и мучаются, забывая о собственных болях, просит больше чем за кого- либо. В Христианстве говорят: «Молитва матери столь сильна, что достанет со дна моря». Материнская любовь является и посредником между отцом и детьми, увеличивая тем самым любовь и уважение детей к отцу и укрепляя семейный очаг своей мудростью. Россия держится благодаря таким матерям, поскольку такая мать хранит очаг семьи – а сохранение семьи ведет к сохранению и укреплению России. Однако может быть и другая «сторона» у материнской любви: это слепое обожание, потакание прихотям ребенка, что губит лучшее в ребенке, способствует тому, что ребенок вырастает эгоистом и потребителем. |
«Глубокая» и короткая притча о любви , притча про маму : Один молодой человек полюбил очень красивую девушку. Но девушка была горда, надменна и жестока. Он часто просил стать его женой, но она только смеялась над ним. Не выдержав, парень воскликнул: «Все сделаю, что ни попросишь, лишь бы ты была со мной!» И тогда гордая красавица сказала: «Принеси мне сердце твоей матери в доказательство своей любви ко мне». Не задумываясь, несчастный бросился бежать домой, убил мать, вынул ее сердце и побежал назад. Вдруг он споткнулся и упал. И тут сердце матери заботливо спрашивает: «Сыночек, ты не ушибся? Тебе больно, сынок?» |
Выбор | Выбор – это воли свободы воли человека. Человек волен сам выбирать между разными вариантами ситуаций, принимать решения самостоятельно, поступать так, как он считает правильным и возможным в той или иной ситуации. Мы всю жизнь выбираем между добром и злом, между правдой и ложью, то есть совершаем нравственный выбор. Если текст ОГЭ о выборе профессии, то надо писать о выборе профессии. Тогда в качестве аргумента можно привести пример из личного опыта, о выборе вашей будущей профессии. | 4.Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». |
Жизненные ценности | Жизненные ценности – это идеалы, понятия, вера, убеждения, принципы, стремления и другие абстрактные аспекты, которые наиболее значимы для Вас. Эти ценности служат ориентирами в жизни, эталонами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. У каждого человека свои жизненные ценности. Это зависит от семейного воспитания, окружения, внутренней культуры, образования.Например, для одного человека самое ценное - это саморазвитие, обучение, познание нового. Для другого – достижение собственного благополучия. |
|
Неуверенность в себе | Неуверенность в себе – это боязнь предпринимать какие- либо требующиеся действия из -за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал. Неуверенный в себе человек испытывает комплексы, постоянно сомневается, стыдится собственных решений или вообще откладывает их «на потом». Такой человек чаще всего попадает под зависимость от более «сильной» личности. По сути, это безвольный человек. |
Это все люди, неуверенные в себе. |
Взаимовыручка | Взаимовыручка – это, прежде всего, помощь человеку, который в ней нуждается, а за оказанную помощь помогающий получает благодарность в виде аналогичной помощи. Часто взаимовыручку можем наблюдать в настоящей дружбе, в браке и в деловом мире..При помощи взаимовыручки можно решить общие проблемы. Во взаимовыручке зашифрован код успеха. Наиболее точно о взаимовыручке можно сказать следующее: это БЕСКОРЫСТНАЯ помощь. Человек. Оказывающий ее, не ждет благодарности. Но очевидно, что получающий ее стремиться тоже оказать помощь. Потому что совесть не позволит ему забыть об этом. |
|
Нравственный выбор | Выбор – это наличие различных вариантов для осуществления воли . Наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. Человек волен сам выбирать между разными вариантами ситуаций, принимать решения самостоятельно, поступать так, как он считает правильным и возможным в той или иной ситуации. Мы всю жизнь выбираем между добром и злом, между правдой и ложью, то есть совершаем нравственный выбор. | 1.Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой». 2. Герои романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 3.Герои легенд из рассказов старухи ИзергильМ.Горького (Данко и Ларра). 4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». |
Внутренний мир человека | Внутренний мир человека – это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности, культура, мировоззрение. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. |
|
Внутренние силы | Внутренние силы – это воля, уверенность в себе, духовность. Внутренняя (духовная) сила человека помогает ему придерживаться своей точки зрения, отстаивать определенное мнение, несмотря на внешнее воздействие. Такие люди решительны, настойчивы, целеустремлённы, что помогает им добиваться успеха в достижении целей, не отступая от намеченного пути. |
|
Драгоценные книги | Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. Докажу свои слова конкретными примерами. |
|
Сила духа | Сила духа – это одно из определяющих качеств, делающих человека ЧЕЛОВЕКОМ Благодаря ей мы добиваемся жизненных целей и преодолеваем препятствия, становимся сильными, харизматичными и способными на поступок. |
|
Любовь | Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности. Любовь многолика: любовь к человеку, любовь к маме, любовь к Родине. Помните об этом, подбирая аргументы. |
|
Счастье | Счастье – это ощущение полной удовлетворенностью жизнью, полнота ощущений бытия. Счастливый человек ощущает в себе радость и осмысленность во всем, он окрылен, он делает всех вокруг себя счастливыми. У каждого свое понимание счастья. Это зависит от внутренней культуры человека и его воспитания, от семейных ценностей. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. |
|
2 (два) примера-аргумента
из прочитанного текста
, а второй - из Вашего жизненного опыта.
не менее 70 слов
Сочинение пишите .
ТЕКСТ
(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?
(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..
– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого! (По В. Осеевой)*
* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
СОЧИНЕНИЕ
Дружба – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.
Обратимся к тексту В.Осеевой, героиня которого – Динка – оказалась настоящим другом, не способным на обман. Когда девочка осознала, что к одному из своих друзей испытывает не дружеские, как раньше, а более глубокие чувства, она сразу поняла, что не сможет скрывать случившееся от второго друга, Андрея. Динка была убеждена, что Хохолок обязательно должен узнать правду о тех изменениях, которые произошли в её жизни. Девочка понимала, что для Андрея эта правда будет ударом, незаслуженной обидой, и испытывала от этого огромные душевные муки. Но, несмотря на это, она не стала обманывать того, кто был её настоящим, надёжным и преданным другом. Динка оказалась очень честным и порядочным человеком.
Но, к сожалению, не всегда друзья поступают так, как это сделала героиня текста В.Осеевой. Когда-то у меня был друг, которому я очень доверял. В то время я увлекался игрой на гитаре. Мне казалось, что я очень хорошо играю, и мой друг всегда меня хвалил, слушая мои песни. Но однажды я узнал, что на самом деле другу не нравилось моё исполнение. Но он скрывал это от меня. Может быть, он это делал из лучших побуждений, но наша дружба после случившегося прекратилась. Я не смог простить ему обман и лицемерие. Всё-таки я предпочитаю знать правду, пускай, не очень приятную, но правду.
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба».
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента
, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста
, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов
. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
.
ТЕКСТ
(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:
– (3)Слушайте, люди, меня уже достала эта химия!
(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:
– (5)А кого она не достала!
(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.
(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
– (12)Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков. – (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...
– (14)А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.
(15)Носков злобно прищурился:
– (16)Петруха, против коллектива идёшь!
– (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо – вы ухό дите, мне надо – я остаюсь.
– (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся...
– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – сострила Болдырева.
– (21)Петруха, трус, предатель!
(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
– (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:
– (27)Я никуда не пойду!
– (28)Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.
(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
– (31)А ты чего, Гарри? – недоуменно спросил Носков.
– (32)Я тоже остаюсь...
– (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.
– (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать... (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.
– (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.
(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг! (По Н. Татаринцеву)*
* Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) – российский писатель-публицист.
СОЧИНЕНИЕ
Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.
Обратимся к тексту Н. Татаринцева, главный герой которого - Игорь Елисеев - оказался настоящим другом. Когда весь класс решил сбежать с урока, друг Игоря - Петруха Васильев - остался. Это не понравилось ребятам. Они обвинили Васильева в подхалимстве, трусости и предательстве. Но Игорь Елисеев догадался, почему Петруха так поступил: у его мамы был инфаркт, и она могла не перенести разбирательств, связанных с побегом. Видя, что весь класс ополчился против его друга, Игорь решил поддержать Петруху и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее.
Приведу другой пример, иллюстрирующий мои слова. Недавно в Интернете я прочитала историю одной девочки, у которой диагностировали облысение. Через месяц она потеряла все волосы и из–за этого боялась идти в школу. Но однажды утром девочка услышала стук в дверь. Это оказались десять ее друзей, которые, чтобы поддержать подругу, тоже побрили головы налысо.
Таким образом, эти примеры ещё раз подтверждают мою мысль о том, что в дружбе главное - поддержка и понимание. (194 слова)
Каждое слово имеет собственное смысловое значение. Понимание такого значения позволяет правильно употреблять слова в соответствующих речевых ситуациях. Поэтому, важно вникать смысл. Иначе, слова будут употреблены необоснованно. Следовательно, устная или письменная речь будет изобиловать смысловыми ошибками.
Значение слова «дружба»
Определенное значение имеют имена существительные, наречия, глаголы и прилагательные. Каждое слово соответствующей части речи выражает то или иное понятие. Это могут быть обозначения предметов, животных, характерные признаки явлений или указание на совершение действия. Выяснение значения слова можно продемонстрировать на примере слова «дружба»:
- указанное слово является существительным. Оно обозначается понятие. Это характеристика человеческих отношений. Данное слово представляет собой описание типа отношений между людьми. В некотором смысле, слово «дружба» можно назвать даже термином. Ведь оно в емкой форме выражает сложное понятие близких человеческих отношений;
- слово «дружба» предполагает наличие между людьми близких отношений. Можно выделить несколько понятий, которые включаются в данное общее понятие. Это наличие доверительных отношений. Ведь друзья доверяют друг другу во всем. Кроме того, подразумевается взаимопомощь, готовность выручить друга из беды;
- значение слова «дружба» заключается еще в частом общении друзей, симпатии друг к другу. Следовательно, указанное слово имеет ярко выраженный положительный оттенок. Это своеобразный эталон человеческих отношений.
Таким образом, слово «дружба» имеет весьма сложное значение. Данное понятие передает определенную форму отношений между людьми, при которой они доверяют друг другу, готовы помощь друг другу.
Правильное употребление слова
Применять данное слово необходимо в правильных случаях. С помощью слова «дружба» надо передавать суть указанного понятия. То есть, контекст, в котором оно употребляется, должен быть связан с взаимным доверием, готовностью помочь. Или же наоборот, можно говорить о предательстве, как о нарушении дружеских связей.
«Природа-это...»,взяв в качестве тезиса данное вами определение
"Каким должен быть учитель", взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: 1 пример-аргумент приведите из текста,а второй из вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов
ниже текст)
(1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка - так же молча, злобно и неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
- (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это - страшней всего - недетская детская брань.
(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда - далеко не всегда! - там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
(17)Нет стыдных положений, есть стыдное - или стыдливое - отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
(18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
(20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое - коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая...
(22)Повторю снова, что это - мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
(23)Тогда же Севина брань - точно залпы расстрела.
(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла - за пожар, я - за судьбу первого «Б».
(По А. Лиханову.)
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему: «Что такое память», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов
(116 слов)
Дружба – это родство душ, которое связывает двух людей общими интересами и взаимной симпатией, но не переносит предательства, обмана и фальши.
В тексте Нагибина описаны взаимоотношения двух мальчиков, которые никак не походят на дружбу. Рассказчик не сразу понимает это, терпит заносчивость и истеричность своего приятеля, а однажды переживает даже предательство (предложения 21-24). Именно в этот переломный момент он осознает, что его товарищ – слабовольный и самодовольный лгун, неспособный на дружбу.
Другой пример из литературы – отношения Толстого и Тонкого в одноименном рассказе Чехова. Тонкий предает дружбу, лицемеря и унижаясь перед товарищем из-за сословных предрассудков. По сути, в этом случае родство душ тоже погубила ложь и манерность одного из друзей.
Таким образом, родство душ невозможно без честных и открытых взаимоотношений.
Пример из жизни
У меня тоже был приятель, который не отличался честностью. Я понял это, когда мы баловались с петардами. Как только взрослые раскрыли нашу совместную шалость, он все свалил на меня, хотя идея принадлежала ему. После этого дружба прогорела так же быстро, как фитиль фейерверка.
Сочинение 15.3 на тему: Что такое дружба? По тексту Нагибина «В нашей паре я был ведущим»
Задание: Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
(117 слов)
Дружба – это взаимоотношения людей, подкрепленные верностью, стремлением помогать и выручать друг друга, а так же общими интересами и единодушными мнениями. Но самое главное в дружбе – это неприятие предательства.
В предложенном тексте рассказчик предает дружбу, оговаривая товарища (предложения 28-30). Последствия его поступка были незначительны, но Павлик потерял доверие к приятелю и прекратил общение навсегда (предложение 62), ведь дружба без верности – пустой звук, просто поверхностное знакомство.
Пример из литературы по данной теме – это отношения Троекурова и Дубровского в романе Пушкина «Дубровский». Богатый барин попрал чувства товарища, посягнув на его права. Бедный, но гордый дворянин никогда уже не простил обиды, многолетняя дружба разрушилась из-за предательства.
Таким образом, дружить надо уметь, то есть ни за что не позволять себе совершить предательство.
Пример из жизни
В моей жизни тоже был подобный инцидент: подруга не помогла на контрольной в самый решающий момент, но не потому, что не могла: ей было принципиально важно, что каждый получит по заслугам. Я бы понял ее, если бы действительно не готовился, но я просто болел, когда это объясняли. В итоге, больше я с ней не садился и не общался, ведь настоящий друг всегда выручит, значит, она им не была.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!