Период с трех до шести (семи) лет в возрастной периодизации называют периодом дошкольного детства.
Этапы дошкольного детства
- младший (3-4 года);
- средний (4-5 лет);
- старший (6-7 лет).
Три периода дошкольного возраста
Дошкольное детство - один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.
В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.
Восприятие, что это такое
В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.
Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.
Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.
Сенсорное восприятие у детей младшего возраста
Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может - еще не умеет.
Значение восприятия
Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.
Познание мира ребенком начинается с восприятия
Особенности развития в младшем дошкольном периоде
Возраст характеризуется:
- активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;
- началом использования речи и ее активным развитием.
Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.
Особенности восприятия детей 3-4 лет
Предметность восприятия
- Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.
- Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.
Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные
Отсутствие четкости восприятия
Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.
Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.
Особенности восприятия у дошкольников
Основные развивающие задачи периода
- Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
- Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
- Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
- Развитие восприятия формы и цвета предметов.
- Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.
Обратите внимание: На протяжении всего дошкольного периода основным видом деятельности ребенка является игра, она и должна стать основой развивающей работы.
Игры, способствующие развитию восприятия младших дошкольников
«Собираем капельки»
Игра способствует:
- развитию умения объединять предметы по наличию у них общего признака (цвета);
- развитию восприятия цвета и мелкой моторики рук.
Оборудование: пластмассовые емкости основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. У каждого участника игры набор цветных кружков разного цвета.
Посади зайчика в вагон по цвету — игра
Инструкция: просим детей собрать кружочки-капельки в аналогичного цвета стакан.
«Спрятались под зонтики»
Игра развивает:
- умение объединять предметы по общему существенному признаку (форма);
- восприятие формы и цвета.
Оборудование: иллюстрации зонтиков трех (четырех) цветов: красный, зеленый и синий. Треугольник, квадрат, круг для каждого ребенка, участвующего в игре.
Создание игровой ситуации:
- «В солнечный денек пошли геометрические фигурки на прогулку. Вдруг тучка «закрыла» солнышко и закапал дождик. Куда нашим фигуркам спрятаться?»
- Предполагаемый ответ детей: «Под зонтики».
- «Конечно! Пусть все кружочки скорее прячутся под красный зонтик, а квадратики - под зеленый, треугольнички - под синий».
Играя, дети учатся отделить свойства от предмета, проводя их сравнение.
Восприятие детей в среднем дошкольном периоде
Четырех и пятилетние дети уже имеют определенные успехи в развитии восприятия:
- легко узнают базовые фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
- знают и хорошо различают 7 основных цветов;
- имеют представление об изменяемости насыщенности цвета: более светлый или темный;
- знают и используют деление цвета на теплый и холодный оттенки;
- разбираются в мягких и резких сочетаниях красок.
Виды и свойства восприятия
Восприятие средних дошкольников
Особенности восприятия предметов (явлений)
К 5 годам формируется представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний».
Игра на ориентирование в пространстве «верх-низ, вправо-влево»
Особенности восприятия времени и пространства
Восприятие этих величин формируется у детей достаточно долго. У средних дошкольников оно только «складывается». Как правило, дети запоминают основные величины, обозначающие временные промежутки (час, минута, сегодня, вчера, завтра), но адекватно пользоваться ими еще не умеют. Это вполне объяснимо: время неподвластно непосредственному манипулированию, а потому все понятия, связанные с его обозначением, относительны.
Ориентировка во времени — сложная задача для 4-5 лет
По этой же причине ребенок 4-5 лет пока не способен усвоить систему мер: сантиметр, метр, километр.
Особенности художественного восприятия
В течение дошкольного периода все дети - творцы. Они много и с большим удовольствием занимаются художественным творчеством, лепкой, аппликацией, увлекаются различными видами конструирования. Для них художественное творчество - способ познания мира, возможность восприятия чувств, рождения переживаний. Дети этого периода очень эмоциональны и возможность творить для них играет еще и терапевтическую роль.
Особенности восприятия себя и окружающих людей
Восприятие людей детьми в этом возрасте отличается оценочностью суждений, связанных с внешностью человека и его нравственными качествами. Например, о воспитателе дети могут сказать: «Она всегда красивая (нарядная)». О людях, проявляющих к ним теплые чувства: «Всегда меня обнимает (целует)», или «Она добрая, ласковая». Особенно эмоционально ярко дети говорят о тех, к кому наиболее привязаны.
В 5 лет для ребенка мама самая красивая и самая молодая
Восприятие детьми сверстников зависимо от популярности ребенка в детском обществе (группе) и его оценки другими детьми. На это мы можем повлиять косвенно.
Совет: Проявляйте похвалу за достижения вашего чада дома. Таким образом, уже с раннего детства можно заложить важную основу уверенности в себе, что станет хорошим подспорьем при общении в группе.
Игра «Цвет + форма» — для малышей 5-6 лет
Игры, развивающее восприятие средних дошкольников
«Мешочек с секретами»
Игра способствует развитию:
- умения узнавать предметы по их основным признакам;
- на основе тактильных ощущений, словесно описывать свойства предмета.
Игра «Угадайка» или «Что в мешочке»
Оборудование: непрозрачный мешочек из любого материала, не более 6 игрушек или просто предметов небольшого размера, сделанных из разных материалов.
Инструкция: выбираем водящего. Ему предстоит отгадать название игрушки (предмета) по его свойствам. Предлагаем одному из детей нащупать рукой игрушку в мешочке, назвать ее основные свойства. После верного ответа дети меняются местами.
«Чей это звук?»
Игра развивает:
- слуховое восприятие;
- способность узнавать предметы по определенным свойствам (звукам).
Оборудование: около 10 предметов, выполненных из различных материалов. Это может быть ложка и чашка, стакан с водой, листок бумаги, целлофановый пакет: все то, что способно при манипуляции издавать характерные звуки.
Инструкция: взрослый прячется за ширмой и издает, с помощью предметов, звуки: рвет лист бумаги, имитирует звук перемешивания ложкой жидкости, хрустит целлофановым пакетом, стучит в дверь, переливает воду из одной емкости в другую.
Дети должны догадаться, какому предмету принадлежит каждый звук.
Возможно усложнение задачи: дети должны назвать другие предметы, издающие подобные звуки.
«Угадай по запаху»
Задачи игры:
- развитие обоняния как формы восприятия;
- закрепление умения узнавать предметы по их существенным признакам (запаху).
Игра «Угадай по запаху» с закрытыми гразами
Оборудование: зерна кофе, апельсин или лимон, духи, эфирные масла с запахом хвои, земляники и любые другие предметы с характерным запахом.
Инструкция: водящему ребенку завязывают глаза платком и просят узнать и назвать предмет по его запаху. Если задание трудно, можно использовать подсказки в виде обозначения других характерных свойств этого предмета.
Обратите внимание: Большинство детей дошкольного возраста много и с удовольствием рисуют и это можно и нужно использовать как один из способов развития восприятия. Например, игру «Угадай по запаху» можно завершить, предложив детям выбрать понравившийся запах и изобразить его на бумаге с помощью карандашей или красок.
Возрастные особенности восприятия старших дошкольников
- Доминирование зрительных ощущений: шести и семилетние дети запоминают информацию «глазами», поэтому ему так важно видеть то, о чем ему рассказывают.
- Достаточно высокая слуховая чувствительность: дети легко узнают знакомые им музыкальные произведения, чувствуют ритм и темп. Однако слуховое восприятие слабее зрительного и ему еще предстоит совершенствоваться.
- Особенности самооценки: как правило, она несколько завышена и это не страшно, более того, это нормально для данного периода жизни. Главное, чтобы эту особенность знали окружающие ребенка люди, понимали и принимали ее. Это вовсе не означает, что ребенка нужно постоянно хвалить или закрывать глаза на его возрастное хвастовство. Критика необходима, только вот донести ее нужно так, чтобы ребенку не стало обидно. Важно не сбить положительную самооценку. Для этого вместо фраз - «ты не сделал…», «ты не старался» лучше произнести: «ты справился, но…», «ты старался, но…».
Развивающие кубики-конструктор для детей 5-7 лет
Важным фактом развития адекватной самооценки является использование ситуации успеха. С этой целью ребенку нужно предлагать только те задания, с которыми он в силах справиться в силу своего возраста или особенностей. Только в ситуациях успеха можно воспитать адекватную самооценку и уверенность в себе и своих силах.
- В старшем дошкольном возрасте формируются поведенческие эталоны. В этот период важно участие в жизни ребенка взрослых: читая и обсуждая прочитанное, поступки окружающих людей, взрослый формирует их эмоциональное отношение к окружающим, собственную позицию или точку зрения, по которой он будет сверять свое поведение и оценивать поступки окружающих.
- Новообразованием возраста является появление произвольности. Шести, семилетний ребенок в состоянии ставить себе задачи и осознанно стремиться к ее выполнению. Появление этого качества позитивно сказывается на его общем познавательном развитии.
- Еще одно важное приобретение этого возраста - появление и развитие познавательной мотивации, постепенно замещающей игровую. Успешная смена ведущих мотивов поведения свидетельствует о готовность ребенка к началу нового, не менее значимого, этапа в его развитии, к обучению в школе.
Карточки «Назови, что нарисовано» для детей 6 лет
Готовясь к столь ответственному переходу, нужно подвести итоги: оценить развитие восприятия. Помогут в этом методики, предложенные психологами.
Методики диагностики уровня развития восприятия для детей 6-7 лет
«Назови предметы»
Оборудование: 3 рисунка, на которых «спрятаны» разные, но хорошо известные детям, предметы. Всего на картинках изображено 14 предметов. Секундомер. Задание выполняется в течение минуты. Если ребенок затратил более минуты, результат не засчитывают.
Инструкция: ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Следующая картинка предъявляется только в случае полного и правильного ответа.
Тест «Назови предметы» для 6-7 лет
Оценка результатов:
Количество баллов | Затраченное время | Вывод
об уровне развития восприятия |
|
10 | менее 20 | Очень высокий | |
8-9 | 21-30 | Высокий | |
6-7 | 31-40 | Средний* (верхняя граница нормы) | |
4-5 | 41-50 | Средний (нижняя граница номы) | |
2-3 | 51-60 | Низкий | |
*Средний уровень соответствует возрастной норме.
«Что забыл нарисовать художник?»
Оборудование: 7 рисунков (картинок) предметов, на каждой недостает одной существенной детали. Секундомер.
Тест «Что забыл художник» для детей 6-7 лет
Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее. Результат засчитывается в том случае, если названы недостающие детали на всех картинках.
Это упражнение очень хорошо развивает координацию, баланс, ловкость. В восточной медицине считается, что это упражнение лечит корни болезней и укрепляет иммунитет организма
Бывает так, что утром не достаточно времени для полноценного часового комплекса упражнений. В этом случае я в обязательном порядке делаю 10 отобранных упражнений. Он занимает не более 10 минут. Это действительно самые полезные и необходимые упражнения. По своему воздействию на организм их вполне можно называть волшебными.
Вот список этих упражнений:
1. Столб с веревками
4. Молоток
5. Потягивание
6. Свеча и плуг
7. Сфинкс и кобра
8. Зародыш
9. Скручивания
10. Наклоны
Комплекс следует делать утром. Отдельные упражнения можно также делать в течении дня.
Например, чувствуете зажим в плечах или просто сильно напряжены, - сделайте «Столб с веревками». Чувствуете, что сильно напряжена или утомлена спина, - сделайте «Ролик» и «Молоточек» и т.д.
Перед началом комплекса упражнений сделайте небольшую суставную гимнастику. Таким образом, вы подготовите суставы к нагрузке.
По продолжительности упражнения делаются на количество циклов дыхания кратных 6 (например, 6, 12, 18, 36 и т.д.).
1. Столб с веревками
Упражнение расслабляет руки, плечевой пояс. Убирает зажимы в шее и в плечевом поясе. Помогает в целом расслабиться всему организму, причем очень эффективно. Оказывает благоприятное воздействие на весь организм.
Выполняется очень просто. Представьте, что ваше тело - это столб. Деревянный, железный, не важно. А ваши руки - это веревки, привязанные к столбу. Если столб резко повернуть - веревки будут захлестывать столб.
Ноги на ширине плеч. Полностью расслабьте руки и начинайте повороты тела вокруг оси с полным переносом веса, понемногу увеличивая интенсивность. Смотрите видео в конце статьи для подробностей.
2. Цапля
В этом упражнении мы стоим на одной ноге. В цигун это упражнение называется «Золотой петух стоит на одной ноге».
Упражнение лучше делать без обуви.
Это упражнение очень хорошо развивает координацию, баланс, ловкость. В восточной медицине считается, что это упражнение лечит корни болезней и укрепляет иммунитет организма. Поскольку по подошвам стоп проходят каналы шести важнейших внутренних органов, когда вы стоите на одной ноге они получают максимальную терапию. Упражнение улучшает кровоток в нижних конечностях, предотвращает варикоз.
При регулярной практики этого упражнения перестают мерзнуть ноги и руки.
Кстати это упражнение используется в комплексе упражнений для определения реального биологического возраста.
Если вы можете выполнять его 30 сек и более - ваш биологический возраст 20 лет,
20 сек – биологический возраст 40 лет,
15 сек – биологический возраст 50 лет,
Менее 10 сек – биологический возраст 60 лет и старше.
Выполняется упражнение очень просто. Вы встаете на одну ногу, другую поднимаете так чтобы бедро было параллельно земле или даже выше. Если не получается, просто поднимите на максимально возможную высоту. Носок натяните на себя. Рука одноименная понятой ноге вытягивается вперед, но не разгибается до конца. Ладонь округлена. Вторая рука опущена вниз. Ладонь округлена и смотрит в землю. Как будто вы опираетесь на два шарика или мячика.
Как только приняли позу, закрывайте глаза и старайтесь сохранять равновесие. По окончанию - поднимитесь 3-5 раз на носок.
Смотрите демонстрацию упражнения в видео.
3. Ролик
От здорового позвоночника зависит все наше здоровье. В некотором роде позвоночник - это корень нашего здоровья, долголетия, продуктивности. Поэтому в этом комплексе много упражнений на проработку позвоночника.
Упражнение «Ролик» тонизирует и укрепляет позвоночник, улучшает в нем кровообращение, что благотворно влияет на все тело. Великолепно снимает напряжение и усталость с позвоночника. Делает его более гибким.
Также упражнение улучшает память и скорость мышления.
Это очень ценное упражнение, надо практиковать его ежедневно.
Методика выполнения простая.
Выполнять упражнение лучше на твердой поверхности. Но поначалу, это может вызывать болезненные ощущения. Если они есть, делаете упражнение на коврике. Постепенно, вы сможете перейти на более твердые поверхности.
Сядьте на пол. Подтяните ноги к себе и обхватите их руками. Округлите максимально спину. Резко откиньтесь назад, прокатитесь на спине и вернитесь в исходное положение. Посмотреть, как это все выглядит можно на видео.
4. Молоток
Еще одно очень полезное упражнение для позвоночника. С его помощью можно больше и лучше проработать верхний раздел позвоночника, а именно область между лопатками.
Эффекты от упражнения в целом идентичны «Ролику». И вообще эти упражнения рекомендую выполнять в паре. Сначала «Ролик», потом сразу «Молоток».
Выполнение упражнения:
Ложитесь на спину. Обхватываете себя за плечи руками крест накрест. Максимально округляете спину. Приподнимаете верхнюю часть туловища и несильно начинаете «постукивать» спиной об пол.
При этом могут раздаваться «хрусты» и другие подобные звуки. Не пугайтесь. Так и должно быть.
На видео можно увидеть наглядно, как выполняется это упражнение.
5. Потягивание
Потягивание - очень простое, естественное и полезное упражнение.
Когда мы потягиваемся, мы делаем разгрузку, расслабление и раскрепощение всего тела. А это оказывает благоприятное состояние на организм в целом.
Кроме этого, упражнение является компенсирующим после «Ролика» и «Молотка».
Выполняется очень просто:
Лежим на спине. Скрещиваем пальцы и вытягиваем руки максимально вверх. Носки тянем.
6. Свеча
Широко известное упражнение еще со школьных физкультур. Еще его называют «Березка». В йоге относится к перевернутым асанам, т.е. к позам «вниз головой». Это более щадящий вариант, чем стояние на голове.
Позы головой вниз обеспечивают клетки головного мозга кислородом и глюкозой, улучшают кровоснабжение мозга, благоприятно сказывается на здоровье всего организма. Упражнение также препятствует отмиранию мозговых клеток - поэтому у йогов до старости сохраняется ясная память.
При регулярном выполнении упражнения улучшается мышление, память, работоспособность. Сокращается потребность в сне, дыхание становится реже.
Как выполняется упражнение знают, думаю все. Кто не знает, посмотрите в видео. Следите за тем, чтобы не напрягалась излишне шея и чтобы носки были вытянуты.
После «Свечи» можно еще сразу сделать «Плуг». Ноги опустить назад и вытянуть руки.
7. Сфинкс + Кобра
Следующее упражнение состоит из двух похожих асан «Сфинкс» и «Кобра».
Упражнения очень хорошо укрепляют спину, делаю позвоночник более гибким и подвижным. Оздоравливает весь организм. При регулярном выполнении упражнения увеличивается скорость реакции.
Выполнение:
Ложитесь на живот. Поднимаете верхнюю часть туловища и опираетесь на предплечья. Предплечья параллельно друг другу. Плечи опущены, взгляд вперед, носки вытянуты. Это «Сфинкс». Теперь встаем на руках. Позвоночник еще более выгибается. Смотрим вперед или вверх. Это «Кобра». Затем опять возвращаемся в «Сфинкса».
После упражнения обязательно надо делать компенсацию - асану «Зародыш».
8. Зародыш
Зародыш - это асана для компенсации прогиба позвоночника. После сильного прогиба назад нужно обязательно максимально округлить спину. Это, кстати, касается и наклонов, если наклоняетесь вперед потом надо прогнуться назад и наоборот.
Кроме этого, упражнение стимулирует органы пищеварения и препятствует отложению солей в коленях.
Выполнение:
Ноги под собой, колени вместе. Опускаемся вперед, и максимально округляем спину. Руки обхватывают колени или вытянуты вперед.
9. Скручивания
Скручивание тоже очень известное упражнение, асана из йоги. Это упражнение также ориентировано на позвоночник и является очень хорошей профилактикой от болей в спине, ревматизма и т.п.
Практика этого упражнения увеличивает подвижность и гибкость позвоночника, растягивает мышцы, укрепляет нервную систему, вырабатывает уверенность в себе и (внимание!) уменьшает размер живота.
Это упражнение не очень простое, но научиться можно быстро. Посмотрите, как оно выполняетсяна видео. Словами это объяснить достаточно сложно.
10.Наклоны
Предыдущие упражнения выполнялись на полу, но это уже делается стоя.
Наклоны укрепляют позвоночник и поясницу. Растягивают сухожилия. Имеют очень большой оздоравливающий эффект.
Выполнение:
Стоим. Ноги - двойная ширина плеч. Руки вытянуты в стороны. Не меняя положение рук делаем наклон влево. Зафиксировали позицию сделали 3 цикла вдоха и выдоха. Вернулись в исходную позицию. Наклоняемся вправо и делаем в другую сторону на те же 3 цикла вдоха выдоха.
Теперь наклоняемся вниз, рукой касаемся щиколотки противоположной ноги. Другая рука вытянута вверх, смотрим на эту руку. Также три цикла дыхания и возвращаемся в исходное положение. Затем наклон к другой ноге.
Разделы: Школьная психологическая служба
Занятие «Улыбчивый зонт» позволяет в
занимательной форме решить задачи развития
эмоционального восприятия ребят, упорядочить
имеющиеся знания о положительных и
отрицательных эмоциях. Ребятам предоставляется
возможность проанализировать собственные
эмоциональные проявления.
В результате работы у каждого ребёнка появляется
картинка-аппликация, отражающая его собственные
мысли и представления, что даёт возможность
взрослому продолжить диалог с ребёнком, если у
него имеются какие-либо проблемы в межличностном
общении. Многие ребята берут работы домой, что
позволяет родителям лучше узнать своих детей,
обсудить результаты.
Для психолога появляется материал позволяющий
отследить личностные особенности детей (наличие
эмпатии, уровень эмоциональной восприимчивости,
какие эмоциональные негативные проявления
окружающих являются тревожными для ребят).
Цель: актуализировать знания учащихся об эмоциях; развивать эмоциональное восприятие учащихся; расширять представление о мимических выражениях эмоционального состояния.
Материалы: ватман (2), цветные карточки-стикеры, бумажные заготовки «капли дождя» (по 5-7 карточек для ведущего и для каждого учащегося), карточка-зонт (для ведущего и учащихся), карточки со схематичным изображением эмоций, листы формата А4 для учащихся (с изображением фигуры человека, тучи), таблички с изображением эмоций и схемы к ним, клубок ниток (пряжа для вязания «травка»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Разминка «Цвет моего настроения»
Ребята выбирают цвет, соответствующий
настроению (цветные карточки-стикеры) и
прикрепляют карточку на ватман, помещённый на
доске (стене). Получается цветная радуга
настроения класса.
– На наше настроение влияют эмоции. «Эмоции –
это выражение нашего отношения (чувства) к
происходящему вокруг нас или внутри нас».
– Если эмоций много или они «сильные» то
получается целый ливень разных переживаний.
Положительные эмоции можно сравнить с тёплым
летним дождиком, с лучами солнца, а если мы
испытываем сильные отрицательные эмоции,
представляете, какой холодный дождь будет.
Приятные ощущения он вызовет?
– Какие эмоции могут испортить нам настроение и
сделать его «дождливым»?
Упражнение «Сердитая капля»
Возьмите бумажные капельки дождя и напишите на
каждой название эмоций, которые вы испытываете,
когда у вас «дождливое» настроение (грусть,
злость, обида…), а теперь прикрепите их на лист
под тучей.
Ведущий демонстрирует образец выполнения на
ватмане, помещённом на доске.
– Что нас спасает от дождя, какой предмет? (Зонт)
Упражнение «Улыбчивый зонт»
Ребята берут заготовку «Улыбчивый зонт» и
прикрепляют его рядом с человечком.
– Ребята, если есть отрицательные эмоции, значит,
есть и положительные. Какие положительные эмоции
вы можете назвать.
Упражнение «Какая эмоция»
Ведущий показывает изображение эмоций, дети, стоя в кругу или у парт слушают, если называется отрицательная эмоция – присели, если положительную – хлопнули в ладоши.
Упражнение «Определи выражение лица» [ 2 ]
Ведущий предлагает ребятам рассмотреть табличку (которая есть у каждого) с рисунками мальчика испытывающего различные эмоции. Затем подобрать к каждой картинке карточку со схематичным изображением человеческих эмоций. Вместе с ведущим ребята определяют название эмоции (сожаление, радость, злость, удовольствие, разочарование, испуг, восторг, недоверие).
Упражнение «Улыбчивый зонт» (продолжение)
Подпишите на зонте, какие положительные эмоции,
чувства помогут пережить ливень «плохого
настроения».
Все мы иногда испытываем разные отрицательные
эмоции и чувства и «улыбчивый зонт» поможет нам
справиться с ними.
«Если капельки дождя огорчаются, то наш зонт
улыбается!»
Завершение занятия
Упражнение «Тёплый клубочек»
Ребята по кругу передают клубочек друг другу и желают чего-нибудь доброго и хорошего.
Анализ занятия
Ведущий задает вопросы для обсуждения:
Почему мы испытываем разные эмоции?
Какой была бы наша жизнь, если бы у нас не было
чувств?
Что для вас было новым, интересным на занятии?
Литература :
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М., 2003. с. 201.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996. с. 85-89.
юлия дрозд
Открытое занятие «Зонтик»
Цель : Формирование познавательной активности детей при исследовании опытно-эксперементальной деятельности
Задачи :
1. Образовательные :
Закреплять представление детей о свойствах бумаги, ткани и др. материала.
Рассказать о истории появления зонта .
2. Развивающие :
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, любознательность. Развивать социальные навыки : умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
Активизировать и обогащать словарь детей. Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
3. Воспитательные :
Воспитывать у детей чувство уважения к сверстникам.
Воспитывать любовь к природе.
Понимать значимость зонта в жизни людей .
Материал и оборудование : Мини-зонтики из разного материала (бумажный, вязанный, тканевой, плащевой, клеенчатый) . Лейка с водой бумажные человечки. Презентация на тему история зонтика . Музыкальное сопровождение. Развивающая игра «Чудо-цветик» Воскобович и «Игровизор» Воскобовича.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Приветствие.
Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
Назовите три осенних месяца. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Назовите признаки осени. (Ответы детей.)
Осень она какая? (холодная, мокрая, дождливая)
А о каком природном явлении эта загадка :
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)
2. Основная часть.
А давай те вспомним с вами, какие предметы нужны человеку в дождливую погоду.
«Найди нужный предмет» .
На проекторной доске появляется первый слайд с картинками предметов, дети должны выбрать и назвать предмет, необходимый человеку в дождь.
Резиновые сапоги – сандалии – валенки;
Свитер – шуба – плащ;
Сумка – зонт – солнцезащитные очки.
Какой из названных предметов самый необходимый в дождь? Почему? (Ответы детей) .
Появляется слайд с изображением «Дольки»
Ой, кто это к нам пришёл, поздоровайтесь, ребята!
Педагог читает :
Добрый день, мои друзья,
К вам пришла из леса я.
Целый день идет там дождь,
Вы должны скорей помочь!
Просят жители лесные,
Подарить зонты цветные .
Нам без них никак нельзя,
Заболеем ведь, друзья!
Поможем лесным жителям.
Но прежде чем отправится в мастерскую делать зонтики для жителей , я предлагаю вам узнать откуда появился зонтик и провести небольшие эксперименты с зонтом .
И Дольку приглашаем вместе с нами.
Появляется на экране мультик зонтик » из сериала «Фиксики» .
А теперь предлагаю вам поиграть с зонтиком .
3. Подвижная игра «Зонтики » .
На полянке мы гуляем, Дети свободно двигаются по площадке,
Землянику собираем. в центре которой лежат зонтики - на
Только туча на бежала, один меньше, чем детей.
Вдруг темно и страшно стало.
Начал крупный дождик капать,
Над лесной полянкой плакать. Последние две строки произносит
Раз, два, три, четыре, пять, На слово «взять» дети берут зонтики .
Нужно быстро зонтик взять . Ребенок, которому не хватило зонтика ,
выбывает из игры.
Ребята напомните какое у нас задание? (Помочь Дольке) . Пойдемте в мини-лабораторию. Где мы с вами исследуем, почему под зонтом мы непромокаем ?
На столе зонтики : из бумаги, обычной ткани, клеенки, вязаный, плащевой ткани.
И бумажные человечки, которые держат эти зонтики , дети при помощи лейки поливают на эти зонтики , наблюдая что с ними происходит.
Делаем вывод : Что зонт сделанный из клеенки и плащевой ткани воду не пропустили и человечек не промок, значит эти зонтики надежные и о ни для дождя, а бумажный и вязаный зонт для солнца .
А теперь ребята мы должны помочь дольке сделать зонтики для лесных жителей . Смотрите что у меня есть.
У воспитателе волшебная коробочка с фишками. В коробке два вида фишек, фишка с нарисованным карандашом и с конструктором.
Воспитатель предлагает детям взять из коробки фишку любую, и посмотреть, что же на фишке нарисовано.
Задание дети которым попались фишки с карандашом отправляются в зону рисования и рисуют зонтик при помощи игровизора, а у детей фишка с конструктором отправляются в зону конструирования и конструируют зонтик из игры «чудо-цветик» Воскобовичы.
Рассматриваем зонтики и дарим дольке . Долька благодарит ребят за помощь.
Давайте посмотрим какие зонты существуют в мире .
Презентация какие зонты бывают . Слайд-шоу.
4. Заключительная часть.
Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие .
Публикации по теме:
Сценарий осеннего праздника в средней группе «Волшебный Зонтик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 3 " общеразвивающего вида г. Владивостока. Утверждаю:.
Если тучка хмурится И грозит дождём, Спрячемся под зонтиком, Дождик переждём. Осень чудесная, яркая, очень красивая пора, но всё чаще.
Конспект занятия по художественному творчеству (рисование) «Красивый разноцветный зонтик» Ход НОД: Орг. момент (в раздевалке или у входа в группу, у окна) - Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас со мной поиграть. Но сначала мне.
Конспект занятия по квиллингу в подготовительной группе «Зонтик» (I часть) Задачи: Учить детей скручивать полоски бумаги разного цвета в свободный рол, создавая из него базовые формы для украшения зонтика: «сердце»,.
Здравствуйте коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению зонтика. Идея создания зонтика пришла во время оформления.
Областная специальная коррекционная школа-сад с ЗПР
Рисование декоративное с элементами письма.
«Такие разные зонтики»
Учитель: Дёмина Л.А
Задачи урока:
1. Образовательные задачи:
1. Учить анализировать предмет-образец.
2. Систематизировать представления о форме предмета и его частях.
2. Коррекционно-развивающие задачи :
3. Развивать представления о величине предметов.
4. Формировать перцептивные действия, т. е. умения обследовать предметы по форме, цвету, величине.
5. Воспитывать у учеников интерес к рисованию.
6. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: листы бумаги разного цвета и размера, цветные карандаши, фломастеры, Зонтик, Различные изображения зонтиков
Учить детей рисовать узоры на круге. Показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонтике). Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометрические, растительные, зооморфные, бытовые, абстрактные). Готовить руку к письму – учить уверенно (без отрыва) прямые и волнистые линии, петли, спирали. Развивать чувство формы, ритма, композиции.
Предварительная работа:
Рассматривание ярких, красивых зонтиков с разных сторон (сверху, сбоку, снизу). Беседа о зонтах, их внешнем виде, строении и назначении (защита от дождя и солнечных лучей), разнообразии видов (бытовые зонтики на пляже и в летнем кафе; специальные зонтики как оборудование врача-хирурга и фотографа. Поиск связи и аналогий между бытовыми предметами и растительными формами (зонтик как вид соцветия или соплодия у зонтичных растений, зонт –купол медузы).
Игровые методы и приемы:
Сюрпризность, эмоциональность.
Создание игровой ситуации.
Обыгрывание нарисованного зонтика.
Словесные методы и приемы:
Разговор, беседа.
Художественное слово: стихи.
Рассматривание таблиц.
Приближение объекта к детям.
Вопросы к детям.
Включение предмета в деятельность.
В ходе занятия был закреплен пройденный материал. Задания соответствуют возрасту детей и программному содержанию.
Все дети справились с заданием, любовались работами, отметили удачные. Рисунки получились яркие, красочные, разнообразные.
В завершении предложила детям прикрепить «зонтики» на ложечки с пластилином и покружиться. Дети были радостны!
Удачные моменты:
Поставленные цели и задачи были решены.
Дети с удовольствием выполнили предложенные задания, не было пауз.
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Ход занятия:
I. Подготовительная часть.
1) Организационный момент.
− Здравствуйте, ребята! Какое сегодня число? Сейчас урок рисования.
Проверим готовность – на столах у вас должны быть альбомные листы, цветные карандаши, краски, фломастеры.
Учитель раскрывает зонт и читает детям
Стихотворение В.Шипуновой «Один замечательный зонтик»:
Один замечательный зонтик
Очень похож на тортик
Толстенький мальчик украдкой
Ест под ним булочку сладкую.
Другой зонт - от солнца жаркого,
От зноя и света яркого
Любит под ним Снегурочка
Гулять по тенистым улочкам.
А вот перевернутый зонтик
В него собирает дождик
Старый садовник – чудак,
Чтоб клумбы полить и парк.
Любимый мой зонтик чудесный
Умеет летать в поднебесье.
Сейчас я его раскрою
И в гости к радуге взмою.
Дети, какой формы зонтики? Для чего они предназначены? (для защиты от дождя и солнечных лучей)
− Ребята, с чего мы начнем рисовать зонтик? Какую по величине мы нарисуем ручку зонтика? А какой у нас будет сам зонтик? Большой или маленький? Узкий или широкий? Какие цвета вы будете использовать?
Учитель объясняет последовательность выполнения работы.
Указания к началу работы.
− Ребята, как лучше расположить лист бумаги на парте? Как расположить изображение зонтика на листе? Какая будет величина у зонтика?
Где применяются зонтики? (врачи-хирурги во время операций, фотографами и кинорежиссерами во время фото- и киносъемки ).
На что в природе похож зонтик? (гриб, медузу, укроп ).
На какие архитектурные сооружения похож? (купол цирка, крыша, навес в детской песочнице, пляжный зонт).
Еще на что похож? (парашют, шляпа).
Физминутка:
На лужайке, по ромашкам (Бегают по свободному пространству)
Жук летал в цветной рубашке, Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Останавливаются, встают прямо).
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, (Наклоны туловища вправо-влево).
Низко, низко наклоняюсь (Наклоны вперед-вниз).
На цветке я посидел, (Приседают).
Отдохнул и полетел. (Бегают и садятся на свои места).
Сегодня вы будете рисовать зонтики. Давайте рассмотрим таблицу с вариантами орнаментов. Напоминаю, что узор всегда строится в зависимости от формы изделия: на носовом платочке украшаются уголки и стороны, на тарелке – центр и ободок, а на куполе зонта узор может идти как по окружности (концентрическими кругами), так и от центра.
Дети обсуждают свои замыслы и рисуют с соответствии с творческой задачей.
− Ребята, стараемся рисовать аккуратно и красиво!
Во время рисования включить ноутбук.
Звучит спокойная классическая музыка.
Учитель читает:
Ходит зонтик измокший.
Сыро. Холодно. Слякоть.
Дождик каплет и каплет.
Впору взять и заплакать
Ходит, думает зонтик:
«Капли каплют на темя:
Вновь промокну до нитки.
Вот уж тяжкое бремя.
Вечно мокрый – премокрый,
Просто жить неохота!
Ломит весь позвоночник,
В спицах тоже ломота.
Дождь надолго заладил.
Низко навис горизонтик.
Э-э! Промокнул! Довольно!
Пойду куплю себе ЗОНТИК!
(Л.Е.Керн)
В завершении рассматриваются детские работы.
- Давайте покружим наши зонтики. Посмотрите, какие они красивые и разные!