Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
https://pandia.ru/text/78/389/images/image003_150.gif" align="left hspace=12" width="434" height="327">
г. Гуково 2012г.
Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
На это нас нацеливает Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашающая Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения в гг. Этой теме посвящены статьи, «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: система планирования работы ДОУ», «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице», «Создание автогородка в ДОУ» (журнал «Справочник старшего воспитателя» №6 – 2009г.), страницы газеты «Добрая Дорога Детства».
Учитывая актуальность вопроса, я выбрала тему своей работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения».
В своей деятельности я опиралась на нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня. Одними из них являются: Федеральный закон - ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФГТ к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования , где выделена образовательная область «Безопасность», одной из задач которой является: передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Мною была поставлена такая цель : создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
· Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
· Активизировать внимание родительской общественности к решению задач обучения детей дорожной азбуке.
· Организовать предметно – развивающую среду в группе по проблеме.
В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:
· последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
· наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
· деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
· интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Работа проводилась в течение двух лет.
Прежде всего, была создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит подиум с макетом улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, и картой-схемой нашего микрорайона, по которой дети прослеживали маршрут перед экскурсией; подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры , типа «Кольцо Луллия», морфологическая дорожка, с использованием мнемотаблиц, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, разработана новая сюжетно-ролевая игра «Школа юных пешеходов», собрана библиотека детской художественной литературы «Школа светофорных наук», видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время.
С целью ознакомления старших дошкольников с дорожными знаками мною был разработан проект «Азбука дорожных знаков» , участниками которого стали воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети и их родители.
Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрала и выучила с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте, которые потом включила в досуг по ПДД «Путешествие в страну дорожных знаков», провела ряд занятий («Знакомство с дорожными знаками», «Путешествие по родному городу» и др.) и экскурсий к проезжей части. Вместе с детьми и родителями оформили книжку-раскраску «Дорожные знаки» и фотоальбом «Как мы изучали дорожные знаки».
В распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, в закреплении знаний о назначении основных знаков большую помощь оказали игры «Дорожные знаки», «Играй да смекай!», «Подумай – отгадай», «Веселый жезл», «К своим знакам», дорожная мозаика и др.
Среди использования творческих форм работы с детьми можно отметить проведение «Автодискотек», в которых принимали участие и родители. Участники «Автодискотеки» не просто танцевали, а, двигаясь в соответствии с содержанием песни, учились выполнять правила дорожного движения.
Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжалась и в летний оздоровительный период на транспортной площадке на территории детского сада.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в подготовительной группе, я разработала проект «Развиваем речь детей, обучая правилам дорожного движения».
1. Была создана картотека игр по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения. Большое внимание было уделено играм, способствующим развитию речи
- словесные игры «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи слово с нужным звуком», «Придумай предложение», «Составь загадку о транспорте», «Хорошо – плохо», «Образовать прилагательное от существительного», «Я знаю пять…», «Сочиняем сказку», «Дорожные слова» и др.
- сюжетно-дидактические игры « Бензозаправочная станция», «Машины на нашей улице», «Нам на улице не страшно»
- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «Автозаправочная станция»;
- игры на подиуме : «Перекресток», «Наша улица»;
-настольно-печатные игры: настольно-развивающая игра-лото, «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Дорожные знаки», дорожная мозаика «Собери знак из пазлов» и др.
В работе использовала новые игры – алгоритмические «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», цель которых обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения. Эти игры проводила с опорой на схемы-алгоритмы.
2. Подобрала занятия, на которых, знакомя детей с дорожной азбукой, развивала их диалогическую и монологическую речь:
Составление рассказа по картине «На перекрестке»
Занятие по картине «Зима в городе»
Занятие по картине «Кто поможет на дороге»
Для облегчения составления связного рассказа я предлагала детям модели, схемы.
3. Развивала речь детей
Во время бесед по прочитанным детским художественным произведениям,
При рассматривании картин, плакатов по ПДД, при заучивании стихов и загадок на дорожную тематику,
Во время экскурсий и целевых прогулок к проезжей части (к автобусной остановке, к пешеходному переходу, к «Дорожным знакам», к перекрестку),
При просмотре с последующим обсуждением видеофильмов: С. Волков «Про правила дорожного движения» («Торопыжка на улице»); «Уроки тетушки Совы», «Смешарики»; мультимедийных презентациий: «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте», «Правила дорожного движения», «Светофорик приглашает».
В своей работе с детьми использовала мнемотаблицы, например, «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - для ознакомления с дорожными знаками
4. Презентация детьми альбомов «Автомобиль» и «Светофор», оформленных при реализации семейных проектов «Энциклопедия одного слова».
5. Учитывая тот факт, что на развитие речи оказывает большое влияние развитие мелкой моторики рук, я широко использовала обводки и трафареты «Транспорт» (из сделанных по трафарету или обводке машинам, дети выкладывали дорогу и обыгрывали различные ситуации); рисование транспорта по точкам «Угадай, что получится?», раскраски с изображением транспорта, дороги;упражнения на развитие мелкой моторики на тему «Транспорт»; рисование автомобилей и изготовление из бросового материала машин к выставкам «Такие разные автомобили» и «Машины на нашей улице».
6. Больше внимание было уделено связи с социумом. Просмотр театрализованных представлений «Волшебная страна Светофория», «Приключения Макаронинки» с последующим обсуждением просмотренного, проведенные занятия на базе городской детской библиотеки «Мы едем, едем, едем…», «Транспорт сказочных героев» при активном участи детей, способствовали расширению и уточнению знаний дошкольников по дорожному движению, а так же развитию диалогической и монологической речи.
Дети моей группы приняли активное участие в областном Дне безопасности дорожного движения, просмотрев театрализованное представление в ДК «Антрацит» г. Гуково.
7. Свою активность мои воспитанники их родители проявили в конкурсе стихов «Нам нужна Гаи-ГИБДД».
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:
· родительское собрание «Безопасная дорога»;
· консультация «Через сказку в жизнь», «Как сделать Азбуку Безопасности дорожного движения в домашних условиях», «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу»;
· участие родителей в реализации проекта: семейные проекты «Энциклопедия одного слова»;
· конференция для родителей «Как мы реализовывали проект»;
· ситуации, которые были предложены родителям для обсуждения на родительском собрании;
· незабываемым оказался семейный конкурс «Вкусная безопасность», на котором дети с родителями должны были не только представить какое-то блюдо, связанное с ПДД, но и подобрать стихотворение, отражающее название блюда;
· обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандируя знания среди родителей, я широко использовала информационно-коммуникативные технологии:
Плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;
Листовки - обращения к родителям о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения «Водитель, будь внимателен!», которые были розданы родителям – водителям;
- буклеты-памятки , которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;
Использование видеофильмов, компьютерных презентаций.
Проведенное среди родителей анкетирование показало, что не во всех семьях используют детские удерживающие устройства при перевозке детей в автомобиле. Поэтому мною были подобраны и развешаны по детскому саду плакаты, на родительском собрании показан родителям видеофильм «Пикник»
Пропаганда среди родителей положительного семейного опыта по обучению ребенка правилам дорожного движения, использованию детских удерживающих устройств семьями наших воспитанников дали положительные результаты. Выпуск стенгазеты «Берите с них пример» повысил активность родителей в воспитании культуры безопасного поведения на дорогах, в создании безопасных условий при перевозке детей.
Проведенное обобщающее комплексное занятие «Необыкновенные приключения мячика Непоседы» показало, что
· дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения;
· давая оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях, воспитанники используют в речи развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
· знают основные дорожные знаки и термины по ПДД, используют термины на дорожную тематику в речи.
Диагностика уровня знаний детей о правилах дорожного движения, проведенная в начале учебного года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе показала, что проведенная в течение двух лет работа дала положительные результаты, наблюдается положительная динамика:
Расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
Дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,
Обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,
Значительно расширился и обогатился словарный запас детей,
Положительные сдвиги произошли в развитии монологической и диалогической речи воспитанников.
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
Материалы моей работы были представлены на городском фестивале педагогического мастерства «Творчество, инновация» среди педагогов дошкольного образования г. Гуково (2011г.) и на городском конкурсе проектов среди МБДОУ г. Гуково «Детский сад – шаг в будущее» (2012г.)
Формы и методы работы, описанные в моем опыте, помогут другим педагогам сделать работу по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения интересной и поднять ее на более высокий качественный уровень.
Светлана Тельнова
Ознакомление старших дошкольников с правилами дорожного движения
Информационно-коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно. И даже не стоит задаваться вопросом : дает ли столь раннее приобщение ребят к сложной технике хоть, сколько положительный результат? Ответ однозначный . Да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения , но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будит, достигнута «золотая середина» .
С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города . Печальная статистика дорожно -транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети . Основные причины несчастий – переходы улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом , неосмотрительность на проезжей части.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Вот поэтому я и поставила перед собой цель - как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения . Эта задача видна в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования " и обозначена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .
Задача педагогов уже в детском саду формировать культуру безопасного поведения детей на дорогах . Ведь многих трудностей и опасностей можно избежать путем целенаправленного воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а использование современных информационно-коммуникационных технологий (использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств) в образовательном процессе дошкольного уч-реждения во многом помогает решать данную проблему. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия, что способствует развитию интеллектуальных способностей дошкольников , формированию личности.
Результаты педагогической диагностики показали незначительную динамику в разделе по ознакомлению с правилами дорожного движения . Отмечалось недостаточно сформированные знания о основных терминах и понятиях по дорожному движению , о правилах дорожного движения и поведения на улице, и умение наблюдения за дорожной
Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и поставила перед собой такие задачи :
Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах .
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения , культуры поведения в общественном
В процессе подготовительного этапа работы я подобрала соответствующий дидактический материал, сделала пособия, трафареты, внесла схемы, модели, альбомы, подобрала детскую литературу и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка, дополнила центр «безопасности» . Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации .
К играм, которые учат детей самоконтролю, осознанному принятию решений , четкому выполнению правил , можно отнести компьютерные игры.
Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения позволили в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1,5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания) .
Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.
Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое НОД нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
В своей работе, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор» , «Дорожные знаки в стихах » , «Дорожная Азбука » , «Загадки по ПДД» . Наш детский сад еще не оснащен всеми современными техническими средствами, я использовала ноутбук, при проведении НОД по обучению детей ПДД.
Серия презентаций решает (охватывает большой объем) программные задачи по изучению ПДД :
светофор
виды транспортных средств, их классификация
сведения о дороге и ее главных составных частях
участники дорожного движения
группы дорожных знаков
назначение дорожных знаков и указателей , их группы
причины ДТП
дидактические игры.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
В интернете я нашла интересный сайт «Детские электронные презента-ции» , адрес сайта (www.viki.rdf.ru) . С этого сайта я использовала презентации и клипы по ПДД.
Презентации :
«Торопыжка» - закрепить знания детей на какой свет светофора переходить дорогу , как вести себя на улице, как называется пешеходный переход.
«Дорожные знаки » - закрепить знания детей название и значение дорожных знаках .
«Правила дорожного движения для малышей » - продолжать учить правила дорожного движения .
«Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - учить детей правилам поведения в транспорте и на остановке.
«Стой, внимание, иди!» - закрепить знания детей как правильно переходить дорогу и где . Учить правильно обходить автобус , трамвай.
При использовании ИКТ важно помнить и о здоровье ребенка , так как согласно требованиям СанПин, поэтому я контролирую время проведенное ребёнком за компьютером (не более 10 минут, после чего выполняется гимнастику для глаз.
Большую помощь в обучении детей правилам дорожного движения мне оказали развивающие CD - диски, такие как :
1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения .
2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.
3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций , изображенных на красочных картинках.
4. Нескучные уроки : ПДД для детей - программа "ПДД для детей" Веселые и красочные герои объясняют ребенку, как вести себя на дороге , и разбирают все на конкретных примерах, а материал, преподнесенный в виде смешных мультиков, помогает ребенку представлять себя на месте главных героев.
5. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и этикета .
6. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.
Понимая, что в рамках общественного дошкольного воспитания невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками. Рекомендовала им сайты (www.skyclipart.ru , www.vk.com/doshkolnik.ru, www.vospitatel.com.ru , www.5ballov.com.ru, www.900igr.net , www.ed.gov.ru, www.viki.rdf.ru ). И полученные знания в детском саду и дома использовали для формирования у детей осознанности выполнения правил безопасного поведения на улицах города.
Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показала следующие результаты :
У 57% детей сформированы устойчивые знания правил дорожного движения , с заданиями справляются самостоятельно , а 43% детей справляются с помощью воспитателя.
Сформированы навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Сформировано понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения в целях собственной безопасности.
Выводы : Применение ИКТ :
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
способствует повышению качества образования;
Хотелось бы мне закончить свое выступление поговоркой, которою часто мы слышим : «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по ПДД и будем соблюдать их!
Список литературы :
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД» , 1998.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста . – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД» , 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников . – М.: МИПКРО, 1998.
6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1980.
7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения . - М.: просвещение, 1978.
8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения » . – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007.
9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.
10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.
11. «Добрая Дорога Детства » (ДДД) .
12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения . М, 1975.
13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар : «Советская Ку-бань» , 1997.
14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
Ольга Долгих
Проект «Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения»
Проект
"Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения"
Долгих Ольга Александровна, воспитатель
г. Майкоп
Актуальность: Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное не знание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому, изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями была организована проектная деятельность по теме: «Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения».
Во многом безопасность пешеходов зависит от соблюдения ими правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры по ПДД.
Вид проекта: долгосрочный, практико - ориентированный, групповой.
Цель: создание условий, направленных на усвоение и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
1. Обобщать, расширять и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.
3. Создать предметно-развивающую среду (игры, пособия, наглядный материал) по данному направлению.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
5. Оптимизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Участники проекта:
Воспитанники
Воспитатель
Родители воспитанников;
Специалисты: Государственный инспектор, и работники ДОУ № 22.
Этапы реализации проект
Подготовительный этап:
Подбор материала по Правилам дорожного движения;
Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
Просмотр видеоматериала;
Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения» и т. д. ;
Изготовление дидактических игр по ПДД;
Использование игр: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.
Основной этап работы:
Проведение занятий по правилам дорожного движения;
Обыгрывание дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр по ПДД;
Решение игровых ситуаций.
Заключительный этап:
Посвящение в пешеходы;
Создание презентации «Из опыта работы».
Основные направления работы с детьми:
Определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице;
Организованные формы обучения на занятиях;
Занятия в кружке «Светофорик»;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Самостоятельная деятельность ребенка;
Экскурсии и наблюдения;
Досуги и развлечения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
Анкетирование;
Памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
Консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
Папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения как детьми, так и взрослыми;
Родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
Встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.
2. Наглядный материал:
Транспорт различного функционального назначения;
Настольно-печатные игры;
Дидактические игры по ПДД;
Плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
Видеоматериалы по ПДД;
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
Дорожные знаки;
Макет по ПДД.
3. Методический инструментарий.
Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Роль родителей в реализации проекта:
Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе;
Консультации «Родителям – о безопасности дородного движения», «Три «закона» безопасности пешехода на дороге»;
Создание в группе «Уголка безопасности»;
Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых по ПДД.
Ожидаемый результат:
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
Повышение активности родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения.
В результате работы над проектом мы предполагаем решение всех поставленных задач.
Перспективный план работы по проекту в средней группе
Сентябрь
Занятия
«Наш друг - светофор»
Цель: закреплять знания о светофоре и назначении его цветов. Продолжать работу по ознакомлению детей правилам поведения на проезжей части и на тротуаре.
Лепка «Разноцветный светофорчик»
Цель: развивать воображение, творчество. Закреплять приёмы лепки, умение аккуратно использовать материал.
Цель: закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт»; познакомить с понятиями «пешеход», «перекрёсток».
Рисование «Машины на дорогах»
Цель: закреплять умение пользоваться трафаретом, аккуратно закрашивать цветными карандашами или цветными восковыми мелками.
Наблюдение за работой машины, которая привозит хлеб в детский сад.
Цель: знакомство с разными видами транспорта, их особенностями. Формировать знание о труде водителя.
Конструирование из кубиков и кирпичиков «Машины на нашей улице»
Цель: дать представление о разных видах транспорта, о том, что их строение зависит от функционального назначения. Упражнять в анализе конструкций в планировании деятельности. Развивать конструкторские навыки.
Целевая прогулка
Прогулка к близлежащей улице
Цель: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках, светофоре.
Беседа
«Безопасная улица»
Цель: закрепить правила перехода улицы при двустороннем движении, назначение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», о назначении светофора.
Дидактические игры
«Это я, это я – это все мои друзья»
Цель: закрепить правила поведения на улице и в транспорте.
«Светофор и пешеходы»
Цель: закрепить знания цветов светофора, умение правильно реагировать на сигналы.
Сюжетно-ролевые игры
«Я - шофёр»
Цель: формировать знания о труде водителя. Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь.
В. Кожевникова «Светофор»
Н. Носов «Автомобиль»
Двигательная активность
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Цель: развивать двигательную активность детей, внимание, ловкость, уважительное отношение к другим детям.
Работа с родителями
Консультация: «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»
Октябрь
Зантяия
«Путешествие по городу»
Цель: закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, маршрутном такси; закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Конструирование из бумаги «Автобус»
Цель: развивать навык складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Развивать глазомер, художественный вкус. Учить срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими.
«Помощники на дороге»
Цель: закреплять знания о работе светофора. Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!».
Конструирование «Гараж для своей машины»
Цель: упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями, развивать конструкторские навыки, фантазию, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.
Рисование «зебры» (пешеходного перехода)
Цель: расширять представление о назначении дорожного знака «Пешеходный переход».
Беседы
«Мчатся по улице автомобили»
Цель: закрепить знания о видах общественного транспорта, расширить представление о правилах поведения в нём. Дать представление о таком специальном транспорте как экскаватор, подъёмный кран, бульдозер, бетономешалка.
Чтение художественной литературы
Рассказ И. Серякова «Улица, где все спешат»
С. Михалков «Светофор»
Дидактичекие игры
Дидактическая игра «Транспорт»
Цель: продолжать работу по расширению представлений о
различных видах транспорта.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»
Цель: продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Игровая ситуация
«Улица» - дорожное движение с четырёхсторонним перекрёстком и светофором.
Двигательная активность
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: развивать двигательную активность детей, умение слушать ведущего.
Другие формы работы
Просмотр видеофильма «Загадки улицы»
* При переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность
* Держите ребёнка за руку
Ноябрь
Занятия
Ситуация общения «Кто самый грамотный пешеход»
Цель: продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге.
Аппликация «Грузовичок»
Цель: учить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знание геометрических фигур.
Ситуация общения «Что такое перекрёсток»
Цель: дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрёстком. Знакомить с особенностями движения транспорта на перекрёстке.
Чтение стихов про перекрёсток
Цель: закреплять знание детей о перекрёстке, развивать речь, интерес к художественной литературе.
Конструирование «Дорога для машин»
Цель: закрепить умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.
Беседы
«Правила пешехода»
Цель: расширять знания о правилах пешехода на дороге, тротуаре, закрепить знания о понятиях «островок безопасности», «переход». Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено» «Велосипедное движение запрещено»
Дидактические игры
Дидактическая игра «Правила поведения»
Цель: продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и тротуаре.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Цель: формировать знания о труде водителя. Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Другие формы работы
Просмотр видеофильма «Новые приключения Хрюши и его друзей»
Чтение художественной литературы
Б. Житков «Светофор».
А. Северный «Три чудесных цвета»
Двигательная активность
П/игра «Светофор»
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу светофора.
Работа с родителями
Консультация: «Родителям дошкольников о правилах дорожного движения»
* При ходьбе по тротуару учите ребёнка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной стороны от проезжей части дороги стороны
Декабрь
Занятия
«Бегут машины в ряд»
Цель:познакомить детей с 2-х сторонним и односторонним движением. Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллей-бус, легковой автомобиль).
«Бульвар дорожных знаков»
Цель: продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки.
«Торопыжка, не спеши»
Цель: познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице.
«Светик - трёхцветик»
Цель: закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия. Развивать интерес к ПДД. Познакомить детей с работой регулировщика на улице.
Опасные участки на пешеходной дороге
Цель: совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Познакомить с опасными участками на пешеходной дорожке, развивать внимание, мышление, формировать навыки поведения на дорогах.
Сюжетно-ролевые игры
Цель: повторить знания о движении транспорта и пешеходов, значении светофора.
Чтение художественной литературы
Чтение стихов о светофоре и о дорожных знаках.
М. Пляцковский «Светофор»
Другие формы работы
Просмотр видеофильма «Загадки светофора»
* Учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте.
* Приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту.
Январь
Занятия
Рисование «Знаки дорожного движения»
Цель: упражнять в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения
Беседа
«Как правильно себя вести на дороге»
Цель: продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения.
«Как надо вести себя в транспорте»
Цель: расширить представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Дидактические игры
«Собери светофор»
Цель: закрепить знания о цветах светофора их значении, развивать дух соревнования
Сюжетно-ролевые игры
«Я - шофер»
Цель: формировать знания о труде водителя.
Чтение художественной литературы
А. Усачев «Дорожная песня».
Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…»
Другие формы работы
Просмотр видеофильма «Козёл и осёл»
Двигательная активность
Подвижная игра «Автомобили»
Цель: закрепить правила дорожного движения, умение действовать по сигналу.
Февраль
Занятия
Рисование: «Дорога и тротуар»
Цель: расширять знания о названии дорожных знаков.
Беседа: «Что такое перекресток»
Цель: знакомить с перекрестком.
Конструирование»: «Моя родная улица»
Цель: формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду.
Беседа
«Как я иду в детский сад»
Цель: учить ориентироваться на макете микрорайона.
«Как правильно кататься на велосипеде»
Цель: закрепить правила катания на велосипеде.
Дидактические игры
«Дорожные знаки»
Цель: расширить знания о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход» и «Осторожно, дети!».
Двигательная активность
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
Цель: учить действовать по сигналу, развивать двигательную активность
Сюжетно-ролевые игры
Цель: предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин».
Игровая ситуация
«Кто самый лучший пешеход»
Цель: учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике.
Игровая ситуация: «Правильно – не правильно» (иллюстрации)
Цель: продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города.
Чтение художественной литературы
С. Маршак «Скверная история»
Я. Пишумов «Постовой», «Продуктовая машина»
* При выезде с детьми за пределы города обратите внимание на знаки дорожного движения (форму, цвет, назначение)
Март
Занятия
«Веселый жезл»
Цель: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Досуг «Знакомство с правилами дорожного движения»
Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения; систематизировать знания детей о различных видах транспорта; воспитывать культуру поведения на улице.
Рассматривание и рисование дорожных знаков
Цель: закрепить знания о дорожных знаках, умение их изображать на листе бумаги.
Беседа
Решение проблемных ситуаций с использованием иллюстраций.
Цель: закреплять знания детей о ПДД.
Дидактическая игра
«Путешествие на машинах»
Цель: совершенствовать умения пользовать правилами дорожного движения в различных практических ситуациях.
«Угадай транспорт»
Цель: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Игровая ситуация
«В автобус вошла бабушка»
Цель: закрепить правила поведения в транспорте
Чтение художественной литературы
А. Усачев «Футбольный мяч»
О. Бедарев «Если бы…»
* Учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»
* Приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать
Апрель
Занятия
«Научим Незнайку правилам»
Цель: сформировать у детей представление о правилах поведения в общественном транспорте.
«Безопасный город»
Цель: представление о том, как важно правильно ходить и ездить дать по городу; закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Решение проблемных ситуаций на макете города.
Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания о правилах дорожного движения.
«Путешествие в страну Дорожной Азбуки»
Цель: уточнение знаний детей о правилах дорожного движения.
«Безопасный город»
Цель: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу; закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Целевая прогулка
К проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов
Беседа
Беседа о значении красного, зеленого, желтого цветов светофора для пешеходов
Цель: уточнить знания детей о светофоре.
Чтение художественной литературы
Д. Денисова «Как перейти улицу»
В. Головко «Правила движения»
Заучивание
Т. Шорыгина «Светофор»
* Продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до детского сада
Май
Занятия
Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист»
Цель: познакомить детей с профессией машинист.
«Поезда»
Цель: формировать умение складывать изображение из деталей конструктора, мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола.
Решение проблемных ситуаций с использованием иллюстраций
«Светофор»
Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах; уточнить знания о видах светофора (транспортные, пешеходные).
Игровые ситуации:
«Знаю ли я правила дорожного движения»
Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке.
«Пешеход на дороге»
Цель: закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях.
Дидактическая игра
«Дорожные знаки»
Цель: закрепить знания о дорожных знаках.
Двигательная активность
Езда на самокате
Цель: учить детей отталкиваться правой и левой ногой
Чтение художественной литературы
Н. Носов «Автомобиль»
Другие формы работы
Рассказ «История появления светофора»
Цель: познакомить с появлением светофора, закрепить знания о необходимости светофора для жизни людей, развивать интерес к прошлому предметов
Развлечение «Красный, желтый, зеленый»
Цель: закреплять правила поведения на дороге.
Работа с родителями
Тестовые задания для родителей
Литература:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2005.
2. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Составитель Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1989.
4. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
5. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005.
6. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.
7. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.
8. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.
9. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2001.
10. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. - М., 1999.
11. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.
12. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.
13. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.
14. Ерофеева, Т. И Математика для дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 2002.
15. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н. В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 173с. – (сердце отдаю детям) .
16. Кирилова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. - Волгоград: Семь ветров, 2005.
17. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 2007.
18. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. -сост Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.-219с.
19. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. вкл.
20. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
21. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.
Особенности организации работы с детьми
по ознакомлению с Правилами дорожного движения
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее.
Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД.
Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых – создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с Правилами дорожного движения. В исследованиях Н.П. Парамонова, Е.В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки ним. (С.Г. Якобсон).
Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения строится на основе нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих данную деятельность, а также она должна осуществляться в системе. Следовательно, основными задачами по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице являются: развитие заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание устойчивых привычки соблюдать правила дорожного движения.
Современными подходами при организации психолого-педагогического процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения являются: интегративный, деятельностный, гендерный, индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с ПДД.
Что нужно знать педагогу о возможностях дошкольника, связанных с ознакомлением с Правилами дорожного движения:
Начиная с 6 лет: обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые; большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; дети еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенно от незначительного.
Начиная с 7 лет: уверенно отличают правую сторону дороги от левой.
Начиная с 8 лет: уже могут реагировать мгновенно, т.е., тут же останавливаться, когда их окликают; у них начинают формироваться основные навыки еды на велосипеде; они могут определить, место и источник шума; способны устанавливать и понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; не распознают возможные опасные ситуации.
Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями.
Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с ПДД.
Совместная игровая деятельность
Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.
Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.
Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.
Сюжетно – ролевые игры. Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.
«Минутка безопасности движения».
«Минутка» – это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1 – 3 минуты), которое проводится воспитателями старших групп дошкольных учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.
Минутку следует проводить 1-2 раза в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.
Совместная деятельность в развивающем – игровом комплексе «Автогородок».
«Автогородок» представляет собой отдельное помещение с дорожной разметкой и всем необходимым развивающим материалом и игровым инвентарем. Специально оформлен комплект дорожных знаков, светофор с мигающим сигнальным светом, макеты разных видов транспорта. Имеется минибиблиотечка детской познавательной и художественной литературы по ОПДД, дидактические и развивающие игры, в которые дети могут поиграть не только непосредственно в «Автогородке», но и взять в группу на какое-то время для самостоятельной деятельности. Материал подобран для детей разных возрастных групп.
Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно организовывать поэтапно:
1. Диагностика выявления уровня сформированности знаний о правилах безопасности движения.
2. Формирование представлений и знаний о правилах поведения на дороге.
3. Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на дороге.
4. Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и деятельности.
5.Развитие творческих способностей в процессе применения знаний в практической деятельности.
Елена жмыхова
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения
Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Ведь проблема обеспечения безопасного поведения человека на дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля и возросла с увеличением числа автомобилей. Высокая скорость движения , плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро увеличивается, и будет расти дальше. Пропаганда безопасности дорожного движения - это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения , разъяснению законодательства, правовых норм , регламентирующих поведение участников дорожного движения , осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.
Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является : обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Михайловича Сеченова, А. А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Блез Паскаля, 3игмунд Фрейда, П. Маслоу и др.
Вопросами обучения детей дошкольного возраста безопасности поведению на дорогах , в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как одно из направлений нравственного воспитания, это мы видим в исследованиях Рины Борисовны Стеркиной, Оксаны Алексеевны Скорлуповой, Татьяны Андреевны Шорыгиной и др.
Так как участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах , начиная с дошкольного возраста . Ведь дошкольники часто не видят опасности на дороге , на транспортном средстве, не понимают шалостей и своего неосторожного поведения на дороге . Ребенок дошкольного возраста должен находиться на улице только в сопровождении взрослых, так как он не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность. Основная цель воспитания по формированию культуры поведения на дороге заключается в том , чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.
В современных условиях воспитания дошкольников важным фактором является ознакомление детей дошкольного возраста безопасному поведению
Под ознакомлением безопасному поведению на дорогах понимается педагогический процесс, направленный на обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах ; формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных мест и умение обходить их; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения , культуры.
Успешность и эффективность обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий, таких как : учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста ; использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности; предметные игры, игры творческие, сюжетно - ролевые; целевые прогулки и экскурсии, оформление уголков безопасности, осуществление сотрудничества с семьей дошкольников .
Дети и молодежь требуют к себе особого внимания, поскольку эти уязвимые участники дорожного движения еще не обладают необходимыми навыками и достаточным опытом поведения в дорожной среде , созданной для взрослых людей. Неспособность защитить детей и молодежь на дороге - это нарушение их фундаментального права на безопасность , на полноценную, здоровую и плодотворную жизнь, записанного в Конвенции ООН о правах ребенка
В процессе воспитания детей педагогам необходимо учитывать следующие требования :
В детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения , но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;
Воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге , наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге , слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д.);
Образовательную деятельность проводить не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила , обращают внимание детей на ту или иную сторону правил ;
Проводить досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассниками школ (бывшими выпускникам детского сада,
Развивать такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;
Использовать все доступные формы работы с детьми : (рассказы, беседы, игры, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;
В каждой группе детского сада оформляются уголки по ПДД : состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков) ;
Рекомендуется использовать настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)
В каждой группе детского сада создавать ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге , где : педагоги могут создавать возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, могут прочитать детям художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т . д. ;
Оформлять информационные стенды для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах »
На территории детского сада создать уголки безопасности.