Класс Реджио-сада в Италии
Наверняка многих интересует, как же организована жизнь и деятельность в «настоящем» Реджио-саду в городе Реджио-Эмилия. Я постоянно собираю информацию о и о садах в разных странах, в том числе и в Италии. И на основе ее подготовила небольшой обзор о ключевых особенностях Реджио-садов и яслей. В Италии существуют сады для детей 3-5 лет и ясли для деток 1-3 лет, в некоторых заведениях они объединены под одной крышей, в некоторых существуют отдельно друг от друга.
Пространство и среда
Прежде всего, стоит отметить, что сады и ясли значительно больше по площади, чем мы привыкли. Пространство детского сада насыщено полезной для ребенка тактильной, зрительной и даже обонятельной информацией. Тут находятся предметы, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки, цветы, плоды и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины, пуговицы и краски, бросовые материалы. В мебели предпочтение отдается старинной и уникальной (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно уединиться в домике с книжкой, уютно расположиться на подушках, залезть на чердак или галерею. Для ролевой игры отведено специальное место, где можно переодеться: тут собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь и аксессуары. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду.
Планировка дошкольного учреждения устроена так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого сада, по итальянской традиции, находится «пьяцца» - место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Чтобы все видели, что и где происходит - много прозрачных стен и стекол. С непривычки это мешает ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит, но со временем это становится удобным инструментов развития и взаимодействия детей. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Во всех помещения, в том числе и на полу, зеркала. Принципиально важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале - большие игровые элементы вроде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для детского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шершавые, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для детей ясельного возраста.
Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть холла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на стол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к новому.
В каждой возрастной группе есть одна большая классная комната, библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки, а также мини-мастерская, туалет, где есть умывальники. В душевой оборудовано зона для игр с водой. Кроме того, есть одна общая мастерская, которая называется «ателье». В нем постоянно работает художник-ательерист. Сначала Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода, приглашал узких специалистов (гончаров, скульпторов, художников и т.д.) на частичную занятость. Со временем, ему стало понятно, что творчество - важная и неотъемлемая часть ежедневного процесса детского развития и выражения, поэтому ательерист стал работать постоянно. Более того, постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.
В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями, матрасы, двух-этажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.
Внутреннее пространство Реджио-сада, Diana school, Реджио-Эмилия, Италия
Документирование
Особое внимание и значение в Реджио садах и яслях уделяют документированию процесса, как отдельному инструменту развития и планирования детской деятельности. Все разговоры и действия детей, по возможности, фотографируются, записываются на диктофон или протоколируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей с подробным описанием процесса и достижений вывешиваются на стендах и просто в помещении. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.
Режим дня
Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. В каждом детском саду 3-4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.
Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети собираются вместе один раз на утреннем кругу на «пьяцце» в 9.00. Здесь дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Этот ритуал очень важен, он задает тон и план на весь день, позволяет обмениваться идеями и находками, учат вниманию и уважению друг к другу. Чтобы воспитатели всегда знали, кто находится у них в саду, ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит. В Реджио-саду организована внутренняя детская почта в виде ящичков с именами для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.
Дети, родители и воспитатели
Важная составная часть Реджио педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартия прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского сада и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.
Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.
Много творчества
Мировую известность Реджио подход получил, после того, как была организована международная выставка детских работ воспитанников садов Реджио Эмилия. Неординарность, продуманность и художественность поделок, выполненных в самых различных техниках, вызывает восхищение практически всех посетителей Реджио Эмилия. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Стоит сказать, что искусство, которому уделяется много времени и внимания, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Оно рассматривается как один из ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности - занятия компьютером, игры, конструирование, чтение и т. п.
Ателье, Реджио-Эмилия, Италия
Проектная деятельность
Педагогика Реджио Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Один из таких проектов, родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети не только знакомились с жизнью животного, но изучали каменную статую льва на площади, делали его из разных материалов. Окончательный рисунок - лев - огромен и поражает своей красотой, но за этим стоит длительный путь понимания.
Другой проект, родился из рассказа ребенка о том, что осенью он видит всегда у бабушки в деревне желтые ромашки, оказался посвященным изучению жизни этих цветов. Не всем это показалось вначале интересным: так, один мальчик захотел рисовать грузовики, а другой - астронавтов. Сначала дети (те, кто хотел) рисовали цветы по своему внутреннему представлению, так что получался известный символ цветка с расправленными лепестками, хотя настоящие цветы стояли перед ними на столе. Когда выяснилось, что изображение не совпадает с оригиналом, педагог решил, что этому простому явлению, мимо которого так легко пройти, следует уделить больше времени. Подумав, о чем можно узнать и что можно делать, когда придешь к ромашкам в гости на луг, шестеро детей и двое взрослых (остальные знали, что настанет и их очередь, и принимали участие в обсуждении) пошли к ромашкам, стали изучать их жизнь, здороваться и разговаривать с ними (головки цветов находились на уровне детских голов). Заметили, что в них обитают разные живые существа (насекомые, жизнь которых подчиняется своим законам): значит, они относятся к ромашкам не так, как мы, а как к своему дому. Выяснилось, что ромашки разного возраста, разных оттенков желтого цвета (их дети попытались сформулировать вербально: желтый-желтый, гладкий желтый, ярко-желтый и т. д.). Цвет меняется и от освещения. Форма меняется от точки, с которой смотришь На цветок. Может быть, среди цветов есть мальчики и девочки? Задумались, какова связь цветов и бабочек, цветов и паутины.
Вернувшись в детский сад, дети рассказали остальным о том, что видели, о чем думали. Теперь, когда они рисовали, то создавали уже индивидуальные портреты цветов. Став более внимательными, пофантазировав на тему, как устроено внутреннее пространство цветов, дети изображали их по-разному, стараясь не упустить ни одной мелочи. Например, среди них есть и бутоны, и некрасивые, и увядшие. Умершие ромашки - они умерли сами или умерли только их волосы? Насколько внимательно можно вглядеться в цветок? Взрослый только создает условия для разглядывания, старается растянуть этот процесс во времени, но он не должен давать свою готовую схему. Дети должны пройти путь сами, и неизвестно, к чему они придут. Иногда нужно сделать паузу, чтобы накопленная информация приняла новое качество.
Иногда дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Дети часто наблюдают за трудом взрослых и помогают им, например, в уходе за лошадьми, в сборе винограда.
Это не метод воспитания, а способ размышления о жизни, о ребенке, о знании и о способах его усвоения, нечто такое, что можно вместе создавать, но нельзя в готовом виде передать. Приводят вполне итальянскую притчу для сравнения: когда несколько художников пишут фреску, то нужно иметь терпение дождаться, когда из фрагментов сложится целое, чтобы понять, о чем оно и что это такое вообще.
Вот в общих чертах, как проходит жизнь в итальянском Реджио саду. Какие особенности вам понравились больше всего, пожалуйста, делитесь в комментариях.
" data-provider-name="YouTube">
По материалам статей и учебника «Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность».
К сожалению, в России педагогика реджио не так известна, как на западе. Она зародилась в послевоенные годы в северной Италии, в живописном местечке Реджио-Эмилия и сегодня распространена в странах Европы, а также в США и Израиле. Реджио – не просто какая-то новая педагогическая система, не теория воспитания детей или модная методика, это, скорее целое мировоззрение и определенное отношение родителей к ребенку.
Волшебная роль окружающей среды
Основатель реджио-подхода педагог Лорис Малагуцци был настоящим педагогом-новатором. Он бесконечно верил в силу творческих возможностей ребенка и говорил, что ребенку даны три учителя. Это, прежде всего, его родители, учитель, способный стать малышу со-творцом, а также – окружающий мир.
Согласно реджио педагогике мы не всегда должны вести ребенка в какие-то отношения с собой или другими детьми, то есть не всегда должны определять его коммуникации. Он самостоятелен в выборе своих отношений. Ребенок имеет право сегодня быть грустным, или замкнутым, хотеть общения, или уединения. Он может побыть один, почитать, или помечтать. И для этого в той среде, которую мы создаем для ребенка (в доме, в детском саду, или школе), у него обязательно должно быть место, где он может остаться один, если того захочет.
Вокруг ребенка стоит организовать среду, где он мог бы проявить себя в творчестве. С самого раннего детства в его окружении должно быть много разнообразных по свойствам предметов, с которыми малышу не запрещают манипулировать по его усмотрению. Ведь познавать мир нужно, пробуя!
Еще один важный момент реджио-подхода – организовывать постоянные совместные с ребенком наблюдения за окружающей средой – живой и неживой природой. Самые красочные и современные развивающие игрушки никогда не смогут заменить природу и окружающий малыша мир. Чем больше по времени ребенок занимается наблюдением, чем больше причинно-следственных связей строится в его мозгу, тем больше он имеет оснований для анализа. А это очень мощный стимул для развития его интеллектуальных способностей.
Значение проектов
Л. Малагуцци писал, что ребенок «силен, богат, могуч и сведущ». Он переполнен энергией, обладает великолепной фантазией, любопытен и поэтому может быть конструктором и творцом собственной личности. Каждый малыш наделен не только потребностью, но и правом общения с другими детьми, а также, взрослыми, которые уважают его и готовы заботиться о нем.
Малыш исследует и постигает окружающую среду самостоятельно и во взаимодействии с другими детьми. Поэтому в реджио педагогике важным компонентом является проект. Работа в проекте играет подчас главную роль. Такие проекты могут рождаться в разговорах и играх детей, могут инициироваться взрослым, но они обязательно базируются на подлинных детских интересах.
Поэтому родителю или педагогу, который хочет увлечь детей каким-то проектом, так важно вначале понаблюдать и понять – в чем проявляются истинные интересы и увлечения малыша, к чему он неравнодушен. Для этого взрослый должен побыть рядом с ребенком или группой детей, не вступая с ними в диалог. Ему нужно просто посидеть рядом, посмотреть и послушать – о чем говорят дети. Важно фиксировать ситуацию, не внося в нее собственную интерпретацию, как камера – беспристрастно. Именно такой подход дает взрослому возможность сделать верный анализ и осознать объективно интересы ребенка.
Проектный подход позволяет родителю (или педагогу) избавиться от традиционной роли «руководителя». Взрослый лишь дает ребенку инструменты, с помощью которых тот может решать возникающие проблемы – самостоятельно, или в группе.
Как привнести реджио педагогику в домашнее обучение
- Нужно относиться к ребенку, как самодостаточному, сильному, умному человеку, который имеет полное право на признание и уважение. Роль взрослого – создать для него богатую среду для развития, помочь в трудный момент и поддерживать в доме позитивную психологическую атмосферу. Позиция взрослого – соавтор и со-творец, а не руководитель и наставник. Не портьте ребенка шаблонами и стандартами.
- Дайте ребенку возможность больше контактировать с другими детьми и взрослыми. Но также уважайте его право на уединение и «настроение».
- Создайте вокруг ребенка богатую окружающую среду, насыщенную красивыми, натуральными материалами – настоящее поле для познания и творчества. Пусть материалы, которые использует малыш ежедневно, будут качественными и имеют открытое назначение. То есть важно, чтобы ребенок сам решал – для чего и как он их станет использовать. Многообразная среда – способ каждого заявить о себе, проявить свой тип интеллекта и познания этого мира.
- Задавайте ребенку больше открытых вопросов, ответы на которые не требуют выбора между «да» и «нет».
Какие из этих принципов близки вашей семье? Что откликается и хотелось бы попробовать?
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Педагогика Реджо эмилия («reggio emilia») Реджо («reggio emilia») – не теория воспитания ребенка, не методика, не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.
3 слайд
Описание слайда:
Реджо-педагогика - это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией - творец самого себя, конструктор своей личности - так полагает реджо-педагогика. Ребенок-силен, богат, могуч и сведущ,- так говорят реджо-воспитатели. И разве может быть самовоспитание чем-то иным, как не искусством сохранения и поощрения этой силы и богатства? Философию и методику для детских садов этого нового типа разработала группа педагогов под руководством Лориса Малагуцци в городе Реджо Эмилия (Reggio Emilia). Педагогика была основана на принципах уважения личности ребенка, воспитания личной ответственности и создания развивающей среды, приспособленной для реализации того вектора развития, который задается самим ребенком.
4 слайд
Описание слайда:
В Реджо Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94% детей. Система Реджо Эмилия, система Лориса Малагуцци, родилась из практической работы, а не из какого-то специального педагогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода относится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хозяйство. Поскольку отношение общественности было настороженным, приходилось документально фиксировать каждое педагогическое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают.
5 слайд
Описание слайда:
«Ребенок состоит из сотни, – писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. – У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты. – вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».
6 слайд
Описание слайда:
Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут воспитываться вместе с нормально развитыми детьми. Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего – важнейший принцип Реджо Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение; то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.
7 слайд
Описание слайда:
Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.
8 слайд
Описание слайда:
Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т.п.) и предметов для. их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т.п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия – вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении.
9 слайд
Описание слайда:
Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольного учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» – место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе и на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия.
10 слайд
Описание слайда:
Взаимодействие родителей и воспитателей – важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартии прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями.
11 слайд
Описание слайда:
Из каких же ключевых приемов строится педагогика Реджо Эмилия? 1. Работа с детьми начинается с тщательного наблюдения за ними. В детских садах педагоги внимательно наблюдают за свободной детской игрой, разговаривают с детьми о том, что их интересует, записывают все действия, высказывания, вопросы ребенка. Затем этот материал подвергается тщательному анализу, в результате которого делаются выводы об основных вопросах, которые интересуют на данный момент малыша. Пожалуй, мама лучше любого педагога знает о том, что волнует ее малыша и без труда составит для себя самой список важных для ребенка проблем, а затем сформулирует на базе их задачи и необходимые для решения этих задач навыки.
12 слайд
Описание слайда:
2. После того, как выявлены интересы ребенка, можно помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в педагогике Реджо Эмилия является проектная деятельность. Удачно выбранная тема проекта станет катализатором развития ребенка, поможет ему проявить себя во всех сферах, начиная от творчества и заканчивая развитием элементарных математических представлений. Очень важно принимать во внимание специфику проектной деятельности с дошкольниками. Она состоит в следующем: Основой проекта должен стать самый сильный, самый устойчивый интерес ребенка. У каждого малыша он свой: некоторых занимают автомобили, другие не представляют жизни без желтых пушистых цыплят. Все моменты и этапы проекта тщательно документируются. Длительность одного проекта ничем не ограничена, отличительная особенность подхода Реджо Эмилия – долгосрочные проекты. В среднем проект обычного дошкольника длится недели три, однако если ребенок очень увлечен своей темой, то можно заниматься им целый год. Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.
13 слайд
Описание слайда:
3. Особое место в этой системе отведено созданию развивающей среды (она считается «третьим учителем» ребенка). Среда должна быть организована таким образом, чтобы в ней можно было творить, экспериментировать, получать самый разнообразный сенсорный опыт. Это значит, что у ребенка должен быть рабочий стол для проектов, место для подвижной игры, сцена для выступлений. Развивающая среда педагогики Реджо Эмилия не предполагает готовых игрушек, зато в ней есть всевозможные инструменты, удобные для ребенка (молотки, лобзики, напильники), всевозможные материалы (даже камни, кирпичи и цемент), приспособления для творчества. Много времени отведено на создание игрового материала из старых вещей. Большое внимание уделяется красоте среды, окружающей ребенка. Считается, что красивые вещи и порядок в этих вещах способствуют не только эстетическому, но и общему развитию ребенка.
14 слайд
Описание слайда:
Жизнь дошкольного учреждения подчиняется определенным принципам, затрагивающим область прав ребенка и взрослого. Исходный пункт: ребенок – продукт и наследственности, и окружающей среды. Он не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок – не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.
15 слайд
Описание слайда:
Детский сад – это место, где могут осуществляться права детей. Он не должен отчитываться перед родителями за то, что сделано для детей, но очень важно, чтобы родители имели как можно более полную информацию обо всем, в чем участвует их ребенок и как он ведет себя в детском саду. Недостаточно осуществить деятельность, чтобы сказать, что ребенок чему-то научен. Важны его рассуждения о самой деятельности, осознание того, что происходит с ним. Творческое и индивидуальное изучение действительности должно быть и у взрослого, и у ребенка. Дети учатся не только у нас, но и через множество других влияний. В Реджо Эмилия считают, что учить ребенка можно только тому, чему он сам хочет научиться. Есть тысячи гипотез о действительности, тысячи способов провести проект; обсуждение проекта проходит как бы на песке, а сам проект как бы вырубается в скале; но пока мы выбираем один (из тысячи) вариант, мы гибки в выборе каждого последующего шага.
16 слайд
Описание слайда:
Пожалуй, главным достоинством этой методики раннего развития является то, что взрослые и дети выступают в ней в качестве равноправных исследователей и коллег по общему делу. Это очень важный опыт, который необходим для воспитания солидарности и умения работать в команде.
Дошкольное образование в Реджо-Эмилии достойно отдельной главы в учебнике по педагогике. Реджо-Эмилия – небольшой городок в Италии. Именно здесь совместными усилиями родителей и муниципалитета возникла целая педагогическая система, которая в 1991 году была признана международными экспертами лучшей для работы в детских образовательных учреждениях. Сегодня дошкольное образование, зародившееся в Реджо-Эмилии, можно встретить во многих продвинутых странах мира: Израиле, США, Великобритании.
Рождение на свет методики Реджо-Эмилия
Название методики происходит от названия итальянского города Реджо-Эмилия, и своим появлением она обязана послевоенному периоду: в начале шестидесятых годов вопрос о воспитании нового поколения, пережившего потерю родных и ужасов войны, стал наиболее актуальным.
Итальянцы, однажды «переболев» фашизмом, начинают задумываться: как можно избежать тоталитаризма? Как можно вырастить свободных личностей, не боящихся размышлять, исследовать, творить? Выход один, по мнению продвинутых деятелей образования: сделать детей правоправными членами общества.
Во главе нового подхода стал директор образовательных программ в городе Лорис Малагуцци. В своих идеях он опирался на великих мыслителей дошкольной педагогики, в числе которых и Мария Монтессори.
Сам себя Лорис Малагуции называл «провокатором в вопросах детства». При этом, он говорил: «провокаторы лишают граждан покоя, баламутят и указывают на недостатки. Так и дети — не дают нам покоя своми проблемами, но прежде всего своими способностями и своей поэзией».
В воспитании ребенка к обычным участникам процесса: родитель/воспитатель и само дитя, — добавляется окружение. Окружающая среда является по сути «третьим воспитателем».
Основополагающей является мысль о праве всех детей, вне зависимости от физических данных и социального происхождения на воспитание и образование.
Философия Реджо-Эмилия
Философия Реджо-Эмилия строится на следующих постулатах:
- Ребенок — это человек, а каждый человек заслуживает уважения.
- Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
- Дети учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде.
- Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где можно исследовать его.
- У детей должно быть много путей и средств заявить о себе (драматизации, музыка, пение, фотография, танцы, конструирование, беседа и т.д.)
Детский сад Реджо-Эмилии на практике
Одним из приоритетных направлений в реджо-воспитании является проектная деятельность. Детей не пичкают готовыми знаниями, авторами и инициаторов проектов являются в большинстве своем сами дети. Именно их мнение и интересы учитываются при разработке программы обучения.
Все проекты, которые получаются в результате деятельности ребенка или его взаимодействии со взрослыми (родителями и педагогами), документируются: записываются на файлы, фотографируются. Впоследствии работы обсуждаются. Документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым, поразмышлять уже потом над тем, что они сделали, почему было важно заняться этой темой, а не другой. Проект может длиться сколько угодно: важен не конечный продукт, а процесс работы над ним. Реджо-Эмилия — это место для совместных опытов и открытый.
Реджо-Эмилия не похожи ни на что, их дизайн уникален. Архитектура здания положена во главу общения всех участников воспитательного процесса: родителей, детей и воспитателей. Главные принципы – это комфорт и открытость. Атмосфера здесь далека от дошкольно-учрежденческой. Она, скорее, напоминает дом с его специфическими запахами и милыми находками в интерьере – коллажами на стенах, фотографиями и рисунками, сделанными самими детьми.
Ключевое место — открытое пространство piazza, где дети могут сидеть на полу и обсуждать с воспитателями новый проект. «Открытой» является и кухня. Шеф-повар готовит еду на глазах у всех: родители могут зайти, поинтересоваться рецептом блюда. Дети же частенько забегают на кухню и принимают непосредственное участие в приготовлении обеда.
В коридоре установлены диванчики, на которых родители могут обсудить с воспитателями волнующие их вопросы.
В каждом саду Реджо-Эмилии часть пространства отведена под «ателье» — место, где дети могут проявить свои творческие данные. Для этого в свободном доступе находятся различные кисточки, краски, мелки – все, что необходимо для создания поделок.
Имеется в саду и «тихая комната» — здесь дети не обязательно спят. Они могут просто лежать с книжкой и расслабляться.
Характерны для реджо-cадов зеркала различных форм, почтовые ящики, лайтбоксы, костюмерные. Все эти атрибуты призваны помочь детям познать свое «я», примерить на себя другие роли, прочувствовать суть вещей и явлений. Игрушки, собранные в группе – это, скорее, материалы и инструменты для самореализации ребенка: кисти, ножницы, шурупы, винтики, бумага.
Учителя в садах являются не старшими наставниками, а соавторами, сотворцами. Взрослые не дают готовых ответов детям. Все, что они могут сделать – это простимулировать их интерес. В процессе общения с детьми они также учатся, открывают для себя что-то новое, развиваются. Способствуют этому и постоянное повышение квалификации педагогами: посещение семинаров, курсов по искусству и керамике, музыке и т.д.
Родители принимают активное участие в воспитании детей. Им подробно рассказывают программу, они в курсе всех проектов и придерживаются методики воспитания и дома.
Вспомнив фильмы итальянского неореализма, можно представить себе, в какой обстановке возникли в первые послевоенные годы в городе Реджио Эмилия в Италии детские сады и ясли, признанные сегодня лучшими в мире. Родители сами построили помещения для детей, а молодой педагог Лорис Малагуцци, приехавший в 1946 г. на велосипеде посмотреть, как продвигаются дела в коммуне, и решивший сделать осмысленным и счастливым детство детей, остался здесь до своей смерти в 1995 г. и основал новую педагогику для младшего возраста. Без ссылок на его имя невозможна теперь ни одна статья по дошкольному воспитанию в международном журнале. Сейчас провинция Эмилия Романья -достаточно процветающий край, в котором развиты сельское хозяйство и крупная промышленность, но прежде всего мелкая и средняя индустрия.
Название «Реджио Эмилия» должно быть знакомо поклонникам «Грамматики фантазии» Джанни Родари: именно здесь он проводил свои эксперименты по придумыванию с детьми сказок. И другие знаменитости не обошли эти места стороной: профессора математики, филологии, истории, издатели, поэты, архитекторы, режиссеры (в числе последних - Юрий Любимов) приезжают сюда, чтобы поиграть с воспитанниками Реджио Эмилия. Выставки детских работ объехали весь мир. Чтобы принимать всех желающих ознакомиться с педагогикой, была организована специальная служба. Сейчас в провинции функционируют краткосрочные и долгосрочные курсы, готовящие специалистов, и проводятся семинары, позволяющие приверженцам обмениваться опытом. Серджо Спаджиари и Веа Векки продолжают дело Лориса Малагуцци. Опыт Реджио Эмилия не поддается буквальному переносу в другую культуру, в другие условия, к другим людям. Вырастая и складываясь постепенно в определенное время и под знаком личности Л. Малагуцци, он может быть усвоен и переработан, но повторить его можно, только изменив, приспособив к своим нуждам и создав творческий, постоянный, слаженный коллектив взрослых, заинтересованных в этом типе работы с детьми.
Чтобы более глубоко понять значение этой педагогики, следует знать, что в Реджио Эмилия много дошкольных учреждений: 47 % из них коммунальные, 34 % - католические (в Италии в целом -30%), 13% - государственные (в Италии в целом - 50%) (ос-
ильные частные или акционерные). Традиционная итальянская семья, где сосуществуют многие поколения, в чистом виде - анахронизм. Наиболее часто встречаются семьи из отца, матери и одного, редко двух детей. В области Эмилия Романья (столица - Бо-юнья) нет безработицы (оба родителя работают), нет миграции, пгт прироста населения. Сильно влияние коммунистической партии. Рождаемость в Италии вообще сейчас самая низкая по сравнению " 11 всеми предшествующими временами. Женщины (они составляют большинство персонала дошкольных учреждений) в Италии имеют право на пенсию после 20 лет работы. Дети живут с родите -1ями вплоть до 30 лет, связь между поколениями прочная, конфликтов между поколениями не наблюдается. Официально браки часто не заключаются. Обряд по католическому закону если и происходит, то достаточно поздно, когда люди прожили вместе мно-i о лет, и то в редких случаях. Это не мешает тому, что фактически i у шествующие семьи включены в плотную и прочную сеть род-II венных отношений, старики живут близко к молодым, все друг другом часто и активно общаются, а бабушки присматривают за младенцами. Путешествуют мало, обычно внутри Италии. Ребенок - это как бы предмет роскоши, которого красиво одевают, которым забавляются, но собственно детскую жизнь ему не обеспечивают (в системе дошкольного воспитания, созданной Л. Ма-"кпуцци и его последователями, это не так). В Италии очень короткий послеродовой отпуск для матери, после которого женщины идут работать, а детей отдают в ясли, принимающие воспитанников от 0 до 3 лет. Вообще, в Италии школьная система зависит от жономических возможностей коммуны. Частные школы часто организуются духовными братствами, например братьями-монахами или сестрами-монахинями. Специальной подготовки к школе нет, однако много детских садов для детей 3 - 5 лет, где используются элементы метода Монтессори. В основной школе дети учатся с б до I б лет.
В Реджио Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94 % детей. Система Реджио Эмилия, система Лориса Малагуцци, роди-лась из практической работы, а не из какого-то специального педагогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без
коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода относится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хозяйство. Поскольку отношение общественности было настороженным, приходилось документально фиксировать каждое педагогическое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают. Однажды в течение недели препода-
вание велось прямо в центре города, в колоннаде театра и парке, чтобы сделать метод открытым для всех. На следующий год за основу работы была взята история Пиноккио. Проникнувшись идеями Пиаже, Малагуцци и его коллеги начали экспериментировать с преподаванием математики и абстрактных понятий, что было новым для Италии. В конце 60-х годов детские сады, созданные по инициативе родителей, стали муниципальными и получили, таким образом, финансовую поддержку коммуны. Постепенно приходило признание, хотя нужно было бороться за право на существование с церковными кругами. Сегодня детские сады являются местом, где взаимодействуют воспитатели, дети и родители, и их связи разнообразны, обширны, подкреплены информацией, передающейся как бы «на ста языках» - всеми возможными способами. Дух кооперации, соединение индивидуальных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обучения, разнообразные типы отношений с окружающим миром и внутри детского сада составляют суть философии Реджио Эмилия. В разные годы на нее оказывали воздействие различные психологические и педагогические теории, а также обмен опытом с другими детскими садами и реакция общественности на работу Реджио Эмилия.
«Ребенок состоит из сотни, - писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. - У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты - вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».
В 60-е годы детские сады были в основном католическими и частными, теперь появилось еще и много коммунальных. Нужно было весьма аргументированно доказывать, что избранный педагогический путь не только имеет право на существование, но и является хорошей альтернативой традиционному, прежде всего религиозному воспитанию. В частности, отсюда родилась идея «документирования»: регистрации всего, что делают и говорят дети. Накопленный за 50 с лишним лет материал - уникальное собрание документов детства. В тот момент, когда в Реджио Эмилия начали создаваться детские сады, в области отмечался прирост насе-
пения, происходил всплеск женского движения, а строительство it организация общественного дошкольного воспитания вызывали общий энтузиазм и желание работать безвозмездно. Участвовали вообще все взрослые, а не только родители детей, поскольку они возлагали надежды на будущее поколение.
Большинство дошкольных учреждений в Реджио Эмилия было построено в середине 70-х годов, и теперь в старинном городе с населением в 130 тыс. жителей 22 детских сада (для детей 3 - 5 лет) и 13 яслей (для детей 0 - 3 лет), работающих по этому методу. Желающих поступить слишком много, и они должны выдержать эк-чамен. Без экзамена берут только детей с недостатками развития и детей из неполных семей. Плата за пребывание в детском саду такая же, как в обычных детских садах (исчисляется в зависимости от доходов и расходов каждой семьи). Воспитатели получают обычную для Италии зарплату.
Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут воспитываться вместе с нормально развитыми детьми. Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего - важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых. Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,
Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулировать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (связанные с воображением) процессы и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.
Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия - вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду. В детском саду детей кормят завтраком, обедом и ужином. Для разных возрастных групп это возможность встретиться вместе в одной столовой. Общим местом для игр является и внутренний двор в помещении, и прогулочный участок.
Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольного учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» -место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети
могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе п на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все нрсмя наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале - большие игровые элементы ироде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для ютского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шерша-in.ie, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для и: гей ясельного возраста.
Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть шла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на ггол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к но-кому.
У каждой возрастной группы есть одна большая классная комната; библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки; мини-мастерская; туалет, где есть умывальники. Часть душевой оборудована для игр с водой. Кроме того, на весь детский сад есть одна большая мастерская, где каждый день работает художник-ательерист. Первоначально у каждого художника была своя специализация (глина, куклы и т. п.), но постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.
В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями; матрасы; двух-> гажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.
По возможности все разговоры и действия детей записываются па магнитофон или протоколируются, фотографируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей вывешиваются на стендах и просто в помеще-
нии. Архив ведется с самого основания, совершенствуются только сами способы фиксации. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.
Кроме того, есть общий педагогический центр, где работают педагоги, каждый из которых курирует по 4 - 5 учреждений. Они не участвуют в работе с детьми, но работают с персоналом, бывая в детских садах или яслях минимум раз в неделю. Они же организуют курсы повышения квалификации для своих педагогов и семинары для чужих. Постоянное общение, слушание специальных лекций, разбор документации - факторы, позволяющие формировать профессиональных педагогов.
Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. Персонал выходит на работу раньше детей и уходит позже, отпуск составляет полтора месяца. В каждом детском саду 3 - 4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. Все воспитатели имеют высшее университетское образование (6 лет обучения) в отличие от обычной практики, не требующей особенной подготовки от сотрудников дошкольного учреждения. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.
Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети бывают вместе только один раз в день: на утренней беседе в 9.00 - ассамблее или форуме, когда дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Всех детей приводят почти одновременно, и момент встречи очень важен. Каждый ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит, так что воспитатель все-
гда знает, кто здесь, а кого уже забрали родители. В детском саду
есть внутренняя детская почта: ящички для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.
Важнейшее условие успеха - четкая работа всех участников педагогического процесса. Так, никто из воспитателей не отвлекается на посторонние дела в течение того времени, что находится с детьми: 31 час в неделю в группе; 4,5 часа на обработку документации, беседы, планирование, собрания; 0,5 часа на подготовку ма-териалов и организационные моменты (всего 36 часов в неделю). Правда, многие воспитатели остаются на работе больше своего положенного рабочего времени: этого требует вдумчивое осмысление происходящего в детском саду.
Взаимодействие родителей и воспитателей - важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще
более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хар-111И прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского саца и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.
Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.