Присоединяемся к обращению благотворительного фонда «Подари Жизнь» к детским аниматорам и организаторам детских праздников! Вы можете порадовать больных детей своими веселыми играми, фокусами и творческими мастер-классами!
Команда проекта «Снова Праздник»
Вот текст письма:
Дорогие артисты! Наши дети проводят в больницах месяцы и даже годы. А на время химиотерапии им неделями запрещено выходить из своей палаты. Ребятам невероятно скучно и одиноко. В связи с этим, вот уже не первый год мы стараемся устраивать праздники в отделениях для детей-пациентов, т.к. успех лечения во многом зависит от психологического состояния. Не поверите, но после визита артистов у детей не только повышается настроение, но и улучшаются медицинские показатели!
В рамках благотворительной программы организации развлекательных мероприятий для детей-пациентов, подопечных Фонда «Подари жизнь», мы хотим предложить Вам выступить с программой в наших подопечных больницах.
Продолжительность мероприятий — 30-60 минут.
Подопечные больницы:
- РНЦРР (м.Калужская) проведение мероприятий возможно в будние дни с 16:00 до 17:30; 10-20 детей от 5 до 12 лет
- МОРОЗОВКА (м.Добрынинская) проведение мероприятий возможно понедельник-четверг с 10:00 до 12:00; 20-30 детей от 0 до 18 лет
- МООД Балашиха проведение мероприятий возможно в будние дни с 10:00 до 13:00; 10-20 детей от 3 до 15 лет
- НИИ Нейрохирургии им.Бурденко (м.Маяковская) проведение мероприятий возможно в будние дни с 16:00 до 20:00, выходные с 10:00 до 20:00; 20-30 детей от 3 до 18 лет
- БОТКИНСКАЯ больница (м.Динамо) проведение мероприятий возможно в выходные с 16:00 до 18:00; 5-10 человек от 14 до 25 лет
- РДКБ (м.Юго-Западная) проведение мероприятий возможно в будни с 11:00 до 19:00; 5-15 детей от 3 до 15 лет
- ФНКЦ (м.Юго-Западная) проведение мероприятий возможно в будни с 17:30-19:30, суббота с 13:00 до 19:00, воскресенье с 16:00 до 19:00, 30-50 детей от 3 до15 лет
Сценарий для детей. Рассчитан на среднюю группу детского сада, или старшую группу. Зрителями могут быть как родители, так и дети других групп. Данный сценарий не требует большой подготовки и легок в исполнении.
В зале появляется доктор Айболит и медицинская сестра, можно использовать на выходе музыку из мультфильма.
Медсестра:
— Добрый доктор Айболит
Всех согреет, исцелит,
У кого чего болит,
Тот про то и говорит.
(Доктор усаживается за столик, медсестра готовит все к приему пациентов. Первый пациент заходит с перевязанной щекой, у него болит зуб.)
Медсестра:
— Заходите в кабинет,
Сколько вам скажите лет?
— Ой, ой, ой, мне шесть лет.
(Медсестра все записывает в журнал.)
— Расскажите, что болит?
— Ой, спасите Айболит,
У меня так зуб болит,
Что терпеть я не могу,
И от боли закричу.
Ой, ой, ой.
— Чистишь зубы по утрам?
— Иногда.
— Чистишь их по вечерам?
— Никогда.
— Конфеты ешь ты целый день?
— Да, да, да.
— А вот за зубками следить,
Тебе конечно лень!
Открывай скорее рот. Вот!
— Вот твой зубик небольшой,
Диагноз очень точный,
Зубик был молочный!
(Показывает зубик на ниточке, можно нарисовать большой картонный зуб и привязать его на ленточку. Больной радостно подпрыгивает.)
— Ну, спасибо Айболит,
Ничего ведь не болит!
Добрый доктор Айболит,
Всех согреет, исцелит.
(Следующая заходит девочка с плюшевым медведем на руках.)
Медсестра:
— Заходите в кабинет, сколько Мишке будет лет?
— Пару месяцев назад,
Мне его купил мой папа,
Было весело играть,
Только оторвалась лапа.
— Это дело поправимо,
Мишке лапу мы пришьем,
Будет снова он красивый,
Только береги его!
(Айболит пришивает медведю лапу.)
— Добрый доктор Айболит,
Всех зверушек исцелит!
Ах, спасибо вам большое,
Разрешите в этот миг,
Танец с Мишкой подарить.
(Выходят еще четыре или больше девочек. Они исполняют танец с мягкими игрушками, под конец танца в зале появляются пираты. Звучит грозная музыка и пираты окружают доктора с медсестрой.)
— Ха, ха, ха, мы теперь здесь главные!
— Да, да, да, мы пираты славные!
— Будут все теперь болеть,
— Будут сильно нас просить,
Айболита отпустить!
— Айболита не отпустим,
Ведь у нас в карманах пусто!
— Будут все нам дань платить,
За то, что б доктор мог лечить!
(Пираты на радостях устраивают пир, они приносят котел (нарисованный картонный) и повар начинает готовить.)
— Что пиратушкам приготовить?
Может кашу или суп,
Положу в котел приправу,
И нарежу мелко лук.
Кину я в котел картошку,
Сахара насыплю ложку,
Получилась ерунда,
Ну, пусть варится еда!
(Пираты тем временем танцуют с пустыми чашками и ложками. Методично постукивая во время танца то по чашкам, то друг другу по ложкам. В конце танца, все пираты выстраиваются в очередь к повару. Повар раздает кашу и утаскивает котел за дверь. Пираты после такого обеда хватаются за животы и стонут от боли.)
— Добрый доктор Айболит,
Нам скорее помоги....
Все пираты (вместе):
— Добрый доктор Айболит,
Нам скорее помоги...
— Вы должны пообещать,
Никого не обижать.
Все пираты:
— Обещаем!
— Больше никого не грабить,
И со всеми мирно ладить.
Все пираты:
— Обещаем!
— Медсестра, готовьте стол,
Будем делать им укол.
(Медсестра выносит огромный шприц, и ставит ширму. Пираты заходят по очереди за ширму, оттуда раздается громкое «Ой» и с другой стороны выходят приличные мальчики, без пиратских атрибутов.)
Медсестра:
— Добрый доктор Айболит,
Всех согреет, исцелит,
Приходите к нам лечиться,
Есть для этого больница,
Здесь всегда помогут вам.
Мальчики все вместе:
— Слава, слава, докторам!
(Мальчики берут за руки девочек и все дружно встают в хоровод. Все вместе они двигаются по кругу и поют песенку на мотив «В лесу родилась елочка».)
Все вместе:
— И девочки и мальчики,
Все ходят к докторам,
Должны мы быть здоровыми,
И радовать всех мам,
Должны мы быть здоровыми,
И радовать всех мам.
Лечиться не боимся мы,
Здоровье всех важней,
Хотим быстрее вырасти,
Стать крепче и сильней,
Хотим быстрее вырасти,
Стать крепче и сильней.
По этому сегодня мы
Собрались дружно тут,
Сказать спасибо доктору,
За ваш нелегкий труд,
Сказать спасибо доктору,
За ваш нелегкий труд.
Лечение в больнице не просто не повод отказаться от праздника по случаю дня рождения - это повод устроить самое незабываемое торжество! Тем более, что волонтёры нашего фонда в этом непревзойденные мастера!
Вариантов веселья в больнице, казалось бы, не так уж и много - строгая диета не позволяет угоститься тортом, четыре стены палаты не вместят гостей из родного города, а режим стерильности не позволит устроить праздничную "вылазку" на природу. И тем не менее в эти выходные в Российской детской клинической больнице (РДКБ) и в Центре детской гематологии им. Димы Рогачева (ФНКЦ ДГОИ) состоялись три лучших дня рождения на свете!
В отделении гематологии и химиотерапии Российской детской клинической больницы день рождения отметили две именинницы: одиннадцать лет исполнилось Насте Селезневой и восемь - Алисе Бессоновой. Девочки сейчас получают химиотерапию - это значит, что они не могут даже выйти в коридор отделения. Не беда! Волонтеры с мастер-классом по декупажу чайных домиков пришли к ним прямо в палату.
Настя для декорирования своего домика выбрала золотой цвет: подобрали оттенки материалов, красок, придумали разные техники - дом получился зимним и очень волшебным. После мастер-класса Настя заявила гостям: «Я не могу на него налюбоваться».
Подарили нам Лего-friends, - сказала мама Насти. - Настя любит конструкторы и очень ждала именно этот подарок. И, несмотря на то, что этот набор большой, Настя уже собрала его: сейчас мы на блоке химиотерапии - ей надо как-то отвлекаться.
Следующая именинница, Алиса, ждала гостей в красивом платье и с прической. Делала Алиса все самостоятельно, и ее домик получился весенним, розово-фиолетовым.
Алиса немного устала, но это была приятная усталость, все-таки праздник получился. Подарили ей конструктор, и мы его уже собрали. А вообще Алиса постоянно чем-нибудь занимается, рисует, волонтеры к нам приходят - времени грустить не оставляют.
А в этом же время прямо через дорогу, в Центре детской гематологии имени Димы Рогачева , состоялся еще один очень важный праздник: совершеннолетие в больнице отмечала Аня Алешкина.
Аня очень переживала, что 18-летие пройдет в четырех (да каких!) стенах. Поэтому мы приложили все усилия, чтобы день получился счастливым.
Поздравления девушке начали поступать еще по времени ее родного Владивостока. С утра по времени московскому к девушке в палату пришли визажист и мастер по маникюру - Аня надела красное платье, шляпку и пошла встречать своих московских друзей, которым врачи разрешили приехать на день в больницу. Днем девушке устроили праздничную фотосессию, но главный сюрприз ждал её вечером.
Волонтеры фонда и наш координатор Юлия Болейнингер, которая все придумала и организовала, привели Аню на вертолетную площадку Клиники. Ну, а что ещё делать на вертолётной площадке, как не выпускать в небо восемнадцать шаров и задувать свечи на праздничном торте? Кстати, торт для Ани специально приготовили в пищеблоке больницы!
Родители и друзья рядом, волонтеры и фотограф...Потрясенная именинница не скрывала эмоций. Но на этом сюрпризы не закончились: Аню ждало видеопоздравление от ее любимого актера Константина Хабенского.
То внимание, которое нам уделили - это самый лучший подарок, какой только можно представить, - рассказала мама Ани. - На следующий день после праздника мы еще раз все вспомнили, посмотрели в интернете спектакли Константина... Несмотря ни на какие обстоятельства, совершеннолетие Ани вышло чудесным!
Мы в свою очередь восхищаемся и благодарим всех волонтеров и сотрудников фонда, которые придумывали и организовывали эти незабываемые праздники.
В Федеральном институте развития образования (ФИРО) прошел семинар для всех желающих под названием «Праздник или действие? Немедицинская помощь детям в больницах». Эксперты обсудили, как создать настоящий праздник для больных детей. Оказывается, для этого главное – не прийти в качестве клоуна в больницу, надуть шариков, показать фокусы и рассказать серию банальных шуток около елки. Это не настоящий контакт, а лишь его имитация, не то, что действительно нужно больным детям, считают эксперты. К сожалению, многие волонтеры думают, что детям нужно именно это, а не кропотливая, в чем-то занудная работа.
В начале семинара всех пришедших попросили немного рассказать о себе и выбрать «либо действие, либо праздник». Как оказалось, многих из собравшихся думают о том, чтобы начать помогать больным детям в качестве волонтеров, другие – уже занимаются этой деятельностью и хотят больше узнать по теме. Из альтернативы «праздник-действие» кто-то из пришедших выбирал праздник, кто-то действие, а кто-то наотрез отказывался разделять эти понятия, объясняя это тем, что «праздник должен перерасти в действие». Наиболее правильный ответ давали люди с психологической подготовкой, понимая, что альтернатива эта искусственная.
Эксперты объяснили, чем было вызвано такое начало семинара. Они намеренно разделили эти понятия, чтобы ярче обозначить проблему, с которой они сталкиваются: иногда волонтеры считают, что именно праздник и только он нужен больным детям. «Праздник это ярко, это красиво. Во время его мы выводим детей на реагирование, на интерактив», – рассказал о своей деятельности в качестве больничного клоуна Константин Седов , руководитель АНО « ». Однако, по его мнению, часто праздник – это лишь первый этап для начала взаимодействия и повод познакомиться. Невозможно удовлетворить потребности ребенка, приходя всего лишь раз в месяц или раз в квартал и неизменно принося подарки и проводя конкурсы. 12 Дед Морозов со Снегурочками в год не сделают для ребенка того, что может дать регулярная деятельность, например, еженедельные уроки английскому языку, которые раз в месяц просто не имеют смысла. «Столько Дед Морозов – это на грани патологии для ребенка. Они все время могут ожидать, что сейчас Дед Мороз придет и принесет подарки, придет один, придет другой и т.д.», – рассказывает эксперт, добавляя, что после всех пришедших пиратов, космонавтов и индейцев наступают будни. И тут уже нужен регулярный уход и забота.
Как рассказала Елена Базанова , координатор психологической службы проекта «Волонтерский уход в больницах » БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», первая заявка, с которой многие люди приходят в проект, – это желание подарить детям праздник, радость, встретиться и пообщаться с больными детьми, запустить с ними в небо шарики или фонарики. «Новички-волонтеры иногда думают, что готовы общаться с детьми. Однако ребенок без ласки часто реагирует особенным образом, он может быть очень болен и ему не до этого, а волонтеры могут быть не готовы к этому», – говорит Елена Базанова. Она считает, что праздничный настрой иногда преграждают волонтерам настоящий контакт, который и нужен детям. «Праздник помогает установить контакт. Например, вы сходили в кино, теперь есть, что обсудить, а дальше из этого может что-то развиться», – приводит она пример из жизни.
Позитивным следствием праздника является возможность установить контакт с больницами. Когда волонтеры впервые приходят к ним с предложениями о помощи, часто слышат отказ, что ничего не надо. «Праздник сделайте и отстаньте», – описывает Константин Седов отношение, с которым в больницах встречают волонтеров. Однако после знакомства, уже завязав контакты и войдя в систему, можно начинать помогать учреждению на более регулярной основе, говорит Елена Базанова. И тут уже начинается основная работа. По ее словам, больницы часто негативно на первых порах реагируют на волонтеров, потому что боятся показать огрехи в своей системе, открыто признать, что им не хватает нянечек и другого персонала..
Константин Седов в свою очередь обратил внимание на то, что и во время праздников, и в будничной деятельности волонтерам необходима в целом профессиональная подготовка. Он привел в пример случаи, когда волонтеры приходят с желанием общаться, но как делать это с годовалым ребенком не знают и вообще не соблюдают правила больницы по поводу санэпидемнорм. Они просто не задумываются об этом. Они хотят устроить праздник, а их просят помыть полы или съездить за лекарствами, однако волонтеры воспринимают это в штыки, ведь не для такой работы они пришли. «Человек соглашается, как будто одолжение делают». Или бывает, что неумелые волонтеры обещают после праздника ребенку еще раз прийти, но не держат своего слова, а у него потом начинается истерика. И успокаивать его должны будут врачи.
Именно поэтому, по мнению эксперта, и нужен в том числе закон о волонтерской деятельности, который может обязать людей проходить обучение и только потом работать с детьми. «Мы учим клоунов не обещать конкретную дату прихода», – говорит Седов, добавляя, что сравнить приход клоунов в больницу можно с прилетом Карлсона, существа с другой планеты. Поэтому и надо учиться, как взаимодействовать с больничным миром и как проводить праздники.
При этом, по его мнению, стоит учитывать, что Карлсон прилетает в данном случае в больницу, к больному ребенку. Бывает, что обычные шутки не действуют и ребенок вообще не хочет общаться. Из этой ситуации Константин Седов предлагает выпутываться нестандартными методами: например, лечь рядом на больничную койку с ребенком или каким-то иным нестандартным образом пробудить его интерес. Константин не раз сам попадал в такие ситуации.
Ближе к концу семинара эксперты попросили собравшихся участников нарисовать картинки, на одной из которых был бы изображен праздник, а на второй – самое радостное событие из детства. И если на первом рисунке часто встречались флажки, шарики, фейерверки и прочие традиционные атрибуты праздника, то на второй — глубоко личные переживания из детства, более персонифицированные картинки. И на них уже были не флажки и гирлянды, а какие-то обычные вещи из повседневной жизни. Поездка на море, совместное приготовление картошки с родителями, семейные путешествие и так далее. По мнению экспертов, этот опыт свидетельствует о том, каким на самом деле должен быть праздник, что настоящую радость могут приносить обычные, вполне будничные вещи. Поэтому не обязательно приводить профессиональных оперных певиц в больницы или оркестры, во многих случаях гораздо большую пользу принесет искренний интерес волонтера к ребенку и желание помочь ему в социализации.
Мамы знают: в четырех стенах медучреждения дети быстрее не выздоравливают – хандрят от неподвижности и дефицита любви близких. В больнице ребенок оторван от семьи, привычного круга общения, образа жизни. Грустно, но переносимо. Но есть вещи, которые опасно терпеть – например, когда больничная хандра переходит в госпитальный синдром.
Заберите меня отсюда!
Каждый второй родитель, пожалуй, бывал в такой стрессовой ситуации. Представьте, что ваше болящее чадо печально машет ладошкой из закрытого больничного окна, другой пятерней размазывая по лицу крупные слезы: отделение закрыто, в здании карантин, в палату не пускают, – а вы стоите за стеклом в полном бессилии и болью в сердце от этого зрелища. Правда, вы как разумные мама с папой прекрасно понимаете: нельзя прерывать лечение, поэтому забрать свое дитя домой нельзя, попасть к нему – тоже, остается стиснуть зубы и ждать выписки.
Правда, взрослые аргументы не действуют на малышей, запертых в душном больничном пространстве. Ведь в больнице, невзирая на недомогание, от них требуют чересчур много – строго соблюдать режим дня и гигиены, не плакать во время процедур, терпеливо переносить все врачебные манипуляции и покорно принимать далекую от домашней прелести больничную еду… Одним словом, быть душевно сильными, когда душевных сил не хватает, а одиночество и уязвимость переживаются очень остро.
Больничный стресс для ребенка, особенно домашнего – это вполне нормально, тем более, если его основное заболевание серьезное, и он вынужден провести в палате без родителей не неделю и не две, а несколько месяцев. Важно не упустить опасный момент, когда стресс может перейти в синдром, а он, в свою очередь, стать сопутствующим диагнозом.
Опасная «безмамность»
Как появляется больничный (госпитальный) синдром, в чем его причина и чем он опасен? Специалисты определяют детский госпитализм как целый спектр психологических и физических нарушений, главная причина которых не так очевидна.
Оказывается, что это вовсе не страх перед злой медсестрой и уколами или боязнь дисциплины. Это оторванность ребенка от мамы . Эту связь в отношении состояния маленьких пациентов, длительно находящихся в больнице, установил психоаналитик Рене Шпиц еще в 1945 году, он же ввел понятие госпитального синдрома.
Особенно серьезно он проявляется у малышей до трех лет, у которых «пуповина с мамой» еще очень крепкая – малыш и мать тесно связаны
и душевно, и физически, а вот своих адаптационных ресурсов у ребенка пока маловато.
Чем меньше ребенок, тем чаще в его взрослении происходят возрастные кризисы, которые в обычных условиях развития (дома с родителями) он благополучно перерастает. Но если такой кризис – трех, семи лет, подросткового пубертатного возраста – (или напротив, сензитивный период – благоприятное время для развития умений и навыков) приходится на время в больнице, то ребенок может переживать сильные психологические перегрузки. А значит, так и жди «подарков» на фоне неустойчивых эмоций: капризов и слез, нервных срывов, плохих сюрпризов в поведении и даже торможения в развитии .
Все эти проявления – яркие признаки депривации (большой неудовлетворенности в общении, родительской ласке и дружеском тепле). Без любви, заботы, понимания и ежедневных эмоциональных контактов с мамой малыш не чувствует себя в безопасности и теряет почву под ногами.
«Оторвали от груди»
У состояния есть и крайние проявления (изоляция и сепарация ). Страдание без мамы на профессиональном языке называется сепарацией и наступает при длительном нахождении дитя без матери. А когда ребенок лежит один в палате из-за неустановленного инфекционного диагноза почти в полной изоляции, изредка видя не очень-то разговорчивых медработников, он может замкнуться и иногда даже перестает говорить, теряет аппетит и интерес к жизни. Оказывается, что синдром Маугли (полное отсутствие коммуникации у детей) имеет схожую природу.
Научно доказано и обосновано, что тесный контакт с матерью очень многое дает для правильного психического развития малыша . И что больничный синдром у детей младенческого возраста по своим проявлениям очень сильно напоминает то, что переживают малыши в детском доме – синдром сиротства .
И вот наглядный пример. До полугода младенцы без попечения родителей развиваются обычно. Но потом происходит нечто, с медицинской точки зрения необъяснимое: развитие приостанавливается, навыки малыша словно бы угасают. Дети перестают гулить и ползать, сидеть и улыбаться, они часто в плохом настроении – вялые или наоборот гиперактивные, брыкаются, сучат ручками и ножками, теряют сон и аппетит и стремительно теряют хорошо набранный вес.
Младенцы без мам позже своих домашних сверстников начинают стоять и ходить, произносить слоги и первые слова. Они агрессивно реагируют на предложение пообщаться, долго не справляются со своей гигиеной, не знают, что делать с игрушками, а вместо первого слова «мама» произносят междометия или слова-требования. Высшие эмоции на всю жизнь остаются у них недоразвитыми – дети без мамы испытывают проблемы в общении, затрудняются, когда нужно кому-то сопереживать и сочувствовать.
Надолго оставленные без матери дети грудного возраста в больнице имеют схожие проблемы. Их развитие начинает давать сбои. Но, что удивительно, как только мама появляется рядом, всё постепенно приходит в норму.
Не мешайте привыкать
Проявления стресса при отрыве от мамы в больничных условиях у всех детей разные. Это зависит от многих вещей: возраста, пола, особенностей характера, психологического склада, темперамента. Но основные моменты все-таки схожи.
Первое, что происходит, когда ребенка без родителей кладут в больницу – это протест и соответствующее протестное поведение . Новый маленький пациент может замкнуться, обидеться на маму, что «не защитила», не настояла, чтобы и ее положили в палату вместе с ним, «надуться» на врачей, резко и надолго замолчать. А может, наоборот, бурно выражать негативные эмоции, кричать и плакать.
В самые первые часы в своей палате малыш или лежит носом в стену, или ходит из стороны в сторону в замкнутом пространстве, либо наоборот порывается уйти ото всех, отказывается от обеда, ломает чужие игрушки и далеко забрасывает свои.
Дальше (и это второй этап) наступает небольшое естественное нервное истощение (у каждого ребенка проявляется в разной степени). Малыш обессилен и разочарован, устал и апатичен, со сверстниками не желает знакомиться, не играет. Он сидит или лежит на месте и пытается понять, что с ним произошло – его все забыли, предали или все-таки все идет как надо? В этот момент не мешайте ему привыкать, не расстраивайте своими эмоциями по поводу его здоровья и лишними звонками.
Затем маленький пациент начинает привыкать и адаптироваться к новому положению вещей (и это третий этап), втягивается в распорядок дня. Иногда размеренность больничных будней не только угнетает его, но словно бы и утешает, успокаивает. Она выстраивает его время и отвлекает от печальных раздумий.
Вы удивитесь, если, придя в выходной день, увидите, что часами ждавший вас у окна малыш не бежит и не бросается на шею, а вскоре поворачивается к вам спиной, спокойно берет ложку и вместе с остальными идет в столовую. Не думайте, что он обижен и не считайте его поведение неадекватным. Просто теперь, когда его жизнь только вошла в спокойное русло, чересчур сильные эмоции могут его ранить.
Включился защитный адаптационный механизм , и он по инерции совершает привычные действия: час дня, его позвали на обед, и даже если будет извержение вулкана, все равно надо идти. Ведь он хороший мальчик, дисциплинированный, волевой. Сколько он тут всего пережил и не сломался. Смотрите, родители, восхищайтесь, он заслужил! И это – вполне обычный сценарий нормального протекания больничной жизни. И даже не госпитальный синдром, а просто привыкание.
«Страшный» и плюшевый
Но есть и другой вариант, когда адаптация затягивается и проходит с трудом: ребенок плачет и постоянно мешает другим детям, проявляет агрессию, ведет себя вызывающе, не выполняет требования врачей, не отходит от окна, продолжает тосковать. У него снова возникают давным-давно истребленные дома плохие привычки – держать палец во рту, грызть ногти, раскачиваться на стуле, запускать пятерню в волосы и постоянно теребить края одежды. Эти депрессивные проявления, казалось бы, немного снимают его тревожность, но сами по себе они – нехороший признак.
Другие косвенные признаки начинающегося депрессивного состояния – это больничные страхи : страшно перед процедурами, перед походом в душ и туалет. Отчего-то страшно смотреть на виденные сто раз в жизни стетоскоп и аппарат УЗИ, пробирки лаборанта, очки доктора, ведро санитарки. Страшно, когда прикасаются к повязке, хотя и не больно, но жутковато – вдруг что-то нарушат, кровь пойдет. «Страшными персонажами» становятся даже привычные игрушки . Теперь даже плюшевые мишки напоминают лечение, уколы, обходы, физиопроцедуры. Иногда именно такие неявные для нас визуальные и тактильные страхи в больнице душевно изматывают ребенка.
При таком негативном сценарии общение с товарищами по палате никак не ладится. Вроде бы и перекинулись словами, но все не так, везде видится подвох, обман, все раздражает. Вот этого мальчика сегодня выписывают, он ходит довольный, скоро пойдет домой, и поэтому он враг номер один и во всем виноват.
Усугубляет состояние малыша и то, что в больнице нельзя бегать и шуметь, подвижные игры под запретом , его естественная динамика угнетена и энергия не находит выхода.
Когда стресс первых дней в больнице проходит, протест сменяется вялостью . Самые маленькие пациенты больше не плачут. Они бесцельно расхаживают по коридору, не отвечают на шутки санитарок и поварих, не выражают радости, когда впереди замаячит отмена капельниц или выписка.
Их старшие приятели по несчастью тоже не похожи на себя прежних: они молчат, покорно переносят все манипуляции и процедуры, ко всему одинаково равнодушны. У большинства маленьких пациентов – осовевшие сонные лица с полуопущенными веками.
Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять его душевное состояние и настроение, особенно если вас все-таки пускают в палату. Вашу обоснованную тревогу должно вызвать так называемое «депрессивное трио»: постоянно плохое настроение, скудность движений и «замороженность» поз, очень скупая и отрывистая невыразительная речь любимого чада.
Если ребенок слишком сильно «экономит» шаги и жесты, отгораживается ото всех, отказывается рассказывать о себе и совсем не оживляется, когда вы говорите с ним о домашних делах, бабушке, друзьях и любимой собаке, то, значит, вы нашли признаки психосоматического расстройства , вызванного пребыванием своего малыша в больнице. Пора рассказать об этом доктору.
И бациллы «липнут»
Мудрый доктор понимает, что развитие госпитального синдрома не способствует ни хорошему лечению, ни скорейшему выздоровлению. Он знает, что больничный синдром – это не каприз, возведенный в степень. Это серьезно.
Поэтому хороший врач нормально отнесется к вашим переживаниям и внимательнее приглядится к пациенту. В его власти и компетенции – назначить мягкое успокоительное, разрешить вам более частые посещения или прогулки в больничном парке, и, может быть, даже отпустить ребенка домой под расписку на выходные.
Когда госпитальный синдром становится диагнозом?
Чаще всего это случается, конечно, не у семейных детишек, а у детей из сиротских учреждений, но сиротство – далеко не главное условие развития синдрома.
Долгое по времени, изматывающее и болезненное лечение (детский онкологический центр или ожоговый центр, инфекционное или гематологическое отделение) также способствует его развитию.
Если проявлений больничного синдрома просто не замечать, неизбежны осложнения . Развитие ребенка замедляется, он хуже растет и меньше поправляется, его иммунитет снижен , от чего к нему быстро «липнут» все «пролетающие мимо» бациллы. Нервная система становится как расстроенное пианино – появляются неврозы и странные проявления в поведении, которые можно принять за признаки аутизма. Общаться с залежавшимся в больнице маленьким пациентом все труднее – он все агрессивнее, тревожнее, любая мелочь способна вывести его из себя.
И все-таки, госпитализм – это не диагноз всех залежавшихся в палатах ребят. Диагноз – серьезная вещь, и ставится он, конечно, не на основании предположений мамы, а по решению врачебной комиссии, в которую входят не менее четырех профильных специалистов. И только если диагноз установлен , пациенту назначают лечение.
Лечат больничный синдром долго, внимательно, подбирают терапию индивидуально и в комплексе. Чтобы устранить поведенческие нарушения, психологи работают с ребенком лично, а также включают его в групповые занятия, в том числе с членами его семьи.
Врачи иногда назначают и препараты – общеукрепляющие (витаминные комплексы), успокоительные, улучшающие метаболизм и процессы в головном мозге (в том числе ноотропные лекарства), физиопроцедуры, лечебную физкультуру и так далее.
По методу Карлсона
Как же не допустить развития синдрома? Врачам – разрешить маленькому ребенку лечиться вместе с мамой, а если это не возможно – бдительно наблюдать за пациентом.
А как быть родителям малышей? Мамам и папам взрослых детей?
Готовый ответ, возможно, содержится в знакомой нам с пеленок детской литературе. Итак, обратимся к лучшему детскому психологу и семейному врачу – Карлсону .
Интересно, что этот обаятельный шведский сказочный персонаж, любимый не только на своей родине в Дании, а затем в Швеции и Норвегии и у нас в России, стал одним из первых популяризаторов философии хьюгге в нашей стране.
Принципы тихой, уютной и благополучной жизни, радости в мелочах, приятного времяпровождения в кругу близких и дружелюбных людей и красивых предметов в Европе давно популярны. Возможно, в холодных странах, где эмоциональный фон у жителей снижен, ей придают даже слишком большое значение. Между тем, и нам неплохо почерпнуть из хьюгге некоторые важные вещи, вполне применимые ради душевного равновесия залежавшихся в больнице маленьких пациентов.
Например, придать уют тому месту, где ребенок находится – привнести в больничную палату немного домашнего тепла (маленькую икону-складень, симпатичную салфетку на прикроватную тумбочку, картинку на стену над кроватью малыша). Привести в гости друга или даже весь его класс (даже если детей не пустят в палату – помашут в окошко, но сколько положительных эмоций!) Принести любимую комфортную одежду, ну и пусть это будет старая растянутая майка. Ну, и конечно, неплохо бы сделать то, что любая мама понимает и без посторонних советов – передать чаду в больнице полезную и вкусную еду. Придумайте маленькие совместные радости во время посещений ребенка – необычные подарки, занимательные игрушки. Если вы оказались в палате, где много других детей, и они по здоровью в состоянии чем-то заняться, не упустите возможность их немного расшевелить, поиграйте во что-то спокойное: в колечко, в игры-ходилки с фишками. Покажите всем новые смешные фотографии кошки с котятами, расскажите веселую историю, узнайте, как кого зовут и кому сколько лет. Словом, в отношении больного ребенка лечение от хандры по методу Карлсона с элементами хьюгге – это самое то.
Обратимся к крылатым фразам и диалогам из небезызвестного мультфильма :
«Я самый больной в мире человек!»
«Ты знаешь, моя бабушка – чемпион мира по обниманиям! Как налетит, как обнимет!»
«Знаешь что? Ты мне должен стать родной матерью!»
– Слушай, а ты, по-моему, не болен!
– Нет, болен!
– Какой ты противный! Что ж, я уже и заболеть не могу, как все нормальные люди?
– А ты хочешь заболеть?
– А ты вот не хочешь!
– Нет, по-моему, ты не болен.
– Ух, какой ты гадкий! – закричал Карлсон и топнул ногой. – Что, я уж и захворать не могу, как все люди?
– Ты хочешь заболеть?! – изумился Малыш.
– Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с высокой-превысокой температурой. Ты придешь узнать, как я себя чувствую, и я тебе скажу, что я самый тяжелый больной в мире. И ты меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно. Ничего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет!»
Или еще: «Я не согласен скучать, лёжа в постели. Там тоже есть чем заняться. Можно есть бутерброды с жирной колбасой, можно играть в «мешок», можно устроить подушечную битву. Мы начнём с бутербродов».
Словом, учитесь позитивному восприятию мира у Карлсона и передавайте такое настроение детям. И не вздумайте жалеть свое чадо, причитать над его загипсованной ногой и говорить, какой он (она) бедный и несчастный – слезки в больничной жизни у него и так находятся близко, чуть что, и он готов зареветь у вас на плече.
Немного родительских усилий – и вот, как в мультике: «Свершилось чудо! Наш дорогой Карлсон теперь с нормальной температурой, и ему полагается пошалить …»
Лучик в больничных буднях
Сейчас в больницы приходит много волонтеров, способных развлечь и отвлечь болеющих деток, не сильно заботясь при этом о нравственном содержании своих шоу и о том, что будут чувствовать дети, когда клоуны уйдут.
Но хотелось бы рассказать совсем о другом, интересном и успешном опыте преодоления больничных стрессов и фобий от сотрудников детской библиотеки №11 из Тулы, священника и прихожан одного из храмов Тульской епархии.
Библиотекари со своим кукольным детским театром «Лучик» не первый год путешествуют по разным социальным учреждениям. Иногда они приходят в гости и к маленьким пациентам отделения детской травмы Ваныкинской городской больницы скорой медицинской помощи. Стараются поднять настроение болящим, поговорив с ними о церковных праздниках и героях сказок, а заодно показав кукольный спектакль. На встречу с ними приходят не только маленькие пациенты, но и их родители, и медперсонал больницы.
В размеренной жизни травматологического отделения, где каждый третий, а то и второй ребенок из-за своего диагноза вынужден строго соблюдать постельный режим , приезд театра кукол – всегда праздник. Первым к детям обращается батюшка. Он всегда находит простые и необходимые слова, чтобы поддержать юных пациентов в их болезни, понимая, насколько тяжело приходится им, от природы подвижным, долго находиться в замкнутом пространстве и быть ограниченными в движениях.
Творческим сотрудникам библиотеки привычно легко собрать переносную раешную ширму, превратив помещение столовой отделения травмы в загадочное театральное пространство. Своих зрителей актеры удивляют выразительными персонажами, необычной световой партитурой и спецэффектами.
Нельзя не удивиться и их дару в бутафории, костюме и музыкальной аранжировке, например, искусно вплетенной в канву действия музыке Эннио Морриконе. Трогательный финал «Снегурочки» в исполнении «Лучика» отличается от традиционного – по версии актеров, ее душа превратилась в майский цветок – ландыш. И такой финал всегда сопровождается продолжительными детскими аплодисментами.
Кстати, маленькие пациенты детской травмы оказываются очень благодарными зрителями . Несмотря на то, что очередная сказочная история по сюжету всем знакома, а среди зрителей есть не только маленькие дети, но и подростки, никто не встает и не шумит, не уходит из зала, не выражает недовольство.
Пик положительных эмоций приходится на интерактивную часть представления , в которой могут участвовать сами юные зрители. Поначалу желающих выйти на сцену оказывается не так много, что и понятно – долго находясь в больнице, не похвастаешься хорошим настроением. Но благодаря умению организаторов праздника находить общий язык с детьми вскоре самые стеснительные раскрепощаются, а самые артистичные с удовольствием включаются в процесс репетиции и игры.
Пока одни из них репетируют, другие тоже не скучают – они участвуют в викторине на знание детских сказок. Старые русские сказки и сказки советских авторов хорошо знают все, поэтому все дети по итогам игры получают небольшие интересные призы. Среди них и особенно полезные в долго тянущиеся больничные дни подарки для творчества – фломастеры, яркие линейки, цветные карандаши.
Забудем костыли!
Во время интерактивной части порой случается то, чего и не представишь в стенах больницы, тем более, отделения детской травматологии. Бывшие зрители, сами участники спектакля под голос чтеца сказки берут в руки и оживляют разноцветных перчаточных кукол, позабыв на время недуги и их нерадостные атрибуты – костыли, лангеты, загипсованные руки и ноги, корсеты и повязки. Забывают об этом и в зрительном зале. Ребята-актеры смело импровизируют – не стесняются придумывать движения и реплики в дополнение к тексту, чем вызывают настоящий шквал эмоций от своих ровесников, их радостный смех и овации.
Успокоить расшумевшихся ребят, которые так соскучились по подвижным играм, призвана заключительная часть представления – теневой спектакль о близком по времени церковном празднике. Лица маленьких зрителей становятся задумчивыми: происходящее их трогает. После сказки священник и актеры желают детям здоровья и раздают сладкие подарки и каждому на память дарят белого ангела из бумаги.
Затем они обходят в палатах тех маленьких пациентов, которым нельзя нарушать постельный режим. С каждым из них они сердечно общаются и передают подарок. Перчаточные куклы, оживающие в руках взрослых, особенно способствуют тому, что на лицах болящих мальчишек и девчонок появляются улыбки.
Родители, лежащие вместе с малышами, тоже рады и благодарны – они могут узнать от священника важную для них информацию , что на территории больницы есть храм, поэтому, находясь в отделении, можно побеседовать с батюшкой, помолиться о здравии ребенка, получить святую воду. Сами маленькие пациенты могут принять церковные таинства, не покидая своих палат.
Так что лечение по методу «нашего дорогого Карлсона» вполне можно сочетать с духовным просвещением, целебным для детской души.
Марья Солунь