Урок-праздник "Прощание с азбукой"
Цель урока:
повторить изученные звуки и буквы,
формировать интерес к урокам чтения,
развивать мыслительные операции, речь,
творческие способности учащихся,
воспитывать умение работать в группе и слушать друг друга, проводить рефлексию.
Прогнозируемые результаты:
Закрепить у учащихся знание алфавита: последовательность букв, их правильные названия, знания о произнесении букв; поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку, родной речи.
Формируемые УУД:
Умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Читать наизусть с выражением.
Оборудование : праздничное оформление класса, интерактивная доска, слоги-слияния на карточках, проекты - алфавит в картинках, рисунки ребят, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Звучит музыка «Чему учат в школе»
Постановка целей и определение темы урока
Учитель: Ребята!
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книга - АЗБУКА.
И первые буквы она показала 1
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Учитель: - Чему же учила нас азбука?
Да, всего, чему учила “ Азбука”, не перечислить. И сегодня мы покажем родителям и всем гостям, чему же мы научились, работая по этому учебнику.
Учитель: Урок у нас сегодня необычный. Урок-путешествие.
Мы отправляемся в неведомую даль,
В страну под названием Азбука.
Вход в страну лишь тем открыт,
Кто знает алфавит,
Кто любит играть и мечтать,
Кто может смеяться
И трудностям не поддаваться!
Такие в классе сегодня есть? (Есть.)
Тогда в путь, друзья!
В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По степям до синих гор,
На зелёный светофор.
Так садись в счастливый поезд,
И помчим от А до Я.
Нынче в нашем классе праздник!
Славный праздник букваря!
А коль праздник, значит и веселье.
А что за веселье без задорной русской частушки!
Дети поют «Частушки» 2
«Частушки»
1.Мы собрали в зале всех,
но не для потехи,
Мы сегодня рапортуем
про свои успехи.
2.Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно,
Изучили алфавит.
3.Топни ножка – нога,
топни правенькая,
Азбуку я изучила,
хоть и маленькая.
4.Разбудите меня ночью
в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
без одной запиночки.
5.Почему у малышей
мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
кончились странички.
Все: Мы простимся с Азбукой
и рукой помашем,
И спасибо десять раз
дружно хором скажем.
1 станция “Алфавитово ”.
Итак, наша первая станция “ Алфавитово”.
Учитель: Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке,
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну, а ты теперь сумеешь 3
Повторить все 33?
Ну-ка встали буквы в строй.
Строй, как строй, да не простой.
Он зовётся…(азбукой).
Гласные, здесь?
Согласные здесь?
Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Разминку начинай!
Стих. 33 родных сестрицы
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А Б В Г Д Е Ж- прикатили на еже.
З И К Л М Н О -дружно вылезли в окно.
П Р С Т У Ф Х -оседлали петуха.
Ц Ч Ш Щ Э Ю -Я все теперь мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети,
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
1 ученик: Это русский алфавит
Буква к букве в ряд стоит.
2 ученик: Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
3 ученик: 33 весёлых буквы, ни одной забыть нельзя –
Нам помогут то, что слышим, 4
Сделать видимым, друзья.
4 ученик: Буквы строим по порядку.
Погляди! Чудесный вид!
Мы запишем их в тетрадку –
Получился… алфавит!
Ребята, хорошо ли вы знаете алфавит?
Какая буква в алфавите на первом месте? Какая на последнем? Почему «Я» последняя?
Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Расположите буквы в алфавитном порядке:
Работа в группах
Капитаны получают по 6 карточек со словами. Каждый игрок берет одну карточку. Дети должны встать так, чтобы слова распределились в алфавитном порядке:
1. апельсин, виноград, груша, слива, яблоко.
Дополнительное задание: назвать эти предметы одним словом.
2 станция “ Слоговая ”
Учитель: Молодцы! Первую станцию мы прошли. Будем продолжать наше путешествие?
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
И сегодня слог и слово
К нам явились на урок.
1) Разделите слова на слоги
Буквы, слова, азбука, предложение 5
2) Составьте из данных слогов слова:
РО ЧА ТУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЛЫ КА ШИ МЫ ЖИ ЧУ (роща, свеча, кричу)
Учитель Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. И мы добрались до следующей
3 станции «Грамотей»
На какие правила эти слова?
В сочетаниях ЧА и ЩА пишем только букву “А”!,
ЧУ и ЩУ, ЧУ и ЩУ пишем только с буквой У
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ пишем только с буквой “И”!
4 станция «Ударение»
Поставьте в словах ударение:
Алфавит, барабан, свёкла, щавель
5 станция “Музыкальная”
Песня "Азбука"
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
За руки возьмёмся, вправо повернемся,
Широкими шагами по кругу мы пойдём.
Похлопаем в ладоши, потопаем немножко,
Покружимся на месте и заново начнём.
Попрыгаем, потопаем, покружимся, похлопаем.
6 станция «Словарная»
Мы знаем буквы, знаем слоги,
И постепенно, понемногу
Игра “Доскажи словечко”
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй) 6
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Меня … (извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Незаметно, мы добрались до
7 станции “ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.
Соединим мы два – три слова
И предложение готово.
Дождь идет. Гремит гроза. Улетела стрекоза.
Для вас на этой станции приготовлено задание.
Оно не очень легкое, но я думаю, что вы справитесь.
“Предложение наоборот”.
Теанз огонм тот, театич огонм отк.
(Кто много читает, тот много знает) 7
Стих. Берестова «Читалочка»
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
8 станция “Литературная”
Литературная викторина.
1. Красная кепочка. (Красная шапочка.)
2. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
3. Луковый мальчик. (Чипполино.)
4. Приключения Зазнайки и его друзей.
(Приключения Незнайки и его друзей.)
5. Редька. (Репка.)
8 станция “Сюрпризово”
Учитель: Итак, мы подошли к концу нашего маршрута. Последняя станция называется Сюрпризово.
1.Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
2.-До свидания, учебник!
Тех, кто в первый класс придет. 8
3.-Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У - до - сто - ве - ре - ния!
4.В том, что “Азбуку”
Полный курс наук
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Учитель: Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.
Вручение дипломов и медалей об окончании азбуки.
Поздравление родителей.
И вот наше увлекательное путешествие от А до Я подходит к концу.
Учитель. Теперь все гости убедились в том, что Азбука научила нас многому. Давайте за это скажем нашему учебнику спасибо.
Дети хором: “За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!”
Песня «Прощание с букварём»
Учитель. Скоро мы начнём учиться по новой книге. Поприветствуем её.
Здравствуй, гостья дорогая!
Приходи сюда скорей!
Расскажи нам про Отчизну,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!
На доске появляется обложка учебника “Литературное чтение”. Дети хором читают название нового учебника.
Учитель. Эта книга поможет узнать вам много интересного, неизвестного.
Игра «Да», «Нет»
Я задаю вопрос, а вы отвечаете «Нет « или «Да» 9
Азбука дала вам знанья,
Они с вами навсегда.
Самый первый свой учебник
Помнить будете вы? (Да)
Впереди ребят ждут книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет,
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите вы? (Нет)
Знайте каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да)
Учитель:
Подошёл к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки! Вам, мальчишки!
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!
Всем спасибо за внимание
За задор и звонкий смех!
За азарт соревнования, обеспечивший успех!
Вот настал момент прощания,
Будет краткой моя речь10
Говорим мы: “До свидания, до счастливых новых встреч!”
Вы стремились, вы старались,
Буквы выучить пытались,
И теперь весь алфавит
От зубов у вас летит.
Поздравляем вас, детишки,
Все теперь доступны книжки,
Смело можете читать,
Много нового узнать.
Вас с окончанием азбуки
Хочу поздравить я,
Дошли вы до последней
Странички Букваря.
Все буквы алфавита
Вам теперь знакомы,
Стихи, рассказы, сказки
Вы читать готовы.
Для вас пусть станет чтение
Занятием любимым,
Мир книг пусть с вами делится
Богатствами своими.
Поздравляю с окончанием азбуки. Теперь все буквы тебе знакомы, теперь перед тобой открыты все пути к новым открытиям и настоящим чудесам. Желаю с интересом читать добрые рассказы и сказки, желаю из весёлых букв составлять красивые, добрые слова и дарить их друзьям, желаю успешно и дальше учиться и добиваться невероятных побед на своём пути.
Вы выучили целый алфавит,
А значит, вы большие молодцы!
В честь вас сегодня стих этот звучит,
Гордятся вами мамы и отцы!
Вы все очень способные ребята
И многому способны научиться!
Пускай же эта радостная дата
В памяти у вас запечатлится!
Букв не много в азбуке,
Слов же - миллион!
Кто закончил азбуку
В «знатоки» включен.
Поздравляем! Молодец!
С азбукою ты - мудрец.
Ты - умен, осведомлен,
В грамотеи посвящен!
Изученье азбуки завершено,
С чем тебя и поздравляю!
Буквы знаешь очень хорошо,
Так горжусь тобой, и знаешь,
Ну, вот и пройдена вся азбука тобой,
Все буквы знаешь, всё умеешь.
Читаешь строчку за строкой,
И об учении своем радеешь.
Я поздравляю искренне тебя!
Терпенья и усердия желаю,
Ведь знаний целая толпа
Еще тебя по жизни ожидает.
Вы стали чуточку умней,
Пусть сердце радостно стучит,
Душа поет пусть веселей,
Ведь знаете вы алфавит!
Учиться азбуке непросто,
Но все вы справились, ура!
Я вам желаю только роста,
Читать учиться вам пора!
Принимай-ка поздравленье,
Азбука теперь освоена тобой.
Все прекрасно, без сомненья.
Можешь погордиться чуточку собой.
От души желаю, чтоб все знанья
С легкостью дались тебе.
Чтоб исполнились желанья,
Оказался чтобы ты на высоте.
Буковка за буковкой -
Поддалась вам азбука.
Вы слова теперь читать
Научитесь разные.
Вы, ребятки, молодцы!
Все теперь не сорванцы.
И все буквы проглотили,
Будто съели леденцы.
Ну-ка, ребята, от «А до Я» смело
Будем мы снова сейчас повторять,
Чтобы вы точно читали умело,
Чтобы могли, зная буквы, писать!
1. Текст на доске: «Пусть живет Букварь – первая книжка моя», «ПРОЩАЙ, БУКВАРЬ!»; поздравительные открытки первоклассников с окончанием букваря; шары; кроссворд.
2. Буквы на планках: ПЕРВОКЛАССНИК.
3. Выставка:
— разные издания «Букварей», по которым раньше учились дети. В жизни каждого человека был свой «Букварь» – ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились по нему читать; лучшие прописи.
4. В конверте тексты для чтения.
5. Удостоверения.
6. Книги в подарок первоклассникам.
7. Музыкальное оформление.
8. Сказочные герои: Букварь, королева Книга, Незнайка.
9. Игры.
10. Чаепитие.
Ведущий.
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберем.
Непременно приходите,
Попрощаться с букварем.
— Встречайте наших первоклассников!
(Дети с буквами ПЕРВОКЛАССНИК входят в зал под музыку песни «Первоклашка»)
(Группа ребят читает стихотворение Фролова «Поезд-первоклассник».)
1-й ученик:
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По степям до синих гор,
На зеленый светофор.
2-й ученик:
В школу он спешит сейчас,
К нам на праздник, в 1-й класс.
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает.
Мчится поезд-первоклассник,
Скорость набирает.
3-й ученик:
Прибавляет на пути:
К трем четыре, два к пяти.
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучает алфавит.
4-й ученик:
Так садись в счастливый поезд
И помчим от «А» до «Я».
Нынче в нашей школе — праздник!
Славный праздник Букваря!
5-й ученик:
Не волнуйтесь, наши мамы,
Мы сидим за партой прямо!
Белый дождик льется косо,
Все равно стучат колеса.
Светофор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит!
6-й ученик:
А учительница с нас
Целый день не сводит глаз.
С нами в классе лишь она,
А как будто вся страна!
(В исполнении первоклассников звучит песня «Друг букварь»)
1.Мой Букварь, мой друг надежный, расстаемся мы теперь.
В новый мир большой и сложный для меня открыл ты дверь.
Припев:
Расстаемся с Букварем, песню мы о нем поем.
2.Много радостных событий ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий ты ступенькой послужил.
3.Раскрывал тебя как чудо, наступил прощанья час.
Никогда я не забуду первый твой большой урок.
Букварь:
Почему мои друзья собрались все вместе?
Отчего стихи звучат и поются песни?
Что за праздник здесь собрал
Взрослых и детишек?
(Букварь оглядывается и говорит с вопросительной интонацией)
Букварь: Это ведь не карнавал и не новогодний бал?
Все: Это праздник Букваря!
Букварь: Что это вы обо мне без меня говорите? Вы меня знаете, ребята? Я — Букварь! Пришел к вам 1 сентября и останусь с вами на всю жизнь. Я буду напоминать вам о первом школьном дне, о первом звонке, о самой первой ступеньке к вершине знаний.
Я — Букварь, учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо – и сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать без всякого труда,
А в книгах есть про все, про все:
Про реки и моря
И что у неба нет конца и круглая земля,
Про космонавтов к облакам летавших много раз,
Про дождь и молнии и гром,
Про свет, тепло и газ.
Учитель. Дорогой Букварь! Совсем недавно, 1 сентября, ребята впервые переступили порог щколы. Ко всем первоклассникам в этот день пришли миллионы букварей и азбук. Они очень разные! Но каждый из них очень помог впервые прочитать слова: «мама», «школа», «учитель», «книга». Мы с вами научились по нашему букварю читать не только плавно, но и выразительно! А также узнали много интересного и нового!
Сегодня мы говорим огромное спасибо тебе, нашему доброму другу Букварю! Все гости поздравляют первоклассников с первой победой – окончанием букваря. Мы желаем вам, ребята, дальнейших успехов в учебе!
(Учитель обращает внимание на выставку работ с красочными поздравлениями первоклассников)
Вот какими лучиками сверкают праздничные поздравления ребят в адрес своих одноклассников! А здесь представлены лучшие прописи наших первоклассников! Знакомьтесь: работы Кечиной В. , Щукина А., Козиной Ю., Шнякиной А., Капаций Б. Они радуют нас с родителями! Наш букварь научил ребят читать большие рассказы, помог научиться писать, а многим он уже помог справиться с серьезными книгами!
Ведущий. Садись, дорогой Букварь! Будь самым желанным гостем на нашем празднике. А мы покажем тебе, сколько нового мы узнали.
^ 7-й ученик
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам первый раз,
Когда пришли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс!
^ 8-й ученик
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
9-й ученик
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы буквари свои раскрыли,
Открыли чистую тетрадь.
10-й ученик
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
11-й ученик
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки…
Звуки эти разные…
Все. Гласные, согласные.
12-й ученик
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
13-й ученик
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
14-й ученик
В азбуке у Нади,
Точно на параде –
Гласные, Согласные –
Стояли буквы разные.
Но не вместе в строчке,
А поодиночке.
15-й ученик.
Говорить они пытались,
И жужжали, и шептались.
Но о чем — пойми попробуй,
Буква М мычит коровой,
Буква А сказала: «А?»-
Что ты хочешь буква А?-
Но в ответ мне буква А
Тоже спрашивает: «А?»
16-й ученик.
Вот еще досада!
Что им, буквам, надо?!
Но когда в тетради
Встретились у Нади
Буква А и буква М,
Все понятно стало всем.
17-й ученик.
Буквы рядом –
Ровно, прямо –
Встали честь по чести.
И сказали дружно:
МА-МА!
Вот что значит вместе!
18-й ученик.
И теперь у нашей Нади
Разговор идет в тетради:
В каждом слове –
Там и тут –
Буквы дружные живут.
Ведущий. Было иногда нелегко, но первоклассники не унывали. Послушайте веселые частушки.
(Первоклассники исполняют частушки)
19-й ученик
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс
И дорогому Букварю я говорю: «Благодарю!»
Ты книга первая моя, теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я могу прочесть!
Букварь. Что ж, спасибо, друзья! Потешили мою душу! Как стихи рассказываете – слушал, как писать научились – видел… Осталось послушать, как читать умеете.
Учитель. Друзья мои! Дорогой Букварь, к нам на праздник пожаловала сама королева Книга.
Королева. Дорогие ребята, я рада приветствовать вас! Мне тоже очень хочется послушать, как вы читаете. Для вас я приготовила небольшие тексты. Кто хочет показать свое мастерство?
(Раздает тексты, дети читают)
(На сцену выходят две ученицы.)
^ 21-й ученик.
В середине марта,
В школе – Праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
^ 22-й ученик.
В том, что мы букварь прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
21-й ученик.В самом деле?
22-й ученик.
Нет вопросов!
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов…
21-й ученик.
Постой,
Перечислить всех нельзя –
^ ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!
Учитель. Дорогие ребята, все наши гости убедились, что вы научились читать. И сейчас Букварь и королева Книга вам вручат свидетельства
(Первоклассникам выдаются свидетельства)
23-й ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушке трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Незнайка. А про меня забыли? Я тоже хочу свое мастерство показать. Я вам тоже загадки загадаю, но не простые. Они составляют кроссворд! Разгадав загадку, отгадку нужно вписать на то место, где стоит соответствующая цифра. А в конце мы все вместе прочитаем одно очень важное слово.
Королева. Какое же?
Незнайка. Не скажу, пусть ребята сами отгадают. Этот конкурс называется «Важное слово». (КНИГА)
Королева. Можно первое слово отгадаю я? А ребята посмотрят, что и как нужно делать!
Незнайка. Пожалуйста! Вот он, мой кроссворд!
(Выносится плакат с нарисованной сеткой кроссворда.)
Незнайка. Итак, вопрос первый…
Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на все найдешь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их?
Дети. Азбука.
(Слово вписывается в кроссворд. Выделяется буква К.)
Незнайка. Правильно. А теперь второй вопрос.
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать.
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник: Кто он?
Дети. Это ученик.
(Слово вписывается в кроссворд. Выделяется буква Н.)
Незнайка. Ответ принят. Следующий вопрос.
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний, открывая нам дорогу.
Кто это, назовите!
Дети. Учительница.
(Слово вписывается в кроссворд. В слове выделяется буква И.)
Незнайка. Правильно! Еще вопрос.
Путешествую по странам,
По морям и океанам
И по суше, и средь вод -
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолет, автобус,
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня,
Называется он…
Дети. Глобус.
(Слово вписывается в кроссворд. Выделяется буква Г.)
Незнайка. Хорошо. И теперь последний вопрос.
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка - заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем…
Дети. Букварь
(Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.)
Незнайка. Посмотрите, какое слово у нас получилось.
Дети. Книга!
Королева. Молодец, Незнайка! Теперь всем нам ясно, что путешествие вместе с детьми пошло тебе на пользу. А на память об этом празднике мы вам дарим эти замечательные книги. Надеюсь, они вам понравятся.
(Каждому ученику выдается на память книга.)
Букварь. Теперь, дорогие школьники, вы будете учиться по другим книгам, таким же умным и красивым.
Учитель. А Букварь останется с вами как память о первых днях учебы в школе. Ребята на прощание подарят вам еще одну песню
(Звучит песня «До свиданья, друг букварь!» На мелодию песни В. Я. Шаинского «Чему учат в школе».)
В школу первый раз пришли
И друзей себе нашли,
Чтоб учиться, чтоб учиться, чтоб учиться.
И Букварь - веселый друг -
Преподнес нам сто наук
На страницах, на страницах, на страницах.
(Последние три строчки каждого куплета повторяются дважды.)
В самый первый наш урок
Ты нас буквами увлек,
Дав заданья, дав заданья, дав заданья.
Месяц промелькнул, второй,
Мы прощаемся с тобой,
До свиданья, до свиданья, до свиданья.
Учитель.
Сегодня мы прощаемся с Букварем, благодарим королеву Книгу и Незнайку за участие в нашем празднике.
(Чтецы исполняют заключительный монтаж.)
24-й ученик.
Весь алфавит от «а» до «я»
Ищи в обложке Букваря.
Перелистав страницы,
Ты сможешь научиться
Читать стихи, рассказы,
Узнаешь много сказок.
25-й ученик.
Освоишь буквы, слоги
И сможешь без подмоги
Войти в огромный книжный круг,
Где книга - самый лучший друг.
26-й ученик.
Прочти все книги эти -
Узнаешь все на свете.
Но про Букварь ты не забудь:
Ведь он тебя отправил в путь.
Учитель. Наш праздник подходит к концу. А теперь мы предлагаем вам принять участие в играх!
(Праздник завершается играми, чаепитием со сладостями.)
ПРАЗДНИК «ПРОЩАНИЕ С БУКВАРЁМ»
УЧИТЕЛЬ : Над землей весенним утром занялась заря.
В школе праздник, славный праздник,
Праздник Букваря!
Первоклассники сегодня все сюда идут
Первой книге, мудрой книге отдают салют!
Под мелодию песни «Наша школьная страна » в зал входят первоклассники .
УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята, уважаемые гости! Я прошу всех встать! Поприветствуем школьный букварь!
(Мальчик и девочка под музыку вносят Букварь.)
УЧИТЕЛЬ : Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Букварь». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря стараниям, трудолюбию и желанию учиться!
1. Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй праздник,
Школьный праздник –
Праздник Букваря!!
2. Праздник начинается,
Гости улыбаются,
А мы постараемся
Сегодня показать,
Всё – чему учились,
Всё – к чему стремились,
Потому что есть у нас,
Вам что рассказать.
3. Потрудились мы немало,
Ведь по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах Букваря!
4. Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
И вот за это говорю:
Спасибо книге - Букварю.
5. Еле-еле слог читал,
Смысла слов не понимал,
А теперь могу я сам
6. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
7. Беру Букварь в последний раз,
Несу Букварь в просторный класс
И дорогому Букварю я говорю: «Благодарю!
Ты - книга первая моя.
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть!»
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
9. Буквы все мы твёрдо знаем.
Сами пишем и читаем.
Мы простимся с Букварём,
Книжки новые возьмём.
10.Любит школу весь наш класс.
Папы, мамы хвалят нас.
Впереди уроков много,
Ждёт нас дальняя дорога.
Надо очень много знать:
Чтобы жить на пользу людям,
Вместе : Хорошо учиться будем!
УЧИТЕЛЬ: Как замечательно, что мы умеем читать!
Сколько нового, увлекательного, загадочного мы узнали на уроках обучения грамоте и письму!
Но вот пришла пора расставаться с Букварём, и мы с благодарностью говорим:
(все вместе) “Спасибо, Букварь!”.
(Раздается стук.)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы слышите, кто-то стучится?
( Входит “Печкин” с велосипедом, на багажнике – посылка).
Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес письма для ребят 1 класса.
УЧИТЕЛ Ь: Ой, мы так рады, нам еще никогда не присылали писем в класс!
Печкин: Только я вам их не отдам!
УЧИТЕЛЬ : Это почему же? На письмах написано: “ МБОУ СОШ с. Ламское, 1 классу”. Значит нам!
Печкин: А потому, что у вас документов нету. Почём я знаю, может это не 1, а 2 или 3класс?
УЧИТЕЛЬ: Ребята, есть у вас с собой документы? У меня тоже нет... Что же нам делать?! Ой, я вспомнила! Есть у нас документ! Один на всех! “Журнал” называется. Здесь и все фамилии детей в алфавитном порядке, и моя фамилия!
(Показывает журнал, Печкин внимательно изучает.)
Печкин : Все равно не отдам. Потому что за посылку расписываться надо, а вы еще маленькие, неграмотные.
УЧИТЕЛЬ : Да как это неграмотные? Да мы весь Букварь закончили, все буквы изучили. Вот, послушай! (дети рассказывают алфавит). Все ребята научились хорошо читать, писать. Правда, ребята? Кто из вас может расписаться в извещении у Печкина?
(Один ребенок расписывается).
Печкин : Ну, теперь всё. Вот вам ваши письма, а мне по делам надо, в Простоквашино. До свидания!
Дети: «До свидания!»
( Печкин уезжает).
УЧИТЕЛЬ (рассматривает письма ): Интересно, что же в них такое? Откроем, ребята?
(Открывает, достаёт телеграммы, читает)
УЧИТЕЛЬ : Странно, телеграммы без подписей. Угадайте, от кого. (дети читают текст и отгадывают)
Слайд
1. Поздравляем! Приехать не сможем. Нас съел серый волк…
Слайд
2. Очень расстроена, что не могу приехать на праздник. Нечаянно разбила яичко…
Слайд
3. Желаю счастья в личной жизни! Люблю мёд, ушёл в гости к Пятачку…
Слайд
4. Простите, не могу приехать, чтобы поздравить вас с праздником, боюсь солнышка и тепла. Останусь у дедушки и бабушки. Ваша девочка - …
Слайд
5. Ребята, живите дружно!
Слайд
УЧИТЕЛЬ: Ой, а там ещё письмо . ( Открывает)
Слайд
Текст письма: (читают присутствующие в зале) Дорогие первоклассники!
В марте есть такой денёк
С цифрой, словно кренделёк.
Кто из вас узнает,
Цифра что обозначает?
УЧИТЕЛЬ : Дети хором скажут нам:
Дети: Это праздник наших мам!
УЧИТЕЛЬ : Дорогие, милые, любимые наши мамы, бабушки, учителя-женщины, девочки! Мы поздравляем вас с наступающим праздником, желаем всем доброго здоровья, успехов, личного счастья и дарим свою песенку.
(первоклассники исполняют песню мамонтёнка)
Ученик: Вот стою и думаю, не могу решить:
Что же нам ещё мамам подарить?
Может куклу?
Нет!!! (хором)
Может быть, конфет?
Нет!!! (хором)
А-а-а, знаем:
Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек - огонёк!
(дети дарят мамам подарки – открытки-аппликации, цветы)
УЧИТЕЛЬ : Ребята, к нам на праздник пришли пятиклассники. Они хотят с вами поближе познакомиться и поиграть.
Интересно, какую игру вы нам предложите?
(пятиклассники предлагают отгадать сказки)
УЧИТЕЛЬ : Ну как? Вы готовы к испытанию?
Дети : Да!
« Узнай сказку» (читают пятиклассники)
1. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка) Слайд
2. С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка ? (Буратино) Слайд
3.Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку и называется…. («Три поросёнка») Слайд
4.Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка») Слайд
5. Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению») Слайд
6. Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ….. (Чебурашка) Слайд
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! А я предлагаю задание для гостей.
«Угадай-ка» (игра с залом)
(Из трёх вариантов необходимо выбрать один правильный).
На какой птице летала Дюймовочка ? Слайд (ласточка, стриж, воробей, сова)
Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке? Слайд (из рубанка, из топора, из молотка, из дрели)
Что разбудило Спящую красавицу? Слайд (будильник, поцелуй принца, телефонный звонок, шумные соседи)
Какого персонажа не было среди бременских музыкантов? Слайд (осла, гуся, кота, собаки).
Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели? Слайд (щука, пиранья, пескарь, ёрш).
Какое яйцо снесла курочка Ряба ? Слайд (Золотое, киндер-сюрприз, пасхальное, серебряное).
Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки и от дедушки? Слайд (расстегай, рогалик, бублик. колобок).
По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? Слайд (золотой зуб, бриллиантовая рука, пышный парик, костяная нога).
УЧИТЕЛЬ: - Чтобы много знать, надо много читать!
( Звучит песня « Если с книгой дружишь ты» в исполнении уч-ся 1 и 5 классов)
Если с книгой дружишь ты,
Если с книгой дружишь ты –
Веселей живётся.
А без книги, ты пойми,
А без книги, ты пойми,
Всё трудней даётся.
Припев: Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я знаю буквы все!
На уроках я всегда,
На уроках я всегда
Отвечаю строго.
Книга верная моя,
Книга верная моя,
Мне во всём подмога.
И скажу я вам, друзья,
И скажу я вам, друзья,-
С книгой вы дружите.
Книги – верные друзья,
Книги – верные друзья.
Книги вы любите!
УЧИТЕЛЬ : А вот интересно, как родители помнят своё детство, свою школьную жизнь?
Экспресс-опрос для родителей.
2. Чего ждут с большим нетерпением все школьники мира? (Каникул)
4. Ответственный за порядок в классе? (Дежурный)
5. Как называют ученика, имеющего по всем предметам «круглые пятерки»? (Отличником)
6. Человек, любимым занятием которого является чтение книг? (Книголюб)
7. С её помощью чертят в школе? (Линейка)
8. Учащийся, который не любит учиться и выполнять домашние задания? (Лодырь)
9. Любимый цвет учителя? (Учитель отдает предпочтение красному цвету - он выставляет отметки и делает исправления в тетради ученика ручкой красного цвета)
10. Хранилище книг? (Библиотека)
11. «Комната отдыха» для учителей? (Учительская)
12. «Записная книга» учителя? (Классный журнал)
13. Палка - указалка? (Указка)
14. «Жалобная книга». (Дневник)
14. Его много только у умных людей. (Ум)
УЧИТЕЛЬ : Молодцы, ребята и уважаемые родители!!!
Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
Вместе прочитаем мы
Много разных книг.
И каждый гордо скажет:
Вместе: «Я – лучший ученик»!
Мы весь букварь прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
УЧИТЕЛЬ : К нам на праздник с поздравлением пришла наш школьный библиотекарь Ирина Вячеславовна.
(Выступление библиотекаря, вручение памяток читателей)
УЧИТЕЛЬ : Я поздравляю вас с праздником! Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение! На память о нашем празднике я хочу вручить вам удостоверения.
Дети : Дружный класс наш изучил
Весь Букварь до корочки.
И теперь хотим мы все
Учиться на пятёрочки!
Дети: Прощаясь с Букварём, мы не грустим,
Мы к новым знаниям спешим!
УЧИТЕЛ Ь : В добрый путь!
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех
Говорим мы: «До свиданья!»
До счастливых новых встреч!
( первоклассники поют песня «Прощание с букварём» на мелодию «До свиданья, Москва!» )
Знаем буквы от А и до Я.
Пусть с тобой мы сегодня простились,
Но простились до встреч, как друзья.
Мы тебя, наш Букварь не забудем,
Ты как первый учитель для нас.
И, когда уже взрослыми будем,
Мы детей приведём в первый класс.
(Букварь на шарах поднимается вверх)
Припев: До свиданья, Букварь!
Остаёмся мы друзьями.
Будем дружбу беречь,
До свиданья, до новых встреч!
Все хором : До свиданья, букварь, до свиданья !(машут руками, провожая букварь)
(Раздаётся стук в дверь)
-Кто там? (дети хором)
(входит почтальон Печкин)
-Это я, почтальон Печкин! Привёз посылку для 1 класса. (В посылке - торт )
Пожалуйста, распишитесь и получите.
(ученик расписывается)
-СПАСИБО!!! (вместе)
(Раздаётся гудок паровоза. Дети строятся и под песню «Мы едем, едем …» во главе с учителем покидают зал и отправляются вместе с родителями на чаепитие).
Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время мы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для нас, так и для наших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Бор Афанасьевского района
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Прощание с Азбукой»
1 класс.
Учитель: Сапегина С.П.
п.Бор, 2012г.
Цели:
- торжественно отметить прощание с азбукой
- акцентрировать внимание учащихся на изменении их положения в обществе.
- воспитывать чувство гордости и ответственности
- привлечь внимание к книге, обобщить знания учащихся о прочитанных сказках;
- воспитание у каждого учащегося активного отношения к окружающей действительности;
- развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, стремления к самовыражению;
- формирование коллектива.
Оборудование:
Оборудование : шарики, плакат «До свидания, Азбука!», костюм Азбуки, костюм Петрушки, костюмы Ошибок, фонограммы песен, таблички с изображением букв, презентация, слайды с играми, раздаточный материал для заданий в группах.
- плакаты "Азбука - ступенька к мудрости", "Кто много читает, тот много знает", "Книгу читаешь, как на крыльях летаешь";
- ободки с буквами;
- персональный компьютер, проектор, интерактивная доска.
Музыкальное сопровождение:
- песня "С чего начинается Родина?";
- "Прощание с букварем";
- музыка к танцу "Утята";
- песня "Азбука";
- песня "Чему учат в школе";
- музыка к частушкам.
Действующие лица : учащиеся, учитель, родитель, Азбука, русский язык, Родная речь, Ошибки, Петрушка, библиотекарь.
У доски – 2 парты и 4 стула. (для сценок)
Подготовка: Выполняется заготовка к конкурсу “Домашнее задание” под названием “Веселый алфавит”. Дети вместе придумывают и рисуют веселый рисунок, где “расселяют” буквы. Например, цветы на клумбе, в каждом цветке – буква; яблоня с яблоками, на которых написаны буквы и пр. Формат рисунка А3. Ребята придумывают представление рисунка. Подписываются и раздаются пригласительные билеты для гостей праздника: администрации, учителей-предметников, воспитателей детского сада, чьи выпускники сейчас учатся в первом классе. На праздник также приглашаются родители, ученики пятого класса – дети из предыдущего выпуска учителя. Выбирается ученик на роль Азбуки, готовится костюм. Например, бумажная шапочка с буквой А, плащ с нашитыми красивыми буквами, в руках – указка и книга “Азбука”.
Конкурс “Оживи букву, или Что на что похоже”.
Для выполнения этого конкурса игрокам понадобится лист бумаги А4, фломастеры и карандаши. Дети должны выбрать любую букву, придумать, на что она может быть похожа, и изобразить это на бумаге. Затем представить свой рисунок. Например, буква Л похожа на шалаш, буква Ф – на дерево.
Сценарий праздника .
Играет песня "Маленькая страна"
Родитель
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко…В чём секрет?
Учитель
Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора!
Смех и слёзы,
Радость и печаль,
С нею довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль,
Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
Ведущий 1
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня говорим
Про свои успехи.
Ведущий 2
Мы были все смешными малышами,
Когда вошли впервые в этот класс,
И получив тетрадь с карандашами,
За парту сели первый в жизни раз!
Чтец
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид -
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Чтец
За окном сверкает март,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Чтец
Чтец
Спасибо, Родина, тебе
За все заботы обо мне:
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Клип "С чего начинается Родина?" 1 куплет
Учитель
За окном снежинки пляшут,
Сказки чудные даря,
Славный праздник в 1 классе,
Праздник Букваря!
Учитель: Да, сегодня у нас праздник. Мы прощаемся с первой учебной книгой - Азбукой. И радостно, и грустно. Радостно от того, что мы не стоим, не топчемся на месте, а двигаемся довольно успешно вперед по дороге знаний. Грустно потому, что к Азбуке мы привыкли и подружились с ней, а с добрыми, хорошими друзьями всегда тяжело расставаться.
Как и на любом празднике, мы будем сегодня веселиться: петь, танцевать, играть. Но сначала совершим непродолжительное путешествие в историю.
Это сейчас дети учатся читать по азбуке, а раньше, много-много лет назад не было ни азбуки, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата Кирилл и Мефодий (слайд) создали первую славянскую азбуку - кириллицу (по имени старшего брата). Создали - придумали знаки для обозначения звуков. Они говорили: "Всем людям светит солнце, для всех идет дождь, всех кормит земля. Все люди равны перед Господом, всем нужна грамота" (слайд).
Шли столетия. И только в 1574 году (т.е. 438 лет назад) Иван Федоров написал и напечатал на станке первый русский букварь в г.Львове (слайд). В Москве первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник.
За прошедшие 438 лет азбука Федорова изменилась и отличается от современных азбук и букварей, но все они по-прежнему строятся так же: от простого к сложному; от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.
И еще - азбука и букварь - это одно и то же (слайд). Разные слова обозначают один предмет - это книга для обучения грамоте. Азбуку называют старшей сестрой букваря, т.к. само по себе это слово в русской речи появилось раньше - со времен Кирилла и Мефодия. А слово Букварь появилось позже. Но оба эти слова сложены из первых букв старославянской азбуки (слайд).
Чтец
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй праздник!
Школьный праздник!
Славный праздник Букваря!
Песня "Прощание с букварем"
Ученик
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
И первые книги свои прочитали.
Ведущий 1
А папе с мамой не понять,
Как сложно было прочитать
Нам в первый раз «Ау», «Уа» -
Такие трудные слова.
Ведущий 2
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас
Сценка Уроки (девочки за партами)
Ученики (читают)
Ель,
то-пор,
ло-па-та,
ру-ки -
Учитель
В каждой словно слышим звуки.
Звуки эти разные:
Вместе ученики
гласные, согласные.
Ученик 1
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик 2
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель
ССС-
Ученики (поднимают руки)
змеиный слышен свист,
Учитель
ШШШ-
Ученики
шуршит опавший лист,
Учитель
ЖЖЖ –
Ученики
Шмели в лесу жужжат,
Учитель
РРР-
Ученики
моторы тарахтят
Ученик
Вот досада, что им, буквам, надо?
Учитель
Встретились у Саши буква «а» и буква «м», все понятно стало всем,
Буквы ровно, прямо встали честь по чести,
И сказали дружно:
Ученик
«ма-ма», - вот, что значит вместе!
Ученик
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
Ученик
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
Учитель
Соединили мы два слова,
И предложение готово!
Ученики (пишут)
Дождь идет.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
Ученик
Выручайте, палочки, палочки – считалочки!
Становитесь по порядку в мою первую тетрадку!
Что же вы не слушаетесь? Что же плохо учитесь?
Что стоите, как попало? Мне опять за вас попало!
Учитель
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему -
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?
Дети (хором)
Тридцать три!
Ведущий 1
Мы знаем буквы, знаем слоги.
И постепенно, понемногу.
Ведущий 2
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Ученик
Почему мы наш учебник Азбукой зовём?
А другие называют книгу Букварём?
Ученик
Книгу, что знакомит с буквой
Букварём назвали встарь,
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой Букварь.
(входит Азбука)
Азбука
Здравствуйте, ребята! Очень рада повидаться с вами вновь.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Учитель
Мы рады видеть тебя волшебница Азбука! Садись, дорогая Азбука, будь сегодня самой желанной гостьей на нашем празднике. А ребята споют для тебя песню.
Исполняется песня «Азбука»
Азбука
Я пришла к вам в гости не одна. Догадайтесь с кем?
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.
К нам сейчас они спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
Дружно вылезли в окно!
Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья!
Азбука
А давайте сейчас мы исполним песню про Алфавит.
Исполняется песня «Алфавит»
Учитель
Ребята, кажется, кто-то стучится! Кто это?
Ребята к нам в гости пришёл Петрушка. Поздороваемся с ним!
Дети
Здравствуй Петрушка!
Учитель
Поздоровайся и ты, Петрушка! Видишь, публика!
Петрушка
Не вижу я никакого бублика!
Учитель
Да. Не бублика, а поздоровайся с публикой!
Петрушка
А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители. А подраться со мной не хотите ли?
Учитель
Ну как тебе, Петрушка не стыдно безобразничать. Ты у ребят на празднике, а ведёшь себя так некрасиво. У нас ведь никто не дерётся.
Петрушка
Ребята, извините меня, пожалуйста! А какой у вас праздник!
Учитель и дети
Прощание с азбукой
Петрушка
А можно я тоже буду участвовать в празднике?
Учитель
А что ты можешь нам предложить?
Петрушка
Здравствуйте, здравствуйте дорогие зрители! Состязаться со мной не хотите ли?
Учитель
А в чем состязаться?
Петрушка
Ну, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, разбросает пальто. Ну как, найдутся у вас такие ребята?
Учитель
Ну, Петрушка, скажу тебе я тебе заранее. Не нужны нам такие соревнования. Наши ребята такими делами давно не занимаются
Петрушка
Да, я пошутил
Учитель
А хочешь, соревнование проведу я?
Петрушка
Конечно!
Учитель
Тогда помогай мне. Получила я, ребята, письмо от дяди Пети из города Вежливости. В нем он пишет о детях, которые забыли вежливые слова. А вы их помните?
Дети
Да
Учитель
А ты, Петрушка?
Петрушка
Да, я самый вежливый из всех вежливых ребят!
Учитель
Ну, что ж проверим?
Видел умного ребёнка
Я на улице сейчас
Настя славная девчонка,
Настя ходит в 1-й класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова …(здравствуй)
Петрушка
Слазьте!
Учитель
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова …. извините
Петрушка
Отойдите
Учитель
А слово то какое, очень дорогое!
Дед про внучку говорил: "Экая досада -
Я портфель ей подарил, Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба, Ну сказала бы … (спасибо)
Петрушка
Я рыба
Учитель
А слово-то какое, очень дорогое!
Петрушка
Молодцы, знаете вежливые слова, а мне пора в гости и к другим ребятам. До свидания!
(Петрушка уходит. Появляются три «ошибки» в костюмах.)
1-я ошибка:
Ой, сколько здесь школьников и школьниц! Что они здесь делают? Зачем собрались?
2-я ошибка:
Я знаю, они сегодня прощаются с азбукой.
3-я ошибка:
А мы – три вредные сестрицы ошибки.
1-я ошибка:
Мы - незванные гости,
И сегодня будем вам мешать.
2-я ошибка:
И вовсе не четверки, и вовсе не пятёрки.
А лишь колы и двойки будут дети получать.
3-я ошибка:
Вы рады, что мы к вам пришли? (дети отвечают?). Так, может, вы хотите без ошибок учиться? (дети отвечают)
2-я ошибка:
Мало ли, что вы хотите. Мы потому и зовёмся незваными, что сами без спроса влезаем в любые слова и переворачиваем всё с ног на голову.
3-я ошибка:
А делаем мы это вот так:
Я- ошибка старшая, вредная и страшная,
Буквы, если верные, сделаю их скверными.
ИГРА «Буква заблудилась» (по слайдам)
Закричал охотник:- Ой! Двери гонятся за мной!
На виду у детворы крысу красят маляры (крышу)
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села (дочками)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом (коне)
Сели в ложку и - айда! - по реке туда-сюда. (лодку)
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючке попался дом (сом)
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме
Там ползёт зелёный лук с длинными усами.
Смотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке (маки)
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок. (кочкам)
Миша дров не напилил, печку кепками топил (щепками)
Азбука
Молодцы! А теперь хотите поиграть!
Ошибки
И мы хотим, и мы хотим!
Азбука
Тогда вы должны исправиться и помогать ребятам. Согласны?
Ошибки
Согласны! Согласны!
Азбука
Каждая ошибка выберет из ребят себе команду из 3 человек. Команда получает задание «Путаницу». Вы должны из набора букв составить по 2 слова. (задание на карточках для каждой команды: 1 к. - 2 названия животных жарких стран из букв О, Л, Ж, Р, Н, А, Ф, С, И. (ЖИРАФ, СЛОН), 2 к. - 2 животных севера (О, Р, Н, Е, Ж, М, Ь, О, Л - МОРЖ, ОЛЕНЬ), 3 к. - 2 птицы (О, О, О, И, А, Р, К, Т, С, С - АИСТ, СОРОКА). Проверим, как выполнили задание наши команды. Какие слова вы составили из своих букв? Молодцы! А в каком из этих слов 1 слог? В каком слове все согласные твёрдые?
А мы с вами сделаем Веселую зарядку . Я буду вам показывать карточки со словами, а вы дружно делайте то, что там написано.
(ВСТАНЬТЕ, РУКИ ВВЕРХ, РУКИ ВНИЗ, ПОТЯНИТЕСЬ, ПРИСЯДЬТЕ, ПОПРЫГАЙТЕ, ПОТОПАЙТЕ, ПОХЛОПАЙТЕ, ОБНИМИТЕСЬ, УЛЫБНИТЕСЬ)
Учитель
Сегодня не все герои смогли прибыть на наш праздник.
Они прислали нам телеграммы. Все поздравляют нас с праздником, но забыли поставить свои подписи.
Кто прислал эти телеграммы?
1. Спасите! Нас съел серый волк.
2. Я очень расстроена, нечаянно разбила золотое яичко.
3. Прибыть на Ваш праздник не могу, От меня сбежали брюки.
4. Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби.
6. Пришлите, пожалуйста, капли,
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись.
7. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. (Кот в сапогах)
8. Поздравляю с праздником. Приехать не могу, т. к. по дороге потеряла туфельку. (Золушка)
9.Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха)
10. Я круглый и румяный, Я ловкий и упрямый, В лесу я задержался, С лисою разбирался. (Колобок)
11. Поздравляю с праздником! Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар-победитель сделал мне предложение! (Муха-цокотуха)
Учитель
Молодцы ребята! Много сказок читали!
А петь вы умеете?
Частушки:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Буду очень я стараться,
Все мне, братцы, по плечу.
Только в школу подниматься
Рано утром не хочу!
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице
И по всюду славятся.
Я, друзья, готов к учебе,
И мой папа говорит:
"Станешь ты, сынок, ученым,
Будешь очень знаменит!"
Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье,
Все с уроками сидят-
Вот семейный наш подряд.
Мама просит, папа просит:
"Принеси отметку пять”.
Вы скажите по секрету,
Где же столько мне их взять?
Я девчонка боевая,
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем.
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Учитель
Что - то родители заскучали, давно они в школе учились.
Давайте -ка с ними поиграем.
Задание родителям. Составьте четверостишия, использовав рифмы.
1. мышка книжки
2. солнце оконце
3. изучил приучил
4. билет жилет
А вы любите Чудесные превращения ? Так называется очень интересная игра. Предлагаю вам в неё поиграть. Нужно из слова убрать одну букву так, чтобы получилось новое слово. Смотрим на экран. (слайды со словами УГОЛ, КРОТ, ШАРФ, ПИТОН, ПИЛОТ, СТОЛБ, МАЯК, МУХА, ПРЯТКИ, ЛАМПА ).
Со всеми словами справились. Молодцы!
Наборщик слов
Если взять большое слово
Вынуть буквы раз и два
А потом собрать их снова
Выйдут новые слова - соковыжималка (сок, мал…)
Наши буквы нам расскажут
И конечно же покажут,
Что нам азбука дала,
Как учила нас она.
Учитель
Задание: Закончите фразу:
Всё, что мы говорили – это…
Речь бывает…
Мы не можем видеть…
Что бы сделать звук видимым, надо обозначить его…
(речь, устная и письменная, звук, буквой)
Слоговица.
Рыдают буквы в каждой строчке:
От наших слов – одни кусочки.
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало.
Но если вы его найдёте,
То сразу все слова прочтёте.
Жик, -зина, - тик, - пус, -мушка;
Тина, - тошка, - та, -ман, -тон.
(Ответ: коржик, корзина, кортик, корпус, кормушка; картина, картошка, карта, карман, картон.)
Ударение.
Ударный слог,
Ударный слог,
Он назван так не даром.
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
Задание: Поставьте ударение в словах.
Варианты: Чайка, майка, гайка, папа, мама, кочан, пенал, пожар, собака, машина, малина.
Предложение.
Составьте из слов предложения.
Варианты слов: снег, светит, прилетят птицы, тает, весеннее, весна, солнце, скоро, перелётные
Задание: Составьте схемы к этим предложениям
Танец маленьких утят.
Ух, какие умные тут дети! Нет, запутаю, все перепутаю! Сказку вы читаете. А названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим.
«Снежная принцесса» - «Снежная королева»
«Желтая кепочка» - «Красная шапочка»
«Илья–царевич и серый волк» – «Иван–царевич и Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыпленок» - «Гадкий утенок»
«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»
«Стойкий железный солдатик» - «Стойкий оловянный солдатик»
«Сказка о рыбаке и рыбачке» - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Азбука
Спасибо, ребята! Пора нам расстаться. Мы прощаемся, как старые и добрые друзья. А на память о себе я вручаю вам памятные подарки – маленькие книжки.
Азбука . Да, я – Азбука, друзья!
Попрощаться к вам пришла.
Позади нелегкий труд
Медленного чтения.
Я сегодня выдаю вам
Удостоверения!
В том, что азбуку прочли.
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Прочтете вы любые книжки.
(Вручает удостоверения)
Ведущая . Спасибо, Азбука, тебе за это поздравленье.
Ребята без сомненья!
Ученик. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти»
Не надо умолять сестрицу:
«Прочти, пожалуйста, страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
Ведущая. Теперь вы сможете прочитать много интересного про нашу Родину, про людей, про приключения, про все на свете узнаете из книг. Мы вас поздравляем с первой школьной победой! Успехов вам, ребята!
Азбука. Я рада, дети, что вы умеете читать,
Но научила я вас ещё не всему.
Я привела к вам на праздник гостей.
Входят вожатые в костюмах новых учебников.
Русский язык - Здравствуйте, ребята! Я - русский язык, я научу вас грамоте писать.
Родная речь . Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что пришла к вам. Но, дорогая азбука, здесь так много детей, я боюсь, не обидят ли они меня.
Азбука. Что ты, нет. Со мной первоклассники обращались очень бережно. Дети знают, как обращаться с книгами. Мы им напомним ещё раз об этом.
1.Перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки.
2. Чтобы учебники дольше служили тебе, оберни их.
3. Нельзя писать и рисовать на книге.
4. Не загибай уголков и страниц, пользуйся закладками.
5. Соблюдая эти правила, ты сохранишь свои учебники в образцовом состоянии.
Ведущий. Я думаю, дети, что вы запомните эти простые правила и будете бережно обращаться не только с учебниками, но и с другими книгами, которые вы будете читать.
Детям вручаются учебники
Учитель: В народе говорят: «Азбука – к мудрости ступенька». И вот Вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! О чём свидетельствует грамота…
Вручение грамот
Ученик:_______________________
Без АЗБУКИ , Без АЗБУКИ,
Мне скучно было жить.
Теперь я буквы разные
Могу в слова сложить.
Как здорово, что грамота
На белом свете есть!
И у меня есть грамота:
Могу её прочесть!
Грамота на доску!
Учитель
Вы ‘’Азбуку ‘’ прочли до корки
Вам по чтению пятерки!
Ученик
Мы теперь читаем сами, знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке «Спасибо!» Расставаться нам пора.
Ученик
Нам свои страницы открывая, обучая, развлекая, веселя,
Знаний нужных нам дала немало! И теперь мы лучшие друзья!
Ученик
До свиданья! До свиданья! А на следующий год
(Азбука уходит.)
Учитель
Теперь вы ребята, все умеете, хорошо читать, вам помогла « Азбука»- первая ваша учебная книга. Впереди вас ждут много других интересных книг. Кто много читает, тот много знает - гласит народная мудрость. Не ленитесь и читайте побольше!
Ребята! У нас на празднике сегодня среди гостей Ольга Валерьевна - зав. библиотекой нашей школы.
Библиотекарь
Поздравляю вас, ребята, с окончанием «Азбуки» и посвящением в читатели! Теперь почаще заходите в школьную библиотеку. У нас есть для вас интересные книги.
Он весел и не злобен,
Этот милый чудачек
С ним хозяин мальчик Робин,
И приятель - Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мед особый нюх
Это плюшевый проказник,
Медвежонок - (Вини- Пух)
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались - это Гена,
Это Гена …(крокодил)
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного
Потому, что он не птица
Не котенок, не щенок,
НЕ волчок, не сурок,
Но заснято на кино
И известно всем давно
Эта милая мордашка
И зовется (Чебурашка)
Он на свете всех добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор (Айболит)
Но у меня еще одна гостья из библиотеки, которая хочет вам что- то сказать.
Знакомит с правилами пользования учебниками и книгами
«Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом - это так не красиво. Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где остановились, вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому, что такая погода мне вредна.
Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми!
Следите, ребята, за книгами, так как ими после вас будут пользоваться и другие ребята.
А ещё я приглашаю вас записаться и стать читателями нашей школьной библиотеки. С нетерпением жду встречи с вами.
Учитель
Спасибо, Ольга Валерьевна! Мы с ребятами обязательно придём к вам!
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И целый год мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».
Ученик
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Слово предоставляем родителям.
Поздравления родителей. Вручение подарков.
Вручение медалей.
Поздравление директора школы. Вручение дипломов об окончании изучения букваря.
Вожатые исполняют для первоклассников песню "Сказки гуляют по свету"
Праздник завершается исполнением песни "Праздник букваря".
Учитель.
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!
Учитель
Что ж, ребята! Наш праздник подходит к концу. Теперь мы с вами стали настоящими и полноправными читателями. Теперь мы можем свободно читать новую книгу, которая с нетерпением ждёт вас в классе.
Литература:
- ДОБРАЯ АЗБУКА в сказках, стихах и раскрасках - М.: «Амрита-Русь»,- 240с. - Серия «Образование и творчество».
- Б.В.Заходер. Избранное. Издательство "Детская литература", Москва, 1981
- Н.Ф. Валуйских «Прощание с букварем». Начальная школа. №12, 2002г.
- Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В.В. Волина. – М.:Просвещение.1991.
- Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. Дидактический материал по развитию речи в начальных классах: Пособие для учителя – Киев: Радяньска школа. 1990.
- Ярославцев А.Н. Здравствуй, школа! Сборник сценариев. Краснодарский городской информационный научно-методический центр. – Краснодар. 1994.
- Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Ярославль, Академия развития. 2001