Одна из самых любимых во всём мире. Взрослые и дети с надеждой и верой в светлое будущее ждут заветного боя курантов. Несмотря на общий восторг и благоговение, каждый отдельно взятый народ по-разному проводит предновогодние и праздничные дни. Свои традиции, навеянные прошлым и продиктованные настоящим, имеются и у славянского народа. Мы, объединённые богатой историей, языческими корнями и высокой духовностью, не всегда знаем, корни обычаев.
История Нового года у славян
Традиция отмечать пришествие нового года пришла от Древних римлян. Новаторы во главе с Юлием Цезарем начали отмечать переход старого года к новому именно 1 января ещё в 46 году до нашей эры. Как и сам месяц, так и праздник были посвящены богу Янусу, покровителю всего обновлённого, символу симбиоза уходящего и грядущего.
Славяне отмечали переход к новому году сначала 1 марта, когда, после затяжной зимы, природа обновлялась и возрождалась. Позже праздник переместился на 1 сентября, под влиянием Византийских традиций и как способ воздаяния за богатый урожай. 20 декабря 1699 года царь Пётр I издал указ, согласно которому праздник Нового года перешёл на 1 января, как и в европейских державах. Отошли на задний план жертвоприношения, дары богам и прочие языческие детали. На смену им появилась нарядная ёлка, подарки, шумные празднования и гулянья. Но, не смотря на европеизацию, некоторые детали рождественско-новогодних святок крепко отпечатались в привычках потомков славян.
Добрый дедушка с большим мешком
Пожалуй, главный символ Нового года - Дед Мороз. Мы так привыкли к тому, что добрый дедушка приходит к каждому в дом и за стишок дарит подарки послушным деткам. Даже некоторые взрослые, воодушевлённые надеждой на чудо, пишут письма и ждут звона бубенцов на упряжке лошадей.
История этого образа уходит вглубь веков. Ещё у древних славян был дух, который приносил в деревни холода и снег. Отсюда и сказания про Морозко, который, к слову, также одаривал добрых и честных людей, если им случалось встретиться. Дары не обязательно были материальными. Лучшим подарком для земледельцев, коими и были большинство славянских селян, становился урожай. А на эту особенность отлично наслаивалась примета: «Чем холоднее и злее зима, тем больше уродит земля». Духа приглашали в дом, особенно в дни Святок. Излюбленные нами блины и кутья раньше служили исключительно как угощение для седого дедушки, которого обязательно нужно было задобрить.
После прихода советской власти многие традиции Руси и Царской России были упразднены и объявлены вне закона. Это коснулось и образа духа холодов и снежно белой чистоты. Только в 1935 году, после указа советских секретарей, в дома вернулся Новый год и вместе с ним Дед Мороз.
Образ быстро нашёл свою популярность и аудиторию, персонаж обрастал деталями и особенностями. Так, рядом с Дедушкой появилась Снегурочка. Писатели, режиссёры и художники весьма часто использовали образ юной красавицы и помощницы добряка. А ведь корни Снегурочки не самые добрые. Это также относится к языческим чертам славян. Чтобы задобрить духа леса и холодов, ему часто приносили в жертву девственниц, привязывая их к дереву в чаще леса в самый лютый мороз. Девушки замерзали и принимали вид заснеженных призрачных силуэтов. С приходом цивилизованности и христианства на Русь эта традиция ушла в небытие. Но, как и многие другие детали, образ красивой юной девушки рядом с духом холодов остался. Со временем он сгладился и превратился в гуманный, тёплый образ сперва дочки, а после – внучки Деда Мороза.
Подарки под подушкой от Святого
Другой мужской персонаж зимних праздников у многих славян – Святой Николай. Каждый год, 19 декабря, детишки просыпаются рано утром и с воодушевлением заглядывают под подушку в поисках гостинцев. Существует поверье, что послушным деткам Святой Николай приносит сладости, а непослушным – лозину.
Традиционно день памяти Николая Чудотворца отмечался во вполне рождественских традициях. Хозяева наводили порядок в доме и во дворе, варили пиво и узвар, пели песни и устраивали масштабные гулянья. На территориях, приближённых к и , было принято устраивать ряженые прогулки, схожие с рождественскими колядками. Главный в группе молодой человек наряжался Святым Николаем, остальные – в нарядные костюмы. Все вместе они ходили по дворам и угощали деток сладостями и фруктами. Образ Чудотворца был отличным помощником для влюблённых юношей – через наряженного Николая они передавали подарки своим любимым девушкам.
Святочные гулянья
Святки, как отдельный эпизод новогодних традиций, уже настолько привычен и смешан с современными идеалами, что мало кто помнит, с чего всё начиналось. Издревле период между и Крещением отмечали в сопровождении гаданий и больших гуляний. Празднично наряженные люди заходили в любой дом, шутили, пели песни и поздравляли хозяев с праздниками. Во время Святок молодёжь позволяла себе расслабиться и пуститься в разгул. Песни и танцы были эмоциональными и порой даже содержали элементы пошлого и грубого. Но в этот период на такие шалости даже церковь закрывала глаза – гулянья считались важным ритуалом и традицией для засидевшегося в холодах народа.
Танцы, песни, обмен новостями и сказаниями - важные детали коммуникации. От этих привычек пошла традиция, когда Дед Мороз просит детей читать стихи, танцевать, петь или демонстрировать свои таланты за подарок.
Добрий вечір тобі, пане господарю!
Все мы с детства знаем наизусть строчки «Щедрик-ведрик» и осознаём предназначение зёрен пшеницы. Щедровки, колядки и посевание – очаровательная и максимально атмосферная традиция зимних праздников.
Видео - современный колядки
Щедруют обычно вечером перед Рождеством, 6 января. Ещё со времён Киевской Руси группы молодых людей ходили по домам и пели традиционные песни, желая хозяевам дома богатства, процветания, хорошего урожая и благополучия. Также, в текстах описывались библейские мотивы – истории о рождении Христа, о его благословении и прочих деталях Святого писания. Долгое время щедровки были традиционным песнями, которые служили для призыва весны. Поэтому до сих пор в некоторых текстах можно услышать слова о ласточках и кукушках.
Колядовать принято на Старый Новый год, 13 января. Традиции колядок весьма похожи на щедровки – молодые люди ходят по домам, воспевают Христа и желают благополучия хозяевам. Предыстория колядок уходит в Древнюю Русь. 25 декабря отмечали Коляду – день, когда на смену старого Солнца приходит новое. Песнями-колядками язычные славяне отпугивали злых духов, жаждущих съесть новое Солнце. Колядки были также призваны рассказать всем окружающим о том, что на небе взошло новое светило. Именно отсюда и появились в строчках слова о солнце, звёздах. Позже, когда на территорию Руси пришло византийское христианство, традиции Святого писания надёжно вошли в обряды язычников. А наряды колядующих стали более христианскими и каноничными. Неизменной осталась только традиция желать добра и благополучия. А вместо восхождения нового Солнца гости пели о рождении Христа.
Посевание завершает эту торжественную праздничную делегацию на следующий после колядок день. Утром 14 января мужчины и парни ходят по домам в сопровождении песен и стихотворных пожеланий благополучия, засевают или попросту засыпают дворы и дома зёрнами пшеницы или ячменя. Этот символ не изменил своего значения – таким образом якобы засевается новый урожай. Это должно стать прообразом благополучия и богатства в будущем году.
Суженый-ряженый?
Пожалуй, самым волшебным и загадочным моментом рождественско-новогодних праздников являются гадания. Невзирая на возрастающий уровень атеизма и скептицизма в мире, девушки продолжают гадать на суженого и пытаются узнать будущее. Мистификация гаданий имеет длинную историю. Всё достаточно просто – считается, что в момент окончания года все двери открываются, чтобы старые духи ушли и освободили место новым. И именно в этот момент поднимается таинственный занавес между нашим и потусторонним мирами. К тому же, на рубеже прошлого и грядущего годов можно с лёгкостью узнать своё будущее.
Видео - традиции святочных гаданий
Видов гаданий существует масса. Начиная от самой известной попытки встретить суженного в рождественское утро, попросту выйдя на улицу и спросив имя у первого встречного мужчины. Ещё наши пра-пра-прабабушки верили, что именно это имя и будет носить ваш будущий супруг.
В ночь перед Рождеством девушки выливают олово или воск. Для этого в таз наливается вода. Настроившись на «астрал», девушка капает воском с освещённой свечки на гладь воды. А после пытается разобрать образы, которые застыли на холодной поверхности. Значение символов давно канонично и однозначно, поэтому в толковании можно воспользоваться опытом предков.
Другой, более старинный вариант гадания – принести в дом петуха. Выложить на столе кусочек хлеба, горстку золы, уголёк, немного крупы и ножницы, поставив рядом мисочку с водой. Затем понаблюдать за птицей – на что она обратит своё внимание. Если на золу, то муж будет табачником, если на хлеб или крупу – то ухажёр будет богат, если на ножницы – пророчит выйти вам замуж за портного. Если петуху вздумается попить воды, то муж будет в путах зелёного змея, а если клюнет ножницы – девушка вовсе не выйдет замуж.
Много и долго ещё можно говорить о новогодних и рождественских традициях. Но, пожалуй, самым главным и важным образом этих праздников является доброта и всепрощение. Люди издревле желали друг другу благополучия, богатства и счастья. А в Новом году стремились забыть всё плохое и продолжить всё хорошее. Это единственное, к чему стоит стремиться!
Наши предки тоже любили широко отмечать Новый год. А знаете ли вы, когда и как они его встречали? К какому событию был он приурочен, какие обычаи тогда существовали, и зачем нужно было сжигать полено?
Удивительно, что традицию отмечать новый год можно найти у всех народов на всех континентах. Мало того, этот праздник пришёл к нам из глубокой древности. И со временем он не только ни умер, но и обрёл глобальный, мировой масштаб. И если сейчас люди разных культур встречают новый год практически одинаково, то раньше они праздновали его по-разному. Где-то его отмечали широко, а где-то скромно, где-то он имел сакральное значение, а где-то «гражданское». А какое значение он имел в жизни наших предков?
Когда отмечали наступление нового года?
В древности календарь был нужен людям ничуть не меньше, чем нам сейчас. Все посевные работы проводились согласно нему. Знание времени было важно также для охотников и рыболов, для бортников и скотоводов. Правда, календарь тогда хранили не на бумаге, а в голове, а даты определяли по природным приметам. И, естественно, он совсем не совпадал с тем календарём, который мы ведём сейчас.
В самой глухой древности наши предки пользовались лунным календарём. Доказательством тому служит само название 12-ти циклов в году: месяцы. Но позже, когда славяне широко освоили земледелие, в их жизни стало играть большую роль солнце. Календарь изменился, и все праздники были привязаны к положению на небе дневного светила.
Приходом весны, лета, осени и зимы считались дни равноденствий и солнцестояний. То есть каждое 22-ое число марта, июня, сентября и декабря. А наступление нового года отмечалось в марте и в сентябре. Эти две даты существовали параллельно на разных территориях. Весенний новый год назывался новолетием, так как этот праздник знаменовал приход нового лета, то есть нового рабочего сезона.
Но большинство наших предков предпочитало сентябрьскую дату. Почему? В этот период заканчивались почти все полевые работы, поспевал урожай в огородах и в садах: наступало время отдыха и изобилия. Когда ещё устраивать праздник, как не в это время?
Славянский Новый год
Славянский Новый год (и весенний и осенний) имеет более давнюю историю, чем тот, который мы отмечаем по григорианскому календарю. Вспомните, царь Пётр Великий ввёл его только в 1700-ом году, а это значит, что мы встречаем праздник по новому образцу только 317 раз. Ничтожно малое чисто в сравнении с многовековой традицией наших предков!
С праздником наших предков связано множество традиций, поверий и обычаев. Например, не к добру считалось начинать новый год не прощённым, с обидами и с долгами. Поэтому накануне праздника нужно было уладить все ссоры и вернуть долги (в том числе оброки и дани). Также считалось к добру переехать в новый дом именно к этому празднику.
В последний день уходящего года славяне ранним утром обходили все свои поля и пели заклинательные песни, которые должны были помочь в наступающем году поспеть хорошему урожаю. Обход сопровождался весёлыми шутками и плясками.
Вечером последнего дня хозяйки дома гасили в печи огонь, а затем проводили обряд зажжения нового огня. Если он разгорался быстро, то это означило, что будущий год будет счастливым. И, также как мы сейчас, наши предки навещали родных и знакомых, а вечером накрывали богатый стол.
В 1492 году государство официально утвердило дату наступления нового года по юлианскому календарю: 14 сентября. Этот праздник назывался Первым днём во году, а Новолетием стали называть религиозный праздник. С тех пор новогодние гуляния повсеместно проводились в сентябре.
Зимний славянский праздник
Но и в середине зимы у наших предков был весёлый праздник, похожий на наш нынешний Новый год: Коляда. Что это за праздник?
Он приходился на 22 декабря, то есть, опять же, на зимнее солнцестояние. В это время наблюдается самый короткий день в году и самая длинная ночь. Поэтому, видимо, славяне считали, что именно в этот день умирает «старое» солнце и рождается «новое». Смысл самых древних, языческих колядок состоял в том, чтобы восславлять новорожденное дневное светило и желать добра всем своим близким. В ночь на 23 декабря было принято надевать лучшую одежду, гадать, накрывать стол для гостей и петь особые песни, выражающие пожелание добра и счастья. Также наши предки разводили костры и сжигали на них большое полено, символизировавшее «старое» солнце, уходящий год и все несчастья. Чем ярче горело полено, тем урожайнее будет следующее лето.
С приходом христианства появилось поверье, что в эту ночь из потустороннего мира к нам приходят духи умерших и всякая злая нечисть. И значение колядования – хождения по улицам и распевания песен – изменилось. Теперь молодые люди и дети наряжались и пели песни для того, чтобы прогнать или напугать нечисть. Но, в основном, традиции праздника остались теми же, только обрели религиозную основу.
С введением нового календаря в 1700-ом году, когда празднование Нового года перешло с сентября на январь, традиции славянского Новолетия и Коляды сплелись. Не правда ли, древние традиции напоминают наши современные?
Напоследок…
По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год – год Крадущейся Лисицы. Удачное время для смелых и предприимчивых людей, для начала новых дел, особенно тех, что касаются финансового вопроса.
В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября. Но так было не всегда, если обратиться к истории древних славян, можно узнать, что и эта дата была временной.
В пору языческой Руси существовало некое подобие этого праздника, хотя называлось оно несколько иначе – новолетие. Как же встречали новый год наши предки, и в чем заключалась суть праздника?
В языческие времена люди верили в целый пантеон Богов и центральной фигурой, конечно же, было солнце. Язычники связывали свою жизнь, традиции, обряды со сменой времен года, а солнце здесь является ключевой фигурой, ведь оно греет и светит, а значит, дает жизнь. Солнце имело, по мнению славян, 4 стадии жизни:
— только родившееся после длинной зимней ночи, именуемое Коляда;
— наполняющееся силами весеннее-Ярило;
— окрепшее летнее-Купайла;
— дряхлеющее осеннее-Световит, которое в конце умирает.
От этих стадий, привязанных к важным астрономическим явлениям, и отталкивались язычники в своем летоисчислении и проведении праздников. Нужно отметить, что основной целью пиршеств было задабривание Богов, чтобы те проявили свою милость в предстоящем году. У язычников было 4 праздника, 2 из которых чем-то напоминают современный новый год:
— встреча Коляды–празднование-приветствие вновь народившегося солнца;
— Комоедица–праздник пробуждения всего живого, когда Ярило побеждает зиму.
Как праздновали Новый год славяне?
Поверья древних славян гласили, что в конце месяца студень (декабрь) Световит теряет свои силы и умирает, чтобы затем вновь народиться младенцем Колядой. Длилось такое перерождение 12 дней, а самая продолжительная ночь в период зимнего солнцестояния, когда Световит уже умер, а Коляда еще не родился, считалась загадочной и страшной. В такое время, когда обретали силу темные сущности и духи, а люди оставались без покровительства своего солнечного Бога, древние старались держаться вместе с племенным родом и устраивали веселые застолья, для отпугивания нечисти.
Чтобы помочь родиться Коляде, в период зимнего солнцестояния зажигались большие костры, которые должны были гореть все 12 дней. Существовала традиция, по которой ненужные старые вещи сжигали в огне костра, готовясь встретить молодое солнце обновленными.
Слово колядки, которое сегодня знает каждый, образовалось именно в языческие времена. Тогда люди пели хвалебные песни Богу — Коляде, а также песни, которые помогут ему победить злых духов. Исследователи предполагают, что язычники украшали дома колючими еловыми ветками также, чтобы отпугнуть нечисть. Существовал зимний дух – Студенец или Колотун, который насылал лютые морозы, покрывал реки и озера льдом. Его славяне старались задобрить, ведь суровая зима в те времена была большим испытанием, часто люди умирали от холода и голода. Для задабривания духа у окон выставляли угощения кисель, кутью и блины.
Рождение Коляды знаменовало начало начал, поэтому люди старались прибрать свои дома, надеть новую одежду и приготовить много угощений. На протяжении всех дней праздника люди проводили обряды .
Откуда пошла Масленица?
Многие элементы Коляды перешли затем в христианство. На какие-то моменты официальная церковь закрывала глаза, а какие-то ритуалы тщательно пыталась искоренить. Вторым важным мероприятием древних язычников на Руси была Комоедица, которая начиналась в день весеннего равноденствия. По поверью, в этот период Бог — Ярило, набравшись сил, побеждал зиму, которую символизировала Марена или Мара — чучело, которое делали из соломы, наряжали в женские наряды, а затем сжигали. Считалось, что это поможет прогнать зиму и природа пробудится ото сна.
На протяжении всей Комоедицы люди устраивали застолья, различные игры, состязались в силе и ловкости, молодые люди в это время присматривали себе пару. Главным символом солнца считались ароматные круглые лепешки, которые затем заменили блины и ватрушки. В каждом доме их пекли в большом количестве и угощали друг друга.
В языческой мифологии Велес – Бог которому приносили подношения перед началом сельскохозяйственных работ. Язычники верили, что он может показываться людям в образе медведя, поэтому косолапого особенно почитали. В Комоедицу славяне относили первые выпеченные блины в лес и раскладывали их на видных местах, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи полакомились этими дарами.
Интересен тот факт, что привычное сегодня выражение «первый блин комом», пошло именно из язычества и имеет совсем не тот смысл, который в него сегодня вкладывают. В древности медведей называли комами, а первые блины по обряду доставались именно им, отсюда и пошло выражение, что первый блин – комам.
Славяне с нетерпением ждали наступления теплых времен, чтобы начать трудиться в поле и обеспечить себя пропитанием на последующую длинную зиму. Кроме этого, в теплое время года было множество других забот: запасти дрова впрок, подготовить к следующей зиме свои жилища и сараи для животных. Поэтому по окончании веселых и шумных гуляний люди сразу приступали к работе, надеясь на то, что достаточно задобрили Богов и те не оставят их в трудный час.
Историки склонны полагать, что именно Комоедицу можно считать древним языческим новым годом. По сути, у славян год делился на зиму и лето и после весеннего равноденствия, когда Бог Ярило побеждал холод и снег, у них наступало новое лето или новолетие. Позже Комоедица трансформировалась в Масленицу, которая широко отмечается и по сей день, а Коляда стала частью рождественских и новогодних ритуалов у христиан.
В давнюю-давнюю старину, у наших пра-пра-пра бабушек и прадедушек, древних славян, были свои традиции отмечать праздники. Мы их можем помнить из сказок, которые рассказывали нам наши бабушки, а также из сборников русских народных сказок, которые дошли до наших дней. Древние традиции несли в себе народную мудрость. Ведь славяне, наши предки, знали очень многое, жили в гармонии с природой, и дружили с разными зверями и птицами, даже знали их язык! Помните, как Ивану царевичу помогали и медведь, и щука, и сокол в небе, чтобы освободить Василису из Кощеева царства? «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»- так заканчивалась практически каждая народная сказка. Поэтому сейчас, прислушиваясь к нашим сказкам, мы можем многое узнать о нашем народе, о том, какими знаниями и умениями владели наши предки.
А как же раньше отмечали зимние праздники наши предки? Ведь традиция отмечать новый год 1 января пошла только после указа Петра 1! А до этого новый год встречали в сентябре, а совсем в древности - в марте, в день весеннего солнцестояния.
И что, получается что наши прабабушки и прадедушки зимой не веселились, не наряжали елку, не накрывали стол, не созывали гостей?
Давайте вернемся в то далекое время и посмотрим, как же переживали суровую зиму наши предки?
Оказывается, встречать зимние праздники в древности начинали уже 24 декабря – именно в этот день стартовали Коляды, а за ними Большие Велесовы Святки. В это время, по поверью, открывались врата между реальным миром и миром духов – миром Яви и миром Нави. И важно было найти общий язык со сверхъестественным – у сил добра попросить процветания и защиты, а силы зла - как следует задобрить подарками.
У славян сказочным деревом всегда считался дуб. И именно на дуб вешали подарки для добрых и злых духов. Помните, у А. С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Дуб – это могучее дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия, священное дерево бога Перуна. Дуб давал людям энергию и защиту. Первый хлеб пекли из дубовых желудей, растирая их в муку.
Петр 1 внес свои изменения и в традиции празднования Нового года. Он повелел по западному образцу украшать дома и ворота еловыми и сосновыми лапами. Традиция прижилась быстро, т.к. именно ёлки и сосны зимой оставались зелеными, радовали глаз, и наряжать их понравилось всем детям и взрослым.
В старину ёлку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами, красными рябиновыми гроздьями и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная, пятиконечная.
31 декабря, последний день уходящего года, отмечался славянами как Щедрец. В этот день хорошо бы навестить своих родных. Щедрец славен щедро накрытым праздничным столом. Перед пиром было принято повеселить народ песенками – «щедровками». Состав ряженых был такой же, как и на Коляде.
Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!»:
За сеньми, сеньми там за новыми
Щедрый вечер, добрый вечер,
Стоит светлица новорубленая,
У той светлицы четыре оконца:
В первом оконце - да ясное солнце,
В другом оконце - да ясный месяц,
В третьем оконце - да темная туча.
Ясное солнце - то женка его,
Ясный месяц - то сам хозяин,
Что мелки звезды - то детки его,
Что темная туча - то жито его.
А с коренечка - коренистое,
А с соломинки - стебелистое,
А с колосочка - колосистое.
А дай же, Боже, пану хозяину
Ой, жить-быть, пиво варить,
Пиво варить, сыновей женить,
Дочек замуж отдавать.
Щедрый вечер, добрый вечер!
Главным символом процветания и щедрости на праздничном столе славян был запеченный румяный поросенок, поскольку «свинина» означает «плодородие», от санкритского – «рождать».
1 января отмечается День Морока (Мороза), который в древние времена ходил по деревням и насылал крепчайшие морозы. Со временем, дедушка стал добрым и щедрым, заботиться о детишках, раздаривая подарки.
С 1 по 6 января славянами отмечались Велесовы Дни или Ворожные Вечера. Это была вторая часть 12-дневных колядок, и она была посвящена домашним животным – потому и связана с именем Велеса, покровителя скота и пастухов. По традиции в это время ряженые отправлялись ходить по домам и колядовать. Колядовать любят и дети, и взрослые. Очень хорошо, если соберется для этого дружная компания. Традиционно колядующие рядились в костюмы зверей – медведя, быка, козы, в вывернутые мехом наружу тулупы и маски – чтобы нечистая сила их не узнала.
Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег.
Ребятишки получают в награду копейки и пряники – “козульки” – фигурки коней, коровок, оленей, овечек, птиц.
Безусловно, главным праздником зимушки – зимы является Рождество, которое отмечается с 6 на 7 января, по православному календарю. Любопытно, что как раз 6 января, в Турицы Зимние заканчиваются Велесовы Дни, закрываются врата Нави, нечистая сила отправляется домой, и на земле воцаряется порядок.
В обрядовой стороне рождественских мистерий важное место занимает так называемый вертеп, который историографы считают ни много ни мало – предтечей театра.
Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.
Традиционно вертеп представлял собой двухуровневый ящик, иногда выглядящий как макет дома или церкви с крестом на крыше, с отсутствующей передней стенкой – на втором его этаже разыгрывались библейские сюжеты, а на первом – мирские сценки и житейские анекдоты. Вертепы переносились из дома в дом, с площади на площадь, и там, перед честным народом, разыгрывались представления.
В настоящее время более всего известны статичные вертепы.
В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца
Зима ко двору приходит, не спрашивает. У нас, у северян два друга - мороз да вьюга. А вы, молодежь, зимою ждете праздника главного своего - Нового года. Да только праздник этот не по правде сейчас отмечают. Не о том гуляют, да и не тогда вовсе. По заветам, навязанным правителями иноземными. Мы, люди северные, холодом закаленные, все об истинных праздниках помним, для потомков своих обычаи да обряды заморозили. Вот и тебе, добрый человек, сегодня расскажу про Новый год по славянскому календарю. Когда встречали? Как гуляли? Кого прославляли? А то ведь сейчас молодые думают, что их Новый год он и есть славянский. Кривда это! Вот послушай меня, старую, авось и истоки свои припомнишь.
Был ли новый год у славян?
Ты, мил человек, сначала уясни, что у славян такого слова «год» и не было вовсе. Это слово заморское, нашей природе доселе неведомое. А у нас издревле время мерили летами. Потому мы и спрашиваем до сих пор: «Сколько тебе лет?» А повести о временах былых да славных зовем «летопись». Отсюда и праздник - Новый год по славянскому календарю мы зовем не иначе, как Новолетьем. То это и значит, что одно лето проходит, да другое подменяет. А что лето для мирянина? Работа тяжелая, на прокорм семьи. А то зима потом спросит, что твое лето приносит. Не зря у нас на севере говорят: рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова!
Вот когда весь хлеб уберут, можно и отдохнуть, да гулянье лихое развернуть! Вот и получается, что Новый год по славянскому календарю праздновали опосля сбора урожая - то бишь 21-22 сентября, прямо в день осеннего солнцестояния. С того дня дело к зиме идет, солнце ясное все реже видно. Стало быть, год кончается, а зима начинается. Люд честной собирался, жег костры высокие, хороводы дружные водил, да Богов щедрых прославлял. Как издавна говорят - делу время, а потехе час.
Новый год - Коляда?
А зимой-то другой праздник славяне встречали - Коляду. То рождение нового солнца зимнего, а с ним и Бога Коляды. Этот день тоже можно звать Новым годом по славянскому календарю, ведь, по поверью священному, Солнце новое рождалось, тьму побеждало и жизнь сызнова начиналась.
Вот так мы и жили, могли и два Новолетья справить. А то и три - ещё и приход Ярило Весеннего ждём! А отчего ж не справить, когда по законам истинным живется, с природой да с предками мудрыми в ладу. Все вернее, чем в абы какой день отмечать от невежества, как сейчас принято. Я тебе дело толкую, ты слушай меня, старую! Многое позабыто, но многое и помнят еще, особенно в северных краях наших. Мы, славяне, как никто традиции чтить да хранить умеем, потому знаем, что сила истинная в роде да в поколениях детей наших. Потому-то руки наши сильные, да головы светлые могут обычаи славянские правдивые воссоздать, да потомкам передать. И заживем сызнова по совести, да с Богами в ладу.
Иль не согласен со мной?
Такой вот сказ вышел про Новый год по славянскому календарю или лучше сказать - Новолетье. А ты, поди, думал, что славяне тоже 31 декабря старый год провожали? Иль не согласен со мною в речах моих? Ты не криви душой, добрый человек, спорь, вопрошай, я все секреты славянские знаю, все тайны в летах своих храню. Все тебе как на духу расскажу!
Во благо!
Зима ко двору приходит, не спрашивает. У нас, у северян два друга - мороз да вьюга. А вы, молодежь, зимою ждете праздника главного своего - Нового года. Да только праздник этот не по правде сейчас отмечают. Не о том гуляют, да и не тогда вовсе. По заветам, навязанным правителями иноземными. Мы, люди северные, холодом закаленные, все об истинных праздниках помним, для потомков своих обычаи да обряды заморозили. Вот и тебе, добрый человек, сегодня расскажу про Новый год по славянскому календарю. Когда встречали? Как гуляли? Кого прославляли? А то ведь сейчас молодые думают, что их Новый год он и есть славянский. Кривда это! Вот послушай меня, старую, авось и истоки свои припомнишь.">