Сценарий детского народного фольклорного праздника
«Деревенские посиделки»
Цели:
1. Познакомить детей с русским народным устным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям родного края,
3. Развивать внимание, память.
Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.
Слова ведущего:
"Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Похожа она у нас на деревенскую избу, не хватает только большой русской печки, такой как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные и пуховые нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. Тогда ребята не было телевизоров, компьютеров, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.
Слова хозяйки:
"Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"
Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"
Слова хозяйки:
"В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки".
Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:
Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Иглы нет.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался.
Слова хозяйки:
"Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан- это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его. А мы продолжаем слушать небылицы в лицах".
Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он не пускает!
Сынок, сходи за водицей на речку!
Брюхо болит!
Сынок, иди кашу есть!
Что ж, раз мать велит - надо идти.
Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Слова мальчиков:
Что ваши девчата делают?
Шьют да поют!
А матушки?
Порют да плачут.
Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи да в шубе согреться можно.
Слова хозяйки:
"Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!"
Парни приглашают девочек в круг на игру.
Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)
Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Мальчики:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Мальчики:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Мальчики:
"В нашем полку прибыло, прибыло."
(2 раза.)
Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.
Две девочки читают частушки перед исполнением пляски:
– Эх топни, нога
Топни правенькая,
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
– Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
– Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
– Сидит ежик на березе-
Белая рубашка.
На головке- сапожок,
На ноге- фуражка.
– Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.
1 девочка:
"Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник".
2 девочка :
"Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки."
Слова хозяйки:
"Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле - сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки".
Мальчик:
– Акуля, что шьешь не оттуля?
1 девочка:
– А я, батюшка, еще пороть буду.
Слова хозяйки:
"Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?"
(угощает гостей конфетами)
Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
(Слова и музыка народные)
– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
– Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.
– Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
– Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Мальчик:
"А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"
Звучит песня «Ах вы сени мои сени», мальчики и девочки исполняют танец.
Две девочки:
– На улице две курицы
С петухом дерутся.
– Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
«Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Как нам жалко петуха!
Мальчик:
"А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"
Слова хозяйки:
"Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»
Дети, взявшись за руки, ходят, вокруг сидящего в центре,и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Девочка:
"Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?"
Мальчик с самоваром:
"Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!"
(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)
Девочка:
"Не красна изба углами,
А красна пирогами!"
Слова хозяйки:
"Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!"
Слова ведущей:
"Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!
Действующие лица:
- Ведущий
- Ведущая
- Хозяин дома
- Хозяйка дома
- Осень
- Октябрь
- Покров
- Параскева Пятница
Ход праздника.
- Хозяин и хозяйка встречают гостей:
Хозяин: Здравствуйте, гости званые и желанные!
Хозяйка : Добрый день!
Хозяин : Гость на гость – хозяину радость.
Хозяйка : Просим в избу: красному гостю – красное место.
Хозяин : Будьте как дома, присаживайтесь к столу.
Хозяйка : Чайку откушать да нас послушать, милости просим на наши посиделки.
Хозяин иХозяйка: Всех приглашаем! Душевно встречаем!
Уходят, появляются ведущие
- Ведущий и ведущая говорят по очереди :
Ведущая : В эти дни все чаще вспоминаются пушкинские строки:
Ведущий : Октябрь уж наступил – уж рожица отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей
Ведущая : Дохнул осенний клад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…
Ведущий : Сегодня наши посиделки посвящены осени, народным праздникам и приметам октября.
Ведущая : Десятый месяц года – октябрь в старину называли позимником, листобоем, грязником, свадебником.
Ведущий : Октябрю посвящено много пословиц и поговорок. Я предлагаю провести небольшой конкурс.
Ведущая : Мы будем называть первую половину пословицы, ваша задача – продолжить (Читают пословицы по очереди )
- Сентябрь пахнет яблоками, октябрь…
(капустой)
- В октябре – ни на колесах, ни на…
(санях)
- В октябре до обеда осень, а после обеда…
(зима)
- Быстро тает октябрьский день – не привяжешь…
(за плетень)
- Октябрь месяц ненастья – начало семейного…
(счастья)
- В октябре на одном часу и дождь и…
(снег)
- В октябре только ягод, что…
(рябины)
- В октябре с солнцем распрощайся, ближе к тучке…
(подбирайся)
- Плачет октябрь холодными…
(слезами)
- Октябрь – месяц близкой…
(пороши).
— Молодцы ребята!
3. Выходит Осень :
— Осень — удивительное время года. Многие поэты посвятили этой поре свои стихи. Для вас – литературная викторина. Я буду зачитывать строки из популярных стихов об осени, а вы будете угадывать, чьи это стихи.
- Унылая пора! Очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса… (Пушкин)
- Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… (Тютчев)
- Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу… (Майков)
- Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком… (Есенин)
- Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца… (Плещеев)
- Осень! Обсыпает наш бедный сад,
Листья пожелтелые на ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Толстой)
4. –Ребята, а сейчас отгадайте- ка загадки про меня!
- Пришла без красок, без кистей
И перекрасила все листья. (Осень)
- Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и веркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)
- Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено. (Хлеб)
- Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
- Маленький-удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (Гриб)
- Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
— Молодцы ребята!
5. Осень уходит, появляется Октябрь:
— Октябрь отличен не только пословицами, поговорками, стихами, но и различными народными приметами, позволяющими предвидеть, какая ожидается зим и что нас ждет весной. Народные приметы вот на этих листочках. Ваша задача – соединить обе части, т.е. подобрать пары. Мне нужны добровольцы. Кто желает?
- Если лист с дуба и березы упал чисто – к легкому году,
А нечисто — строгой, суровой зиме.
- Октябрьский гром –
Зима бесснежная.
- Осенний иней –
К сухой и солнечной погоде.
- В октябре луна по кругу –
Лето сухое будет.
- Если лист ложится на землю изнанкой –
К урожаю.
- Если много орехов, а грибов нет –
Зима будет снежная и суровая.
6. Выходят ведущие:
Ведущая : На октябрь приходилось много обычаев и обрядов.
Ведущий : Так, к примеру, 8 октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на закваску, устраивали посиделки с угощением капустой.
Хозяин с кочаном в руках
Хозяйка : Уж вы, кумушки, подруженьки мои!
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капустку порубите,
Пособите-ка ее мне, усолите.
Хозяин : Уродилась на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня там ищи!
Хозяйка : Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? Правильно, на голову. По-латыни «голова» называется капуста. Отсюда и произошло название капуста. С давних пор капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно засолить, заквасить, запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша — пища наша.»
Хозяин : «Где щи, там нас и ищи». А ведь родина капусты – это берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась на чужой земле? На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться, зато привольно ей на русской равнине, где осенью и летом частые дожди, ведь за сутки капуста испаряет полведра воды. Насчитывается более ста видов капусты.
Ведущая : Из капусты варят щи,
А какие вкусные
Пирожки капустные!
А ребята шалунишка
Любят кочерыжки.
Ведущий : Предлагаю провести конкурс загадок о капусте. Кто больше назовет, тот получит приз. А если не знаете, то нас послушайте:
- Сидит на грядке,
Одета в шумные шелка
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полведра
- Был ребенком – не знал пелёнок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.
- Вот на грядке новая загадка –
Сто листов, а вовсе не тетрадка.
- Стоит Ермошка,
На одной ножке,
На нем сто одежек,
Не шиты, не кроены,
Все в рубцах.
(кочан капусты)
7. Ведущий : — Приз наш сладкий, ароматный,
Удивительно приятный!
Подходите, получите,
Лишь считалку предъявите.
Ведущая : — Кто из вас знает больше считалок?
- Катилось яблоко
Мимо сада
Мимо града.
Кто поднимет
Тот и выйдет
- Месяц – заяц
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто возьмет –
Вон пойдет.
- Трынцы, брынцы, бубенцы
Раззвонились удальцы
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон
- За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замок отомкни.
- Под горою у реки
Живут гномы – старики,
У них колокол весит,
Позолоченный звонит.
Диги-лиги, диги-дон –
Уходи скоре вон.
8. Выходит Покров:
— Здравствуйте, люди добрые! С давних пор на Руси 14 октября празднуется Покров-день. Считают, что Покров приносит на землю белое снежное покрывало. Существует такая легенда, связанная с происхождением Покрова-дня.
В 910 году враги осадили Константинополь, и ему грозило разорение. И вот в ночь на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, Андрею и Епифанию, известным своей святостью, явилась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородица стояла в воздухе и молилась за спасение города.
Затем простерла над собравшимися в храме свой покров, как бы защищая и помогая страждущим. Видение скоро исчезло, а противник действительно снял осаду и отступил.
Ведущий: — День Покрова исстари совпадал с самым обеспеченным периодом жизни крестьянина. К этому времени увозились с полей последние снопы, заканчивалась вспашка зяби, убирались все овощи с огородов. На Покров в деревнях начинали по-зимнему топить печи, конопатил стены, чинили крыши. Оживлялись осенние базары и торги. В деревнях начинался период свадеб.
Ведущая: — Покров славился началом посиделок. Собирали зерно, муку, пекли блины, угощали гостей, пели песни, играли, матери снабжали девушек рукоделием. Веселье было немыслимо без частушек под гармонь, балалайку или любой другой инструмент.
Хозяйка: — Притащили, принесли
Тридцать три пирога!
Запрягу я вола,
Повезу пироги!
А мой вол не везет,
Он и с места не сойдет…
Запрягу и комара –
Ловкача, силача!
Он повез целый воз –
Тридцать три пирога!
Хозяйка: Хочешь есть пироги,
Поскорей за мной иди!
Хозяин: А вот и чай пожаловал,
Горячий, бодрящий.
Пей с вареньем
Для хорошего настроения!
Хозяйка: Чай не пил –
Откуда сила?
Чай попил –
Совсем пропал.
Хозяин: Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье, чай,
Если холодно, — согреет.
Жарко – жажду утолит.
Заболеешь или устанешь –
Надо крепкий чай попить!
Ведущий: — На столе у нас и чай, и блины, и пироги. Мы напоминаем вам старинную присказку, славящие пироги…
Ведущая: — Мы будем спрашивать: «Пироги хороши?», а вы дружно отвечайте: «Пироги хороши!»
Шли семеро стариков,
Говорили старика про пироги.
1-й говорит: «Пироги хороши?»
2-й говорит: «Пироги хороши?»
3-й говорит: «Пироги хороши?»
4-й говорит: «Пироги хороши?»
5-й говорит: «Пироги хороши?»
6-й говорит: «Пироги хороши?»
7-й говорит: «Пироги хороши?»
— Эта присказка прославляет хозяев, умеющих печь вкусные пироги. Не зря говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И по старинной традиции ни один праздник без пирогов не обходился и не обходится теперь.
Ведущий: — Мы вспомнили присказку о пирогах, а теперь вспомним шуточное стихотворение середины 19 века о чае:
Раз привез мне Барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить
Взял тогда, налил водички,
Всыпал весь, тогда, в горшок
И приправил перцу луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом то догадался,
Что забыл я посолить.
Остудил его немножко,
Хорошенько размешал,
На господский стол подал.
Ведущая: На столе у нас пироги,
Пышки и ватрушки…
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
9. Исполняются «Чайные Частушки»
- Хорошо пропелись песни,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без частушки?
- На осеннем на лугу
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Помирает со смеху!
- В пляске не жалей ботинок,
Подавай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
- Я чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
- Мы частушки вам пропели,
А теперь торопят нас,
До свидания, мы с частушкой
К вам приедем еще раз.
10. Появляется Параскева Пятница:
27 октября празднуется Параскева Пятница. Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева.
Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскеваю. В ее житие сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскеваю, что в переводе с греческого означает «пятница».
Повзрослев, она дала обет безбрачия, и посвятила себя служению Христовой веры. На Руси Параскева почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной.
Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи, богоотступников наказывает, а благочестивых награждает.
Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой, строгой, в белом одеянии, с лучезарным венком на голове.
В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В этот день не работали. Нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. Нельзя прясть, а шить можно. Поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать».
За нарушение запретов, связанных с пятницей и пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.
- Параскева – грязниха, льняниха, порошиха.
- На грязниху не бывает сухо
- На грязниху большая грязь – четыре седмицы до зимы.
- Если грязь велика, лошадиное копыто заливает водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
- На Парасковию – льняницу начали мять и трепать лен.
В Москве и других больших городах в День Параскевы Пятницы устраивали ярмарки.
Ведущая: — А не пора ли дорогим гостям и любезным хозяевам налить чаю и отведать пирогов? Чай наливай – режь каравай!
Ведущий: — Наша встреча подошла к концу. Что-то нам сегодня удалось, что-то нет. Но все старались сделать праздник веселым. Давайте поблагодарим друг друга за это.
До свидания!
Цель:
- сделать зону психологического удобства;
- развивать творческие способности детей;
- удовлетворить физические, интеллектуальные потребности;
- приобщить к народным традициям.
«Долог день до вечера, коли делать нечего»
Зал украшен предметами русского быта, народного творчества. В центре зала – русская изба: в углу бутафорская русская печь, на окнах резные занавески, на столах самовар, глиняная посуда.
Детей встречает Хозяйка (ведущая), одетая в русский костюм. Прихорашивается, в окно выглядывает.
Хозяйка : Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу…
Позову-ка я ребят на посиделки.
Будут пляски, будут песни.
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные молодцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать.
(из-за дверей раздается звук бубенцов, смех и пение).
Входят девочки в русских сарафанах .
Хозяйка : Проходите, проходите!
Давно вас поджидаю.
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше голову-головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цвет водицу встряхивает.
Хоровод «Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.
(раздается стук)
Хозяйка: Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
Поплясать немножко.
Входят мальчики в русских костюмах, здороваются, кланяются. Встают напротив девочек.
Мальчик: Что-то пляска не видна?
Девочка : Нет, неверно, вот она!
Мальчик : Плясуны не хороши!
Девочка: Сам пойди, да попляши!
Мальчик : Мы присядем, ногу в бок!
Девочка: А мы ногу на носок!
Мальчик: Топотушками пойдем!
Девочка : А мы сядем отдохнем!
Мальчик: С вами мы плясать пойдем!
Девочка: Лучше после отдохнем!
Общая пляска (рус нар мел.)
(дети рассаживаются по местам, все занимаются каким либо делом: вышивают, сматывают нитки, мальчики «плетут сети, вырезают деревянные фигурки» и т. д.)
Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.
Девочка: Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Девочка: Она тонка, да длинна,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра
Всему миру красна!
Девочка: Хвостик нитяной
Тяну-тяну за собой.
Сквозь холст он проходит
Конец себе находит.
Хозяйка: Какова пряха,
Таково на ней рубаха.
Хозяйка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Кафтан прожег (показывает рубаху с дырой)
Хозяйка: Починить можно?
Мальчик: Да иглы нет.
Хозяйка : А велика ли дыра?
Мальчик: Остались ворот, да рукава.
Хозяйка: Ты пирог ел?
Мальчик: Нет, не ел.
Хозяйка: А вкусный был?
Мальчик: Очень! (поглаживает живот)
Хозяйка: Где песня льется,
Там легче живется.
Запевай песню шуточную,
Шуточную, прибауточную.
Песня «Во кузнице» рус. нар. мел.
(мальчики поют, девочки – шумовой оркестр )
Под веселую музыку входит Коробейник с подносом, на подносе подарки: ленты, расчески, зеркальце…
Коробейник : Здравствуйте, лебедки! Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
А тари, тари, тари.
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги -
Куплю Маше серьги
Останутся пятаки -
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошики -
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки -
Куплю Маше подушки.
Хозяйка: Ой, ой, проходи, да на нас посмотри, что принес, покажи.
Коробейник: Да принес я много чего, хочу одарить вас своими подарками.
Но сначала покажите, какие вы ловкие.
На игру вы выходите,
Свою ловкость покажите.
Удальцов я одарю,
Что принес им, подарю.
Русская народная игра «Гори ясно»
(Коробейник одаривает детей ленточками, свистульками и т. д. )
Девочка: Как у наших у ворот собирается народ.
Девочка : Где веселый народ, тут и наш хоровод.
Инсценирование песни «Как у наших у ворот» рус нар. мел.
(молодец на «коне», девица у ворот стоит)
Хозяйка: Круглолицы, белолицы
Славно танцевали,
А теперь я хочу,
Чтоб все вы поиграли.
Русская народная игра «Горшки»
Хозяйка: Сядем рядком,
Да поговорим ладком!
Ну-ка, кто пословицы да скороговорки
Мастак рассказывать:
«Долог день до вечера, коли делать нечего.»
Дети: (по очереди )
- Кто труд любит, спать не будет.
- Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Всяк годится, да не на всякое дело.
- Кто мало говорит, тот больше делает.
- Плохи дела, где сила без ума.
Хозяйка: Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!
Танец с платочками рус. нар. мел.
Хозяйка: Молодцы, я за это подарю вам песню русскую, раздольную.
Помню, как певали в избах. Красота! Женщины, сидя у кудели
пели или девушки за селом, или же пока не засветлело
мужчины – за праздничным столом.
Взрослые, которые тоже сидят тут же в русских сарафанах поют песню.
Песня «Ой, со вечора, с полуночи» рус. нар мел.
(раздается стук)
Входит цыганка.
Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.
Да вы, милые, не бойтесь меня.
С добром пришла, вам правду скажу,
О будущем расскажу.
Хозяйка: Заходи, заходи, коль с добром пришла,
Мы гостям все рады!
Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например: («Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут» и т. д.)
Цыганка: А за ласку вашу, я спляшу для вас.
Цыганский танец.
Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти..
До свидания. (уходит)
Хозяйка: Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,-
Маму, дочка, слушайся.
Инсценировани е песни «Пошла млада за водой» рус. нар. мел.
(Солисты - Ваня и Таня, дети - с музыкальными инструментами )
Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки.
(девочки с платочками, мальчики – руки на поясе)
Девочка: Говорят, они придут,
Говорят, появятся.
Двери отворяются
С улыбочкой являются.
Мальчик: Разрешите в этом доме
Разрешите поплясать.
Я не буду сильно топать
Только буду припевать.
Девочка: Говорят, я боевая
В девках не остануся.
Ох, и горюшко тому,
Которому достануся.
Мальчик : Разрешите мне сплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Девочка: Я частушку на частушку
Как на ниточку вяжу.
Ты подсказывай, подружка,
Если я не докажу.
Мальчик: Плясать пошел
Сапоги дерутся.
Шаровары коротки
Девки засмеются.
Девочка: Что ты, Ваня, плохо пляшешь,
Как ворона на колах.
Все равно не перепляшешь,
Разорвись хоть пополам.
Мальчик: Ах, пятка-носок,
Выковыривай песок.
Ах, бей-топочи,
Что бывало – то молчи.
Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа-
Косолапы женихи.
Мальчик: Ах, топни нога,
Топни, правенькая.
Я не вырасту большая-
Буду маленькая.
Девочка: Ох, частушки хороши,
Их поем от всей души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.
Мальчик: На окошке два цветочка:
Голубой, да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Хозяйка: Кто с платочками пляшет,
Да на балалаечке играет,
Тому скучно не бывает.
Общий веселый танец.
Хозяйка приглашает всех гостей и детей пить чай с пирогами.
Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002233 ШПИ 62502666132250 дата отправки 16.11.2013г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»
М.П. Мусоргский
Наш детский сад в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.
Главной задачей музыкального воспитания является возрождение к народному искусству, к народным традициям и обычаям. А так же любовь к родному краю, Родине, народу.
Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.
Значение культуры нашего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни прошлого – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.
Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Троицы – девичий праздник», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.
Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.
Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:
– информация о целях, смысле и содержании
праздника, эмоциональная отзывчивость;
– обсуждение и изготовление подарков для детей;
– разучивание песен и хороводов;
– установление сроков мероприятий, выбор
ответственных, дополнительная информация.
Активное участие педагогов, детей и их
родителей в подготовке к празднику включает в
себя: традиционные игры и хороводы, украшение
зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера
праздника создаётся общим настроением и
активностью всех участников. Это атмосфера
общности, духовного единения и хлебосольства.
Родители вовлекаются во все дела и игры, а не
являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими
в стороне. Приобретая опыт и совместные
переживания детей и взрослых, становятся базой
для поддерживания народных традиций в семье и
детском саду.
Этапы проведения праздника
Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.
1. Создание атмосферы праздника на основе
совместной деятельности детей и взрослых. Виды
деятельности: украшение зала, подготовка
праздничного стола, выступление в спектакле или
небольшой роли на празднике, изготовление
подарков, поделок, сюрпризов.
2. Совместные игры. Они могут проводиться как в
зале, так и на улице, в зависимости от праздника.
Игры могут быть в общем кругу при роле педагога,
так и небольшие аттракционы, за каждый из которых
отвечает взрослый. Этот этап включает
музыкально-ритмические композиции, которые
проигрываются ежедневно в течение всего периода
подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри
праздника, который сопровождается хоровым
пением, шутками, загадками. Важно обратить
внимание на то, как оформлен стол. Использовать
угощение в соответствии с данным временем года и
характером праздника.
4. Спектакль-сказка или утренник по специально
подготовленному сценарию. Этот элемент
праздника, который включает в себя представление
детям о народном празднике и связанных с ним
обычаях. Показать родителям исполнительские
возможности детей, закрепить с детьми народные
игры, выразительному исполнению своих ролей.
(Праздничный календарь: Осенины, Рождество и масленица, Пасха, Троица)
Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребёнка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать? Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.
В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.
Сценарий фольклорного праздника
Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка. Дети и родители одеты в русские народные костюмы.
На середину зала выходят Хозяюшка и Хозяин горницы.
Хозяин и Хозяюшка (кричат ): «Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые».
Хозяин:
Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.
(Родители и дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)
Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню. (Исполняют песню « Как у наших у ворот»)
Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием.
Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки?
(Гости называют пословицы: «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Есть терпенье – будет и уменье» и т.п.)
Хозяин:
«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой!
(Гости поют частушки)
Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. (Водят хоровод «А я по лугу»)
Хозяин:
На море – океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…
Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.
Любит народ своих героев, любит и знает. А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».
(Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя. В заключение сказки все герои играют на народных инструментах, выражают радость, настроение).
Хозяин: Народная мудрость гласит: «В тесноте, да не в обиде»
Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали!
(Хозяюшка предлагает встать парами и поиграть в игру «Ручеек»)
Хозяин загадывает загадку:
«Овечка-ярочка соскочила с лавочки,
Соскочила с лавочки, копытца яблочком
Вся мохнатенькая, сама усатенькая.
Днем спит и сказки говорит,
А ночью бродит, на охоту ходит» (Кошка)
А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую
интересную и долгую жизнь прожили на земле до
встречи с вами? Родились загадки давным-давно, в
те времена, когда топор за богатство считался.
Много бед подстерегало тогда человека: ударит
молния в дерево, забушует лесной пожар, волки
нападут на стадо…
Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая
тварь лесная – все понимают человеческий язык. И
для того, чтобы природу обмануть, а друг друга
понимать, придумали охотники, рыболовы да
пастухи особый язык. Вот из этой тайной речи и
родились когда-то загадки.
(Гости загадывают друг другу загадки)
Хозяюшка: «Ну, какой же вечер без игры в кольцо?!» Колечко, колечко, выйди на крылечко» (игра «Колечко»)
Хозяин: «У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит»
(Хоровод «На горе то калина», Хозяюшка уходит из горницы)
Хозяин:
Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?
Хозяюшка:
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!
Хозяин и Хозяюшка (вместе):
Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара
(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех гостей к столу)
Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
· Доставить детям радость.
Взрослые:
· Ведущая
· Хозяйка
· Домовой Кузя
Дети:
· Колобок
· Медведь
· Машенька
Атрибуты :
· Четыре клубка пряжи
· Лисья рукавичка
· Корзинка с рыбой
· Платочек для игры, 8 платков для танца
· 2 ведра, коромысло, снежки
· 8 деревянных ложек
· Короб, пирожки
Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.
Ход мероприятия
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..
/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /
Ведущая : На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
/ Входят дети подготовительной группы /
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить - не лукошко шить!
3) Домом жить - не развеся уши ходить!
4) Домом жить - обо всём не тужить!
5) Дом вести - не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.
Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.
/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /
Хозяйка:
Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /
Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)
Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».
Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)
Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.
Печь избу согревает, да освещает.
Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,
Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят
Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой -
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады -
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/