Педагоги уделяют большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Учитываются возраст детей, их желания, характер самостоятельной игровой деятельности. Чтобы помочь детям чувствовать себя в детском саду более комфортно, мы решили привлечь родителей к оформлению приемной.
С раннего возраста детей знакомят с устным народным творчеством (сказками, потешками, прибаутками). Повысить интерес малышей и показать родителям их значимость в этом процессе, помогает принцип наглядности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга
Паспорт проекта
«Колобок»
Информационная карта проекта
Проект «Колобок»
Вид проекта: семейный краткосрочный (три недели).
Район, город: Колпинский район.
Адрес организации: г. Колпино, ул. Раумская, д.3, ГБДОУ д/с № 52, тел. 481-70-56
Участники проекта: воспитатель 1 младшей группы «А», дети 1 младшей группы «А» и их родители.
Возраст детей: 2-3 года.
Место проведения проекта: Группа детского сада, площадка для прогулок на территории детского сада.
Проблема, на решение которой направлен проект: привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
Актуальность реализации проекта: Педагоги уделяют большое внимание организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Учитываются возраст детей, их желания, характер самостоятельной игровой деятельности. Чтобы помочь детям чувствовать себя в детском саду более комфортно, мы решили привлечь родителей к оформлению приемной.
С раннего возраста детей знакомят с устным народным творчеством (сказками, потешками, прибаутками). Повысить интерес малышей и показать родителям их значимость в этом процессе, помогает принцип наглядности.
Цель проекта: Организация предметно-развивающей среды с участием родителей. Своими руками они создают наглядные пособия, дидактические игры к русской народной сказке «Колобок». Выставка работ в приемной не только обогатит предметно-развивающую среду и порадует малышей, но и поможет родителям осознать свою роль в развитии познавательных интересов ребенка.
Задачи проекта:
Для детей:
- Помочь детям чувствовать себя в детском саду более комфортно.
- Поддерживать интерес к русской народной сказке с помощью наглядности и дидактических игр.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
- Расширять представления об окружающем мире.
Для педагогов:
- Способствовать использованию метода проекта в работе с родителями.
Для родителей:
- Привлечение родителей к активному участию в жизни группы.
- Просветительская работа по теме «Роль семьи в воспитании ребенка».
- Выставка творческих работ родителей.
Итоговое мероприятие проекта: интегрированное занятие по лепке из пластилина «Колобок»
Подготовительный этап.
- Подбор художественной литературы для чтения и заучивания;
- подбор игр соответствующих возрасту;
- обогащение предметно - развивающей среды;
- перспективное планирование работы;
- подготовка рекомендаций для родителей (обратить внимание на роль русской народной сказки в развитии детей раннего возраста; дать рекомендации по продуктивной деятельности: изготовить кртину, пано, дидактическую игру или наглядное пособие (на выбор родителей) по русской народной сказке «Колобок»);
- подборка демонстрационного материала.
Основной этап.
- Работа воспитателя с родителями:
Практическая помощь в продуктивной деятельности, совет;
Консультация «Роль семьи в воспитании детей»
- Работа воспитателя с детьми:
Познавательное развитие:
- Рассказ воспитателя о животных из сказки.
- Интегрированное занятие «Что за форма?»
- Д/и «Кто где живет?»
- Просмотр мультфильма: «Колобок».
Речевое развитие:
- Чтение детям русской народной сказки «Колобок»
- Д/и «Кого не стало?»
- Рассматривание сюжетных картин по сказке.
Социально-коммуникативное развитие:
- Театрализация русской народной сказки «Колобок».
- Инсценировка потешки «Мишка-косолапый»
- С/р игра «Накорми Лису кашей»
Художественно-эстетическое развитие:
- Лепка «Колобок»
- Рисование: «Укрась рукавичку для бабушки»
- Прослушивание музыкальной композиции «Песенка Колобка»
Заключительный этап:
- Выставка работ родителей в приемной группы.
- Выставка детских работ.
- Подведение итогов.
Результаты проекта:
У детей появился интерес к русскому фольклору, предпосылки для рассказывания сказки «Колобок». Дети с радостью показывают работы своих родителей.
Родители приняли активное участие в организации предметно-развивающей среды группы: изготовили пособия своими руками. Данные работы могут служить иллюстративным материалом на занятиях по развитию речи.
Приложение 1
Конспект интегрированного занятия по лепке из пластилина «Колобок»
Цель: Учить детей лепить колобка на основе круглой формы.
Задачи:
Развивающая: развивать мелкую моторику рук, умение детей различать и называть цвета: желтый.
Обучающая: формировать представление о форме: круглый, формировать навыки раскатывания комочков пластилина между ладонями круговыми движениями обеих рук, упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
Воспитывающая: Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия, воспитывать интерес к сказочному герою.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Колобок», беседа по ее содержанию.
Материалы: Кусочки пластилина желтого цвета, бусинки для глаз, носика и ротика, дощечки, салфетки. Картинки из сказки «Колобок».
Ход занятия:
Воспитатель: загадывает загадку
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (КОЛОБОК) .
Воспитатель: предлагает детям слепить веселого колобка.
Но перед этим ребята мы с вами сделаем зарядку для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого
Вышли пальчики гулять!
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Загибаем каждый пальчик, начиная с большого
В домик спрятались опять.
Ударяем кулак о кулак
Воспитатель показывает способ лепки и поясняет свои действия. Ребята берем комочек пластилина желтого цвета и раскатываем его в ладонях как шарик (круговые движения ладонями) .
Посмотрите какой шарик у нас получился, настоящий колобок. Давайте прикрепим нашему колобку глазки, носик и ротик из бусинок.
Воспитатель ребята какие красивые колобки у вас получились. Какие вы молодцы.
В конце занятия колобки выставляются на выставку.
Приложение 2.
Инсценировка потешки « Мишка косолапый…»:
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою – топ!
Дидактическая игра «Кого не стало?» (воспитатель предлагает детям рассмотреть героев сказки; одну деталь взрослый убирает, а дети, открыв глаза, должны сказать, чего не хватает)
Дидактическая игра «Что за форма?»
Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрическиеформы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению (чтоэто?), среди нескольких других, разных по названию и цвету, по словувоспитателя (найдите кубик).
Ход занятия
Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем по очереди назвать шарик, кубик, кирпичик. Объясняет, чем кубик отличается от кирпичика: «Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика (показ). А кубик высокий, как маленький домик. Кубик - домик, а кирпичик - дорожка к домику».
Далее воспитатель раскладывает на своем столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому ребенку взять по одному предмету. Дети возвращаются на свои места, показывают взятое друг другу. Воспитатель спрашивает, кто какую фигуру выбрал. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его названием. Подсказывает правильные ответы.
Затем педагог предлагает всем, у кого кубики, поднять их вверх. Если ребенок ошибся, говорит ему: «Я просила поднять кубик. Он похож на домик. А у тебя кирпичик - дорожка к домику».
Далее дается задание поднять кирпичики. В процессе выполнения задания педагог предлагает детям проверить, не ошиблись ли соседи слева и справа.
Затем педагог размещает на коврике шарики, кубики и кирпичики. Приглашает детей взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу. Дети обмениваются впечатлениями: «У меня красный кирпичик. И у меня красный. А у Олега кубик...» Воспитатель хвалит заметивших ошибку, дает ребенку возможность исправить ее. Собирает кирпичики ивновь раскладывает их на ковре. Детям предлагает взять по одному кубику. Задание проверяется так же, как и предшествующее. Затем, педагог показывает детям Колобок. А какой формы Колобок? На что он похож?
Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»
Быстро тесто замесили,
(Раскрываем и закрываем ладони).
На кусочки разделили,
(Имитируем отщипывание).
Раскатали все кусочки
(Трем ладошку о ладошку).
И слепили колобочки.
(Показываем два кулачка).
Проектная деятельность во второй младшей группе на тему:
«Моя семья»
«Без прошлого нет будущего».
К.Д.Ушинский
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
- Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
- Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.
- Формирование у детей понятие «Семья».
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях.
- Обобщать отношения детей с родителями опытом совместной творческой деятельности.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация:
- Развитие игровой деятельности.
- Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
- Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Коммуникация:
- Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.
- Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект.
Труд:
- Развитие трудовой деятельности.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Безопасность:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
- Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познавательное развитие:
Познание (Целостная картина мира):
- Понимать роль взрослых и детей в семье.
- Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.
- Формировать умение называть членов соей семьи.
- Воспитывать культуру поведения.
- Обогатить знания о своей семье.
- Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.
Познание (Конструктивная деятельность):
- Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
- Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка - дома - улица и тд.
- Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.
- Совершенствовать конструктивные умения.
Речевое развитие:
- Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
- Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.
- Продолжать работу над развитием связной речи.
- Формировать умение отвечать на вопросы.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
- Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.
Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:
- Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.
- Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
- Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
- Развивать чувство форм и композиции.
- Вызывать радость от созданного детьми изображения.
- Формировать навыки аккуратной работы.
Музыка:
- Приобщать детей к народной и классической музыке.
- Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.
- Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки.
- Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов.
Физическое развитие:
Здоровье:
- Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
- Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
- Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
- Приучать детей следить за своим внешним видом.
- Формировать элементарные навыки поведения за столом.
Физическая культура
- Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
- Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
- Приучать действовать совместно.
- Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.
- Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Возраст участников: дети 3 - 4 года.
Тип проекта: долгосрочный (весь учебный год).
Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы, родители.
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта:
- Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам. Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
- Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД.
3. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Выставка детских рисунков.
6. Консультации для родителей.
7. Выставки.
8. Фотовыставки.
9. Создание альбома.
10. Родительское собрание.
11. Анкетирование родителей.
Оборудование:
- компьютер,
- магнитофон,
- принтер,
- сканер,
- мультимедиа,
- фотоаппарат.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
1. Опрос детей по проблеме.
2. Анкетирование родителей.
3. Определение целей и задач.
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический):
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
2. Консультации для родителей: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?»,«Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания»,«Роль отца в семейном воспитании», «Отец как воспитатель».
3. Выставки: «Вырастили у себя на огороде», «Моя мама-рукодельница», «Наши руки, не для скуки».
4. Фотовыставки: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все умеет», «Мамочка любимая моя!».
5. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя».
6. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».
7. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап - заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже».
3. Презентация проекта «Моя семья».
Этапы | Сроки |
|
1 этап. Подготовительный | Анкетирование родителей. | сентябрь |
2 этап. Основной | Коммуникация: Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» Рассматривание картины «Коза с козлятами» Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» Ира – инсценировка «Моя семья» Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Чтение К.Ушинский «Петушок с семьёй» Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что...» Познание: «Овощи с огорода бабушки и дедушки» «Знакомство детей с куриным семейством» «Знакомство детей с коровьим, козьим, лошадиным семейством» «Знакомство детей с понятием «Дом»» «Я и мой папа» «Папы разные нужны, папы всякие важны…» Папы Защитники нашей страны…» «Мамы есть у всех» «Я и моя мама» «Вот так мама, золотая прямо» «Посадка семян на грядке для бабушки» Конструирование: «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне» «Двухэтажный домик дл мамы» «Гараж для мамы» Рисование: «Цветные ниточки для бабушки» «Разноцветные шары для мамы» «Красивая тележка для папы» «Машина для дедушки» Лепка: «Баранки для дедушки» «Погремушка для братика». Аппликация: «Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики) » | Сентября Сентября Октября Ноября Января Февраля Марта Сентября Октября Октября Ноября Февраля Февраля Февраля Марта Марта Марта Мая Октября Февраля Марта Октября Ноября Февраля Апреля Ноября Декабря Ноября |
Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Гуси-лебеди» «Синяя чашка» М. Матвеева «Теплый хлеб» К. Паустовский «Сказка об умном мышонке» С. Маршак «Цветик-семицветик» В. Катаев «Мамина работа» Е. Пермяк «Чем пахнут ремесла» Д.Родари «Мамина дочка» В.Белов «Косточка» К.Ушинский «Старый дед и внучек» Л.Толстой «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский | Сентябрь - май |
|
Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику: «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто «Мама» К. Ибряев «Мама», «Моя мамочка» Я. Ким «А что у вас» С. Михалков «Посидим в тишине» Е. Благинина «Купание» «Младший брат» А. Барто «Маму поздравляют малыши» Л. Миронова «Яблочко румяное» Е. Стеквашова «Мамин портрет» Г. Виеру «Мамочке подарок» О. Чусовитина «Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен | Сентябрь - май |
|
Рассматривание иллюстраций: «Семья», «Петушиная семья», «Папина работа», «Мама - повар». | Сентябрь - май |
|
Опрос детей: «Что я знаю о семье?» | Сентябрь - май |
|
Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов. | Сентябрь - май |
|
Дидактические игры: «Кем быть?» «Сложи картинку» «Определи возраст» «Закончи предложение» «Кто старше?» «Кто младше?» «Исправь Незнайку» «Родственные отношения» «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать» «Назови, как тебя дома ласково называют?» | Сентябрь - май |
|
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Будем заваривать чай», «Уложить куклу Машу спать», «Шофёр везёт груз». | Сентябрь - май |
|
Беседы: «Формирование навыков безопасного поведения детей дома». «Как я помогаю дома» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) «Как мы отдыхаем» «Петушиная семья» «Как я помогаю родителям» | Сентябрь - май |
|
Театрализация по сказкам: «Дедка и Репка» «Маша и медведь» «Курочка Ряба и золотое яйцо» | Сентябрь - май |
|
Консультации: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста» «Особенности развития ребенка 3-4 лет» «Можно ли обойтись без наказания?» «Права ребенка в семье» «Роль дидактической игры в семье и детском саду» «Ошибки семейного воспитания» «Роль отца в семейном воспитании» «Отец как воспитатель» | Сентября Сентября Сентября Октября Ноября Января Февраля |
|
Выставки: «Вырастили у себя на огороде» «Моя мама-рукодельница» «Наши руки, не для скуки» | Сентября Октября Февраля |
|
Фотовыставки: «Моя семья» «Мои бабушка и дедушка» «Мой папа все умеет» «Мамочка любимая моя!» | Ноября Октября Февраля Марта |
|
Выставка детских рисунков: «Моя семья» «Милая мамочка моя» | Марта мая |
|
Родительское собрание: «Роль семьи в речевом воспитании» | Декабря |
|
3 этап. Заключительный | Родительское собрание: «Успехи 2-й младшей группы . Моя семья - что может быть дороже» | Мая |
Опрос детей: «Семья глазами детей». | май |
|
Методический продукт: Презентация проекта «Моя семья» | май |
Список литературы:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка - Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет».
6. Шорыгина «Беседы об этикете.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Средняя общеобразовательная школа № 1457
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Волшебная капелька»
Подготовили:
Воспитатели 2 младшей группы
Зеленская Е.А.
Солянникова О.И.
Москва
2015
Волшебная капелька
Тип проекта: исследовательский, творческий, среднесрочный.
Время проведения: март – май.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, педагоги ДОУ.
Проблема: У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано представление о значении воды в жизни растений, животных, человека, а также о ее свойствах.
Цель: сформировать у ребенка младшего дошкольного возраста представление о значении воды для всего живого на Земле, ее свойствах.
Задачи:
Формировать у младших дошкольников осознанного представления о необходимости воды для всего живого на Земле.
Развитие познавательной способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой.
Обогащать словарный запас, активизировать речевое общение, развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать бережное отношение к воде, любовь к природе.
Познакомить со свойствами воды, процессом растворения краски в воде.
Познание: развивать познавательные и творческие способности у детей, зрительное внимание, память, мышление в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой. Формирование представлений детей о свойствах воды и ее значении для жизни на Земле.
Социально-коммуникативное развитие: учить бережно к воде, природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
Художественно-эстетическое развитие: Музыкальное развитие: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, звуки (шум дождя, ручья). Способствовать развитию музыкальной памяти, развивать певческие навыки. Изобразительная деятельность: продолжать учить изображать прямые линии, штрихи (капли, ручейки). Формировать интерес к совместной деятельности - аппликации, рисованию.
Развитие речи: развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Физическое развитие: продолжать формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни, бережно использовать воду во время гигиенических процедур; дать представление о полезной пище, о значении поды для организма человека; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура – развивать у детей активность и творчество в процессе двигательной деятельности, вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
1 этап проекта. Предварительная работа.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала; литературных и музыкальных произведений; информации о воде (энциклопедии); подвижных, дидактических игр; создание условий для организационной работы: приобретение и подбор емкостей для проведения опытов с водой, гуаши, различных материалов для творческой деятельности.
2 этап проекта. Продуктивный.
1. Дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-речевые игры: «Умоем куклу», «Купаем куклу», «Водичка, водичка умой мое личико», «Рыбалка», «Кто в воде живет», «Моряки», «Угадай на вкус»; подвижная игра «Солнышко и дождик», «Раздувайся, пузырь», «Ручеек»;
2. Цикл познавательных занятий с детьми по изучению свойств воды, льда; составление описательных рассказов о воде, ее свойствах; заучивание стихотворений, потешек, песен; продолжение знакомства с загадками; рассматривание иллюстраций, картинок;
3.Наблюдение за различными состояниями воды: опыты «Разноцветная водица», «Как растения пьют воду», «Цветные льдинки», «Все состоит из воды», «Что растворяется в воде»;
4. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению свойств воды;
5.Отражение полученных знаний и умений через художественно-творческую деятельность детей: аппликация «Кто живет в воде», рисование «Кап, кап дождик», «Где живет вода?», пластилинография «Аквариум», раскрашивание картинок «Рыбки».
Сотрудничество с семьей
Консультации «Аквариум дома», «Воспитание любви к природе»;
Фотоотчет для родителей;
Изготовление книжки «Путешествие капельки».
Предполагаемые результаты
1. Знать о свойствах воды и ее значении для жизни на Земле;
2. Составление описательных рассказов о животных, рыбах, растениях по сюжетным картинкам.
Слушание музыки
«Грустный дождик» муз. Д. Кабалевского;
«Ревушка» муз. В.Волкова,
«Дождик» муз. Н. Любарского,
«Дождик и радуга» муз. С Прокофьева.
Художественные произведения для чтения детям
К. Чуковский «Мойдодыр»
Русский фольклор «Дождик, дождик пуще…»
С. Маршак «Разговор лягушек»
В. Бианке «Купание медвежат»
А. Босев «Дождь»
А. Карамитчев «Маленький утенок»
А. Барто «Кораблик»
Подвижные игры
«Солнышко и дождик»;
«Ручеек»;
«Раздувайся, пузырь».
План-график мероприятий
Беседа «Для чего нужна вода»;Слушание «Шум дождя»;
Опыты «Разноцветная водица»;
Игра-ситуация «Водичка, водичка, умой мое личико» (использование фольклора при обучении культурно-гигиеническим навыкам);
Сюжетно-ролевая игра «Умоем куклу», «Купаем куклу»;
Знакомство с «волшебной капелькой»
первая неделя март, апрель, май
Подготовка материала для беседы;
Аудиозапись;
Изготовление куклы-капли
Аудиозапись;
Гуашь разных цветов, баночки, вода, кукла, вязаная кукла-капелька
Беседа «Друзья Мойдодыра»
Подв.игра «Солнышко и дождик», «Ручеек»;
Дидактическая игра «Рыбалка»
Опыты «Цветные льдинки», «Тонет не тонет»
Аппликация (коллективная работа) «Кто живет в воде»
Изготовление книжки-малышки «Морские жители»
вторая неделя апреля
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»;
Подготовка материалов для опытов, аппликации;
Рассмотреть иллюстрации с морскими жителями
Дидактическая игра «Рыбалка», вода, цветная гуашь, форма для льда, материалы для аппликации, центр воды и песка, альбом для фото, ракушки, клей, цветная бумага
Фокусы «Что растворяется в воде»;
Рисование «Кап, кап, дождик»;
Игра-путешествие «Где живет вода»;
Игра на музыкальных инструментах «Природные явления»;
Консультация для родителей «Аквариум дома»
Третья неделя апреля
Расклеить капли в здании детского сада; подготовить музыкальные инструменты, материал для рисования, фокусов
Емкости с водой, капли из бумаги, музыкальные инструменты, иллюстрации, картины, энциклопедии, учебный материал об аквариумах их роли в жизни ребенка
Экспериментирование «Как растения пьют воду», «Все состоит из воды»;
Индивидуальные творческие работы «Мир воды»;
Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка»;
Песенка-игра «Тучка», «Кап-кап»;
Подвижная игра «Раздувайся, пузырь»;
Дидактическая игра «Кто, где живет»;
Составление схемы круговорот воды в природе»
Четвертая неделя апреля
Рассмотреть комнатные растения, овощи, фрукты;
Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Центр воды и песка, овощи (картофель, помидор, огурец, морковь), фрукты (яблоко, банан, груша);
Костюм для инсценировки сказки
Изготовление стенгазеты (коллективная работа) «Юные исследователи»;
Песенки-игры «Злая тучка», «Кап, кап»;
Рисование «Бегающая капля»;
Пластилинография «Аквариум»
Дидактическая игра «Ходит, плавает, летает»
5 неделя апреля
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картин с изображением аквариума
Бумага, цветная вода, мелки, фотографии, ватман, аудиозапись, пластилин разных цветов
Литература
Е.А. Янушко «Сенсорное развитие для детей разного возраста».
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность ранний возраст».
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».
О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко «Экологические проекты».
В общеобразовательных школах уже не первый год успешно применяют такой метод преподавания, как проектирование. Но вот в дошкольных учреждениях эта практика в новинку. Какие особенности следует учитывать при организации указанной деятельности в ДОУ, а также как провести краткосрочный проект во 2 младшей группе, мы расскажем в этой статье.
Проектирование в детском саду
Для начала следует разобраться, что же представляет собой Детскими психологами доказано, что ребенок буквально с рождения нуждается не только в подражании взрослым, но и в проявлении собственных желаний, реализации идей. Именно работа над каким-либо проектом позволяет малышу получить необходимые новые знания для последующего самостоятельного разрешения поставленной задачи.
Классифицируют проекты по различным признакам, например:
- по содержанию;
- по используемому методу;
- по характеру участия ребенка;
- по количеству участников;
- по возрасту детей;
- по продолжительности.
Детский сад: краткосрочные проекты (2 младшая группа)
Непродолжительный проект занимает не более двух недель, нередко и вовсе бывает реализован в течение одного или нескольких занятий. Краткосрочное задание может иметь разное содержание, количество участников, вид. Обычно в процессе реализации такой деятельности принимают участие дети, педагог, музыкальный руководитель и учитель физической культуры, а также родители воспитанников.
В нашей статье мы подробно рассмотрим краткосрочный проект во 2 младшей группе, расскажем об особенностях проведения указанной деятельности с такими малышами.
Так, предлагаем следующие темы для проведения указанной деятельности в ДОУ:
- «Десять пальчиков-помогайчиков».
- «Друзья наши пушистые».
- «Сказочные фантазии».
- «Космические приключения».
- «В гостях у Книги».
Цели краткосрочных проектов
Проектная деятельность, которая реализовывается в течение нескольких дней, имеет конкретные четкие цели. Так, при создании коллективной работы «Новогодние украшения» задачей воспитателя будет ознакомить детей с традициями и символикой праздника. Или при создании «Весеннего календаря» целью является ознакомление малышей с изменениями в природе в это время года.
Но отдельно можно выделить и задачи, которые не зависят от выбранной тематики или вида проекта. Они следующие:
- учить детей самостоятельно решать трудности, проблемные ситуации;
- развивать инициативность, нестандартное мышление;
- воспитывать навык прислушиваться к мнению других, аргументировать собственную позицию;
- обучать достигать поставленной цели;
- реализовывать на практике идеи.
Краткосрочный проект во 2 младшей группе должен иметь цели, отвечающие требованиям ФГОС и учебной программе ДОУ.
во 2 младшей группе
Если школьники или старшие воспитанники ДОУ могут быть непосредственными исполнителями в процессе реализации проекта, то в младшей группе дети только учатся самостоятельности. Их роль будет скорее наблюдательной. Тем не менее педагогу необходимо организовать деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать идеи, провести эксперимент. Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. В данном случае воспитатель не должен руководить, наставлять, контролировать. Задача педагога — направить, подсказать, подать идею, участвовать в процессе на равных с детьми.
Примерный план проекта (осенний период)
Краткосрочные проекты по теме «Времена года» нередко реализовываются в виде тематических недель в ДОУ. В качестве примера предлагаем в рамках проектной деятельности «Осень золотая в гости к нам пришла» длительностью в 5 дней:
- День наблюдений. Предлагается план проведения экскурсий, составление «дневников природы», сбор природного материала. В течение этого дня можно фиксировать осенние пейзажи, отдельные явления в природе (например, листопад) на фото или видео. Затем все собранные материалы будут использованы для проведения выставки, дидактических познавательных игр.
- День творчества представляет собой тематические занятия по рисованию, аппликации, лепке. Благодаря творческим заданиям краткосрочный проект во 2 младшей группе «Осень золотая в гости к нам пришла» поможет закрепить знания детей по теме, научит реализовывать теоретические знания в практической деятельности.
- Литературная гостиная. Проводится театрализация сказок, чтение литературы, обсуждения по теме.
- Выставка. Можно провести конкурс на лучшую поделку из природного материала, тематических рисунков или фотовыставку осенних пейзажей.
- День развлечения. Чаще всего кульминационным моментом осеннего проекта является проведение такого мероприятия, как «Праздник Осени».
По такому принципу можно организовать деятельность в любое время года, например, провести краткосрочный проект во 2 младшей группе «Зима снежная уж на пороге». Но ниже мы предлагаем иной вариант организации такой работы.
Узконаправленные краткосрочные проекты
Тематические недели несут большой объем информации и предполагают самые различные виды деятельности участников. Но в детском саду возможны и узконаправленные проекты. Например, в зимний период весьма актуальной станет помощь зимующим птицам. Предлагаем такой план проведения проекта «Поможем птицам зимой»:
- Формирование теоретических знаний о зимующих птицах. Наиболее эффективными методами реализации поставленной задачи станут наблюдения в природе.
- Проведение семейного конкурса на лучшую кормушку для птиц, изготовленную из подручных материалов (например, пластиковых бутылок). Важно, чтобы дети принимали непосредственное участие в изготовлении поделки, а не просто наблюдали за деятельностью взрослых.
- Групповая работа по установке кормушки-победительницы конкурса на территории детского сада (тут также дети должны принимать активное участие).
- Последующее кормление птиц, наблюдение за поведением и повадками пернатых. Закрепление знаний на тематических художественно-эстетических занятиях.
Краткосрочные проекты по изобразительной деятельности
Рисование — это всегда радость для детей. А если это занятие еще и организовать целенаправленно, то результат превзойдет все ожидания малышей! Их деятельность окажется не только интересной для них самих, но еще и полезной для других!
Как же провести краткосрочный проект во 2 младшей группе по ИЗО? Например, можно в рамках темы «Весенняя капель» предложить малышам украсить групповую комнату в детском саду коллективной или индивидуальными художественными работами. Так, воспитатель сначала знакомит детей с первоцветами методом наблюдения. Затем предлагает раскрасить готовые изображения цветов, применяя различные техники рисования. Таким образом можно создать в комнате целую «весеннюю клумбу».
Как провести краткосрочные проекты в младшей группе ДОУ по теме «Фольклор»?
Тема фольклора — широкое поле для фантазии при планировании проекта в ДОУ. Дети с удовольствием разучивают прибаутки, потешки, народные песни. Но особенностью проведения таких мероприятий в детском саду является синтез музыки и движения. Инсценизация, театрализация, игра — вот те ключики, которые смогут открыть дверцу к сердцу ребенка.
Предлагаем такой краткосрочный проект во 2 младшей группе: «Фольклор для детей: весенние мотивы». Тут можно дать задание детям и родителям подготовить мини-выступления к празднику Весны или Масленицы. Для выполнения поставленной задачи потребуется и предварительная работа по ознакомлению с традициями нашего народа, символикой, и выбор веснянок или масленичных песен, и подготовка костюмов, реквизита, музыки. Главное, чтобы детям были поручены задания, которые нужно будет выполнить самостоятельно. Взрослым необходимо подчеркнуть важность отведенной ребенку роли, значение проделанной им работы для проекта.
Краткосрочный проект «Моя семья»
Еще одной интересной темой для организации краткосрочного проекта во 2 младшей группе ДОУ является «Я и моя семья». Именно в этом возрасте малыши проявляют интерес к понятию семьи и собственного я.
Можно снова предложить тематическую неделю. Но мы рекомендуем более интересный краткосрочный проект во 2 младшей группе: «Моя семья» (создание фото или видеоальбома). В рамках этой работы необходимо собрать различный материал о членах семьи каждого малыша. Поставленное задание ребенок выполняет совместно с родителями. Затем можно провести встречи, семейные развлекательные мероприятия. Результатом всей работы должен стать эстетически оформленный альбом с накопленной информацией о родственниках ребенка. Или, если позволяет материально-техническое обеспечение, можно предложить более современный вариант — создать электронную мини-презентацию семьи.
Краткосрочный проект во 2 младшей группе ДОУ — это занимательная детей, которая позволяет формировать задатки самостоятельности, активности, инициативности подрастающего поколения. Кроме того, в игровой исследовательской форме она помогает передавать малышам начальные знания об окружающем мире.
Проектная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа
Проектная деятельность в детском саду во второй младшей группе на тему "Моя счастливая семья"
Проектная деятельность во второй младшей группе на тему «Моя счастливая семья»
«Воспитывая детей, нынешние родителивоспитывают будущую историю нашей страны,
а значит и историю мира»
А.С. Макаренко
Пояснительная записка
Каждому ребенку, интересно узнать, откуда он родом, кем работают его родители, узнать родословную своей семьи и историю своей страны и города, в котором он родился.
Но самое главное, что жизнь ребенка начинается с семьи. В семье ребенок растет и развивается, его родители становятся для него примером. Ведь как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский "От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш". Семья- это любовь, уважение, тепло, привязанность, семья- это все то, без чего человек не может жить.
Актуальность проекта
Современное время и ритм жизни, в котором мы живем, диктует свои правила, которые порой негативно сказываются на детях и на семье в первую очередь. Родителям все чаще не хватает времени на то, чтобы провести с детьми как можно больше времени, однако, несмотря на это они все же стараются каждую свободную минуту посвятить ребенку.
Данный проект является прекрасным поводом поразмышлять о роли семьи в жизни ребенка, о роли семьи в воспитании ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования и развития детско-родительских отношений; воспитывать уважение к старшим, к членам семьи; прививать чувство привязанности к своей семье и родному дому.
Вид проекта:
творческо-социально-образовательный
Продолжительность проекта:
долгосрочный
Цель проекта:
Воспитание у детей уважения и любви к старшим, родным и близким, своей семье; оптимизация детско-родительских отношений.
Задачи:
Формировать у детей представление о семье
Рассказывать детям о профессиях взрослых;
Знакомить детей с родственными связями;
Воспитывать в детях уважение к старшим;
Через взаимодействие с родителями, знакомить детей с семейными праздниками и традициями;
Оптимизация детско-родительских отношений (в т.ч. через совместное творчество детей и родителей).
Участники проекта:
педагоги, специалисты ДОУ, семьи воспитанников, дети.
Планирование работы:
1) Взаимодействие с семьями воспитанников:
консультации и беседы; анкетирование; сюжетно- ролевые игры; совместное творчество родителей вместе с детьми «выставка рисунков «Моя счастливая семья»; составление альбомов родителями совместно с детьми на тему «Счастливое лето с моей семьей».
2) Работа с детьми:
проведение НОД; беседы; чтение х/л; рассматривание репродукций художников; ознакомление детей с профессиями взрослых; проведение сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Детский сад», «Праздничный ужин», «Парикмахерская» и др.; знакомство детей с профессиями родителей и взрослых; семейными праздниками и традициями - через взаимодействие с семьей.
3) Взаимодействие со специалистами ДОУ:
проведение досугов и праздников; беседы; консультации психолога и др.
Предполагаемый результат:
Привить детям уважение и любовь к старшим, и своей семье.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный:
1. Опрос и беседа с детьми «Что такое семья?», «Моя семья»
2. Анкетирование родителей «Какого стиля воспитания в семье Вы придерживаетесь?»
3. Постановка целей и задач для реализации проекта
II этап – основной (практический):
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс необходимых методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
2. Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании детей», «Играйте вместе с детьми!», «Возрастные особенности детей или кризис 3-х лет!», «Надо ли наказывать детей?», «Влияние психологического микроклимата семьи на здоровье ребёнка», «Здоровье ребёнка и компьютер»
3. Выставка детских рисунков: «Мамин праздник», «Кораблик для папы», «Весна в родном городе».
4. Совместное проведение с родителями и детьми сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Праздничный ужин», «Парикмахерская».
5. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
6. Выставка рисунков выполненных детьми совместно с родителями «Моя счастливая семья»
III этап - заключительный:
1. Итоги и результаты проекта.
2. Презентация альбомов с рисунками выполненных детьми совместно с родителями «Счастливое лето с моей семьей».