Ребёнок, которому исполнилось четыре года – это уже не малыш, а вполне развитая и во многом уже самостоятельная личность. Детки в таком возрасте уже умеют самостоятельно кушать, одеваться, разговаривать и выполнять несложные задания по дому. К четырем годам родители уже становятся спокойнее и не отслеживают педантично осваивание малышом каждого навыка. Но знать, что должен уметь ребенок в 4 года, хотят все же большинство родителей.
Очень важно понимать, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет своим чередом. Не следует категорично воспринимать данные рекомендации по развитию ребенка. Если ваш сын или ваша дочь пока не умеют чего-либо, это не значит, что с ними что-то не так. Скорее всего, они развиваются в своем темпе и со временем догонят, а то и обгонят своих сверстников. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, наблюдайте за прогрессом именно вашего малыша.
Психологическое развитие
Развитие ребенка в 4 года – это многогранное понятие. Оно включает в себя несколько аспектов: психологическое развитие, умственное, физическое и социальное. Можно выделить и другие стороны развития, но перечисленные достаточно полно описывают уровень развития ребенка.
Одним из важнейших аспектов развития ребенка является его психологическое состояние. От умения справляться с негативными эмоциями, умения концентрироваться напрямую зависят и умственное развитие, и социальное, и даже физическое.
В таком возрасте состояние психики ребёнка напрямую зависит от родителей. Детки в 4 года начинают испытывать новые эмоции: грустить, обижаться, стыдиться. Им становятся нужны похвала, оценка их действий. Они начинают остро реагировать на равнодушие и невнимательность со стороны взрослых. Дети могут стать чувствительными и ранимыми. Это нормальное развитие для такого возраста, это не очередной кризис, а просто виток в психологическом развитии. От родителей требуются поддержка, похвала, объяснение ребенку — откуда берутся его новые эмоции, и что они означают.
Еще один психологический аспект, который должен уже проявиться в 4 года, – это стремление к самостоятельности. Ребёнок хочет что-то делать сам, и самое главное – он многое уже может. Не лишайте его этой возможности, не бросайтесь делать все за него.
Развитие эмоций, в том числе и негативных приводит к появлению страхов, ночных кошмаров. Для ребёнка четырех-пяти лет – это нормально. Ваша задача – помочь справиться с этими страхами и просто быть рядом, когда ваш малыш чего-то боится.
Умственное развитие
Существуют определенные нормативы, составленные специалистами по детскому развитию и психологами. Этот список вы можете взять за основу, для того чтобы проверить умственное развитие вашего малыша. Итак, что же умеет четырехлетка:
- Логично отвечает на несложные вопросы, используя длинные предложения.
- Знает значения используемых слов и общих понятий.
- Знает названия животных, предметов обихода, профессий.
- Знает названия геометрических фигур и цвета.
- Считает до 10.
- Отличает, где правая сторона, а где левая.
- Оперирует понятиями «один», «много», «немного», «несколько».
- Знает свое имя, имена родственников, домашний адрес.
- Определяет время суток: утро, день, вечер, ночь.
- Знает времена года и порядок их смены.
- Умеет описать увиденное, пересказать услышанную историю.
- Знает некоторые буквы и цифры.
- Собирает паззлы минимум из 5 деталей.
Если какие-то из пунктов вызывают у ребёнка сложности – это не повод для беспокойства. Просто уделите этому моменту больше внимания при обучении. Старайтесь, чтобы занятия были комфортны и для вас, и для малыша. Если он не в настроении или болеет – не стоит заставлять его заниматься, это только может отбить охоту у малыша к обучению. Если устали вы – тоже отложите занятия на время.
Физическое развитие
Физическая активность ребёнка к 4 годам снижается (бывают исключения в виде гиперактивных детей). Он уже может посидеть на месте какое-то время. Ребёнок, овладев основными навыками – ходьбы и бега, начинает их уже совершенствовать. Кроме того, появляются навыки спортивных игр (например, с мячом)
Также нужно помнить, что девочка отличается от мальчика своей физической активностью. Мальчики более подвижные, более быстрые и ловкие.
Что же должен уметь делать ребенок к четырем годам:
- Бегать, ходить быстро или медленно (менять темп).
- Ходить задом наперед.
- Прыгать на месте, отрывая обе ноги от земли.
- Удерживать равновесие.
- Подниматься по лестнице, чередуя ноги.
- Ловить мяч двумя руками.
- Ходить на носочках и пяточках.
- Уметь крутить педали велосипеда (необязательно ездить на нем).
Деток в 4 года уже можно отдать в какую-либо спортивную секцию: на плавание, футбол, гимнастику. Выбор за вами, только при выборе секции для ребенка думайте прежде всего о том, к чему есть способности, и что нравится ребенку.
Поощряйте физическую активность ребенка, пусть он лазит, бегает, карабкается по разным препятствиям. Придумывайте для него занятия и испытания. Больше проводите времени на свежем воздухе, играйте в активные игры.
Социальные и прочие навыки
В 4 года ребенок уже осознает важность общения, нахождения своего места в социуме. В этот период детки активно начинают дружить, налаживать контакты. Малышу уже становится интереснее играть с другими детьми, чем одному.
Что же должен уметь в социальном плане ваш малыш к этому возрасту:
- Следовать правилам, установленным в обществе.
- Заводить знакомства – здороваться, представляться.
- Извиняться, если что-то сделал не так.
- Просить что-либо сделать или что-то дать.
- Благодарить за подарок или помощь.
- Делиться своими вещами.
- Поддерживать человека, у которого случилось что-то неприятное.
- Высказывать свои чувства, эмоции и желания другому человеку.
Помимо развития социальных навыков, ребёнка следует обучить и бытовым навыкам. Многое ваш ребёнок в силу своего возраста уже должен уметь, например:
- Самостоятельно одеваться, застегивать молнию и пуговицы.
- Умываться, мыться и чистить зубы.
- Наливать воду в стакан, не проливая.
- Мыть посуду и вытирать пыль.
- Подметать пол.
- Контролировать свои естественные потребности (походы в туалет).
Развитие речи
Общее развитие ребенка в 4 годика во многом связано с развитием речи. Ребёнок, у которого нет проблем с озвучиванием своих мыслей, и в других аспектах жизни развивается быстрее. Речь – своего рода показатель интеллектуального развития.
В арсенале 4 летнего ребенка должно быть не менее тысячи слов. Он должен уже запоминать короткие стихотворения, песенки и поговорки. Фразы, которыми изъясняется ваше чадо, не должны быть простыми. В речи уже должны появляться эпитеты, сравнения. Часто детки начинают в этом возрасте сочинять стишки, песенки, подбирать рифму, выдумывать свои собственные слова. Это хороший показатель того, что ваш ребенок учится управлять языком, словами. Это как упражнения, которые ваша кроха сам для себя выдумывает.
Если у вашего сына или дочки в 4 годика проблемы с проговариванием звуков или же какие-то другие проблемы с речью – самое время обратиться к логопеду. Ребёнок уже в состоянии в таком возрасте выполнять задания логопеда, делать упражнения и концентрировать внимание на занятиях.
Что должно насторожить
Несмотря на то, что все перечисленные нормы развития ребенка в четырехлетнем возрасте достаточно условны, есть такие моменты, на которые следует обратить внимание. Можно выделить минимум навыков и умений, которыми должен обладать ваш малыш. А именно, ребенок четырех лет должен:
- Идти на контакт с другими людьми (самостоятельно и в ответ на обращение).
- Смотреть на людей, которые к нему обращаются.
- Играть в игры и проявлять интерес к игрушкам.
- Обладать минимальными бытовыми навыками (самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки).
- Говорить хотя бы простые фразы.
- Помнить свое имя и фамилию.
Если ваш ребенок не в состоянии делать что-либо из перечисленного – лучше обратиться к специалисту. Лишним это не будет. Если все в порядке, и это особенности развития вашего малыша – врач вам так и скажет. Если выявятся какие-либо нарушения в развитии – то чем раньше вы начнете над ними работать – тем проще будет с ними справиться.
В ваших силах помочь ребенку в его развитии. Для этого сейчас масса возможностей. Физическое развитие можно отдать под контроль папы или дедушки или же записать ребенка в секцию. Психологические аспекты развития во многом зависят от эмоциональной обстановки в семье, это также зависит от вас как от родителей. Чтобы ребёнок формировал социальные навыки – не стоит его изолировать от коллектива. Если малыш не ходит в садик или на развивающие занятия – старайтесь сформировать самостоятельно круг из деток, с которыми смог бы общаться постоянно ваш ребенок. К бытовым моментам нужно просто методично приучать, показывая на своем примере.
Интеллектуальное развитие – это отдельная тема. Тут вам в помощь и книжки по развитию детей, и пособия, и разные методики, и развивающие игрушки и конструкторы. Уже можно начинать в этом возрасте готовить руку к письму и учить ребёнка читать. Не забывайте о творчестве: рисование, раскрашивание, лепка, аппликация — все это тоже развивает ребенка умственно.
Воспитание ребенка 4 лет – дело непростое, но очень интересное. Самое главное – вкладывая свои силы и время в развитие ребенка сегодня, вы уже совсем скоро увидите отдачу. Все мы знаем, что дети очень пластичны и впитывают в себя все, как губки. Важно не пускать все на самотек, а развивать и воспитывать ребёнка, пока это еще легко сделать.
Дети четырехлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые представления о мире, которые расширятся с возрастом.
Четыре года ‒ этап, полный открытий для родителей и крохи. А чтобы открытия увенчались успехом, вам стоит опираться на возрастные особенности ребенка, помогая ему развиваться.
Психологическое состояние ребенка 4-х лет
Психологической особенностью четырёхлетнего ребенка является яркое проявление «чувств и чувствительности». Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном возрасте, особенно в возрасте трех-четырех лет, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства» (Мухина В. С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999 г.).
Также учёный акцентирует внимание на том, что «чувства дошкольников трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы». Поэтому родителям не стоит принимать всерьёз сверхэмоциональную реакцию на события. Иногда дети специально шалят, чтобы посмотреть на реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится различать положительные и отрицательные стороны.
Теперь дети начинают осознавать происходящее более остро. У них появляются новые эмоции: стыд, обида, разочарование, грусть. Дети в 4 года становятся чуткими: они улавливают настроение близкого человека и сопереживают. Формируются нравственные качества: понимание, проницательность, доброта, отзывчивость.
Интеллектуальные особенности в 4 года
Интеллектуальные особенности ребенка в 4 года объясняются уровнем его анатомического развития. Мозг уже почти соразмерен мозгу взрослого человека. Но правое и левое полушария развиты в разной степени: правое полушарие, отвечающее за проявление эмоций и чувств, преобладает.
Четвёртый год ‒ время повышенного интереса к изучению мира, проявления познавательной активности. Ребенок познает мир не только через книги и игрушки. Наступает пора осознанного знакомства с миром во время прогулки или посещения детского мероприятия.
Сына или дочку пора познакомить с алфавитом и простыми числами. Научите ребёнка выполнять простые арифметические вычисления и составлять из букв слова. Еще можно обучать ребенка иностранному языку. Существует много школ, предлагающих программы освоения иностранного для дошкольников. Или проводите занятия на дому.
Важно регулярно тренировать память. Например, разложите карточки с простыми изображениями и попросите запомнить последовательность. Перемешайте и предложите ребёнку восстановить по памяти порядок картинок. Чаще читайте небольшие детские сказки и стихотворения, предлагайте их заучить и рассказать по памяти.
Полноценное физическое развитие ребенка в 4 года подразумевает формирование мелкой моторики рук. Для тренировки ловкости пальцев и подготовки руки к письму лепите из пластилина или глины, вырезайте ножницами крупные и средние элементы разной формы. Ещё рисуйте разными художественными инструментами (кисточками, фломатсерами, карандашами, мелками, пальчиковыми красками). Помощниками юного художника станут альбомы и раскраски. Продолжайте собирать пазлы и конструкторы.
Как воспитывать детей 4-х лет
От родительского воспитания зависит то, каким станут ваш сын или дочь. Поэтому ключевое правило для родителей ‒ быть внимательными к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и устанавливает эмоциональную связь. Ребёнок, ощущающий любовь и заботу близких, имеет правильных пример семейных отношений.
- Культурный досуг . Посещайте культурные мероприятия для приобщения ребенка к миру искусства. Походы в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские гуляния социализируют и развивают воображение.
- Похвала по маленьким и большим поводам . Хвалите даже за маленькие победы ‒ это даст уверенность и понимание того, что ребенком гордятся.
- Навыки самообслуживания . Обучите соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выкидывать мусор в ведра, убирать игрушки на место.
- Наблюдение у врача . Приводите ребёнка на плановые осмотры и тем более, если заподозрите какое-то заболевание. Ребёнок должен регулярно обследоваться у педиатра, окулиста, хирурга, ЛОРа, кардиолога и эндокринолога.
- Здоровая пища . Обеспечьте сбалансированное питание, в котором будут белки, жиры и углеводы. Частота приёмов пищи для ребенка 4 лет ‒ 4-6 раз в сутки.
- Режим . Установите распорядок дня: так вам легче контролировать его деятельность, а ему – привыкнуть к режиму.
- Полезные игры . Обучайте в игровой форме: так занятия проходят веселее и легче.
- Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не злитесь на ребёнка, который задаёт вопросы. Четыре года ‒ возраст «почемучки», который хочет всё знать. Объясняйте явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
- Поиск друзей . Помогайте налаживать контакты с детьми: давайте подсказки как подойти познакомиться, приглашайте в гости родителей и друзей крохи, проводите досуг вместе.
- Правила без исключений . Заведите в семье правила и обязанности, которым нужно следовать всем членам семьи. Если ребёнок нарушает правила, наказывайте, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключений из жалости или непонимания. Малыш должен научиться нести ответственность.
Согласно оценке специалистов, каждому возрасту малыша должен соответствовать определённый уровень его развития. Зная существующие критерии того, что должен уметь ребёнок в 4 года, можно проверить его навыки, умения и способности. Если они ниже установленных норм, значит в развитии ребёнка имеются какие-либо упущения или проблемы. Их, конечно, надо исправлять. Вовремя выявленные недочёты помогут скорректировать методику обучения малыша и устранить отставание.
Физическое развитие
Четырёхлетний ребёнок отличается чрезвычайной физической активностью. В этом возрасте он умеет делать различные упражнения:
- достаточно быстро бегать, при этом сохраняя равновесие и меняя направление;
- двигаться прыжками на двух ногах;
- несколько раз подпрыгнуть на одной ноге;
- простоять на одной ноге хотя бы 6-7 секунд;
- прыгать и в высоту, и в длину;
- подниматься и спускаться по вертикальной лестнице;
- пролезать под не очень высокими предметами;
- уметь бросать и ловить мяч;
- учиться вести мяч ногами;
- кататься на детском велосипеде;
- должен осваивать первые уроки плавания.
Чтобы развивать мелкую моторику, дети в 4 года должны заниматься следующими упражнениями или играми:
- лепить фигурки животных из пластилина;
- собирать в парке во время прогулки листья, веточки, шишки, жёлуди, затем изготавливать из них различные поделки;
- нанизывать бисер на леску;
- уметь застёгивать пуговицы и застежки;
- учиться пользоваться кистью и карандашами;
- заниматься раскраской, не выходя за границы рисунка;
- соединять точки сплошной линией;
- пользоваться ножницами и вырезать фигурки и снежинки;
- завязывать узлом, а потом развязывать толстую верёвку.
Умственное развитие
Интеллектуальный уровень определяется тем, что должен знать ребенок в 4 года. В этом возрасте малыш отличается необыкновенной любознательностью и задаёт бесконечные вопросы. Родителям придётся запасаться терпением, чтобы не одернуть ребёнка. В такие моменты можно попросить его самого ответить на свой вопрос и послушать, как он самостоятельно рассуждает. Развитие всех детей 4 лет стремительно происходит во время увлекательных развивающих игр дома и в саду. В это время они уже должны обладать некоторым багажом знаний в различных областях.
Математика
Ребёнка можно знакомить с математикой в виде увлекательной игры. Можно предложить ему посчитать во время совместной прогулки проезжающие автомобили, птичек на ветках деревьев, скамейки в парке. Обычно в этот период дети уже умеют:
- объяснить, что означают понятия «много предметов» или «один предмет»;
- знают цифры до пяти, считают до десяти;
- называют виды основных геометрических фигур;
- сравнивают разное количество предметов и объясняют понятия «больше» или «меньше»;
- могут провести сравнение двух предметов по их размеру и описать разницу между ними;
- знакомы с понятиями «правая рука», «левая рука»;
- понимают разницу между верхом и низом.
Речь
Четырёхлетний ребёнок обладает словарным запасом в 4 тысячи слов, может рассказать детские стишки и сказку на родном языке. В то же время он должен:
- уметь разговаривать связно и чётко выговаривать звуки, исключением могут стать шипящие или сонорные;
- правильно согласовывать слова по родам, числам и падежам;
- уметь использовать в речи наиболее распространённые предлоги;
- делить простые слова на слоги и уметь правильно произносить многосложные;
- давать ответы на несложные вопросы;
- иметь знания о профессиях и их значении;
- описать тремя-четырьмя предложениями картинку или предмет;
- понимать разницу в интонациях;
- малыш также должен уже знать, кто он такой, кто его родители, дедушки и бабушки, называть свой адрес и возраст.
Окружающий мир
Развитие ребёнка в 4 года предполагает дальнейшее формирование знаний об окружающем и пока незнакомом ему мире. Они включают:
- названия животных и птиц – как домашних, так и диких; малыш должен показывать их на картинке и называть правильно;
- он должен различать этих животных по издаваемым ими звукам и знать особенности их передвижения;
- знания о временах года – как называются, что происходит в разные сезоны;
- какие явления погоды бывают, различия между ними;
- информацию об овощах и фруктах, различиях в их вкусах.
Изобразительное искусство
В области рисования также существуют нормы того, что должен знать и уметь ребёнок в четыре года. Рисуя и играя, он учится:
- знать основные семь цветов и уметь называть и показывать их;
- уметь проводить с помощью линейки прямые линии;
- рисовать самые простые из окружающих предметов и подбирать к ним цвет;
- работать с клеем, готовить аппликации.
Конструирование
Работа с конструктором уже должна быть знакома детям в 4 года. Они с удовольствием с ним возятся и свободно владеют многими навыками:
- дети знают и легко называют все детали конструктора;
- они умеют располагать его составные части в разных положениях – по вертикали или по горизонтали;
- понимая разницу между «кирпичиками» конструктора, они справляются с заменой деталей в сооружении;
- они также различают части сооружения по высоте и форме;
- постепенно можно усложнять задания, малыш будет собирать не только здания, но и космические корабли и самолёты.
Познания в музыке
Музыкальное развитие ребёнка 4 лет зависит от интенсивности занятий с ним. Дети легко воспринимают и запоминают новые мелодии и простые теоретические знания. Они уже могут:
- называть наиболее известные музыкальные инструменты, например, гитару или барабан;
- с удовольствием слушают знакомые песни и подпевают им;
- различают тихое и громкое звучание музыки.
Психическое развитие
После рождения ребёнок 4 года растёт, постепенно впитывая в себя всё, что он видит, слышит и чувствует. Его тонкая психика очень восприимчива к отношению близких людей, к их реакциям. В зависимости от этого формируется и его понимание собственной личности.
Поведение взрослых в этот период должно быть осторожным и внимательным. Малыш должен чувствовать их любовь и заботу. Тогда в нём сформируется уважительное отношение к самому себе. Его поведение также будет демонстрировать самоуважение. Постоянные замечания, недовольство им создадут у него отрицательный собственный имидж, и он будет капризничать и хулиганить, считая себя плохим. В это же время формируются и функции психики.
Внимание
Это качество надо всемерно развивать с помощью различных упражнений, так как детям свойственна рассеянность. К четырём годам ребёнок уже должен:
- выбирать пару одинаковых предметов среди множества разных;
- уметь концентрировать своё внимание на выполнении определённого задания в течение нескольких минут;
- выполнять упражнения на наблюдательность – повторить определённую последовательность движений с хлопками;
- при произнесении кодового слова производить определённое движение – хлопок или притоп;
- произвести сборку несложного сооружения с помощью деталей конструктора по представленному образцу;
- уметь сложить обратно разрезанную на несколько частей картинку;
- должен ориентироваться в знакомых ему местах.
Мышление
Так как именно в этот период усиливается интерес ребёнка к познанию, то можно начинать подготовку к школе. Однако, чтобы не переусердствовать, родителям лучше познакомиться с рекомендациями специалистов о том, что умеет ребёнок в данном возрасте. Он может:
- сам собрать небольшую пирамидку;
- уметь находить обобщающие слова, определяя самостоятельно, к какой группе отнести определённых животных или деревья;
- в группе предметов определять лишний;
- искать и находить имеющиеся несоответствия в картинках;
- самостоятельно находить антонимы к словам;
- называть более сложные геометрические фигуры;
- сравнить и расставить предметы по убыванию их размеров;
- различать слова родного языка с иностранными;
- отгадывать несложные загадки и решать лёгкие головоломки.
Память
У ребёнка 4 лет наблюдается прекрасная память, поэтому в таком возрасте обычно начинают изучать с ним иностранные языки. Согласно общепринятым нормам, малыш должен уметь:
- находить дорогу домой из знакомых мест – из садика или магазина;
- уметь пересказать небольшой рассказ;
- учить наизусть стихи, загадки;
- запомнить несколько увиденных предметов и назвать их;
- суметь повторить услышанные слова или цифры;
- выполнить задание, состоящее из трёх-четырёх команд;
- повторить несколько последовательных шагов в танце;
- рассказать об увлекательном событии, произошедшем недавно.
Эмоциональное развитие
В этот период ребёнок учится выражать свои эмоции. Он должен уметь сопереживать, научиться понимать настроение и чувства других людей, воспитать в себе культуру поведения. В этом процессе ему нужна помощь близких людей. Малыш уже умеет:
- чувствовать настроение человека, изображённого на фотографии;
- может изобразить мимически определённую эмоцию;
- если виноват, понимает, что нужно попросить прощения, признав свою оплошность;
- при виде близких людей радуется, а при появлении незнакомых – пугается.
Социальная адаптация
Маленькие дети очень общительны. Им нравятся совместные игры и знакомства с новыми друзьями. Как раз в этот период происходит дифференциация интересов девочек и мальчиков. Первые увлекаются нарядами и куклами, а вторые – техникой и оружием. Они с удовольствием помогают своим папам в ремонте автомобиля, ездят с ними в летние месяцы на рыбалку, привыкают к мужским обязанностям. Девочки выполняют посильную работу по дому.
Бытовые навыки
К четырём годам дети уже многие действия выполняют самостоятельно. Они сами чистят зубы, одеваются, умеют пользоваться столовыми приборами.
Четырёхлетний малыш – это маленький любознательный человек, который уже многое знает и умеет. И главное – не спугнуть его интерес к познанию этого огромного прекрасного мира.
Большинство детей этого возраста начинают выказывать родителям и окружению все большую самостоятельность, самоконтроль и становятся все более творческими. Они теперь играют со своими игрушками дольше, стремятся попробовать какие-нибудь новые действия и что-нибудь вкусненькое, и когда расстроены, способны лучше выражать свои эмоции.
Хотя каждый ребенок растет и развивается в своем собственном темпе, ваш ребенок к четырехлетнему возрасту сможет пройти большинство этапов развития, характерных для его возраста. Вот эти этапы: речевые, эмоциональные, двигательные, социальные, бытовые.
Язык и способности к коммуникации
Ваш любопытный и любознательный ребенок теперь может лучше вести разговор. Кроме того, словарный запас вашего ребенка растет - как и активизируются его мыслительные процессы. Мало того, что ваш ребенок в 4 года в состоянии ответить на простые вопросы легко и логично, но он уже может намного лучше выразить свои чувства.
Большинство детей в этом возрасте любят петь, придумывать песенки и составлять слова. Они энергичны, а порой даже слишком шумные.
- Когнитивные навыки, которыми овладевает ваш ребенок в 4 года, включают следующие умения.
- Говорить четко, используя более сложные предложения
- Правильно называть по крайней мере четыре цвета и три формы предмета: треугольный, квадратный, круглый
- Знать несколько букв и, возможно, даже писать собственное имя (на протяжении периода с 4-х до 5 лет)
- Лучше понимать длительность времени и порядок повседневной бытовой деятельности, например, завтрак утром, обед днем и ужин вечером
- Требовать от родителей больше внимания
- Ребенок может выполнять две-три команды, данные подряд. Например, «Положи книгу, почисть зубы, а затем ложись в постель».
Ребенок может узнавать знакомые дорожные знаки, например, такие как «СТОП» Если вы его научите, ребенок запомнит свой номер телефона и адрес, а также свою фамилию, имена мамы и папы.
Двигательные навыки ребенка в 4 года
Дети учатся через игру, и это очень хорошо для развития вашего четырехлетнего малыша. В этом возрасте ваш ребенок должен быть активным, прыгать, бросать мячик, лазить по шведской стенке, и делать все это с легкостью. Дети в этом возрасте настолько насыщены энергией, что целый день их не остановить.
Другими этапами движений ваш четырехлетний ребенок может овладеть в ближайший год, и эти навыки включают возможность.
- Стоять на одной ножке, правда, не более 9-и секунд
- Кувыркаться и прыгать
- Ходить и бегать вверх и вниз по лестнице без посторонней помощи
- Идти вперед и назад довольно легко
- Крутить педали трехколесного велосипеда
- Рисовать треугольник, круг, квадрат и другие простые фигуры
- Рисовать человека или простое животное, например, котика
- Строить башню из кубиков
- Кушать с помощью вилки и ложки
- Одеваться и раздеваться, чистить зубы и заботиться о других личных потребностях без особой помощи взрослых
Ребенок в 4 года: социальное развитие
В 4 годика ребенок уже не так эгоцентричен. Теперь он понимает, что в этом мире речь не всегда идет только о нем. Поэтому он может понимать, что нужно подать чашку маме или покачать в колыбельке младшего братика. В этом возрасте дети начинают понимать чувства других людей и сочувствовать им. Ваш 4 – летний малыш должен иметь понятие о конфликте и учиться управлять своими эмоциями. Например, малыш хочет, чтобы ему купили игрушку, а у мамы другие планы. Нужно обговорить с малышом альтернативные варианты. Главное – учить его искать общий язык с другими людьми, когда у них и малыша возникают разные желания.
Социальное развитие, которого ваш ребенок может достичь в этом возрасте:
- Малыш в 4 года любит играть с другими детьми и заводить друзей
- Ребенок может делиться игрушками с другими детьми, по крайней мере большую часть времени
- Понимает команды взрослых и подчиняется правилам, но 4-х-летний малыш по-прежнему будет требовательным и может отказываться от тех игр или действий, которые ему не по нраву
- Ребенок в 4 года более независимый
- Ребенок в 4 года иногда путает сказку или сны с реальностью
- Малыш в 4 года выражает свой гнев словесно, а не физически (в большинстве случаев)
Развитие ребенка в 4 года: когда есть повод для беспокойства?
Все дети растут и развиваются в своем собственном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок, на ваш взгляд, еще не достиг каких-нибудь высот в развитии. Но по мере того как ваш ребенок становится старше, обязательно должен наблюдаться постепенный прогресс в росте и развитии. Если у вашего ребенка в 4 года есть признаки возможной задержки развития, поговорите с врачом.
Возможные признаки задержки развития ребенка в 4 года:
- Очень боится, постоянно стесняется, или, наоборот, часто проявляет агрессию
- Не может оставаться один или с няней, боится, когда его оставляют без родителей
- Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одной задаче больше чем на пять минут
- Не хочет играть с другими детьми
- У него ограниченное количество интересов
- Не идет на зрительный контакт или разговор с другими людьми
- Не может запомнить и назвать свое имя и фамилию
- Не может провести различие между фантазией и реальностью
- Часто кажется печальным и несчастным, не может выразить широкий диапазон эмоций
- Не может построить башню, используя больше восьми кубиков
- У ребенка возникают проблемы при проведении линии карандашом
- Не может есть, спать или пользоваться ванной
- Не может самостоятельно раздеться, почистить зубы, вымыть и вытереть руки без помощи взрослых
Если ваш ребенок в 4 года сопротивляется не хочет делать то, что он мог сделать раньше, например, в 3 годика, обязательно скажите об этом врачу. Это может быть признаком нарушения или замедления развития. Есть много способов лечения, чтобы помочь ребенку преодолеть эти проблемы.
Ребенок в 4 года умеет уже очень много, это непоседа и озорник, радость всей семьи. Он будет развиваться все больше и больше, нужно только помочь ему в этом.
Папы и мамы всегда интересуются, как развивается их малыш. Сейчас речь пойдет о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Ведь интересно узнать, в каких областях он особенно преуспевает, а на какие нужно направить более пристальное внимание.
Навыки у малыша 4 лет
Итак, что должен уметь ребенок в 4 года:
Осознавать смысл обычных слов, таких как мебель, посуда, игрушки;
Знать несколько профессий, и животных;
Демонстрировать предметы, находящиеся от него справа, слева, сверху или внизу;
Сравнивать предметы по их параметрам - длина, высота, ширина;
Различать, где один предмет, а где их много;
Раскрашивать предметы не выходя за определенные рамки;
Уметь нанизывать бусины и пуговицы;
Определить, какой из нескольких (4-5) предметов пропал;
Речь ребенка должна быть разборчивой и понятной;
Пересказывать своими словами содержание прочитанной сказки или стихотворения;
Развитие детского творчества
Применяя пластилин или глину, есть возможность не просто мять кусочек в руке либо лепить обыкновенные фигуры. Ребенок в 4 года может уже создать целую композицию определенной тематики: подводное либо лесное королевство, новогодний сюрприз или некоторых животных. Гуляя в парке, лучше предварительно насобирать желудей, интересных листочков, каштанов, а потом использовать их для поделок. Для того чтобы ускорялось развитие детей 3-4 лет, понадобятся различные пуговички, спички, бусинки либо обычные зубочистки, поскольку именно мелкой моторике и всему, что с ней связано, необходимо уделять значительную часть детского досуга.
Особенности детей 4 лет
Не стоит забывать о простых, но в то же время действенных способах для развития эрудиции и общего мировоззрения малыша. Небольшие стишки и веселые рассказы - это отличный вариант для того, чтобы с пользой для себя и ребенка провести время.
Такие литературные занятия для детей 4 лет отлично формируют мировоззрение малыша, а также учат его быть добрым и порядочным, любить и уважать старших.
Стихи учат детей самым элементарным понятиям из зоологии, истории, географии. А если добавить сюда интересные и поучительные повести и фильмы, то и вовсе можно достигнуть уровня максимального развития эрудиции ребенка.
Чему учить и как учить
Если до этого малыш делал аппликацию из готовых элементов, то в 4 года можно уже разрешить пользоваться ножницами, чтобы он сам вырезал фигуры. Не нужно добиваться вырезать что-то трудное. Можно просто нарисовать ему на цветной бумаге большие геометрические фигуры, которые он должен вырезать. Приклеивать можно не только лишь бумагу, но и посыпать специальным бисером, крупой или цветным песком.
Если ребенок еще не умеет считать, самое время этому научить, поскольку математика для детей 4 лет может оказаться достаточно интересной и увлекательной игрой. Это хорошо делать во время прогулки. Можно проводить математические занятия для детей 4 лет, предлагая им пересчитывать деревья, ступени, автомобили, окружающих людей, сооружения, птичек. Можно попробовать разъяснить простые математические действия, используя свои пальцы, спички или специальные Можно начинать учить читать, заучивая готовые фразы. Очень удобно иметь специальные кубики со слогами либо приобрести магнитную доску со знаками. Если у него возникнут трудности, либо он начнет привередничать, не настаивайте, отложите занятия. Можно также приобрести книжку и изучить стишки для детей 4 лет.
Игры и игрушки для малышей в 4 года
Четыре года - возраст, полностью подходящий для того, чтобы вывести сына или дочку в цирк или кинотеатр. Не нужно сразу брать билеты в первые ряды. Просто ребенок может не совсем правильно отреагировать на звучные выкрики клоунов, хлопки, рычания животных. Потому лучше занять другие места, приблизительно с десятого ряда и выше.
Развитие детей 3-4 лет включает занятия с любимым конструктором, собирание интересной мозаики. Только задания нужно со временем усложнять, постепенно добавляя большее количество элементов и понижая их размеры. Очень неплохой конструктор LEGO, детали которого рассчитаны на различные возрастные категории. Из него можно собирать не только лишь обыкновенные дома либо машинки, но и галлактические и пиратские корабли, разные самолеты, сооружения, ботов. Нужно лишь докупать дополнительные элементы.
Друзья в этот период
В таком возрасте можно иметь уже одного или двух друзей, вместе гулять и играть во дворе, попеременно ходить в гости. Им будет любопытно играть сообща, а у их мам при этом появится немного личного времени. Обычно девочки играют в куколки, поликлинику, семью, а мальчишки - в машинки либо конструктор. Малышей можно занять на определенное время, если предоставить им коробку и попросить соорудить дом. Пускай они вырезают окошки, разукрасят стенки, расставят мебель, заселят игрушечных обитателей.
Еще не так давно было желание, чтобы малыш быстрее начал кричать. На данный момент хочется, чтоб он хоть время от времени помолчал. Наступил такой период, когда неугомонного «почемучку» интересует все: «Почему собака гавкает, а кошка мяукает?», «Почему травка зеленоватая, а небо голубое?», «Почему звезды видно только в ночное время, а солнышко днем?» И еще много различных «почему».
Детки не только лишь желают это выяснить, но и понять, то есть осознать, почему происходит конкретно так. Время от времени от этих «почему» у папы и мамы идет кругом голова, особенно если один вопрос задается не один раз, и необходимо все разъяснять вновь. Тут самое главное - проявить терпение и мудрость. Чтобы чуточку приостановить напор пытливого ребенка, можно у него спросить, что он сам думает об этом или другом. Так у него появится возможность немного самостоятельно поразмышлять, и тут нужно послушать его рассуждения.
Время от времени он может задавать вопросы на достаточно интересные темы. Не стоит его стыдить либо одергивать. Ведь для малышей нет запрещенных тем, ими движет только любопытство. Также рекомендуется не забывать про разные развлекательные игры, во время которых можно изготовить интересные поделки с ребенком 4 лет.