Детские истерики в 2-3 года обычно проще преодолеваются родителями. Ребенка можно как-то отвлечь, дать игрушку, переключить внимание. Поэтому чаще всего взрослые не бьют тревогу: перерастет, думают они. Когда же в 6-7 лет истерики у детей приобретают постоянный характер, ситуация перестает быть контролируемой.Ор и рыдания становятся громкими и требовательными, а поводом может стать любой пустяк. Кроме того детские истерики учащаются, и если раньше они случалась 1-2 раза в неделю, то теперь и дня не проходит без воплей. Что делать? Ответ один: ни в коем случае не игнорировать, потому что если против детских истерик ничего не предпринимать, то ничего не изменится.
Каковы причины возникновения детских истерик и капризов?
Что будет, если детские истерики игнорировать или, наоборот, наказывать за них ребенка?
Каким образом раз и навсегда прекратить истерики у детей?
Самое удивительное, что зачастую отмечают родители истеричного ребенка - это то, насколько молниеносно он падает в свои капризы, и как же быстро отходит от своих рыданий. Вот только 10 минут назад его ор был слышен на три этажа вниз и вверх, а теперь - слезы высохли и у него прекрасное настроение. Он весело бегает, напевает песенки себе под нос и радуется жизни. Однако, новая гроза уже совсем близко...
Откуда берутся детские истерики и капризы?
Чаще всего родители совершенно не понимают, откуда и почему берутся детские истерики. Бывает так, что в одной семье двое детей: первый - тихоня и паинька, а второй - настоящий истерик и капризуля. Взрослые начинают искать истоки проблемы в собственном детстве, в друзьях ребенка, во влиянии на него бабушек и дедушек, в каких-то стрессовых ситуациях, которые ребенок переживает. Кое-что действительно удается выудить из всего этого, но чаще никаких выводов сделать не получается. Применение разных методов против истерик у детей либо не дает результатов, либо действует временно.
Однако очевидно, что все же истерики у детей - это не хаотичное проявление характера, а некая системная особенность, которая проявляется у удивительно схожих друг на друга детей. Сегодня этот особенный психотип выделен и точно описан в системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Ребенок, который склонен к истерикам, это обладатель зрительного и, зачастую, кожного векторов . Основу для истеричности дает именно еще детский, т.е. не успевший еще развиться, зрительный вектор, но кожно-зрительная связка может создать настоящего чертенка - истеричку и капризулю в самом классическом смысле этого слова. Такими бывают и мальчики, и девочки в равной степени.
Взрослые развитые и реализованные кожно-зрительные люди (+ еще и другие вектора) - это всегда очень интересная судьба. Это актеры и режиссеры, писатели и путешественники, ученые и врачи. Но это только в потенциале, только если за время детства родителям и социуму удастся развить их желания в должной мере. В детстве же они, как и другие дети, далеко не всегда отличаются ангельским характером.
Кожный вектор одаривает своего обладателя чрезвычайной гибкостью и приспособляемостью, а также постоянным расчетом пользы и выгоды. На базе кожного вектора ребенок развивается очень быстро и первая черта, которую он приобретает - это хитрость. Как только что-то ему не выгодно, он легко и ловко может обмануть, обхитрить, только бы достичь желаемого или увильнуть от скучного. Например, кожные дети не любят убирать свою комнату. А если их заставлять, то делают это "косо-криво-лишь бы живо", ни о какой тщательности речи быть не может.
Зрительный вектор с самого раннего возраста научается быстро подмечать настроение окружающих людей. Потом это может перерасти в эмпатию, сочувствие к другим людям, но в маленьком возрасте это лишь ощущение настроение "для меня".
На базе своей кожно-зрительной связки ребенок чуть ли не первое, чему обучается, это распознавать, как правильно себя вести, чтобы добиться желаемого. Если при самой первой попытке поистерить, ему дали то, что ему хотелось, будьте уверены - он уже даже не подумает останавливаться. Если вы один раз сдались под напором его слез и договорились прогулять детский садик, значит, он будет реветь и плакать теперь каждое утро. А если вы будете его тащить, то этим добьетесь только одного - детская истерика будет длительней и трагичней.
В раннем детстве кожно-зрительный ребенок быстро научается по-настоящему манипулировать родителями, бабушками и дедушками, другими детьми. Талант актера в нем просыпается очень рано. К 6-7 годам детская истерика часто становится уже фиксированным механизмом, как достичь того, чего хочется. И если бы ребенок при этом так не наглел в своих истериках, то родители теряли бы бдительность и давали бы детям садиться себе на шею по всем параметрам. Именно учащение истерик и избитые вконец нервы, заставляют родителей искать выход. Именно из-за этого скорее всего и читаете эту статью вы, дорогой читатель.
Часто родителей сбивает с толку то, что поводом для детских истерик становятся не только банальные капризы, а и какие-то существенные вещи. Например, ребенок сильно плачет из-за страха темноты , не может заснуть без света. Или когда он постоянно беспокоится о том, что его забудут, переспрашивает "мама, ты меня заберешь? мама, ты меня не оставишь?" Кроме того, кожно-зрительные дети часто бывают очень болезненными: походы в садик заканчиваются кашлем и температурой. И для любого родителя становится очевидным, что детская истерика имеет почву. Хочется ребенка пожалеть, помочь ему. Или, наоборот, уже не понятно, куда от его истерик убежать, как все это закончить.
Каким образом прекратить истерики у детей?
Первое, о чем хочется сказать, это то, что при детских истериках Системно-векторной психологией Юрия Бурлана делать не рекомендуется.
Физическое наказание
ребенка за истерику или крики на
него, потому что вместе с этим ребенок тут же потеряет ощущение защищенности и безопасности. И в такой момент всегда включается защитный механизм - ребенок пытается компенсировать эти ощущения за счет своих свойств. Но поскольку его собственные свойства еще недоразвиты, то проявляются они негативно: кожные дети начинают воровать, лгать, а их истерики становятся вообще невыносимыми и неуправляемыми.
Пугать
ребенка за истерику, хотя может и казаться, что это работает. Поначалу одна только пугалка "будешь не послушный, тебя баба-яга ночью уволочет и съест" способна прекратить истерику в один миг. Однако очень скоро она перестанет действовать, зато испуг ребенка будет отдаваться еще долгие годы: в страхах и фобиях.
Наказывать
ребенка за истерику - поставить в угол или лишить мороженого - это тоже кратковременный способ унять детскую истерику, но никогда не победа над ней. Желание истерить просто будет накапливаться внутри ребенка и рано или поздно прорвется наружу, в еще более безобразном свете.
Игнорирование
ничего не даст - ребенок может кричать громче и громче, а ваши нервы будут только утончаться от этого. В такой борьбе родителю всегда суждено проиграть.
После того, как мы вычеркнули из арсенала все то, что может навредить, пришло время рассмотреть действенные способы против детских истерик . А они есть и их много. И именно 6-7 лет - возраст, когда еще не поздно вести борьбу с детскими истериками. В это время ребенку становятся доступны инструменты, которые позволяют добиться почти мгновенного результата. Найдя правильный подход, можно заткнуть фонтан детской истерики и навсегда забыть об этой проблеме.
А этот правильный подход кроется в корневых желаниях зрительного вектора - эмоциональное выражение себя к другим людям. Но часто современные дети просто не имеют такой возможности вовсе: мама и папа все время на работе (да и вообще их роль с 6-7 лет постепенно снижается в жизни ребенка), в школах только знания преподают, после школы домой, а там только мультики а-ля Том и Джери, где герои дубасят друг друга до одури и все. А эмоции то требуют выхода. Рвутся наружу. Вот и вырываются детскими истериками.
То есть прекратить истерики возможно, если направить зрительного ребенка в ту сферу, где он мог бы выражать свои эмоции в правильном русле. Например, отправить его в хороший театральный кружок. Играя там роли, он будет выхолащивать свои эмоции в эмпатии.
Другой способ - это чтение книг на сострадание. Любой родитель может попробовать провести очень действенный эксперимент буквально сегодня. Прочесть ребенку на ночь прекрасный рассказ Андерсена "Девочка со спичками" . Нужно чтобы ребенок сосредоточенно вдумался в него, проникся рассказом. Переживание за героя и даже слезы сострадания в данном случае даже показаны, ведь они прямо противоположны слезам при детской истерики. После такого вечера у вас гарантированно будет несколько дней без истерик - ребенок будет выхолощен эмоционально наружу и у него не будет желание капризничать и плакать о себе. Иметь дома хорошую детскую литературу на сострадание и приучить ребенка к чтению, как к любимому занятию, - это всегда наилучшая прививка от детских истерик.
На вопрос, что такое истеричное поведение, мамы ответят, не задумываясь: агрессивность, громкие вопли, слёзы, неконтролируемые действия. Подобные признаки часто встречаются у детей от 2 до 5 лет.
В любом случае, у ребёнка любого возраста не оставит равнодушным ни его близких, ни очевидцев приступа. Как вести себя в подобной ситуации маме? Наказывать? Шлёпать? Игнорировать? Жалеть? Главное – сохранять спокойствие.
Истерический приступ у детей (неважно, в каком возрасте – в 2, 3 года, в 7 или 8 лет) характеризуется эмоциональным возбуждением, агрессивностью, которая может быть направлена на окружающих или на самого себя.
Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело. При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли.
В особо тяжёлых случаях встречаются непроизвольные судорожные реакции, которые известны в медицине под названием «истерический мост». Тело малыша выгибается в виду дуги, а его мышцы становятся напряжёнными.
Следует отличать истеричный приступ и каприз. Первый характеризуется непроизвольностью. Капризное же поведение – это преднамеренный шаг, в основе которого желание обладать какой-либо вещью. Подобные приёмы частенько входят в «арсенал» детей, склонных к манипуляционным действиям.
Истерика у маленьких детей чаще всего обычно протекает по схожему сценарию и включает в себя несколько стадий. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами, знать которые нужно обязательно, поскольку это поможет быстрее прекратить приступ.
Основные стадии истерического приступа у детей:
- Предвестники. Перед «концертом» ребёнок 2 или 3 лет начинает высказывать неудовольствие. Это может быть хныканье, сопенье, длительное молчание или сжимание кулачков. В этот момент истерику ещё можно предотвратить.
- Голосовая. На этом этапе ребёнок начинает кричать, причём так громко, что может напугать окружающих. Требовать остановиться бесполезно – он оторван от реальности и никого не слышит.
- Моторная. Начинаются активные действия ребёнка – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Эта фаза представляет для малыша наибольшую опасность, поскольку он может травмироваться, ведь боли он не ощущает.
- Заключительная. Получив «разрядку», истеричные дети ищут поддержку и утешение у родителей. Малыши устали физически и морально, так как столь сильное эмоциональное потрясение забирает у них много сил.
Обессиленный ребёнок обычно быстро засыпает, причём его сон будет достаточно глубоким.
Кто более всего подвержен истерикам?
Психологи отмечают, что не все малыши одинаково склонны к истерическим припадкам. Частота и сила эмоционального всплеска определяется типом темперамента и высшей нервной деятельностью:
- меланхолики. Это дети со слабой нервной системой, характеризующиеся повышенной тревожностью, часто сменой настроения. Истерит такой малыш часто, однако по причине слабости ЦНС скорее возвращается в нормальное состояние;
- сангвиники. Дети с таким типом нервной деятельности в любом возрасте (что в 2 года, что в 7 или 8 лет) обычно пребывают в хорошем настроении. Истерики могут случиться, если причиной тому стал сильный стресс. Однако подобное бывает редко;
- холерики. Такие ребятишки отличаются неуравновешенным характером и яркими эмоциональными вспышками. Истеричные приступы возникают у маленьких холериков внезапно, причём часто сопровождаются агрессивными проявлениями;
- флегматики. Такие детишки уже в 4 года (и даже младше) характеризуются спокойным поведением и рассудительностью. У них процессы торможения преобладают над возбуждением, поэтому истерики практически не возникают.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на детские истерики будут жаловаться чаще мамы и папы маленьких меланхоликов и холериков, то есть детей с неуравновешенными типами нервной деятельности.
Прежде чем перейти непосредственно к факторам, которые провоцируют возникновение , нужно подробнее остановиться на особенностях развития трёхлетних ребятишек.
Примерно в 3 года (плюс-минус 7 или 8 месяцев) у детей начинается период, известный под названием «кризис трёхлетнего возраста». С этого момента ребёнок осознаёт себя отдельной от родителей личностью, у него появляется стремление к самостоятельности.
О таком психологическом явлении, как , более подробно можно узнать из другой статьи детского психолога. В этом материале множество полезных советов, в том числе и по борьбе с истеричным поведением ребёнка.
У всех детей подобный кризисный период может проявляться по-своему, но обычно психологи выделяют своеобразное семизвездие признаков:
![](https://i0.wp.com/kroha.info/wp-content/uploads/2017/03/crisis-child.jpg)
Казалось бы, в 2 годика малыш был такой послушный, а сейчас начинает всё делать «назло»: снимает одежду, если его просят укутаться; бросает игрушку, если просят её поднять.
Истерики в это время встречаются достаточно часто, в особо тяжёлых ситуациях кроха капризничает по 7 или 8 раз на дню (конечно, классические истерические припадки бывают гораздо реже).
Когда ребёнку исполняется четыре года, истерики постепенно сходят на нет, поскольку в детском арсенале появляются другие, более совершенные методы выражения собственных эмоций и желаний.
Чтобы знать, как справиться с постоянными детскими истериками, необходимо иметь представление, из-за чего они возникают. Решение проблемы будет зависеть от того, что именно послужило спусковым механизмом истерической реакции.
Самой популярной подоплёкой истерики у малышей становятся конфликты, неизбежно возникающие в детско-родительских отношениях. Кроме того, не стоит забывать и о возрастных особенностях детей в 3 годика.
В общем и целом причиной истеричной реакции у трёхлеток могут стать несколько основных факторов:
![](https://i2.wp.com/kroha.info/wp-content/plugins/lazy-load/images/1x1.trans.gif)
Таким образом, у каждой истерики имеется какая-либо подоплёка. Стоит понимать, что трёхлетний ребёнок не собирается намеренно злить маму, напротив, собственный приступ тоже его пугает. Вот почему нужно правильно реагировать на детское поведение.
Если истерики у ребёнка 3 лет учащаются, советы психолога будут как нельзя кстати. И самая важная рекомендация – не допускать истерического припадка. То есть ваша цель – не борьба с реакцией, а её предупреждение и смягчение тяжести вспышек:
- Важно поддерживать . И малыши в 3 годика, и дети в 7 лет ощущают себя в безопасности, если следовать чёткому дневному распорядку. Поэтому нужно стараться укладывать ребёнка днём и вечером в определённое время.
- Нужно готовить ребёнка к грядущим изменениям. Например, предупреждать о будущем посещении садика нужно не тогда, когда малыш переступает впервые порог дошкольного учреждения, а за несколько недель до события.
- Необходимо твёрдо следовать своему решению. Не нужно менять своё твёрдое решение в ответ на истерики и капризы. Чем старше ребёнок, тем больше его плохое поведение превращается в способ манипуляции. К 7 или 8 годам вы попросту не справитесь с юным манипулятором.
- Следует пересмотреть запреты. С другой стороны, нужно провести «ревизию» ограничений и оставить только действительно жизненно важные. А вот от необязательных запретов лучше отказаться. Кто сказал, что делать бутерброды нельзя, если обед задержался?
- Стоит предоставлять детям выбор. Трёхлеткам важна самостоятельность и независимость, которую можно обеспечить обычной альтернативой. Ребёнок может сам решить, какую кофточку надеть на прогулку – синюю либо жёлтую.
- Пробуйте уделять максимум внимания. Дети стремятся получать родительское внимание любыми способами, даже плохими. Старайтесь тратить побольше времени на ребёнка и откликаться на его стремление побыть рядом с вами.
Важно внимательно отслеживать, как ребёнок реагирует на развитие ситуации. Если вы замечаете предвестники истерического поведения (поджатые кулаки, хныканье, грозное молчание), лучше сразу переключить интерес малыша на что-то другое.
Как прекратить истерику у ребёнка?
Если истеричный приступ ещё не зашёл слишком далеко, малыша можно отвлечь необычным предметом или внезапным поступком. Такой метод изредка срабатывает, однако следует знать и другие приёмы, позволяющие снизить накал страстей:
![](https://i1.wp.com/kroha.info/wp-content/uploads/2017/03/how-stop-hysterics.jpg)
Не стоит думать, что после первого же применения одной из вышеописанных рекомендаций истерики исчезнут. Некоторые мамы думают, что как только они выйдут из комнаты, ребёнок успокоится. Такое попросту невозможно, поскольку для формирования новой привычки потребуется время.
Что делать после истерики?
Нужно понимать, что работа с ребёнком начинается именно после окончания истерических реакций. С ними следует разбираться последовательно и поступательно, если вы, конечно, не хотите, чтобы они повторялись вновь и вновь.
Прежде всего, необходимо научить ребёнка социально приемлемым методам выражения своих чувств и стремлений. Лучше всего это делать через сюжетно-ролевые игры или чтение специальной литературы – сказочных историй и стихотворения.
Также следует донести до детей мысль, что не всегда они смогут получить то, что им хочется. Тем более желаемое не достигается с помощью таких нежелательных поступков, как вопли, слёзы, дрыганье нижними конечностями.
Всегда объясняйте маленькому «хулигану», как сильно огорчил вас его поступок. Обязательно продемонстрируйте, что ваша любовь к нему безусловна, однако истерики заставляют вас испытывать массу неприятных эмоций.
Детские истерики нередко закрепляются в поведении ребёнка и превращаются в привычку. Поэтому быстро такую проблему не решить. Кроме того, продолжительность переобучения будет зависеть от типа темперамента малыша. Сложнее всего придётся с маленькими холериками.
Чаще всего через шесть или восемь недель регулярной работы родителей истерики у ребёнка прекращаются. Однако в редких случаях подобное поведение не только не прекращается, но и становится всё более частым или тяжёлым.
Истерики у ребёнка 4-х лет – всё-таки скорее редкость, нежели обыденность. Поэтому если в этом возрасте истеричные приступы повторяются, можно предположить наличие болезней нервной системы.
К детскому невропатологу стоит обратиться, если:
![](https://i2.wp.com/kroha.info/wp-content/uploads/2017/03/specialist-help.jpg)
Если медицинское обследование не обнаружит отклонений в здоровье, то, скорее всего, проблема может находиться в сфере детско-родительских отношений или в неадекватной реакции близких на поведение малыша.
Не следует давать ребёнку успокоительные препараты по собственному желанию. Неадекватная медицинская терапия может навредить малышу, поэтому проводить лечение можно лишь после осмотра у невропатолога и только назначенными лекарственными средствами.
В качестве заключения
Ответ на вопрос, как бороться с истериками ребёнка, волнует многих родителей. Особенно актуальной эта проблема становится, когда малышу исполняется три года.
Специалисты убеждены, что капризы и лёгкие истерические приступы не являются отклонением от нормы в трёхлетнем возрасте. Этот период характеризуется кризисными явлениями, которые и становятся источником проблемного поведения.
Обычно после окончания кризисного периода пропадают и истеричные припадки. Если же они повторяются после 4 — 5 лет, лучше обратиться к специалистам, которые подтвердят или развеют сомнения.
В целом же важно реагировать правильно на неоднозначные детские поступки. Родителям следует больше общаться с ребёнком, обучать его управлению своими эмоциями, демонстрировать свою безусловную любовь.
В этом случае истерики ребёнка утратят остроту и яркость, а, значит, в скором времени малыш прекратит использовать их в качестве инструмента давления на родителей. Следовательно, совсем скоро в семье воцарится спокойствие и мир.
Истерика у ребёнка – состояние сильного возбуждения, которые приводят к потере контроля над собой и снижению восприятия окружающих раздражителей. Проявляется она в виде плача, крика, катания по полу. Нередко дети пинаются, бьются головой, кусаются. Болевая чувствительность во время истерики снижена под действием зашкаливающих эмоций. Они же мешают, а точнее – вообще не позволяют малышам адекватно реагировать на обращённую к ним речь, а чаще – вообще её слышать.
Причины истерик различны, но в основе лежит несоответствие желаний и интересов ребёнка и требований действительности. Согласитесь, подобное вызывает злость и раздражение даже у взрослых людей. А у малышей, чья нервная система ещё не полностью сформирована, это самое раздражение и желание добиться своего выливается вот в такие неприятные формы.
Итак, ребёнок закатывает истерики из-за:
Сразу стоит оговориться, что последний пункт – это тема отдельного и очень сложного разговора, когда стоит обсуждать каждый конкретный случай. Ребёнок, который большую часть своей жизни борется с онкологией, может начинать впадать в истерики перед очередным этапом химиотерапии, вспоминая свои ощущения и самочувствия после последних процедур.
И здесь, естественно, работа психолога и родителей будет совершенно иной. Равно как и в случае, когда многократные изнасилования отчимом и угрозы от него физической расправой, не давали возможность девочки вербально пожаловаться на происходящее и выливались в неконтролируемые и жестокие истерики при общении с матерью.
Мы всё же будем рассматривать ситуации без крайних форм патологий, заболеваний или ситуаций, которые предполагают вмешательство правоохранительных органов и, возможно, психиатров.
Итак, малыш начинает понимать свои желания. И, когда они не удовлетворяются, протестует. Когда ситуация эмоционально окрашена и желания наиболее выражены, малыш может прибегать к капризам и истерикам. И их стоит различать. Капризы тоже могут сопровождаться криками и топаньем.
Но, ребёнок полностью не теряет контроль над ситуацией. В случае же истерики, малыш полностью находится под властью своих переживаний. Нередко во время таких «концертов» у деток могут начинаться судороги и даже прерывистым дыханием. Это, конечно, очень пугает родителей, и они готовы сделать всё что угодно, лишь бы это побыстрее прекратилось.
Однако, если мы говорим о детках до трёх лет, то стоит помнить, что они в этом возрасте активно исследуют мир и учатся, впитывают модели поведения и вырабатывают первые табу. Естественно, что, получив желаемое, дитя не будет стараться в дальнейшем учиться вербально оформлять свои просьбы и желания, не будет учиться убеждать и просить.
Он быстро усвоит, что легко можно добиться своего путём шантажа и истерик. Разве этого хотят родители? Конечно, нет! Ведь при правильном поведении окружения, нормальном функционировании, питании и режиме ребёнка, истерики прекращаются где-то в 4 года.
Что делать
Так что же делать, если у ребёнка истерика?
![](https://i2.wp.com/depressio.ru/wp-content/uploads/2017/06/266-2.jpg)
Часто истерики пробуются малышами до двух лет, как способ управлять поведением мамы и окружающих. Если у такого ребёнка истерика? Что делать советует профессор Комаровский, говоря о варианте «игнорирования». Но стоит обратить внимание, что игнорирование относится не к крохе, а к его требованиям, выраженным таким образом. Например, ребёнок истерит, чтобы мама нашла ему лопатку. Ведь свою они забыли дома. Когда мама игнорирует его просьбы, ребёнок отправляется на поиски сам или заменяет её, копая песок чем-то другим.
Отдельный пункт касается физического наказания. Некоторые мамы «срываются» и, после очередной истерики, доходят до того, что шлёпают мягкие места своих чад. Для одних деток это становится своеобразной показательной границей, которую не стоит переходить. Ведь за ней такая всегда ласковая мама, оказывается, может вот так наказывать. И дети всё реже прибегают к такому методу добиться своего. Мамам кажется это спасительным вариантом, и они готовы всячески пропагандировать его.
Не стоит забывать, что все детки разные. И, если для одних шлепки – это установление границы, то для других – возможность обратить на себя внимание, которое только подстегнёт «маленьких вымогателей». Вообще, как мы уже говорили ранее, истерики у ребёнка 4 лет – это повод обратиться за советом к психологу, а иногда и к невропатологу. Стоит исключить все функциональные особенности нервной системы. Если же проблема не физиологическая, а психологическая, то искать её стоит исключительно в индивидуальном порядке.
Читайте подробнее о том, (с советами психологов).
Помощь психолога
Хотя в рамках статьи хочется рассмотреть интересный и, увы, довольно распространённый феномен «истерик среднего ребёнка». Чаще всего, он наблюдается в семьях с тремя детками. В классическом варианте, присутствует старшая дочь – послушная и покладистая мамина помощница; малыш до года (как правило – долгожданный сын-наследник) и средняя дочь – «откуда такая взялась». Вот она то и склонна впадать в истерики, причём на пике их, готова наносить увечья и травмы родителям и старшей сестре. «Откуда столько злобы в маленьком тельце?», — только и удивляются родные. Чего не делают – только хуже.
А ведь в этом и кроется основная беда. И чтобы искоренить истерики, стоит, прежде всего, искренне поговорить родителям с психологом. Ведь когда семья ждёт первенца, она, чаще всего, ждёт просто здорового ребёнка и радуется ему. Всё отлично, если на свет появляется маленькая «помощница». Определённое время ей уделяется всё внимание и забота. И вот родители планируют себе ещё сыночка… а на свет снова появляется дочь. Конечно, её тоже любят, но многие парапсихологи говорят о ощущениях ребёнка, как будто он — «неудачная попытка».
Близкие же и значимые для него люди уже планируют третий заход, который выходит «по плану» — долгожданный сынок. Но, если старшей уделяют внимание, потому что зачастую в её помощи реально нуждаются, а малышу – потому что его очень хотели. На среднюю же, обращают внимание, когда она что-то натворила или сильно заплакала.
Страх остаться без внимания, «не у дел» порождает истерики, которые позволяют ей «выходить из тени забвения». И не стоит при этом оправдываться, мол мы всех одинаково любим и ласкаем. Это не так.
Вот и выходит, что истерики не могут быть прекращены никаким поведением мамы. Потому как, если она бурно реагирует и ругает, то «маленькая вымогательница» добилась своего: на неё обратили внимание. Если же нет, и мама не обращает внимание на её «концерты», то это подтверждает худшие опасения «ненужности», пугает и заставляет впадать в истерики уже по другому поводу – из страха быть отверженной и лишённой материнской любви.
Отсюда и совет: в таком случае помощь должен оказывать исключительно сторонний специалист — детский психолог, который может вербализировать все эти переживания и предложить терапию. Часто — арт-терапию, возможно — совместную с мамой.
Говоря о каких-то общих факторах, которые могут порождать истерики, то не стоит забывать о возрастных кризисах деток. Например, такие случаи могут провоцироваться сильным переутомлением ребёнка и переизбытком новой информации. Сюда может добавляться адаптация в новом коллективе. И мы получаем классическую основу для истерики у ребёнка 7 лет. Советы психолога, скорее всего, будут начинаться с особого внимания к распорядку дня. И это не банальные слова. Чем сильнее ребёнок устаёт, тем сложнее ему сдерживать свои эмоции.
Но есть ещё один важный момент, который может провоцировать истерики этого возраста – это гиперопека. Попадая в первый класс, малыш начинает активно социализироваться самостоятельно, примерять на себя разные роли и принимать самостоятельные решения. И в случае чрезмерного контроля, малыш может защищаться: истерить и устраивать «показательные выступления». А виной тому ощущение подавленности.
Так что позволяйте своему чаду в разумных пределах «набивать свои шишки»: пробовать, выбирать и экспериментировать. Детским психологом была опубликована статья, где истерики 7 лет полностью исчезли за три недели у деток, которых тревожные родители всё же решили отпустить в летний лагерь.
Так что, возможно если это ваш вариант, попробуйте. Только не забудьте спросить о подобном желании у вашего чада. И именно спросить, а не поставить перед фактом. Иначе новой истерики «не хочу, не поеду» вам не избежать.
Способы прекратить истерику
Существуют периоды, когда подобные детские демарши не объясняются кризисами. Например, истерическое поведение у ребёнка 5 лет. Что делать в этом случае? Конечно, разбираться. Пять лет – это возраст, когда ребёнок может словами выражать свои недовольства. Почему же он тогда это не делает? Причин может быть несколько. Если, снова к слову, исключаем физиологические особенности, которые может выявить невропатолог, то все их можно разделить на несколько больших блоков:
![](https://i1.wp.com/depressio.ru/wp-content/uploads/2017/06/266-5.jpg)
Есть также некоторые наблюдения, которые свидетельствуют о том, что наиболее умные, любознательные и готовые впитывать знания детки этого возраста, могут как раз отвечать истерикой на «перегруз». Это бывает также в случаях, когда у ребёнка истерика перед сном. И необязательно вы будете заставлять его получать эти знания. Ребёнок может стремиться к ним сам, но попросту «закипать» от избытка нового.
Этот пункт стоит внимательно прочитать ещё раз так же тем родителям, которые сейчас отмахнулись: это не про нашего, он только целый день телевизор смотрит или на компьютере играет. Дело в том, что поглощение информации с экрана, заставляет наш мозг перенапрягаться до невозможности. Ведь в реальной жизни мы никогда не получаем столько готовой и агрессивной информации за секунду времени.
Помните, как быстро и напористо говорит диктор в новостях? Да и физическая усталость, когда ребёнок целый день занят активными играми, может вечером порождать «ноющее создание». Однако, это редко в полной мере можно причислить к настоящему приступу.
Если же ребёнок постоянно засыпает с истерикой, стоит так же выяснить: не пугает ли его что-то в комнате, нет мешает ли? Уместно вспомнить случай, когда девочка трёх лет, ночуя у бабушки, постоянно засыпала с истерикой. В ходе работы удалось установить, что висящая напротив кровати картина, изображающая грозу и прячущиеся от дождя фигуры людей, вызывала приступы страха и порождала истерики. Требования этих приступов сводилось к тому, чтобы сейчас же ребёнку предоставили маму. А то, что она не приходила, порождало ещё больший эмоциональный взрыв.
Естественно, что такое эмоциональное поведение малыша очень истощает родителей и всех домочадцев. Поэтому они часто задают вопрос: как прекратить истерический приступ у ребёнка? Оговариваем сразу: «ремень» или «обливание холодной водой» — мы не рассматриваем! Просто стоит напомнить, что истерика всегда «направленная». И направляется она на того, кто может «дрогнуть» и «поддаться».
Поэтому лучший способ прекратить истерику – не замечать её и лишить малыша дополнительных свидетелей. А также выпить водички самому, чтобы не поддаваться на провокации. Ведь важно не только прекратить данную истерику, а попытаться изменить у ребёнка способ вот так выражать то, что можно сказать словами.
Здравствуйте! У дочки очень сложный характер, с началом учёбы в школе всё обострилось. Она не выносит расставание со мной, каждое утро в школьном вестибюле устраивает такие истерики, что сбегаются все - учителя, психологи, пугаются дети. До школы идём почти нормально, она держится, но стоит мне попрощаться и шагнуть к дверям - дочь вцепляется в меня и визжит, не слышит и не понимает уговоров. Её отрывают силой, в классе сажают за отдельную парту, где она 1-2 урока всхлипывает, потом успокаивается и дальше всё нормально. За два месяца и педагоги и дети стали плохо к ней относиться, нашу семью считают "неблагополучной", намекнули, что ребёнка надо забирать из их школы. В детском саду были похожие проблемы, сама дочь объясняет мне, что у неё "такая привычка - плакать" и она боится оставаться без меня. Начала играть в "лялю", просит соску, памперсы, даже по квартире хочет ходить за ручку, стала бояться темноты. Школьный психолог пока в недоумении, но предположила, что ребёнок манипулирует. Прозвучал термин "нарушение привязанности". Девочка у меня очень умная, развитая, творческая, рано начала говорить и читать, с актёрскими способностями. Со сверстниками общается плохо, тянется к тем детям, которые её отталкивают или дразнят. Со взрослыми легко идёт на контакт. Как помочь ей расти, становиться самостоятельной, дружить? Боюсь, что смена школы будет дополнительным стрессом.
Mariya80
Mariya80, здравствуйте! Давайте попробуем с Вами пообщаться.
Напишите о своей семье более подробно.
Здравствуйте, Галина. Попробую рассказать, семья нестандартная. От мужа я ушла, когда ребёнку было 10 мес., жила с мамой и братом (он инвалид с детства, псих. Заболевание). Обстановка в семье была спокойной, дружелюбной. Год назад мама тяжело заболела, стала абсолютно беспомощной. В феврале её не стало. Я разрывалась между родными и работой (работаю я одна), конечно, дочь недополучала внимания. Бабушка умерла практически на глазах у ребёнка. Но такая гиперпривязанность была ещё раньше, буквально с года, ещё мама говорила мне, что это ненормально. Дочка иногда пыталась вытолкнуть из комнаты всех "лишних", чтобы остались только я и она. Не выносила и не выносит моих телефонных разговоров, попыток почитать, заняться чем-то без неё.
Сейчас получается странная семья - дочь и брата я воспринимаю как своих двоих детей, работаю без выходных, бывший муж не помогает. С дочерью общается по телефону (живёт в другом городе). Всё свободное время отдаю дочери, беру с собой на работу, много с ней разговариваю, хвалю. Но у ребёнка постоянная готовность найти негатив и начать плакать или ругаться. В школу ходить категорически не хочет, а в садике нас едва дотерпели до сентября.
Mariya80
Mariya80, я правильно Вас поняла, что Вы живете втроем: Вы, дочка и ваш брат с психическим заболеванием?
Сколько лет вашему брату? Вы оставляете дома дочку одну с братом?
Да, живём втроём. Брату 36 лет (он как 6-летний + аутизм), с племянницей один на один он никогда не оставался. Я понимаю, о чём Вы спрашиваете, бдительно (даже мнительно) отношусь к этому моменту, хотя диагноз брата исключает всякие возможности. Общаются они нормально, на одном уровне, хотя есть соперничество, конечно - не могу поговорить с кем-то одним, тут же вмешивается другой. От истерик племянницы дядя выбегает из квартиры, зажав уши. Успокаиваю обоих (брата проще...)
Mariya80
А где находится Ваш ребенок когда вы на работе? Кто забирает его со школы? Вы писали, что такую гиперпривязанность дочки наблюдали уже с года. Когда вы отдали дочку в детский сад? Какие у нею были отношения с воспитателем и детьми?
Расскажите что любит ваша дочка делать дома? Как она играет? Где она спит, одна или с Вами? Какие у нею привычки? Что любит? Как относится к еде?
Может ли она что-то делать самостоятельно без вашего участия? Какие домашние обязанности за ней закреплены?
После школы она на продлёнке до 7 вечера, потом я забираю, других вариантов у нас нет. В выходные на работе со мной (и очень это любит). В детский сад пошли в 3,5 года, сложность была в том, что до этого же времени кормила грудью. Адаптация к садику и отучение от груди шли одновременно и очень болезненно. Хотя на работу я вышла, когда ей было 1,5, она сидела с бабушкой, а вечером буквально набрасывалась на меня. В детском саду часто менялись воспитатели, отношения более-менее со всеми были хорошие. С детьми хуже - её дразнили из-за постоянного плача, а она прямо прилипала к тем, кто её обижал, хотела им понравиться, дома только и рассказывала, как её обидчица разрешила рядом в песочнице посидеть. А вот тех, кто сами хотели с ней играть - не замечала. И с садика привыкла быть на "особом положении". Её, как плаксу, сажали отдельно, с ней разговаривали отдельно, повар её отдельно кормил. Сейчас в школе всё повторяется - подозреваю, что ей нравится сидеть в кабинете с тётей-психологом или соц. Работником, а не с ребятами в классе. Часто спрашивает у меня: "А я редкая девочка? Я необычная?". У меня на работе Соня - любимица всего коллектива.
Дома спит со мной, хотя есть возможность отдельно. Играет странно - в куклы никогда, но может пеленать машинки или строить крепости из фломастеров, мастерит что-то из фольги. Больше всего любит играть с живыми участниками, причём так: "Мама, сядь сюда, кошки, ложитесь тут, теперь делайте, как я скажу". Может часами сочинять песни. Если что-то не получается в игре, в рисунке - истерика, швыряет вещи, может бить себя, обзывает тупой, пробую успокоить - в ответ агрессия. Без меня играет минут 5. Потом обязательно требует помощи, даже нарочно что-нибудь роняет и кричит, пока я не подниму. Если уйду из комнаты, звать будет каждые 2 минуты, засекала. Ест без проблем, в магазине сама выбирает себе лакомства. Из обязанностей по дому - только самой складывать свою одежду, и то через споры и истерики. И уроки тоже делаем через сопротивление.
Mariya80
Mariya80, есть ли у вашей доченьки какие нибудь заболевания? Наблюдались ли Вы у врача невролога? Проходили ли перед школой комиссию? Были ли когда нибудь на приеме психолога?
Вы сейчас учитесь в 1 классе. Умеет ли девочка писать? Читать? Как она ведет себя на уроках? Отвечает ли на вопросы учителя? Есть ли любимый предмет? Какие отношения с самим учителем у Вас и дочки?
Продолжим с Вами общение завтра.
Галина Шилова, добрый день, продолжаю пытаться понять проблему. Хронических заболеваний у дочки нет, болеет вообще редко. В 8 мес. Ставили гипертонус, после курса массажа сняли. Год назад с кишечной инфекцией попала в реанимацию на сутки, потом 4 дня лежала в инфекц. Отделении (без меня), до сих пор мне это припоминает. Комиссия перед школой проходила в садике, никаких болезней не нашли. С психологом консультировались в садике, но безуспешно. Тоже предположили манипуляции, но особо не занимались. В 4 года моя мама настояла на проверке ребёнка у психиатра. Я согласилась, чтобы успокоить маму - у неё ведь был свой негативный опыт. Психиатр не нашла отклонений, хотя сказала, что в таком возрасте нельзя ставить диагнозы. Со школьным психологом Соня общается постоянно, к сожалению, есть давление педагогов - убрать проблемного ребёнка из школы. С учительницей общение у меня отрывочное - утром всем некогда, потом я на работе. Со слов дочери знаю, что она доброжелательна, старается её утешить. Но в классе 30 человек... На уроках дочь очень стеснительна, отвечает шёпотом, сильно волнуется. Хотя читает с 4 лет, пишет, хорошо считает в уме, вообще развита и сообразительна. На вопросы о школе, предметах говорит очень неохотно, с раздражением: "там всё скучно", уходит от расспросов. Только об уроках музыки рассказывает сама, демонстрирует, что делали, готовится к уроку. Стараюсь поддержать этот интерес.
Mariya80
Mariya80, добрый вечер! Конечно это не очное консультирование и девочку вашу не видно, но мы с Вами попробуем как Вы говорите:"понять проблему". Да, лучший вариант это работа с хорошим психологом с девочкой!
Адаптационный период у первоклассников конечно же имеет место быть. Кто-то его переживает безболезненно, кому то требуется месяц, кому то три, а кому то пол года и даже год. Новые условия, требования, коллектив и конечно же нагрузка на детскую психику и организм в целом.
Как ребенок встает в школу? Кто собирает портфель? Как начинает делать уроки (хотя в 1 классе их не задают), но все равно учитель что-то дает делать дома? Есть такое что нравится ей в школе? Есть ли там подружки?
Вы говорите, что заходя в школу начинается истерика. Напишите подробнее как это происходит. Вот идете до школы общаетесь, все хорошо. А потом? Кто успокаивает? Как Вы уходите из школы? Кто доводит до класс? Вообщем все нюансы вашего утреннего прощания.
Добрый вечер! Я тоже пока думаю про адаптацию. Беспокоит то, что так было и в садике (все 3 года), сейчас вижу лишь усугубление тех же проблем. Подружки появляются, слышу постоянно 2-3 имени от неё, очень нравится самый хулиганистый мальчик. Нравятся уроки музыки, теперь ещё и ритмики. К остальным предметам полное равнодушие, не помнит, азбука или математика были первым уроком, что там делали - приходится выпытывать. Смотрю тетради - всё выполнено верно, иногда небрежно. Уроки делают на продлёнке, проблем нет. Портфель с вечера собираю я, Соня следит, напоминает разные мелочи, тревожится. Засыпает поздно - очень много говорит перед сном, фантазирует, хохочет. В итоге утром трудно будить. С утра чаще всего плохое настроение, ещё не открыв глаза начинает хныкать, что не пойдёт в школу. Если удаётся успокоить - всё равно напряжена, угрюма, ищет повод, чтобы сорваться в плач. Уговариваю, иду на любые уступки. Так, требуется моё обязательное присутствие в туалете и ванной, обязательно включение мультика, обязательно "прощание" с мультиком перед уходом. Одевается сама, но нарочито медленно. До школы ехать 3 остановки, в дороге успокаивается, я развлекаю, сочиняю истории, обещаю хороший день. У крыльца школы она вся сжимается, каменеет, иногда шепчет: "не смогу, заплачу, не смогу". В вестибюле я её переобуваю. Дальше - ритуал прощания, который Соня сочинила ещё в садике (я соглашалась на всё, лишь бы не плакала. Может, в этом ошибка?). Мы должны обняться, поцеловаться, перекрестить друг друга, погладить по голове, послать воздушный поцелуй и помахать рукой. Ничего нельзя пропустить! Во время этого прощания ребёнок уже невменяем - движения судорожные, торопливые, в глазах паника, и вот после последнего "пока" она вцепляется в меня и кричит "Нет, не уходи!!!" Рядом ждут дежурные педагоги, чтобы провожать детей до классов (такой порядок в школе), пытаются её уговорить, я тоже, ребёнок бьётся в истерике. В итоге быстро убегаю, её уводят ревущую. В конце сентября мне предложили самой проводить дочь в класс - было только хуже, весь спектакль наблюдали одноклассники, и плакала она в тот раз намного дольше. И в садике было так, ничего принципиально не изменилось, только стало хуже. И на вопрос "почему" она и воспитателям, и учителям твердит одно: "здесь нет мамы". Хотя со мной она находилась подолгу лишь до 1,5 лет, она не избалована вниманием. Ей по возрасту пора отдаляться от меня, познавать мир, а она хочет "расти обратно". Пытаюсь понять, может, я сама её держу - но не вижу этого...
Mariya80
Mariya80, какой Вы хотите видеть Вашу дочку?
Не боящейся мира. Счастливой. Уверенной. Мне было бы легче, если б она иногда говорила: "Не мешай, я занята, у мня интересное дело". Боюсь, что её зависимость со временем переключится с меня на других людей и будет столь же болезненной.
Mariya80
Mariya80, хорошо!
Чтобы стать уверенной, нужно стать хоть чуточку самостоятельной, иметь свое мнение и не бояться ошибаться. А теперь скажите, даёте ли Вы возможность своей дочурке проявлять эти качества?
Из-за ослабленной нервной системы дети часто капризничают, выражая свое недовольство плачем, топаньем ногами и т. д. Истерика у ребенка - проблема распространенная, подходить к ее решению важно правильно.
Капризный ребенок: норма или проблема
Детская истерика - явление обычное. Даже самые скромные карапузы, тихим поведением которых родители не налюбуются, могут устраивать сцены с криками и плачем. Родителям же поведение их малыша всегда привычно, и они редко замечают какие-то проблемы.
Только когда истерика их чада начинается на улице, при посторонних людях, они обращают внимание на поведение малыша, т. к. устроенные ребенком сцены могут вызвать у мамы или папы стеснение. Все дело в навязчивой мысли, что истеричный плач карапуза составит у незнакомых людей неверное мнение: эти люди не так воспитывают своего ребенка.
Последние 5–7 лет психологи всерьез заговорили о проблеме истерики у детей. Результаты проведенных исследований удивили. Припадки беспокоят более 80% малышей возрастом до 6 лет, более половины из них капризничают постоянно, 1–3 раза в день 2–3 дня в неделю.
Психологи уверенны, что отличить детские истерики от обычных редких капризов несложно. Первые проявляются внезапно, имеют определенную частоту и продолжительность.
Кроме обычного плача и криков, припадки часто сопровождаются неконтролируемым поведением, когда малыш сам наносит себе вред (царапает руки и тело, бьется головой об стены и т. д.), поэтому имеют ужасные последствия.
Родителям важно своевременно выявить патологическое состояние собственного ребенка, т. к., кроме риска нанести себе вред, он может воздействовать своим поведением и на взрослых.
Когда малыш истерит по поводу и без, многие отцы и матери готовы сделать все, чтобы его успокоить. В этом и кроется ошибка. Родители сами позволяют своему чаду манипулировать ими, что только усугубляет проблему.
Причины истерии у детей
Физиологическая причина истерии лежит в нарушении развития детей. В детстве все мы были впечатлительными, гиперактивными, зависящими от действий наших родителей.
Ребенок, как губка, впитывает в себя любую информацию, полученную за день. Но рационально пользоваться ею он еще не умеет, поэтому любой резкий шум, скандалы в семье, страшные герои сказок и даже принуждение к поеданию нелюбимого блюда приводят к стрессовой ситуации. Следствием ярких впечатлений и является истерика со всеми ее проявлениями.
Эта реакция - проявление самозащиты, способ снять нервное напряжение при стрессе. Но вот ее причины часто кажутся взрослым смешными: мама пропала из поля зрения, другой ребенок забрал любимую игрушку, в доме появился незнакомый дядя.
Это происходит из-за того, что в подсознании малыша сформировались неприятные воспоминания, связанные с определенными ситуациями. Родители часто упускают такие важные детали.
Чтобы побороть частые капризы, взрослым все же стоит обратить внимание на все мелочи, которые могут повлиять на изменение эмоционального состояния их чада. И только после выявления их можно работать с детским эмоциональным состоянием, воображением и восприятием мира малышом.
Стрессовое состояние
Первая и наиболее частая причина истерик - это стресс. С 4–5 мес. жизни малышей приучают к самостоятельности. Его учат брать правильно ложку, пить из бутылочки, играть с другими и т. д. Дети часто охотно исполняют желания своих родителей, но это им стоит больших усилий не только физических, но и психологических.
Нервная система еще неустойчива и при любой, даже самой небольшой нагрузке, может среагировать на любые ситуации по-разному. Важно и то, что сознание новорожденного созревает с каждым месяцем, он часто меняет свои интересы, но остро реагирует на изменения внешних условий.
Когда малыш занят игрой, он не понимает, что родители устали, у них есть свои занятия и т. д. Мать или отец часто с недовольством пытается убедить свое чадо, что нужно идти домой, заняться какими-то важными делами. Обычно ситуация заканчивается тем, что старшие насильно забирают у детей игрушки.
Это становится для малыша стрессом, поэтому не следует так вести себя. Важно любыми способами отвлекать ребенка от игр, уговаривать его, но не принуждать. Первые попытки потребуют усилий. Но взрослея, ребенок станет более покладистым, и не будет закатывать истерики по любому поводу.
Ошибки воспитания
В каждой семье имеются свои правила воспитания ребенка. Некоторые родители лелеют свое чадо, все ему разрешают и т. д. Другие же относятся к любым прихотям малыша строго и поступают на свое усмотрение, считая, что так делать правильно.
Сами того не осознавая, родители создают ребенка по собственным интересам. А из-за ослабленной психики, легковозбудимой нервной системы такие попытки часто заканчиваются одним и тем же - ребенок начинает истерить.
Постоянные действия в угоду ребенку приведут к тому, что капризы карапуза перерастут в более серьезные проблемы. Психологи советуют взрослым провести работу над ошибками, т. к. постоянное психологическое давление на ребенка приведет к серьезным проблемам в будущем.
Истерить малыш будет и дальше, в возрасте 5–7 лет. Нередко проявляются такие проблемы и в школьном возрасте. Созданный руками взрослых истерический невроз может прогрессировать и действовать во вред уже даже во взрослой жизни. Подростку с такой проблемой бороться уже будет сложнее.
Нервное и физическое перенапряжение
Наиболее распространена такая причина в возрасте 3–7 лет, и виноваты в ее появлении родители. Стремясь вырастить из своего чада творческую личность или же успешного спортсмена, малыша с ранних лет отдают на разные кружки и секции. Такие занятия отбирают много сил, которые растущему организму восполнить сложно. Уставшее чадо начинает истерить по любому поводу.
Родителям важно расставлять правильно приоритеты: что важнее - здоровье малыша или его успехи в творчестве или спорте. Детский организм слаб и требует хорошего отдыха после любой нагрузки, не дав его, родители рискуют сломать психику своего чада, а это грозит самыми разными последствиями.
Нехватка физического контакта
Необходимость в физическом контакте заложена с рождения. Чтобы успокоить плачущего грудничка, мать его берет на руки, и от тепла ее тела малыш успокаивается. Контакт с родителем становится для него надежной защитой от любых страхов. Взрослея, ребенок все еще нуждается в такой поддержке и, не получая ее, испытывает стресс.
- читать сказки;
- играть в подвижные игры;
- ходить вместе за руку.
Главное - это прикосновения. Получая их в достатке, малыш будет менее возбужденным и не станет доставлять взрослым проблемы.
Особенности истерик в разном возрасте
Взрослея, малыш набирается опыта, его нервная система крепнет, он становится более самостоятельным. Но ошибки, заложенные в возрасте 1–2 лет, часто приводят к проблемам формирования личности. Истерические проявления - это только один из множественных симптомов возможных психоэмоциональных проблем. Важно научиться разбираться в них, чтобы ребенок рос психически здоровым.
Истерики проявляются как в период бодрствования, так и во время сна. Из-за собственной впечатлительности и особенностей развития дети часто страдают от ночных кошмаров. С этим видом истерик проще. Они обычно проходят сами до 7–8 лет. Но если же поведение карапуза с плачем и криками постоянно тревожит родителей днем, важно найти способы искоренить их.
Важно учитывать истерические проявления по возрасту:
- 1–2 года: психика еще формируется, и привести к истерике может любое перенапряжение или же испуг; малыш только учится самостоятельности, формирует свое впечатление об окружающем мире, но контакт не всегда проходит гладко; психологи называют этот период «возрастом первого упрямства»: постоянная истерика часто сменяется периодами спокойствия, ребенок начинает впервые что-то требовать и плачем реагирует на отказ;
- 3–4 года: в этом возрасте взросление происходит наиболее быстро, малыш начинает мыслить более рационально, учится понимать свою личностную и социальную роль; истерика же может быть частью проявления недовольства, неосуществимых родителями капризов; у младшего члена семьи зарождается собственное мнение, с которым взрослые должны считаться;
- 5–9 лет: при условии правильного воспитания малыша к этому возрасту истерики проявляются очень редко, если же авторитет родителей надломлен, и дошкольник знает, как обхитрить их с пользой для осуществления собственных капризов - старшим еще предстоит работать с ребенком, т. к. строгое родительское «нет» не должно обговариваться, а к 9 годам истерических проявлений не должно быть и вовсе.
Советы психологов по успокоению малыша наиболее распространены для детей в возрасте 3 лет. Специалисты даже ввели такой термин, как «кризис трехлетнего возраста». Этот период в жизни ребенка характеризуется перестройкой личностной и социальной роли. Он начинает понимать себя как отдельную личность, и его действия не всегда могут совпадать с родительскими желаниями.
Симптомы такого кризиса могут быть разными. Кроме приступов истерического плача, малыш может показывать свое упрямство, обесценивать действия окружающих, проявлять своеволие и протестные реакции.
Методы борьбы с детской истерикой
Универсальных и быстродействующих способов правильного успокоения детей не существует. Подход к каждому малышу индивидуален. Существует только несколько правил поведения для взрослых, которые облегчат жизнь не только им, но и их детям:
- как бы взрослого ни раздражала истерика ребенка, важно не повышать на ребенка голос, все проблемы решаются тихим диалогом: нужно попросить свое чадо успокоиться и выяснить, в чем проблема;
- важно быть хладнокровным: родитель должен выразить обеспокоенность проблемами сына или дочери, но последующие действия должны быть направлены на объяснение того, что в семье важно разговаривать друг с другом, а не биться в истерике;
- если истерика произошла на публике, нужно взять на руки малыша и изолировать его от окружающих, все проблемы решатся, когда взрослый останется со своим чадом один на один;
- реакция родителя на все последующие истерические проявления должна быть одинаковой.
Если же взрослый не смог сдержать свои эмоции, накричал на ребенка или отвесил ему подзатыльник, нужно извиниться за содеянное. Если малыш очень обижен на родителя, придется объяснить ему свои эмоции и чувства, сделав это так, чтобы он понял, что мама и папа не хотели ему навредить, это только «неправильная» реакция на сложившуюся ситуацию.
Большая часть причин истерического поведения детей связана с действиями взрослых. Это может быть неправильная реакция на прихоти малыша, нездоровые отношения в семье и т. д. Искоренить склонность ребенка к истерическим проявлениям получится, если убрать основные воздействующие на это факторы.
Чтобы ребенок не впадал в истерический плач по любому поводу, требуется долгая и плодотворная работа взрослых.
Родителям важно:
- научиться правильно реагировать на капризы: потакать им нельзя, иначе они будут и дальше проявляться;
- устранить эмоциональность в общении, ругань в семье или же с посторонними людьми: разговаривать с малышом нужно строго, но спокойно, не допуская повышения голоса; нарушая это правило, родители рискуют в будущем услышать из уст своего четырехлетнего чада такие же высказывания (и в таком же тоне) в свой адрес;
- не допускать рукоприкладства: думая, что так родители показывают свою правоту и авторитет, они вызывают у малыша страх, который часто и является причиной истерических припадков; так подрывается и доверие малыша к взрослым;
- следовать высказанным угрозам: если малыш плачет при попытках собрать картинку из пазлов, и вы угрожаете, что выбросите предмет беспокойства, от него нужно избавиться; если угрозы не выполняются, ребенок скоро поймет, все это пустые слова;
- искоренить «двойные стандарты»: воспитание ребенка как матерью, так и отцом должно идти по одному шаблону, нельзя, чтобы папа разрешал что-то делать своему чаду, что мама не приветствует (и наоборот).
Учитывая все эти советы психологов в отношениях с ребенком, бороться с истерическими проявлениями будет легче. Малыш будет осознавать авторитет и правоту родителя, что он хочет помочь, а не навредить.
Превентивные меры
Превентивные меры, они же общие правила профилактики, заключаются в минимизировании рисков истерических проявлений у детей. Чтобы проблемы с истериками не пришлось решать на консультации у психолога, родителям нужно их не допускать. Важными будут такие особенности профилактики:
- минимизирование риска возникновения ситуаций, благоприятных для возникновения истерики: это касается организации времяпрепровождения, спокойного общения со всеми членами семьи, умеренного посещения творческих и спортивных секций;
- соблюдение режима: выдерживание суточного ритма бодрствования и отдыха, правильное питание и т. д.;
- приучение ребенка к самостоятельности: развивая умение самостоятельно принимать решения и навыки самообслуживания, родители помогут малышу легче переносить стрессовые ситуации, и риск истерических проявлений в будущем снизится;
- установление родительского авторитета, воспитание: ребенок с ранних лет должен понять важность авторитета взрослого, потакать желаниям младшего члена семьи не нужно;
- обучение противодействию собственным переживаниям: если ребенок плачет, нужно рассказать и даже убедить его, что этого делать не стоит; покажите на своем примере, как нужно справляться с такими ситуациями.
Взрослые же должны прислушиваться к своему чаду, давать ему возможность самостоятельного выбора. Если все будет сделано верно, малыш скоро поймет, что его устраивает новое отношение близких, и подобные проблемы будут возникать реже.
Заключение
Истерические проявления в детском возрасте вызываются особенностями физиологического развития. Нервная система малышей слаба и остро реагирует на любые раздражители. Чтобы избежать постоянных истерик, важно изменить отношение к малышу, пересмотреть особенности его воспитания.
Чем больше близкие будут проводить времени с ребенком, тем менее он будет раздражительным. Главное, решать все проблемы диалогом без повышения голоса, рукоприкладства и потакания капризам.