Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.
Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.
Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.
Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.
Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.
Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.
Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.
Дарья Дмитриева
психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям
Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?
Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.
«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».
Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.
1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.
2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».
Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.
Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.
Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.
Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.
Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.
Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.
Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.
Дарья Дмитриева
психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям
Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?
Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.
«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».
Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.
1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.
2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».
Как бы ни было тяжело, больно, обидно, неприятно, страшно в любой ситуации следует на минутку остановиться, успокоиться, посмотреть на проблему со стороны. Возможно, то, что минуту назад выводило из равновесия, сейчас окажется решаемо.
Постоянно переживать о насущных проблемах нельзя — это загоняет человека в рамки депрессии, отчаяния. Одно дело — нервничать по пустякам, совсем другое — волноваться о жизни, здоровье, жилье, близких.
Раздражаться и злиться по любому поводу категорически запрещено, ведь срывы и агрессия не помогут в решении проблемы. Лучше решать вопрос с холодным умом и твердой рукой.
Не каждый может похвастаться уравновешенным характером, потому на помощь придет подборка психологических приемов и несколько методик аутотренинга, которые помогут стать спокойным и быстро найти выход из сложившейся ситуации.
Человек, имеющий большой жизненный опыт, знает, как перестать нервничать в стрессовых ситуациях.
Есть разные способы отпустить ситуацию:
- разговор по душам;
- общение с домашними животными;
- сон и отдых;
- медитация;
- ванна с маслами или контрастный душ;
- вкусная любимая еда, кофе с шоколадкой;
- изменение привычного окружения: прогулка в парке, пробежка по лесу, поход на выставку;
- занятие любимым делом: вышивка, рисование, рукоделие.
Смена обстановки, занятие приятным делом поможет снять нервное напряжение.
Чтобы укрепить нервную систему, добавьте в свою жизнь йогу, медитацию, чтение художественной литературы, прослушивание классической музыки, развитие в себе индивидуальности. Уверенному в себе, развитому духовно и морально человеку проще преодолеть стресс. Такой человек не станет накручивать себя в рядовой жизненной ситуации, для решения которой хватит всего лишь опыта и мудрости.
Стресс может возникнуть в разных ситуациях:
- перед выступлением. Волнение понятно, ведь нужно донести информацию, заинтересовать слушателя, быть готовым к вопросам или изменению темы выступления. Для решения вопроса нужно именно это — хорошо подготовиться, изучить тему, иметь ухоженный вид, чтобы с первого взгляда производить на аудиторию впечатление уверенного в себе человека;
- за рулем машины. Новичку нужно успокоиться и понять, что опыт приходит с годами, а каждая поездка за рулем приносит новые знания, которые важны для покорения новых жизненных дорог;
- в онлайн-играх. Поймите, что без игры жизнь не остановится. Реальный мир не зависит от выигрыша или проигрыша. Это поможет справиться с неудачным игровым днем;
- перед свиданием. На самом деле, переживания по этому поводу беспочвенны и по-детски наивны. Раз вас пригласили на свидание, значит, вы нравитесь таким, какой вы есть сейчас, поэтому, не стоит сильно переживать, что вы кому-то не понравитесь;
- перед родами. Сложно убрать волнение при приближении сроков рождения малыша, но именно здесь будущая мама должна проявить свою силу духа, помочь своему малышу родиться на свет;
- из-за мужа или любимого мужчины. Женщина не должна терпеть обиды и унижения. Вместо слез, стресса и срывов лучше попробовать изменить жизнь, отношение к самой себе, своим привычкам, вкусам;
- из-за девушки или парня. Если вы дороги друг другу, нужно немного остыть, поговорить. Возможно, будет найден компромисс, и отношения перейдут на новый уровень;
- перед операцией. Когда опасения страшны, но без операции не выжить, остается искать хороших врачей и бороться за свою жизнь;
- из-за кредита. Важнее здоровья нет ничего. Поэтому волнения о сумме долга, покажутся незначительными по сравнению с ценой человеческой жизни;
- из-за соседской музыки. Не начинайте избивать батареи сразу после первых нот за стеной. Попробуйте донести до соседей, что громкая музыка доставляет вам дискомфорт. Возможно, они сразу вас поймут и прислушаются.
Многие не знают, как перестать нервничать на работе, и доводят себя до срывов или депрессии.
Чтобы не прослыть скандалисткой или скандалистом, нужно прекратить потакать своей дурной привычке решать проблемы голосом. Очевидно, если не начать работать над собой, коллектив может отвернуться от «нервного элемента общества». Тогда решать проблемы, делиться новостями и общаться будет просто не с кем.
На новой работе человеку дается шанс проявить свои лучшие качества с учетом жизненного опыта, знаний. Поэтому не стоит бояться новой работы, надевать на себя маску «Незнайки» или «Новичка». Чтобы избавить себя от стрессов и волнений, нужно смело идти по жизни.
Студенты со стажем знают, как перестать нервничать перед экзаменом — нужно написать парочку шпаргалок. Даже если на экзамене не удастся ими воспользоваться, в памяти останутся основные моменты. Потом, каждому студенту известно правило, что повторенье — мать ученья! В ночь перед экзаменом пролистайте записи, а утром смело идите на защиту своих знаний.
Беспокоиться и нервничать до слез перед экзаменом нельзя — пожалейте свое сердце.
Если впереди вас ждет экзамен по вождению, стоит разделить вопросы планомерно, на каждый день. Систематичность, четкость и порядок придадут уверенности в себе, а это гарантирует 80% успеха.
Самочувствие женщины при беременности иногда не радует. Но волноваться по этому поводу не стоит, ведь токсикозы, изменение гемоглобина в крови, изжога, недомогание для беременной женщины являются довольно частным явлением.
Во время беременности женщине нужно больше положительных эмоций, хорошее дружеское окружение близких и любимых людей, надежный опытный врач-гинеколог, а еще вера в себя.
Нет стрессам из-за оценок!
Волнение родителей из-за оценок детей вполне оправдано, ведь без знаний и хорошего аттестата так сложно поступить в хороший вуз. Но разве своими криками и нервами можно сделать ребенка умнее? Если постоянно превращать вечерние часы в разбор полетов, желания учится у ребенка больше не станет.
Намного полезнее будет оказать помощь во время учебы, в десятый раз объяснить простое правило, а потом выйти на кухню, закрыть глаза и мысленно осыпать себя лепестками роз!
Знаешь зачем должны существовать оценки? Они должны, должны(2х) показывать результат твоей работы за некий промежуток времени. Семестровая кр - результат работы за семестр. Ср за тему - за месяц, и т.д.
Но вовсе не всегда оценки ставят справедливо. Если ты знаешь 90% всего материала, что идет по плану школьной программы - то тебе не о чем волноватся. Если нет, и оценка стоит справедливо (хоть и "плохая" для тебя) - то подтягивай, жизнь этому и учит: учиться на ошибках, своих и остальных.
Если спрашивать "взрослых дядь", которые реально мыслять по-взрослому, то они скажут, что со школы тебе пригодится максимум 20% материала, но школа ж учит не только знаниям (теоремы Пифагора, химическими элементами Менделеева), она ж учит жизни.
Однажды, преподавателю математики Джеремми Куну задали вопрос, над которым ломал голову каждый из нас: "и где же мне пригодятся все эти ваши синусы, косинусы, интегралы, и вся прочая алгебра с геометрией"? В отличии от большинства своих коллег, Джеремми не растерялся, и назвал 5 причин, почему математика это важно.
1. Математика учит признавать свои ошибки. И не просто признавать их, но и двигаться вперед, чтобы все-таки одержать долгожданную победу над неразрешимой задачей. Допустим, Карл и Клара стоят над написанным на школьной доске уравнением. Клара уверена, что уравнение решено верно, а Карл точно знает, что нет. Проходит час, за который эти двое меняются ролями: Клара верит, что уравнение ошибочно, а Карл топает ногами и называет Клару невероятной тупицей. Фантастическая ситуация? А ведь математики встречаются с таким чуть ли не каждый день. Спросите любого учителя, что нужно делать, если задача никак не решается. Ответ будет очень простым: "Начните сначала и попробуйте пойти другой дорогой. А главное, не переживайте из-за допущенной ошибки, ведь именно она в конечном счете направила вас по верному следу".
2. Математика помогает подбирать точные и правильные слова. Точность - вежливость всех математиков. С этим Довольно сложно поспорить, ведь у каждого термина и укаждого явления есть свое очень четкое определение. Помните, как учителя заставляли нас наизусть зазубривать определения геометрических фигур или, например, условия теоремы Пифагора? В школе мы понятия не имели, где эти знания смогут нам пригодиться, но давайте подумаем: всегда ли мы произносим слова, ни на секунду не сомневаясь в их значении? Сможете ли вы, не задумываясь, ответить что такое мир, что такое счастье или что такое любовь? Совпадут ли ваши ответы на эти вопросы с ответами ваших родных и близких? А главное, сумеете ли вы назвать то, у чего нет точного определения?
3. Математика учит мыслить на несколько шагов вперед. Решать математическую задачу все равно что играть в шахматы. Любой неверный, неосторожный шаг может привести к катастрофическим последствиям. Как часто, делая домашнее задание по алгебре, вы заходили в тупик лишь из-за того, что вместо плюса ставили минус? Даже самая крохотная ошибка может нарушить все планы и стать огромной преградой на пути к заветной мечте. А математика учит нас быть внимательными и ответственными за собственные поступки. Не мало, правда?
4. Математика учит никогда не сдаваться. Ведь если ты не решишь задачу, ее обязательно решит кто-нибудь другой. Так почему бы не стать первым?
5. "То, что я утверждаю сейчас, - ложно" - Именно так звучит знаменитый "парадокс лжеца", который как нельзя точно описывает то, что происходит в современной науке. Множество теорем, правил и aксиом, которые раньше считались верными, а теперь перестают работать. А это значит, что не стоит слепо доверять даже самому авторитетному мнению до тех пор, пока вы не разобрались во всем сами. Ученые называют это "разумным скептицизмом", которому нас так хорошо учит математика.
ПыСы. Извините за ошибки, я просто хохол.
Как научиться не переживать из-за учебы?
Вас здесь все в основном стараются убедить, что вы напрасно переживаете. В общем-то они правы, но на вопрос дан только один ответ - что надо совершенства добиваться. Это, действительно, поможет меньше волноваться. И если у вас будет что-то еще важное, кроме учебы, оно оттянет на себя часть эмоций, и тем снизит тревожность по поводу оценок и зачетов. К слову сказать, в школе была завуч, которая вела биологию. до сих пор с неприязнью ее вспоминаю. Она никогда не ставила пятерок, утверждая что на 5 не знает даже она. Вот так. Спорить мы не смели, хотя даже троечники знают, что для оценок есть критерии, и для отличных не требуется быть Господом Богом.
Если все в порядке, то и переживать нет причины. А если переживаете, значит есть на то причина. Удалите эту причину и живите спокойно.
Ой,ну и что это за неудачи? Оценки что ли? Не гонитесь за ними,знания вколачивайте в голову. Я дочь свою никогда не ругала за оценки,т.к. главное для не были знания. А оценки - блеф. С дочкой в школе золотая медалистка училась,которая до сих пор пишет лудьше, и английский знала на трояк(а моя дочь свободно говорит на английском-много самостоятельно занималась). Озаботьтесь прочными знаниями и не переживайте. Вон у меня дочка на днях курсовик защищала,сделанный от начала до конца самостоятельно - 95 % оригинальности,ей 4 поставили, а сокурсницы купили - им 5. Что теперь удавиться что ли? Да только эти пятерочницы спят и видят,как скорее корочку бакалавра получить и домой свалить в регион. А мою дочь ждут в магистратуре,она участница научных конференций с дипломами 1 степени, она получает знания,а не корочку. Послушайтесь моего совета и не переживайте по пустякам.
Не надо так дальше строить свою жизнь, всегда будут какие то вопросы, которые придется решать, находить выход из ситуация, так что ж теперь, все нервы себе истрепать! Выполняйте все задания, когда знаешь предмет, то уверенность приходит сама собой, даже если чего не знаете, не надо бояться, ну не убьют же вас!
Не стоит. Учеба не самое главное в жизни, в жизни главное-жизнь своих близких и родных
Если что то не получается в учбе в школьные годы или даже в институте или ещ в каком то учебном учреждении, не стоит сильно расстраиваться, Жизнь всему научит! Если преподаватели ставят низкую оценку, а ты уверен(а) что ты знаешь на хорошо или отлично, то это ты уже должна доказывать сама себе, это твоя жизнь и ты должен(на) сам(а) решать как тебе жить и кем тебе БЫТЬ.! А нервы портить себе из за это, просто не стоит!! Жизнь прекрасна и без похвалы учителей, тем более если не ценят учащегося по его уму.
Вспомните свои школьные годы. Сколько было напрасных волнений?
Вспоминайте конкретные отдельные случаи. Переживайте их заново. Попробуйте спрогнозировать, что такого страшного случилось бы, если бы Вы в тот раз не выучили? И Вы поймете, что НИЧЕГО.
Я - почти отличница в школе и почти двоечница в университете. Так вот мне гораздо более полезен по жизни опыт двоечницы: отвечать на вопросы, не выучив тему, участвовать в переговорах без длительной подготовки. Подготовить большой отчет за одну ночь и т.д. А что у меня в зачетке стояло - теперь уже не важно.
Учеба - волнительный момент, это и сдача зачетов, экзаменов, во время которого каждый немного испытывает стресс, потому что многое зависит от того, как сдать экзамены. От этого зависит дальнейшая учеба и окончание обучения.
Не удивительно, что волнительно, потому что каждый волнующий момент - это небольшой стресс.
Стресс, если его немного стимулирует. Например, перед подготовкой к учебе в результате стресса мобилизуются силы и ученик/студент с этими силами и высвободившимися энергетическими дополнительными возможностями и резервами упорно штудирует предмет перед экзаменом. Только не хорошо, если стресс затягивается. Окончив обучения и стоя перед дверьми кабинета, где сдают экзамены, следует взять себя в руки, успокоится, это поможет собраться и хорошо сдать предмет.
Если стресс затягивается, входит в привычку, то надо учиться быть спокойнее, ко всему относиться спокойнее, потому что учеба в жизни не стоит никаких нервов, никакого чрезмерного напряжения.
Стоит выполнять упражнения на расслабление, для учебы - свое время, а сделав дела освободиться и отдыхать, хорошо питаться и высыпаться, не придавать значения некоторым моментам чрезмерно и более адекватно реагировать, контролировать своими силами.
Учеба часто нервный момент, не стоит зацикливаться на этом.
Нужно понять, что беспокойство приносит только вред. Учебу, да и другие виды деятельности, надо планировать, разбивая на доступные в исполнении этапы, с указанием реальных сроков. Концентрироваться нужно именно на этих этапах.
Лучший способ перестать волноваться по какому либо делу - это взять его под полный контроль. А для этого просто напросто надо стать профессионалом в своем деле.
Конечно, это не дает стопроцентной гарантии, учитывая тот факт, что есть люди (начальники, преподаватели, чиновники, судьи и т.д.) которые приложат все усилия, чтобы опустить человека. Но здесь уже следует пытаться жаловаться вышестоящим инстанциям. Хотя и это не гарантия. Правда, увы, достижима не всегда. иногда приходится признать сво поражение.
Когда я училась в институте, тоже постоянно переживала из-за оценок. У меня есть одна тройка, по экономической теории. И в свое время я даже хотела пойти и сдать экзамен повторно.
Сейчас же одновременно с улыбкой и грустью вспоминаю это. Во-первых, вышло так, что ни один работодатель не посмотрел на дополнение к моему диплому. Было только важно, что сам диплом есть, а оценки не играли даже второстепенную роль. Практический опыт ценился в разы больше. Во-вторых, оказалось, что я потратила кучу времени на переживания из-за оценок. А ведь это время я могла посвятить изучению чего-либо интересного. Или даже банальным прогулкам. Ведь когда выходишь на работу, времени становиться меньше. И глупо сейчас сидеть и переживать о том, что с огромной вероятностью не повлияет на дальнейшую жизнь.
И последнее. Оценки ставят по некому стандарту. И не вписываться в этот стандарт - не значит плохо понимать предмет. Пытайтесь получить знания, пытайтесь применять их в жизни. А оценки оставьте для других.
Поверьте все ваши неудачи в учбе ничего не стоят. Не нужно на них зацикливаться,а нужно зацикливаться на саморазвитии. Большее количество информации школьной не пригодится,а вот то что вы будете сами вычитывать, изучать вам пригодится(вы же сами захотели этого). В итоге не стоит обращать столько много внимания на не успехи в учбе, а лучше на успехи в саморазвитии(допусти поставили себе планку сколько нужно читать и читаете). Удачи!