Для того, чтобы правильно подобрать ребенку обувь, нужно знать особенности развития ножки на каждом этапе роста. Ведь правильно подобранная обувь влияет на правильно-анатомическое формирование стопа ребенка.
Стопа — это важная и сложная часть ног и всего скелета. Достаточно отметить, что на нее приходится четверть всех костей нашего тела, а точнее 28. Их соединяют 107 связь и приводят в движение около 20 различных мышц и сухожилий. Когда мы ходим, на стопу приходится нагрузка всего тела.
У маленьких детей костная ткань образуется не сразу, стопы у детей гибкие и мягкие, и пока кости еще не окрепли, они очень чувствительны к любому давления и нагрузок.
Если обувь мала или плохо облегает ногу, стопа будет стремиться приспособиться к форме обуви, тем самым, существует опасность, что стопа ребенка неправильно сформируется, а это может привести к различного рода проблем в будущем. Во избежание повреждения стопы, чтобы кости и мышцы ног развивались лучше с самого начала очень важно правильно подбирать обувь по длине и ширине так, чтобы оно не давило. Выбирая обувь следует учесть
Этапы формирования детской ножки. Стопа ребенка.
1 этап — ползание.
Стопа ребенка:
Кости стопы еще совсем не сформировались. Форму детской стопы образуют мягкие податливые косточки, напоминающие хрящи.
На этом этапе стопа не имеет четкого свода.
Когда ребенок растет, мягкие косточки постепенно затвердевают и становятся все более жесткими. Они защищены слоем подкожной ткани или детского жира. На этом этапе пальцы примерно одинаковы по длине.
Правильная обувь:
— Очень легкая и гибкая подошва, которая помогает находить двигательные навыки.
— Рифленая подошва от пальцев к пятке, что обеспечивает оптимальную сопротивления при движении.
— Свободное пространство 10 мм для роста — достаточно для дальнейшего роста, но не дает ребенку споткнуться, когда он учится тянуться вверх.
— Машинная стирка при температуре 40С.
— Цели размеры и половинки, разная ширина.
2 этап — первые шаги.
Стопа ребенка:
Мягкая хрящевидная структура стопы начинает костенеет — постепенно формируется большинство костей, которые впоследствии образуют окончательную структуру стопы.
Правильная обувь:
— Надежная защита пальцев, пяти и средней части стопы.
— Рифленая подошва, которая обеспечивает оптимальную опору при ползания и первые шаги и создает ощущение устойчивости.
— Легкая и очень гибкая подошва, при которой ребенок чувствует пол и чувствует себя более устойчивым.
— Свободное пространство 1 мм для роста — достаточно для дальнейшего роста, но не дает ребенку споткнуться, когда он учится тянуться вверх.
— Гладкая бесшовная внутренняя поверхность, не натирает ножку ребенка.
— Покрытие из кожи или другого мягкого воздухопроницаемого материала, оптимально подходит для стопы.
— Форма соответствует естественной форме пальцев.
— Простые регулируемые застежки и петли на заднике, упрощающие процесс надевания обуви.
— Машинная стирка при температуре 40 С.
— Цели размеры и половинка, разная ширина.
3 этап — ходьба.
Стопа ребенка:
На этом этапе в стопе ребенка формируется 25 костей, но они все еще находятся на большом расстоянии друг от друга, заполненном более мягкой тканью. Очень важно, чтобы эти кости росли естественным образом — в противном случае они будут неправильно выровнены относительно друг друга.
Для этого этапа характерен очень быстрый рост стопы.
Правильная обувь:
— Срезанные подошвы, чтобы ребенок не споткнулся.
— Легкая гибкая подошва, способствует развитию навыков ходьбы.
— Покрытие из мягкой кожи и других натуральных воздухопроницаемых материалов, поддерживающих прохладу стопы.
— Кромка, облегающее косточку, с мягкой прокладкой для защиты и поддержки.
4 этап — от 2-х до 4-х лет.
Стопа ребенка:
Между двумя и четырьмя годами начинает костенеет ладьевидная кость, а детский жир вокруг костей рассасывается по мере того, как стопа приобретает более взрослую форму.
Как это ни странно, на этом этапе в стопе гораздо больше костей, чем в любой другой время — 45 Косте центров, сращение которых происходит в течение следующих 15 лет жизни ребенка.
Если в этот период у ребенка еще не происходит четкого формирования свода стопы, то не стоит волноваться, а следует искать обувь, которая ему поддерживала свод.
Правильная обувь:
— Очень гибкая передняя часть.
— Задник, что выраженную форму и обеспечивает устойчивость при ходьбе.
— Дополнительная прокладка, служащая подушкой для ног при занятиях спортом или активными играми.
— Покрытие из мягкой кожи и других натуральных воздухопроницаемых материалов.
— Удобные регулируемые застежки.
— Свободное пространство 14 мм для роста.
— Следует избегать обуви с чрезмерно расширяется или выступает пятой, поскольку это создает трудности при ходьбе.
Важно помнить, что стопа окончательно формируется до 6 лет. К этому возрасту, нельзя использовать супинатор, без особых рекомендаций ортопеда. О
Стопа изменяется на протяжении всей жизни человека под влиянием многочисленных факторов.
Если стопа ребенка изменяется главным образом в результате роста и формирования, то условия функционирования нижних конечностей взрослых людей специфичны, так как к общим факторам воздействия присовокупляются условия и характер трудовой деятельности человека, инволютивные и другие факторы, накладывающие определенный отпечаток на сформировавшуюся стопу.
Общие закономерности роста стопы детей и подростков . Неравномерность роста стопы детей выявлена довольно четко при массовых обследованиях (78, 79]. От 2 до 17 лет длина стопы, как и общий рост (длина тела) детей, изменяется неравномерно. Кривые абсолютного приращения длины стопы и роста детей по годам показаны на рис. 36. Характер приращений обоих параметров довольно близкий, что указывает на их тесную связь. Это подтверждается и другими исследованиями . Установлено, что в среднем отношение длины стопы к росту составляет 15-16%.
Рис. 36. Кривые абсолютного приращения длины стопы (а) и роста (б) детей по годам: 1 - мальчики; 2 - девочки
До 7 лет у мальчиков и девочек приращение стопы по длине за год составляет в среднем 11 мм; с 7 до 11 лет - до 4 мм, затем годовое приращение стопы вновь возрастает, постепенно снижаясь с 11 лет (рис. 37). К 12 годам рост стопы девочек замедляется, а к 15 годам он в основном заканчивается. С этого возраста средняя длина стопы мальчиков становится больше, чем средняя длина стопы девочек.
Рис. 37. Кривые зависимости длины стопы от возраста детей: 1 - мальчики; 2 - девочки
Неравномерное изменение размеров стопы по возрастным группам носит трансгрессивный характер: концы кривых распределения признаков далеко заходят в области смежных возрастных групп (рис. 38). Но перемещение средних значений основных признаков происходит в основном равномерно. Учитывая это, принято, что увеличение основных параметров стопы, за исключением периметра в пучках, происходит равномерно . Из рис. 39 видно, что соотношение отдельных параметров стопы неодинаково в разных возрастных группах. Так, соотношение величин Ш 7 и В 3 остается постоянным с изменением возраста, чего нельзя сказать о величинах Д и О 11 . С возрастом отношения величин Ш 7 и В 3 к Д и О 11 уменьшаются, следовательно, стопа становится относительно уже и ниже. Кроме того, стопа девочек вообще уже и ниже, чем стопа мальчиков.
Рис. 38. Вариационные кривые длины стопы мальчиков в возрасте от 2 до 6 лет (возраст указан цифрами)
Рис. 39. Кривые изменения средних параметров стопы детей Москвы по возрастным группам (жирные линии - группа мальчиков, тонкие линии - группа девочек)
Соответствие эмпирических и теоретических линий регрессии основных признаков (рис. 40) послужило основанием для установления связи изменчивости их по уравнению регрессии у=АХ+В. Выявленная при этом корреляционная связь показывает, что Д наиболее тесно связана с продольными размерами стопы (r = 0,83-0,94). На втором месте стоит связь Д с объемными размерами О 11 и О к (r = 0,81-,85), на третьем месте- связь Д с поперечными размерами (r=0,63-0,72).Размеры по высоте с длиной стопы связаны довольно слабо (r = 0,44 - 0,58). Отмечено, что объем в пучках не имеет достаточной связи с объемом в средней части стопы, что объясняют особенностями морфологии скелета .
Рис. 40. Эмпирические (1-3) и теоретические (1"-З") линии регрессии параметров стопы (мальчиков Москвы): 1, 1" - Д - В 3 ; 2, 2"- Д -О 11 ; 3, 3" -Д - Ш 7
Учитывая установленную связь признаков, за основной размер принята при определении типов длина стопы, а за второй признак - ширина Ш 7 , которая более тесно связана с другими признаками стопы. При этом соотношения Ш 7 и Д, О 11 и Д могут быть выражены следующими уравнениями регрессии: Ш 7 = 0,30Д +15 - для мальчиков дошкольного возраста; Ш 7 = 0,28Д+17 - для девочек дошкольного возраста и соответственно О 11 = 0,61Д + 61 и О 11 = 0,51 Д + 74.
Для определения подтипов распределяют стопы по признаку Ш 7 выраженному в долях а при соответствующих значениях Д. В табл. 12 приведено это распределение для двух размеров стоп.
Таблица 12. Распределение стоп по признаку Ш 7 при соответствующих значениях Д
Общая форма стопы складывается в основном в пубертатном периоде. Абсолютные размеры стопы детей в дальнейшем хотя и изменяются, но соотношения их в норме остаются постоянными.
Разница в соотношениях размеров стоп мальчиков и девочек школьного возраста указывает на необходимость для них создавать стандарты на колодки и обувь отдельно. Однако для групп школьников одного пола, но разного возраста можно проектировать одну колодку для обуви по основным размерам.
Наряду с общими закономерностями роста стопы детей имеются и значительные колебания в большую и меньшую стороны. Иногда под влиянием, например, болезни ребенка рост стопы приостанавливается на довольно длительный период или, наоборот, за небольшой промежуток времени размеры ее резко увеличиваются. В целом колебания коэффициентов корреляции признаков в зависимости от возраста не выходят за пределы утроенной ошибки опыта. Неравномерность роста стопы чаще проявляется в весенне-летний период, когда дети особенно подвижны.
Таким образом, позднее окончание формирования стопы человека в онтогенезе требует для правильной оценки ее состояния дифференцированного подхода к характеристике по возрастным периодам.
Наряду с этим рост, развитие и формирование детских стоп должны изучаться с учетом условий развития организма, иначе любые отклонения от нормального развития стопы ребенка могут быть ошибочно отнесены к возрастным особенностям. В результате не будут своевременно приняты меры для предотвращения развития патологических отклонений.
Стопа взрослого человека . Сформировавшаяся стопа взрослого человека не остается неизменной как по форме, так и по размерам. Общие закономерности соотношений размеров стопы, установленные для детей, в основном справедливы и для стоп взрослого человека .
1. Распределение стоп по размерам выражается кривой нормального распределения, характеризуемой средней статистической М и ее отклонениями (±3σ).
2. Все длиннотные размеры пропорциональны длине стопы.
3. Поперечные размеры связаны с длиной стопы прямолинейной зависимостью. Связь этих параметров выражается уравнениями регрессии: Ш 7 = 0,27Д + 29 (для мужчин) и Ш 7 = 0,23Д+32 (для женщин). Следовательно, замыкающие ряд стопы будут несколько отличаться: при малой величине Д стопы будут относительно шире, чем при большой Д.
4. Ширина и обхваты стопы связаны пропорциональной зависимостью.
При утомлении человека под влиянием продолжительной или чрезмерной нагрузки размеры стопы изменяются. Так, при длительных переходах с нагрузкой размеры стопы изменились следующим образом: у 73% стоп свод понизился в среднем на 4,5% от первоначальной высоты; длина стопы увеличилась в отдельных случаях до 10 мм; объемные размеры увеличились в среднем на 7,1 мм . Следовательно, изменение размеров указывает на распластывание стопы. Но у 11 % стоп обнаружено повышение свода, что привело М. А. Петрова к заключению о зависимости изменения параметров стопы при нагрузке от ее анатомического строения. Так, наиболее выносливой является стопа среднеширокая и наименее выносливой - узкая стопа (долихоморфная). Считают, что размеры стопы изменяются в результате изменений ее переднего отдела, а общая длина стопы Д - в основном из-за распластывания мягких тканей. Во всех случаях после длительного отдыха эти изменения исчезают.
В зависимости от реакции на нагрузку стопы подразделяют на гипотонические, свод которых при нагрузке уплощается, гипертонические, свод которых при тех же условиях увеличивается, и нормотонические, свод которых при нагрузке не изменяется. Гипотонические стопы, очевидно, обладают небольшими резервными функциональными возможностями, а у гипертонических благодаря большим резервным возможностям при увеличении нагрузки повышается свод при стоянии на одной ноге и незначительно изменяется свод при стоянии на двух ногах .
Возрастные изменения стоп установлены при сравнении двух групп мужчин и женщин в возрасте 17-34 и 35-49 лет (всего 3735 чел). Полученные данные показывают заметные изменения размеров стоп в старших группах, причем у мужчин и женщин изменения этих размеров по абсолютной величине, а некоторых параметров и по направлению неодинаковы (табл. 13).
Минус - уменьшение размера, плюс - увеличение.Неодинаковый характер изменения стоп можно объяснить влиянием на стопу одновременно нескольких факторов: с увеличением угла отклонения α 1 первого пальца уменьшается проекционная длина стопы Д, но понижение сводчатости одновременно увеличивает Д и Ш 7 и уменьшает В 3 . Изменения в стопах женщин больше, чем изменения в стопах мужчин.
Таким образом, с возрастом сформировавшаяся стопа человека становится ниже, ее проекционная длина уменьшается, увеличивается угол отклонения первого пальца, а у женщин и ширина плюснефалангового сочленения.
Изучение возрастной изменчивости морфофункциональных признаков организма имеет общую с геронтологией цель - борьба с развитием патологических отклонений и преждевременным угасанием творческой жизнедеятельности человека.
Почему человек растет и когда прекращается рост? Два фактора, влияющие на рост, известны всем - это генетический потенциал и питание в раннем детстве.
У рослых родителей дети обычно имеют более высокий рост, чем у низкорослых. Это, однако, наблюдается при условии, что дети питаются в целом достаточно правильно. Многие ученые и врачи,изучающие рост и развитие человека пришли к выводу что в каждом человеке природой заложены определенные программы, в том числе "Программа роста", но,как показывают многочисленные наблюдения, преимущественно у взрослых, рост которых ниже среднего, упомянутая программа оказалась не выполненной. Малейшее изменение в ДНК может привести к увеличению или уменьшению роста. По сообщению британских и американских ученых, обнаружен ген, способный объяснить различия в росте людей. Обнаруженный ген называется HMGA2. Согласно теории ученых, человек вырастает на 1 см, если одна из базовых "букв" гена изменена. При этом нельзя утверждать, что HMGA2 полностью отвечает за рост человека: есть шанс, что и другие гены имеют свое влияние, но их ученые еще не обнаружили. При этом известно, что наш рост определяется наследственностью на 90 процентов, и только на 10 процентов его определяют экология, питания и другие внешние факторы.
Внутриутробные факторы представляются также необычайно важными, так как наиболее интенсивный рост происходит как раз во время беременности. Если в течение этого периода имеются повреждения плаценты и тем самым нарушается питание плода, ребенок может родиться с дефицитом роста и низкой массой тела.
Начиная с первого года жизни и до прекращения роста ведущую роль в регуляции роста играет эндокринная система. Рост скелета и других органов находится под воздействием гормона роста, выделяемого гипофизом - небольшой железой внутренней секреции, расположенной в основании мозга. Выделение гормона роста стимулируется центрами гипоталамической области мозга. Долгое время было неясно, каким образом гормон роста влияет на клетки скелета, стимулируя их рост. Оказалось, что на этом пути есть посредник - вырабатываемый печенью и рядом других тканей инсулиноподобный фактор роста-1, имеющий много общего в строении с инсулином. Этот фактор выделяется под влиянием гормона роста и циркулирует в связи с определенным белком; недостаток того или другого влияет на темп роста.
Но гормон роста не единственный регулятор роста. В организме выделяется и антагонист гормона роста - соматостатин. Нормальный рост поддерживается благодаря равновесию в выделении этих двух гормонов.
Помимо гормона роста, являющимся основным фактором, влияющим на рост, важное значение имеют также гормоны щитовидной железы и половые гормоны. Важны первые годы жизни ребенка, когда высок уровень гормонов щитовидной железы. Именно на этом этапе гормоны обеспечивают созревание, дифференцировку костной ткани, центральной нервной системы. Ребенок рождается с большой по размеру вилочковой железой. В период детства она продолжает увеличиваться, а в 13 или 14 лет начинает сжиматься. Вилочковая железа имеет связь с половыми железами. Она работает пока половые железы малы. Как только они начинают развиваться, вилочковая железа прекращает совою работу. Вот почему, когда человек окончательно созревает в половом отношении (примерно в возрасте 22 лет), он практически перестает расти.
Половые гормоны ускоряют рост, но при их избытке в детском возрасте может произойти раннее закрытие зон роста. Ребенок может остаться маленьким. А недостаток половых гормонов в периоде полового созревания ведет к задержке роста.
В более старшем возрасте замедление роста может спровоцировать любое хроническое заболевание - например, нарушения кишечного всасывания, частые бронхолегочные инфекции, пороки сердца, нарушения функции печени, заболевания почек, анемия и др. Поэтому можно сказать, что рост является очень чувствительным индексатором здоровья ребенка. Задержка роста при большинстве этих заболеваний является обратимой - при устранении причины заболевания темпы нормализуются.
Невзирая на то, что общепринятыми схемами и графиками предусматривается стабильный постепенный прогресс в росте тела, большинство детей растут совсем по-другому - будто скачками, которые чередуются с паузами.
Существует 3 этапа интенсивного роста человека: 1-й год жизни, 4-5 лет, период полового дозревания (пубертатный). В эти периоды все системы организма работают на полную силу, поэтому адаптационные возможности ребенка в это время снижены - он чаще болеет, появляются функциональные нарушения разных органов и систем. В случае снижения темпов роста, организм будто успокаивается, происходит постепенный рост и развитие внутренних органов.
Во время полового созревания происходит скачок роста. У девочек он наблюдается в 11-12 лет, прибавка в росте бывает от 6 до 11 см (в среднем 8 см в год). У мальчиков половое созревание происходит позже, в 13-14 лет, и прибавка в росте в этот период составляет от 7 до 12 см (в среднем 9,5 см).
Девочки обычно к 15 годам практически уже имеют свой конечный рост, т. е. перестают расти, а мальчики в этом возрасте растут очень интенсивно и конечного роста достигают лишь к 19-20 годам.
В действительности, человек продолжает немного расти даже после 25 лет и достигает своего максимального роста примерно в возрасте 35-40 лет. После этого он уменьшаемся приблизительно на 12 мм каждые десять лет. Причина этого - обезвоживание хрящей в суставах и позвоночнике по мере старения.
"Когда прекращается рост" и другие статьи из раздела
Родители могут помочь своему чаду, если будут знать нормативы развития здорового человека. Зная их, можно внести необходимые коррективы в детский рацион.
Наш эксперт – врач-педиатр Марина Волкова .
Младший школьный возраст
Ускорение роста у девочек наступает после 6 лет, у мальчиков первое ускорение роста приходится на возраст около 5 лет.
Второй период ускоренного роста наблюдается у девочек с 8,5 лет с максимумом в возрасте 11–12 лет. У мальчиков в младшем школьном возрасте сначала происходит стабилизация роста, а затем до конца периода – умеренное равномерное вытяжение примерно до 13 лет. Причем рост у детей в этот возрастной период идет преимущественно за счет нижних конечностей, а с 11–12 лет наступает пик роста для туловища. За время ростового скачка абсолютный прирост длины тела у мальчиков составляет 47–48 см, у девочек – 36–38 см.
Чем помочь
Обеспечить ребенку полноценное питание, богатое витаминами и микроэлементами, с достаточным количеством белковых блюд.
Для роста костей особенно полезны кальций, содержащийся в молочных и кисломолочных продуктах, и фосфор, которого много в рыбе.
Виды спорта с интенсивной нагрузкой на позвоночник в этом возрасте могут стать причиной замедления роста, гораздо полезнее гармоничные виды спорта – игровые и плавание.
Подростковый период: перестройка организма и половое созревание
Повышение скорости роста у мальчиков достигает максимума в возрастном интервале от 13,5 до 15,5 лет, а затем резко замедляется, причем, если в младшем школьном возрасте рост увеличивался за счет вытяжения нижних конечностей, то между 14 и 15 годами ноги перестают расти и наступает пик скорости роста туловища. Ежегодные прибавки составляют 10–12 см, подростки за этот период набирают почти 25% своего взрослого роста. К 15–17 годам, когда длина тела и ног достигает размеров взрослого человека, темпы физического развития несколько снижаются.
В конце этого возрастного периода быстрое увеличение роста заканчивается как у мальчиков, так и у девочек: средний возраст прекращения роста у девочек составляет 16,25 года, а у мальчиков – 17,75. После 15 лет у девочек масса тела нарастает больше, чем увеличивается рост. Этот процесс связан в первую очередь с увеличением массы мышц, развитием костей скелета, увеличением подкожной жировой клетчатки.
После 15 лет интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются двигательные реакции, точность и координация мелких движений, развивается чувство пространственных и мышечных ощущений. При этом временно нарушается гармоничность движений, что проявляется угловатостью, резкостью, неловкостью. Интенсивно возрастает мышечная сила, максимум увеличения которой наступает примерно через 1,5 года после достижения максимального роста. Рост мышц и увеличение мышечной силы интенсивнее происходят у мальчиков, что связано с влиянием андрогенов (мужских половых гормонов).
Чем помочь
Питание в этом возрасте должно быть интенсивным, полноценным, с большим количеством белка, кальция и фосфора.
Возможны занятия интенсивной физической нагрузкой, они способствуют развитию скелета и нарастанию мышц, однако должны сочетаться с равномерным и полноценным отдыхом, релаксацией.
Полезны занятия танцами, плаванием, теннисом и другими видами физической нагрузки, тренирующими координацию движений.
Половое созревание имеет свои критические возрастные точки, различные у мальчиков и девочек. В среднем в 12–14 лет у девочек наступают первые менструации, но регулярный менструальный цикл в норме устанавливается примерно в течение года. К 15–16 годам вторичные половые признаки у девушек полностью развиваются, однако гормональный фон и репродуктивная функция яичников еще не такие, как у женщин зрелого возраста.
Половое созревание у мальчиков начинается в среднем на 1,5–2 года позже, чем у девочек. Первый признак – оволосение на лобке, затем мутация голоса, изменение формы и увеличение хрящей гортани, рост волос на лице. С 11 лет начинается увеличение яичек, что является первым признаком начала полового созревания, в 12–13 лет происходит увеличение длины и диаметра полового члена. К 16–17 годам размеры наружных половых органов становятся такими же, как у взрослых.
Чем помочь
В 10–11 лет девочку желательно показать детскому гинекологу, чтобы убедиться в гармоничности развития, а с наступлением менструаций важно научить правильной интимной гигиене.
В 12–13 лет мальчика можно сводить к детскому андрологу или детскому хирургу, который подтвердит правильное развитие половых органов, исключит наличие крипторхизма, фимоза и других отклонений в половом развитии.
Смена зубов . К концу подросткового периода присутствуют уже все постоянные зубы, за исключением третьего коренного («зуба мудрости»), который появляется позже.
Чем помочь
Важно следить за правильной сменой и развитием постоянных зубов у ребенка в это время, регулярно посещая стоматолога. Если есть необходимость, заняться исправлением прикуса – потом это будет сделать гораздо труднее.
Научить правильному уходу за ротовой полостью.
Обеспечить питание с достаточным содержанием кальция, который является строительным материалом для зубов, и фтора, предохраняющего от развития кариеса.
Развитие печени . Ее масса увеличивается к 16–17 годам в 10 раз, причем у девочек печень достигает максимального размера к 14–15 годам, а у мальчиков – к 15–16. Работа всей пищеварительной системы отличается большей, чем у взрослых, изменчивостью, поджелудочная железа работает более интенсивно.
Чем помочь
Питание должно быть щадящим, с минимумом острых, жареных, консервированных блюд.
Полезно принимать пищу регулярно, 4–5 раз в день, в одно и то же время, чтобы не вызвать обострений со стороны пищеварительных органов.