Развивающие игры для детей 4 лет – помогут вашему ребенку в улучшение реакции, моторики рук, желании добиться цели, они станут замечать больше деталей. Родители, конечно же, должны участвовать в этом процессе наравне со своими детьми, объясняя детали и направляя детей, устанавливая некоторые правила и обучая их соблюдать. Дети начинают запоминать все больше новых слов, начинают учить свои первые цифры и смело смогут досчитать до пяти, а до и десяти, не путая последовательность цифр. Они учатся запоминать новую информацию и хранить ее, чтобы использовать в скором времени. Тренируется память, улучшается восприятие с концентрацией внимания. Развивается мышление, малыши становятся более усидчивыми, терпеливыми. Ни для кого не секрет как плотно новые технологии заняли место в нашей жизни и какую важную роль играют в ней, в том числе и компьютер. Порой, малыши проявляют чудеса сообразительности и с раннего детства умеют обращаться со всевозможными интересными электронными приборами, вызывающими у них восторг. Компьютер в качестве энциклопедии и кладезя знаний может быть использован родителями малыша, чтобы решить многие их проблемы и ответить на не меньшее количество вопросов, возникающих у любознательного ребенка, познающего мир и требующего каждый день новую порцию знаний.
Развивающие игры для детей 4 лет онлайн
Дети постепенно учатся проводить первые сравнения «что больше, а что меньше», считают и сравнивают количество, отвечают на вопросы в игровой форме и не устают учиться, ведь в четыре года мало кто готов посвящать занятиям много времени, да еще проводить это время с удовольствием. Развивающие игры для детей 4 лет дают такую возможность и детям, и их родителям. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ведь игровая форма и веселая подача не оставят равнодушными никакого малыша, находя подход и активным и деятельным детям, и к вдумчивым и спокойным ребятам. Малыши смогут найти первые закономерности, сделать логические выводы и проанализировать ситуацию в игре. Их творческий потенциал начинает раскрываться, и родители могут стать свидетелями первых успехов своего ребенка в самой неожиданной сфере, что не может не радовать. Бесплатные онлайн игры для детей 4 лет благотворно и всесторонне влияют на малыша, давая ему развиваться в самых различных направлениях, что поможет ему в дальнейшем и сослужит хорошую службу уже сейчас. Стоит заметить, конечно же, что такие игры обычно короткие, так как дети в столь юном возрасте не должны долго находиться за компьютером, о чем необходимо позаботиться родителям, а так же сперва самим проверить игру, чтобы она соответствовала Ваши требованиям о полезности и эффективности и не травмировала нежную психику ребенка. Наилучший интервал времени, который пойдет ребенку только на пользу, а не во вред, составляет 25 минут. Это оптимальное время для детей 4 лет, чтобы компьютерные игры дали новую порцию знаний, толчок и почву, а дальше дело родителей, ведь что может быть лучше общения и развивающих игр с любимым ребенком? Ни одна машина не даст того положительного влияния на ребенка, которое будет оказано на него благодаря совместно проведенному с родителями времени.
Игровые подразделы:
В этой статье:
Четыре-пять лет - один из самых интересных и важных этапов развития ребенка. Дошкольники (а именно так их уже принято называть) в этом возрасте умеют самостоятельно себя обслуживать, связно говорят, используя известные им части речи, слушают и запоминают поступающую информацию, решают задачи на логическое мышление.
Большинство детей в этом возрасте уже как минимум год ходят в детский сад или занимаются в школах раннего развития. Это означает, что период адаптации в дошкольных учреждениях пройден и малыши уже успели освоить навыки общения со сверстниками и воспитателями.
В 4-5 лет развитие ребенка связано в первую очередь с совершенствованием мыслительной деятельности. Дети проявляют повышенный интерес к окружающему их миру, учатся распознавать и показывать собственные эмоции. К этому возрасту они чуть ли не впервые сталкиваются с новыми требованиями к себе со стороны взрослых, стараются оправдать доверие и проявить себя взрослыми и ответственными - готовыми к школе.
Основные критерии оценки умственного развития ребенка в 4-5 лет
Психологами и педагогами был сформирован перечень основных умений, которыми должны обладать дети 4-5 лет. Родители могут самостоятельно протестировать своего ребенка и определить, насколько гармонично протекает его развитие и будет ли он готов к поступлению в школу через год или два. Итак, вот что должен уметь четырех- или пятилетний малыш.
Чтобы лучше оценить развитие ребенка в 4-5 лет, тестировать его нужно ненавязчиво, в виде игры. Скажем, проверить, помнит ли малыш имена друзей, можно простым способом: предложив ему посоревноваться, кто назовет больше друзей. Также играючи можно выяснить, насколько хорошо ребенок знает геометрические формы.
Например,
предложите ему найти квадрат на картинке, при этом притворитесь, что не знаете, как он выглядит, и нуждаетесь в помощи. Малыш будет рад проявить себя и показать, что осведомлен в этом деле не хуже взрослого.
Не стоит слишком переживать, если малыш не справляется со всеми заданиями. Возможно, ему не уделялось достаточно внимания на более ранних этапах развития. Еще не поздно наверстать упущенное и привить крохе необходимые знания и навыки. Нелишним будет обратиться к детскому психологу, который поможет составить план занятий с таким малышом.
Развивающие занятия: домашнее обучение для старта
Если ребенок ходит в детский сад или в школу раннего развития, то его развитие возьмут на себя педагоги. Родителям останется только периодически подталкивать малыша к чему-то новому в свободное время. Для «домашних» деток все складывается несколько иначе.
То, насколько их развитие будет соответствовать возрасту, во многом зависит именно от родителей, которые должны находить время для домашних занятий.Речь идет как о физическом, так и о психологическом развитии малыша с целью раскрытия его природного потенциала.
Родителям важно осознавать разницу между стремлением к развитию ребенка и желанием превратить его в гения. Напор, с которым сталкивается дошкольник у родителей, мечтающих о вундеркинде, губителен для его психического и физического здоровья.
Психологи рекомендуют разрабатывать план занятий с
ребенком, меняя его как можно чаще, чтобы занятия не надоедали малышу. Естественно, что обучение и развитие крохи должно проходить только в игровой форме и по обоюдному желанию. Дошкольник должен с нетерпением ждать нового занятия и с удовольствием принимать участие в предложенных играх – только в этом случае получится положительным образом повлиять на его развитие, не вызывая отвращения к учебе в будущем.
Формировать план занятий на каждую неделю правильнее всего на основе плана за предыдущую неделю и после анализа достижений и провалов. Скучные либо слишком сложные (простые) игры можно заменить более интересными и полезными.
Ни в коем случае не принуждайте ребенка делать то, что у него не получается. Лучше отложить это задание на следующий раз, когда кроха забудет о неудаче.
Используйте логические задачки и игры по различным методикам (например игры Никитиных) для стимуляции развития памяти, образного мышления и логики малыша.
Примерный план занятий
Принимая во внимание особенности развития малыша в возрасте 4-5 лет, составьте оптимальный план для занятий с ним. В качестве примера можно взять предлагаемый ниже вариант.
Планируя физическое развитие, родители в первую очередь должны определиться с поставленными целями. Чего они добиваются? Подготовить малыша к занятиям профессиональным спортом в будущем или же просто привить ему любовь к физическим упражнениям? Так или иначе, начинать нужно с обязательных пунктов, к которым относятся:
- зарядка;
- бег и ходьба;
- плавание;
- подвижные игры.
На начальных этапах занятий важно проявлять чувство меры, не настаивая на выполнении малышом абсолютно взрослых упражнений (отжиманий, качания пресса и пр.). Даже если родители мечтают о карьере профессионального спортсмена для своего ребенка, 4-5 лет - это не тот возраст, когда нужны серьезные нагрузки.
Физическое обучение должно проходить в игровой форме, вызывать у малыша интерес и желание двигаться. Если у него уже есть приоритеты, то желательно строить программу физического обучения на их основе. Так, например,
дошкольнику, который любит бегать, можно придумать беговые упражнения с соревновательными элементами, а деткам с развитым чувством ритма можно предложить попробовать себя в танцах.
Важный этап занятий связан с развитием мелкой моторики рук ребенка. Придумайте для крохи так называемые пальчиковые игры. Предложите ему сложить мелкие детали конструктора, построить замок или слепить пирожные из кинетического песка, сделать аппликацию из ракушек или зерен крупы. Таких игр существует множество – включайте в план те, которые будут вызывать у малыша наибольший интерес.
Говоря о творческих занятиях, стоит обратить особое внимание на создание поделок своими руками. Малыша в возрасте 4-5 лет можно учить рисовать, клеить, вырезать, выкладывать композиции, проявляя усидчивость, терпение и, конечно, фантазию. В этом возрасте детки уже вполне уверенно пользуются кистью, ножницами и клеем, способны нестандартно мыслить и копировать картинки из окружающего мира.
Тренировать память и логику можно с помощью специальных развивающих игр по методике Никитиных. С их помощью вы сможете научить ребенка увереннее ориентироваться в цветах, формах и объемах. Дополнительно время от времени можно развлекать кроху настольными играми, например «на желание» или «приз победителю».
Развитие речи с попутным обучением счету и чтению по слогам - обязательный пункт в плане занятий с ребенком 4-5 лет. Помните о том, что уже через год или два крохе нужно будет идти в школу, и то, насколько хорошей станет у него успеваемость, будет зависеть от степени его подготовки. Используйте кубики с буквами и картинками для обучения малыша чтению (играя, формируйте слоги и короткие слова), учите цифры (можно использовать магнитную доску), вместе разучивайте веселые и интересные песенки и стихи.
Дополнительные пункты плана для усердных родителей
Особенно старательным и ответственным родителям, которые во что бы то ни стало намерены ускорить развитие малыша в 4-5 лет, стоит задуматься об уроках этикета с крохой. Очень важно мягко подводить дошкольника к тому, чтобы он предлагал родителям помощь по хозяйству, имел свои обязанности в доме, правильно вел себя в коллективе и за столом.
Если есть время и желание, можно включить в план обучения малыша поверхностное знакомство с самыми интересными науками, например с астрономией (расскажите крохе о космосе, звездах, созвездиях), географией (можно вместе изучить карту мира или детский атлас), биологией (покажите малышу строение человека с помощью простых детских картинок, проанализируйте мир флоры и фауны). Дополнительно можно начинать изучать единицы измерения, применяя навыки на практике.
В заключение отметим, что развитие малыша в 4-5 лет - это сложный и важный процесс. Но это совсем не означает, что следует превращать его в некий культ знаний, требуя от малыша все больше и больше. Развивайтесь вместе с крохой в игровой форме, получайте удовольствие от новых достижений ребенка, и благодаря вашим стараниям к моменту поступления в первый класс его тяга к знаниям лишь усилится!
Конечно же, все детки разные и развитие каждого крохи строго индивидуальное. Но все равно существуют некие общие нормы, которым малыши должны соответствовать. В основном это нужно для того, чтобы контролировать, не отстает ли в развитии ваш малыш.
Существует определенный набор действий, которые детки должны уметь делать, когда им исполнится 4 годика или 5 лет. Для ребенка является нормой, если он уже может:
- Назвать продемонстрированные ему карточки с изображениями овощей, фруктов, ягод.
- Продемонстрировать знания насекомых и рассказать, как кто прыгает, летает или ползает.
- Рассказать, где какие домашние животные нарисованы на картинках задания или на страницах раскраски.
А тому же у ребенка уже должны быть следующие навыки:
- Малыш кушает ложкой и вилкой, застегивает пуговки, молнии на одежде, а также умеет завязывать шнурки на обуви.
- Может выполнить задания, где нужно нанизать крупные бусины на нитку.
- Легко проводит линии карандашом на бумаге.
- Может разукрашивать раскраски ровными прямыми линиями, не заходя за контуры рисунка.
- Малыш знает, где у него правая и левая рука.
Учимся считать и писать
Чтобы научить детей 4-5 лет писать дома, лучше всего использовать прописи. Вы можете купить для ребенка специальную тетрадь, в которой будет самые разнообразные прописи. Суть задания для детей состоит в том, чтобы посмотреть на букву или цифру, которая указана в начале прописи, обвести ее по пунктиру и потом написать до конца строки прописи самостоятельно.
В современном мире прописи можно найти не только в тетрадях, которые собирают в себя такие развивающие упражнения. Вы легко можете найти прописи в интернете и распечатать в любом количества для ребенка. Это будет намного дешевле, чем покупка специализированной тетрадки.
Научить малыша считать можно при помощи картинок, где нужно сосчитать нарисованные предметы. Обычно может быть нарисовано до десяти одинаковых предметов, и суть задания не сводиться только к счету. Помимо того, что нужно сосчитать предметы, их надо бы еще раскрасить, а, возможно, и что-то дорисовать. Такие задания не только учат считать, но и прекрасно подходят для развития фантазии.
Различаем цвета
Чтобы у детей 4-5 лет появился навык различения цветов, им прекрасно помогут развивающие карточки на которых нужно что-то дорисовать и указано, какими цветами карандашей это можно сделать.
Мультфильм про Бульдозер. Учим цвета. Мультик раскраска про Грузовичка Леву
Также очень интересным вариантом такого упражнения станут разукрашки и задания к ним. Малышу нужно будет, к примеру, раскрасить зверушек на картинке. Того, кто находиться справа на рисунке раскраски, нужно раскрасить синим, того, кто посередине – желтым, а того кто слева – зеленым.
Различение цветов можно соединить с изучением цифр. Можно попросить малышей сосчитать героев карточки и назвать, каким они раскрашены цветом. Также в условии карточки- раскраски может быть написано, что нужно посмотреть на рисунок, который поделен на отдельные части и на этих частях проставлены цифры. Каждая цифра соответствует цвету, который записан в условии карточки. Нужно раскрасить картинку в соответствии с условием.
Логическое мышление
Чтобы у деток развивалось , им нужно предлагать следующий набор заданий:
- Картинки, между которыми нужно найти сходства и отличия.
- Посмотреть на рисунок-пример и дорисовать то, чего не хватает в фигурках или других героях. Так малыш научится рассматривать и следовать образцу.
- Малышам предлагается соединить линиями предметы, которые образовывают логические пары. Например, зубную щетку и зубную пасту, чашку и блюдце и т.д. Вариацией могут быть развивающие карточки для дома, где малыш должен установить логику событий по картинкам.
- Упражнение для детей 4-5 лет «лабиринт» также хорошо себя зарекомендовало. Сначала можно водить карандашиком по рисунку, а позже можно отложить карандашик в сторону.
- Сравнение того, какой предмет длиннее, а какой короче – также прекрасно задание для ребенка. Оно легкое, но при этом тренирует наблюдательность и логику. По этому типу можно использовать также рисунки больше-меньше, выше-ниже.
Развитие речи
У ребенка 4-5 лет словарный запас достигает тысячи слов, и он уже умеет строить длинные фразы из 6-8 слов. Чтобы развивать 4-5 лет дома, вы можете попросить малыша описать нарисованный на картинке предмет, назвать его цвет, форму, сказать съедобный он или не съедобный и т.д.
Игры для развития речи у детей 4 – 5 лет
Чтобы речь развивалась, можно изучить с крохой слова коротенькой песенки и петь вместе. Можно использовать картинку животного и называть части тела животного, но вы обязательно следите за тем, чтобы малыш называл все правильно.
Развивающие картинки с несколькими овощами и фруктами тоже придут на помощь. Попросите кроху найти фрукт по описанию. Например, на картинке нарисована груша, апельсин и яблоко, а вы скажете, что фрукт оранжевый, кисленький и круглый.
Раскраски для детей
Раскраски для детей бывают абсолютно разными. Вы можете приобрести своему малышу картинки с его любимыми персонажами мультфильмов, можете распечатать ему развивающие раскраски с заданиями самостоятельно, а также даже можете скачать специальные программы для разукрашивания картинок на компьютере. Последние, программы для компьютера, используйте с осторожностью, так как за монитором крохе нельзя проводить более десяти минут в день.
Разукрашивать раскраски. Для детей раскраски Лошадка
Если вы знаете, что кроха будет капризничать, лучше воздержаться от использования программы, а использовать старые-добрые фломастеры, цветные карандаши, краски и бумажные контурные рисунки дома. Чтобы крохе было интересно раскрашивать, можно в процессе придумать стишки или развивающие песенки про героев рисунка.
Развитие внимания у детей
Чтобы внимание деток развивалось, предложите им интересные задачки, к примеру:
- Показать ребенку картинку, где одно изображение расположено зеркально другому, точно такому же. Найдите отличия в картинках и раскрасьте их.
- Предложить малышу картинку, где нарисованы буквы, и попросить его раскрасить одинаковые буквы.
- Найти одинаковые предметы на картинке и раскрасить их.
- Соединить точки и посмотреть, что получиться на рисунке.
- Нужно посмотреть на героев рисунка и найти, чья тень кому принадлежит.
Математика для малышей
Азы счета и такой науки как математика ребенок должен познавать с детства. Первыми заданиями может стать счет героев изображения, по позже задачи должны усложниться.
Малыш должен научиться сравнивать два рисунка и указывать, где больше или меньше предметов. Также легко может изучаться математика, в частности сложение и вычитание при помощи линейки. Кроха легко сложит 2+2, 1+3 и та так далее, если у него будет настоящая или нарисованная линейка.
Решаем примеры на сложение 2+1=3. Веселая математика для детей. Короткие стихи
Кроха может получить первые знания по геометрии еще в пятилетнем возрасте, если будет рассматривать картинки, где изображены плоские и объемные фигурки. Он сможет показать, где какие, и тогда позже, в школе, математика не покажется ему трудным делом.
Также математика легко изучается на примере рисунков, где нужно сосчитать геометрические фигурки и назвать их цвет. Чтобы математика запомнилась лучше, вы можете вместе с крохой сочинять про нее песенки и петь их в перерывах между заданиями.
У 4-5-летних детей нужно формировать следующие мыслительные операции:
- анализ;
- синтез;
- классификацию;
- сравнение;
- обобщение;
- порядок действий;
- ориентировку в пространстве.
Также нужно обращать внимание на развитие речевых навыков дошкольников (рассуждение, объяснение причин, использование отрицательных конструкций в речи), воображения, внимания. Нужно стремиться, чтобы ребенок учился проговаривать объяснять, какие он совершает действия в процессе игры, занятия и почему он делает именно так.
Однако следует помнить, что основным видом деятельности дошкольников остается игра, поэтому любые развивающие задания основываются именно на ней. Также важно понимать, что дети развиваются в разном темпе, и даже ребятишки одного возраста, находящиеся в одной группе, требуют, чтобы им предлагались игры разной степени сложности.
Для менее развитых детей 4-5 лет подойдут такие игры, как:
- лото;
- мозаики (крупные, магнитные);
- игры с парными изображениями;
- наборы кубиков (до 9 штук в каждом);
- конструкторы;
- развивающие игры («Сложи фигуру», «Сложи узор» и т.п.);
- модульные наборы;
- «шнуровки» для составления орнамента, пришивания деталей;
- наборы из пластмассы, в которых имеются предметы разных геометрических форм, размеров, окраски.
Для детей 4-5 лет средней степени развития можно предлагать дополнительно следующие задания и игры на формирование логического мышления:
- наборы на то, чтобы ребенок мог сравнивать различные предметы (по цвету, материалу, назначению, форме, размерам);
- задания, в которых необходимо воспроизвести целое из отдельных фрагментов (паззлы, «Танграм»);
- игры, играя в которые, дети могут группировать предметы или их изображения по свойствам, характеристикам.
Порядка 10-15% всех детей обычно опережают сверстников в развитии, поэтому для них следует подготовить игры на опережающее развитие, чтобы детям не было скучно в своей возрастной группе. Это могут быть наборы для моделирования и конструирования, более сложные паззлы, счетные палочки и др.
Типы заданий на развитие логического мышления детей 4-5 лет
С использованием дидактических игр
- Сравни предметы по форме. Какую форму имеют предмет? Чем они похожи и различаются?
Отвечать на эти вопросы ребенок может, сравнивая как объемные предметы, так и рассматривая их изображения на бумаге (можно напечатать их на специальных карточках).
- Сгруппируй предметы по общему признаку. Каким одним словом можно назвать несколько предметов? (Например, группы мебели, посуды, овощей, фруктов, продуктов, одежды, частей тела, лица).
- Составь единое изображение из фрагментов, частей по образцу (паззлы, «Танграм», мозаика) или по своему желанию (мозаика).
- Составь предметы по убыванию, возрастанию разных признаков. С какого надо начать? Какой следующий? Почему? Как ты это определил?
- Восстанови правильный порядок размещения предметов. Объясни, почему нужно сделать именно так. Что было раньше? Что произошло потом? Чем закончилась сказка, история? Например, используя карточки, на которых напечатаны иллюстрации к знакомой малышу сказке или истории. Или сначала взрослый читает детям какое-либо художественное произведение, а потом предлагает разложить на столе картинки в соответствии с порядком событий в тексте. Для воспроизведения порядка событий подойдут сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и пр.
- Какой предмет нужно расположить в ряду других предметов?
- Установи соответствие, выбери нужный предмет, объясни, почему именно такой выбор нужно сделать?
- Подбери пару каждому предмету. Какие предметы не имеют пары?
- Раздели предметы на три группы. Что между ними общего и чем они различаются? Каким одним слово можно назвать каждую группу предметов?
- Какой фрагмент нужно вставить в картинку?
- Что не дорисовал художник в этих предметах? Дорисуй картинки.
Игры, развивающие пространственное воображение
- Построй по образцу (схеме, чертежу) или по своему желанию. В этом случае применяются различные строительные элементы или наборы: кубики, бруски, пирамидки, шары. При выполнении этого типа заданий у ребенка развиваются такие логические мыслительные операции, как сравнение, синтез (т.е. воспроизведение объекта).
- Задания со счетными палочками помимо логического мышления усиливают мелкую моторику рук, представления о пространстве и расположении в нем предметов, фантазию. Также нелишним будет обращать внимание детей на форму, размер, цвет и количество счетных палочек. В крайнем случае, палочки можно заменить спичками.
- Выложи фигуру (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник).
- Пересчитай, сколько тебе понадобилось палочек.
- Построй фигуру по образцу.
- Придумай и выложи фигуру.
- Назови геометрические фигуры, из которых составили большое изображение.
- Сколько в нем геометрических фигур? Углов?
К заданиям из палочек можно подобрать короткие рифмованные тексты. Они легко запоминаются, развивают память.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры развивают логическое мышление, тренируют память и внимание, мелкую моторику рук, воображение и творчество. Также они позволяют малышу сориентироваться в пространственных категориях: левый, правый, верх, низ. Для пальчиковых игр обычно подбирается рифмованный текст: дети его легко запоминают, а потом пытаются инсценировать и другие небольшие тексты.
К примеру:
Пальчик - пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Словесные игры и задания
Загадки нужно подбирать таким образом, чтобы в них использовались несложные сравнения, метафоры. Отгадать ребенку будет легче, если отгадка будет рифмоваться с загадкой.
Например:
С неба падают зимою
и кружатся над землею
легкие пушинки
белые… (снежинки).
Характеристики предметов в заданиях на развитие логическое мышление для детей 4-5 лет — загадках — выражаются прямым значением слов, максимально четко, без иносказаний.
Брови дугой,
нос кочергой,
на голове колпак,
а сам — весельчак. (Петрушка)
Белая вата
Плывет куда-то
Чем дождик ближе —
Тем вата ниже. (Облака)
И зелен, и густ —
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать. (Лук)
Гость гостил,
На реке мост мостил.
Без гвоздей и топора,
Без молота и долота. (Мороз)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (Клубок)
Такие сравнения, образы близки и понятны детям 4-5 лет из-за внешней схожести предметов и доступного языка.
Для того чтобы отгадать загадку, ребенок выполняет несколько последовательных мыслительных операций, свойственных логическому мышлению.
Посредством развивающих занятий с детьми 4-5 лет можно осваивать алфавит и математику. Главное, чтобы домашнее обучение приносило малышу удовольствие.
Педагоги начальных классов хорошо знают, что маленькие ученики приходят в школу с совершенно разным уровнем подготовки. И чем она лучше, тем увереннее себя чувствует ребёнок на уроках, быстрее и легче усваивается материал. Однако хорошо подготовиться к школе быстро не получится. Ещё с яслей при помощи игр нужно развивать мыслительные процессы малышей, а позже посредством развивающих занятий с детьми уже 4-5 лет можно осваивать азы грамоты и математики.
С подготовкой будущего школьника справится любой родитель, главное, знать, какие знания и умения давать в 4-5 лет, и как превратить обучение дома в «систему».
Программа и планирование развивающих занятий
Хорошо, когда каждая игра, каждая прогулка превращается в развивающее занятие. Однако в таком, «стихийном», обучении можно что-то упустить, поэтому каждому, даже не профессиональному педагогу, нужная чёткая программа занятий.
Составлять планирование лучше на неделю вперед. Так родитель сможет заранее готовить некоторые материалы для уроков, и поймёт, на какие задания у малыша уходит много времени, а что дается слишком легко.
Как и в детском саду, ежедневные занятия с ребёнком должны проводиться по следующим направлениям:
- развитие речи и обучение грамоте;
- математика и логика;
- творчество – лепка, рисование, конструирование, аппликация;
- физическое развитие (имеется в виду отдельное 20-40-минутное занятие, динамические паузы присутствуют на каждом уроке раз в 15 минут);
- расширение кругозора – экология, правила этикета, безопасности и др.;
- художественная литература.
Все эти предметы нужно равномерно распределить в программе на неделю в зависимости от возможностей ребёнка.
Обучением грамоте занимаются с дошкольником лишь тогда, когда он сам этим интересуется. О том, как понять, что малыш готов учить буквы, читайте в статье Обучение чтению: с чего начать и как научить складывать слоги.
План развивающих занятий для детей 4-5 лет дома может быть примерно таким.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
развитие речи | Описание игрушки | Составление рассказа по картинке | Сюжетно-ролевая игра с игрушками «Поход к врачу» | |||
обучение грамоте | Буква «А», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «У», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | Буква «О», ее звук, графическое обозначение, слова с этой буквой | |||
математика и логика | Раньше, позже | Число и цифра 4 | Квадрат | |||
творчество | Аппликация «Светофор» | Рисование пальчиковыми красками | Лепка из соленого теста | Конструирование из бумаги | Игры с конструктором | Схематическое выкладывание счетных палочек по образцу и воображению |
физическое развитие | Игры с мячом | Упражнения на фитболе | Бассейн (или посещение спортивной) секции | Подвижные игры | Бассейн (или посещение спортивной) секции | |
расширение кругозора | Правила дорожного движения | Признаки зимы. Зима в лесу. | Свойства воды. Игры со льдом. | |||
художественная литература | Чтение народной сказки | Разучивание потешки | «Зимовье зверей» сказка | Знакомство с жанром рассказ | Рассказы Носова |
В данное планирование не зря включены ежедневные занятия физкультурой и творчеством. Растущему организму чрезвычайно важно выплёскивать энергию и развивать координацию движений. Ну а творчество помогает разрабатывать мелкую моторику рук, развивается воображение.
Включить все предметы в один день вряд ли получится. 4-летний ребёнок по-прежнему быстро устает и может заниматься одним видом деятельности не более 15-20 минут.
Количество развивающих занятий в программе зависит не только от способностей малыша, но и от того, посещает ли он детский сад или развивающий центр. Если с дошкольником занимаются педагоги, родители могут выделить для домашних уроков лишь немного времени вечером и в выходные.
В такие уроки хорошо включать тот материал, которые изучался ребёнком в учреждении. Повторение позволит закрепить полученные знания и навыки.
Какие задания подойдут для детей 4-5 лет
В статье: « » уже писалось о том, что должен знать дошколенок в 4 года. Сейчас работать нужно над теми же навыками, углубляя знания и усложняя задания. Небольшой перечень того, чему научится малыш за пятый год:
- употребление предлогов;
- ориентация в пространстве (знать лево/право и т.д.);
- понимать, где «больше», «поровну» или «меньше»;
- употреблять существительные по числам;
- считать до 10, до 5 – в обратном порядке.
- проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги и др.
Если дошколёнок уже справляется с этим, не стойте на месте и углубляйте знания. Однако все занятия должны быть ему интересны, в противном случае чрезмерная нагрузка лишь надолго отобьёт охоту к учёбе.
Развивающие пособия 4+
Теперь о самих заданиях. Для детей 4 лет можно найти множество печатных изданий, упражнения которых не только помогут наполнить сами уроки, но и подскажут, в каком направлении нужно двигаться.
К самым популярным относятся серия пособий О.Н. Земцовой «Умные книжки», а также издания «Школы семи гномов». В таких учебниках есть задания на развитие логического мышления, внимания, сюжетные картинки, игры с наклейками и мн. др.
Пример иллюстрации с заданиями по математике и логике из серии «Грамотейка».
Для детей 4 лет подойдут и первые прописи. Обводя по точкам несложные узоры, детки готовят руку к письму. Пример от «Школы семи гномов».
Чтение по азбуке и учебники по математике
Если кроха занимается с охотой и имеет успехи, главные предметы – грамоту и математику можно изучать по настоящим учебникам.
Для обучения чтению одним из лучших считается «Букварь» Жуковой, где наглядно показано, как сливаются буквы в слоги, а сама методика соответствует школьным программам.
Тематический материал:
Популярна и методика Бунеевых. В четыре года авторы предлагают малышам пособие «По дороге к Азбуке».
Также учителями начальных классов высоко ценятся учебники по математике Л.Г. Петерсона. Для дошколят есть адаптированный по возрасту учебник «Игралочка». С ним уже в 4 года ребёнок изучит все необходимые темы в игровой форме.
Задания в картинках
Кроме пособий на занятиях можно использовать распечатанные картинки с упражнениями.
Изучаем право и лево
Чтобы малыш скорее запомнил, какая рука правая, а какая левая, можно использовать такой плакат с ладошками.
Также помогут картинки, в которых нужно обвести изображения с нужным направлением.
Математика
Закрепить знание числового ряда помогут раскраски, в которых нужно соединить точки по порядку.
А такой математический материал научит соотносить количество с цифрой.
Развитие речи
По сюжетным картинкам можно отвечать на вопросы и составлять короткие рассказы.
Логика
Для развития логического мышления можно подготовить игру «Найди пару».
Или закончить логический ряд.
Картинки для занятия о космосе
Домашний урок может быть и тематическим. После ознакомления с темой «Космос» ребёнку можно предложить различные игры на развитие мыслительных процессов.
Упражнения и игры
В четыре года все упражнения должны носить только игровой характер. Иначе малыш быстро устанет и потеряет интерес к обучению.
Например, чтобы развить память, начертите на бумаге сетку с крупными клетками. Затем вместе с крохой расположите в квадраты-домики несколько мелких игрушек. Когда чадо отвернётся, переставьте предметы в другие клетки. Предложите дошколёнку вернуть их на места.
Упражнение «Книжный детектив» поможет закрепить знание букв и умение выделять первый звук в слове. Задание: загадайте букву, и попросит отыскать предмет или картинку в книге на заданную букву. С несколькими детьми можно поиграть на скорость. Усложнить упражнение можно заданием, найти слова с двумя буквами или с буквой на конце.
Ещё одна игра для уроков грамоты. Приклейте карточки с буквами к предметам в комнате так, чтобы их названия начинались на эту букву. Задача малыша найти, какие буквы прикреплены неправильно, и исправить это.
Хорошо, когда родители всерьёз занимаются развитием и обучением своих дошколят. Однако не стоит превращать домашние занятия в повинность для ребёнка или рутинную работу. Малыш должен наслаждаться процессом обучения и сам с нетерпением ждать каждое занятие.