Иногда можно услышать мнение, что сразу после рождения ребенок ничего не видит и не слышит, и что развитие этих функций происходит со временем. Однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся разобраться, когда новорожденный начинает видеть, и как это происходит.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Когда, что и как видят новорожденные
Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.
Особенности зрения новорожденного
1. Что видит новорожденный?
- Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
- из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
- Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
- В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
- К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».
2. На что любит смотреть малыш?
- Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
- Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает ;
- Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.
3. Как видят новорожденные дети?
- В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
- В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
- Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
- Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;
4. Как наладить контакт?
- Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
- После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
- Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
- Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
- Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.
Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.
При грудном вскармливании дети в весе набирают меньше, нежели те, которых кормят смесями. Поэтому вопрос веса детей при грудном вскармливании всегда волнует их родителей. Им не стоит переживать, если показатели отличаются от нормы, но:
- Малыш не капризный;
- Хорошо спит, играет, интересуется всем, что его окружает;
- 10–12 раз в день писает и не менее 5 раз какает;
- Ежемесячно набирает от 0,5 до 2 килограмм.
Зрение и слух ребенка в 3 месяца
Как видит ребенок в 3 месяца? В это время он начинает интересоваться предметами, которые его окружают. Он с удовольствием следит за яркими игрушками. Поэтому родители могут установить на кроватку мобиль с игрушками, или же подвесить их на растяжку.
У малыша развивается предметное восприятие. Но ему недостаточно только наблюдать за предметом, поэтому он пытается попробовать его на «зуб».
В этом возрасте дети уже хорошо слышат. Они с легкостью определяют, откуда доносится звук, реагируют на голоса родных. Поэтому с ними следует как можно больше общаться. Это положительно скажется на эмоциональном состоянии, поспособствует дальнейшему развитию слуха.
Сон ребенка в 3 месяца
К этому возрасту у большинства детей вырабатывается определенный график. Режим дня очень удобен и для мамы, которая привязана к малышу, так как он позволяет ей планировать свой день.
Сколько должен спать ребенок в 3 месяца? Малыш по-прежнему много спит. В среднем это время составляет 17 часов, большую часть которого (10 часов) отводится на ночной сон, остальное распределяется между дневным отдыхом.
На протяжении дня младенец может спать от 2 до 4 раз. Если он не спит, плачет, вздрагивает, это говорит о том, что его что-то беспокоит. Возможно это колики или зубы, которые скоро прорежутся. Определить проблему поможет доктор.
Время бодрствования 3-х месячных детей составляет 7 часов. В это время они кушают, играют, купаются, занимаются изучением окружающего мира, играют.
Причиной того, почему малыш плохо спит, может оказаться банальный голод.
Как уложить кроху на сон:
- Лечь рядом, прислонив его к себе – так он будет чувствовать себя защищенным, согретым материнским теплом и уснет;
- Поносить на курах, покачать;
- Погладить по животику, если дело в коликах;
- Предложить грудь, если он голоден.
Каждая мама может придумать свой ритуал, благодаря которому малыш уснет сладким сном.
Питание ребенка в 3 месяца
При грудном вскармливании все остается без изменений. Малыш прикладывается к груди по требованию. В среднем за день количество прикладываний доходит до 10, при этом многие дети просыпаются и ночью для того, чтобы поесть (2–4 раза). Но есть и те, которые наевшись перед сном, сладко спят до утра.
За сутки малыш может съесть 800 грамм грудного молока. Во время одного кормления он может съесть больше, во время другого меньше. Если объем съеденного молока превышает 120 грамм за один раз, малыш переедает и срыгивает.
Дети, для которых грудное молоко – это основное питание, в этом возрасте не нуждаются в дополнительном питании. Поэтому вводить прикорм (соки, пюре) рано. Если меню мамы сбалансированное, то грудничок получит все необходимые витамины, минералы и микроэлементы с молоком.
Поэтому женщина должна делать упор в еде на:
- Овощи;
- Фрукты;
- Мясо и рыбу;
- Крупы;
- Молочную продукцию.
По истечении 3-х месяцев после рождения ребенка многие мамы прекращают грудное вскармливание. Происходит это по причине того, что женский организм адаптируется, и кормящая мама не ощущает приливов молока как раньше. Вместе с этим малыш во время кормления проявляет больше интереса к тому, что его окружает, нежели к груди матери. Он постоянно вертится, плохо ест, не наедается. Данная ситуация вызывает беспокойство у мамы, которая начинает думать, что грудного молока ее малышу недостаточно.
Но кормящие женщины должны помнить, что это кризис, и его необходимо переждать. Подкармливать ребенка смесью не стоит, так как после нее он может вовсе отказаться от груди.
Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца, находясь на искусственном вскармливании, написано на упаковке детского питания. Каждый производитель указывает эту информацию. В случае с искусственным вскармливанием оно осуществляется через определенные промежутки времени (об этом также можно почитать на упаковке детской смеси).
Что должен уметь ребенок в 3 месяца
Будьте готовы к тому, что по достижении 3-х месячного возраста малыш может все больше времени проводить в состоянии бодрствования. Поэтому он будет требовать к себе больше внимания.
Что умеет ребенок:
- Различать и узнавать лица родителей;
- Улыбаться и смеяться. Если ранее грудничок много плакал, то сейчас не составит труда его развеселить. Он отвечает улыбкой на улыбку, заливисто хохочет. Плакать малыш может по причине какого-либо беспокойства. Родителям нужно постараться в это время как можно больше улыбаться крохе;
- Капризничать – это естественное поведение многих малышей. И не всегда данное состояние связано с тем, что его что-то беспокоит. Так он хочет привлечь к себе внимание. Капризного малыша нужно успокоить, взять на руки, поносить, пообщаться или увлечь интересной игрушкой;
- Гулить, лепетать на понятном только ему языке. Когда родители общаются между собой, кроха увлеченно наблюдает за этим процессом, улавливает интонацию, настроение. Если же они обращаются к нему, он гулит, радостно размахивая ручками и ножками;
- Владеть своими руками. Если ранее движения верхними конечностями были неосознанными, то сейчас он осознанно зажимает и разжимает кулачки, понимает, что с помощью их может достать предмет, находящийся на доступном расстоянии. Малыш в этом возрасте часто тянет кулачок в рот, уже может зажимать в ручке и удерживать небольшие предметы, касаться и играть с подвешенными над ним игрушками;
- Грудничок достаточно уверенно держится за пальцы родителей, а иногда упираясь, пытается сесть;
- Уверенно держать голову, поворачивая ее в сторону, где находится источник звука или интересующий его предмет. С каждым днем этот навык оттачивается все больше. Во время бодрствования грудничок может приподнимать грудь, делая упор на предплечья. Если ребенок в 3 месяца плохо держит голову, то этому вопросу следует уделить внимание. Его необходимо как можно чаще выкладывать на живот, размещать перед ним игрушки, красочные предметы, перемещать их;
- Переворачиваться. Удобнее всего это делать со спины на бок. Так он может потянуться за любимой игрушкой. Если малыш не переворачивается, с ним, как и в предыдущем случае, необходимо позаниматься – позаботиться об опоре, которая поможет грудничку в этом достижении, выкладывать его на бок и разговаривать, издавать звуки в той стороне, куда он должен повернуться;
- Упираться ножками в поверхность, когда родители поддерживают подмышками.
Развитие ребенка в 3 месяца в каждом случае проходит индивидуально. И не стоит беспокоиться о том, что ваш ребенок чего-то из перечисленного выше еще не умеет делать. Придет время, и он обязательно научится, его достижения будут с каждым днем существеннее.
Уход и режим дня ребенка
Для здоровья и развития малыша необходимо позаботиться о том, чтобы у него с рождения был выработан определенный график. Режим дня для ребенка в 3 месяца кроме кормления, сна и прогулок на свежем воздухе должен предусматривать:
- Массаж
- Гимнастику
- Купание.
Эти процедуры положительно сказываются на мышцах и теле.
Советы по уходу за младенцем:
- Утро следует начинать с гигиенических процедур. Новорожденный уже умеет плакать, поэтому его глаза нуждаются в регулярной гигиене. Для этого используется ватный тампон, которым протираются глазки от внешнего до внутреннего уголка;
- Очищать нужно носик и ушки;
- Ногти срезать регулярно, но не слишком коротко;
- Перед кормлением рекомендуется проведение водных процедур (температура воды 36–37 градусов), а после воздушные ванны.
Как развивать ребенка в 3 месяца
Режим дня 3-х месячного малыша должен предусматривать время для веселых, познавательных игр.
Как развивать ребенка в 3 месяца с помощью игр:
- Тренируем зрение и внимание. Положите кроху на спинку. Возьмите красочный предмет в руку, и разместите на уровне глаз ребенка. Когда он отыщет его глазами, и сосредоточит свое внимание, начинайте медленно перемещать его в стороны, а затем вверх и вниз. Если грудничок потерял предмет из поля зрения, помогите его отыскать.
- Тренируем слух. Для этого потребуется игрушка или погремушка, издающая звуки. Положите грудничка на спинку или животик, сами разместитесь в стороне, и привлекайте его внимание с помощью звуков, которые издает игрушка. Затем переместитесь в другое место.
- Тренируем тактильные ощущения. Предложите карапузу поиграть с предметами разной величины и фактуры.
- Игра в прятки – это веселое времяпровождение, которое принесет крохе и родителям массу положительных эмоций. Для начала мама или папа прячут свою голову под пеленкой или платком, и спрашивают «А где мама (папа)?», ждут несколько секунд и, снимая пеленку (платок) говорят «А вот я, ку-ку!». Затем родители «ищут» своего сыночка или дочку.
- Полезная зарядка. Движения выполняются осторожно, не спеша. Сначала разминаются ладошки и ступни, потом сгибаются и разгибаются ручки и ножки. Для того чтобы сделать занятие интересным и веселым подойдет музыка. Это могут быть детские задорные песенки, которые нравятся детворе.
Чему еще учить ребенка в 3-х месячном возрасте? Ему можно помочь усовершенствовать свои достижения. Помогите ему освоить азы переворачивания, держания головы, хватания предметов руками. Ведь это очень просто сделать с помощью игр.
А вот от просмотра мультиков лучше отказаться. Даже если выбор родителей остановился на развивающих сериях, следует понимать, что в этом возрасте грудничок еще не поймет их суть. А вот навредить своему зрению может. И это касается не только мультфильмов.
В комнате, где находится ребенок первого года жизни, не рекомендуется размещать телевизоры, компьютеры, гаджеты. Глаза грудничка устанут от слишком ярких цветов, скорости смены картинок и прочего.
Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца:
- Развивающий коврик
- Браслеты на ручки и ножки с колокольчиками
- Погремушки
- Прорезыватели для зубов (если малыш все чаще сосет кулак и у него постоянно текут слюни)
- Резиновые фигурки
- Мячики
Некоторые дети равнодушны к игрушкам или они им просто быстро надоедают. Вместо этого они без ума от шелестящих пакетов, бумаги, посуды, различных коробочек. Если ребенок всем этим интересуется, то не стоит ему мешать. Главное следить за тем, чтобы эти предметы были безопасны для крохи.
При выборе игрушек отдавать предпочтение следует тем, которые:
- Не имеют мелких съемных деталей
- Изготовлены из натуральных и безопасных материалов
- Легко моются, так как малыш все норовит попробовать на вкус.
Здоровье ребенка в 3 месяца
На ежемесячном осмотре малыш должен посетить трех специалистов:
- Педиатра – проводит плановый осмотр, измеряет рост и вес, дает направление на анализ мочи и крови, на основе которых делается вывод относительно целесообразности плановой вакцинации.
- Невролога – выявляет состояние тонуса мышц, отслеживает, как проходит психическое развитие, насколько хорошо освоены двигательные навыки.
- Ортопеда – осматривает грудничка на наличие симптомов рахита, при их выявлении дает рекомендации касательно лечения.
Ребенку в 3 месяца ставится 2 прививки:
- АКДС.
- Дифтерия, столбняк, коклюш, полиомиелит.
С какими проблемами можно столкнуться в 3 месяца:
- Зубы. Начиная с 3-х месячного возраста, у некоторых детей могут появиться симптомы прорезывания зубов. Это слюни, плохое настроение, раздражительность, капризность, отсутствие аппетита и сна. В некоторых случаях отмечается повышенная температура.
- Сопли и кашель – это может быть как банальная простуда, так и достаточно серьезное заболевание, сопровождающееся высокой температурой. Для того чтобы состояние малыша не усугубилось при появлении насморка и кашля необходимо оповестить об этом педиатра.
- Нарушение стула. С тем, что малыш не какает, сталкиваются преимущественно родители новорожденных 1–2 месяца жизни. К трем месяцам кишечник уже сформирован, а работа пищеварительной системы налажена.
Но если ребенок не может сходить в туалет и это доставляет ему дискомфорт, можно прибегнуть к:
- Медикаментозному лечению – свечи, суспензии и прочее.
- Домашнему лечению – обильное питье воды, теплая пеленка на животик, массаж, сгибание ножек, проведение времени на животе, теплая ванна.
Если ни один метод не дал положительного результата, то ребенка стоит показать хорошему специалисту.
Кривошея – достаточно распространенная проблема. Ее могут рассмотреть родители, без помощи специалиста. При данном диагнозе голова грудничка находится в определенном положении – она наклонена в одну сторону. Это создает видимость того, что шея искривлена. Причиной данной проблемы есть изменения мягких тканей, костей и нервов шеи.
Сколько всего интересного происходит с малышом по достижении им 3-х месячного возраста. Родители с любопытством за всем этим наблюдают, и радуются каждому его достижению. В это время они не должны стоять в стороне и интересоваться только физическим состоянием. В их силах сделать так, чтобы развитие было в радость и малышу и им самим.
Показателями здоровья является хорошее настроение, аппетит и сон, активность на протяжении дня и прибавки в весе, находящаяся в пределах нормы. Если это так, но малыш отстает от сверстников в развитии – не хочет держать голову, ленится переворачиваться, родителям не нужно впадать в панику. Еще немного и он наверстает упущенное, и главная их задача – помочь ему в этом.
Видео о развитии ребенка в 3 месяца
Когда в семье свершается долгожданное событие и на свет появляется ребенок, родители с нетерпением начинают ожидать признаки осознанности от своего чада. Существует мнение, что новорожденные не обладают ни зрением, ни слухом, испытывают только чувство голода и реагируют исключительно на свет. Если принять все вышеизложенное, как факт, возникает закономерный вопрос – когда ребенок начинает видеть?
Зрение новорожденного в первые дни
После рождения глазные мышцы у ребенка еще не натренированы, поэтому он не может фиксировать взгляд. Глазки у новорожденных могут сходиться на переносице или расходится в разные стороны, это также прямое следствие слабости мышц, которое со временем проходит. Кроме прочего, существует мнение ученых, что новорожденный видит мир плоским и даже перевернутым, и только после становления зрительных мышц приобретает зрение взрослого человека. В настоящий момент данная теория не имеет безоговорочной поддержки среди медиков и считается недоказанной.
Что видит новорожденный
Медики всего мира сходятся во мнении, что новорожденные реагируют только на яркость предмета и окружающий мир видят в виде размытых пятен, словно рассматривают картину импрессиониста. Некоторое время после рождения дети лишь ненадолго открывают глаза и это естественно, не нужно забывать, что ребенок только вышел из темноты. Зрительное поле новорожденного составляет всего 60 сантиметров.
Полезно : Шея у новорожденных детей очень слабенькая и родителям постоянно необходимо поддерживать головку малыша. Читаете, .
Как далеко видит грудничок
Конечно, дети видят сразу после рождения, но четкости зрения у них нет. Наиболее предпочтительное расстояние, на котором новорожденный может рассмотреть предмет 20-25 сантиметров, кроме того, предмет должен находиться на уровне глаз ребенка. Данное расстояние не случайно, именно на таком удаление находится от глаз младенца мамино лицо во время кормления грудью.
Важно. Если родителям хочется поскорее познакомиться с новорожденным, необходимо дождаться, когда ребенок широко откроет глаза и приблизить к нему лицо на указанное выше расстояние. Стоит отметить, что младенцу может нравиться больше рассматривать папино лицо, чем мамино, так как черты мужского лица более четкие, а наличие усов и бороды прибавляет ему контрастности.
Как обратить внимание ребенка на предмет:
- ребенку рекомендовано придать вертикальное положение, взяв его на руки;
- спешка недопустима, младенцу необходимо время, чтобы сосредоточиться;
- поднесите предмет или приблизьте ребенка на расстояние 25 сантиметров к предмету;
- при контакте с новорожденным используется мимика в сочетании со спокойным голосом.
Косоглазие у младенцев является нормой —
Какие цвета различают новорожденные
Ребенок после рождения видит мир в сером цвете, однако способен различать ярко-красный цвет, а также блестящие предметы. Чуть позже новорожденный становится способен различать желтый цвет. В таком виде зрение грудничка сохраняется до четырех месяцев. После четырех месяцев к краскам мира новорожденного добавляется синий и зеленый цвета.
Интересно. Черно-белые картинки, следующие после родительских лиц, могут претендовать на внимание новорожденных. Они привлекают внимание младенцев своей контрастностью.
Важно! Груднички очень привередливы в выборе предмета сосредоточения. И если кто-либо из родителей постоянно ранее показывался новорожденному в очках, то при появлении перед ребенком без аксессуара, он может столкнуться с полным равнодушием и нежелание смотреть на родителя. Это связано с тем, что ребенок способен хранить образ родных людей в памяти, и теряется при непонимании, если в образе происходит резкое для него изменение.
Когда приходит полноценное зрение
- от 2 до 6 месяцев. Примерно с двух месяцев новорожденные могут следить за направлением взгляда взрослого. А в три месяца младенцы способны хорошо различать знакомые им предметы, такие как бутылочка, погремушка и подобное. Размер различаемых объектов в этом возрасте колеблется от 2 мм до 60 см;
- от 6 месяцев. С полугода своей жизни дети начинают внимательно рассматривать и изучать окружающую обстановку, у них развивается хватательных рефлекс, который позволяет более достоверно рассчитывать расстояние до заинтересовавшего их предмета, что помогает формировать трехмерное восприятие мира. Ребенок уже может фокусироваться на предметах, находящихся на очень близком расстоянии от лица, примерно 7-8 сантиметров;
- от 8 месяцев. Примерно с восьми месяцев своей жизни, ребенок начинает видеть предметы не только как единое целое, но и составными частями. Он уже осознает, что предметы не исчезают, а меняют место своего нахождения, поэтому начинает искать интересующие его предметы взглядом, а также внимательно изучать окружающий его интерьер. Зрение в это время продолжает улучшаться.
И только к 3-4 годам зрение у детей становится идентичным со зрением взрослых. Именно в этом возрасте уже можно проводить проверку зрения ребенка, чтобы определить его остроту. Интересно, что формирование цветового восприятия мира у детей заканчивается в возрасте приблизительно 4-5 лет.
- Больше информации для глаз – лучше зрение. Как и любые навыки, зрение грудничков можно и нужно тренировать;
- Начинать занятия в виде развивающих зрение игр лучше с 2 месяцев;
- Для тренировки зрения лучше использовать игрушку с приятным звуком, что поможет привлечь внимание ребенка.
Пример. Приблизьте погремушку на расстояние 20-30 см от глаз ребенка. Следите за зрительной реакцией младенца. В момент, когда ребенок поймал взглядом предмет, отведите игрушку медленно в сторону на 10-15 см, затем верните в первоначальное положение и отведите ее в противоположную сторону на 10-15 см. - Мобиль также является прекрасным зрительным тренажером;
- Давайте ребенку рассматривать черно-белые картинки, это способствует установлению связи между нейронами и помогает развитию не только зрения.
Забота о зрении с рождения
Всегда необходимо помнить, зрение является одним из наиважнейших органов чувств, с помощью которого человек познает окружающую среду. Закладка и формирование будущих органов зрения происходит еще в утробе матери и получает свое развитие в течение нескольких лет после рождения ребенка на свет.
И хотя зрение новорожденного сильно отличается от зрения взрослого человека и еще не играет столь большой роли в его жизни, необходимо приложить все усилия для сохранения здоровья глаз. Ведь болезни глаз, это не только плохое зрение, но и возможное нарушение функции других органов. Если ребенок находится в группе риска, то есть по наследственному фактору имеет склонность к глазным болезням, то посещение офтальмолога является обязательным, не реже 4 раз в первый год жизни младенца, а именно три раза в первое полугодие и четвертый раз в год.
Некоторые считают, что в первые дни и даже недели после рождения малыш не может ничего видеть и слышать. А развитие этих навыков происходит со временем. Однако это не так. Ребенок начинает видеть еще в утробе мамы, но видит он и воспринимает окружающий мир иначе, чем взрослые. Давайте разберемся, когда ребенок начинает видеть, и как меняется зрение грудничка в течение первых месяцев жизни.
Особенности зрения грудничка
Интересно, что развитие глаз у плода начинается уже на 18 день беременности, а к седьмому месяцу структура глаз уже практически сформирована. В это время у малыша открываются веки. Сразу после рождения ребенок видит очень слабо, так как мышцы глаз плохо развиты. Новорожденный не различает цвета и не отличает объемные фигуры.
Этапы развития зрения ребенка до года
Возраст | Развитие и навыки |
Новорожденный до 1 месяца | Новорожденный еще не умеет смотреть двумя глазами и фокусировать взгляд, глаза иногда разбегаются и косят, характерна слабая световая чувствительность |
2-3 месяца | Начинает различать яркие объекты и следить за движущимся предметом, видит красный, оранжевый и желтый цвета, воспринимает отсутствие и наличие цвета |
4 месяца | Чувствует и оценивает расстояние, начинает воспринимать синий, зеленый и фиолетовый цвета, фокусирует взгляд на предметах и следит за передвигающимся объектом, реагирует на лица людей, которые появляются рядом |
5-8 месяцев | Различает предметы, даже самые мелкие, следит за движущимися объектами, узнает знакомые лица и вещи, распознает некоторые геометрические формы (шар, куб, конус), осваивает дальние пространства |
9-12 месяцев | Хорошо видит на любом расстоянии, различает многие цвета и узоры. Кстати, к году окончательно формируется цвет глаз малыша |
Занятия для развития зрения
Специальные занятия и упражнения способствуют правильному развитию ребенка. Для тренировки зрения можно использовать различные игры с малышом. Чтобы привлечь внимание, лучше брать ребенка вертикально. В вертикальном положении малышу легче сфокусировать взгляд. Чтобы новорожденный зафиксировал взгляд, держите его на расстоянии 20-25 сантиметров от своего лица или предмета. Подождите, пока он сосредоточится.
Повесьте над малышом в кроватке или в коляске цветные игрушки. Вешать игрушки нужно сбоку, а не перед лицом. Помните, что в первые четыре месяца после рождения грудничок не воспринимает много цветов, а также слишком яркие вещи. Чтобы грудничок не переутомился, не используйте предметы с содержанием свыше четырех цветов.
После четырех месяцев каждый день показывайте ребенку игрушку среднего размера и умеренной яркости. Начинайте с расстояния 20 сантиметров и постепенно увеличивайте промежуток. Покажите и медленно поводите игрушкой из стороны в сторону. Кроха должен зафиксировать взгляд и проследить за вещью.
После 5-6 месяцев можно брать “говорящие” игрушки, особенно животных. В это время малыш хорошо воспринимает и начинает имитировать звуки зверушек, например, “мяу”, “му” и прочее. Такие упражнения развивают зрение, слух и речь. Во сколько месяцев дети начинают лепетать и произносить слоги, смотрите .
Во время игр и занятий разговаривайте с малышом тихо и спокойно, не кричите и не ругайтесь, если у крохи что-то не получается! Обязательно используйте в играх мимику и жесты, различные интонации в голосе, потешки, песенки и стишки. Не заставляйте малыша заниматься слишком долго, если он болен или плохо себя чувствует. Прервите упражнение, если ребенок устал, начал плакать и капризничать.
Как ухаживать за глазами грудничка
Гигиена и уход за глазами – важный аспект в развитии зрения ребенка. Уход за глазами проводят каждое утро при помощи ватного тампона и чистой кипяченой воды. Давайте рассмотрим, как обеспечить и сохранить гигиену и здоровье глаз:
- Протирайте глаза дважды в день. Для этого смочите ватный тампон или диск в теплой кипяченой воде и протрите глаз от внешнего угла к внутреннему;
- Для каждого глазика используйте отдельный новый ватный тампон;
- После водных процедур протирайте лицо грудничка одноразовыми бумажными салфетками. Нужно сохранять сухость кожи и глаз;
- Своевременно подстригайте ногти грудничку, чтобы новорожденный случайно не залез длинным ногтем в глаз и не поранил его;
- Следите, чтобы никакие инородные предметы и вещества, в том числе и реснички, не попадали в глаз!;
- Следите за своей гигиеной и регулярно мойте руки с мылом;
- Посещайте офтальмолога каждые два-три месяца.
Иногда у детей в первые месяцы после рождения начинают слезиться и гноиться глаза, а ресницы слипаются. Гной появляется из-за инфекции. Чтобы избежать таких проблем, регулярно проветривайте детскую комнату и делайте влажную уборку, поддерживайте комфортную для ребенка температуру помещения (18-22 градуса тепла), следите за аллергической реакцией грудничка (на пыль, ткань, пух и пр.)
Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.
Наивно полагать, что сразу после рождения ребёнок будет слышать и видеть так же, как взрослый человек. Процессы развития, заложенные природой, никто не отменял и отменить не может. Существует множество научных фактов, описывающих этапы внеутробной жизни, когда новорождённый начинает видеть и слышать.
Однако стоит помнить, что каждый младенец уникален, поэтому определяют временные промежутки, в которые входят те или иные зрительные либо слуховые реакции, помогающие организму выйти на новый уровень ориентации в окружающем пространстве.
Врач-офтальмолог
В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.
При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.
Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.
Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.
Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.
Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.
Стоит напомнить, что мозг не может ещё пока переносить столь высокую нагрузку, поэтому единственно верным становится решение поспать, чтобы, грубо говоря, «перезагрузить систему».
Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.
В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.
Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.
Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.
К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.
Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.
Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.
В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.
Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?
Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.
Для выявления нарушений остроты зрения, слуха и цветоощущения ребёнок должен начать не только говорить, но и мыслить. А для этого нужно время.
Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:
- по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
- к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, который обеспечивает уход за ним, а также не начинает повторять отдельные звуки, реагировать на шум;
- к 4 — 5 месяцам не пытается потянуться за игрушкой, а, держа её в руках, не пытается рассмотреть, не гулит, не лепечет;
- к 7 месяцам малыш не сказал первого слога, не хочет играть игрушкой, не показал заинтересованности в окружающем мире;
- в 1 год у ребёнка нет даже очень маленького словарного запаса, он не пытается сориентироваться в пространстве, не интересуется источником шума или света, не играет с игрушками.
Мама при уходе за ребёнком может заметить видимый дефект (горизонтальные или вертикальные движения глаз, косоглазие), который может становиться более выраженным. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться за консультацией к офтальмологу.