Сыну 8,5 месяцев. Я целый день на работе и жена полностью поглощена заботами о ребенке и ведением домашнего хозяйства. Единственное отвлечение от домашних забот - это телевизор . Телевизор расположен в той же комнате, что и мальчик. Она вроде бы и не много смотрит телевизор , но за день все равно набегает часов 5-8. Меня очень волнует влияние телевизора на ребенка . В сети я нашел немало материала по влиянию телевизора на ребенка , но в основном материал сводится к анализу влияния просмотра ребенком телевизора и допустимого времени просмотра телевизора . Дело в том, что мой сын в принципе не интересуется телевизором (то есть тем, что там показывается), он может сосредоточиться на картинке в среднем до 30 секунд, редко чуть больше, и дальше ему телевизор не интересен. Так что если говорить о непосредственном просмотре телевизора моим сыном, то за день от силы набегает минут 10-15. В связи со всем указанным меня прежде всего интересует пассивное влияние (если так можно сказать) телевизора на ребенка , когда работающий телевизор находится в одной комнате с ребенком, а именно (насколько я себе это представляю) влияние электромагнитного излучения (электростатического поля), ионизирующего (рентгеновского) излучения, ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Пожалуйста, сообщите, чем для ребенка может быть чреват весь этот букет излучений и каждое излучение в отдельности. Мне известно, что существуют специальные гигиенические нормы, разработанные для детей от 3 лет и взрослых - сколько часов в день можно проводить за компьютером и смотреть телевизор . Я был бы Вам благодарен, если бы Вы сообщили их. Имеются ли подобные нормы для детей младше 3 лет?
Отвечает Комаровский Е. О.
Свое отношение к волнующей вас проблеме я уже высказывал. Проблема носит больше теоретический характер. Ситуация, описанная вами, с моей точки, зрения совершенно не волнительная. И никто точно не скажет вам, "чем для ребенка может быть чреват весь этот букет излучений и каждое излучение в отдельности". А все якобы разработанные якобы нормы - полезны лишь как материал для получения ученой степени. Ибо осуществить достоверный эксперимент невозможно. Я практикующий врач, а не теоретик (чем и горжусь). И убежден, что во всем спектре проблем, определяющих детское телесное здоровье, телевизор - это мелочь. Касательно здоровья духовного - это уже посерьезнее. Но тут уже психологов да педагогов лучше пораспрашивать.
Интерес к современному телевидению распространяется не только на взрослое население, но и на детей. Польза и вред телевидения для детей разного возраста остается обсуждаемым вопросом. Некоторые медицинские специалисты склоняются к мнению, что телевизор является вредным для малышей в возрасте до двух лет. В этот период происходит интенсивное формирование центральной нервной системы новорожденного. Для гармонизации этого процесса младенец нуждается в живом общении.
Влияние телевизора на детей
Мнение о вреде просмотра телевизора остается неоднозначным. Перед тем как подвергать ребенка необоснованному риску, молодым родителям необходимо ознакомиться с последствиями от просмотра телевизионного вещания. К таким последствиям можно отнести:
- Ухудшения зрения. Специалисты в области офтальмологии не рекомендуют просмотр телевизора детям грудного возраста. Этот запрет обусловлен высоким риском формирования близорукости у малыша. Особенно это касается детей, которые смотрят телевизор на близком расстоянии;
- Недоразвитие речевого аппарата. Длительное нахождение перед телеэкраном со временем приводит к ухудшению словарного запаса у новорожденного. Если грудничок редко слышит материнскую речь, у него формируется риск задержки развития речевого аппарата;
- Дефицит внимания и гиперактивность. В ходе исследований медицинским специалистам удалось обнаружить взаимосвязь между просмотром телевизора детьми до трех лет и развитием у них так называемого дефицита внимания;
- Потеря интереса к чтению. Работа телевизора в помещении, где находится новорожденный малыш, в будущем приводит к потере интереса ребенка к чтению;
- Избыточная масса тела. Постоянное нахождение ребенка возле телеэкрана лишает его возможности вести полноценную жизнь. Такие младенцы склонны к гиподинамии и ожирению;
- Негативное воздействие на центральную нервную систему. Быстрая смена телевизионных картинок оказывает чрезмерную нагрузку на нервный аппарат малыша. У таких детей чаще развиваются страхи, нарушение сна , ухудшение памяти и восприятия. Нередко специалисты в области неврологии проводят взаимосвязь между ускоренной сменой телевизионной картинки и формированием судорог в младенческом возрасте.
Мифы о пользе и вреде телевизора
Современное общество не обладает запасом факторов, способных доказать пользу или вред телевизора. Родители всего мира поделились на тех, кто выступает против телевидения в раннем возрасте, и тех, кто считает, что просмотр телевизионных программ способствует развитию интеллекта ребенка. Для того чтобы молодые родители сделали для себя выводы, им следует ознакомиться с наиболее распространенными мифами, касающимися просмотра телевизора:
- Просмотр телевизора оказывает благоприятное воздействие на сон ребенка. Использование телевизора в качестве инструмента для стимуляции засыпания приводит к эмоциональной неустойчивости младенца, чрезмерной нервной возбудимости и раздражительности. Укладывать грудничка спать, стоит в тихой и спокойной обстановке;
- Телевизор стимулирует психоэмоциональное развитие. Нервная система новорожденного ребенка не обладает навыками восприятия смысловой нагрузки телепередач. Для грудничка телевизор является источником световых, цветовых и звуковых раздражителей. Подобная ситуация меняется после 2 лет, когда ребёнок воспринимает смысл происходящего;
- Новорожденный младенец не реагирует на телевизионное вещание. В течение первого месяца жизни нервная система ребёнка чувствительна к любым раздражителям. Нахождение грудничка возле телеэкрана служит причиной формирования неврологических расстройств.
- Высокий риск облучения. Первые партии телевизор обладали небезопасной конструкцией, которая изучала радиацию. Фирма-производитель сумела вовремя обнаружить и устранить проблему, но скандал, связанный с данной ситуацией, наложил клеймо недоверия к телевизорам на долгие годы.
Организация досуга новорожденного
О пользе и вреде телевизора можно вести долгие разговоры, но детскому организму необходима стимуляция психоэмоционального и интеллектуального развития. Родителям необходимо ответственно подойти к вопросу организации досуга новорожденного ребёнка. Альтернативой телевизионным передачам выступают такие занятия:
- Чтение книг. Груднички способны воспринимать на слух речь близких им людей. Именно поэтому родителям важно уделять время чтению детских сказок;
- Прогулки на свежем воздухе . Эти мероприятия способствуют не только всестороннему развитию грудничка, но и закаливанию организма, укреплению его защитных сил. Собираясь на прогулку, малыша одевают в соответствии с погодными и температурными показателями;
- Рисование. Если малыш находится в том возрасте, когда он способен держать в руке карандаш, то родителям можно проводить совместные уроки рисования. Подобные занятия развивают не только интеллект ребёнка, но и моторику;
- Общение с близкими людьми. Когда новорожденный не испытывает дефицит общения с родственниками и близкими людьми, он не чувствует себя одиноким. Молодым родителям необходимо как можно чаще проявлять внимание к малышу, носить его на руках, напевать печенки, разговаривать с ним.
Важно! Для подрастающего организма не так вреден телеэкран, как дефицит общения с родными людьми. Во время общений и игр ребёнок приобретает навыки синтеза и анализа мыслей, построения причинно-следственных цепочек. Слуховое восприятие материнской и отцовской речи является стимулом для формирования разговорных навыков у младенца.
Если родители маленького ребёнка не располагают временем, то отвлечь внимание ребёнка можно при помощи телевизора. Кратковременный (не более 15-20 минут) просмотр телепередач не причинит вред подрастающему организму.
В течение этого времени родители могут позволить уделить внимание себе и домашним хлопотам. Если мамы и папы научатся совмещать живое общение с малышом и другие варианты его досуга, то влияние телевизора на детский организм окажется минимальным.
734
Можно ли грудничкам смотреть телевизор: вред и последствия для нервной системы. С какого возраста можно, сколько по времени и что смотреть ребенку. Какие правила безопасности необходимо соблюдать детям и родителям.
Осторожно - мультфильм!
Телевизор давно и прочно вошел в жизнь практически каждой семьи. Некоторые родители даже не замечают, то его постоянно смотрят не только взрослые, но и дети. Другие, наоборот, до определенного возраста стараются категорически ограничивать для ребенка время, которое он может проводить у экрана или и вовсе накладывают запрет. Какая позиция наиболее оптимальна и существует ли в этом вопросе "золотая середина". Итак, обо всем по порядку.
С какого возраста и в каком количестве можно смотреть телевизор
Есть семьи, где телевизор работает фоном и дети с самого рождения находятся в его плену. Родители при этом полагают, что если взгляд малыша не обращен на экран, то никакого влияния он на него не оказывает. На само деле это не так. На мозговые ритмы воздействуют не только меняющиеся картинки, но и звуки и даже переменчивый свет.
Не удивительно, то после этого возникают проблемы:
- с нервной системой,
- нарушения сна,
- раздражительность,
- повышенная возбудимость и так далее.
Телевидение может вести к враждебности, концентрации на проблемах. Связь была неоднозначна, но сейчас доказано, что это проблема отсроченной иммитации в сочетании с потерей контроля над побуждениями.
Телевидение вредит устойчивости внимания и способности сосредоточиться. Каждый дополнительный час, проведенный за телевизором до 3-х лет увеличивает вероятность проблем с вниманием к 7 годам до 10%.
Включенный телевизор отвлекает ребенка от любого вида деятельности, включая ту изумительную развивающую мозг воображаемую игру.
А вот пользы до двух лет телевизионные передачи на ребенка точно не оказывают. Поэтому если и начинать просмотр, то исключительно после второго дня рождения. Некоторые психологи вовсе советуют отложить знакомство до трех лет.Итак, если все же в возрасте до трех лет ваш ребенок начал смотреть телевизор, то время "общения" должно быть ограничено 20 минутами. В 3-5 лет его можно увеличить до получаса. Далее просмотр может занимать до 1,5 часов в день, но при этом разделен на несколько приемов.
Конечно, некоторым эта цифра покажется слишком большой. Но.. времена меняются, а вместе с ними и точки зрения специалистов, в том числе и врачей. Достаточно вспомнить своих родителей, которые запрещали подолгу читать книги. Много ли тех, кто сегодня ограничивает в этом своих детей? Практически нет.
Если проводить "временную" аналогию просмотра телевизора с далекими 80-ми и 90-ми, то следует отметить, что на сегодняшний день технический процесс ушел далеко вперед. Вред от просмотра телевизора теперь можно назвать скорее психо-эмоциональным, чем физическим. Последний давно сведен к минимуму, если соблюдать элементарные правила.
Правила безопасного просмотра телевизора для детей
Первое правило, которое должно безоговорочно соблюдаться - это расстояние до экрана. Оно должно составлять не меньше 3 метров. Сокращение дистанции может привести не только к проблемам со зрением, но и "мгновенным" отрицательным последствиям: головной боли и общей усталости.
Помещение, в котором находится телевизор, должно быть хорошо освещено . Просмотр в темноте - еще один фактор, который способствует напряжению глазных мышц и оказывает негативно влияние как на зрение, так и на нервную систему.
И, наконец, еще один момент. Смотреть телевизор лежа, как это делают многие взрослые и по их примеру дети, нельзя. Экран всегда должен находиться на уровне лица - это поможет избежать перенапряжения мышц спины и шеи.
Не слишком полезно смотреть телевизор во время еды - лучше выделить для этого отдельные "моменты" в распорядке дня . Соблюдение этих правил, а также обозначенных выше временных рамок просмотра, позволит свести на нет вред для здоровья ребенка.
Что можно смотреть детям разного возраста
Итак, с вопросами когда и как разобраться удалось. Теперь следующий, и самый главный - что можно смотреть детям разного возраста по телевизору.
Задумайтесь!
1. Дети сильны в подражании. Такая способность воспроизводить поведение после того, как увидел его всего лишь раз, называется "отсроченной имитацией". Это невероятный навык и развивается он очень быстро. К возрасту 1,5 лет ребенок может воспроизводить событие через четыре месяца после того, как видел его всего лишь раз. Этот навык никогда не утрачивается ребенком и маркетологи в курсе. Вот почему мы так склонны воспроизводить поведение родителей годы спустя.
2. Вторая причина значимости содержания видеоматериалов в том, что наши ожидания и предположения глубоко влияют на наше восприятие реальности. Я надеюсь, раз вы стали родителями, уже имеете представление о том, что очевидные истины очевидны только для конкретного человека или группы людей и восприятие реальности у каждого свое, сформированное на основе опыта, убеждений, генетики и т. д. Т. е. то, чему вы позволите проникнуть в мозг вашего ребенка влияет на его ожидания в отношении окружающего мира, а это, в свою очередь воздействует на его восприятие и на поведение.
Не верьте словам развивающее, для маленьких гениев и прочее! Группа исследователей из Вашингтонского университета проводила исследование DVD Baby Einstain и естественно результаты были провальные, в последствии компания Disney убрала надпись "развивающий".
Дети, не достигшие 3-летнего возраста , еще не способны воспринимать сложные сюжетные линии и смысл происходящего на экране. Их привлекает скорее движение и динамичный темп. Идеальный репертуар для этого времени - простые сказки и мультфильмы: Колобок, Теремок,Курочка Ряда, Три Медведя и так далее . Можно выбрать такую схему - сначала прочитать книжку, а затем посмотреть ее "экранизацию". Из современных подойдут Лунтик, Грузовичок Лева, Малышарики. Несмотря на то что многие думают, что в этом возрасте дети не способны к серьезным размышлениям, обсуждать увиденное в ними все равно нужно!
С 3 до 5 лет у детей наступает период идентификации - они сопоставляют себя с героями мультфильмов, фильмов и телепередач, уведенных на экране, в этом возрасте они способны сопереживать и идентифицировать чувства и эмоции. В это время для родителей особенно важно контролировать, что они смотрят. Насилие, рекламы с глупыми слоганами лучше полностью исключить. Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию. Репертуар может состоять из добрых и "волшебных" мультиков - Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее.
С 5 лет суд удаляется в отношении жестокого вердикта исключить телевизор, некоторые программы улучшают работу мозга. В "репертуар" можно включать сказки и мультфильмы с более глубоким философским смыслом, ведь ребенок уже понимает - "что такое хорошо, а что такое плохо". Подойдут Маугли, Бэмби, Король Лев, Фиксики и так далее. Кроме того, в телеменю можно включить не слишком сложные для восприятия передачи о животных, городах и странах.
Что запрещается смотреть категорически
Один из самых главных вопросов, который интересует родителей - что делать с рекламой? До 5 лет малышу лучше ее вовсе не показывать. Конечно, его наверняка привлекут динамичные слоганы и ритмичная музыка, однако есть вероятность засорения словарного запаса глупыми фразами типа "не тормози - сникерсни". Мультфильмы для просмотра могут быть записаны на флешки.
Категорически запрещается просмотр мультфильмов и передач, где присуствуют элементы насилия и агрессии. Ребенок может "переложить" такую модель поведения на себя и считать в дальнейшем, что она вполне приемлема в жизни.
Еще один вопрос - это новости. Родители часто смотрят их в присутствии детей, даже не подозревая о том как информационные сюжеты о разных, иногда не слишком приятных, событиях могут травмировать детскую психику и наложить отпечаток на дальнейшее мировосприятие. До 7 лет выпуски новостей категорически не рекомендованы. Если все же их приходится смотреть, взрослые должны обеспечить чувство защищенности, чтобы увиденное на экране не стало причиной панических страхов в жизни.
Просмотр телевизора без родителей
Некоторые родители используют телевизор в качестве "няни", включая ребенку мультфильмы и отправляясь заниматься своими делами. Конечно, в исключительных случаях можно использовать такой вариант, однако злоупотреблять им не стоит.
Просмотр очередного мультфильма, даже самого хорошего, в одиночестве - это всего лишь пустое времяпровождение, от которого не будет никакого толка. Иногда куда полезнее, чтобы ребенок посмотрел взрослый фильм, естественно без откровенных сцен и насилия, вместе с родителями, чем подходящий по возрасту мультфильм в одиночестве.
В 7 лет у детей появляется способность анализировать, делать выводы и формировать собственное мнение. Поэтому им можно позволить смотреть телевизор в одиночку. Однако "меню" должно быть регламентировано. Родители вправе накладывать запрет на какие-то определенные передачи.
Телевизор в детской
Многие родители покупают телевизор не только в гостиную или на кухню, но и детскую комнату. Возникает естественный вопрос - зачем? Педагоги, психологи, неврологи и просто продвинутые образованные родители давно пришли к выводу, что ему там не место.
Во-первых, наличие у ребенка в свободном доступе телевизора ведет к соблазну нарушить запреты - как временные, так и содержательные, и смотреть все подряд в любом количестве. И не стоит думать, что помогут блокировки или другие защитные механизмы. Дети более сообразительны, чем вы думаете, и в скором времени даже 5-летний ребенок научится их обходить.
Во-вторых, возможность самостоятельного просмотра телевизора "отбирает" у ребенка время от книг и других увлекательных занятий . Гораздо лучше наполнить детскую тем, что способствует интеллектуальному и физическому развитию ребенка.
И, наконец, последний момент. Телевизор традиционно "собирает" возле себя всю семью - этой традиции уже не один десяток лет. Именно поэтому он должен находиться в месте общего доступа, где происходят "вечерние встречи" или "встречи выходного дня".
Ссылку дать не могу, но приведу одно мнение:Только не надо, пожалуйста, этих сказок про облучение.
Трубки цветных телевизоров действительно испускают слабые рентгеновские
лучи, что неизбежно из-за их конструкции (электроны тормозятся об экран).
Hо это чрезвычайно слабое, так называемое "мягкое", рентгеновское
излучение целиком поглощается воздухом уже на расстоянии около 70см от
кинескопа. За один сеанс рентгеновской съёмки в поликлинике вы получите в
сотни раз большую дозу, чем за всю жизнь от телевизора;-) И единственным
вредным побочным эффектом является положительная ионизация воздуха при
поглощении им рентгеновских лучей.
Всё! Hет никакого облучения, если конечно ребёнок не спит в обнимку с
телевизором...
Если вы хотите исключить негативное влияние положительных ионов на
организм ребёнка, то поставьте перед телеком ионизатор воздуха (Только
ионизатор, а не озонатор! Их часто путают).
Есть IMHO несколько действительно вредных факторов.
1) Все современные телевизоры имеют развертку 50Гц (я не говорю о дорогих
цифровых моделях). Чаще всего мы этого не замечаем, но экран мерцает и это
вредно для глаз. Hе для глаз в целом, а для слоя сетчатки и тех областей
мозга, которые отвечают за предварительную обработку поступающей
информации.
2) Очень высокий контраст и насыщенность цветов, что так же не очень
хорошо. Hи в коем случае не давайте ребёнку смотреть телевизор в
темноте!!!
3) Воздействие на мозг. Огромный поток информации, просто невероятный!
Мозг ребёнка не в состоянии как-либо систематизировать получаемые данные,
не хватает ассоциаций. Поэтому он (мозг) просто всё сваливает в кучу,а это
большой минус. С другой стороны, поток информации форсирует развитие
связей и ассоциаций, что является явным плюсом.
Я не медик, но моя специальность - информационные системы и системы
искусственного интеллекта. Первые два пункта следуют из курса когнитивной
психологии, третий - из курсов по нервной системе человека.
> Тогда сразу вопрос - в ру.беби пробнгала инфа про 2.5 летнего малыша,
> проводящего за компьютером несколько часов в день - в основном - занятия
с
> какой-то развивающей программой, насколько от монитора опасностей
больше, чем от
> телевизора в плане облучения, цвета, частоты и т.д.
В плане облучения - опасности никакой. В остальном ситуация несколько
иная. Т.к. ребёнок сидит непосредственно перед кинескопом и дышит воздухом
с повышенной концентрацией положительных ионов. Что касается частоты
развёртки, то практически все современные мониторы имеют частоту 85Гц и
выше - это уже более приемлемо. Далее. Что касается яркости, цвета и т.п.
то глаза конечно устают, и это не есть гуд. Ещё есть одна тонкость. Дело в
том что свет оказывает влияние на рост глазного яблока (дети обязательно
должны спать в темноте, никаких ночников! - ну это уже опровергли (Шин)). Думаю, что высокая яркость и
контраст монитора тоже сказываются. Основная преломляющая свет структура в
глазе - жидкость. Фокусировка глаз осуществляется перемещением глазного
дна, а окончательная точная доводка - изменением кривизны хрусталика. Т.к.
глазное яблоко вырастает больше чем нужно, то в результате - близорукость.
Кроме этого на близких расстояниях активно работают мышцы хрусталика.
Правда может для 2.5 летнего малыша это уже не так актуально.
Всем привет!
Сегодня мы затронем такую интересную тему, как . Вообще-то этот вопрос довольно спорный, ведь некоторые родители считают, что телевизор вреден для малышей, а некоторые наоборот убеждены, что он способствует развитию ребенка, позволяет изучить окружающий мир и хорошо отвлекает кроху, занимая его внимание, когда это так им нужно.
Давайте попробуем разобраться, кто же прав. И начнем со стереотипов.
1. Телевизор люди смотрят годами, он не вреден.
Никто не поспорит, что частый просмотр программ, фильмов, мультфильмов, особенно сериалов, вызывает своего рода зависимость. Кроме того, постоянные просмотры телевизора формируют инфантильность. Если человек с раннего детства регулярно смотрит телевизор, он не сможет научиться в жизни самостоятельно принимать решения и нести ответственность.
Телевидение приучает малышей воспринимать мир далеким от реальности. Оно не развивает полезные навыки в детях, зато стимулирует выработку импульсивности, неорганизованности, очень часто убивает мотивацию.
Детям от трех до шести лет можно смотреть телевизор 40 минут, час в день. Причем с перерывами. Снова же нужно следить за материалом, который просматривает малыш.
Детям с семи лет разрешается смотреть телевизор 1,5 часа в день, с перерывами.
Подводя небольшой итог, хочется отметить, что телевизор ребенку можно смотреть дозировано, и только определенное время. Кроме того, это должно происходить под присмотром и в присутствии родителей, чтобы из проведенного за ним времени можно было изъять хоть какую-то пользу.
Мы рассмотрели, в чем состоит негативное влияние телевизора на ребенка, а напоследок полезные советы родителям.