Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?
Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.
Что такое клеймо «проба»?
Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.
Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей. В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.
Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.
Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.
На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.
Что такое «именник»?
«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.
Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».
В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.
По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.
Где искать клейма?
Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.
На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе. На отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок. Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.
В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.
А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?
Способы распознания поддельных украшений
Для начала необходимо рассмотреть драгоценность. На ней должна быть специальная маркировка, которая отвечает за подлинность золота. Должна быть выбита проба или масса в каратах. Для облегчения осмотра желательно воспользоваться лупой. На антикварном металле не всегда можно различить клеймо. В современном мире научились пробу ставить и на фальшивом золоте, поэтому такой метод не всегда удачный.
Со временем золотое напыление стирается. Необходимо смотреть на края изделия. Если на местах потёртости заметен другой металл, изделие состоит не полностью из золота.
Проверка изделия на прикус
Раньше часто показывали фильмы, где золотые монеты проверяли на «зуб». И не зря. Ведь так можно проверять не только монеты, но и золотые украшения. Например, кольцо или серьгу. Изделие необходимо прижать зубами. Теперь посмотрите на него. На настоящем золоте останется след от зубов. Чем глубже прикус, тем выше проба. Однако, нельзя забывать, что свинец очень мягкий, поэтому на нём тоже останутся следы.
Керамическая проверка
Фальшивое золото при помощи данного способа легко обнаружить. Этот тест необходимо проводить очень аккуратно, так как его легко поцарапать. Для этого понадобится неглазированная керамическая тарелка, то есть ничем не покрытая. Проведите по ней золотом, с лёгким нажимом. Что видно? Золотая полоса - изделие натуральное, чёрная - украшение фальшивое.
Магнитная проверка
Для начала необходимо приобрести магнит. Тот, что вешается на холодильник, сильно мягкий и для теста не подойдёт. Магнит должен быть настоящий, тяжёлый, который взаимодействует с металлом. Золото никогда не притягивается. Поэтому смело подносите драгоценность к магниту. Если она притянулась, значит вы держите настоящую подделку. Бывают случаи, когда добавляют в изделие магнитопассивный компонент. Тогда можно и перепутать золото с подделкой. Как отличить золото в таком случаи? Попробуйте следующий способ.
Применение азотной кислоты
Азотная кислота поможет определить фальшивое золото от настоящего. Для этого необходимо поместить изделие в металлическую посуду без пятен. Далее нужно с пипетки капнуть азотную кислоту на изделие. Если золото поменяло цвет и стало зеленоватым, значит вы проводите опыт с обыкновенным металлом. Молочный оттенок приобретает позолоченное изделие. Если золото настоящее, тогда не произойдёт никакой реакции.
Звуковой тест
Если взять и бросить золотое изделие на поверхность стола, тогда настоящий металл прозвучит звонко, как хрусталь. Для такого опыта подойдут кольца, серьги, но недлинные украшения (цепочки, браслеты).
Уксусная проверка
Налейте в ёмкость немного уксуса и поместите туда украшение. С настоящим золотом ничего плохого не случится, а вот подделка через две минуты потемнеет.
Тест при помощи йода
Йод - очень хорошая проверка на подлинность украшения. Для этого необходимо всего одну каплю нанести на внутреннюю сторону изделия. Золото останется неизменным. Фальшивое украшение потемнеет. Оно может стать как светло-серым, так и чёрным.
ЛЮБАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО НА ПОВЕРХНОСТИ УКРАШЕНИЯ. ВНУТРЕННОСТЬ ПРОВЕРЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ЧЕЛОВЕК ГОТОВ РАЗРУШИТЬ ИЗДЕЛИЕ.
Как отличить золото от подделки можно спросить и у экспертов, которые помогут быстрее и с помощью нескольких способов определить, настоящая ли драгоценность. Позолота - это почти настоящий металл.
Определяем позолоту
Многие потребители интересуются: «как отличить золото от позолоты?». При малейших знаниях это сделать несложно. Обычно на позолоту пробу не ставят. Золотой сплав не сможет лечь поверх металла. Ляжет исключительно только настоящий благородный металл. Если вы увидели изделие с пробами: 585, 750, 350, 500 - это золото с добавлением примесей. На чистом драгоценном металле может быть проба только одна - 999. Если применялась золотая фольга, тогда могут поставить и другую пробу, кроме тех, что ставят на настоящем металле.
Важно! Проба не всегда гарантирует достоверность изделия. Иногда можно увидеть небольшие царапины. Часто это означает, что изделие не полностью золотое, а только замочек на изделии или около него. Всё остальное может оказаться позолотой.
Чтобы самостоятельно проверить украшение, можно на незаметном участке слегка поскоблить изделие. Позолота слегка отстанет, а золото будет неизменным.
Еще для проверки подойдёт ляписный карандаш. Он продаётся в любой аптеке. Место соскоба необходимо смочить водой и провести по нему карандашом. Любой металл кроме золота потемнеет.
Можно провести простой опыт для проверки золота. Включить конфорку и сильно разогреть над ней изделие (300-400 градусов). Затем быстро бросьте его в холодную воду. Золото не изменится, а вот на другом металле появятся разводы.
Никогда нельзя приобретать золото в сомнительных заведениях и магазинах. Это должны быть специализированные ювелирные отделы, где имеются сертификаты качества и работают специалисты. Ведь некоторые недобросовестные продавцы ссылаются на то, что за границей проба не ставится. Верить этому нельзя. Любой ввоз золотых украшений не разрешается без клейма и соответствующих документов.
Иногда попадаются изделия, на которых стоит 583-я проба. Многие о ней не знают. Эти украшения сделаны в советские времена и подделки таких изделий крайне редки. Поэтому, если вам попадётся 583 проба, не пугайтесь.
Распознаем медь
Знаменитый учёный Аристотель считал, что лучше всего различить медь от настоящего золота, попробовать и то, и другое на вкус. Если попить воду из металлического кубка, в котором содержится медь, тогда привкус будет металлический. Золотой кубок не отдаёт никаким вкусом.
Медь имеет свойство окисляться при взаимодействии с кислородом, то есть на воздухе. Поэтому она в отличие от золота со временем потемнеет.
Имитация золота
Для фальшивых золотых украшений применяются разнообразные сплавы.
Алюминиевая бронза, которая напоминает по цвету золото. Этот сплав состоит на 90% из меди и на 10% из алюминия.
Монета из алюминиевой бронзы.
Бельгика - сплав похож на платину. В его состав входит железо около 74%, приблизительно 16 % хрома, а никеля почти 9 %.
Мозаичное золото, куда входит почти 70 % меди и 30 % цинка. Даёт оттенок самородного золота.
Изделие из томпака.
Томпак - этот сплав очень похож на настоящее золото. Его часто привозят туристы с Турции, с Израиля или Китая. Если не знаете, как отличить золото, лучше не покупайте его в данных странах.
Таких сплавов огромное количество. Благодаря таким материалам и научились имитировать настоящее золото. Чаще всего его перевозят контрабандным путём. Подделка золота - очень распространённое явление. Старайтесь не попасть в «ловушку».
Как избежать мошенничества?
Чтобы не купить подделку необходимо придерживаться несложных правил.
Не стоит покупать золотые украшения у торговцев на рынках, в сомнительных ларьках, где нет соответствующих документов. Продавцы очень часто предлагают подделки.
Не доверяйте своей интуиции, ведь она может подвести в самый неподходящий момент. Не смотрите, что изделие слишком дешёвое - это не значит, что оно качественное. Золото должно быть с пробой в обязательном порядке, даже если делается на заказ.
НЕ ПОКУПАЙТЕ БИЖУТЕРИЮ, В СОСТАВЕ КОТОРОЙ СПЛАВ ТИТАНА С ЗОЛОТОМ. ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ ОНИ НАПОМИНАЮТ ЗОЛОТО 585 ПРОБЫ, НО СКОРЕЕ ВСЕГО В НИХ НЕТ ДРАГОЦЕННОГО МЕТАЛЛА.
Если на изделии стоит проба или висит бирка - это не даёт гарантию содержания желтого металла. Плохо разбирающийся потребитель не всегда сможет различить подделку даже при помощи многочисленных опытов.
Если покупатель знает настоящую цену изделия и вдруг увидел такое же, но дешевле - это не всегда означает, что встретилась подделка. Необходимо обращать не только на внешние данные, но и на размер, вес и производителя. Именно от этих данных цены и варьируются. Также можно попасть и на качественную подделку, которую крайне сложно отличить от настоящего драгоценного металла.
У каждого ювелирного профессионала есть специальное оборудование, с помощью которого можно определить качество и цену металла. Конечно же, самый простой способ узнать, как отличить золото например от меди - это совет с профессионала своего дела. Пусть услуга будет платная, зато человек будет уверен в подлинности драгоценностей.
На протяжении всей истории золото ценится своей природной красотой и сиянием. По этой причине во многих культурах золото отождествлялось с солнцем.
Сам по себе такой металл как золото в чистом виде не используется, потому что очень мягкий и легко поддается воздействию механических повреждений. Для сохранности его первозданного благородного вида, который все привыкли созерцать в украшения, принято добавлять различные, более устойчивые металлы или сплавы, придающие золоту крепости. Такие сплавы принято называть лигатурой, и в большинстве случаев в ее качестве выступает серебро или медь, в редких случаях добавляют цинк, платина, никель и палладий. В зависимости от количества других металлов золото становится менее подверженным царапинам и деформированию.
В чем разница между каратной и метрической системами проб?
Во всем мире для распознания количества входящей в золотой сплав лигатуры используется несколько систем. Наиболее известными являются метрическая и каратная системы. Из-за того, что золотом пользовались задолго до глобализации, на разных континентах образовались свои системы исчисления золота. Скажем, вес золота измеряется в тройских унциях и одновременно в граммах (1 тройская унция = 31,1034768 грамм), а его чистота измеряется в каратах и в тысячных долях.
Один карат - это 1/24 доля чистого драгоценного металла в сплаве.
Минимальное значение количества карат золота зависит от страны. Так, в США 10 карат является минимальным стандартом золота, а а золото с чистотой 14 карат является наиболее популярным. Во Франции, Австрии, Португалии, Ирландии и Великобритании можно называть все, что имеет 9 карат. А в Дании, Греции и Германии минимальное количество карат является 8.
Каратную систему также используют и для измерения веса драгоценного камня, но не следует смешивать эти две системы. Один карат золота соответствует 41,(6) грамм, тогда как 1 карат драгоценного камня равен 200 мг. Золото в 24 карата эквивалентно 999,9 пробе в метрической системе и считается чистым. Строго говоря, 24-каратное золото должно быть эквивалентно 1000 пробе. Однако, на практике невозможно достичь 100% чистоты золота, и в любом чистом золоте будет немного примеси, поэтому договорились принимать 24-каратное золото за 999,9 пробу. В каратной системе существуют показатели 9, 10, 12, 14, 18, 23, 24.
В России уже долгие годы пользуются метрической системой. Она более простая и понятная и указывает на количество граммов золота, входящего в состав сплава весом в 1кг. Так, если в 1000 граммах сплава находится благородного металла 585 грамм, а лигатура, соответственно составляет вес в 415 грамм, то изделиям, которые будут изготовлены из данного слитка, станут носить пробу 585.
Проба - это количество драгоценного металла в сплаве, выраженная в тысячных долях. Количество лигатуры - обратная величина пробы.
До 1927 года сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе использовали иную систему проб, которая называлась золотниковой. Для нее были характерными 92,72 и 56 пробы. 1 золотник равен 96 долям. До сих пор иногда встречаются украшения с такой маркировкой. С 1928 года было принято решение о переходе на метрическую систему, указывающую количество золота на 1000 граммов сплава.
Соответствие между различными системами проб
В постановлении от 18 июня 1999 года под № 643 «о порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» для метрической системы установили такие пробы: 999, 958, 750, 585, 375.
В чем разница между различными пробами золота?
Откуда возникло такое многообразие золотых сплавов? Каждая проба появлялась в определенный момент времени и удовлетворяла определенную нужду людей. Различные пробы существуют для своей задачи, которая и определяет необходимую долю драгоценного металла в сплаве, а также состав лигатуры в нем.
375 проба
В составе данной пробы чистое золото не превышает 37 %. Оставшиеся 63 процента – это серебро и медь. В зависимости от металла, который будет использован в качестве лигатуры, основной оттенок изделия будет или ярко-желтым, или красноватым. Золото данной пробы имеет свойство быстро окисляться и образовывать на поверхности украшения сульфид железа. Данный золотой сплав является самым низкопробным во всем мире. Из него изготавливаются недорогие украшения, на которых имеется массовый спрос. Как правило, это обручальные кольца.
500 проба
Эта проба малоизвестная, в ее составе находится не более 51% основного металла, а все остальное это примеси серебра и меди. У изделий данной пробы некрасивый цвет, хоть они и не поддаются быстрому окислению, поэтому такие сплавы практически нигде не используются, так как от них пришлось отказаться в пользу проб, обладающих более приятным внешним видом в ювелирных изделиях.
583 проба
В составе такого сплава распространено сочетание чистого золота в количестве 58,3 процента, меди 33,5 процентов и серебра 8%. В одном килограмме слитка 583 пробы находится 583 грамма чистого золота. Остальные 417 граммов это медь и серебро. До того момента, как был создан сплав 585 пробы, золото с 583 пробой широко применялось в Советском Союзе для изготовления ювелирных украшений. Появление этой пробы произошло в момент перехода с каратной системы на метрическую. 583 проба равна 14 каратам. Через некоторое время от нее отказались, в пользу популярной в настоящее время пробы – 585.
585 проба
Ювелирные изделия 585 пробы наиболее распространены и популярны среди потребителей. Сейчас ею полностью поглощена проба 583. Это клеймо используется в маркировке наибольшей доли продукции, которую выпускают в мире. Украшения и прочие изделия из сплава этого качества отличаются характерным цветом, а так же им присуща хорошая прочность и устойчивость при доступной стоимости, не превышающей рамки допустимого. В составе пробы 585 основную часть занимает чистое золото, более 60%, все остальное – это лигатура, состоящая из сплава никеля, палладия, серебра и меди (40%). Золото данной пробы не подвержено потери блеска и яркости под воздействием солнца и ему не свойственно окисление при взаимодействии с воздухом. Оно в почете у ювелиров, потому что прекрасно поддается ковке.
750 проба
Эту пробу представляют 75 процентов благородного металла. В составе лигатуры находится 25% серебра, палладия и меди. Для сплава характерна возможность менять цвет в зависимости от процента какого-либо дополнительного металла, входящего в качестве примеси. Для потребителей предпочтительнее покупка изделий более светлых оттенков, где преобладает серебро. В общем, встречаются изделия красные или даже темно-зеленого цвета. Ювелирные украшения из сплавов такой пробы очень дорогие, обладают великолепным внешним видом. Золото 750 пробы прекрасно поддается полировке и обработке механическим способом, но в то же время легко царапается и гнется.
958 проба
Золото такой пробы в изготовлении ювелирных изделий не используется, так как процент его содержания в сплаве составляет почти 97%, а это придает металлу мягкость и склонность к деформированию. Из сплава с таким содержанием золота изготавливают коллекционные монеты, или какие-либо предметы под индивидуальный заказ, так как он обладает очень высокой ценностью.
.999 проба
Самым дорогим сплавом в мире считается чистое золото, которое имеет 999 пробу. Сам по себе металл обладает мягкостью, в связи с чем, его неудобно использовать. Много лет назад его использовали для изготовления обручальных колец. Их форма была очень толстая, изделия отличались большой высотой. Это способствовало более длительному использованию украшений, они крошились и гнулись не очень быстро. Сейчас золото 999 пробы используется для изготовления слитков, предназначенных для хранения. В связи с большой пластичностью слитки небольшого размера запечатывают в специальные прозрачные футляры. В них мягкий металл может храниться в идеальном состоянии намного дольше.
Как определить пробу золота?
Использование современных методов позволяет сегодня безошибочно определить насколько качественным является изделие. Покупая ювелирное украшение, всем приходилось видеть специальную маркировку, которая используется для каждой существующей пробы отдельно. Но, никто не застрахован от покупки подделки, даже если на ней и стоит самая высокая проба. Поэтому, чтобы не осталось сомнения, что изделие соответствует заявленной пробе, применяются капельный метод, электронный детектор, специальный пробирный камень или пробирные иглы. Так же существует муфельный метод и химико-аналитический.
Капельный метод заключается в нанесении на изделие специального пробирного химического реактива, затем происходит процесс сравнения цвета пробы до начала реакции и после нее. Как правило, для таких целей применяется хлорное золото, которое действует как пробирный реактив на изделия различных проб, до шестисотой включительно. На украшениях 585 пробы образуется светло-коричневое пятно после взаимодействия с реактивом. Зеленое пятно будет на золоте пробы 375. Чем ниже проба золота, тем темнее цвет будет оставаться.
Латунные полоски, на концах которых напаяны тончайшие линии из драгоценного металла, называют пробирными иглами. Чтобы определить золото различных проб, существуют иглы разных цветов.
Пробирный камень представляет собой брусок с гладкой, отполированной поверхностью. По нему проводят изделие, которое образует за собой линию. Ее цвет характеризует пробу. Для изготовления таких брусков используется кремнистый тонкозернистый сланец.
Специальный электронный детектор способен за 5 секунд определить какое количество чистого металла содержится в сплаве, выражая показатели в каратах. Диапазон пробы находится в пределах от шести до восемнадцати карат, что по метрической системе относится к 375-750 пробам. Детектор отличает настоящее массивное изделие из золота от простого золотого покрытия тонким слоем. Данный прибор широко использует ювелирная промышленность, так как он определяет с высокой точностью содержание благородного металла в сплаве. В основе его работы находится электрохимическая реакция. Данные определители проб могут так же применяться в ломбардах, мастерских и скупочных магазинах
Многие покупатели, желающие приобрести золотое ювелирное украшение, стараются стать владельцами дорогого изделия или пытаются найти такое, у которого очень высокая проба. Не нужно этого делать, ведь не зря на протяжении долгих лет остается популярной и востребованной 585 проба, зарекомендовавшая себя наилучшим образом, даже если украшения носить ежедневно, не снимая.
По своей прочности изделия высоких проб можно сравнить с пластилином, теряющим свой первоначальный вид при малейшем надавливании.
Покупать ювелирные изделия нужно только в специализированных магазинах или салонах, и после того, как будет проверено наличие соответствующего клейма. В данных заведениях все предметы соответствуют надлежащему качеству, так как никто не захочет рисковать своей репутацией и созданным именем. Таким образом, можно избежать приобретения подделки, которая не будет содержать золота вообще и не имеет вообще никакой ценности.
Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.
На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.
Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:
- Проба (указывает на материал)
- Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
- Клеймо страны
- Клеймо пробирной палаты
Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.
Что такое проба и зачем она нужна
Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.
Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.
Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.
Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .
Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .
Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .
Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.
Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:
" data-provider-name="YouTube">
Клейма в Германии
Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.
Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.
По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.
Клейма во Франции
Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.
Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.
В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.
После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.
Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.
Клейма в Англии
В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.
К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.
До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.
Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.
Клейма в Украине
Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.
Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.
В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.
Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.
После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.
Клейма в СССР
С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.
С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.
Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.
В современном мире золото является довольно популярным металлом. В него вкладывают средства, чтобы защитить их от инфляции, создают различные ювелирные изделия, используют в стоматологии и косметологии и т.д. Золото применимо во множестве областей жизни, поэтому люди часто спрашивают: какие бывают пробы золота, и что такое проба золота?
Золото, как 79-й элемент системы Д.И. Менделеева, в своем чистом виде не впечатляет. Металл мягкий, очень плотный, ненасыщенного цвета, фактически непригодный для изготовления ювелирных изделий и не стойкий в использовании. Чтобы решить эти проблемы, еще в древности люди стали добавлять в золото лигатуру, которая является примесью недрагоценных металлов. В результате золото, как металл, заиграло различными оттенками и приобрело необходимую твердость и прочность в эксплуатации.
Итак, какие бывают пробы золота? Что означают существующие 583,585,750 и т д. пробы золота?
Латинское слово Probe (проба) в русском языке означает – оценивать, испытывать, пробовать. Таким образом, проба золота показывает процент золота в сплаве с другими металлами .
А также пробой называют специальные клейма (знаки), которые наносятся контролирующими органами как гарант содержания драгоценного металла в изделии.
Оттенок золотого изделия и проба
В слитках используется золото 999 пробы.
Какое бывает различие в цвете ювелирного украшения, или какой оттенок имеет золото определенной пробы? Почему золото, например, 585 пробы, имеет красный оттенок? Это довольно распространённые заблуждения, так как оттенок украшения из золота в основном зависит от металла, используемого как примесь в сплаве. Лишь небольшой процент оттенка изделия обусловлен наличием чистого золота в сплаве. Это заблуждение получило распространение, так как ювелирными заводами Советского Союза производились изделия из золота с привязкой их оттенка к пробе. Так золото 750 пробы – желтое, розовое — 375-й, что никак не зависело от качества изделий.
Системы проб
В современном мире действует 4 системы проб, но самыми распространёнными являются каратная и метрическая системы.
Система проб – каратная
Издревле люди стали измерять золотые изделия в каратах. В 24 карата (24К) было обозначено абсолютно чистое, без примесей, золото.
А сколько, например, в 1 карате золота привычных нам грамм?
1 карат содержит одну двадцать четвертую часть в массе сплава, что отражено в каратной системе Великобритании (также эта система действует в США, Швейцарии и других странах). 14-каратное золото (14K) содержит 14 долей золота и 10 долей других металлов. Ювелиры используют в своей работе золото пробы в 24, 14, 18, 10 и 9 карат.
Система проб — метрическая
В нашей стране в 1927 г. произошел переход на метрическую систему проб, часть золота в сплаве стала определяться исходя из количества грамм в килограмме ювелирного сплава. Например, сплав 500 пробы содержит 500 грамм чистого золота и еще 500 г – это примеси других металлов. В России производят ювелирные изделия 375, 500, 585, 750, 900, 916, 958 пробы.
В свое время, отечественной ювелирной промышленностью производились изделия драгоценного металла 583 пробы золота, что в западной системе равнялось 14 К, хотя и западная проба была чуть выше. В результате (после распада СССР) решили произвести изменение классического золотого стандарта с 583 пробы на 585, и отечественные изделия в стоимости за 1 грамм золота стали идентичны западным. В результате на вопрос о том,сколько 585 проба золота представляет в системе карат – ответ 14К.
Соотношение между системами оценки качества золота.
375 проба – сплав содержит около 38% золота. В качестве лигатуры используется серебро и медь, цвет сплава, как правило, желтый, на поверхности сплава под действием воздуха образуется сульфид железа и он тускнеет.
500 проба – содержит 50 с половиной % золота, остальное — серебро и медь.
585 проба – сплав, широко используемый ювелирами, так как имея в своем составе 59% золота и лигатуру – серебро, никель, медь, палладий, отличается особой прочностью, твердостью, не тускнеет на воздухе, хорошо поддается ковке.
750 проба золота это 75,5 % желтого металла в сплаве, основные добавляемые металлы – никель, серебро, платина, палладий, медь. Сплав имеет большое разнообразие оттенков, они варьируются от ярко-зеленого до красного. Благодаря своей твердости, прочности, легкости в обработке, широко используется ювелирной промышленностью.
958 проба – в своем сплаве имеет 96,3 % драгоценного металла, поэтому его редко используют в производстве ювелирных изделий, так как такое золото мягкое и ненасыщенного оттенка, а также имеет высокую себестоимость, если сравнить с другими пробами.
— можно сказать чистое золото, фактически без примесей. В данный момент не используется для производства ювелирных изделий. Металл очень мягкий, легко деформируется. Естественно, стоимость золота этой пробы самая высокая.
Система проб — золотниковая
Эта система была применима в России, а также в СССР до 1927 года.
Ее отличие от системы каратной в том, что золото без примесей обозначалось через 96, а золото имеющие в своем составе лигатуру имело значение числа ниже этого.
Таблица соотношения метрической, каратной и золотниковой системы и процент содержания чистого золота в сплаве.
Эта таблица поможет правильно перевести из одной системы в другую любую пробу золота.
В разных странах мира отдается предпочтение различным пробам золота. В СССР наиболее популярными были ювелирные украшения из золота 585 пробы.
Сейчас в России, впрочем, как и в Европе предпочитают золото 750 пробы. Самой минимальной по чистоте золота в Германии является 333 проба.
Пробы золота, наиболее часто используемые в ювелирных изделиях различных стран.