Галина Васюта
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук
Путешествие в
МКДОУ детский сад
комбинированного вида № 5
«Берёзка» г. Белогорска
Воспитатель: Васюта
Галина Леонидовна
Конспект по развитию мелкой моторики рук
Всем известно, что чем больше ребенок работает руками, тем лучше его речь.
Но формируя и совершенствуя мелкую моторику руки, мы способствуем не только развитию речи, но и развитию творческого воображения, мышления, зрительной памяти. Через игры и упражнения на развитие мелкой моторики кисти рук и пальцы приобретают хорошую подвижность, ловкость, гибкость, что в дальнейшем помогает детям овладеть навыками письма.
Конечно же, если детей попросить, просто поиграть с горохом, палочками и т. д., что-то выложить - они это сделают, но это будет не так интересно и увлекательно. А вот если предложить путешествие, да еще в сказку - это дети очень любят. Ведь сказка сопровождает нас всю жизнь. Она забавляет, трогает, увлекает, дает ту необходимую гамму чувств, переживаний, которые учат нас бескорыстию, великодушию, умению помочь другому.
Тема:
Путешествие в сказку.
Цель:
Развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.
Образовательные:
Интеграция образовательных областей: развитие речи, чтение художественной литературы, физическая культура
Развивающие:
* Развивать навыки речевого общения.
* Развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение.
* Совершенствовать координацию речи с движением, плавность и силу голоса.
Воспитательные:
* Воспитывать у детей трудолюбие,
желание помочь друг другу,
умение видеть пользу от совместного труда.
Материалы и оборудование:
Предварительная работа:
рассказывание сказок
Воспитатель:
Ребята, вы любите сказки?
А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать?
Высказывания детей: Я бы хотел (а) быть:волшебником, феей, принцессой, королем.
Воспитатель:
Я всегда мечтала стать феей. Ведь при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь ее героям. У нас с вами тоже есть волшебная палочка. Хотите попасть в сказку? Раз, два, три – в сказку попади! Ребята! Мы попали в страну королевы Моторики. Для того чтобы путешествовать по этой стране необходимо соединить детали паровозика с помощью разноцветных пуговиц.
Дети собирают паровозик с вагончиками.
Воспитатель:
Ну, вот паровозик готов!
Дети рассказывают о нём стихотворение:
Слышен гром издалека
Тучек в небе нет пока
Это, разгоняя дух,
Поезд мчится: чух-чух-чух!
Воспитатель
:Отправляемся в путешествие! Ребята! Мы приехали в город Потерянных вещей. Нужно помочь королеве Моторике, разложить все детали по своим местам. Для каждой детали есть своё место. (в красочных банках сделаны отверстия разной величины. В которые дети должны разложить: геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, теннисные мячи, ватные палочки,крышки,счетные палочки.)
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку - хлопают в ладоши.)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель:
Наше путешествие продолжается,
закройте глазки, мы снова в сказке.
Нас Золушка встречает и в гости приглашает.
Трудилась Золушка, устала, всю ночь крупу перебирала.
Давайте Золушке поможем: горох, фасоль в коробки сложим.
Задание: Перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох). А чтобы наша работа шла быстрее и веселее, давайте вспомним считалки. Дети по очереди рассказывают считалки.
Раз, два, три, четыре, пять.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать.
Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? -
Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять -
Воспитатель:
Золушке мы помогли,
отправляемся в другую сказку. А в этой сказке
нас встречает Варвара-краса, длинная коса.
Да вот беда какая приключилась. Ветер, вольный ветерок растрепал ей косы. Помогите вы Варваре, заплетите ей косу.
Дети рассказывают потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Воспитатель: А в этой сказке все герои жили, поживали и добра наживали в ТЕРЕМКЕ. Но неуклюжий мишка поломал теремок. Давайте его восстановим, заново построим. Нужно привязать шнурками геометрические фигуры к домику и завязать бантик.
Ребенок рассказывает стихотворение о Теремке.
Посмотрите Теремок,
Он не низок, не высок
И с крылечком, и с трубой.
Цвет у дома голубой.
Заходите смело в дом!
Приглашаете? Войдём.
Воспитатель:
Герой следующей сказки не человек и не животное.
Узнаете, если отгадаете загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался наш дружок. (Колобок).
Поможем Колобку убежать от лисицы
ЗАДАНИЕ
: Покажи сказку пальчиками
Покатился Колобок,
(круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок - румяный бок.
Первым встретил он зайчишку,
(показ зайчика кистью руки)
Маленького шалунишку.
Песню спел – не поленился, (сжимание- разжимание пальцев)
Колобок – румяный бок.
Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)
Волчок – серенький бочок.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Встретил мишку на пути,
(показ медведя кистью руки)
От него он смог уйти.
Песню спел – не поленился,
(сжимание-разжимание пальцев)
А потом в густом лесу
(показ кистью руки лисы)
Встретил кумушку – лису.
Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Еле – еле укатился!
(быстрые круговые движения кистями рук)
Воспитатель:
Как здорово путешествовать по сказкам!
Сказки любят девочки, сказки любят мальчики,
сказки любят дедушки, сказки любят бабушки.
Нас встречает Зиночка, девочка с резиночкой.
Девочка Зиночка приглашает нас поиграть с веселыми цветными резиночками и построить разные постройки. Полюбуйся, Зиночка, какие наши, ребята, Молодцы.
Дети выполняют задание «Геоконт» Воскобовича.
Воспитатель:
Дети славно потрудились, всем героям помогли. Потому что вы дружны.
Ребёнок:
С детства мы любим, играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
Воспитатель:
к нам торопится Незнайка, предлагает поиграть, свою удаль и сноровку показать!
Незнайка
: Мне пока что мало лет, но открою вам секрет,
Знаю я, как стать сильней всех знакомых и друзей!
Дети вместе с Незнайкой выполняют физминутку.
Раз-подняться, потянуться, (потянулись)
Два-согнуться, разогнуться, (прогнули спинки, руки на поясе)
Три-в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)
Головою три кивка (движения головой)
На четыре-руки шире, (руки в стороны)
Пять-руками помахать, (махи руками)
Шесть-на место сесть опять (присели)
Воспитатель:
Чтобы спортом заниматься, не болеть, не унывать, научиться прежде нужно
вам кроссовки шнуровать!
Дети:
Вверх шнурок, вниз шнурок,
И ещё –ещё разок.
А теперь –наоборот,
Вот шнурок назад идёт.
Пальчик вверх, пальчик вниз.
Этот вверх, тут опустись
Вот такой у нас узорчик!
Вот такой у нас заборчик!
Релаксация
: Ребята! Что сегодня понравилось вам на занятии?
Покажите Незнайке, чему вы научились, какие задания выполнили,
как помогали друг другу и многому научились.
МБДОУ Детский сад «Миляш»
c. Москово Дюртюлинского района
Воспитатель:
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли»».
Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению движений, подготавливающим кисть руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга. Поэтому так важно уделить должное внимание данной проблеме в самый сензитивный период.
Цель:
Развитие мелкой моторики рук через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.
Образовательные:
Интеграция образовательных областей: развитие речи, чтение , физическая культура
Развивающие:
* Развивать навыки речевого общения.
* Развивать логическое мышление, творческие и композиционные способности, воображение.
* Совершенствовать координацию речи с движением, плавность и силу голоса.
Воспитательные:
* Воспитывать у детей трудолюбие,
желание помочь друг другу,
умение видеть пользу от совместного труда.
Предварительная работа:
рассказывание сказок
Воспитатель:
Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать?)
Ответы детей: Я бы хотел (а) быть:волшебником, феей, принцессой, королем, белоснежкой и т. д.
Воспитатель:
Ребята, при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь ее героям. У нас с вами тоже есть волшебная палочка. Хотите попасть в сказку? Давайте все, дружно скажем:
Раз, два, три – в сказку попади!
Ой, ребята, посмотрите мы попали в страну королевы Моторики. Для того чтобы путешествовать по этой стране необходимо соединить детали паровозика с помощью разноцветных пуговиц.
Дети собирают паровозик с вагончиками.
Воспитатель:
Ну, вот паровозик готов!
Дети рассказывают о нём стихотворение:
Слышен гром издалека
Тучек в небе нет пока
Это, разгоняя дух,
Поезд мчится: чух-чух-чух!
Воспитатель:
Отправляемся в путешествие! Ребята! Мы приехали в город Потерянных вещей. Нужно помочь королеве Моторике, разложить все детали по своим местам. Для каждой детали есть своё место. (в красочных банках сделаны отверстия разной величины, в которые дети должны разложить: геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, теннисные мячи, ватные палочки, крышки, счетные палочки.)
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк — Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель:
Наше путешествие продолжается,
закройте глазки, мы снова в сказке.
Нас Золушка встречает и в гости приглашает.
Трудилась Золушка, устала, всю ночь крупу перебирала.
Давайте Золушке поможем: горох, фасоль в коробки сложим.
Задание: Перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох). А чтобы наша работа шла быстрее и веселее, давайте вспомним считалки. Дети по очереди рассказывают считалки.
Раз, два, три, четыре, пять.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать.
Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? —Пять.
Воспитатель:
Золушке мы помогли,
отправляемся в другую сказку. А в этой сказке
нас встречает Варвара-краса, длинная коса.
Да вот беда какая приключилась. Ветер, вольный ветерок растрепал ей косы. Помогите вы Варваре, заплетите ей косу.
Дети рассказывают потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.
Воспитатель: А в этой сказке все герои жили, поживали и добра наживали в ТЕРЕМКЕ. Но неуклюжий мишка поломал теремок. Давайте его восстановим, заново построим. Нужно привязать шнурками геометрические фигуры к домику и завязать бантик.
Ребенок рассказывает стихотворение о Теремке.
Посмотрите Теремок,
Он не низок, не высок
И с крылечком, и с трубой.
Цвет у дома голубой.
Заходите смело в дом!
Приглашаете? Войдём.
Воспитатель:
Герой следующей сказки не человек и не животное.
Узнаете, если отгадаете загадку:
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался наш дружок. (Колобок).
Поможем Колобку убежать от лисицы
ЗАДАНИЕ:
Покажи сказку пальчиками
Покатился Колобок,
(круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок - румяный бок.
Первым встретил он зайчишку,
(показ зайчика кистью руки)
Маленького шалунишку.
Песню спел – не поленился, (сжимание - разжимание пальцев)
Колобок – румяный бок.
Потом встретился волчок, (показ волка кистью руки)
Волчок – серенький бочок.
Песню спел – не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Покатился Колобок, (круговые движения кистей рук, одна вокруг другой)
Колобок – румяный бок.
Встретил мишку на пути,
(показ медведя кистью руки)
От него он смог уйти.
Песню спел – не поленился,
(сжимание-разжимание пальцев)
А потом в густом лесу
(показ кистью руки лисы)
Встретил кумушку – лису.
Песню спел - не поленился, (сжимание-разжимание пальцев)
Еле – еле укатился!
(быстрые круговые движения кистями рук)
Воспитатель:
Как здорово путешествовать по сказкам!
Сказки любят девочки, сказки любят мальчики,
сказки любят дедушки, сказки любят бабушки.
Нас встречает Зиночка, девочка с резиночкой.
Девочка Зиночка приглашает нас поиграть с веселыми цветными резиночками и построить разные постройки. Полюбуйся, Зиночка, какие наши, ребята, Молодцы.
Дети выполняют задание «Геоконт» Воскобовича.
Воспитатель:
Дети славно потрудились, всем героям помогли. Потому что вы дружны.
Ребёнок:
С детства мы любим, играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
Воспитатель:
К нам торопится Незнайка, предлагает поиграть, свою удаль и сноровку показать!
Незнайка:
Мне пока что мало лет, но открою вам секрет,
Знаю я, как стать сильней всех знакомых и друзей!
Дети вместе с Незнайкой выполняют физминутку.
Раз-подняться, потянуться, (потянулись)
Два-согнуться, разогнуться, (прогнули спинки, руки на поясе)
Три-в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)
Головою три кивка (движения головой)
На четыре-руки шире, (руки в стороны)
Пять-руками помахать, (махи руками)
Шесть-на место сесть опять (присели)
Воспитатель:
Чтобы спортом заниматься, не болеть, не унывать, научиться прежде нужно
вам кроссовки шнуровать!
Дети:
Вверх шнурок, вниз шнурок,
И ещё –ещё разок.
А теперь –наоборот,
Вот шнурок назад идёт.
Пальчик вверх, пальчик вниз.
Этот вверх, тут опустись
Вот такой у нас узорчик!
Вот такой у нас заборчик!
Воспиататель: Молодцы, ребята!
Релаксация:
Ребята! Что сегодня понравилось вам на занятии?
Покажите Незнайке, чему вы научились, какие задания выполнили,
как помогали друг другу и многому научились.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на стульчиках. Перед детьми стоит мольберт с генеалогическим деревом.
1. Воспитатель:
- Сегодня мы поговорим о семье.
- Семья -самое дорогое для человека. Семью можно сравнить с деревом, которое растёт, поднимаясь, всё выше ивыше обрастает новыми ветками, большими и маленькими. Создаются новые семьи, появляются дети, у детей вырастают свои дети. И так далее. Люди поэтому и придумали составлять так называемое генеалогическое дерево. В виде дерева изображается история чьего - нибудь рода.
- Дети, посмотрите на это дерево. На нёмизображена семья.
Кто входит всемью?(Ответы детей)
- Кем вы приходитесь - маме, папе, бабушке, дедушке? (Ответы детей)
- Покажите пальчики, девочки и мальчики.
Пальчиковая гимнастика:
«Семья»
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестрёнка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Дружная семейка.
(Предложить детям согнуть пальцы в кулак, затем, проговаривая потешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.)
2. Воспитатель:
- У каждого в семье своё дело
- Мама готовит завтрак.
Что обычно готовит на утро мама. (Ответы детей)
- Мама готовит на утро кашу.
- Папа любит гречневую, а бабушка рисовую.
- Вот не задача!Крупы перемешались.
- Поможем маме перебрать их. (Ответы детей)
(Дети садятся за столы выполняютзадание).
Упражнение с использованием круп.
«Помогаем маме»
- Я мамуле помогаю,
- Я крупу перебираю:
- Гречка - рис,
- Гречка - рис,
- Будет мамочке сюрприз.
(В небольшую тарелочку насыпается гречка, рис. Ребёнок одной рукой должен выбирать гречку, рис, приговаривая соответственно: «гречка», «рис», «гречка», «рис»и при этом раскладывать на две кучки).
Воспитатель:
- Отнесём маме. Для папы гречневая а для бабушки рисовая.
- Какая получилась каша? (Ответы детей: сытная, полезная, вкусная, рассыпчатая, калорийная).
- Сварили кашу, надо помыть посуду.
Пальчиковая гимнастика:
«Вымоем посуду»
Кран с водичкой мы открыли,
Всю посуду перемыли.
Все тарелки чистые,
Чистые лучистые.
(Дети изображают кран, кистью левой руки: собрат пальцы вместе, изогнуть кисть и опустить её. Произнести: «Ш-ш-ш-ш-ш - водичка побежала!». Показывают,как моют посуду: одна ладонь - «тарелка». Второй ладонью водят по ней, выполняя, круговые движения.)
3.Воспитатель:
- А в это время, во дворе трудится папа.
- Мне кажется,он решил смастерить скворечник.
- Будем папе помогать! (Ответы детей)
Пальчиковая гимнастика:
«Поможем папе»
- Будем папе помогать:
- Будем гвозди забивать,
- Молоточек, поскорей
- Помоги нам, гвоздь забей!
- Слышен всюду громкий звук:
- Тук - тук, тук - тук.
(Дети показывают движения руками, приговаривая).
Воспитатель:
- Сейчас вы тоже будите мастерить скворечник из палочек.
Упражнение со счётными палочками.
«Скворечник»
(Дети выкладывают из счётных палочек скворечник).
Воспитатель:
- Какой формы получилась крыша? (Ответы детей)
- Какой формы получился сам скворечник? (Ответы детей)
- Молодцы. Вы настоящие строители.
4. Воспитатель:
- Ой,ребята, слышитенас, зовёт дедушка на рыбалку к синему морю.
- Пойдёмте поскорей.
Физкультминутка:
Море очень широко,
- Море очень глубоко.
- Рыбки там живут. Друзья,
- А вот воду пить - нельзя.
(Дети широко разводят рукив стороны. Приседают, коснувшись ладонями пола.
Выполняют упражнение «Рыбка». Разводят рукив стороны, приподняв плечи).
Воспитатель:
Посмотрите ребята, на море сегодня шторм.
(Воспитатель демонстрирует руками«Шторм», сцепив руки в замок, приподнимая поочерёдно локти, совершая волнообразные движения.)
- Порыбачить на море не удастся.
- Придётся идти на речку.
(Дети в месте с воспитателем демонстрируют волны. Согнувруки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимая поочерёдно локти, совершают волнообразные движения.
Воспитатель:
Сейчас вам предстоит выполнить задание на листочках.
- В первом задании необходимо - выловить рыбок.
- Во втором задании - изобразить волны большие и маленькие.
- Каких рыбок вы поймали?(Ответы детей)
(Дети садятся за столы выполнять задание на индивидуальныхлисточках)
5.Воспитатель:
Вернулись домой с рыбалки.
И увидели, бабушка чем - то огорчена, она не найдёт свои клубки для вязания.
Надо помочь бабушке.
Работа на листочках .
«Рисуем клубочки»
Показ воспитателя :нашли середину листа, поставили точку и начинаем движение по часовой стрелке.
Какой формы клубок получился?(Ответы детей)
Какие замечательные клубочки.
Вывод:
Ребята, давайте с вами вспомним: чем мы сегодня занимались.
Приготовили свои пальчики.
Игра с пальчиками
Пальчики могут не только играть,
Они могут маме во всём помогать,
Могут посуду помыть, постирать,
Гвозди забить и в квартире убрать.
Всё сделают быстро они и умело,
Смело возьмутся за трудное дело!
Молодцы ребята. Вы настоящие помощники.
Возрастная группа: младшая группа.
Область: Познание.
Тема: Умные пальчики
Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, коммуникация, безопасность.
Методика: игровая технология.
Вид деятельности: познавательно-поисковый.
Литература: И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей», Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Е. Н. Шарикова «Пальчиковые игры», Г. И, Петрова «Игры и занятия по развитию речи».
Структура НОД:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Материал: мелкие игрушки, соленое тесто, салфетки, крупа перловая, пластмассовая миска, пластмассовые ложечки и тарелки на каждого ребенка, подносы.
Задачи:
1. Обучающая:
Безопасность
Напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке из соленого теста.
Коммуникация:
Формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. :
2. Развивающая:
Здоровье:
Развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.
3. Воспитательная:
Воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.
Формировать интерес к лепке, закрепить представление о свойствах соленого теста и способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями
Знакомить детей с пластикой соленого теста, совершенствовать умения и знания лепки.
Предварительная работа : пальчиковые игры с дидактическими подушками, чтение сказки «Колобок», показать процесс замешивания теста.
Словарная работа : тесто, ложечка, пальчик, крупа, вода, мука.
Структура деятельности :
I .Вводная часть
1. Сюрпризный момент. игра «Найди сюрприз».
II. Основная часть.
3Игра «Волшебная ложечка».
4. Физкультминутка.
5. Игра «Слепи колобок»
II I часть - заключительная.
I часть. Вводная часть.
1. игра «Найди сюрприз».
Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.
Воспитатель собирает детей около себя:
Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?
На столе стоит миска наполненная крупой, в ней спрятаны игрушки.
Давайте проверим, что там внутри находится. Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки
Индивидуальная работа: если ребёнок затрудняется- помочь ему при поиске игрушек.
Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого какая.
Диалог: -Скажи пожалуйста, что лежит в миске? Ребёнок скажет «крупа», если затрудняется напомнить.
Как ты искал игрушку?
Какая у тебя игрушка?
Понравилась ли тебе игрушка?
Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж рук разбудили наши пальчики.
Предполагаемый результат: Дети получат положительные эмоции и удовольствие от найденных в крупе игрушек.
II часть Основная часть
2. Пальчиковая игра «Моя семья».
Цель: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь
Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Моя семья».Посмотрите что у меня есть. Воспитатель показывает лица кукол нарисованные и надетые на пальцы своих рук и читает стихи.
“Давайте познакомимся! ”
Этот пальчик - дедушка
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
А этот пальчик - я
Вот и вся моя семья.
А теперь дети покажите мне свои руки. Давайте все вместе прочитаем стихи.
(Дети загибают пальчики, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком /Это - я/. На последние слова разжимаются и зажимаются ладони в кулак /Вот и вся моя семья/) .
Ожидаемый результат: Дети будут стараться выполнить упражнение, эмоционально откликаясь на игру.
Индивидуальная работа: Если ребёнок не сможет сделать упражнение, подойти и помочь, показать упражнение придерживая своими руками.
3 .Игра «Волшебная ложечка».
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками.
На подносе две чашки:слева -чашка с крупой, а справа -пустая. Двигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.
Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.
Индивидуальная работа: Если у ребёнка не получится показать как правильно держать ложку и пересыпать крупу
4. Физкультминутка игра «Прокати мяч под ворота».
Цель: Закрепить знания о круглой форме предмета, развивать игровые навыки, воспитывать интерес к игре.
Дети должны прокатить мяч под дугу при этом воспитатель обращает внимание на форму мяча.
5. Игра «Слепи колобок».
Цель: Закрепить приемы раскатывания теста между ладонями, вызвать интерес к лепке, воспитывать аккуратность.
Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? Дети будут отвечать.
Кто слепил колобок?
А кто попросил слепить?
А какой формы был колобок?
Дети ответят круглый.
Из чего был состряпан колобок?
Из теста.
А знаете ли дети, из чего делается тесто?
Тесто делается из воды и муки.
Предполагаемый результат: Если дети не поймут вопроса, повторить еще раз
что нужно для теста. Тогда у детей сформируются и обогатятся знания.
Дети, я вам принесла тесто но -это тесто не простое, оно соленое и его нельзя есть. Мы из этого теста сейчас будем лепить колобок. Посмотрите какое тесто эластичное его можно мять в руках как пластилин. Сейчас я вам раздам тесто и мы все будем лепить колобок.
Еще раз кто мне скажет какой формы колобок?
Правильно дети колобок круглый.
Воспитатель раздает детям по кусочку соленого теста.
Дети, помните что, тесто нельзя брать в рот. Оно соленое и опасно для здоровья.
Дети, возьмите в руки тесто и попробуйте его размять.
Воспитатель показывает приемы раскатывания теста между ладонями.
Предполагаемый результат: дети будут раскатывать тесто между ладонями, делать шарики круговыми движениями.
Индивидуальная работа: Помочь раскатать шарик ребёнку и похвалить за результат работы.
Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и посмотрим у кого как получилось.
Проследить чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.
Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.
III часть заключительная часть.
Итог: -Дети, чем мы сегодня занимались?
В какие игры играли?
Кому понравилось лепить из теста?
Кому понравилось искать игрушку в крупе?
А теперь за то что вы хорошо позанимались я принесла колобки.
Воспитатель вносит на подносе жареные колобки и раздает детям.
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию мелкой моторики руки в подготовительной группе
«Путешествие в страну Пальчиковых игр».
Разделы: Работа с дошкольниками
Рука – это вышедший наружу мозг человека.
И. Кант
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Сенсорное развитие, Здоровье, Социализация, Художественное творчество, Познание, Музыка.
Цель: развитие двигательных и познавательных способностей детей
Задачи:
1) Развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
2) Развивать и формировать подвижность пальцев и кистей рук, зрительно-моторную координацию, ориентировку на бумаге, умение брать мелкие предметы, учитывая их форму и размер.
3) Развивать внимание, слуховое восприятие, память, умение подражать действиям воспитателя, понимать его словесные установки.
4) Развивать навыки учебной деятельности.
5) Закрепить понятия над, под, справа, слева, перед собой.
6) Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, аккуратность в работе.
7) Упражнять в счёте в пределах 10.
Предварительная работа: заготовка пряников из солёного теста, разучивание пальчиковых игр.
Демонстрационный материал:
Карта страны «Пальчиковых игр», домик гномика, гусеница из пробок, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал:
Счётные палочки, платочки, прищепки, пряники из солёного теста, гуашь, салфетки, пробки, шнурки, картинка - схема кораблика.
Ход мероприятия
Воспитатель: « Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте мы с ними поздороваемся: скажем, дружно «Здравствуйте».
Когда мы приветствуем друг друга, какие слова мы ещё говорим? А как можно поздороваться без помощи слов? (варианты детей)
Воспитатель: «Правильно, можно пожать друг другу руки. Антон, поздоровайся со своим соседом справа. Соня, поприветствуй соседа слева, а потом справа (3-4 ребенка).
Вот именно так и здороваются в стране «Пальчиковых игр», где живёт гномик Ладошка и куда он нас с вами приглашает. Посмотрите, вот карта страны «Пальчиковых Игр». Как вы думаете, на чём можно добраться в эту страну?
(Воспитатель с детьми рассматривают карту, отмечают, что она со всех сторон окружена водой, поэтому нужно выбрать подходящий вид транспорта).
Воспитатель: «Да, действительно, в эту страну можно добраться на вертолёте, самолёте, ракете, корабле, лодке.
Корабль, пароход, лодка - это какой вид транспорта? (водный).
Ракета, самолёт, вертолёт – это какой вид транспорта? (воздушный).
Мы отправимся туда на корабле, который сами и построим. А строительным материалом для нас послужат счётные палочки. Присаживайтесь на свои места. Давайте посчитаем, сколько счётных палочек нам понадобиться для строительства корабля. Итак, отсчитайте 10 палочек и принимайтесь за работу».
(Под музыкальное сопровождение дети выкладывают из счётных палочек контур кораблика по схеме).
Наши корабли готовы, закройте глаза, отправляемся в путешествие.
Под музыкальное сопровождение воспитатель читает стихотворение «Кораблик» :
«Кораблик к дальним берегам
Отправился однажды.
На нём был смелый капитан
И юнга был отважный».
(воспитатель показывает свою ладонь с гномиком Ладошка).
Гномик Ладошка: «Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня с вами поиграть. Сколько игр на белом свете?»
Дети: « Много».
Гномик Ладошка: « Да, их много. Какие игры вы знаете?»
Ответы детей
Гномик Ладошка: «Игры бывают разные подвижные и настольные, детские и взрослые, сложные и простые, для мальчиков и для девочек. Для учения и для развлечения».
Игра «Пошуршим карандашами»
Гномик Ладошка: « Посмотрите, на столе лежат карандаши, возьмите их. Как вы думаете, этими карандашами часто рисовали или они лежали без дела?»
Дети: «Лежали без дела».
Гномик Ладошка: «Почему вы так думаете?»
Ответы детей.
Гномик Ладошка: «Это неотточенные карандаши. Ульяна, какой это карандаш? (спрашиваю нескольких детей) Рисовать им нельзя, а что можно им делать?»
Ответы детей.
Гномик Ладошка: «Я вас научу шуршать карандашом. Положите карандаш на правую руку, прижмите его левой рукой и попробуйте пошуршать. Молодцы! А теперь пошуршим у правого уха, у левого, над головой, под подбородком».
Гномик Ладошка: «В пальчиковой стране живут не только игры, но и загадочные жители. А вот одна из них (показываю гусеницу). Как вы думаете, кто это?»
Ответы детей
Игра «Гусеничка»
Гномик Ладошка: « Хочу сказать вам, что это разноцветная гусеница. Чего ей не хватает? Правильно, друзей. Вы ей поможете обрести новых друзей?»
Дети: «Да» (дети собирают гусениц из пробок и заселяют в домик).
Гномик Ладошка: « Какие замечательные помощники! Помогли гусенице. А вы мамам дома помогаете?»
Дети: «Да».
Гномик Ладошка: «Я пока познакомлюсь с новыми друзьями и понаблюдаю, как вы умеете помогать своим мамам».
Воспитатель: «Ребята, давайте покажем какие вы умельцы».
Физкультурная минутка «Стирка».
Будем стирать платочки, помогать мамам.
Мамам дружно помогаем.
Сами в тазике стираем,
И рубашки и платочки,
Для сыночка и для дочки.
В тазик воду наливаем.
Порошочка насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Постираем, пополощем.
Отожмём её, встряхнём,
А потом легко и ловко
Мы развесим на верёвке.
(нужно повесить каждому по три платочка. Берём платочек за уголочек, сгибаем уголок, чтобы ветер не сорвал платочек).
А пока платочки сушатся
Мы попрыгаем, покружимся.
Игра «Кто быстрее»
К верёвке, на которой отмечена середина, с двух сторон привязаны палочки. Дети вступают парами и накручивают верёвку на палочку. Кто быстрее до середины.
Воспитатель: «Ой, ребята, платочки уже высохли, давайте их снимем с верёвки».
Дети снимают платочки с верёвки.
Воспитатель: « Молодцы! Потрудились вы на славу! Раз вы такие хорошие помощники, давайте мамам пряники испечём. Чтобы пряники испечь, что нужно замесить?»
Дети: «Тесто».
Пальчико-речевая игра «Замеси тесто»
Тесто мы месили
Пряники лепили
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Тесто мы месили
Пряники лепили.
Как тесто быстро подошло, вот они прянички! (раздаю пряники из солёного теста).
Сейчас мы будем их украшать. Как можно украсить пряник? Можно кружочками, волнистыми линиями, точками. Кисточек нет, будем пальчиками рисовать.
Постарайтесь, пекари!
Пряники тульские,
Мягкие, вкусные.
К самовару приглашаем,
Сладким чаем угощаем.
(Под музыкальное сопровождение дети украшают пальчиковой гуашью).
Воспитатель: « Вы молодцы, красивые пряники у вас получились!
Нам пора возвращаться. Попрощайтесь с гномиком и гусеницами».
Пальчико-речевая игра «Лодочка»
Можешь правила не знать, лишь за мною повторять.
Две ладошки прижму, (прижать ладошки не соединяя большие пальцы)
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, (волнообразные движения)
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (поднять большие пальцы)
Синим морем поплыву, (волнообразные движения)
А по бурным волнам (соединить руки «рыбка» плывёт)
Плывут рыбки тут и там.
Заключительная часть: «Скажите, ребята, с какими предметами мы сегодня играли? Оказывается, столько игр можно придумать с разными предметами! В эти игры могут играть и мальчики и девочки».