Здравствуйте! У нас есть дочь - Елизавета, 5,5 лет. Дочка стала обидчивой. Если ей что-то не нравится (например чистить зубы, ложиться спать)- обижается, уходит в другую комнату и сидит там одна. "Помириться" не сложно, но начинает надоедать такое поведение. Стала говорить что ей нужна другая семья , что мы ее е любим и т.д. Я всегда обьясняю, что мама и папа любят своих деток, несмотря ни на что, но кажется что она сомневается. Иногда говорит что найдет другую семью . Меня это очень обижает и я стараюсь это обьяснить, но почему то Лиза не запоминает эту информацию. Может я что-то не правильно делаю? И еще у нас есть проблема: дочка не выполняет ничего с первого раза. То есть обязательно нужно повторить свою просьбу несколько раз. Например чтобы сесть кушать надо несколько раз позвать за стол, потом еще пару-тройку раз сказать: - Помой руки! За столом может сидеть ОЧЕНЬ долго, приходится все время подгонять- Лиза, кушай!, Лиза кушай! И так почти любое действие. Но когда что-то в ее интересах, (конфеты, катание на коньках, кино, парк...) она готова на все!!! становится послушной, и все выполняет с первого раза. А я уже устала работать попугаем(((Подскажите, пожалуйста, как обьяснить дочке, что ее семья ее любит и что лучше родных мамы и папы никого нет; и как научить выполнять просьбы (поручения и т.д.) с первого раза.
Ответы психологов
Марина, перестаньте обижаться сама (нашли на кого - на ребенка!) и демонстрировать излишнюю озабоченность тем, что делает и чего не делает Ваша дочка. Она видит, что Вас это волнует.
Во-первых, слова, которые употребляет ребенок, он слышит от родителей - стало быть, у вас в семье принято манипулировать понятием "любви -нелюбви" с целью добиться желаемого - подумайте об этом. Так же и стиль поведения (манипулирующий) берется тоже только из семьи . Во-вторых, чем больше Вы будете думать за неё и во что бы то ни стало хотеть, чтобы дочь поступила так, как нужно в данный момент Вам, тем больший отпор будете получать с её стороны. "Попугаем" становиться совершенно ни к чему - достаточно после первого отказа есть просто убрать всю еду и сказать, что когда еда остынет, а дочь захочет кушать, то придется ей есть её холодной, вот и всё. И ещё объяснитьребенку правила поведения и получения определенных удовольствий, а потом самой их тоже соблюдать - то есть выполнять свои обещания. Когда ребенок увидит, что всё, о чем Вы сказали - не просто слова, то и поведение его изменится. Подайте пример иного поведения, дочь быстро его поймет, уверяю Вас.
Всего Вам доброго.
Хороший ответ 6 Плохой ответ 6Марина, здравствуйте! В возрасте от 4-х лет ребенок умеет многое делать самостоятельно;убрать игрушки, позаботиться о себе, о других членах семьи и т.д. Не знаю, есть ли еще дети в вашей семье , но ребенок явно конкурирует с кем то, а возможно и с вами. Таким поведением ваша дочь пытается требовать особого внимания и заботы,а также и проявления любви . Если надоело быть попугаем запишитесь на прием. Все поправимо!
Хороший ответ 2 Плохой ответ 4Здравствуйте, Марина!
В этой ситуации надо разбираться - действительно ли дочь ощущает нелюбовь или это манипуляция с её стороны. И то, и другое, конечно, не сахар, но не смертельно. Другое дело, что в Вашем описании звучит идея, что ребёнок делает что-то противоречащее отношению семьи к ней. Вот это точно Ваше заблуждение. Поведение ребёнка - точнейшее и чистейшее отражение процессов и отношений, происходящих в семье . По ребёнку можно узнать всё, что происходит в семье с мельчайшими подробностями. Так что я предложила бы Вам взглянуть на поведение дочери с этой точки зрения и увидеть своё поведение её глазами. не с целью виноватиться и личевать себя за ошибки, а с целью увидеть те неосознаваемые сигналы, которые Вы (и другие члены семьи) ей даёте, но за собой не замечаете. Большая осознанность своего поведения позволит Вам более осмысленно воспитывать ребёнка и вкладывать в него именно, что Вы считаете важным и нужным, а не какие-то случайные и порой противоречивые посылы. Думаю, именно такой анализ позволит Вам понять, что в Вашем поведении вызывает такой ответ дочери и тогда Вы сможете понять, как Вам его изменить. Откуда ребёнок может знать, что на просьбы можно откликаться не с первого раза? Только от значимых взрослых. Не бойтесь быть честной с самой собой и тогда у Вас появится шанс стать настоящим другом и наставником своей дочери. Всего наилучшего, Елена.
Хороший ответ 3 Плохой ответ 0Экология жизни: Иногда в состоянии крайнего раздражения и недовольства поведением собственных детей, мы говорим им слова и фразы, которые говорить детям нельзя
Иногда в состоянии крайнего раздражения и недовольства поведением собственных детей, мы говорим им слова и фразы, которые говорить детям нельзя. Капризничающие дети часто слышат от своих родителей фразы наподобие: «Будешь продолжать так себя вести, я уйду!».
© Елена Шумилова
Угроза «остаться одному» действует на ребенка подобно приговору и буквально означает для него то, что он лишен теперь родительской поддержки и любви, он нелюбим, и маме теперь все равно, что с ним будет.
Вот почему нужно хорошо подумать, прежде чем бросаться необдуманными фразами.
«Не пей холодную воду, а то горло заболит».
Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.
«Не балуйся с едой.»
Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.
«Не смотри так близко, а то глаза сломаешь/зрение посадишь.»
Что значит сломаешь? Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: «вот вырастишь - узнаешь», «вырастешь - поймешь как трудно живется/зарабатывается и т.д.» А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это. Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.
«Хватит дурачиться/баловаться/беситься»
Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве? Если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание «побыть клоуном» будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.
«Что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно?!»
Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.
«Хватит реветь! Успокойся!»
Это всё равно что сказать: «Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя». Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.
«Упадешь, ударишься, больно будет».
Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова - это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его Сознание на такой исход событий. Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.
«Я тебя не люблю» - самая страшная фраза, которую может услышать от вас ваш ребенок. Это всегда травма для малыша, ведь такие слова убеждают малыша в том, что «он плохой» и «больше не нужен». Никогда так не говорите, а всегда подчеркивайте, что вы любите своего малыша даже тогда, когда он плохо себя ведет и капризничает.
«Да, кому ты нужен!» - фраза, часто используемая родителями якобы для того, чтобы избавить ребенка от не имеющих под собой оснований детских страхов, в ответ на жалобную просьбу о защите: «Мама, меня хочет съесть страшное чудовище». Услышав такую фразу, ребенок может подумать, что, кроме вас, он не нужен вообще никому, и вы делаете большое одолжение, что живете с ним. Такой вывод может привести к заниженной самооценке, необщительности, комплексам и страхом перед общением. Поэтому помогая ребенку избавиться от детских страхов, скажите ему, что он для вас слишком дорог, чтобы вы позволили какому-либо чудовищу даже близко подойти к нему.
«Не будешь слушаться, придет плохой дядя (милиционер/Баба Яга/Леший и т.д.) и заберет тебя!»
Ребенок с крепкими нервами и хорошим чувством юмора, в лучшем случае, скоро перестанет реагировать на подобные заявления. А вот более тревожный малыш может пережить сильный испуг и заработать фобию.
Единственное, что добьются родители в результате применения подобных фраз, это повышенная тревожность, нервные срывы, ухудшение дисциплины и поведения у детей. Строить свой авторитете на страхе – это тупиковый путь, завоевать доверие и уважение можно гораздо более достойными и приятными для вас и ребенка способами.
«Ты плохой!»
Детские психологи в один голос утверждают, что нельзя осуждать самого ребенка, можно лишь осуждать его поступки и действия. Нельзя говорить ребенку, что «он плохой», правильно говорить, что он «поступил плохо». Дети младшего возраста не подвергают сомнению наши слова, они безоговорочно верят всему, что мы им скажем. Если ребенку постоянно говорить, что он лентяй, жадина и грязнуля, то не удивляйтесь, что в конце концов он будет вести себя соответственно.
«Ничего у тебя не получится – дай, сделаю сама!»
Такая фраза заранее программирует ребенка на неудачу. Постепенно у малыша появляется уверенность в том, что он неуклюжий, неловкий, неспособный и глупый неудачник, который не способен ничего сделать самостоятельно без помощи мамы. Такой ребенок очень не уверен в себе. Никогда не проявит инициативу. А зачем, ведь все равно ничего не получится. Поэтому, если вы слышите от своего ребенка заявление «Я сам!», поддержите малыша в его стремлениях, проявите терпение и обязательно похвалите.
«Надейся только на себя, никто тебе не поможет, ведь мир против тебя» - такие фразы могут услышать от своих родителей слабые, неуверенные и физически некрепкие дети, которых родители подобными утверждениями пытаются приучить к самостоятельности и способности постоять за себя. Но в итоге представляют и без того пугающий окружающий мир для ребенка еще более угрожающим и даже опасным. Ребенок становится настороженным, недоверчивым, замкнутым, избегает общения с детьми и взрослыми, ведь никогда не знаешь, откуда ждать подвоха. Важно формировать у ребенка позитивный взгляд на мир, и только ошибки в воспитании могут настроить его против окружающих.
«Почему ты не можешь вести себя так же хорошо, как твоя сестра?», «Петя уже давно умеет читать, а ты даже букв не знаешь!» - подобные сравнения, особенно с братом и сестрой, очень болезненно воспринимаются детьми и вызывают чувство нездорового соперничества. Детям очень важно знать, что вы их любите просто так, а не за приобретенные навыки или особые таланты.
«Почему ты до сих пор танцуешь так плохо?», «Что ж ты не занял первое место?» - такие фразы показывают детям, что они никогда не будут достаточно хороши, чтобы удовлетворить все требования своих родителей. Чтобы заслужить сдержанное одобрение, придется прыгнуть выше головы и никогда не опускаться ниже вершины. Родителям стоит помнить, что детям очень важно их одобрение, особенно в те моменты, когда все получается не так, как хотелось бы. «Третье место? Это же замечательно! В следующий раз подготовимся еще лучше! Но я тобой очень горжусь!»
Поддержка и любовь родителей – это лучшая мотивация в достижении успехов. опубликовано
анонимно , Женщина, 49 лет
Здравствуйте, светлана михайловна! Сыну 8 лет последнее время стал очень груб, иногда агрессивен, особенно бурно реагирует на просьбы и замечания, все время спорит, или просто убегает во время разговора. Говорит, что не хочет жить по нашим правилам, мы ему надоели, не любим его, что он хочет жить в другой семье. Считает, что мы командуем, приказываем ему, хотя стараюсь говорить только ласково, "пожалуйста" и т.Д., Стараюсь объяснить почему так надо делать, что есть определенные правила, нормы поведения, но просьбы все равно игнорируются, как бы они не говорились. Кричит: "почему вам можно мне приказывать, а мне вам нельзя?!" Считает, что совсем не хвалим его, хотя это не так. Он всегда был своевольный и непослушный, несколько гиперактивный, но когда был младше, как-то удавалось договариваться. Учится во втором классе, на "4" и "5", редко "3", очень успешен в спорте - золотые медали и 1-е места в спортивной акробатике. Еще скажу, что живем с моими родителями, есть еще старшая дочь 17 лет, то есть много взрослых, и каждый что-то от него хочет (сесть за уроки, помочь, не шуметь, все съесть за обедом, помыть руки после улицы и т.Д). Возможно в этом вся проблема. Но получается замкнутый круг, хочется уделить ребенку время, приласкать его, а он уже например нагрубил бабушке. С бабушкой у него чаще всего ссоры, так, как она действительно любит командовать, ей надо все делать немедленно и с первого раза. И вроде бы терпеть это поведение сына и его грубость нельзя, потому, что мы и так где-то что-то упустили, что позволили так с нами разговаривать, и понимаю, что ребенок отдаляется от нас. Такое впечатление, что это затянувшийся кризис 7 лет и поведение такое вошло у сына в привычку. Пожалуйста, подскажите, как себя вести в данной ситуации, как нам вернуть хорошие отношения с сыном. Заранее спасибо.
Добрый день! Причин такому поведению может быть масса: начиная от каких-то проблем с школе/с товарищами, заканчивая ситуацией в семье (может быть, что-то обострилось с последнее время, или действительно нет возможности уделять сыну столько же внимания, как раньше). Это очень индивидуально. А вот реакция ребенка вполне конкретная - отдаление, конфронтация со взрослыми, непослушание. В то же время ребенок открыто и явно запрашивает именно принятия и любви, ему кажется, что любви стало меньше, а требований больше. Прежде всего, РОДИТЕЛИ должны вести четкую линию "Да, нам можно говорить тебе, что и как делать, потому что мы родители, а ты не можешь этого делать - у нас разные роли и задачи". Предложите в спокойный подходящий момент (когда конфликт утихнет), пофантазировать, как была бы устроена жизнь, если бы такой "системы" не было (это будет как история, как сказка). Ребенок сам поймет, что к чему:). Разговоры и похвала по делу - верный путь к диалогу. В 8 лет еще рановато говорить об отдалении, это вопрос подросткового периода чаще, поэтому постарайтесь не забывать, что он еще ребенок (с точки зрения и времяпровождения, и миропонимания), но дисциплину и воспитание мы не отменяем. Нагрубил - не "пропускайте удар" - обязательно скажите в этот момент "мне не нравится, каким тоном ты со мной говоришь, так со мной нельзя. Возьми себя в руки и тогда говори со мной". Если не понимает, можно и разойтись "в пространстве" на время, дать ему побыть самому с собой. Потом, уже спокойно, обсудите, что и почему, а главное - КАК надо просить/добиваться итд. Формулируйте без ярлыков, как бы "от себя" - "я понимаю, что у тебя может быть плохое настроение, что может не хотеться что-то делать, но это не значит, что.....". Очень помогает фраза "Я тебя очень люблю, ты мой сын, и именно поэтому я не могу позволить тебе себя так вести, я ДОЛЖНА научить/объяснить... тебе.....". Удачи, Светлана.)
Здравствуйте,Юлия Магомедова, обращайтесь ко мне - Иустина.
Адаптация в саду: В первый день с радостью пошел к ребятишкам, когда понял, что меня нет рядом, плакал. На следующие дни не хотел со мной расставаться, плакал. Хотя на вопросы, понравилось ли ему в садике? Говорил - понравилось. Но я немножко плакал. Я говорила - вот и хорошо, ну, совсем немножко то можно.
С каждым последующим днем, утром идти не хотел, просил мармеладку. Я давала ему мармеладку и он скрепя сердце шел. Потом, пробовали оставить на сон, дня четыре плакал после сна. Меня всегда с радостью встречал. Но, тк мне нужно было на работу я забирала его с сада и увозила к своей маме, там он снова плакал от расставания со мной. Потом я договорилась с мамой, что она будет забирать его с сада, что бы уменьшить моменты расставания. Когда она забирала его, он был веселенький, и даже был бы не против еще остаться. А вечером я уже забирала его от мамы. И все было хорошо. После первой простуды, привыкание к садику как с начала было - утром плакал (а до этого уже и с радостью шел в группу и без мармеладки).
Вечером встречал меня всегда с радостью, говорил- пойдем домой! Прижимался и обнимался, говорил, какая ты хорошая!
В сад отдали, потому что я с января вышла на работу, с ним сидела бабушка и один день в неделю муж. Это было неудобно для всех. Мужу приходилось отпрашиваться с работы, мама моя активная пенсионерка, у нее много интересов и забот, но она согласилась все равно с моим выходом на работу и поддержала меня тем, что сидела с сыном.
На проявления агрессии сына я реагировала так. Например,
Он говорит - я хочу писать!
Я говорю- беги скорей на горшок!
Он- я хочу на пол.
Я- на пол собачки писают, люди все на горшок писают, давай скорей, на горшочек.
Он- нет, я хочу на пол!
Я- писай на пол, но тогда возьми тряпку и вытрешь лужу.
Он- писает на пол и ревет. (как протест что ли, сделаю не так как надо. Хотя обычно сам писает на горшок, иногда, если прольет, сам и тряпку несет, вытирает.)
Или:
Он - Я хочу все бросать.
Я- не надо бросать, все сломается!
Он - хочу все бросать. (берет сушилку для белья и держит ее с намерением бросить на пол)
Я- не бросай, упадет тебе на ногу и будет больно! А сломается - я буду ругаться!
Он - не будешь!
Я (мысленно придумываю, как же надо поступить, хотя хочется просто отшлепать)
Он - бросает ее на пол - я думаю, ну не убился же...
Или:
Я тебя не люблю!
Почему?
Не знаю!
А я тебя люблю!
Хочу тебя кусать!
Не надо маму кусать, мне же больно, я буду плакать, ты хочешь, что бы мама плакала?
Да! Хочу тебя щипать! (хочет ущипнуть, но, не решается, или делает это вскользь)
Ой, мне больно! Нельзя маму обижать!
Хочу тебя пинать...
Не надо пинать, ты же хороший!
Я не хороший!
Хороший! Кто тебе сказал, что ты не хороший?
Папа!
Нет, ты хороший, папа наверно что то перепутал.
Нет, я не хороший!
Ты хороший, ты мой, я тебя родила, я знаю, что ты хороший...
Итд и тп.
А сегодня утром - была почти бессонная ночь- кашель с рвотой, и кашель на грани рвоты. Сопли не давали дышать, пришлось мыть носик, и ткачивать сопли, что бы хоть дыхание полегче было. (все капли и промывания по рекомендации врача). Он не хотел, наревелся, я закутала его с руками, после этой процедуры, он обычно обнимает меня и долго прижимается я ласково с ним говорю, утешаю. Сегодня он говорит, хочу щипать тебя за шею! Накинулся на меня, я его успела отодвинуть от себя, но он так прям и злился... Но что делать! Я говорю, прости, но надо же тебя полечить! Теперь хоть носик легче дышит!
Вот так примерно.
Я тебе не прислуга! Не буду ничего убирать! 10-летняя школьница смотрела на маму с вызовом, а та всего лишь попросила ее убрать за собой со стола после обеда.
И так случалось каждый раз, когда нужно было сложить свои вещи или вымыть за собой посуду. Девочка устраивала настоящие истерики и делала все назло: демонстративно швыряла вещи, куда попало и каждое замечание мамы завершалось громким скандалом. А еще начались капризы и требования: купи мне то, дай мне это! Наконец, женщина поняла, что отношения с дочерью зашли в тупик, из которого сама просто не выберется, и обратилась к школьному психологу: «Помогите! Я теряю дочь!»
Это всего лишь один из сотни случаев, когда родители, чувствуя собственную беспомощность, ищут поддержки у психолога. А пока гром не грянул, многие папы-мамы относятся к школьным психологам и социальным работникам более, чем скептически: зачем нужна эта служба? Какие-то анкеты, рисунки, беседы… Мол, со школьными проблемами вполне справится учитель, а в семейные неурядицы чужим людям вообще нечего соваться. Но когда случается беда, скептицизм сразу улетучивается и отчаявшиеся родители бегут к психологу.
О специфике работы школьного психолога и конкретных случаях из собственной практики я попросила рассказать практического психолога Житомирской гуманитарной гимназии №23 Наталью Харитонову…
Кстати, конфликт между мамой и дочерью Наталье Васильевне удалось успешно погасить. Как именно? Слово специалисту.
«В школе - отличница, а дома – тиран»
Когда я стала работать над конфликтной ситуацией, выяснилось, что в школе у девочки все складывается прекрасно: она отличница, имеет много подруг, посещает дополнительные занятия, кружки. Словом, в школе ребенок – пример для подражания. Зато дома весь свой негатив она направляла на маму. При этом семья вполне положительная, полная и неконфликтная. Я работала с девочкой на протяжении 10 недель, используя всевозможные методики: арттерапию, песочную терапию, рисуночные методики, беседы и так далее. Несколько занятий были совместными – мама и дочка. Постепенно ребенок изменился, удалось снять агрессию в отношении мамы и сблизить с ней. Недавно я звонила и интересовалась, как дела. Приятно было слышать, что в семье наступило полное взаимопонимание. Девочка полна любви, радости и во всем помогает матери…
А ведь бывают ситуации, когда у самого ребенка душа болит, но родители об этом даже не догадываются. Может ли психолог выявить школьника, который нуждается в психологической помощи и коррекции?- спрашиваю Наталью Васильевну.
Однажды во время адаптационному периоду к 5 классу мы проводили анкетирование. И по рисунку одного из ребят можно было интерпретировать суицидальное настроение. Дело в том, что существуют специальные, научно обоснованные и проверенные методики, позволяющие это увидеть. Когда мы стали работать с папой и мамой, выяснилось, что такие настроения у ребенка действительно были. Припомнились его фразы: «Я никому не нужен», «хочу уйти из дома», «мне никто не нужен». У мальчика не было друзей, учебу он запустил, уроки не делал. Родители наняли репетиторов, но ситуация не улучшилась. Когда психологи стали работать с ребенком, выяснилось, что он чувствовал себя отвергнутым, не принятым и не понятым в этом мире. Отсюда проблемы с учебой и поведением. Ребенок просто ушел в себя и закрылся от всех. Потребовался не один месяц работы с семьей и ребенком, чтобы мальчик изменился. И результат не мог не радовать: школьник стал активным, веселым, взялся за учебу, да так, что пропала надобность в репетиторах. Как правило, чтобы добиться результата, работа должна проводиться не менее 2-3 месяцев. Одноразовые занятия не приносят результата.
Мама хочет одно, папа – другое, а ребенок - третье
С какими еще проблемами к вам обращаются дети и родители?
У одной ученицы 11 класса появилась проблема с выбором профессии. Папа очень хотел, чтобы она закончила военную кафедру, мама видела дочь экономистом, а сама девочка хотела быть дизайнером интерьера. Вопрос грядущего поступления постоянно поднимался в семье, и бесконечные споры завершались истериками и громкими ссорами. Поэтому родители обратились за помощью к школьному психологу. Я провела с девочкой несколько специальных методик, которые позволяют выявить таланты и наклонности человека. А еще было несколько бесед со всеми членами семьи и очень быстро конфликт был исчерпан. Родители пошли навстречу дочери, которая успешно поступила в один из столичных вузов на специальность, связанную с дизайном. А дополнительная специальность у нее оказалась все же экономическая, как хотела мама. Папа отнесся с пониманием к выбору дочери, поскольку желал ей только добра. Так что взаимопонимание между членами семьи довольно быстро удалось восстановить.
Кстати, вопрос выбора будущей специальности – довольно болезненный, и помощь психолога здесь бывает очень даже не лишней. Например, я знаю семью, где дочь наперекор родителям поступила в медучилище. Но уже через 3 месяца учебы поняла: медицина – не ее призвание. Бросила учебу и спустя год поступила в технологический университет. Такого бы не случилось, если бы девушка заранее прошла психологические тесты и определила свои наклонности.
«Я – люблю, а меня – нет»
А безответная любовь приводит детей к школьному психологу?
Был случай, когда ко мне пришла школьница и рассказала, что сильно страдает от безответной любви. А когда я попросила ее назвать качества парня, с которым бы она хотела быть рядом, выяснилось: предмет ее любви по названным критериям ей совершенно не подходит. Не тот человек! Девочка оказалась очень разумная, ценившая собственную жизнь, и потому вскоре поняла,
что обратила внимание на этого парня только потому, что он считался в школе популярным. Только и всего. А как человек он ей совсем не интересен. И все страдания вмиг улетучились.
По словам моей собеседницы, различных ситуаций, в решении которых психолог просто необходим, очень много. Например, бывает так, что ребенок интеллектуально прекрасно развит, его готовят к олимпиадам, а он совершенно не умеет себя презентовать, боится выступления, не может изложить свои знания и продемонстрировать умения. С такими детьми проводится ряд треннинговых занятий уверенного поведения, ораторского искусства и личностного роста. Они помогают детям стать увереннее в себе и достичь успеха.
Что касается школьников среднего звена, то психолог даем им возможность познать самих себя, - объясняет Наталья Васильевна. - В этом возрасте дети хотят быть взрослыми, при этом они не стремятся быть самостоятельными, а просто желают иметь это право. Возникают разногласия с родителями. Папы-мамы требуют от ребенка порядка и помощи в бытовых вопросах, а дети отвечают: «Не хочу! Мне нужны только друзья, с которыми хорошо и весело.» Мы проводим занятия и упражнения на самопознание, а еще беседы о том, чего ребенок хочет в жизни, думает ли он, что за ним всю жизнь будут убирать взрослые и так далее. Как правило, после таких бесед ребенок понимает, что он взрослеет, а значит, имеет не только права взрослого человека, но и обязанности. В ходе работы с детьми часто выясняется, что дефицит внимания в семье трансформируется в школьные проблемы. Однако, у детей, посещающих дополнительные кружки и секции, психологических проблем возникает намного меньше – они реализуют свои способности и имеют единомышленников, что очень важно.
Детские проблемы могут сломать жизнь взрослому человеку
Нужно всегда помнить, что детские проблемы, которые не были решены вовремя и накапливались годами, впоследствии могут сломать жизнь взрослому человеку, - продолжает Наталья Васильевна. – Однажды мне пришлось довольно долго работать с 30-летним мужчиной, у которого сформировалась игровая зависимость. Будучи женатым человеком он пристрастился к игровым автоматам, проигрывал там массу денег, лишился таким образом квартиры и влез в огромные кредиты. Когда стали разбирать причины такой увлеченности, всплыли детские проблемы: безответная первая любовь, непонимание родителей, неприятие его творчества и так далее. В результате парень выбрал абсолютно рядовую профессию и увлекся игровыми автоматами. Там он чувствовал себя героем: выигрывал и проигрывал кучу денег, словом, вел себя так, как ему хотелось. Он ушел с головой в свое увлечение и не видел ничего вокруг. Родители помогали ему выплачивать долги и в отчаянии обратились к психологу за помощью. После наших занятий мужчина очень изменился: устроился на две работы и стал зарабатывать столько, что смог не только самостоятельно погашать долги, но и задумался о пополнении в семействе. Иными словами, вернулся в семью. Дело в том, что этот человек давно нуждался в психокоррекции. Целый ком нерешенных с детства проблем с годами только рос и усугублял ситуацию. Вот почему любую психологическую проблему нужно решать вовремя, начиная с детского сада и школьной скамьи. Радует то, что родители и дети стали больше доверять нашей службе и чаще обращаться за помощью.