- Начинать надо с внешнего контура до тех пор, пока его не замкнёте. После этого переходить к внутренним
- Путь строить нужно, зарезая ваш объект внутрь на 1-2 px. Если меньше, то в результате время от времени фон будет проглядывать.
- И конечно, строго соблюдать форму объекта.
- Неторопиццо)))
Начнём с туфли на правой ноге. На рисунке я показал прорисовку контура. Но у меня дрогнула рука, или просто не заметил, и одну точку я поставил неправильно.
Вот тут и начинаем замечать преимущества старого доброго Пера (Pen). Чтобы исправить (переместить) эту точку, мне необходимо всего лишь выбрать инструмент "Стрелка" и мышкой перенести точку в нужное место.
Но и это ещё не всё. Возможно, нам придётся где-нибудь в контуре потом добавить ещё одну точку. Для этого кликаем правой клавишей мыши по инструменту "Перо" и берём инструмент "Перо+(добавить опорную точку)". Ещё может понадобится сделать излом на опорной точке плавным. Для этого от туда же берём инструмент "Угол".
Когда мы уже подвели контур к краю рамки документа, чтобы переместить рисунок, достаточно нажать клавишу пробела, курсор превратиться в руку, и, не отпуская пробел, зажав левую клавишу мыши, перемещаем рисунок в нужное место.
Если вдруг не туда тыркнули, и контур пропал, либо все точки с контура пропали, а сам он стал просто линией, ничего страшного в этом нет, не надо ничего искать и кликать по всему подряд. Стоит всего лишь открыть панель истории и выбрать один из предыдущих шагов.
Закончив с основным контуром, переходим к внутренним, их на этой фигуре будет три.
Замкнув все три контура, убеждаемся, что среди них нет выделенного, т.е все контуры должны быть в виде линий, без квадратиков на них. Если это не так, то берём инструмент "Стрелка и кликаем по свободному месту рисунка.
И теперь у нас появляются два варианта дальнейшей обработки данного контура, это создание нового слоя с вырезанным изображением и создание векторной маски из контура. Второй вариант лучше тем, что контур можно редактировать, также предоставляет массу других удовольствий с помощью применения маски. Например, можно производить различные действия по исправлению контура после растрирования векторной маски в слой-маску , можно работать с силуэтом девушки, можно добавлять участки изображений к вырезанной фигуре. Эти и другие примочки рассмотрены в статье
Ну а пока вернёмся к первому, более простому способу. который применяется всё-таки более часто, чем танцы с масками и бубнами.
Продолжаем работу над первым вариантом. Кликаем правой клавишей мыши по любому месту контура, в открывшемся меню выбираем "Образовать выделенную область", в появившемся новом окне выбираем радиус растушёвки ноль пикселей, ОК.
Контур превратится в выделение.
Чтобы перенести его на новый слой , жмём клавиши Ctrl+J. Открываем панель слоёв, отключаем видимость фонового слоя, смотрим, что получилось.
Для того, чтобы были видны все дефекты вырезки, а они будут обязательно, создаём под слоем с вырезанной девушкой два слоя, один чёрный, а другой ядовито-жёлто-зелёный.
У меня получился захваченным фоновый слой на руке и на каблучках туфелек.
Стёркой с мягкими краями убираем эти дефекты.
Не надо забывать, что при лишнем движении, каком то неправильном действии, всегда можно вернутся на одно или несколько действий вверх с помощью палитры слоёв.
Если диаметр ластика слишком большой, вместе с дефектом он затрагивает и хорошую область, то уменьшать диаметр ластика до минимума не нужно.
Достаточно выделить кусок с дефектом с помощью инструмента Лассо, а потом уже применять ластик. Стирать он будет только в зоне выделения. Потом не забываем убрать выделение, нажав Ctrl+D.
Как вырезать фигуру человека в PhotoshopВ этом уроке я расскажу вам, как вырезать человека в фотошопе и поставить на новый фон.
В сущности, вырезать человека в фотошопе достаточно легко и на всю операцию вырезания уходит при определённых навыках и знаниях всего 5-7 минут.
Для примера я взяла фотографию девочки с пышной причёской и вот, в результате, у меня получилась такая замечательная картинка:
Итак, приступим к работе по вырезанию девочки. Откроем изначальную фотографию в фотошопе:
Создадим дубликат слоя CTRL+J :
Теперь активизируем инструмент Быстрое выделение и в настройках установим удобный радиус инструмента:
Проведём инструментом сверху вниз так, чтобы выделение охватило контуры причёски и фигуры девочки.
В местах, где присутствуют мелкие детали такие, как,например, кудряшки причёски, которые остались не охваченными выделением, нужно ещё раз провести инструментом с меньшим радиусом и в результате получится вот такое выделение:
Как мы видим, что выделение охватило так же и фон, который просвечивается между платьем и руками девочки чтобы убрать фон из выделения нужно провести инструментом по фону удерживая клавишу ALT :
Теперь обратим внимание на причёску и как мы видим причёска выделилась с некоторыми погрешностями – сквозь волосы мы видим просвечивание фона, которое необходимо убрать:
Будем исправлять эту неточность выделения с помощью кнопки Уточнить край , которая находится на верхней панели рядом с настройками инструмента Быстрое выделение:
Нажав на кнопку Уточнить край мы откроем окно Уточнить край , где в верхней строке Вид нажмём на стрелочку и выберем временный фон, который поможет лучше видеть все погрешности.
Вы можете выбрать подходящий для вашей фотографии фон, а в моём случае я выбрала красный фон Наложение (V) :
Для моей фотографии я установила значения параметров, как показано на скриншоте:
Чтобы убрать фон просвечивающийся между волосами нужно взять кисть Уточнить радиус, иконка которой находится слева и провести кисть по краю волос, таким образом захватывая ту часть волос через которую просвечивается фон, это позволит удалить фон.
Если вы случайно вместе с фоном удалили волосы, то тогда вы можете исправить ошибку и восстановить волосы, нажав правой кнопкой мыши на иконку с кистью Уточнить край и выпадающем меню выбрать другой инструмент Стереть уточнение:
В результате всех этих действий серые просветы между волосами исчезнут:
В результате мы получим вырезанное изображение девочки на новом слое со слой-маской:
Если результат вырезания всё же имеет дефекты, то с помощью чёрной и белой кисти можно убрать дефекты.
Для этого находясь на слое-маске нужно провести чёрной кистью по изображению в тех местах где требуется коррекция, чтобы удалить ненужное и провести белой кистью, чтобы возвратить удалённое.
В моей картинке всё получилось идеально и я ничего не исправляла.
Теперь нужно поместить в нашу работу фон и для этого нужно перейти на слой ниже слоя с вырезанной девочкой и выполнить команду Файл-Поместить .
В результате откроется проводник компьютера, где нужно найти фон:
Как мы видим фон поместился вместе с рамкой Трансформации , потянув за уголки которой, нужно растянуть фон на изображении.
Приступать к такому делу, как создание деревянных скульптур своими руками, лучше с разных миниатюрок. Это простейший и наиболее доступный вариант резьбы по дереву. Ему может научиться каждый, и он менее требователен к исполнению. При этом именно миниатюрной резьбе уделяют меньше всего внимания в учебных пособиях, а нередко о ней и вовсе отсутствует всякая информация. Мы постараемся исправить эту проблему.
Резная миниатюра представляет собой объемную скульптуру размерами от 1 до 13 см. Делать это лучше при помощи специальных инструментов, хотя также можно использовать обычный нож для объемной резьбы. Конечно, это не очень удобно и достаточно затратно по времени.
Выбор материала
Для резных миниатюр вы можете использовать разные породы дерева, среди которых популярны следующие:
- печеная береза;
- кипарис;
- яблоня и пр.
Вам повезло, если в руки к вам попадет лесной орех или лещина обыкновенная. Даже такие породы, как черный палисандр, самшит и эбен не следует сбрасывать со счетов, хотя резьбе они поддаются с трудом.
Именно твердые породы прощают резчику-новичку неточные движения, в то время как поделки из мягкой древесины можно запросто загубить любым небрежным резом.
С чего начинают?
Итак, материал подготовлен, инструмент наточен, а значит можно начинать резьбу. Первым делом в руки надо взять карандаш, а не нож. На листе бумаги следует набросать один или несколько эскизов фигурки. При этом не переусердствуйте и не проявляйте чрезмерные художественные таланты. Просто сделайте простые контурные наброски.
После выбора понравившегося варианта нужно снова взять в руки карандаш. На этот раз он потребуется для нанесения на заготовку контуров. Учтите, что делать этот при работе нужно будет неоднократно. Чтобы линии были лучше заметны, обведите их фломастером.
В зависимости от степени сложности фигуры надо выбрать подходящий инструмент и начать работу. По контуру следует сделать срез. При необходимости снова нанесите контур и сделайте срез. Затем еще и еще, до тех пор, пока заготовка не примет нужную форму.
На следующем этапе надо начать постепенно вырезать мелкие детали. Если вы сомневаетесь в том, что вам удастся сделать это без предварительной разметки, не рискуйте, а снова используйте фломастер или карандаш, а затем продолжайте резать.
После прорезания всех деталей фигурки нужно слегка зачистить изделие наждачкой, а затем покрыть подсолнечным маслом или сварить в нем. Масло полимеризуется, и деревянная поверхность получит надежную защиту от грязи и влаги.
Обработка дерева
Завершенный вид деревянные фигурки обретут после тщательной обработки. Существуют разные способы, в зависимости от того, какой материал вы используете для покрытия дерева. Это могут быть:
- морилки;
- лаки;
- масла и пр.
Морилка
Береза, ель, липа, осина, клен и тополь нуждаются в дополнительной тонировке, поэтому лучше покрывать их морилкой. Отметим, что морилок существует очень много, начиная анилиновыми красителями, которые можно найти в продаже, и заканчивая средствами из аптечки – марганцовкой и йодом, разведенными в воде.
Рецептом приготовления морилки в домашних условиях очень много. Их можно запросто найти в руководствах и справочниках для плотников и столяров. Ниже мы рассмотрим примеры наиболее доступных из них.
Водную морилку можно сделать, налив в небольшую емкость (например, стаканчик от йогурта) воды дол половины, а затем добавив в него несколько капель йода. При помощи белой чистой бумаги и кисточки проверьте получившийся цвет. Если тон ненасыщенный, добавьте еще йода и добейтесь подходящего оттенка.
Один слой такой морилки придаст изделию медово-желтый цвет. Три-четыре слоя придадут поверхности оранжевый, охристый цвет. Таким же способом приготавливается коричневая морилка, но вместо йода используют марганцовку.
Для приготовления спиртовой морилки вам потребуется недорогой растворимый кофе. В стакан от йогурта насыпьте столовую ложку напитка и растворите его столовой ложкой кипятка. Долейте стаканчик спиртом до половины и тщательно перемешайте.
Такой морилкой вы можете покрывать объемную резьбу или доски с рельефами. Если вы покроете водной морилкой рельефную доску, у вас могут возникнуть проблемы: дерево иногда выгибается после просушки. Для возвращения материалу формы доску снова нужно смочить водой и перевернуть. Древесина выправится, но не перестарайтесь с водой. Обилие воды выгнет дерево в обратную сторону – учтите это.
Чтобы научиться использовать морилку, возьмите доску с рельефом и нанесите на нее первый слой средства. После высыхания морилки вы увидите, что в местах, где изделие было плохо обработано шкуркой или где остался нечистый рез, появились шероховатости. Такое явление называют поднятием ворса. Уберите его шкуркой или срежьте.
Нанесите еще один или несколько слоев морилки. Не смущайтесь – когда состав высохнет, морилка потеряет цвет. когда будете обрабатывать фигурку лаком или подсолнечным маслом, цвет восстановится.
Полностью подсохшее изделие покройте подсолнечным маслом. Оно может выявить ваши недоделки, но не пугайтесь. В местах нетщательной обработки поверхность может побелеть. Дошкурьте и дорежьте.
Подсолнечное масло не защищает изделие от влажности, поэтому покройте фигурку лакоми ли сварите в масле.
Лаки бывают разными:
- масляные;
- пентафталевые;
- нитролаки и пр.
Важно, чтобы состав был бесцветным. Магазинный лак, как правило, имеет густую консистенцию, похожую на кисель. Его следует разбавлять простым растворителем до водообразного состояния.
Для пентафталевого лака нужно использовать скипидар вместо растворителя, для нитролака ацетон. Существуют также особые растворители. Для определения, какой именно вам требуется, читайте этикетку на бутылке.
Небольшую фигурку вы можете окунуть в лак, а на большое изделие нанесите лак жесткой кисточкой или поролоновым тампоном. Не забывайте, что нитролак нельзя наносить тампоном, так как он просто растворится.
В масле варят обычно твердые вязкие породе древесины:
- береза;
- груша;
- яблоня.
Березовую сувель после варки получает коричневые разводы, отливающие золотом. Слива, сваренная в масле, становится похожа на черное дерево.
Варить фигурку в масле очень просто. Масло ставят на огонь и разогревается в течение пяти минут, а затем в него опускают поделку. Там она должна плавать до готовности. Если фигурок много, варите их отдельно друг от друга, меняя масло. В противном случае, масло может загореться и вызвать проблемы.
Продолжительность варки может быть различной – от 5 до 25 минут. Все зависит от того, чего вы хотите получить в результате. Важно придерживаться одного правила: чем дольше варите дерево, тем оно темнее станет. Лучше не засекайте время, а следите за изменением цвета. Получив нужный результат, вытащите фигурку и начните варить новую.
Сваренные фигурки снова обработайте наждачкой, доведя поверхность до блеска.
Когда не нужна морилка
Существуют случаи, когда необходимости в использовании морилки нет:
- Если фигурка вырезана из ценной или красивой породы древесины. Например, кипарис можно лишь покрыть лаком. В крайнем случае, когда требуется более яркий тон, можете покрыть изделие маслом.
- Не наносите никаких покрытий на эбеновое черное дерево, так как вы испортите материал. Просто обработайте изделие, отполировав сухим хвощом.
Помните, что не нуждающиеся в морении поделки надо сразу обработать маслом, которое усилит цвет древесины и подчеркнет текстуру.
1. ИСКУССТВО РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ. УКРАШЕНИЕ САМОДЕЛЬНЫМИ ЦВЕТАМИ ПОМЕЩЕНИЙ И ОБЪЕКТОВ ИНТЕРЬЕРА
Когда-то на Руси такой вид рукоделия, как
резьба по дереву ,был одним из самых распространенных ремесленных направлений. Сегодня искусство художественной обработки
заготовок из дерева вновь завоевывает популярность в нашей стране. Причем если раньше этим декоративно-прикладным ремеслом занимались в основном мужчины, то сейчас изготовлением украшений и поделок из дерева своими руками занимаются и многие женщины. К счастью есть большой выбор инструментов,с помощью которых можно легко и аккуратно наносить резьбу, вырезать отдельные детали и цельные фигуры из дерева. Удобные модели специальных ножей-косяков, резцов, стамесок и долот позволяют быстро и качественно обрабатывать деревянные заготовки, создавать своими руками красивейшие цветы, фигурки животных, украшения интерьера.
В последнее время некоторые дизайнеры интерьера стали чаще использовать цветы из дерева ручной работы для декорирования наличников , лестниц, мебели , стен (в виде панно или композиций в рамках) , а также отдельные поделки в виде букетов из цветов , вырезанных из древесины.
Из твердых пород деревьев мастерить различные объемные и геометрические поделки достаточно трудно и в основном такой работой занимаются опытные профессионалы, которые в совершенстве владеют техникой резьбы по дереву. Но из таких мягких пород деревьев, как липа или дикая яблоня, вырезать цветы и разные фигурки не так сложно. Даже начинающий мастер спустя несколько занятий по технике обработки деревянных заготовок сможет
сделать своими руками изящную розу , большой подсолнух или другой цветок.
Есть совсем простой способ делать лепестки из стружек (из под точилки для карандашей) веток, а потом складывать из них симпатичные розочки. С такой работой справится даже ребенок. Ниже вы найдете мастер класс по изготовлению таких цветов из дерева своими руками в домашних условиях. Вы можете сделать вместе со своим ребенком
стильный топиарий из таких розочек,который украсит интерьер детской комнаты.
Какие инструменты для резьбы по дереву понадобятся при изготовлении цветов (фото):
Этапы изготовления цветов и других поделок из дерева своими руками:
Подготовительный этап.
Как в любом деле, сперва рождается идея, появляется замысел. Вы должны отчетливо представить в уме,как будет выглядеть полностью созданная поделка.
После этого надо сделать карандашом наброски на листе бумаги. Если цветок не будет очень сложным и детализированным,то можно ограничиться схематичным наброском в нескольких проекциях. А если вырезанная из дерева фигура будет сложной, то постарайтесь изобразить на листе эскиз с указанием всех основных пропорций;
Лепка модели цветка.
Теперь можно слепить модель поделки, руководствуясь набросками или эскизом. Многие мастера на этом этапе дополнительно чертят схему в 2 или 3 проекциях. Вам понадобятся бумага для черчения, карандаш, полимерная глина или пластилин, гибкая медная проволока для формирования каркаса,стеки;
Грубая обрубка деревянной заготовки.
Опиливаем деревяшку пилой со средним зубом перпендикулярно центральной оси. Через центр симметрии проводим 2 линии, перпендикулярных друг к другу. Сначала удаляем лишнее с проекции, требующей глубокой обработки;
Вырубка фигуры на 4 грани.
По боковым, фронтальной и тыльной граням вырубаем фигуру поделки,ориентируясь на её абрис, который наносится на заготовку по созданным эскизам;
Вырубка фигуры на 8 граней.
Срезаем углы у образованных заготовок. Всего получается 8 граней. На этом этапе важно учитывать рельеф будущего цветка, выполняя обрезку на выпуклых областях уже, а на вогнутых и отлогих - шире;
Детализация поделки из дерева, округление.
Теперь в ход пойдут такие инструменты, как ножи-косяки, стамески с разной изогнутостью, церазики.
Прорабатываем мелкие детали, убираем ненужные грани,придаем форму лепесткам цветка;
Вышкуривание.
Идеальный вариант - использовать для шлифования деревянной поделки бормашину с насадками из разной наждачной бумаги. Если вы будете обрабатывать поверхность деревянной поделки своими руками, то выбирайте наждачный материал мелкой зернистости на тканевой основе (корундовую или же стеклянную);
Отделка вырезанного из дерева цветка.
Обработка специальными средствами и отделка изделия необходима для защиты от внешнего воздействия окружающей среды. Отделка цветка из дерева помогает подчеркнуть творческий замысел мастера.
Советы начинающим:
√ не выбирайте мягкие породы деревьев, если планируете вырезать поделку с большим количеством мелких деталей и выполнять тонкую резьбу;
√
крупные цветы (розы, хризантемы, лилии) лучше делать из таких пород деревьев, как дикая яблоня, липа;
√
если вы - начинающий мастер, то для начала научитесь вырезать из дерева треугольник,используя нож-косяк. Умея вырезать даже только эту фигуру, вы сможете делать простые деревянные поделки своими руками. Если вы уже научились неплохо обрабатывать древесину разными инструментами, то попробуйте вырезать из мягкой древесины простую объемную или геометрическую фигуру;
√
для защиты древесины часто используют разные пропитки и лак. Но если покрывать поделки из дерева этими средствами, то поверхность может пожелтеть и стать менее выразительной. Поэтому лучше всего использовать воск для обработки и защиты структуры резного дерева.
2. КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ ТОПИАРИЙ С РОЗАМИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
Пошаговый мастер-класс. Это симпатичное деревце счастья сможет сделать своими руками даже ребенок. Цветочки для украшения деревца делаются с помощью обычной точилки для карандашей. В качестве материала можно взять ветки любого дерева (но не слишком старые и ломкие).
фото-инструкция
3. МАСТЕР КЛАССЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПОДЕЛОК ИЗ ДЕРЕВА СВОИМИ РУКАМИ
Мастер-класс №1:
КАК ВЫРЕЗАТЬ ИЗ ДЕРЕВА КРАСИВЫЙ ОБЪЕМНЫЙ ЦВЕТОК ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕРЬЕРА. ПОШАГОВЫЙ УРОК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. ТАКУЮ ПОДЕЛКУ МОГУТ СДЕЛАТЬ И ШКОЛЬНИКИ НА УРОКЕ ТРУДА В МАСТЕРСКОЙ,ГДЕ ЕСТЬ ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИНСТРУМЕНТЫ .
Мастер-класс №2:
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ДЕРЕВА ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА. ВЫРЕЗАЕМ СВОИМИ РУКАМИ ИЗ ЧУРБАЧКА МЯГКОГО ДЕРЕВА (МОЖНО ВЗЯТЬ ИВУ) ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И СОБИРАЕМ ИЗ НИХ ЦВЕТОК В ВИДЕ ПОДСОЛНУХА. МОЖНО НЕМНОГО ПОРАБОТАТЬ НАД ПОДЕЛКОЙ И ПРЕВРАТИТЬ ЕЁ В СОЛНЫШКО С ЛИЦОМ .
Мастер-класс №3:
УЧИМСЯ РЕЗЬБЕ ПО ДЕРЕВУ. ЭТА ФОТО ИНСТРУКЦИЯ ПОМОЖЕТ ВАМ ПОНЯТЬ ПРИНЦИП ВЫРЕЗАНИЯ ФИГУРЫ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ И ОБРАБОТКИ ГРАНЕЙ .
Мастер-класс №4:
ЕЩЕ ОДИН ПОЛЕЗНЫЙ УРОК ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ С ФОТО ИНСТРУКЦИЕЙ. ВЫ НАУЧИТЕСЬ ВЫРЕЗАТЬ БРАСЛЕТ ИЗ ЦЕЛЬНОГО БРУСКА ДЕРЕВА .
Мастер-класс №5:
КАК БЫСТРО СДЕЛАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ ИЗ ДЕРЕВА. В КАЧЕСТВЕ МАТЕРИАЛА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЛОВУЮ ВЕТКУ,КОТОРУЮ РАЗРЕЗАЕМ НА КРУЖКИ. НА ДЕРЕВЯННЫХ КРУГАХ ВЫЖИГАЕМ С ПОМОЩЬЮ ПАЯЛЬНИКА РАЗНЫЕ РИСУНКИ - ЦВЕТОЧКИ, СНЕЖИНКИ, ЗВЕЗДОЧКИ .
4. ВИДЕО УРОКИ. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Как из дерева вырезать красивые цветы - розы,лилии,пионы и другие. Видео урок для начинающих - резьба по дереву.
Все фото из статьи
Украшением любого садового участка могут стать деревянные фигуры сказочных персонажей. В принципе, такие изделия можно приобрести в специализированных магазинах, однако стоят они весьма немало. Так что есть смысл потрудиться и вырезать несколько фигур для дачи или интерьера самостоятельно – тем более что после небольшой практики вы, скорее всего, наловчитесь это делать на достаточно высоком уровне.
В нашей статье мы расскажем, что необходимо приобрести для успешного , а также опишем процесс резьбы.
Инструментарий и материалы
Инструменты резчика
Если вы хотите научиться вырезать деревянные фигуры для сада своими руками или же освоить технику более мелкой резьбы для изготовления интерьерных поделок, то в первую очередь вам необходимо озаботиться наличием подходящего инструмента. В принципе, резать дерево можно даже перочинным ножом, но новичку будет куда проще использовать специализированные приспособления.
Итак, в набор-минимум будут входить:
- Резак – нож с относительно коротким лезвием, скошенным под 35 0 . Этот инструмент является основным, поскольку применяется и для грубой обработки, и для формирования мелких деталей.
Обратите внимание! В качестве резака можно использовать практически любое достаточно прочное изделие, но лучше все-таки приобрести специализированную модель. Новичку подойдёт богородский нож, европейская модель резчицкого ножа, Pfeil Junior или аналоги.
- Косяк – еще один нож с коротким лезвием, скошенным, как правило, на 60 0 . Косяки обычно используют для формирования орнамента на плоскостях, но деревянные садовые фигуры обычно имеют большой размер, так что свободные поверхности для украшения у вас точно будут.
- Стамески – плоские, полукруглые и угловые. Применяются для выборки материала и формирования углубленного рельефа. Для лучше всего брать идеально острые изделия с грибовидной ручкой и чуть изогнутым лезвием.
- Клепики – те же стамески, но с копьеобразным лезвием. Применяются для проработки мелких деталей, поскольку дают возможность делать вырез в труднодоступном месте.
Кроме того, если вы решили сделать целый деревянный фигурный уголок из нескольких фигур, то вам понадобятся и специфические резцы – клюкарзы, штихели, ложкорезы и т.д. Впрочем, новичку лучше осваивать инструментарий постепенно, пробуя новые методики резьбы одну за другой.
Кроме собственно инструментов резчика, нужно обзавестись такими приспособлениями:
- Пила – для выпиливания заготовок.
- Дрель.
- Набор буравов на деревянных или пластиковых рукоятках.
- Рашпили разного размера.
- Шлифовальная машинка.
Все это поможет нам не просто вырезать фигуры животных из дерева, но и делать их максимально привлекательными.
Подбираем древесину
Каждый опытный резчик знает, что наилучшего результат можно добиться, лишь подобрав подходящий материал.
Вот почему стоит взять за правило, отправляясь на прогулки в лес, присматривать корешки, пеньки и ветки интересной формы:
- Колоды — отлично подойдут для изготовления простых ростовых фигур. Из обычного полена можно вырезать садового гнома с минимальными усилиями, так что здесь сложная форма нам будет не нужна.
Коряга — отличная заготовка для сюжетной резьбы
- Комли деревьев с выступающими корнями и нижними ветками – хороший выбор для изготовления зверей. Как правило, выбираются такие заготовки, у которых выступающие части повторяют форму конечностей.
- Фигуры котов из дерева, а также некоторые другие изделия можно делать из разветвляющихся стволов.
Если же говорить о самой древесине, то использовать можно практически все.
Однако наилучшими решениями для резчика будут такие:
- Тополь.
- Ольха.
- Осина.
- Липа.
- Яблоня.
- Лесной орех.
Все эти материалы отличаются мягкостью, потому не затупляют инструмент и позволяют придавать изделию форму без дополнительных усилий.
Несколько хуже следующие варианты:
- Сосна – слоится, иногда раскалывается под ножом, но долгое время сохраняет белизну.
- Ель — имеет менее выраженные, чем у сосны, годичные кольца, но при этом плохо поддается резке.
- Клен – обладает достаточно плотной древесиной, потому из него удобно резать миниатюрные фигурки (шахматы, солдатиков и т.д.).
- Дуб – очень плохо поддается резьбе, но при этом отличается весьма привлекательным внешним видом. Нужно отметить, что стоимость качественных декоративных изделий из дуба весьма высока.
Обратите внимание! Вне зависимости от того, какую древесину вы выбрали, материал должен быть сухим и целым, т.е. не поврежденным жуками-древоточцами или гнилью.
Процесс резьбы
Подготовка к работе
Когда мы приобрели все необходимое, можно приступать к освоению методики вырезания фигурок своими руками.
Однако вначале мы беремся не за нож, а за карандаш:
- На листе бумаги делаем несколько набросков, прорисовывая основные элементы нашей будущей фигурки. Это опытные мастера могут работать «от материала» — нам же на первых порах желательно иметь заранее продуманный эскиз.
- Если есть возможность, то разделяем будущую фигурку на несколько частей, которые затем можно будет собрать на штифтах. Очень часто по такому методу вырезают длинные хвосты животных, конечности, расположенные перпендикулярно основной плоскости и т.д.
- Затем берем заготовку и отмечаем на ней основные части будущей фигурки. Конечно, полностью переносить рисунок не нужно, но основные линии должны быть у нас перед глазами.
- Затем обрезаем части заготовки, которые не будут использоваться в работе.
Важно! Не стоит обрезать излишки точно по границе эскиза. Как правило, мастера оставляют части древесины на краях и спиливают их в последнюю очередь с уже практически готового изделия – так куда удобнее держать фигурку при резьбе.
Черновая обработка
Инструкция по черновой обработке будет следующей:
- Вначале от заготовки отрезаем или отпиливаем все части, которые будут выходить за пределы фигурки. Наша задача – получить простую геометрическую форму, контурами повторяющую будущее изделие.
- Затем на границах частей фигурки (голова, туловище, конечности) делаем пропилы, глубина которых чуть меньше требуемой по эскизу.
- Используя нож для резьбы, начинаем формировать контуры каждой части, срезая фрагменты древесины от пропила до пропила. Удобнее всего начинать с углов заготовки, постепенно выводя каждую деталь на восемь граней.
- Продолжаем работу, снимая с каждым разом все более тонкую стружку.
Чистовая обработка
После того как мы вывели общие контуры фигуры, нам необходимо переходить к формированию мелких деталей, рельефных элементов и орнаментов. Для этой цели используем не только стандартный нож, но и дополнительные резцы, которые были перечислены в предыдущем разделе.
Важно! Тонкая работа требует применения идеально острого инструмента, потому прежде чем начать резьбу, вначале затачиваем все лезвия на абразивных брусках, а затем правим на кожаном ремне с использованием хромосодержащих паст (ГОИ и аналоги).
Чистовую обработку выполняем таким образом:
- На черновую заготовку наносим контуры будущих элементов.
- Края вырезаемой детали обозначаем либо с помощью проколов шилом, либо путем прореза на необходимую глубину с использованием острия ножа.
- Затем выполняем резьбу, выбирая каждым движением небольшое количество древесины и при необходимости сглаживая углы.
- Качественно прорабатываем углубления, вначале процарапывая их с помощью копьевидных инструментов, а затем формируя края ножом-косяком или угловой стамеской.
- Если эскиз предусматривает наличие сквозных отверстий, то вначале просверливаем паз с помощью тонкого сверла, а затем расширяем, обрабатывая края резцами.
- На гладкие поверхности наносим рельеф из множества однотипных элементов – насечку или выборку.
Естественно, чем меньше будет размер декоративных элементов, тем сложнее нам будет работать, так что начинать лучше с достаточно крупных объектов, постепенно совершенствуя мастерство фигурной резьбы.
Отделка фигурки
Чтобы деревянные фигуры животных для интерьера и другие детали выглядели привлекательно и долгое время сохраняли свой первозданный внешний вид, их необходимо подвергнуть защитной обработке:
- Вначале с помощью наждачной бумаги шлифуем все участки, которые должны быть идеально ровными и гладкими.
Совет! Рельефные поверхности, такие, как имитация меха или чешуи, стоит также обработать абразивом для снятия заусенцев. Но в этом случае шлифовку нужно проводить предельно аккуратно, чтобы не «смазать» текстуру.
- Протираем фигурку влажной ветошью, снимая мельчайшую древесную пыль.
- Обрабатываем изделие морилкой или другим составом, защищающим дерево от гниения.
- Сверху наносим несколько слоев лака, который предотвратит попадание влаги в целлюлозные волокна.
Заключение
Если вы внимательно прочли приведенные выше советы, то теперь вы в общих чертах знаете, как выпилить из дерева фигуру человека или животного. Теперь осталось лишь подобрать инструменты и материалы, просмотреть видео в этой статье для более подробного ознакомления с методикой резьбы – и можно начинать практиковаться!