Домашних животных люди заводят по многим причинам, как правило, для уюта в доме, для улучшения эмоционального состояния, чтобы порадовать ребёнка. Но мало кто знает, что польза ваших любимых зверюшек заключается не просто в улучшении настроения хозяина, но и в реальном положительном воздействии на физическое состояние, то есть на здоровье (между прочим, это подтверждается не только жизненными наблюдениями, а настоящими научными исследованиями ).
Эта статья поможет тем, кто уже имеет питомца по-новому взглянуть на него, а тем, кто ещё сомневается, нужно ли заводить домашнее животное,- определиться с решением. Главное, после прочтения руководствуйтесь не корыстным мотивом получить от питомца пользу, а искренним желанием завести маленького друга!
1) Устранение стресса
В одном из исследований изучалось, за какое время после пережитого стресса у человека восстановятся нормальные показатели давления и пульса. Оказалось, что владельцы домашних животных (в частности кошек и собак
) быстрее восстанавливаются и значительно легче переносят стресс. Исследователь Мэг Ольмерт утверждает, что при общении с собаками вырабатываются опиоиды и серотонин (и у хозяина, и у животного!
), в результате этого человек становится спокойнее и счастливее!
Даже без научных исследований давно уже было замечено, что когда хозяин гладит любимую кошку, гуляет с собакой или даже просто, сидя в кресле, наблюдает за аквариумными рыбками, он быстро успокаивается и расслабляется. Это очень помогает организму в борьбе с последствиями стрессов. А мы напоминаем, что стрессоустойчивость и позитивный психологический настрой - это один из важнейших факторов долголетия !
2)
Нормализация сна
Американские исследователи установили, хозяева, которые спят в одной комнате со своей собакой, получают в результате намного лучшее качество сна ! При этом совершенно неважны ни порода, ни возраст собаки. Подчёркивается, что питомец должен спать именно в одной комнате. А если чересчур лелеющий своего питомца хозяин позволяет ему спать в одной постели с собой, то эффект будет отрицательным, так как это наоборот снизит качество сна.
3) Животные против гиподинамии
Гиподинамия – это недостаток движения, настоящая проблема среди городских жителей. Но если дома есть собака, то гиподинамия обойдёт вас стороной. По некоторым данным, владельцы собак, в результате ежедневных прогулок с питомцами получаю физическую нагрузку даже большую, чем многие посетители фитнес клубов. Стоит также заметить, что прогулка с любимой собакой доставляет хозяину удовольствие, а посещение тренажёрного зала требует усилия воли. Идеальным вариантом будет не просто прогулка, а пробежка с питомцем - двойная польза и вам и ему гарантированна!
Ну, а выгуливать можно (даже нужно ) не только собак, а также многих других четвероногих друзей, среди которых кошки, мини свинки, хорьки и остальные активные питомцы (например, очень популярны в последнее время специально селективно выведенные домашние лисицы, а некоторые рискуют заводить даже таких «хулиганов», как еноты ).
4) Польза для сердца
Исследователи выяснили, что кроме нормализации кровяного давления, у владельцев домашних животных снижается уровень плохого холестерина и триглицерида (жиры) в крови, а это намного снижает риск получения заболеваний сердечно-сосудистой системы (заболевания сердца – основная причина смертности в России
). Кроме того, наблюдения за пациентами показали, что процент выживших после инфаркта оказался самым высоким среди любителей домашних животных (вероятно, что это результат совместного воздействия на человека сразу нескольких перечисленных выше положительных факторов
).
5) Общее улучшение здоровья, укрепление иммунитета
Повышение стрессоустойчивости, улучшение работы сердечно-сосудистой системы, повышенная физическая активность – и в совокупности вы получаете общеукрепляющее воздействие на организм, повышенную стойкость к болезням и хорошее самочувствие.
А вот вам и научное подтверждение пользы питомцев для иммунитета человека: в Кембриджском университете исследователи выяснили, что у людей, обзаведшихся домашним животным, всего за 30 дней значительно улучшается общее состояние здоровья. В результате 10 месяцев наблюдений обнаружилось, что у владельцев питомцев не только нормализуются давление и пульс, но также они реже простужаются и менее подвержены головным болям.
Кроме того, хозяева собак могут порадоваться отдельному «бонусу»! В шведском университете Упсалы установили, что владельцы таких четвероногих питомцев живут дольше остальных людей. Учёные точно не могут сказать, с чем это связано (польза от выгуливаний, получение положительных эмоций или ещё что-то ), но не думаю, что «собачникам» это принципиально важно, главное - сам факт такого положительного эффекта.
6)
Польза для детей
Сотрудники специализированного учреждения здравоохранения (Копенгагенский центр исследований детской астмы
), что кошки способны обеспечить защиту маленьких детей от астмы. Причём именно кошки, а не какие-либо другие домашние животные. До конца механизм такого воздействия учёным понять пока не удалось, но для нас ведь важны не столько научные нюансы, сколько сам факт пользы, тем более что речь о здоровье детишек.
Кроме того, общение ребёнка с питомцем, забота о нём учат ответственности. Дети, имеющие домашнее животное, растут более общительными и любознательными, доставляют меньше хлопот родителям. Эмоциональное состояние и здоровье таких детей лучше, чем у других.
Уточнить знания ребенка о том, какую пользу приносят домашние животные человеку. Добиваться от ребенка ответов распространенной фразой.
Образеи: «Человеку (людям) нужна корова. Она дает молоко. Лошадь возит тяжелые вещи, дает молоко. Коза и овца дают человеку шерсть, мясо, молоко. Собака охраняет дом человека. Свинья дает человеку сало и щетинку. Эти животные называются домашними, потому что помогают человеку, приносят ему пользу. Они живут около людей».
Вопросы: «Кто нужен человеку? Зачем человеку нужна корова (лошадь, коза, овца, собака, кошка, свинья)? Почему эти животные называются домашними?»
Отгадай, кто это
Закреплять представления ребенка о домашних животных на материале загадок. Учить самостоятельно рассказывать о животном по образцу.
Загадки .
С. хозяином дружит, Мохнатенькая,
Дом сторожит. Усатенькая,
Живет под крылечком, Ест и пьет,
А хвост колечком. Песенки поет.
(Собака) (Кошка)
Полем идет, травку жует, Хвост крючком,
Деткам молоко дает, Нос пятачком.
Мычит: «Му-му-му». (Свинья)
Кто это? Не пойму.
(Корова) И т.п.
Образец: «Корова - домашнее животное. У коровы есть рога, копыта. Корова мычит. Корова дает молоко. Корова жует траву».
Вопросы: «Отгадай, кто это? Что у нее есть? Как кричит? Как помогает человеку? Что ест? Расскажи про корову (свинью, кошку...)»
41. Где наша мама (пособие 1, рис. 142-149, 156-161)
Учить ребенка различать взрослых животных и их детенышей. Упражнять в произнесении звукоподражаний Громко - тихо; тоненьким голосом. Активизировать слова: «Рога - рожки; усы-усики; копыта - копытца; щенок, теленок, козленок, котенок, поросенок, жеребенок». Учить использовать в ответах предлог «У», союз «А»; отвечать полно.
Образец: «У козы рога, а у козленка рожки. У коровы копыта, а у теленка - копытца. У коровы теленок, а у лошади жеребенок и т.п.»
42. Кто живет в лесу (пособие 1, рис. 150-155, 162-167)
Закрепить в речи ребенка слова, обозначающие названия диких животных. Пояснить, что эти животные живут в лесу. Уточнить особенности внешнего вида, способа питания и места обитания.
Вопросы: «Какой дом у белки (у лисы, у зайца, у волка)? Где спит медведь? Что любит медведь (заяц, ежик, лиса...)? Какая шкурка у зайчика (у лисы, у медведя, ежа...)? Кто кормит лесных (диких) животных? Какие это животные? Почему их так называют?»
Отгадай, кто это
Закреплять знания ребенка о диких животных. Учить узнавать их по стихотворному тексту загадок, по рассказу товарища. Учить рассказывать о животных.
Загадки.
В дупле на старом дубе Лежала между елками
Живу в густом лесу. Подушечка с иголками.
Хожу в пушистой шубе. Тихонечко лежала,
Орешки я грызу. (Белка) Потом вдруг убежала. (Ежик)
Хозяин лесной Комочек пуха,
Просыпается весной. Длинное ухо,
А зимой под вьюжный вой Прыгает ловко,
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Любит морковку. (Заяц)
Хвост пушистый, Кто зимой холодной
Мех золотистый, Бродит злой, голодный,
В лесу живет, Он по лесу рыщет
В деревне кур крадет. (Лиса) И добычу ищет. (Волк)
Вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест? Какой у него домик?»
Помоги животным
Уточнять и закреплять значения слов - названий животных - и слов, связанных с образом жизни животных.
Образец: «Жили-были бабушка и дедушка. И были у них животные. Ушли животные в лес и заблудились. Помоги бабушке и дедушке найти своих животных».
Вопросы: «Кто живет в лесу? Кто живет с бабушкой и дедушкой в деревне? Какие это животные? »
45. Домашние птицы (пособие 1, рис. 173-178)
Активизировать у ребенка словарь: называть слова, обозначающие названия домашних птиц; части тела: «Крылья, клюв, хвост, перышки»; действия: «Летают, клюют». Уточнить понятие «Домашние птицы».
46. Кто мама (пособие 1, рис. 173-182)
Учить ребенка различать взрослых птиц и их детенышей. Активизировать слова: «Клюв - клювик, крыло - крылышко».
Отгадай, кто это
Закреплять представление о домашних птицах на материале загадок.
Загадки.
Он носом в землю постучит. Закричу я: Га-га-га»,
Взмахнет крылом и закричит. Налечу я на врага.
Кричит он даже сонный, А когда я обозлюсь,
Крикун неугомонный. (Петух) Больно за ноги щиплюсь. (Гусь)
Квохчет, квохчет, По водичке плавает,
Детей созывает, Громко крякает:
Всех под крыло собирает. «Кря-кря-кря».
(Курица) (Утка)
48. У кого мягкая шерстка, у кого перышки (пособие 1, рис. 142-182)
Упражнять ребенка в группировке «картинок по темам: «Птицы», «Животные». Учить его рассказывать о своих действиях. Уточнять обобщающие слова.
49. Кто где живет (пособие 1, рис. 183-191)
Активизировать в речи ребенка слова: «Норка, коврик, аквариум, клетка, гнездо».
Вопросы: «Где живет мышка (кот, рыбка, птичка)?»
50. В саду (пособие 1, рис. 136-141)
Учить различать и называть фрукты по внешнему виду, вкусу, запаху. Дать ребенку представление о месте выращивания фруктов. Уточнить обобщающее слово «Фрукты». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова.
Вопросы и задания: «Покажи... Что это? Попробуй, какой лимон (яблоко...)? Понюхай, что это? Каким одним словом можно назвать это? Что мы делаем с фруктами? Где растут фрукты?»
51. Чего не стало (на материале темы «Фрукты»; пособие 1, рис. 136-141)
Развивать у ребенка внимание и память. Добиваться ответов полной фразой. Следить за правильным согласованием слов (сначала из трех картинок убирается одна, затем из четырех).
52. Рассматривание картины «В саду» (пособие 2, рис. 39-42)
Уточнять знания ребенка о том, где растут фрукты, цветы. Учить отвечать на вопросы по картине полной фразой.
53. Рассматривание картины «В огороде» (пособие 2, рис. 43-46)
Уточнять знания ребенка о том, как ухаживают за овощами: поливают, рыхлят землю; как их убирают - выдергивают, выкапывают, срезают, снимают. Учить отвечать на вопросы по картине полным предложением.
54. В саду и в огороде (пособие 2, рис. 39-46)
Уточнять обобщающие слова: «Овощи, фрукты». Упражнять в группировке предметов по месту произрастания.
Образеи: «Это морковка. Морковь растет в огороде. Это овощ. Это яблоко. Яблоко растёт в саду, на дереве. Яблоко - это фрукт».
55. Рассматривание картинок из серии «Времена года» (пособие 1, рис. 192-203) Уточнять представление ребенка о том, что характерно для каждого времени года. Отвечать по картинке полным предложением.
Вопросы: «Что нарисовано на этой картинке? Что делают люди? Когда это бывает? Что бывает осенью (зимой, весной, летом)? Чем отличаются картинки?»
56. Времена года (пособие 1, рис. 192-203)
Учить ребенка видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.
Вопросы и задания: «Выбрать то, что соответствует данному времени года. Что это (солнце, почки распускаются...)? В какое время это бывает? (Весной.)»
Можно использовать стихи, загадки, которые помогут ребенку правильно выполнить задание, обнаружить ошибку.
57. Кому что нужно (пособие 1, рис. 204-215)
Уточнить знания ребенка о том, какие вещи помогают людям в работе. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Развивать связную речь, внимание.
Вопросы: «Кто это (врач, шофер, строитель, повар)? Что делает...? Что нужно врачу (повару, шоферу...)
?58. Убери лишнюю картинку
Упражнять ребенка в группировке предметов по классам, в исключении предмета, не подходящего к данной группе предметов по какому-либо признаку. Объяснять свои действия.
Образец: «Машина, автобус, велосипед, курица».
Вопросы: «Какая картинка лишняя? (Какая не подходит?) Почему?»
Образец: «На машине, велосипеде, автобусе можно ездить, а на курице нельзя. Машина, автобус, велосипед - это транспорт, а курица - птица».
В плане указывать, какие картинки предъявляются ребенку.
59. Когда это бывает (пособие 2, рис. 47-58)
Закреплять знания ребенка о частях суток; упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Вопросы: «Почему ты положил эту картинку сюда? Что ты делаешь утром (днем, вечером, ночью)?»
Куда села бабочка
Уточнять знания ребенка о растениях (трава, цветы, дерево, куст), их частях: ствол, ветки, листья.
Вопросы: «Куда села бабочка? Что это? Покажи, где дерево (куст). Покажи, где у дерева ствол (ветки, листья). Что есть у куста? Чем отличается куст от дерева? Где растут цветы? »
Чтение рассказа
Учить ребенка внимательно слушать рассказ и отвечать по его содержанию. Находить нужную картинку из набора предметных картинок, изображающих маму, папу, мальчика, мяч.
Образец: «Мама ушла. Дома остались Дима и собака Шарик. Дима играл в мяч и разбил чашку. Пришла мама. Рассердилась и выгнала Шарика на улицу».
Вопрос: «Кто был виноват?»
Задание: «Покажи предметную картинку...»
Так и не так
Воспитывать внимание, сообразительность. Учить видеть несоответствия в содержании сказанного.
Задание: «Прослушать предложения, исправить их. Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Леной. Дорога идет по машине. Мама несет сумку в капусте ».
63. Нелепицы (пособие 2, рис. 59-66)
Воспитывать внимание, память, умение видеть ошибки в изображенном предмете, в сюжетной картинке.
Вопросы: «Что это? Кто это? Что здесь нарисовано неправильно? Так бывает?»
III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК
ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ, АКТИВИЗАЦИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ ФРАЗ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ (Ра)
Улыбнись
«Вызывать» ответную улыбку. Стимулировать голосовые реакции ребенка, ласково, напевно разговаривая с ним, улыбаясь ему.
3. Какие мы хорошие
Стимулировать певучее интонированное гуление на эмоционально-речевом фоне. Вызвать «комплекс оживления» (а? а! а-а-а! а-а! гу? гу! агу! а-гу-гу! гы. а-гы-гы! а-гы-гы! у? ау! и др.)
Барашки-барашки
Вызывать громкий смех и радостные возгласы ребенка. Наклоняясь к лицу ребенка, Отдаляясь от него, ласково, с улыбкой, с разной интонацией произносить его имя, звуки гуления и лепета: гу, гы, ма, ба, па, бо, бу, а-ба? ба-ба-ба-ба! и др.
Стимулировать, вызывать первые слоги лепета (ба, ма, па).
А-БА-БА
Вызывать повторные слоги лепета (ба-ба, мама, па-па).
Давай поговорим
Стимулировать лепет, учить подражать простым слогам (ма, па, ба, дя).
Идет коза рогатая
Вызывать новые слоги лепета (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт со взрослым в играх: «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-сорока» . Вступать в «перекличку» с новыми слогами лепета.
9.Дай-дай
Учить ребенка произносить первые облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка - ав-ав, кушать - ам-ам, кукла спит - бай-бай».
Активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, баба, дай, на, иди, бах, Катя, нет.
10. Кто там
Расширять запас лепетных слов, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия («Ляля, Мотя, би-би, и-го-го, но, му, ку-ка-ре-ку, бам-бам, бом-бом, мяу, га-га, тик-так, ко-ко, э-э-э, ду-ду-ду, дон-дон, ме-ме, пи-пи и др.) »
Для повышения речевой активности ребенка обеспечивать ему положительное эмоциональное состояние, двигательную активность. Давать в руки ребенка то, что было использовано на занятии, стимулируя игровые действия с предметами и игрушками. Предъявляемое слово произносить медленно, певуче, с разными интонациями.
Что это, дом? Где дом?
Формировать простое слово (без отработки слоговой структуры). Учить ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребительными; повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие людей, знакомые предметы, игрушки, повторные действия (вот, кот, дом, так, гусь, мяч, мама; дядя, вата, Ляля, тетя, Коля, иду, бегу, вода, коза, часы, киса, Вова, машина, корова, собака, курица, голова, положи, Валера, стол, чашка, мячик, мишка и др.)
Отмечайте речевую активность ребенка и во время самостоятельной деятельности, и во время проведения занятий по другим разделам программы. Рассматривайте с ребенком картинки, показывайте игрушки из мешочка, из коробки, комментируйте действия и др.
Вопросы и задания: «Дай, принеси, покажи, что это?» и др.
Иду-иду
Формировать у ребенка однословную фразу. Добиваться единства движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, несу, пей, дай, спи, мои; иду-иду-иду, сижу-сижу, бегу, бегу-бегу, мою, пою и др.).
Спи, ляля
Формировать у ребенка двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые Действия):
а) «Несу куклу, мою куклу, даю куклу» («Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу», и т.п.);
б) «На, мой; на, пой; на, вези! на...» («Дай мыло. Скажи: «На, мой» и т.п.);
в) «Вот зая, вот пыль, вот дом, вот...» («Где зая? Покажи. Скажи: «Вот зая» и т.п.);
г) «На стуле, на полу, на машине...» («Сидишь на стуле? Скажи: «На стуле...» Где ты сидишь?»);
д) «Спи, Катя; сядь, Ляля; вези, Ляля...» («Скажи Ляле...»)
е) «Катя, спи; Ляля, стой; Ляля, иди...» («Скажи Кате...»)
ж) «Катя спит, Ляля стоит, Вова сидит...» («Катя спит? Что Катя делает, спит? Что делает Катя?»)
з) «Иди, киса - киса идет... » («Скажи кисе... Что киса делает? Что делает киса? »)
и) «Я ем, я играю, я пою» («Что ты делаешь? Скажи...») к) «Я пою - собачка поет, я иду - собачкаидет» («Что ты делаешь? А что делает собачка?»)
14. Постучим, похлопаем, скажем правильно (отработка слоговой структуры слов)
Помочь ребенку усвоить ритмико-слоговой состав слов, допуская нарушение произношения только тех звуков, которые трудны для ребенка:
а) машина, лопата, ворота, собака, корова, малина;
б) утка, тыква, кофта, рыбка, ложка, кошка, ручка, мышка, палка;
в) топор, замок, домик, зайчик, кубик, мячик, садик, ножик, зубик, петух, носик, голубь.
Что ты делаешь?
Формировать трехсловную фразу на базе однословной и двухсловной. Учить ребенка правильно пользоваться местоимениями («я, ты, мы, вы, он»), наречиями («там, туда»). Использовать дидактические игры: «Магазин», «Кто что делает?», самостоятельную деятельность ребенка, картинки.
а) «Я мою куклу. - Ты моешь куклу».
б) «Мне купили куклу». (Кому купили куклу?)
в) «Я на стульчике сижу. - Мы на стульчиках сидим».
г) «На кроватке я лежу. - На кроватке мы лежим».
д) «Я рисую дом. - Мы рисуем дом». (Что ты делаешь? Что мы делаем?)
е) «Дудочка лежит там (указательный жест)». (Где лежит дудочка?)
ж) «Барабан поставлю туда». (Куда поставим барабан?)
У кого что?
Учить ребенка строить фразу с предлогом «У», с существительными в родительном падеже, с указательным словом «Вот». Продолжать упражнять ребенка в использовании трехсловной (если возможно - четырехсловной) фразы.
Вопросы: «У кого бант?» («У Кати бант. У Кати большой бант. Бант у Кати».) «У кого рога?» («У коровы рога. У козы рога. Рога у коровы и у козы».) «У кого длинные уши?» («У ослика длинные уши. У зайки длинные уши».) «У кого усы?» («У кошки усы. У зайчика усы. У собаки усы. Усы у зайчика, у собаки, у кошки».) «Где у зайчика усы?» («Вот у зайчика усы».)
Какой игрушки у тебя нет?
Совершенствовать фразовую речь. Учить ребенка строить фразу со словом «Нет»; использовать форму родительного падежа единственного числа; согласовывать местоимения с предлогом «У».
Вопросы и задания: «Рассмотри игрушки, которые у меня и у тебя. Какой игрушки у тебя нет?» («У меня нет... »)
Куда? Где?
Учить ребенка пользоваться в речи предлогами «НА, В». Упражнять ребенка в составлении распространенных предложений с использованием предлогов «НА, В» (использовать картинки из серии «транспорт», сюжетные картинки, игрушки, поручения).
Вопросы и задания: «На чем ты поедешь? Где сидят птички? Положи карандаш в коробку. Куда ты положил карандаш? Где лежат карандаши?» и т.д.
19. Что сначала, что потом? (пособие 2, рис. 67-74)
Научить ребенка составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом «Сначала», а второе предложение начинается словами «А потом».
Варианты заданий:
а) взрослый говорит, что он будет делать сначала, а ребенок должен догадаться и сказать, что он будет делать потом. («Сначала я налью суп, а потом... мы будем его есть» и т.п.);
б) рассматривание пар сюжетных картин: «Девочка застилает постель - девочка спит», «Мальчик умывается - мальчик вытирается », «Дети сидят за столом и едят - дети моют посуду», «Девочка стирает белье - девочка развешивает белье» и др. («Вова сначала моет руки, а потом их...») Примерный лексический материал: «Сначала надо разобрать постель, а потом лечь. Сначала надо вымыть ноги, а потом идти спать. Сначала надо надеть пальто, а потом варежки. Сначала надо сварить кашу, а потом ее съесть»;
в) взрослый предлагает ребенку различные предметы для игр (карандаш, бумагу, куклу, флажки, коляску и др.). Ребенок выбирает себе две из них и рассказывает, что он будет делать сначала, а что потом.
20. Почему? Зачем? (пособие 2, рис. 75-80)
Научить ребенка грамматически правильно отвечать на вопросы: «Почему? Зачем?» Использовать разнообразный картинный материал, демонстрацию наглядных действий.
Примерный лексический материал: «Девочка взяла зонтик, потому что на улице идет дождь. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Снег тает, потому что ярко светит солнце. Девочка взяла сачок, чтобы ловить бабочек. Я взял мыло, чтобы вымыть руки. Я взял коляску, чтобы покатать куклу» и др.
На первом этапе от ребенка требуется проговаривание второй части сложного предложения, затем сложное предложение проговариваете все целиком. Следить за грамматически правильным оформлением всего предложения.
Предложения - по картинкам,
Учить ребенка составлять распространенные предложения по сюжетной картинке (указать в плане, какая картинка.)
Примерные вопросы по картинке «Девочка кушает»: «Кто сидит за столом? («Девочка сидит за столом.») Что делает девочка? («Девочка кушает суп.») Чем кушает суп девочка? («Девочка кушает суп ложкой.») А что еще кушает девочка? («Девочка кушает суп и хлеб.») Что ты кушала на обед? («Я кушала суп, котлеты; пила компот.»)» и т.п. с другими картинками.
22. Один и много (пособие 1, рис. 216-223)
Учить ребенка строить предложения со словами «Один, много» (по действиям, при рассматривании картинок)
Вопросы и задания: «Покажи, где один кубик, а где много кубиков. Возьми один кубик. Сколько у тебя кубиков? («У меня один кубик.») Возьми еще один кубик. Сколько ты взял кубиков? («Я взял еще один кубик.») Сколько кубиков в коробке? («В коробке много кубиков.») и т.п. Посмотри на картинки. Сколько лошадок ест травку? Бежит? («Ест травку одна лошадка. Бежит много лошадок.»)».
Можно использовать лексический материал, который ребенок усваивает в разделе «Развитие понимания речи».
23. Чего не стало (на материале темы «Один и много»)
Закрепить правильное употребление словосочетаний со словом «Нет».
Образец: «Нет кубика - нет кубиков. Нет зайчика - нет зайчиков. Нет ежа - нет ежей».
24. В гостях у Красной Шапочки (пособие 1, рис. 224-234)
Упражнять ребенка в практическом усвоении формы существительных в форме дательного падежа множественного числа (у ребенка - картинки, с изображением лесных зверушек: белок, зайцев, ежей, медведей, птичек; у взрослого
Предметные картинки, изображающие шишку, мед, орешки, морковку, яблоки, колосок).
Вопрос: «Кому приготовила Красная Шапочка мед (шишку...)?»
Мой, моя, мои, мое
Учить ребенка правильно использовать род притяжательных местоимений.
Вопросы: «Чей нос? («Нос мой») Чья рука? («Рука моя») Чьи пальчики? Чье ухо? («Пальчики мои, ухо мое»)» (можно использовать личные вещи ребенка).
Какой, какая, какое, какие
Учить ребенка согласовывать прилагательные со словами-существительными; использовать в речи предложения с союзом «А».
Вопросы: «Лимон кислый, а сахар? Какой лимон, а сахар какой? Расскажи про лимон и сахар. (Дать ребенку попробовать.) Какое яблоко? Какой лук? Яблоко сладкое, а / лук...? Расскажи про яблоко и про лук. (Дать ребенку попробовать.) Дом высокий, а скамейка? Какой дом? Какая скамейка? Расскажи про дом и скамейку. (По возможности - беседа на прогулке. Показать картинку.) Трава зеленая, а цыпленок? Какая трава? Какой цыпленок? Расскажи про траву и цыпленка. Волк злой, голодный, а лиса?» И т.п. по цвету, вкусу, величине, характеру.
27. Назови правильно (пособие 1, рис. 235-240)
Учить ребенка образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задания: «Я буду говорить про большой предмет, а ты - про маленький».
ГРИБ - ГРИБОЧЕК, ЛОЖКА - ЛОЖЕЧКА, СОВОК - ...
ТАРЕЛКА-... ПЛАТОК-… ЧАШКА-...
ПАЛЕЦ-... БЛЮДЦЕ-... НОС-...
Что сделал зайчик
Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов с различными приставками («зашел, ушел, пришел, прыгнул, перепрыгнул, допрыгнул») при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.
Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул? »
29. Кто что делает? (пособие 2, рис. 81-88)
Активизировать в речи ребенка глаголы в единственном и множественном числе. Упражнять в использовании предложений с союзом «А».
Образеи: «Собачка сидит. Собачки сидят. Щенок спит, а птички летают» и т.п.
Вопросы: «Про кого можно сказать «Идет (идут)?» (Показать картинки.) Что они делают?» и т.п.
Кто пришел и кто ушел?
Упражнять ребенка в практическом усвоении форм ед. числа женского и мужского рода в прошедшем времени.
Вопросы и задания: «Покажи, кто говорил: «Я рисовал (рисовала), лепил (лепила), помогал (помогала) бабушке?» Что говорил мальчик (девочка)? Что ты делал? Что делала Оля? Кто ушел? (Петух, индюк.) Ушла? (Курочка, уточка.) Кто пришел? (Пришел петух, пришла курочка и т.п.)»
Кому
Учить ребенка использовать форму дательного падежа единственного числа, строить развернутую фразу. (При рассматривании сюжетных и предметных картинок, при комментировании действий.)
Вопросы: «Кому мальчик дает яблоко? Кому папа читает книгу? Кому что нужно?» и т.п.
32. Чем? (пособие 2, рис. 89-93)
Учить ребенка пользоваться распространенными предложениями с дополнением, стоящим в творительном падеже.
Вопросы: «Чем мальчик поливает? Чем девочка подметает пол? Чем девочка протирает стол? Чем девочка причесывается?» и т.п.
О ком заботятся животные
Упражнять ребенка в практическом использовании предложного падежа множественного числа существительных.
Вопросы: «О ком заботится корова (собака, коза, лошадь...)?»
34. Найди и расскажи (пособие 2, рис. 94-95)
Упражнять ребенка в практическом усвоении предлога «Под».
Вопросы и задания: «Найти и показать картинку, соответствующую предложению: Маша спряталась под стол. Кошка под стулом. Куда спряталась Маша? Где котенок?» и т.п.
35. Что с чем? Кто с кем? (пособие 2, рис. 96)
Практическое усвоение предлога «С».
Вопросы: «С чем корзинка? С кем кошка? Кто с кем рядом сидит?»
36. Практическое усвоение предлогов «ЗА», «К», «БЕЗ», «ОКОЛО» (пособие 2, рис. 97-101)
Вопросы: «Кто за кем? К кому? К чему? Кто около...?»
Просто - и ласково
Упражнять ребенка в употреблении уменьшительно-ласкательных слов.
Задания: «Я буду называть простые слова, а ты - ласковые».
СОБАКА – СОБАЧКА ВАНЯ-ВАНЕЧКА
КОШКА - ... СТЕКЛО - ...
УТКА-... ОЛЯ-...и т.п.
Ответь правильно
Упражнять ребенка в ответах по картинкам сложносочиненными предложениями.
Вопросы: «Когда идет снег и когда идет дождь? Когда трава зеленеет, а когда желтеет? Каковы на ощупь: вата и дерево (огурец и помидор)? Какой по цвету заяц зимой и летом? Какие по форме репа и огурец? Что делают Миша и Петя? Какие у зайца уши и хвост?» ,
Спроси правильно
Учить ребенка правильно задавать вопросы причинно-следственного характера «Зачем? Почему?» действующим лицам.
Задания: «Подойди к Антонине Петровне и спроси, зачем она взяла корзину (пылесос, веник, лейку, зонтик и т.п.). Спроси у доктора, зачем Ване дали лекарство?
Почему мы не пошли гулять?
Почему на дорогах лужи?
Почему Оля плачет?
Почему Ваня лежит в кровати?» и т.п.
40. Рассматривание картины (в плане указывать, с какой картиной проводится работа)
Учить ребенка правильно отвечать на разнообразные вопросы по картине, затем рассказывать по картине по образцу взрослого, отвечать на вопросы без опоры на картинку.
41. Сказка «Курочка Ряба» (пособие 2, рис. 102-109)
Учить ребенка самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказывать сказку с опорой на картинки.
42. Сказка «Репка» (пособие 2, рис. 110-117)
Цель в занятии 41.
43. Сказка «Колобок» (пособие 2, рис. 118-125)
Одомашненных видов животных насчитывается единицы. В последнее время ученые все больше склоняются к верности утверждения о том, что есть польза домашних животных людям. Недаром, например, в Древней Греции и Египте кошки и собаки лечили многие заболевания, да и Гиппократ признал пользу верховой езды. Уже научно доказано, что общение с домашними животными благоприятно сказывается на здоровье: понижается артериальное давление, снимается состояние тревоги, депрессия. Помогает разгрузиться в поведенческом и эмоциональном плане. У владельцев-мужчин наблюдается нормальное давление и стабильный пульс.
Кроме того люди, держащие домашних животных, менее подвержены к различным стрессам и некоторым заболеваниям и быстрее восстанавливают свои силы. Вот и выходит, что питомцы не только верные друзья, но и «средство» для улучшения самочувствия. Пользу домашних животных людям приносит и простое общение с питомцами, вызывая массу приятных эмоций.
Давно уже известно, что кошки, например, обладают очень чутким чутьем на боль и всегда ложатся на больное место, как бы забирая всю негативную энергию с больного места. Отлично справляются с напряженностями и стрессовыми ситуациями. И стоит только взять кошку на руки, после тяжелого трудового дня и погладить, как от усталости нет и следа.
Собаки тоже славятся как неплохие лекари. В частности это касается собачьей шерсти, из которой получаются изделия успокаивающие боль и спасающие от радикулита. Кроме того, хозяевам собак обеспечена небольшая физическая активность каждый день.
А вот завести рыбок и наблюдать за ними - одно удовольствие. Во-первых, искусственный водоем увлажняет воздух в квартире; во-вторых, само наблюдение за плавающими рыбками снижает давление, успокаивает нервную систему и даже помогает избежать бессонницы. На Востоке есть поверье: если погибла рыбка в аквариуме, то это значит, что она взяла на себя ту беду, которая предназначалась владельцу аквариума, тем самым, обезопасив его, заплатив своей жизнью. И как утверждают мастера Востока, фэн-шуй, что золотые рыбки приносят радость и прочие положительные эмоции.
Дети тоже не остаются без внимания со стороны домашних животных. Ведь дружба детей и питомцев приносит отличные моменты, положительные эмоции, превосходное настроение и вдобавок дети приобретают навыки общения. Многому у них учатся, например таким аспектам в частности как ответственность, забота о близких и друзьях.
Польза домашних животных распространяется и на пожилых людей. Им приходится чаще выходить их дома для покупки корма своему питомцу или отвести его на прогулку. Что в свою очередь очень хорошо сказывается на здоровье. Так как небольшая физическая активность в таком возрасте - необходима, чтобы поддерживать себя в хорошем тонусе и превосходном самочувствии. Четвероногие друзья идеально помогают избавиться от депрессии и одиночества. И кроме этого весь смысл немалого количества одиноких пожилых людей сводится к заботе, ухаживанию за своим питомцем и чувству ответственности за него. И вот какой интересный факт есть. Между хозяином и животным образуется некая связь. С их помощью можно предупредить многие болезни. Сводится к минимуму вероятность сердечно-сосудистых болезней, уровень холестерина в крови.
Нередко люди, держащие в доме животных, утверждают, что от своих питомцев они получают больше любви, чем от людей. Это может показаться преувеличением, но зачастую это оказывается так на самом деле. Домашние животные делают нашу жизнь яркой, незабываемой и заметно продлевают ее. Оказывают значительное воздействие не только на здоровье, но и на всю человеческую жизнь в целом. Игры с питомцами служат хорошей разминкой, как для хозяина, так и для самого питомца. Поскольку приносят огромную пользу и телу и духу.
Неоценимую помощь людям приносят домашний скот и птица, которые дают еду и шерсть либо выполняют различные трудовые функции. А сколько существует видов домашних животных - огромное многообразие.
Абсолютно любой питомец может оказать немалое влияние на здоровье своего хозяина. Снять усталость, депрессию, поднять настроение - неполный перечень того, то могут осуществить братья наши меньшие. Забота о домашних животных, ухаживание за ними и различного рода манипуляции сводятся к некой психологической терапии. Чем чаще приходится общаться с нашими четвероногими друзьями, тем лучше себя чувствуют хозяева питомцев. Многие семьи в которых есть домашние животные, отмечают что обстановка создается более благоприятной. И за это нужно сказать огромное спасибо нашим домашним животным!
Как не покажется странным но сегодня я напишу и опубликую статью может не совсем по теме сайта. Польза домашних животных.
Кто из нас не помнит, как в детстве уговаривал родителей, взять домой кота или собаку? Мы клялись, что будем ухаживать за ним, ходить гулять, если это будет собачка, даже убеждали родных, что будем хорошо учиться.
И еще, в детстве была мечта, когда у меня будет своя квартира, я обязательно заведу и собаку, и кота, и рыбок, и попугайчика, и еще какое-нибудь экзотическое животное . Но вот годы прошли, у меня появилась семья, квартира, а животного до сих пор нет. Теперь я понимаю, сколько проблем возникает, если у нас живет домашний питомец: с ним надо гулять, кормить, лечить, и даже играть. И сколько раз мой сынишка, как я раньше в детстве, уговаривал нас завести домашнего любимца. В ход шли слезы, упреки, уговоры. Но мы с женой всегда оставались непоколебимы: «Это такая ответственность».
Но как не в 10 лет учиться быть ответственным за кого-то, учиться любить, сопереживать и радоваться. Да, действительно, домашние животные требуют уйму хлопот, но и ведь и огромную пользу приносят они людям.
Польза домашних животных в том, что они улучшают нам настроение.
Домашние животные помогают избегать стресс, укрепляют иммунитет, понижают давление. Аквариумные рыбки способны улучшать сон, настроение, снимать стресс, успокаивать. Оказывается, маленькие грызуны приносят тоже огромную пользу человеку. Ухаживая за ними, хозяева становятся более уверенными в себе, избавляются от комплексов, замкнутости. И еще интересный факт, у хозяев мышей, хомячков, кроликов исчезают боли в суставах. Маленькие птички: попугаи, канарейки способны влиять на настроение человека, спасать его от депрессии. И какое прекрасное общение получается с собаками и кошками.
Удивительно, но кошки могут успокаивать боль, уменьшать воспаление. Они помогают снимать боль при ревматизме, мигрени, снижают давление. Мягкие и пушистые домашние кошки избавляют от бессонницы, помогают при неврологических заболеваниях. Кошки независимые животные , они не подстраиваются под хозяев, они сохраняют равновесие, даже если хозяин возбужден, и способны передавать свое равновесие хозяину.
Огромную пользу приносят человеку собаки. Они тоже снимают боль, снижают давление, раздражительность и вспыльчивость. Хорошо сказываются на здоровье и прогулки перед сном с домашним питомцем.
Все домашние животные улучшают настроение, снимают стресс, успокаивают нервную систему. Общаясь с животными, у больных проходят боли, болезни проходят быстрее. Общаясь с животными, дети учатся дружить, любить, переживать. Встав утром, я уже принял решение, в нашей семь обязательно должен появиться четвероногий друг: кот или собака, оставалось решить только этот вопрос.
И вот, свершилось… У меня на коленях сейчас лежит и не дает мне клацать по клавиатуре котенок. Это кошка, назвали ее «Мурик». Почему? Догадайтесь сами. Только положительные
Домашние животные могут быть источником стресса - прогулки с собакой в любую погоду, подранные обои и мебель, лужи в разных местах квартиры, кошачья охота по ночам.
Но тем не менее врачи уверены, что домашние животные полезны для здоровья. На эту тему проводилось множество исследований, и все они показывали, что кошки и собаки помогают переживать сложные времена, уменьшают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и способствуют укреплению иммунитета.
Питомцы против стресса
Психологи из Нью-Йоркского университета в Буффало выяснили, что в сложных, стрессовых ситуациях люди лучше справляются, если рядом с ними есть питомец, а не супруг, член семьи или друг. Потеря работы, развод, смерть близкого человека переживаются легче, если рядом - верный четвероногий друг. Те, у кого есть домашние животные, больше смеются, меньше суетятся и меньше подвержены стрессу. Животных даже используют как дополнительную терапию при лечение различных зависимостей. Если рядом есть питомец, то даже избавление от алкоголизма и наркотической зависимости происходит быстрее. При лечении депрессивных расстройств питомцы тоже играют большую и важную роль.
Магнит для друзей
Собаки часто помогают заводить новых друзей. Каждый день минимум два раза вы выходите со своим псом на улицу. Если собака неагрессивная, то, скорее всего, у вас будет возможность использовать питомца, чтобы с кем-то познакомиться. Многие собачники собираются в импровизированные клубы, гуляя каждый день в одно и то же время. Собаки играют, а хозяева общаются в этот момент. Общение с людьми, разделяющими хоть один ваш интерес, в данном случае - любовь к питомцу, положительно сказывается на настроении, устойчивости к стрессу и даже самооценке. Кроме того, питомец может стать цементом ваших отношений в семье, если все любят и заботятся о животном, переживают, когда питомец болеет, вместе проводят время, играют.
Кошки и пожилые люди
Психологи заметили, что кошки, живущие у престарелых людей, помогают им дольше оставаться в спокойном состоянии. Даже пациенты с болезнью Альцгеймера, склонные к психозам, реже страдают от истерик, если рядом с ними живет кошка. Питомцы полезны и для тех, чьи родственники страдают от старческого слабоумия. Заботиться о близком человеке, который никого не узнает и практически не соображает, - это постоянный стресс. Домашние животные, особенно кошки, помогают разрядить обстановку. Кроме того, общение с кошками облегчает многие виды боли - особенно головную и артритную, поэтому для пенсионеров кошка - отличный компаньон. Но нужно убедиться, что о кошке будет кому позаботиться после смерти хозяина.
Здоровое сердце
Статистика показывает, что хозяева домашних животных на 30% меньше подвержены инфарктам и на 40% - инсультам. Животные помогают поддерживать нормальное артериальное давление и даже уровень холестерина в крови. Те, кто пережил сложную операцию или болезнь, быстрее восстанавливаются, если рядом есть питомец. Невозможно точно сказать, как это происходит. Скорее всего, срабатывает сразу несколько факторов. Укрепленный иммунитет, меньшая подверженность стрессу, хорошее настроение, прогулки с собакой или игры с кошкой - все это вносит большой вклад в здоровье хозяев. Любовь к питомцу нормализует также работу гормональной системы. Общение и ласка способствуют выработке гормонов счастья - серотонина, дофамина, окситоцина. Но животное приносит пользу только в том случае, если вы его действительно любите, а не просто терпите в своей квартире.