Программные задачи:
— формировать у детей среднего дошкольного возраста представления о различных приёмах и способах вырезания, взаимосвязи ритмического построения орнамента в зависимости от пластической формы;
— развивать умение создавать декоративную аппликацию;
— воспитывать ценностное отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства средствами декоративной аппликации, .
Материал и оборудование: большой конверт, силуэты элементов геометрического (ромбы, квадраты, круги, прямоугольники) и растительного (цветы, лепестки, листочки) орнаментов, по количеству детей:
по 2 карточки с изображением кувшинов, декорированных растительным и геометрическим орнаментами, силуэт кувшина из картона формата А5 жёлтого цвета - основа, силуэты цветка синего, красного, зелёного, голубого и фиолетового цветов, вырезанные из квадрата 6х6 см, квадрат 2,5х2,5 см из бумаги жёлтого цвета - для серединки цветка, по 2 прямоугольника 9х2 см и по 3 квадрата 1х1 см из бумаги синего, красного, зелёного, голубого и фиолетового цветов, ножницы, клей, кисточки, клеёнки, салфетки.
Предварительная работа: беседа с детьми о гончарстве, просмотр видеоролика о работе мастера за гончарным кругом, рассматривание кувшинов, украшенных растительным и геометрическим орнаментами, знакомство с частями кувшина (горлышко, основание, носик, ручка, тулово).
Ход занятия по аппликации
Вступительная часть.
Воспитатель (В.). Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Подарю я солнышко
Бабушке своей,
Чтоб в глазах грустиночек
Не было у ней.
Засветилась радостью
Этим ясным днём
Каждая морщиночка
На лице родном.
Я цветочек аленький
С радостью дарю
И скажу ей: «Бабушка,
Я тебя люблю!»
А. Мецгер
Ребята, расскажите про своих бабушек, какие они? (Добрые, ласковые, заботливые.) Как их зовут? (Ответы детей.) Как вы помогаете своим бабушкам? (Ответы детей.) Ребята, я знакома с одним мальчиком, его зовут Антошка. Он тоже очень любит свою бабушку Арину. От него нам пришло письмо (показывает большой конверт). Сейчас узнаем, что он пишет (читает):
«Однажды у моей бабушки Арины разбился кувшин. Я слепил ей из глины новый. Теперь осталось только украсить его. Вам я тоже слепил кувшинчики и хочу подарить их».
Воспитатель вынимает из конверта силуэты кувшинов.
В. Ребята, давайте вместе украсим кувшины орнаментом и подарим их своим бабушкам!
Дидактическая игра «Кружочки и цветочки»
Цель: закрепление умения различать растительный и геометрический орнаменты.
У воспитателя - силуэты элементов геометрического (ромбы, квадраты, круги, прямоугольники) и растительного (цветы, лепестки, листочки) орнаментов. У детей - по две карточки с изображениями кувшинов, декорированных растительным и геометрическим орнаментами. Воспитатель показывает элементы, детям необходимо поднять карточку с изображением соответствующего кувшина.
Основная часть.
Воспитатель предлагает детям: выбрать силуэт цветка понравившегося цвета, назвать его; показать, какая часть кувшина больше подходит для расположения цветка («тулово»); приложить и посмотреть, «дружит» ли (смотрится ярко, нарядно, контрастно) цвет цветка с цветом кувшина; подобрать 2 прямоугольника и 3 квадрата по принципу: один прямоугольник и два квадрата такого же цвета, как цвет силуэта цветка, второй прямоугольник и один квадрат - понравившегося цвета.
В. Ребята, скажите, чего нет у цветка? (Серединки.) Её мы вырежем из квадрата, срезав его уголки. (Демонстрирует приём вырезания, дети повторяют.) Ещё для украшения кувшина нам будут нужны узкие полоски. Для этого мы прямоугольники сложим пополам вдоль, затем развернём и разрежем их по сгибу. (Демонстрирует приём вырезания, дети повторяют.)
Последовательность орнаментирования кувшина:
- В центре цветка выкладывается жёлтая серединка.
- По две узкие полоски располагаются горизонтально на горлышке и у основания кувшина.
- Между полосками на горлышке кувшина выкладываются квадраты, используя приём чередования.
Отработка навыка приклеивания деталей.
Воспитатель озвучивает последовательность приклеивания деталей, в процессе работы наблюдает за действиями детей и направляет их. Поскольку горлышко трапециевидной формы, выступающие за пределы силуэта концы полосок предлагается детям загнуть и приклеить на обратной стороне. Воспитатель показывает, как это сделать.
Заключительная часть.
Воспитатель отмечает положительной оценкой работы, в которых наиболее чётко и грамотно использованы средства выразительности - контрастность цвета кувшина и цветка, ритмичное расположение квадратов в ряд, расположение силуэта цветка точно в центре тулова кувшина, чёткая ориентированность полосок по горизонтали на горлышке и основании, аккуратность приклеивания деталей.
В. Ребята, расскажите, как вы делали узорные полоски? (Сложили прямоугольники пополам и разрезали на полоски.) Теперь кувшины Антошки выглядят очень нарядно! Сделаем выставку, пригласим его и ваших родителей ими полюбоваться! Потом вы подарите кувшинчики своим любимым бабушкам!
Конспект занятия по аппликации с детьми 4-5 лет подготовила Е. Калошкина
План- конспект урока на тему:
« Выполнение аппликации».
Класс : 2Б
Вид урока : комбинированный
Тема : Выполнение аппликации “Деревенька моя”.
Цель урока
:
-
Знакомство с понятием аппликация, с различными видами аппликации (плоской и объемной);
- Развитие познавательной активности, творческой фантазии, художественного вкуса;
- Воспитание эстетического отношения к действительности.
Задачи урока
:
Формировать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний. Совершенствовать навыки в работе с клеем, ножницами, калькой, цветной бумагой, применяя различные техники работы.
Развивать такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность при выполнении работы. Привить навыки работы в группе.
Воспитывать интерес к созданию аппликации, уважение к творческому наследию.
Материалы и оборудование
:
для учителя: наглядные пособия, презентация.
для учеников: цветная бумага, карандаш, ластик, ножницы, клей, калька.
План урока :
I.Организационная часть 1-2 мин.
II. Сообщение новых знаний 10 мин.
III. Практическое задание 25мин.
IV. Подведение итогов урока 2-3 мин.
Ход урока :
Деревенька моя! Домик с садом,
На зелёной лужайке лесной.
Частокол, перед рыжим фасадом,
С придворовой калиткой резной.
(показываю аппликацию)
- Как вы думаете, что это
?
- Как это называется?
А, что такое аппликация?
простыми словами
(прикладывание, присоединение.)
Тема сегодняшнего урока:” Аппликация”
- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?
(ответы детей)
- Правильно, сегодня мы научимся выполнять аппликацию.
Аппликация
-
от латинского слова- прикладывание, присоединение заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на фоне.
Какие виды аппликации вы знаете?
(Аппликация бывает плоской и объемной.)
Плоская аппликация
когда к фону наклеиваются бумажные фигуры (бывает: однослойная, многослойная, выполненная способом обрывания).
Объемная аппликация
- когда к фону приклеивают несколько слоев материала или, когда один слой крепится в изогнутом виде, образовывая выпуклые очертания.
- А скажите ребята, из чего можно делать аппликацию?
(Из бумаги, из ткани, из картона, пластилина, растительных и прочих материалов.)
-Сегодня мы постараемся сделать аппликацию. А в конце занятия мы прикрепим нашу аппликацию к доске и посмотрим, что у кого получилось.
Как вы думаете, что требуется для выполнения аппликации из бумаги?
(Цветная бумага, калька, ножницы, клей.)
На прошлом уроке мы:
Нарисовали эскиз будущей аппликации,
Затем вырезали его ножницами.
Физминутка:
Мы руками поколдуем.
(дети “рисуют” круг руками)
Круг огромный нарисуем!
Нарисуем мы окно рисуют” окно”
И большущее бревно. рисуют “бревно”
Нарисуем лифта бег: опустить руки вниз, поднять руки вверх
Ручки вниз, ручки вверх!
Все зажмурились: раз-два! крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)
Закружилась голова. поморгать глазами (3-5 сек.)
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали. смотрим прямо перед собой
Смотрим прямо и вперёд – поморгать глазами 3-5 сек.
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
Итак,
с чего мы с вами начнем?
(Последовательность работы)
- Расположим детали аппликации на основе.
Затем приклеим детали аппликации при помощи клея.
Теперь вы можете приступать к заданию, делать аппликацию нашей деревеньки.
- Сначала промазываем деталь клеем с обратной стороны.
- Прикладываем деталь к подготовленному фону.
- Сверху прикладываем бумагу и проглаживаем рукой.
Подведение итогов урока.
Давайте посмотрим, что у кого получилось. Выйдем и прикрепим наши аппликации к доске.
Я вижу, что вы все справились с заданием, молодцы.
Рефлексия:
– Что на уроке было трудным для вас?
– А что понравилось делать?
Рефлексия настроения:
Если на уроке ваше настроение было хорошим, то - прикрепите на доску бабочку;
Если настроение испортилось – тучку.
Выдача домашнего задания на выбор : C делать отрывную аппликацию или аппликацию из пластилина. На любую тему .
Каждая публикация, которую Вы найдёте на страницах этого тематического раздела, представляет собой готовый конспект проведения детского творческого занятия по аппликации. Старинное искусство вырезания и наклеивания фигурок и узоров на фон-основу подвластно маленьким художникам любого возраста.
В данном разделе Вы встретите конспекты занятий по созданию работ, с которыми справится и трёхлетний ребёнок. А также материалы, предназначенные для «более продвинутых» юных мастеров. Полистав всего несколько страниц, Вы без труда найдёте несколько свежих и готовых к применению творческих идей.
В помощь педагогу – конспекты по занятиям аппликацией «под ключ».
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 5621
.
Все разделы
| Аппликация. Конспекты занятий, НОД
Конспект НОД «Художественно - эстетическое развитие» (Аппликация , старшая группа) Тема : «Поздравительная открытка к 23 февраля» . Цель : Выполнить поздравительную открытку к 23 февраля для папы. Задачи : 1. Формировать у детей представление о празднике «День защитника Отечества» ....
Конспект НОД по аппликации «Быстрокрылые самолеты» Цели :учить из бумажных деталей разной формы создавать изображения,отгибать и загибать уголки,развивать творческое мышление. Ресурсы :белая и цветная бумага,ножницы,клей,салфетки,иллюстрации с изображением самолета,стихотворение Г.Лагздынь "Мы играем с братом". Организационный...
Аппликация. Конспекты занятий, НОД - Конспект НОД по аппликации в старшей группе к 23 февраля
Публикация «Конспект НОД по аппликации в старшей группе к 23...» Цель: Развивать творческие способности детей старшего дошкольного; воспитывать любовь и уважение к взрослым, чувство патриотизма. Задачи: развивать мелкую моторику рук; развивать творческое воображение; совершенствовать навыки и умения в аппликации; воспитывать...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Занятие по аппликации в старшей группе «Суп из овощей» Подготовила воспитатель: Рябчикова Н.В. Цель: Формирование умения работать с ножницами. Программные задачи. Обучающие: - Формировать умение воплощать свой замысел в аппликации. - Учить детей самостоятельно создавать в...
Конспект занятия по аппликации «Избушка ледяная и лубяная» Цель: Формировать умение создавать на аппликативной основе разные образы сказочных избушек - лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Задачи: 1. Обучающие: 1.1. Закреплять навыки детей по созданию образов избушек из геометрических фигур; 1.2. Вызвать интерес к русским народным...
Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации «Мышата-моряки» Цель: Формировать умение создавать на аппликативной основе кораблики. Задачи: 1. Обучающие: 1.1. Закреплять навыки детей составлять кораблик из готовых геометрических фигур; 1.2. Развивать композиционные умения; 1.3. Закрепить представления детей о геометрических фигурах и о...
Аппликация. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия по аппликации «Строитель». Тема недели «Профессии»
Тема недели «Профессии» Конспект занятия по аппликации «Строитель» Методы и приемы: практические: наклеивание вырезанных форм на основу; наглядные: образец дома; словесные: вопросы, чтение стихотворения, пояснение. Материал к деятельности -макет улицы города без домов; -бумажные...
Животные жарких стран. Цели: ознакомление с животными жарких стран, трудом художников – анималистов; создание коллективной композиции по теме. Задачи: продолжать знакомство и расширение знаний о животных жарких стран; знакомство с трудом художника – анималиста; учить детей...
По ИЗО деятельности
Конспект занятия по аппликации
для старшего дошкольного возраста
Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.
Задачи:
- Учить детей соотносить реальные и сказочные образы.
На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, передавая ее необычность и яркость, используя элементы декоративного оформления.
- Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам.
- Развивать зрительный контроль действия рук.
- Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Материал и оборудование:
Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т. п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Жар-птица и Василиса-царевна», П. П. Ершова «Конек-Горбунок» и др. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением птиц. Занятие по лепке на тему «Сказочная птица», рисование птиц.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята. Сегодня занятие по аппликации начинается необычно. Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы, изготовленные взрослыми и детьми разными способами. Посмотрите и скажите, какие птицы собрались сегодня на поляне? Назовите их. А тех птиц, которых не назвали, где можно встретить? (ответы детей) . Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.
Чем отличаются сказочные птицы от обычных?
А что у них общего?
Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему? (ответы детей) .
На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите. (ответы детей) .
Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Птица Счастья».
(Дети проходят и садятся за столы) .
Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.) . Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.
Силуэт можно вырезать из бумаги сложенной пополам. Кто подскажет, как правильно складывать бумагу пополам, и за какую сторону держать заготовку? (ответы детей и показ воспитателем последовательности вырезывания) .
Вырезать начинаю с туловища. Держу заготовку за линию сгиба горизонтально. Ставлю ножницы на левый нижний угол и вырезаю полуовал (большую горку) примерно до середины заготовки. Затем режу прямо – это шея. Шея переходит в голову (маленькая горка) и заканчивается острым клювом. Посмотрите на схему и еще раз запомните последовательность вырезывания контура.
(дети самостоятельно вырезают силуэт птицы) .
Тело птицы мы приклеим к листу, а шея и голова будут свободно обращены вперед. Так мы получим не плоское, а объемное изображение, что придаст нашей птице живость. Птица важно склонила голову и, кажется, что она вот-вот сойдет с листа и упорхнет.
Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Птица Счастья. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.
(самостоятельная творческая деятельность детей) .
Организация выставки.
Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.
(рассматривание и анализ детских работ) .
Ребята, Птица Счастья несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее. Вы можете подарить ее тому, кому захотите. Не случайно поется в одной замечательной песне:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким -
Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)
Тема: Аппликации снеговик
Цель: формирование умения составлять аппликацию из смятых салфеток.
Задачи
1.Обучать приемам разметки по шаблону.
2.Развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг
друга и плоскости листа, развивать мелкую моторику на основе упражнений в вырезывании.
3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям аппликации.
Ход занятия.
Поприветствуем гостей, улыбнемся веселей.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Работать будем под девизом: «Душу и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи»
II . Работа над занятием
1.Беседа по картине «Зимние забавы детей».
Какое время года изображено на картине? (Зима).
Чем заняты дети? (Ребята катаются на санках с горы, на лыжах, на коньках,
играют в снежки, лепят снеговика).
2. – Отгадайте загадку:
Меня не растили,
из снега слепили.
Вместо носа ловко
вставили морковку.
Глаза – угольки,
Губы – сучки,
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик)
А почему его так называют? (Потому что его лепят из снега).
А тебе приходилось лепить снеговика?
Какие детали нужно слепить, чтобы потом из них собрать снеговика? (Ответы).
3.Сообщение темы, цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами выполним аппликацию из смятых салфеток « Снеговик».
Будете выполнять разметку деталей по шаблону.
Поучимся правильно размещать детали на листе картона. Выполнять работу будете
по предметно-операционному плану. Он поможет вам правильно и аккуратно
выполнить работу.
4. Анализ образца.
Внимательно рассмотрите образец. (Показываю готовую поделку «Снеговик» на
синем картоне из смятых салфеток).
Какую форму имеют детали? (Форму круга).
Одинакового ли размера круги? (Нет, они все разные).
Как они располагаются по отношению друг к другу? (Внизу побольше, к верху
уменьшаются).
5. Организация рабочего места:
Что нам понадобится для изготовления снеговика? Отгадай
1) Не похож на человечка, но имеет он сердечко
И работе круглый год он сердечко отдает. (Карандаш)
2) Жил-был в бумажном царстве очень важный дед.
Считал себя он прочным, а значит самым главным
И очень-очень твердым из всех бумаг во век. (Картон)
3) Инструмент бывалый – не большой, не малый
У него полно забот: он режет и стрижет (Ножницы)
4) Смогу соединить картон с бумагой (Клей)
6. Повторение правил безопасности при работе с клеем.
Прежде чем мы начнем работать, давай вспомним, как нужно пользоваться клеем.
* Много выдавливать нельзя клея, чтобы не испачкать одежду и стол.
* Нельзя испачканными руками вытирать глаза или брать пальцы в рот.
* Вытирать руки надо тряпочкой.
7. Повторение правил работы с ножницами.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй ножницами, не подноси их к лицу.
8.Гимнастика для глаз
9. Пооперационный показ.
Что такое шаблон?
Ребята, для того, чтобы выполнить работу, нам нужно понять порядок работы.
Посмотрите на доску. Вам будут помогать карточки, на которых показано, что и как
надо делать.
У вас на столе шаблоны кругов. Они разного размера. Выполняйте
разметку точно и аккуратно. Плотно прижимайте шаблон одной рукой, а другой
обводите его контур как можно точнее. Не сдвигайте шаблон во время работы.
1. Сначала берем большой круг, укладываем на картон и обводим карандашом.
Затем обводим средний круг.
Потом обводим маленький круг (каждый последующий круг приставлять к
верхушке предыдущего). .
ФИЗМИНУТКА.
« Елочка»
Демонстрация приемов смятия салфеток. Скатываем шарики и начинаем оклеивать кружки Снеговика на картоне, поочередно,заклеивая круги снизу вверх.
4.Чего-то не хватает у снеговика? Правильно, у него нет лица.
Потом делаем лицо. Вырезаем два маленьких черных кружка – это глаза,
треугольник – это нос, сделайте рот.
Обведите шаблон головного убора и приклейте к верхнему кругу.
Провожу текущее инструктирование, слежу за приемами выполнения разметки.
5. Наконец получился портрет снеговика.
Выставка работ учащихся
III. Закрепление.
Что мы сегодня делали на уроке?
Из чего мы сделали снеговика?