Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.
Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ
Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.
Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения
К. Паустовский
Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:
- научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
- сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
- обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
- учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
- развивать эстетические чувства по отношению к природе.
Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.
Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую
Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет
Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.
Мотивирующее начало занятия
Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:
Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ
Тема занятия | Вводная часть |
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) | Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие. |
«Прогулка в лес» | Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
|
«Как вести себя в лесу» | Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
|
Виды занятий по экологическому воспитанию
Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:
- Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
- Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный - эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный - исполнение песен про лето, математический - задание «Сколько лепестков?», творческий - «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
- Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
- Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
- Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
- Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
- В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).
Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.
Таблица: картотека подходящих тем по экологии
Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе
Автор | Головнёва М.А., педагог |
Название | «Берегите воду» |
Цель | Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе. |
Задачи |
|
Методические приёмы |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Организационный момент. В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках? Воспитатель ставит на стол глобус. В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края). В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета? Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему). На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему). Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают). Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды. В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды. А сейчас у нас загадки.
Физкультминутка.
Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу? |
Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»
Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей
Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников
Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.
Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.
Экологический проект включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель - это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
- Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
- Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
- Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.
По доминирующей деятельности проекты бывают:
- исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
- практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля - наш дом родной»);
- творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
- познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).
Примеры проектов по экологии в ДОУ:
- краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
- краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
- долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).
Таблица: пример экологического проекта в старшей группе
Название | «Цветы для мамы» |
Участники проекта |
|
Вид проекта | Долгосрочный: с августа по март. |
Подготовка |
|
Задачи |
|
Ход проекта | Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре. В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост. С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику. Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи. |
Тема : «Как все живое растет?»
Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.
Кто изображен на этих фотографиях?
А вы сейчас похожи на этих детей?
Как вы изменились? (Мы стали большие, теперь у нас одежда и обувь большего размера, у девочек теперь длинные волосы. Сейчас мы носим вместо ползунков колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т.д.)
А чему вы научились еще? (Разные ответы детей).
Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас? (Мама, папа, дедушка, бабушка).
А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Надо было детей кормить, поить...)
А чем вас кормили? (Кашей, кефиром, молоком, мясом, супом, соками, фруктами и т. д.)
А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купать ребенка, закаливать и т. д.)
Кто это все делал? (Мама, папа...)
Правильно, ребята, самое главное - это любовь ваших близких, она очень необходима всем маленьким детям.
Вывод (на ковролине выкладывается схема):
грудной ребенок ⇒ ребенок-дошкольник ⇒ юноша ⇒ мужчина
Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо (выкладывается схема):
Так развивается и растет человек.
Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими вы будете.
Ребята, а у кого дома живет кошка?
Какая кошка, большая или маленькая?
А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)
Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
слепой котенок ⇒ маленький котенок ⇒ подрастающий котенок ⇒ большая кошка
Ребята, оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, что и человеку:
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких
(Возвращаются к выложенной схеме).
А теперь отгадайте загадку.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок.)
Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым?
Кто знает, каким петушок был раньше? (Маленьким цыпленком.)
Правильно, цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (Выкладывается схема.) Потом он немного подрос.
Что надо было для роста цыпленка? (Надо было кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своей мамы и т.д.)
Все правильно. Цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.
Вывод:
Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких
(Возвращаются к выложенной схеме.)
А кто же заботится о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех? (Любовь и забота мамы-курицы. Она греет его под своим крылом, оберегает от врагов и т. д.)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Вы будете моими маленькими цыплятами, а я - мамой-курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм - ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком.
(Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке.)
Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице водицы попили, кормом подкрепились - вот уже и подросли... и превратились в больших и красивых курочек и петушков. (Дети имитируют походку курочек и петушков.)
Ребята, посмотрите вокруг, что и кто еще у нас в группе растет вместе с нами? (Черепаха, попугай, рыбки, комнатные растения...)
Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения - все мы - жители Земли. И всем нам необходимо одно и то же для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих.
А теперь отгадайте, что у меня гремит в коробке. Определите по звуку. (В коробке фасоль.)
Что это? (Дети высказывают предположения.)
Как вы думаете, что лежит в коробке: живое или неживое?
А теперь закройте глаза и попробуйте руками. Что это? (Воспитатель раздает в руки фасолинки.)
Гладкие, овальные, маленькие. Что это?
А теперь откройте глаза и посмотрите. Что это? (Фасолинки.)
Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? (Посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)
Правильно, если мы хотим, чтобы это зернышко росло, мы его оживим. Росток проростает и растет.
А вы хотите быть зернышком?
Психогимнастика «Зернышко»
Представь, что ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца...
Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?
Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.
(Дети разговаривают со своей фасолинкой.)
Ребята, давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
(Дети сажают фасолинки.)
Алла Исаева
Конспект занятия по экологии в старшей группе.
Конспект занятия по экологии в старшей группе .
«Будь другом природе»
Цель : Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношения к природе.
Задачи :
1. Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу) .
2. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.
«Познавательное развитие» (развитие любознательности и интересов детей; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов, планете Земля, как общем доме людей;
«Речевое развитие» (владение речью, как средством общения и культуры) ;
Социально – коммуникативное развитие» (формирование поведения) .
Предварительная работа :
1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой, опыт по очистке воды (дети пропускали загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой, обращение детей, как изменилась вода после очистки (делали самостоятельные выводы, игры с воздушными шарами; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева. Изготовление подарков гостям (аппликация «Ромашка» , аппликация «Рыбки» ).
Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, запрещающие знаки, картинки с пищевыми цепочками.
Ход занятия.
I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе . На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от доктора Айболита. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш доктор Айболит.»
Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да)
Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
Ну вот, мы и прилетели.
Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.
Ребята что то на этой картинке не так, Разве так выглядит цветочный городок? (Нет, в цветочном городке красивая природа и солнышко, а здесь всё тёмное и огромный чёрный завод, и леса нет) Верно.
Вопросы к детям : - Как вы думаете, ребята, что же в этом городке произошло? (Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду) .
А что стало с речкой? (Она загрязнилась, от сточных вод с завода)
А может ли рыба жить в такой реке? (Нет, вода слишком грязная)
А куда исчез лес и пропали лесные звери? (Лес вырубили, А зверям негде стало жить)
А как бы вы поступили на месте этих жителей? (Не вырубали лес, не загрязняли воду)
А что будет с этим жителями? (Если они не исправят ситуацию, то будут болеть)
Ребята давайте поможем исправить ситуацию!
II. Дети подходят к столу.
Дидактическая игра «Исправь ситуации» .
Ребята скажите, а чем и как мы дышим? (воздухом, носом, иногда ртом)
А может мы вообще не дышать? (нет нельзя, без этого человек не может жить)
Можем мы дышать грязным воздухом? (можем, но это плохо, мы будем болеть, нам будет плохо)
Что мешает воздуху быть чистым? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)
А может сейчас человек прожить без машин, заводов и фабрик? (Ему будет тяжело без них)
Что нужно сделать что бы природа не страдала? (Надо на трубы ставить фильтры, беречь лес)
1. Ставим фильтры.
Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают? (Выделяют кислород) .
Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.
Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище? (Посадить деревья, кустарники , цветы и т. д.) , но сначала нужно убрать весь мусор.
2. Очищаем реку, убираем мусор (мусор зачеркивается, приклеиваем травку, цветы) .
Молодцы ребята.
3. Сажаем деревья (приклеиваем деревья, кустарники , цветы на ватман, где изображен Цветочный городок). (Исправляем ситуацию) .
Пальчиковая гимнастика.
Мы тихонько в лес зайдем.
пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем?
одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.
одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти,
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
Животных мы хотим найти.
одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)
дети по очереди называют диких животных
4. Прикрепляем картинки с животными (на наш плакат с экологическими проблемами ) .
Ребята, а ведь всё живое вокруг взаимосвязано между собой. Я вам предлагаю выложить пищевые цепочки :
Растения – гусеница – птицы
Растения – мышка – сова
Растения – заяц – лиса
Насекомые – ежи
Грибы – белка - куницы
Молодцы ребята!
5. Вешаем запрещающие и напоминающие знаки для жителей цветочного городка :
Ребята, а что должны делать жители Цветочного городка, чтобы не навредить растениям? Какие напоминающие и запрещающие знаки им подскажут? Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Не рубить деревья и кустарники - деревья очищают воздух, плоды деревьев являются кормом для животных
Не разводить костры под деревьями - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
Не ловить бабочек, они красивы, как и цветы, невесомы и ранимы
Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них
Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
(Дети выбирают соответствующие знаки : не руби деревья, не ломай ветки, не повреждай кору, не вырывай ягодные кустики с корнем, не сбивай ядовитые грибы ногами, не жги костры, не мусори в лесу).
Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
1. На заводе поставили очистительные сооружения.
2. Убрали весь мусор.
3. Почистили реку.
4. Посадили деревья в лесу.
И осталось нам запустить в реку рыбок.
Дети приклеивают на ватман рыбок, где нарисована река.
Молодцы ребята.
(Двое детей рассказывают стихотворение о природе)
Н. Рыжова
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Ребята, понравилось вам наше путешествие?
А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой, Проводиться повторно физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. Мы хотим опять назад, в наш любимый детский сад!
Вот мы и вернулись!
Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду, справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе. Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка. подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.
А теперь ребята хотят подарить подарки, сделанные своими руками (Аппликация из бумаги, Цветы) для наших гостей!
За вашу помощь жители цветочного городка приготовили вам сюрприз (угощения детям) .
Программное содержание:
1. Формировать представления о круговороте воды в природе.
2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: игровой персонаж – Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); стекло; картина круговорота воды в природе.
Модели: «маленькие человечки» (ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.
Предварительная работа:
Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».
Ход занятия
1. Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей).
2. Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?
Дети: Да!
3. Подходим к большому цветку. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Педагог подходит к растению и говорит детям: « Ребята, посмотрите, что это такое на листике?». Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.
Дети: Капелька.
Педагог: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)
Педагог: Дети капельку зовут Капитошка.
Педагог: Что ты здесь делаешь, Капитошка?
Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.
Педагог: Дети, покажем Капитошке, где живут ее сестрички-капельки.
(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)
Капитошка, говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?
Дет:. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.
Педагог: А как нам это сделать?
Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.
Педагог (вместе с детьми произносит считалку-превращение):
Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.
Педагог: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. Подводит детей к картине.
Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.
Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная) .
Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)
У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)
(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)
Вытираем салфеточками ручки. Наше путешествие продолжается. Присаживайтесь на стульчики
Педагог: Дети, сейчас мы с вами изобразим капельку с подружками. Хотите помочь? Ко мне выйдут дети (3 человека). Они покажут нам капельку и ее подружек. Дети самостоятельно моделируют воду на столе. Ребята, вы согласны с предложенной моделью. А теперь представьте, что вы маленькие человечки. Покажите нам капельку с подружками.
Капитошка: Вот так и Капитошка с сетричками-капельками играл, резвился, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине).
Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет) . А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.
Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит) .
Дети, а вы что нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар. Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)
Антон, как называется дымок из чайника? (пар) , Эля назови, что из чайника выходит? (пар).
Где образуется пар? в чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.
У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).
У пара есть запах? (нет, у пара нет запаха)
Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка). Какие человечки помогут нам изобразить капельку – паринку, подскажите мне.
Педагог: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».
Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.
Педагог:
1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)
Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.
2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей! (Туча)
Капитошка:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)
А кто знает, о чем эта загадка?
Дети: О воде.
Педагог: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.
Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако) , затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).
Капитошка: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите моих сестричек – снежинок?
Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.
(Дети рассказывают стихотворения)
Педагог: Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать снежинку. Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки. Потом показывают на модели.
Капитошка: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ему грустно с вами расставаться, но его ждут сестрички - капельки. До свидания.
Педагог: Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? 1 ребенок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем, побывала капелька
Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.
Педагог: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.
Давайте вместе назовем наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? Педагог раздает детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.
Дети, Капитошка оставил нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, аквариум, чайник с водой, леечки для поливки цветов) . Педагог обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.
Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде. Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки.
Где самая вкусная вода? (В роднике). Дети угощают родниковой водой гостей и пьют сами.
Загадки для гостей занятия
1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)
Литература
Рыжова Н.А. Волшебная вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. (Серия «Наш дом – природа»)
Отдел образования
Администрации Центрального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
города Новосибирска «Центр развития ребенка –
детский сад № 000 «Дельфиненок
Занятие по экологическому
воспитанию в старшей группе
Тема: "Лесное чудо"
Составитель:
воспитатель
квалификационной
Новосибирск
2009. Информационная карта занятия МДОУ ЦРР д./с № 000 «Дельфиненок»
Воспитатель :
Дошкольная группа: старшая
Дата проведения : 20.11.09.
Цель: формировать у детей понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Задачи:
1. Дидактическая:
· Способствовать формированию представления о том, что пень - место обитания разнообразных живых существ (животных и растений).
· Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.
2. Коррекционная:
· Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
3. Воспитательная:
· Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.
· Закреплять знания о правилах поведения в природе
Оборудование: ширма с изображением леса; искусственные растения леса; пень; игрушки: насекомые, звери, костюм Лесовика; экологические знаки «Правила поведения в лесу»; лупа - на каждого ребёнка; опрыскиватель с водой, пригласительный билет.
Формы организации деятельности:
· Совместная деятельность с взрослым с элементами игровой деятельности.
Структура занятия:
1. Появление сказочного героя - Лесовика
2. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».
3. Беседа-опрос «Что вы знаете о строении дерева (пня)?)
4. Рассказ Лесовика о Пне Корнеевиче
5. Опытническая деятельность детей
6. Игра-драматизация «Пенек-теремок»
7. Дидактическое упражнение «Подбери соседей»
8. Подведение итогов
9. Сюрпризный момент
Характеристика группы дети шестого года жизни
Предполагаемый результат : сформировать обобщенные представления у детей шестого года жизни о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
В руки к детям попадает письмо от Лесовика, в котором он приглашает их посетить сказочный лес, в котором царит вечное лето.
На пороге группы их встречает Лесовик
Лесовик . Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Меня зовут Лесовик. Хотите отправиться со мной в сказочный лес, в котором никогда не бывает зимы, весны или осени. (Ответы детей). Как вы думаете, а почему этот лас называется сказочным? (Если дети затрудняются с ответом, то Лесовик подводит с помощью наводящих вопросов к выводу о том, что в природе всегда происходит смена времен года)
Лесовик . А у меня в корзинке есть волшебные карточки. И я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Дети описывают изображения и объясняют их смысл .
Лесовик . Да, я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. И поэтому лесные жители всегда рады таким гостям.
После этого дети вместе с Лесовиком проходят в группу и подходят к ширме с изображением леса.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Лесовик спрашивает у детей . Вам нравится гулять по лесу? (Да .) А что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. (Ответы детей ) Какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей .) Да, богат наш лес и красив. (Звучит аудиозапись «Шум леса» .) Слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.
Лесовик подводит детей к пню .
Лесовик . Мы вышли на лесную поляну. А вы знаете, что это за чудо лесное? (Указывает на пень ).
Ответы детей
Лесовик . Это не просто пень, это - Пень Корнеевич - самый старый житель моего леса. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает его корень ). Здравствуйте, Пень Корнеевич! Вы меня узнали, это я, ваш друг - Лесовик.
Дети поочерёдно знакомятся с пнём , называют свои имена..
Лесовик . Какие вы вежливые ! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни .)
Лесовик . Какие они, корни? (Прямые и изогнутые , толстые и тонкие , ветвистые , запутанные , твёрдые и гибкие , длинные и короткие , гладкие .) Какого они цвета? (Тёмно - коричневые , светло - коричневые , бурые , белые .) Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле . Через корни дерево получает питательные вещества , воду .) Чем покрыт пень? (Корой .) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая , грубая , твёрдая , с трещинами .) Понюхайте, чем пахнет пень? (Пень пахнет деревом , лесом , землёй .). Хотите, я расск ажу вам о Пне Корнеевиче?
Ответы детей
Лесовик . Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не припомню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите эти кольца? (Показывает .) Каждое кольцо - прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.
Дети вместе с Лесовиком считают годичные кольца на спиле пня .
Лесовик . По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.
Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.
Вместе с Лесовиком дети рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева .
Лесовик . А у меня в запасе есть несколько других спилов, давайте их рассмотрим. (Достает из корзинки лупу) . А вы знаете что это такое? (Ответы детей .) . А для чего она? (Ответы детей .) . Давайте разделимся на группы и рассмотрим спилы различных деревьев, а потом вы расскажете, что вы увидели.
Дети рассматривают спилы деревьев через лупы .
Лесовик . Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (Дети рассказывают о том как росло каждое из деревьев, пока его не спилили )
Звучит аудиозапись «Речь Пня Корнеевича» .
Пень Корнеевич . Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один-одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!
Лесовик . Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? А вы дети не знаете, что это за друзья?
Ответы детей
Лесовик . Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для своих личинок квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут-жуют, горя не знают.
В течение лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны вырос на коре лишайник, а с другой появился зелёный мох. Кто под такой мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.
Лесовик . Теперь вы поняли, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил? Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него?
Дети выбирают фигурки животных , которые , по их мнению , могут жить в условиях данной экосистемы .
Лесовик предлагает каждому ребёнку превратиться в какого - нибудь обитателя леса : стать бронзовкой , короедом , многоножкой , муравьем , мышкой , лягушкой , кротом и т . д . Например , говорит : «Коля , ты хочешь быть жуком - оленем ? Как ты думаешь , почему его так назвали ? »
Лесовик . Сядем вокруг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»
Послушайте, как я жука-короеда буду в пень заселять.
Подходит к пню и спрашивает : «Кто - кто в пенёчке - теремочке живёт ? » Никто не отвечает . «Тогда я буду жить под этим крепким толстым корнем . Здесь я найду не только кров , но и пищу - опилки» . Теперь ты (обращается к ребёнку ), жук - олень , заселяйся в пень .
Таким образом, дети поочерёдно заселяют выбранные фигурки животных в пенёк - теремок .
Лесовик . Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей поляне. Сейчас пойдёт дождь. (Опрыскивает пень водой .) Каким бывает дождь? (Тёплым , сильным , тихим , холодным, моросящим , проливным .) Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (Дети выполняют задание .)
Лесовик . А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (Нет .) Почему? (Ответы детей .) Подойдём к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. (Дети выполняют задание .)
Лесовик . Посмотрите, как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Лесовик . Пора нам прощаться с Пнем Корнеевичем его друзьями. А хотите, чтобы я еще пришел к вам и рассказал о других лесных обитателях?
Ответы детей
Лесовик . Тогда расскажите мне что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а я подарит вам пригласительные билеты на мою следующую встречу.
Дети рассказывают о том , что им запомнилось , и получают пригласительные билеты .