Ребенок в 3 месяца уже значительно отличается от новорожденного. Он значительно подрос, более осознанно смотрит на мир, улыбается и гулит. В течение первого года жизни ребенок очень быстро развивается. Почти каждый день появляются новые умения, чаще проявляется целый комплекс новаций в поведении и восприятии. В статье подробно рассмотрим, что умеет ребенок в 3 месяца, как развивать трехмесячного ребенка, на что стоит обратить внимание родителям во время развития (в конце данной статьи будет видео для закрепления материала).
Что умеет ребенок в 3 месяца и чему нужно научиться?
Развитие ребенка в 3 месяца проходит стремительно. Родителей на данном этапе волнуется вопрос, что должен уметь ребенок в 3 месяца, однако, не стоит забывать, что все дети развиваются по-разному и какие-то умения ребенок освоит в конце третьего месяца, другие же — позже.
- Кисти рук немного закрыты, пальцы рук согнуты незначительно. Ребенок в 3 месяца активно рассматривает свои руки, особенно увлекает его сжатие и разжатие пальчиков и наблюдение за этими процессами. Он понимает, что это именно его рука и управляет ей он сам.
- Ребенок в 3 месяца умеет поднимать голову под углом 30-40 градусов и удерживать ее на протяжении 10-30 секунд. Не стоит забывать, что у крохи еще мышцы шеи не окрепли и ему еще нужна перестраховка родителей. Ребенок в 3 месяца отлично контролирует движение своей головки. У крохи лучше получается удерживать и крутить головкой в вертикальном положении.
- Ребенок в 3 месяца, прикасаясь к различным предметам, учится отличать мягкие и твердые материалы. Если мама дает ребенку игрушку, он пытается брать её рукой. Ему очень нравиться трогать и хватать разные предметы, стоит позаботиться о безопасности и использовать для игр безвредные погремушки. Желание все потрогать говорит о развитии тактильных ощущений и познавательного интереса. В тоже время укрепляются пальчики.
- Ребенок на 3 месяце развития может попытаться попробовать игрушки на вкус или просто подносить предметы к лицу. Кроме того, все, что попадает к нему в рот, он сразу же принимается сосать, будь то пальчик или край пеленки, одежка. Но есть разница между едой и просто сосанием и он хорошо это отличает. Можно пронаблюдать, когда младенец не голоден, он может сосать пустышку, в противном случае он просто ее выплевывает и требует грудь.
- Совершенствуются зрение и слух. Услышав звук погремушки или колокольчика, малыш повернет голову к источнику звука, захочет посмотреть на него. При незнакомых звуках ребенок сначала замирает, прислушивается, а потом начинает активно двигать ножками и ручками. Младенец хорошо может отличать звуки, звонок телефона, шорохи, шелест.
- Ребенок в 3 месяца жизни смеется осознанно и, тем самым, приносит радость маме и всем родным.
- Наблюдает за предметами, которые движутся вблизи от него. Поворачивает головку в направлении движения игрушки или родителей.
- У младенца развиваются речевые навыки на ряду с пополнением словарного запаса. Малыш уже активно начинает гулить, звать маму, используя различные звуки. Лексикон крохи еще невелик, однако, звуки: «Л», Б», «П», «Ф», «М» ребенок начинает задействовать во время взаимодействия с предметами и людьми.
- В этом возрасте малыш начинает распознавать родителей, узнает маму и папу.
- Меняется способ сосания, ребенок в 3 месяца умеет уже крутить головкой в поисках груди, а затем захватывать её губами.
- В положении на спине ребенок может делать попытки перевернуться с бока на бок, ножки в этот момент будут подгибаться. Однако, это лишь попытки. Как правило, детки начинают переворачиваться с 4-го месяца.
- Малыш может делать попытки ползанья, но для данных движений ребенку понадобится больше сил.
Многие родители подумают, что это обязательный список, что должен уметь ребенок в 3 месяца своей жизни, однако это не так. Некоторые умения трехмесячный ребенок может освоить чуть позже. В этом нет ничего страшного, все детки индивидуальны.
На что нужно обратить внимание?
Данный список умений ребенка в 3 месяца, которые малыш не освоил к концу этого периода, должны насторожить родителей.:
- К концу 3-го месяца малыш не может поднять головку выше, чем на 5 см.
- Не может держать голову в вертикальном положении
- Ребенок в 3 месяца не может приподняться лежа на спине
- Если ребенок не тянется рукой к игрушке, которую дает ему мама
- Если на источник звука реагирует плохо или не реагирует вообще
- Отсутствие улыбки на лице
Этот перечень, является тем минимумом, что должен уметь ребенок в 3 месяца. При обнаружении какого-либо из пунктов, обратитесь за консультацией к педиатру.
Как развивать ребенка в 3 месяца
Чтобы развитие ребенка в 3 месяца было продуктивным и многие умения были достигнуты, существует ряд физических и обучающих упражнений, которые помогут преуспеть малышу в развитии.
- Упражнение «осваиваем перевороты». Как правило, развитие ребенка в 3 месяца не позволяет делать полноценные перевороты, но уже можно постепенно в конце этого месяца делать подготовку. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Вы поднимаете правую ножку (можете также поднять правую ручку) и легонечко тянуть правую ножку к левой ножке. Положение ребеночка должно меняться и постепенно потянув за правую ножку вы должны перевернуть ребеночка на бочок. Опять таки, если упражнение дается сложно, то можно брать и за правую ручку и за ножку одновременно. Тоже самое можно проделать, взяв малыша за левую ножку.
- Играйте с ребеночком игрушками недолго, 10-15 минут будет достаточно. Если ребенок устал, дайте ему спокойствие и отдых.
- Как было уже сказано в статье, у ребенка в 3 месяца стремительно происходит процесс развития речевого аппарата, поэтому важно петь песни, рассказывать стишки в момент игрового процесса, купания, перед сном. Заметьте, что все слова, которые вы произносите должны быть четкими. Малыш не поймет смысл слов, но звуки, которые вы будете произносить, станут хорошим укреплением фундаментального развития речи.
- Развитие мелкой моторики для малыша в 3 месяца это также не менее важный этап. Следует проводить массаж в виде поглаживаний стоп и ладошек, пальчиков. Прощупываем фактуры конечностей.
- Показывайте яркие картинки вашему ребенку и проговаривайте детали, которые размещены на картинке. Не забывайте о четкой речи.
- В борьбе с недугами и болезнями, родители прибегают к закаливанию. В разумных приделах без фанатизма можно немножко понижать температуру во время купания. Еще одним хорошим способом является грудничковое плаванье.
- Упражнения, связанные с улучшением координации движений, благоприятно влияют на развитие ребенка в 3 месяца. Для этого нужно положить ребеночка на живот и на расстоянии в 10-15 сантиметров положить игрушку от него. Чтобы завлечь внимание, вы можете потарахтеть игрушкой, но не давать в ручку. Ребенок будет слышать звук и пытаться узнать, что же это за интересное звучание. У младенца появится интерес и он захочет «познакомиться» с предметом и начнет тянуться к нему. Это упражнение поможет в дальнейшем развить мышцы и поползти, однако развитие ребенка в 3 месяца не предполагает этого.
- Пищащие игрушки можно укрепить на кроватке, между прутьями. Малышу очень понравиться задевать их ножками или ручками, что бы услышать звук.
- Для развития тактильных ощущений в ручку надо вкладывать различные ткани, они могут быть шуршащими или мягкими. Бархат, вельвет, мешковину можно скрепить и развесить на разной высоте, чередуя твердые и мягкие предметы.
- Для развития зрения на ручки и ножки можно надеть цветные манжеты или носочки. Сначала на ручки, потом на ножки, а потом на все конечности.
Теперь вы знаете, как развивать ребенка в 3 месяца. Эти простые упражнения помогут освоиться на данном этапе развития и улучшить способности малыша.
Важны физические упражнения, укрепление ножек и ручек малыша. Можно проделывать упражнение «велосипед», он сам начнет толкать руки взрослого. Слегка подтягивайте его за ручки, голова не должна запрокидываться, если все же не держится еще, то со временем шея окрепнет.
Психическое развитие ребенка в 3 месяца
Ребенок все активнее начинает реагировать на окружающий мир. У ребенка в 3 месяца совершенствуется обоняние, он хорошо отличает родителей не только по голосу, но и по запаху.
Трехмесячный малыш активно проявляет свои чувства, он может плакать и кричать в знак протеста на дискомфорт или неудобства. Активно улыбаться и гулить, когда он доволен. Плакать он может из-за:
- боли и дискомфорта;
- испуга;
- голода;
- неудобства;
- желания спать.
Все детки любят быть на руках, особенно у мамы. Ребенок в 3 месяца уже понимают, что на руках у мамы ему тепло и удобно. Младенец всегда ожидает контакта, сам пытается отвечать на прикосновения, протягивает ручки. Все дети любят, когда с ними ласково беседуют или играют. С самого раннего возраста важно правильное психологическое развитие, а для этого надо обеспечить постоянный контакт с младенцем.
Проявление любви родителей повлияет на дальнейшее психологическое развитие ребенка в 3 месяца. В этот момент ему так важно чувствовать любовь родителей.
Питание ребёнка в 3 месяца
За одно кормление ребенок должен получить до 150 граммов, не менее 130 граммов. В сутки это примерно 1/6 веса. Лучшим питанием остается грудное молоко. При его недостатке нужно стараться сохранить хотя бы часть кормлений именно грудным молоком. Сколько бы не было его, вначале надо приложить ребенка к груди, а только потом докормить из бутылки. Чтобы понять, сколько он смог высосать, надо взвесить его до и после кормления. При необходимости можно использовать адаптированную детскую смесь. Как правильно ее приготовить написано на коробке. Обязательно надо следовать инструкции.
Уход за ребенком в 3 месяца
Вы уже знаете, что умеет ребенок в 3 месяца и каким должно быть питание, пришло время затронуть вопрос об уходе за младенцем.
К 3 месяцам у ребенка должен наладиться регулярный однородный стул. Важно проследить за этим. При запорах, которые продолжаются по нескольку дней надо обратить внимание на питание мамы при кормлении грудью. В случае если стул редкий, но мягкий и однородный волноваться не стоит, это говорит об отличном усвоении грудного молока.
Ребенок всегда должен быть чистый и сухой. Купать его можно каждый день, а менять подгузник следует не реже чем через 3 часа или меньше при необходимости.
Кожа по-прежнему требует особого ухода, ежедневно надо использовать детский крем или молочко после купания и сна. Крохотные ноготки растут очень быстро, и подстригать их требуется очень часто. В противном случае он может поцарапать себе личико. Надо научиться правильно подстригать ногти, чтобы они не врастали в кожу.
Для трехмесячного ребенка в некоторых случаях характерно появление ярких красных пятен, которые потом могут покрыться тонкой сухой коркой. Они могут зудеть или даже болеть. Это явление назвали молочными корками (молочный струп) — это сигнал о неправильном обмене веществ, экссудативном диатезе.
На третьем месяце может появиться . Стоит знать его признаки:
- Младенец становится беспокойным, сильно пугается резких звуков.
- Появляется потливость. Капельки пота могут быть при кормлении, а ночью голова настолько мокрая, что остаются следы на простынке или подушке.
- Из-за выпадения волосиков на затылке ребенок старается потереться ею.
- Наблюдается и резкий запах в моче из-за увеличения количества аммиака.
Многие родители пренебрегают массажем и зарядкой. Обязательно стоит начать выполнять упражнения. Их длительность может быть уже до 25 минут в день. Но делать массаж надо только тогда, когда ребенок в хорошем настроении, не капризничает и не голоден.
Спать трехмесячный ребенок должен столько же как и раньше. Разница в том, что он начинает ощущать время суток. Многие малыши могут спать всю ночь от вечернего до утреннего кормления. Трехмесячный ребенок может просыпаться, если ему требуется «перекус» ночью.
Уже к возрасту 10 дней малыш общается с миром не только рефлекторно - он активно учится пользоваться своими сенсорами. В частности, большинство детей к середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет - яркую погремушку диаметромоколо 10 сантиметров, например. Если Вы поместите таковую на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40-50 см), и станете медленно перемещать ее вправо-влево, то увидите, как малыш фиксирует игрушку взглядом. И пусть эта фиксация продлится всего лишь несколько секунд, а "избыточные" скачкообразные движения глаз новорожденного будут далеки от скупого рационализма, с которым отслеживают движение предметов глаза взрослых, непременно похвалите малыша - в конце концов, это стоило маленькому человеку определенного труда
Пройдет всего лишь неделя-другая, и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми - новорожденный трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы - лицо взрослого человека, например. Попробуйте приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным - и Вы увидите, как маленький человек тоже замрет, затормозит свои и без того не особенно быстрые движения, при этом внимательно, даже испытующе вглядываясь в Ваше лицо. Этот взгляд, между прочим, обладает огромной гипнотизирующей силой - не одна тысяча новоиспеченных отцов, в реальной жизни занимающихся делами жесткими и совершенно лишенными всяких сантиментов, таяла под этим строгим испытующим взглядом, как тает снег под апрельским солнцем. Равнодушно выдержать пристальный взгляд недавно родившегося человека не может никто - если не верите, попробуйте сами
К концу первогомесяца жизни новорожденный уже совсем неплохо владеет зрительным слежением - если Вы попробуете повторить тест с яркой погремушкой, описанный выше, то к собственной радости, увидите, как малыш легко фиксирует игрушку взглядом и успешно "провожает" ее глазами вправо и влево на расстояние до 30-40 см, ловко поворачивая при этом голову в нужную сторону. И движения глазных яблок ребенка уже намного более плавные и координированные.
Не менее эффективно "набирают обороты" и реакции, запускаемые с другого сенсора новорожденного - органов слуха. Если Вы встанете вне поля зрения ребенка 10 дней от роду,и на расстоянии 35-40 см несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Нечего и говорить, что за прохождение этого теста ребенка следует похвалить вдвойне - хотя бы потому, что сами взрослые не очень-то любят резкие звуки, возникающие вне пределов видимости.
К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение - они интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь, простите за тавтологию, погремушкой, находясь вне поля зрения малыша. Или запеть. Или громко продекламировать отрывок из какого-нибудь сочинения Маяковского. Уже через несколько секунд маленький человек успокоится - его "бортовой компьютер" изменит приоритеты. Лежать тихо и прислушиваться малыш будет в течение нескольких секунд, после чего, возможно, примет решение вновь продолжить демонстрацию своей неудовлетворенности бытием - еди эта неудовлетворенность действительно имеет веские причины (кушать хочется, например А к концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая целых 10 - 15 секунд! Поверьте, это немало - даже полчаса времени, уделенные Вам самим генеральным секретарем ООН, стоят меньше, чем секунды внимания, подаренные мамам-папам месячными отпрысками
Тесты, оценивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, имеют довольно важное значение, поскольку позволяет родителям убедиться в том, что соответствующие сенсоры малыша работают нормально.
К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только прогрессирующим улучшением работы сенсоров - куда более приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций ребенка на родительское присутствие. Месячный грудничок уже способен практически "сознательно" улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к его, малыша, драгоценнейшей персоне Внимание, новоиспеченные папы! Постарайтесь непременно заполучить этот замечательный приз раньше мам - мало что в этом мире настоящий мужчина может счесть более значимым достижением, чем первая в жизни улыбка ребенка, адресованная именно отцу. Добейтесь этого - и, честное слово, не пожалеете. Рецепт же достижения успеха довольно прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени. И не жалеть собственной мимической мускулатуры - чем больше Вы будете улыбаться ребенку, тем скорее он ответит Вам аналогичным образом
Иногда родителям месячного ребенка может даже посчастливиться услышать... его смех. Чего и говорить, это бывает очень приятным - но, если этого не случилось в первый месяц, поводов для расстройства у мам и пап нет абсолютно никаких. В конце концов, у Вас впереди еще целая жизнь с малышом, и в Ваших силах сделать так, чтобы смех ребенка не был редкостью.
А еще ребенок первого месяца жизни пытается поднимать и удерживать голову, если его выложить на живот(и плоскую, умеренно мягкую поверхность). Кое-кому даже удается удержать голову в течение нескольких десятков секунд. Кроме того, уже месячные груднички частенько пробуют "говорить" - издают отдельные звукив ответ на настойчивые приглашения взрослого к "разговору"... В общем, достижениями первый месяц жизни отнюдь не обделен. И пусть некоторые из вышеперечисленных умений в той или иной степени имелись у малыша еще во внутриутробном периоде, это не в счет: свидетельства овладения собственным сложнейшим организмом, демонстрируемые ребенком после рождения, действительно заслуживают самого глубокого родительского уважения. В конце концов, обзавестись столькими чрезвычайно важными умениями за весьма небольшой, в общем-то срок, под силу далеко не всем взрослым. То ли, как говорится, еще будет!
Еще один месяц в жизни малыша не прошел даром - ребенок гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в периоде новорожденности. В этот период дети способны на довольно продолжительное по времени зрительное сосредоточение: неподвижный (и достойный его, малыша, то есть, внимания) предмет цепко "схватывается" взглядом и не отпускается на протяжении 20, а то и 30 секунд. Для того, чтобы убедиться в этом, возьмите яркую игрушку диаметром около 5-10 сантиметров и поместите ее в поле зрения ребенка - на расстоянии полуметра. Вместо яркой игрушки можете использовать... свое лицо. Раскрашивать его акварелью необязательно - малыша в Вашем лице привлекает отнюдь не игра цветов и оттенков: он уже достаточно взрослый для того, чтобы интересоваться, что за существо столь бесцеремонно вторглось в его персональное жизненное пространство
Не менее внимательно ребенок второго месяца жизни следит и за движущимися объектами - сопровождает перемещение заинтересовавшего его предмета не только взглядом, но и соответствующими поворотами головы. Для оценки этого умения можно использовать ту же самую игрушку, на том же расстоянии, медленно перемещая ее вправо-влево.
"Повзрослел" и слуховой анализатор малыша: теперь он активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Возьмите погремушку (достаточно "громкую") и слегка поработайте ею в течение 10 секунд, стояв полуметре от ребенка, но одновременно - вне поля его зрения. Услышав грохот, производимый пластиковым шедевром инженерной мысли, ребенок на некоторое время "задумается", после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.
Кроме погремушек и прочих рукотворных источников шума, малыша интересуют и человеческие голоса. Попробуйте ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя все в том же полуметре от него и во все той же недосягаемости для его прямого взгляда - и маленький человек повернет голову в Вашу сторону! Это уже достижение, и немалое - всего месяц тому назад малыш этого не умел.
Расширился и объем двигательных умений ребенка - лежа на животе он уже умеет поднимать и в течение нескольких секунд удерживать голову. Используйте это в качестве ежедневного физического упражнения - наряду с другими, оно укрепляет скелетную мускулатуру малыша и способствует развитию координации движений. А отдельные, особо подвижные индивидуумы двухмесячного возраста в этом положении умеют еще и приподнимать верхнюю часть туловища, отталкиваясь от опорной плоскости обеими руками. Самые одаренные из таких маленьких "спортсменов" поражают родителей способностью переворачиваться не только на правый или левый бок, но и соспины на живот.
Но, пожалуй, самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать возмущенного плача) попытки практического использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. И он уже умеет отличать живые объекты от неодушевленных предметов - если в поле зрения двухмесячного малыша попадает другой ребенок, он будет непременно удостоен продолжительного и внимательного изучения. Изучения взглядом, разумеется - сам же юный исследователь при этом остается практически неподвижным (размышления, по-видимому, в этот момент захватывают его, как говорится, целиком и полностью
Некоторые малыши в это время уже умеют спонтанно... смеяться. Да-да - заливисто смеяться. Трудно найти на планете живое существо, способное ответить на вопрос, чего же такого смешного обнаружилось в жизни человека двух месяцев от роду, но это и неважно - просто сам смех такогомаленького ребенка великолепен и незабываем. И, пожалуй, именно этот смех можно смело отнести к числу самых ценных наград, предусмотренных природой для поощрения ударников и отличников на поприще нелегкого родительского труда
Что же касается "речи" двухмесячного отпрыска, то более умиляющей родительское естество можно признать, пожалуй, лишь... "речь" трех-четырех-пяти-и-более-месячного отпрыска На втором месяце жизни малыши периодически радуют слух мам и пап так называемым гулением - отдельными звуковыми феноменами, производимыми на свет, как правило, вне всякой связи с внешними раздражителями и всегда -довольно эмоционально. Что только добавляет интенсивности родительским восторгам. Запишите, то что Ваш малыш "сказал" в это время на пленку, или хотя бы на бумагу - все эти замечательные неподражаемые "а-а", "гу-у", "э-э-и" или даже великолепнейшее "кхе-е-е" доставят Вам в последующем немало удовольствия во время просмотра, прослушивания или просто прочтения.
Все это, разумеется, только начало. Какими будут последующие достижения малыша - в немалой степени зависит от развивающего участия родителей. Помните об этом, уважаемые мамы и папы.
Маленький человек продолжает усердно развивать своюмоторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса вразвитии.
Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другогочеловека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.
Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.
Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональнойсферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленькийчеловек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.
Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться надлежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет, он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди
А еще дети трех месяцевжизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит",опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.
Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.
А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или инойсферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.
В течение 4-го месяца жизни так называемый "комплекс оживления" - ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение взрослого демонстрируют практически все грудные дети. Особенно активно малыши дарят ослепительные улыбки, конечно же, мамам. И, конечно же, во время, непосредственно предшествующее кормлению И вообще, ребенок 4-х месяцев уже умеет легко выделять собственную мать из окружения - даже если в доме полным полно других людей. То время, что мама и малыш провели вместе, не прошло даром: маленький человек уже твердо знает, что в этом мире есть, по крайней мере, одно живое существо, готовое по первому зову прийти на помощь, накормить, защитить и подарить свои любовь, тепло и ласку. Еще лучше, если малыш к этому времени хорошо знает и другое такое существо - имеется в виду, отец, конечно Правда, для этого папе малыша нужно очень и очень постараться. К сожалению, жизненные реалии чаще всего таковы, что по количеству проведенного с ребенком времени подавляющее большинство отцов конкурировать с матерями попросту не в состоянии. Выход один: свое присутствие в жизни ребенка отец должен сделать максимально ярким и запоминающимся - вот это как раз и требует стараний
Слуховой анализатор малыша четырех месяцев уже вполне способен решать все возложенные на него природой задачи - ребенокможет уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его полей зрения. Для оценки этого умения попробуйте, например, позвонить в колокольчик (или включить магнитолу), стоя сбоку или сзади, на расстоянии метра от лежащего в кроватке малыша - после 2-3 секунд прислушивания, ребенок безошибочно повернет голову в Вашу сторону, найдет газами источник звука и уставится на него долгим изучающим взглядом.
То, что малыш уже научился прекрасно пользоваться своим слухом, можно увидеть и потому, насколько разной бывает его реакция на разные по характеру звуки и шумы. Если у Вас имеется какое-никакое музыкальное образование, а в доме наличествует музыкальныйинструмент, способный производит на свет мелодии (барабаны в данном случае не годятся, то можете попробовать сделать следующий тест. Дождитесь, когда маленький человек будет бодрствовать и сыграйте ему в течение минуты-другой что-нибудь размеренно-минорное - колыбельную, например. Или печальную балладу. Затем сделайте паузу в 15-20 секунд и "сбацайте" нечто зажигательно-танцевальное. Если малыш выдал на Вашу "плясовую" комплекс оживления, значит все у него в порядке. Вновь перейдите на минор - вскоре маленький человек успокоится и начнет демонстрировать лирическое настроение. Впрочем, для проведения этого теста можно запросто использовать и магнитофон, и CD-плейер, и компьютер, и свой собственный голос - так что музыкальное образование родителей тут обязательным, конечно же не является
Как "собеседник" малыш также "вырос" - к концу четвертого месяца жизни дети обычно частенько награждают обращающихся к ним взрослым не просто внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. Если взрослый говорит что-нибудь смешное (на взгляд малыша), разумеется Но особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети - если рядом с Вашим грудничком находится другое маленькое существо, стоит последнему лишь подать голос, как Ваш малыш тут же начнет искать его взглядом. И найдет, в конце концов, не сомневайтесь!
Кроме громкого смеха, четырехмесячный малыш может одарить взрослого собеседника и самой, что ни есть настоящей "речью". Ну, почти "настоящей", ладно уж... Звуки, которые производит на свет ребенок этого возраста, в физиологии и педиатрии официально именуются "свирелью" - потому что действительно нередко бывают весьма мелодичными и певучими.
Нормализовавшийсямышечный тонус в руках малыша и стремительноразвивающиеся мозговые центры позволяют этим самым рукам найти себе дела - к концу четвертого месяца жизни большинство детей уже не просто рассматривают предметы, но истараются дотянуться до таковых руками, ощупать, а то и захватить. Во время кормления ребенок также уверенно пускает "в ход" свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Впрочем, отдельные вундеркинды норовят помимо рук придержать заветный источник калорий и положительных эмоций еще и... ногой. Но удается это действительно немногим - потому что гипертонус в мышечных группах нижнихконечностей в этом возрасте все еще сохраняется
Что еще умеет четырехмесячный малыш? Все то, что умеет трехмесячный - только более уверенно. А еще дети этого возраста могут демонстрировать восхищенным родителям массу других любопытных умений. Каких? Вот это мы надеемся узнать с Вашей помощью - пишите нам, не стесняясь: думается этобудет интересно любому человеку, носящему замечательное звание мамы илипапы. Или даже тем, кто только "примеряет" на себя эти самые звания.
На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. 3 месяц развития ребенка - как раз такой.
Комплекс оживления
За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.
В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову,лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая,ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже втечение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному емуяркому предмету.
3 месячному ребенку уже малопросто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначалеудивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. Вэтих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.
С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причемкогда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, сподчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал мамезнать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.
К окончанию 3 месяца жизни малыша он должен уметь:
Лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.
Возможно, также, ваш малыш будет уметь:
- смеяться и визжать от восторга;
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.
Режим дня 3 месячного ребенка
К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очереднойсон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до тоговремени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспатьдо раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше. Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев.Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно ито же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.Ночное кормление 3х месячного ребенка
Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпуститьвоздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока непочувствуете, что он съел достаточно.
Убедитесь в том, что вашребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.
Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.
Развивающие занятия с 3 месячным ребенком
Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.
Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций -дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другойстороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседоватьс опытным специалистом.
Малыш по-прежнему продолжает расти - и хотя он делает это уже несколько медленнее, чем в предыдущие месяцы, темпы ростаи развития остаются все еще очень высокими. К концу четвертого месяца жизни
масса ребенка увеличивается в среднем на 750 -800 граммов, окружность головы становится больше на 1-1,5 сантиметра, а груди - на 1,5-2 см. Линейный же рост ребенка увеличивается в среднем на 2,5 сантиметра.
Неутомимо развиваются аналитические центры головного мозга и вся нервная система в целом - для того, чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, достаточно сравнить навыки и умения четырехмесячного малыша с теми, что свойственны детям третьего месяца жизни. Конечно, мощность, с которой функционируют анализаторы ребенка этого возраста далека от 100% - например, органы слуха малыша пока что "умеют" дифференцировать лишь звуки, различающиеся между собой на несколько целых тонов, в то время, как годовалый ребенок улавливает разницу в десятые доли тонов. До сих пор еще не "заработала" в полном объеме возможность стереоскопической оценки окружающего пространства, только-только начался процесс тонкого распознавания запахов... Но в целом умения и навыки четырехмесячного малыша несравненно совершеннее и разностороннее, чем те, что имелись на момент рождения.
Растут исовершенствуются также и другие органы и системы ребенка - масса легкихв этом возрасте уже почти в два раза превышает таковую у новорожденных,и примерно во столько же раз увеличивается площадь легочной поверхности, на которой происходит газообмен в процессе дыхания. В 1,5 раза по сравнению с периодом новорожденности увеличились размеры поджелудочной железы, масса печени стала больше на целых 40-50 граммов... Малыш стал гораздо лучше справляться с перевариванием пищи - теперь он может спать практически всю ночь, поднимая родителей лишь на заре (кушать потому что хочется. Кстати, теперь у ребенка уже имеется более или менее оформленное представление о времени суток: по крайней мере день от ночи он уже отличает и суточные ритмы с соответствующими пиками и спадами активности ему также хорошо знакомы.
Анатомический и физиологический "прорыв", который совершила центральная нервная система ребенка в предыдущие три месяца, требует адекватной развивающей нагрузки - так что у неравнодушных родителей-энтузиастов забот в это время явно прибывает. Нужно осваивать новую массажную технику, новый гимнастический комплекс, интенсифицировать и усложнять стимулирующие воздействия на нервно-психическую сферу малыша. А это требует времени и сил - так что крепитесь, дорогие папы и мамы... В утешение можно сказать только одно: по сравнению с последующими нагрузками на Вас, нагрузки нынешние очень скоро покажутся незначительными
С диететикой же пока что все обстоит по-прежнему: четвертый месяц жизни не подразумевает введения в рацион малыша принципиально новой пищи - чего бы там не было написано на этикетках и упаковках продуктов детского питания.
Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.
В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир
Основные умения
Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.
Познание окружающего мира
Трехмесячный ребенок:
- активно познает окружающий его мир;
- координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
- крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
- пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.
Познание окружающих людей
Малыш в 3 месяца:
- внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
- вслушивается в его голос;
- может запомнить голоса родных людей;
- различает их интонации;
- осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, - это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
- умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
- плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
- активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.
Хватательный рефлекс
Кроха в возрасте 3 месяцев:
- теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
- все чаще открывает ладошки;
- ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
- при удачной попытке тянет ее в рот;
- изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
- владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
- тянется ручками к взрослым;
- подтягивается, когда его берут на ручки.
Физическая активность ребенка
Малыш в 3 месяца:
- перекатывается со спинки на животик;
- охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
- если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.
Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития - и об этом должны помнить все - у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.
Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру
Отклонения в развитии
Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:
- удерживать головку даже на непродолжительное время;
- реагировать на источник голоса, шума - любого звука извне;
- тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
- следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
- реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
- разглядывать собственные ручки;
- корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
- играть своими пальчиками.
Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.
Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры
Корректировка развития
Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.
- Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
- Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
- Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
- Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
- Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
- Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.
К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать - тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!
Каждый новый день ваш малыш приобретает не только массу неповторимых впечатлений, но и необходимые навыки в развитии. Поэтому родителям так важно знать что должен уметь ребенок в три месяца?
На протяжении первых месяцев ребенок привыкал к самостоятельной жизни. Он уже адаптировался в новой среде и начинает осознанно себя вести.
Родителей интересует, какого же уровня достигает развитие ребенка в третий месяц жизни, правильно ли происходит формирование маленького организма.
Физическое развитие
Физическое развитие ребенка - это совокупность морфофункциональных особенностей организма, отражающих процессы биологического созревания малыша. Это позволяет определить выносливость и работоспособность крохи.
На протяжении первых месяцев жизни происходит существенная прибавка в росте и в весе. Параметры у мальчиков и девочек имеют сходные значения.
Малыши должны проходить ежемесячный профосмотр у педиатра, на котором врач измеряет антропометрические показатели. К третьему месяцу вес увеличивается в среднем на 850г, рост на 4см.
Эти данные имеют непосредственное отношение к нормальному физическому развитию ребенка в три месяца. Если значения идут на убыль, то врач-педиатр назначает комплекс лечебно-диагностических мероприятий.
ВАЖНО! Если у ребенка маленькая прибавка в весе, не спешите переводить его на смесь. Нужно проанализировать качество кормления грудью , и устранить ошибки!
Психомоторное развитие
Психомоторное развитие - это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:
- Грубая моторика - это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
- если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
- симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
- ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
- переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться >>>;
- малыш устойчиво лежит на спине;
- не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
- если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
- в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову >>>;
- пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
- при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
- Тонкая моторика:
- в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
- большой палец приведен к ладони;
- если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
- Перцепция:
- следит за перемещением погремушки, поворотом головы или только фиксируя взглядом;
- изучает собственные пальчики, следит за их действиями;
- движения рук в сторону игрушки или к маме выполняются под зрительным контролем;
- издает гласные звуки, после звуковой стимуляции родителем, читайте также: когда ребенок начинает агукать >>>
- Речевое развитие:
- фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
- интонационная выразительность издаваемых звуков;
- первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
- «гуление».
- Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
- на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться >>>
- не различает своих и чужих;
- при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться ?
- Развитие мышления:
- придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
- при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
- появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.
Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром. Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.
Психическое развитие
Психическое развитие ребенка в три месяца постоянно корректируется в зависимости от окружающей его обстановки. Если малыш находится в состоянии, которое доставляет ему дискомфорт, он будет плакать. При испуге, недовольстве или при проявлении черт своего характера, гневный рев младенца будет обращен в сторону родителей.
ВАЖНО! Капризы ребенка стоит отличать от признаков беспокойства. В 3 месяца рано говорить об избалованности.
В трехмесячном возрасте ребенок радостно общается с использованием продолжительных звуковых цепочек. Он нуждается в общении, поэтому старается любой ценой привлечь внимание взрослых. Меняя интонацию и жестикулируя руками, младенец принимает полноценное участие в беседе. Что делает ребенок в три месяца, смотрите в этом видео:
Формирование навыков
Малыш изучает окружающий мир с помощью рук, поэтому желание все потрогать способствует развитию у ребенка третьего месяца жизни следующих навыков:
- укрепляются мышцы фаланг пальцев;
- развиваются хватательные рефлексы, подробнее о них и других рефлексах новорожденного >>>;
- закладываются умственные способности;
- формируется тактильное восприятие действительности.
ВАЖНО! Не стоит беспокоиться, если отклонения от стандартной схемы незначительны, ведь ребенок - это живой организм, развивающийся по своей собственной программе.
Но, несмотря на собственную индивидуальность малыша, родители не должны пропустить отклонение в развитии. Стоит насторожиться, если не приобретены следующие навыки у ребенка в три месяца:
- Отсутствует зрительная реакция на какие-либо громкие звуки. Не поворачивает голову в сторону источника шума. Узнайте как и когда новорожденный начинает слышат ь>>>;
- Ни в каком положении ребенок не может даже кратковременно удержать голову навесу;
- Не интересуется предметами, которые его окружают. Не разглядывает и не тянет в рот свои ручки;
- При общении со взрослым не происходит ответной реакции. Малыш не улыбается и не издает гласных звуков при контакте с родителями;
- Взглядом не следит за перемещением вокруг него предметов.
Если родитель считает перечень, что умеет ребенок в 3 месяца, уже пройденным этапом в его развитии, значит необходимо ориентироваться на более старшие показатели. Ни в коем случае не прекращать занятия с малышом, продолжать расширять его возможности и уровень познания.
Особенности развития недоношенного ребенка
К категории недоношенных относятся дети, рожденные раньше срока, функционально незрелые, имеющие вес меньше 2,5кг и длинной тела не более 45см. С анатомо-физиологической точки зрения, такие новорожденные отличаются непропорциональным телосложением, не сомкнутыми швами черепа, гиперемией кожных покровов и другим. Малыши требуют более тщательного ухода и оптимально повышенных условий окружающей среды.
Вес при рождении (г) | <1000 | 1001-1500 | 1501-2000 | >2500 | |
Прибавка
в три месяца |
рост (см) | 600-700 | 600-700 | 700-800 | 700-800 |
вес (г) | 2,5 | 4,2 | 3,6 | 3,6 |
ВАЖНО! Разница в освоении навыков по отношению к зрелым детям составляет около двух месяцев, в зависимости от степени недоношенности младенца.
Характерными особенностями развития недоношенного ребенка в три месяца являются:
- Преобладающими действиями являются сон и еда. Очень важно равномерно распределять нагрузки на кости черепа. Для этого необходимо укладывать голову малыша на разную сторону, постоянно чередуя;
- Изменение настроения проявляется сменой выражения лица;
- Малыш уже умеет фиксировать взгляд на родителях, поднимать и удерживать голову;
- Улыбка отсутствует, но мимически реагирует на тактильный контакт;
- Формируется хватательный рефлекс;
- Выраженное визуальное и акустическое сосредоточение.
Для правильного развития недоношенного ребенка в три месяца необходимы ежедневные занятия с младенцем. Гимнастика, массаж, купание, ласковое общение, все это пойдет только на пользу малышу, и он сможет догнать своих сверстников по всем показателям.
В три месяца ваш сынуля или дочурка уже гораздо взрослее, и с уверенностью можно сказать, что в уходе за ним дни мамы пролетают очень быстро. Детишкам в этом возрасте характерны сосание рук и рассматривание их, хватание игрушек и поворачивание головки, гуление и улыбка. Что еще отличает трехмесячного малыша от новорожденного, и каковы физиологические особенности таких деток?
Трехмесячный ребенок уверенно и прямо лежит на спинке. Его ручки подняты, малыш может играть с ними, сосать свои пальцы, рассматривать их. Ручки и ножки крохи в период бодрствования учатся хватать.
Ребенок в 3 месяца также может лежать на животике, держать головку , поворачиваться влево и вправо. Обычно ножки малыша расставлены в стороны, а коленки повернуты наружу.
Здоровый трехмесячный малыш одинаково хорошо кладет головку и на левую, и правую стороны. У него одинаковые складочки на ручках и ножках.
Сколько должен весить ребенок в 3 месяца
По данным отечественных педиатров, в три месяца вес мальчиков составляет от 4,9 до 7 килограммов, девочек - от 4,8 до 6,3 килограммов. Минимальный показатель роста мальчиков - 56,5 см, максимальный - 62 см. У девочек эти показатели составляют соответственно 56,2 см и 61,8 см. Данные ВОЗ несколько отличаются. Так, вес мальчиков составляет от 5 до 8 килограммов. Девочек - от 4,5 до 7,5 килограммов.
Сколько должен спать ребенок в 3 месяца
Ночной сон трехмесячного малыша длится приблизительно 10 часов. Днем дитя такого возраста спит несколько раз. Обычно это два длинных периода сна (по часу-два) и два коротких дневных периода сна (минут по 30-40). Малыш в этом возрасте может долго засыпать, посасывая грудь. Засыпание длится по 20 минут. Следует отметить, что в этом возрастном периоде дети уже могут реагировать ухудшением сна на смену погоды и на полнолуние. Это может быть и более длительное засыпание, и беспокойный, прерывистый сон ночью.
Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца
В трехмесячном возрасте нормой считается 9-10 кормлений днем и 2-3 кормления ночью. Количество кратковременных прикладываний малыша к груди существенно сокращается. А еще во время кормлений дитя часто может отрываться от груди. В этом возрастном периоде перерывы между кормлениями составляют 2,5-3,5 часа. Если говорить о детях на искусственном вскармливании, то в сутки они съедают уже до одного литра детской смеси .
В этом возрасте педиатры советуют постепенно вводить в рацион ребенка фруктовый сок. Однако будет лучше, если это сделать после прививки через несколько дней. Сок можно давать, начиная с 2-3 капель, и в течение месяца эту дозу увеличивают до 2-3 чайных ложечек. Иногда рекомендуется сок разводить с водой. В 3,5 месяца при отсутствии противопоказаний можно ввести в рацион фруктовое пюре. Это нужно делать постепенно, после консультации с вашим педиатром.
Как часто должен какать ребенок в 3 месяца
В три месяца стул малыша на грудном вскармливании уже становится однородным и более регулярным. При этом его периодичность разная. Грудничок может какать ежедневно приблизительно в одно и то же время. Частота стула - 5 раз в день.
Но бывает, что ребенок какает лишь один раз в день или один раз в два дня. Для детей 3-4 месяцев это не является отклонением от нормы. Если малыш находится только на грудном вскармливании, то при такой периодичности не требуется клизм и слабительных при условии, что он хорошо себя чувствует и не капризничает.
Три месяца - это период активного гуления. Гласные уже превращаются в слоги. Повторением слогов „гу” и „агу” дитя может даже несколько минут „поддерживать” беседу с мамой или другим приятным ему собеседником.
Вообще в этом возрасте дитя требует больше внимания в виде общения, разговоров мамы. Речь ребенка развивается, появляются другие интонации. Это могут быть звуки в сочетании с эмоциями в ответ на увиденное, услышанное. Малыш гораздо больше проявляет желания общаться.
Когда с ним говорит мама, папа или другой родственник, он внимательно слушает или прислушивается. Да, пока он не понимает смысла ваших обращений, но уже отвечает взаимностью - улыбкой либо агуканием на ласковые слова мамы, хныканьем на речь незнакомого человека и незнакомый тембр голоса. Многим малышам нравится слушать музыку в этом возрасте. Одни любят тихую и спокойную, другие - танцевальную.
Часто малыши в 3 месяца разговаривают сами с собой. Играя с руками, они издают одни звуки, рассматривая погремушку, - другие. Ученые доказали, что детки, которым до года не хватало общения, в будущем станут шумными и неспокойными. Таким образом, они как будто восполняют дефицит общения с ними в возрасте до 12 месяцев.
Психологи советуют мамочкам озвучивать все свои действия и чаще разговаривать с малышом. Переодевая дитя, называйте предметы, с которыми взаимодействуете, части тела. Дитя быстрее будет вникать в названия частей тела, одежды, рисунков, на ней изображенных. Таким образом, уже в этом возрасте вы постепенно будете развивать будущие навыки речи ребенка, формировать его пассивный словарный запас.
Ребенок в 3 месяца плохо держит голову
Если к трехмесячному возрасту дитя еще не научилось самостоятельно и уверенно держать головку, не бейте тревогу. Вполне возможно, что все в норме, потому что не у всех детей развитие мышц одинаковое. Это зависит от комплекции, способности к динамическому поведению. Медленные, спокойные, флегматичные дети и головку держать начинают позже, а шустрые - гораздо быстрее. Развитие навыка держания головы может быть индивидуальным.
Конечно же, нормой является умение держать ее к достижению трехмесячного возраста. Некоторые детки уверенно проделывают это уже и в два месяца.
Понятие “удерживать головку” - это способность ребенка держать ее уверенно и прямо, если его поднимают вертикально, поднимать ее в положении, лежа на животе.
Если вас такое отставание тревожит, то сходите с ребенком на прием к невропатологу. Он поможет вам установить причины такого отклонения от нормы. Обычно это могут быть:
- травмы ребенка при родах;
- слишком слабый тонус мышц шейно-плечевого пояса;
- проблемы с кормлением;
Иногда в три месяца дитя держит головку не прямо, а под углом, как бы на бочок. Очень вероятно, это патология - кривошея либо парез мышц шеи. Чтобы эту проблему устранить, невропатолог, скорее всего, назначит вам курс массажа. Возможно также в тяжелых случаях использование ношения ортопедической подушки, а в самых худших случаях - операционное вмешательство.
При кривошее у ребенка маме нужно заботиться о том, чтобы все игрушки и интересные ребенку предметы находились с проблемной для него стороны. Так дитя будет само прилагать усилия для поворота шеи и развивать ее.
Отсутствие координации глаз - норма для новорожденных. Это обусловлено природной незрелостью отделов мозга, которые отвечают за прямой взгляд. Каждый ребенок может несколько месяцев «стрелять глазами». Обычно такое явление проходит самостоятельно. У большинства деток выравнивание взгляда происходит к двум месяцам, у некоторых - к трем, иногда это происходит и в период с 3 до 5 месяцев. Это средние временные рамки.
И все же важно не проморгать проблему. Поэтому необходимо с малышом, который все так же косит в 3 месяца, нанести визит офтальмологу.
Врач грамотно оценит двигательные функции глаз вашего малыша. Он подскажет, как же именно избежать проблемы. Отметим, что сегодняшние методы исследования зрения детей не причиняют малышу беспокойства. Но они позволяют выявлять разные нарушения в виде близорукости и дальнозоркости, астигматизма и врожденной катаракты, аномалии зрительного нерва и патологию нервов, которые управляют движением глаз.
Особое внимание проблеме косоглазия у деток в 3 месяца следует уделить тем родителям, в семьях которых есть проблемы со зрением. Ведь генетический фактор - это уже серьезно. Сигнал тревоги для папы и мамы - отсутствие в этом возрасте реакции ребенка на включаемый свет, а также фиксации детского взгляда на игрушках, лице мамы.
Педиатры советуют лучше перестраховаться, нежели упустить время вследствие родительских сомнений по поводу проблем со зрением.
Если врач имеет сомнения или заподозрил отклонения в развитии зрительных органов вашего ребенка, то не стоит отмахиваться от его рекомендаций, надеясь на авось. На сигналы о нарушениях зрения нужно реагировать без промедления. Например, следствием затянувшегося косоглазия может быть недоразвитость бинокулярного зрения (то есть способности воспринимать изображение от правого и левого глаза как единое целое).
Ребенок в 3 месяца встает на носочки
Если в три месяца дитя пытается встать на носочки, то это может быть проявлением тонуса мышц стопы. Такое случается и от ходунков, но в более позднем возрасте. Если же вы несколько раз заметили попытки вставать на носочки, то обратитесь, опять же, к детскому невропатологу. Возможно, он направит вас с ребенком и к ортопеду.
Иногда вставание на носочки бывает связанным с проблемами позвоночника (это может быть и защемление), головы ребенка. В любом случае самостоятельно вам не удастся решить эту проблему. Так что обратитесь за помощью к специалисту.
Специально для - Диана Руденко