Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе « Весна»
Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Развитие связной речи, расширение лексического запаса по теме «Весна».
2. Развитие словесно-логического мышления.
3. Развитие умения подбирать действия и признаки.
4. Развитие общей моторики.
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Формирование умения работать в коллективе.
Интеграция областей: познание, коммуникация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.
Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, набухают почки, появляются цветы; ручьи, сосулька, проталины, цветы.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, диск с записью музыки П.И.Чайковского «Апрель», картинки с изображением вербы, проталинок, капели, сосульки, ледохода, карточки к упражнению «четвёртый лишний»
Ход занятия:
Звучит музыкальная запись П.И.Чайковского «Апрель»
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня...
Улеглись в полях метели,
В свои белые постели.
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
Ребята, садитесь, пожалуйста, на свои места, начинаем занятие.
Ребята, отгадайте загадку:
Приходит с добром
Веет теплом
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).
Да, ребята, вот и наступила весна-красна. А почему говорят «весна-красна? »
(Весна красивая) .
Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) .
Ребята, как в народе называли март? (март- капельник)
Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель) .(снег на крышах тает, капает вода) .
А как называли апрель? (апрель-водолей) .
Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)
Как называли май? (май цветень) .
Почему? (В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы) .
Ребята, а зиму с весной не перепутаете? Давайте, проверим.
Зима ушла, а весна … (пришла) .
Зима холодная, а весна … (теплая) .
Зимой солнце морозит, а весной (греет) .
Зимой сугробы высокие, а весной (низкие) .
Зимой надевают шубы, а весной (куртки) .
Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны?
Что весной бежит, журчит? (ручей) .
Что весной капает, звенит? (капель) .
Что весной греет, светит, припекает? (солнце) .
Ребята, скажите: -весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное). – весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые). – весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое). – весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная).
Физминутка
«Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, что бы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).
Игра «Один и много».
Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов.
Ручей – ручьи, скворец – скворец, гнездо - гнезда
Дождь – дожди,сосулька – сосульки, дерево – деревья
Лист – листья, проталина – проталины,скворечник – скворечники
Лужа – лужи, река – реки
«Весна» Г. Ладонщикова.
Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года».
Предлагаю вам ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки? (жили - были). Вот и наша сказка начинается со слов жила - была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей - Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время Весны и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы.
Назовите их? (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).
Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).
Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.
Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).
А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).
Как изменилась жизни растений с приходом весны? (они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы).
Ребята, скажите, чем пахнет весна? (свежестью).
Дети, а вы хорошо знаете приметы весны? (да). Тогда вы легко справитесь с заданием.
Мы сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».
Ой беда, беда, беда!
Тает снег, кругом вода
Не обуешь валенки
На снегу (проталинки).
Самый первый день весны
Самый, самый первый
На опушке у сосны
Распустилась (верба).
На реке и треск и гром
Это значит ледолом
На реке лёд идёт
Это значит (ледоход).
Рад весне братишка Саша
И собачка рада Жулька
На припёке с крыши нашей
Утром свесилась (сосулька).
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает (капель).
Молодцы!
Закройте пожалуйста глаза и послушайте весну. Лёгкое дуновение весеннего ветерка, шелест травы на ветру, звонкое пение птиц. Протяните руки вперёд и почувствуйте, как согревает вас тёплое, ласковое солнышко.
Солнце вышло из-за тучки,
Протянуло солнце ручки
Ручки солнышка - лучи
Так нежны и горячи.
ландыш аглиева
Занятие по развитию речи в старшей группе «Весна»
Тема : «ВЕСНА » .
Программное содержание :
Образовательные задачи :
Закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
Активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной ;
Закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.
Развивающие задачи :
- развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;
- развивать связную и объяснительную речь.
Воспитательные задачи :
Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;
Способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.
Предварительная работа : наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне .
Организация детей : по подгруппам .
Словарная работа : весна - красна , капель, набухают почки, сокодвижение, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Методические приемы : художественное слово (стихи про весну , вопросы, игровые, анализ.
Индивидуальная работа : С Егором и Лианой согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Материалы к занятию : мнемотаблица «Весна » ; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны , птиц; мяч.
Ход занятия:
1. Вхождение в день.
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках : исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.
Воспитатель : На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
С. Маршак.
О приходе какого времени года эти стихи?
Дети : о весне .
Воспитатель : Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне , о её характерных признаках. А Вы любите весну ?
Дети : Да!
Воспитатель : Сегодня у нас необычное занятие . Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем : «Здравствуй, весна !» А какие признаки весны вы знаете ?
Дети : Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.
Воспитатель : А вы знаете, сколько месяцев длится весна ? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна ,
И месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он… (май)
Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы» .
Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.
1. Каким весной становится небо ? (Голубое, светлое, безоблачное) .
А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .
2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи).
3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)
Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)
Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев) . Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки) .
7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда) .
8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ) . Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях , в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .
9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .
Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель) .Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка рано встает,
Ушки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять-
Хомка хочет сильным стать.
Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине) . Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :
Ручей–ручьи
Дождь–дожди
Солнце–солнце
Скворец–скворцы
Гнездо–гнёзда
Сосулька–сосульки
Проталина–проталины
Лист–листья
Капель–капель
Насекомое–насекомые
Дерево–деревья
Воспитатель : А сейчас закончите предложения :
На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)
В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)
Что мы с вами только что делали?
Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.
Воспитатель : Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии ? (о весне ) . Ответьте на вопросы полным предложением :
Какое сейчас время года?
Как светит солнышко весной ?
Что набухают на деревьях?
Какие птицы прилетели из теплых стран?
Что будут делать птицы?
Где вьют птицы гнезда?
Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать : Весна – красна , потому что она яркая, веселая, красивая).
Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии .
Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552 Город Москва Капитанская Елена Александровна
Цель:
- показать знания и умения детей, полученные на занятиях.
Задачи:
Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна» , совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.
Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна» .
Материалы и оборудование: фланелеграф, мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев.
Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, физ. минутка.
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно. И сегодня я буду весной. Я долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.
(На флонелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны) .
Воспитатель: Какая весна?
Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.
Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово» , только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом) .
Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)
Воспитатель: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?
Назовите первый месяц весны? Третий месяц?
Какой месяц находится между мартом и маем?
Какой месяц впереди апреля? Мая?
Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?
В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней) .
Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают) .
Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их. (На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать- и -мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница) . Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.
Дети: - Да, мы знаем.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.
- Март, апрель, май, декабрь.
- Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
- Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
- Бабочка, шмель, пчела, воробей.
Воспитатель: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.
Физминутка:
Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер
И направо и налево
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули (руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И на место снова сели.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая картинка у меня, давайте составим рассказ. (составляют рассказ) .
Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.
Воспитатель: Молодцы, а кто знает стихи о весне, цветах, птицах. (дети читают стихи)
1 ребенок:
Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -
Вдруг растают лепестки!..
2 ребенок:
Воробей взъерошил
Пёрышки-
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.
3 ребенок:
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.
4 ребенок:
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.
5 ребенок:
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.
Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.
Березу одели листочками.
Играли с мячом (называли весенние признаки) .
Читали стихи.
Составили рассказ о весне.
Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо всем.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с
Использованием ИКТ.
Вид занятия: Развитие речи
Тема : «Весна идёт - весне дорогу».
Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде
графических схем, отражающих последовательность событий.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: Формирование активного слухового и зрительного контроля в правильности составления пересказа.
2. Коррекционно - развивающие:
1 .Развивать связную монологическую речь.
2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
3. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений
4. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР)
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Методы:
Словесные: беседа, вопросы, художественное слово.
Наглядно-демонстрационные: мимио, мульмедиа.
Предварительная работа: чтение рассказов о природе; составление рассказов по
опорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадок
о природных явлениях; дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи
правильно», «Подбери картинку», «Назови ласково» и т.д.
Словарная работа: новые слова: ветра-южный, северный, западный, восточный.
Индивидуальная работа: учить Сашу Р., Лизу Л. правильно строить фразу, Машу
В. правильно произносить звуки [ ш], [с]
Ход занятия
Орг. момент Логопед: дети послушайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все.. .(солнце)
Пальчиковая гимнастика: Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй миленький дружок.
Здравствуйте (наклониться руки в стороны)
Логопед: Ой, а солнышко-то без лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики,
Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (доброе, теплое, ласковое,
улыбчивое, радостное)
Когда солнце бывает радостным? (когда согревает всех теплом, освещает
дома, делает добрые дела)
Кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям,
деревьям)
Логопед: Послушайте, далеко за морями, за горами, живут ветры
Северный - холодный, колючий (у-у-у)
Южный - теплый, ласковый (и-и-и)
Восточный - пробуждающийся (а-а-а)
Западный - затихающий, спокойный, (о-о-о)
Сейчас мы с вами поиграем, вы маленькие ветерки и будете произносить звуки, когда я вам покажу символ ветра (дети выполняют задания)
Логопед: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое,
невеселое)
Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)
Логопед: давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе.
Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).
Ничего у нас с вами не получается
1 задание - какое время года сейчас? Признаки весны (улетела тучка)
2 задание - игра с мячом «Семейка весенних слов»
Давайте образуем слова от слова солнце.
Как можно назвать солнце ласково? (солнышко)
Как можно назвать поляну, залитую солнцем? (солнечная)
«зайчик» какой? (солнечный) Образуем слова от слова весна
Какой сегодня день? (весенний)
Какое небо? (весеннее)
Одежда какая? (весенняя) Образуем слова от слова таять.
Как называется островок в снегу, где снег уже растаял? (проталина) Как назвать проталину ласково? (проталинка)
Логопед : Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.
Логопед : 3 задание сложнее, но интереснее. Я вам прочитаю рассказ, а вы будете пересказывать, и помогут вам в этом картинки, которые вы увидите на доске.
(пересказ рассказа всеми детьми)
Чтение и пересказ рассказа «Снежный колобок» Калининой
Гуляли ребята) на дворе.
Лепили из снега бабу,
Алеша слепил снежный колобок,
Нашел угольки - сделал глаза;
Нашел палочки - сделал нос и рот.
Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик), а в кармане шубы остался лежать снежный колобок.
Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колодок.
Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана - кап, кап, кап, кап - вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?
Логопед: посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание
на солнышко. Дети, как вы думаете, почему
Солнышко нам улыбается?
О каком времени года мы говорили?
Давайте, вспомним, как называются все ветра, которые живут за морями, за горами"
Логопед: дети, теперь выберите для себя кораблики-
Красные - кто справился со всеми заданиями,
Зелёные - у кого что-то не получилось,
Синие - если совсем не справился.
Как вы думаете, почему я приготовила вам кораблики?
Дома, расскажите своим родителям, что нового вы сегодня узнали на занятии. А с сестренками и братишками пустите кораблики по весенним ручейкам.
Сейчас отложите все и встаньте в круг.
Возьмитесь за руки, друзья.
У друга тёплая и нежная ладошка.
Поглажу друга за руку немножко,
Нам хорошо, когда мы вместе рядом,
Без друга плохо жить, запомнить это надо.
Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе «Репка»
Тема: «Ранняя весна»
Цель: Составление описательного рассказа о ранней весне.
Задачи:
а) образовательные:
Систематизировать знания детей о ранней весне, весенних месяцах;
Обобщить характерные признаки ранней весны;
Закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.
б) развивающие:
Развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне; мышление; память.
в) речевые:
Закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
Подбирать слова с противоположным значением;
Подбирать существительные и прилагательные, характеризующие раннюю весну, солнце, почки.
в) воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Здоровьесберегающие компоненты:
Ø Подгрупповая деятельность;
Ø Обучение применению способов самостоятельной деятельности;
Ø Развитие способностей к элементарной самооценке;
Ø Уровневые задания рассчитанные на потенциал дошкольников;
Ø Тренинговая гимнастика разных видов;
Ø Подвижность во время занятия.
Словарная работа: набухают, пахучие, пашут, сеют, липкие, проталины, скворечники, инструменты.
Материал к занятию:
Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки с изображением орудий труда, картинка «Нелепицы»; лепестки, где на каждом нарисованы картинки по теме «Ранняя весна», фломастеры.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сядет тот, кто повторит цепочку слов:
§ Греет, светит, тает;
§ Скворец, грач, ласточка;
§ Солнце, ветер, дождь;
§ Сосулька, вода, лужи;
§ Теплый, яркий, солнечный;
§ Деревья, почки, листочки;
§ Распускается, бежит, плывут;
§ Капает, журчит, набухают,
§ Звенит, шумит, поют;
§ Капель, ручей, дождь.
(дети по одному называют слова и садятся за столы).
Гости приносят письмо в группу.
Дети наши гости передали мне письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это?
Д : Белый медведь.
В : Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.
(открываю письмо и читаю)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
В . Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.
/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/
В. Расскажем Умке о весне?
Д. Да.
В. Какая весна сейчас идет?
Д. Ранняя.
В. Я предлагаю для начала, вспомнить и сказать после какого времени года наступает весна?
Д. После зимы.
В. Скажите, пожалуйста, какой первый месяц весны?
Д. Март
В. Второй?
Д. Апрель
В. Третий?
Д. Май.
В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»
Подберите к слову «солнце» слова.
Яркое, высокое, теплое.
К слову «почки». Почки (какие?) -…
Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
Скажите, пожалуйста, солнце весной что делает?
Греет, припекает, светит.
А ручьи?
Бегут, журчат, шумят.
Молодцы, вы все назвали верно.
А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» предложение, а вы должны его закончить:
«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)
Зимой дни холодные, а весной …(теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)».
Физкультминутка
А сейчас я предлагаю вам загадать загадки для наших гостей. Загадки мы будем не только загадывать, но и показывать.
Март : Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)
Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)
Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)
Что за месяц, кто узнает?(стоят на месте)
Март (ответ гостей)
Апрель: Яростно река ревет
И разламывает лед (имитируют удары)
В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)
А в лесу медведь проснулся(имитируют движение медведя)
В небе жаворонка трель(имитируют игру на дудке)
Кто же к нам пришел?(протягивают руки вперед)
Апрель (ответ гостей).
Май: Зеленеет даль полей(Разводят широко руки)
Запевает соловей (прыжки на месте)
В белый цвет оделся сад(поочередно разводят руками в стороны)
Пчелы первые летят(кружатся на месте)
Гром грохочет(приседание)
Угадай, что за месяц это?
Май (ответы гостей)
Гости загадки отгадали, а вы немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На них изображены разные предметы. Я попрошу вас обвести эти предметы по контуру (грабли, ведерко, метла, молоток, гвозди, лейка, кисть, лопата, топор.
(дети обводят)
Скажите, а как эти предметы связаны с весной? Что ими можно делать весной? (спрашиваю нескольких детей. Дети показывая свою карточку, отвечают полными ответами
Граблями сгребают мусор и старую траву. Кистью белят стволы деревьев. Гвоздями приколачивают скворечники. Лейкой поливают растения.
Ребята, назовите эти предметы «ласково».(Дети образовывают слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов).
Грабельки, топорик, ведерочко, молоточек, гвоздик, леечка, кисточка, лопаточка, метелочка
с усложнением предлагаю более сильным детям следующее задание:
Дети, посмотрите, пожалуйста, у нас есть картинке, где все предметы перепутались. Я предлагаю вам эти картинки обвести разным цветом. (вызванный ребенок подходит к фланелеграфу. Выбирает картинку, обводит ее и называет, для чего нужен этот предмет весной.
А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и назвать, чего не бывает ранней весной.(вызванный ребенок подходит к доске и называет полными предложениями чего не бывает ранней весной. Остальные дети дополняют ответы
Весной не делают снеговика. Ранней весной не купаются в реке. Ранней весной не ловят бабочек.
Молодцы, помогли разобраться в ошибках. Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю снова вернуться к нашему цветку и по нему составить рассказ о весне. Рассказы должны быть связными, полными и, конечно же, интересными.
Рассказ о ранней весне
Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие. Земля весной оттаивает. Возвращаются птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда. Просыпаются весной звери. Они линяют, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они копают, сажают, сеют.
Итог занятия:
Чем интересным мы занимались на занятии?
Мы составляли рассказ о ранней весне для Умки.
А что вы сегодня рисовали?
Раннюю весну.
Вечером мы напишем письмо Умке с вашими рассказами и отправим его вместе с рисунками, которые вы рисовали сегодня. Умка будет все знать о ранней весне и будет очень вам благодарен. А сейчас наше занятие закончено, отдыхайте.
Разработала: Воспитатель 2009 год |