Оказалось, что психологи уже давным-давно озаботились этим вопросом и выяснили, что цветовые предпочтения ребенка могут немало рассказать о его личности, особенностях характера, отношениях в семье, возможных проблемах.
Желтый цвет , по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.
Оранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Это как раз наша ситуация. До двух лет мой сын категорически отказывался рисовать каким-либо цветом, кроме оранжевого. Если я убирала оранжевый из коробки с фломастерами, то ребенок отказывался рисовать вообще, искал его, плакал, обижался, сердился. Со временем мой сын полюбил еще и желтый цвет. Теперь все рисунки у нас солнечные — желто-оранжевые. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит о его гиперактивности. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.
Розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих. А вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.
Красный цвет лично мне кажется цветом агрессии. Но, по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт — очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный — это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!
А вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.
Если в рисунках ребенка преобладает зеленый , и особенно темно-зеленый цвет , это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым.
Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого — каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!
Фиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.
Серый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.
Коричневый цвет , по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.
Стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет . Черный — цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие — яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он — гармонично развитая личность.
Интересно и то, что, по мнению психологов, при помощи цветотерапии можно решить некоторые психологические проблемы ребенка, сделать робкого малыша более уверенным в себе, а слишком активного немного успокоить. Для этого предлагайте ребенку нарисовать картинку определенного цвета. Детям, которые выбирают исключительно красный и оранжевый, предлагайте синие краски, и наоборот — любителям синего и зеленого предлагайте желтый, голубой и красный цвет.
А главное — как можно чаще рисуйте и играйте вместе со своим ребенком, и тогда он точно вырастет счастливым, гармонично развитым человеком с абсолютно здоровой психикой!
Иногда мы взрослые раскрашиваем свой мир в совсем необычные цвета. У нас если тоска, то зеленая, а если мечта, то голубая, если понедельник, то… дальше придумайте сами.
У малышей все по-другому. Для них слова «Оранжевое небо оранжевое море, оранжевая зелень оранжевый верблюд» вполне нормальное явление. Малышам нравятся яркие цвета. Поэтому их так манит яркие упаковки в супермаркете. И не важно, что продукт может быть не вкусным или вредным для здоровья, ребенок будет просить купить только потому, что его привлекла яркая блестящая упаковка.
Кому-то из детей нравиться красный цвет, а кто-то предпочитает зеленый. Детские психологи утверждают, что такие предпочтения говорят о привычках, характере ребенка.
Красный цвет - любят дети лидеры, очень активные, подвижные, «живчики». Этот цвет придает уверенности и решительности. Поэтому психологи советуют одежду красного цвета робким и не очень уверенным в себя деткам. Полезно также присутствие этого цвета в одежде мальчика, это придаст ребенку чувство победителя.
- Это цвет преданности, стабильности. Если любимый цвет ребенка коричневый, знайте, что Ваш малыш прочно стоит на ногах, уверен в завтрашнем дне, в том, что все будет в порядке. Считает семью надежной опорой в своей жизни и в будущем сам создаст крепкую семью. Это спокойный, уверенный в себе хранитель домашнего очага.
- Такие малыши не чураются любой кропотливой работы: что-то собирать, складывать, наводить порядок. Многим деткам нравиться работать с пластилином, глиной. Уже в подростковом возрасте они становятся очень эрудированными и начитанными.
- В то же время некоторые психологи считают, что малыш, выбирая коричневый цвет, может испытывать какое-то напряжение. Поэтому старается создать свой собственный закрытый маленький мир, который будет еще больше его оберегать и защищать. Родителям необходимо найти причину такого внутреннего напряжения ребенка, проанализировав ситуацию дома и в детском саду, а потом устранить ее. Создайте в доме тишину и покой, обеспечьте ребенку чувство полнейшей защищенности и безопасности.
Черный цвет
- Когда ребенок выбирает черный цвет – это очень пугает родителей. Но, если ребенку до 4 – 5 лет не надо беспокоиться. Ребенок берет в руки белую бумагу и ему просто очень удобно рисовать черным. Ведь он наиболее контрастен с белым. Иногда просто грустная сказка может заставить ребенка выбрать черный цвет.
- Детки, предпочитающие черный, иногда задумчивы, погруженные в себя, с душой искателя. Обладают выраженной способностью к предвидению и огромнейшим любопытством.
- Некоторые психологи считают, что черный цвет ребенок может выбрать и тогда, когда хочет рассказать что-то родителям, но не знает, как это сделать, не может подобрать слова. Не стоит пугаться, просто малыш не умеет еще все подробно рассказать, а ему так хочется. Со временем он откроется.
- Ребенок постарше уже знает и называет цвета и их оттенки, может рассказать о своих чувствах, тогда и рисунки его становятся «говорящими». Если предложить малышу нарисовать свои чувства на бумаге, то выбор цветов ребенком будет разнообразный. Гнев обычно бывает красного цвета, радость – оранжевого, а тревога – черного. Главное не то, каким цветом рисует ребенок, а их доля в рисунке.
- Если альбомный лист полностью черный, следует насторожиться и понаблюдать за ребенком. Он чем-то встревожен и ему нужна ваша помощь.
- Если любимый цвет ребенка черный, он сейчас хочет одеваться во все черное, знайте это временное явление. Даже если вам это не нравиться, не кричите и не ломайте сразу его вкусы. Со временем постарайтесь убедить ребенка добавить пояс или сумочку другого цвета. Главное, не наломать дров - действуйте не спеша.
В сегодняшней статье я предлагаю поговорить о том, что любимые цвета и характер ребенка взаимосвязаны.
Психологи выяснили, что есть очень четкая связь между характером ребенка и любимым цветом, который он предпочитает в повседневной жизни. Стоит понаблюдать, какого цвета карандаши, фломастеры или цветную бумагу чаще использует ребенок, даже какие у него предпочтения в цветовой гамме одежды.
Например, если малышу нравится синий цвет, то он будет отдавать предпочтение ему при выборе фломастеров для рисования, одежды, когда одевается в садик, возможно, даже будет настаивать, чтобы плюшевая игрушка была именно тем цветом, который ему нравится. Для того, чтобы определить любимый цвет ребенка, достаточно несколько дней за ним понаблюдать. Не нужно спешить и делать выводы лишь по результатам одного дня или одного-двум рисункам, в которых он использовал лишь один цвет фломастера.
Любимые цвета и характер ребенка
Красный цвет любимый цвет (холерики). Его выбирают сильные, энергичные, подвижные дети. Они, как правило, общительны и нетерпеливы. С ними не соскучишься и не отдохнешь. Они стремятся к достижению в большом и малом, к пользе окружающих или во вред им. С таким рвением они будут заниматься спортом, политикой, актерским мастерством. А может и тем и другим одновременно, потому что, на меру таланта и образования, у них найдется изрядное количество энергии, которую им всегда найдется куда приложить. Дети, которые при рисовании выбирают красный цвет склонны к лидерству. Любят движение, игры. Напористы и порою упрямы.
Желтый цвет (сангвиники) – это вечно улыбающиеся, смешливые и заводные дети. Они полны оптимизма и уверенности в том, что будет хорошо, и так же было замечательно. Мечтатели и фантазеры. Могут «жить» в придуманном ими мире. И этот придуманный мир для них важнее реальности. Их фантазии нередко принимают за вранье. Творческие натуры, которые могут все что угодно превратить в свои игрушки: камушки и шишки, пуговицы и бусинки. Они раскрепощены и легко вступают в игру. Не скучают и в одиночестве. Стремятся к успеху, но отрыв от реальности не всегда ему способствует. Чувствительны к словам, отношению к ним. Они обожают все новое, необычное. Нуждаются в помощи взрослых, задача которых научить детей быть настойчивыми и добиваться реального успеха.
Оранжевый цвет . Смешав желтый и красный цвет, получаем веселый оранжевый. «Оранжевые» дети легко возбудимы, с головой погружаются в ту деятельность, которая им интересна. И от этой деятельности их трудно отвлечь, а остановиться им самим еще труднее. «Оранжевых» детей можно назвать этакими энерджайзерами, готовыми не только самим пользоваться своей энергией, но и вовлекать в этот энергетический поток и других. Иногда их возбуждение не находит выхода.
Зеленый цвет (флегматики) – это цвет вперед идущих, невозмутимых, не очень эмоциональных, но настойчивых детей. Такие дети знают чего хотят. Цвет говорит об уме и интеллектуальности ребенка, который старается найти объяснение всем событиям и явлениям. Цвет почемучек. Таким детям интересны интеллектуальные, логические игры, кроссворды, головоломки. Имеют склонность к командованию другими. Стремятся достичь своей цели. Дети, выбирающие зеленый цвет, как правило, не страшатся новой обстановки. Иногда бывают обидчивы. Родителям важно учить таких детей выражать свои эмоции, быть открытыми, проявлять больше ласки по отношению к ним.
Голубой цвет. Веселость и беспечность, свобода и беззаботность – это черты присущие детям, которым нравится голубой цвет. Они также легки, как голубые облака. Есть в их характере общительность, наивность, эмоциональность и даже романтичность. Подчас ленивы. Они преданные и верные друзья, больше всего мечтают о крепкой дружбе. Со стороны родителей необходимо поощрение их общительности, развитие серьезности и трудолюбия.
Синий цвет (меланхолики). Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. О них можно сказать: «Само спокойствие». Чем синее и темнее – тем серьезнее и наоборот. Они склонны к положительным оценкам происходящего. Могут долго «въезжать» в дело, но потом делают все обстоятельно, не спеша. Могут опаздывать. Любят полежать на диване. Ценят общение, друзей может быть немного, но зато самые верные. Порой дружба, завязавшаяся в детстве, продолжается и в более зрелом возрасте. Если «синий» ребенок и вступает в конфликт, то потом он будет стараться его разрешить. И товарищу поможет с другом помириться. Любят порядок, аккуратны.
Фиолетовый цвет . Снова смешиваем два цвета: синий и красный. Получаем таинственный, наполненный мистикой фиолетовый цвет. Для детей, которым нравится фиолетовый цвет, характерно богатое воображение, уход в фантазии, впечатлительность, внушаемость, эгоцентричность и эмоциональная ранимость. Любят уют, красивые вещи, музыку. Нередко мастерят сами, рисуют, играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют, сочиняют. Настроение может меняться очень легко: от обиды до восторженности. Причем эмоции очень хорошо читаются по лицу ребенка. Задача родителей – учить ребенка управлять эмоциями, развивать открытость и общительность.
Розовый цвет . Сама нежность, романтика, мечтательность, любовь. «Розовые» дети склонны к непостоянству как в своих увлечениях, так и в отношениях с другими людьми. Наивны в жизни, наивны в своих мечтаниях. Дети, одним словом. Очень зависимы от окружающих, нуждается в постоянной поддержке.
Цвет морской волны (сине-зеленый) . Немножко «тяжелый» для ребенка цвет, свидетельствующий о внутренней напряженности, склонность к обидам, которые иногда не имею под собой никакой почвы. Серьезны, пытливы, настойчивы, упрямы. Такого ребенка лучше не ругать по мелочам. Может быть, нужно уменьшить и строгость по отношению к нему? Ему очень хочется быть успешным и он старается добиться результата. Не хватает знаний и опыта, а внутреннее напряжение мешает продвигаться к успеху. Нужно научить такого малыша снимать излишнее напряжение. Для него важен полноценный сон, отдых, плавание, прогулки, все, что приносит в его жизнь позитив.
Белый цвет . Редкий выбор. В коробке с карандашами есть карандаш белого цвета, но вряд ли ребенок им часто пользуется. Выбор белого цвета свидетельствует об открытости ребенка, его энергичности, готовности сотрудничать. А еще белый цвет может появляться в период каких-либо изменений. Причем это могут быть и такие изменения, как смена места жительства, школы, так и такое изменение, как взросление ребенка.
Коричневый цвет. Коричневы1 цвет часто выбирается детьми, находящимися в каких-либо кризисных ситуациях, которые могут затрагивать, как его самого, так и семью в целом. Это может быть и болезнь ребенка, и «болезнь» семьи, в которой ребенку некомфортно. Часто этот цвет выбирается детьми в ситуации развода родителей или даже потери кого-то из близких. Цвет усталости, сигнализирующий о необходимости снять стрессовое состояние.
Серый цвет – цвет осторожности, ослабленности, усталости. Дети, выбирающие серый цвет, часто чувствуют себя одинокими, испытывают тревогу и страхи. Задача взрослых – «организация» позитива, но дозировано, с учетом того, что такие дети часто бывают замкнуты.
Черный цвет – цвет угрозы. Дети редко его выбирают. Но если вдруг выбирают, это омжет свидетельствовать о преждевременно созревшей психике. Возможно, был стресс, перевернувший жизнь ребенка. Чем больше ребенок предпочитает черный цвет, тем драматичнее его состояние.
Никогда нельзя делать вывод по одному-двум-трем рисункам ребенка. Бывает так, что сегодня ребенок выбирает какой-то цвет, а завтра он ему совершенно неинтересен. Это нормально. Детство – период проб, период познания, время изменений.
Здоровый и сильные детки любят чистые, яркие тона. Я хочу вам пожелать, чтобы рисунки вашего ребенка радовали вас красивыми красками и не менее красивыми сюжетами.
То, что цвет влияет на наше эмоциональное состояние, настроение и даже на состояние здоровья – доказывать уже никому не нужно.
Каждый, наверняка, не раз прочувствовал это на себе: в помещении, где преобладает красный цвет, всегда чувствуется какая-то напряженность и нервозность. Почему-то, кажется, что что-то не так, и вот-вот случится что-то нехорошее. Очень часто, красный цвет провоцирует повышение кровяного давление, и даже температуры. А вот там, где много зелёного - наоборот –всегда спокойно и радостно, и даже уставший, напряженный человек потихоньку расслабляется и начинает улыбаться. Дети, точно так же как и взрослые, а возможно, даже сильнее, подвержены влиянию цветов. Это, в принципе, тоже не новость, но вот какой цвет как влияет на детскую психику – знают далеко не все родители. Поэтому, многие очень удивляются, когда, например, покрасив детскую в желтый, солнечный и радостный, по их мнению, цвет, они сталкиваются с тем, что малыш напрочь отказывается спать в своей комнате, а иногда, даже заходить в неё.
Итак, что же собой представляют различные цвета, и как они влияет на нас и наших детишек.
Белый.
чистота, аккуратность, светлота, пустота
Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра.
Белый цвет всегда символизировал невинность и чистоту. И совсем не случайно белый – это традиционный цвет для невест во многих странах мира. У некоторых народов – белый цвет символ удачи, добра и жизни. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему врачи и медсестры почти всегда носят именно белые халаты, хотя содержать такой халат чистым с больнице – очень непросто. Это делается для того, чтобы подчеркнуть чистоту и стерильность больницы. Поэтому, если у вас планируется важная встреча, или событие, на котором очень важно подчеркнуть чистоту и открытость ваших мыслей и действий – одевайте белое!
Существуют предание, что если в белый цвет окрасить стены дома изнутри, то в нем будет мир, а если косяки дверей, то каждый человек, входя в жилье, оставит свое зло снаружи. Белый цвет способен стать великим исцеляющим цветом, так как несет надежду, энергию и мощь преобразования.
Он эффективно тонизирует организм, а также оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных детей, повышается их самооценка. Однако, господствующий белый, может вызвать ощущение неприступности и превосходства над другими, а также впечатление чрезмерной стерильности помещения. Лучше всего, использовать его в сочетании с другими цветами.
Красный.
необходимость, страсть, тепло, любовь, кровь.
Красный цвет
наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера. Он положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе.
Красный цвет считается стимулирующим, как часто пишут «способствует активности, дружелюбию, уверенности, в больших количествах вызывает гнев и ярость. Дает уверенность в себе, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях».
Красный цвет – наиболее интенсивный цвет в эмоциональном плане. Он способствует ускорению сердцебиения и учащению дыхания. Возможно, поэтому он считается цветом любви и страсти. Психологами замечено, что склонность к красному цвету имеют страстные и смелые люди, которым как раз не хватает любви или внимания. Красная одежда привлекает внимание и делает ее обладателя заметным и значимым в глазах остальных людей, подчеркивает его активную жизненную позицию, а также безудержный темперамент. Но вместе с тем и заметно «утяжеляет» фигуру, а также может вызвать неосознанную агрессию со стороны окружающих. Далеко не каждый человек решится одеть на себя, красную вещь. Машины красного цвета – любимая мишень для грабителей. Кроме того, можно вспомнить пример с быками – тореадоры в Испании, всегда держат в руках красную тряпку – возбуждая быков и провоцируя их на агрессию.
Если ребёнок предпочитает красный всем остальным цветам .
Такие детки очень открыты и активны. Родителям с ними ой как непросто: живые, подвижные, часто непослушными и легковозбудимые, их сорванцы постоянно ломают игрушки и становятся объектом общего пристального внимания, как со стороны других детей, так и со стороны взрослых. Когда эти дети вырастают, их отличает высокая работоспособность, стремление добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость и эгоизм. Их девиз «Здесь и сейчас», они живут сегодняшним днём. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».
Синий и голубой.
истина, гордость, сила.
Синий цветразвивает психические способности. Он очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение.
Голубой цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.
Если ребёнок предпочитает синий всем остальным цветам .
Эти дети полная противоположность тем, которые любят красный цвет. Совсем не напрасно, «синих» детишек можно успокоить красным цветом, а тех малышей, которые предпочитают красный – синим. Дети, которые любят синий цвет очень спокойны, уравновешены, любят делать все не торопясь и обстоятельно: «с чувством, толком и расстановкой». Они с удовольствием полежат часок – другой на диване с книжкой, потом хорошенько обдумают прочитанное, и возможно, захотят обсудить со старшими. Эти дети предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в отличии от «красных» детей, им приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.
Желтый.
осторожность, тепло, трусость, великолепие.
Желтый – бодрящий цвет солнца. Он привлекает внимание даже больше, чем красный или оранжевый. Было установлено, что желтые машины попадают в аварии гораздо реже, чем машины всех других цветов.
Хотя желтый, считается оптимистичным цветом, все не так однозначно, как кажется сразу. По восприятию это самый трудный для глаз цвет, и его преизбыток подавляюще действует на психику. Доказано, что в желтом интерьере люди чаще раздражаются, а дети плачут. Поэтому не торопитесь красить детскую комнату, целиком в желтый цвет. Хотя в умеренных количествах, желтый цвет, прекрасно развивает умственные и артистические способности.
Если ребёнок предпочитает жёлтый всем остальным цветам .
Такой малыш – настоящий фантазер и мечтатель, сказочник и шутник. Друзья ни на одну минуту не могут заскучать в его компании. Но как ни парадоксально, он предпочитает играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда этот малыш вырастет, скорее всего он отдаст предпочтение разнообразной и интересной работе – рутина не для него. Повзрослев, он постоянно будет во что-то верить, на что-то надеяться, и вообще жить «завтрашним днём». В то же время в нём могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений и безответственность.
Зелёный.
безопасность, природа, здоровье, живость, окружающая среда, деньги, растительность.
Это наиболее легкий цвет для глаз, его переизбыток не влияет негативно на психику, и он даже способен улучшать зрение. Это успокаивающий и освежающий цвет, придающий новые жизненные силы и стимулирующий защитные силы организма. Именно поэтому большинство больниц, изнутри окрашены именно в зеленый цвет. Или, например, людей, ждущих эфира на телевидении, как правило, помещают в комнату именно с зеленым интерьером, чтобы успокоить и помочь им справиться с волнением. Когда мы думаем о зеленом цвете, мы представляем лес, деревья, траву. В силу того, что зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу. Когда нам недостает зеленого цвета, мы лишаемся гармонии.
Если ребёнок предпочитает зелёный всем остальным цветам .
Как правило, такой малыш считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность: консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями, требуется особое, творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку очень необходимо чувство защищенности, надежности.
Оранжевый.
предупреждение
Этот цвет очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека). Он помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.
Если ребёнок предпочитает оранжевый всем остальным цветам .
Эти детки легковозбудимые, так же, как «красные» и «желтые», но их возбуждение не имеет границ: дети постоянно веселятся, шалят, кричат без всякой видимой причины. Поэтому оранжевый цвет очень опасен: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает, отпугивает и опустошает.
Розовый.
Розовый цвет снижает агрессию, расслабляет. Он вызывает чувство комфорта, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. В комнате, окрашенной в розовый цвет, создается ощущение защищенности. Этот цвет хорош для спальни.
Розовый – самый романтичный цвет и один из самых успокаивающих и расслабляющих. Поклонники розового - по-настоящему миролюбивые, тонкие и чувствительные люди с нежным сердцем. В США и Европе в спортивных клубах раздевалки для команд противника часто выкрашены именно в розовый цвет, чтобы соперники почувствовали упадок энергии. Надевайте розовый, чтобы подчеркнуть свою пассивную позицию, например, если хотите, чтобы на вас не возложили какую-либо ответственность или чтобы ваш мужчина чувствовал желание оберегать и защищать вас.
Если ребёнок предпочитает розовый всем остальным цветам .
Обычно, этому цвету отдают предпочтение девочки. Дети, которые любят розовый цвет, как правило нежны, они слабые и робкие. Такой ребенок очень зависим от окружающих, он нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, то он, обычно очень сильная личность.
Элина Киян
ДЕТИ И ЦВЕТ
Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гете, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия. Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребенок в своих играх и рисунках – вы можете многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребенка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребенка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития – физического и интеллектуального.
Используя методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности, мы заметили четкие взаимосвязи между определенными цветами и соционическими функциями. Предпочтение, которое оказывает ребенок какому-то определенному цвету, причем достаточно длительное время и независимо от своих текущих состояний, говорит о доминировании в структуре его личности функции, являющейся творческой. Сочетание нескольких цветов, выбираемых по преимуществу ребенком, позволяет делать вывод о его типе личности либо соотносить его с группой типов (четверкой), имеющих сходные усиленные функциональные качества.
«Желтые» дети более всего предрасположены к творчеству. На языке цветов желтый означает духовность (желтый нимб над головами святых на картинах и иконах, желто-золотые купола православных церквей, желто-оранжевые одежды буддийских монахов). Как правило, «желтые» люди – свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть и для которых основной моральный принцип – не выделяться и не умничать. С другой стороны, «желтый» человек – мечтатель, фантазер, сказочник. Он часто склонен в своих фантазиях отрываться от земли, выдавать желаемое за действительное, мистифицировать других. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей, так и объектом для насмешек.
В раннем детстве «желтый» ребенок любит играть в одиночку, свои игрушки превращает силой своего воображения в любые персонажи. Будучи уже взрослым, такой человек предпочитает интересную разнообразную работу. Он всегда во что-то верит, на что-то надеется, живет больше будущим, чем настоящим, а в настоящем он неприспособленный, непрактичный, «не от мира сего».
Таким образом, желтый цвет более всего соответствует такой соционической функции, как интуиция возможностей, а сами «желтые» дети – интуитивные экстраверты, чаще всего, ИЛЭ – Новатор и ИЭЭ – Вдохновитель.
«Фиолетовые» дети живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, игру, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость (по отношению к себе и к другим), эстетичность и неэстетичность, скромность и желание шокировать других, воздержанность и тяготение ко всевозможным порокам, мученичество и мессианские тенденции. Таких детей (взрослые не исключение) почти постоянно раздирают противоречия в чувствах, желаниях, отношениях, занятиях и т.д.
«Фиолетовые» люди чувствительны, внушаемы, их легко загипнотизировать, они легко возбудимы, стремятся производить впечатление на окружающих и при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.
Наиболее близкая фиолетовому цвету функция – интуиция времени, самая загадочная и не совсем еще понятная функция. Наиболее ярко она проявляется у социотипов ЭИЭ – Наставник и ЛИЭ – Экспериментатор.
«Красные» дети наиболее открыты и активны. Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. «Красные» – обычно лидеры в своем окружении – как формальные, так и неформальные. Подчиняться – не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, «назло», когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и застимулировать собственное желание ребенка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат «красного» ребенка. Ведь именно из детей такого плана при неправильном воспитании формируются взрослые с антиобщественными тенденциями, со склонностью к криминалу.
С «красным» ребенком – драчуном, живым, непоседливым, ломающим игрушки и не слушающим никого, очень трудно воспитателям. Когда он вырастет, его высокая работоспособность, предприимчивость будут стимулироваться желанием сделать карьеру, добиться благосостояния, власти над вещами и людьми. Отсюда – превалирование интересов сегодняшнего дня, напористость и эгоизм. Самые яркие политики и руководители, военные и преступники – «красные». Ведь даже традиционной одеждой королей, генералов, кардиналов, палачей была именно красная. Такой же цвет имел флаг революции.
Красному цвету соответствует функция волевой сенсорики. Наиболее выражена она у экстравертных сенсориков – СЛЭ – Лидера и СЭЭ – Политика.
«Зеленые» дети чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Зеленый цвет – индикатор интенсивности и работоспособности человека. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счет собственных физических усилий и этим отличаются от «красных», предпочитающих «проехаться за чужой счет» либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. «Зеленые» дети открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место – слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны. Если вы признаете свою вину и демонстрируете по отношению к «зеленому» ребенку расположение и уступчивость, он быстро «отходит». По мере взросления такие характерные признаки «зеленых» детей, как уверенность, настойчивость, даже упрямство способствуют выработке в них хороших исполнительских качеств. Они очень трудолюбивы и неустанно работают для блага своих близких. Зеленый цвет – это цвет живой природы, цвет листьев, травы, незрелых плодов. Поэтому «зеленые» дети и взрослые любят копаться в земле, что-то выращивать, они умеют пользоваться дарами природы, но не обкрадывая ее, а путем умелого с ней обращения и бережности.
Выражение «молодо-зелено» говорит о таких качествах «зеленых», как склонность к веселью, юмору, здоровой чувственности, задору, оптимизму – словом, всех признаков человека, стоящего на пороге жизни и радующегося ей.
Зеленый цвет – цвет сенсорики ощущений, наличие хорошо развитых от природы чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Эти качества наилучшим образом выражены у социотипов ЭСЭ – Коммуникатор и ЛСЭ – Управляющий, у которых указанная функция является целеполагающей.
Описывая «цветных» детей, мы говорили только об экстравертных представителях юной когорты, и прежде чем перейти к другой ее половине – интровертной, заметим, что вышеприведенные цвета можно считать также экстравертированными цветами, вызывающими распространение энергии личности вне ее, расширение поля деятельности и контактов с людьми и вещами. Перечислим эти основные четыре цвета: желтый, фиолетовый, красный и зеленый.
«Коричневые» дети часто находятся в противоречии с собой. Оно вызвано, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой – замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессивные состояния. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность «коричневых» часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе, быть «шестерками» или исполнителями воли «красных» детей – лидеров и заводил в классе и на улице.
Другая причина обособления «коричневых» в среде сверстников -их интеллектуальность. Они очень эрудированны, испытывают постоянный информативный голод, удовлетворяемый за счет проглатывания огромного количества газет, журналов, книг, даже просто справочников, энциклопедий и… объявлений на улицах. В школе и во дворе «шибко грамотных» не очень любят, а частенько элементарно бьют, «чтоб не зазнавался». По этой причине у «коричневых» детей может действительно развиться чувство превосходства над другими либо его противоположность – комплекс неполноценности.
При неблагоприятных условиях в семье и школе у «коричневых» подростков развиваются и довольно прочно закрепляются такие качества, как: негативизм, постоянное чувство неудовлетворенности собой и окружающими, неадекватное восприятие отношения к себе со стороны других, апатия, внутреннее беспокойство, уход от проблем, боязнь и избежание стрессов, мнительность, подавление сексуальности и т.д.
Наоборот, при благоприятных жизненных обстоятельствах из «коричневых» детей вырастают достаточно инициативные и предприимчивые личности. Они думают не только о своем, но и об общественном благе, являются надежными партнерами с развитым чувством взаимопомощи. Они – отличные консультанты и эксперты в широком спектре сфер деятельности – производственных и непроизводственных. Прагматизм, чувство здравого смысла подсказывают им наиболее оптимальные способы решения житейских проблем и вырабатывают философски-критическое мировоззрение.
Коричневый цвет как отражение стремления к целесообразности поступков, стабильности в делах и отношениях ближе всего расположен к функции деловой логики и характерен для социотипов ИЛИ – Критик и СЛИ – Мастер.
«Синие» дети – полная противоположность «красным». Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что «красных» детей и взрослых можно успокаивать синим цветом, а «синих» взбадривать красным. По характеру «синие»: спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это – порядок, закон, мысль, разум.
«Синие» дети редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее у окружающих они часто пользуются уважением за твердость характера, отсутствие капризности, заносчивости. Они не эгоисты по натуре, но приходят на помощь только тогда, когда их об этом попросят. Сами же не склонны даже в трудных ситуациях обращаться за поддержкой, стойко переносят любые невзгоды и лишения.
Им редко присущ дух предприимчивости или авантюризма. В компаниях чаще всего держатся особняком. Их не тяготит одиночество. «Синие» всегда умеют занять себя каким-нибудь делом. Они не любят хвататься за несколько дел одновременно, а долго и тщательно занимаются одним и всегда стремятся доводить начатое до конца.
Родители и педагоги часто отмечают в характере «синих» детей изрядную долю холодности и суровости. Если среда способствует развитию этих качеств, у взрослых впоследствии они проявляются в жестком обращении с окружающими, в особенности с теми, кто находится у них в зависимости. Из них получаются неплохие администраторы, особенно там, где ценятся дисциплинированность, иерархия, умение «не высовываться», подчинение своей индивидуальности мнению руководства или всего коллектива. «Синие» – всегда хорошие специалисты и исполнители, но в одной узкой области или профессии.
Такие дети в мышлении больше «технари», чем гуманитарии, хотя могут успевать по всем предметам одинаково. Они очень усидчивы, терпеливы и могут часами сидеть за учебниками, читать полезные книжки, возиться с конструкторами, помогать родителям по дому. Они очень рано усваивают, что можно, а что нельзя и склонны пребывать в узких рамках своих представлений и убеждений. Если «синий» ребенок во что-то поверил, разубедить словами его практически невозможно. Только очевидные факты заставляют его изменить свое мнение.
Лучше всего синий цвет отвечает качествам структурной логики, которая ярко проявляется у двух рациональных интровертов – ЛИИ – Аналитика и ЛСИ – Инспектора.
<Розовые> дети – самые мягкие. Розовый цвет в наибольшей степени соответствует младенческому периоду развития человека. Это – цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, приятности. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый цвет считается «девчоночьим» цветом. Склонность же мальчиков к нему является признаком женственности их характера. Такие мальчики в детстве могут играть с куклами, любят наряжаться, вертеться перед зеркалом, кокетничать. Взрослея, они чаще всего занимают в различных ситуациях – бытовых или производственных – пассивную позицию. «Розовые» – ведомые, а не ведущие в семье и на работе, независимо от пола. В детстве это самые миловидные дети и мальчиков часто путают с девочками.
В кругу сверстников их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость. «Розовые» дети уменьшают агрессивность «красных» и делают более податливыми «синих». Они большие конформисты по натуре и часто действуют по принципу «и нашим и вашим». Практически всегда соглашаясь с другими или обещая что-либо сделать – «розовые» могут тут же поменять свое мнение на противоположное и «забыть» выполнить чужую просьбу. Они довольно ленивы и созерцание предпочитают делу.
Внутренне они довольно ранимы и чувствительны, но свои обиды стараются скрывать. Такие дети очень хорошо чувствуют настроение окружающих и стараются изменить его в лучшую сторону. «Розовые» – хорошие гармонизаторы и дипломаты, гибки и умелы в отношениях, тонко и ненавязчиво снимают отрицательные эмоции и создают положительные, улучшая общий психологический комфорт. Они сами довольно легко впадают в меланхолию, но так же легко и быстро из нее выходят, если при этом чувствуют, что это негативно отражается на их отношениях с другими.
«Розовые» дети подсознательно тянутся к более сильным и интересным сверстникам. Часто можно заметить «розового» мальчика среди отчаянных, «крутых» ребят, драчливых и неуправляемых, которые несмотря на «чужеродный» цвет, принимают его в свою среду. При таком контрасте лучше выделяется мужественность «красных», а «розовые» смягчают климат в таких агрессивных группах.
Чаще всего к «розовым» детям относятся интровертные иррациональные этики – СЭИ – Посредник и ИЭИ – Лирик.
«Серые» дети – самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм.Серый цвет в колористике иногда трактуется как отсутствие цвета либо его нейтральность. По восьмицветовому ряду Люшера серому цвету приписываются следующие качества: обособленность, отгороженность, свобода от обязательств. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах. Помощь «серых» всегда носит альтруистический деятельный характер и этим часто злоупотребляют другие, перекладывая на них свои проблемы.
Взрослые «серые» – это самые честные и исполнительные работники, на которых всегда можно положиться. И в детстве и в зрелом возрасте они скромно трудятся, а плодами их трудов чаще пользуются другие, более выразительные цвета. Тихий, несмелый характер и замкнутость не позволяют им бороться за место под солнцем. Хотя, что касается их внутреннего мира и личного пространства, «серые» могут проявлять неуступчивость и бескомпромиссность. Они принципиальны в отстаивании своих взглядов, не любят кривить душой, обманывать.
Такие дети очень серьезны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах. Очень любят заниматься ручным трудом, тщательны и аккуратны в работе. Они менее других детей доставляют проблемы своим родителям и учителям. «Серые» могут не «хватать» звезд с неба", но и не ходят в отстающих. У них проявляются такие качества, как: постоянный самоконтроль, склонность к угнетенным состояниям, уход в себя, повышенная обидчивость и ранимость, подавление своих естественных потребностей.
В зрелом возрасте указанные тенденции часто проявляются в пассивной жизненной позиции, стереотипности мышления, самоизоляции. Будучи чувствительными по натуре, «серые» дети переживают по поводу различных конфликтов и неурядиц в своем окружении. Мир и благополучие в семье – главный их жизненный стимул. Ссоры и разводы родителей больше всего ранят «серых» детей и отражаются на их самочувствии и здоровье.
Наиболее характерно описанные качества проявляются у типов с доминирующей функцией этики отношений – ЭСИ – Хранителя и ЭИИ – Гуманиста.
Заканчивая тему колористики, повторим, что к интровертным цветам относятся следующие: синий, коричневый, розовый и серый.