Многие родители задаются вопросом о том, как научить малыша чтению в 4 года. Для этого важно проводить подготовительную работу, которая начинается с первых книжек, в возрасте шести – семи месяцев. Ребенок все быстро схватывает и пускай не может сразу повторить, но через промежуток времени обязательно покажет свои знания.
Раннее развитие детей сегодня очень популярно. Многие родители используют распространенные методики, а также посещают занятия в различных детских центрах. Между тем, чрезмерное увлечение ранним развитием способно отбить у крохи всякое желание заниматься. Самое главное в любом обучении – это не насиловать ребенка. К занятиям следует приступать только тогда, когда малыш проявляет желание.
Как научить ребенка читать в 4 года
Современные врачи и психологи считают, что оптимальный возраст для обучения детей чтению – 5-6 лет. Тем не менее, если ваш малыш достаточно способный и давно просит вас научить его читать самостоятельно, к занятиям можно приступить, начиная с 3-4 лет. Для этого совершенно не обязательно посещать специальные центры или использовать обучающие методики, достаточно лишь ежедневно уделять некоторое время занятиям дома.
Как выучить буквы
Первый этап обучения чтению - это демонстрация и называние букв алфавита. Но здесь есть одно правило - буквы необходимо называть, как звуки при чтении. Не «бэ», а «б», «эс» как «с» и пр. Так ребенку не нужно будет перестраиваться при чтении.
Можно не просто демонстрировать буквы в азбуке, их можно разместить в разных частях комнаты (естественно на уровне глаз малыша), чтобы они постоянно были перед глазами. Они могут быть на кубиках, на мяче и др. предметах.
Обучение буквам должно быть разнообразным, чтобы ребенку было интересно. Не обязательно отводить специальное время для занятий. На кухне, на прогулке, во время рисования или лепки можно создавать буквы и слоги.
Для этого подойдут макароны и крупы, из которых выкладывают буквы, печенье «алфавит». Из карамели можно выложить букву «К», из нарезанных бананов «Б» и т.д. Кроме того, можно демонстрировать ребенку не просто отдельные буквы, но и небольшие слова. Важно при этом обращать внимание на такие плакатики и называть отдельные буквы и читать эти слова.
Перед тем, как начать обучение чтению слов, нужно освоить чтение слогов. Для этого нужен образец, который демонстрирует мама, и практика, без этого трудно добиться хорошего результата.
Однако не стоит заставлять малыша. Все, что сделано «из-под палки», ни к чему не приведет. В результате такого обучения большинство детей воспринимают чтение, как наказание.
Определяя способы, по которым вы будете обучать ребенка чтению, необходимо набраться терпения. Ведь малыш не сразу начнет соединять слоги в слова. Он будет долго тренироваться, повторять одно и то же, не сразу поймет смысл прочитанного. Это утомляет, но без поддержки родителей не обойтись.
Советы, как постепенно обучать ребенка чтению:
Главное - заинтересовать ребенка:
Первый этап - учим буквы с ребенком:
Развивающие мультики, которые помогут в процессе обучения чтению:
Раннее развитие детей сегодня очень популярно. Многие родители используют распространенные методики, а также посещают занятия в различных детских центрах. Между тем, чрезмерное увлечение способно отбить у крохи всякое желание заниматься. Самое главное в любом обучении – это не насиловать ребенка. К занятиям следует приступать только тогда, когда малыш проявляет желание.
Современные врачи и психологи считают, что оптимальный возраст для обучения детей чтению – 5-6 лет. Тем не менее, если ваш малыш достаточно способный и давно просит вас научить его читать самостоятельно, к занятиям можно приступить, начиная с 3-4 лет. Для этого совершенно не обязательно посещать специальные центры или использовать , достаточно лишь ежедневно уделять некоторое время занятиям дома.
В данной статье мы расскажем вам, как можно быстро научить ребенка читать в 4 года в домашних условиях, и как для этого нужно заниматься.
Как научить ребенка 4 лет читать по слогам?
Для начала необходимо приобрести яркий и красочный букварь. Желательно выбирать пособие крупного формата, в котором изображено множество картинок, способных привлечь внимание ребенка. Именно букварь в дальнейшем сможет помочь малышу понять, как буквы складываются в слоги, слова и даже целые предложения.
Изучать буквы с ребенком 4 лет необходимо в следующем порядке:
- Твердые гласные – А, О, У, Э, Ы;
- Твердые звонкие согласные – М, Л;
- После этого учим глухие и шипящие согласные: Ж,Ш,К,Д,Т и далее все остальные буквы.
Не стоит торопиться, возьмите за правило – на одном занятии вы знакомитесь только с одной буквой. При этом начинать каждый урок необходимо с повторения тех букв, которые изучались ранее. При чтении букваря мама или папа должны произносить не название самой буквы, а звук.
Далее можно приступать к простым слогам. Начинать нужно с таких простых сочетаний букв, как МА, ПА, ЛА. Чтобы ребенку было проще понять, как образуется слог, попробуйте сказать ему, что согласная буква «бежит» к гласной и «догоняет» ее. Большинство детей в результате такого объяснения начинает понимать, что обе буквы должны произноситься слитно.
Только после того, как ребенок освоил предыдущий урок, можно переходить к чтению сложных слогов.
Как научить ребенка в 3-4 года читать самостоятельно?
Если малыш уже разобрался с понятием слога, научить его читать самостоятельно не составит никакого труда. Сначала необходимо объяснить ему как читаются самые простые слова, такие, как «мама» или рама». Далее переходите к словам, состоящим из трех слогов, например, «молоко».
Самое главное в обучении ребенка чтению - это постоянные тренировки. Малыш в возрасте 3-4 лет не способен учить что-либо более 7-10 минут подряд. Между тем, время на обучение ребенка чтению необходимо уделять каждый день. Кроме того, родителям в данном случае необходимо набраться терпения, ведь кроха может отталкивать книгу и отказываться заниматься тогда, когда этого хочется вам. Это не страшно, дождитесь, когда ребенок сам проявит интерес, только в этом случае он станет учиться с удовольствием и быстро достигнет желаемого результата.
Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.
Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?
По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.
Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:
- Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
- Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
- Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
- Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
- Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.
Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.
Известные методики обучения детей чтению
Методика | Как действует |
---|---|
Обучение по методу Домана | Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев. |
Метод чтения по слогам | Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс. |
Метод чтения по складам | В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение. |
Кубики Зайцева | Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте. |
Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.
Алфавит с раннего возраста
Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.
Ненавязчивое обучение
Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.
Занимайтесь каждый день
Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.
Заинтересовывайте чтением
Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.
От простого к сложному
Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:
- изучайте звуки;
- переходите к чтению по слогам;
- научите ребенка слитию слогов.
Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.
Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:
Первые шаги к чтению: знакомство с буквами
Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.
Визуализация
Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.
Осязание
Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».
Чаепитие к буквами
Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.
Магнитные развлечения
С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»
По клавишам
Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.
Освоение принципа чтения по слогам
Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.
Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.
На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»
Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.
Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.
Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.
Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.
Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.
Игры, способствующие обучению ребенка чтению
Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.
Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.
Игры для изучения букв | Игры на умение складывать слоги | Игры на развитие навыка чтения |
---|---|---|
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). | Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. | Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова. |
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например: А-ист А-збу-ку ли-стал, На А-вто-бус о-поз-дал. На Кар-тин-ку смо-трит Кот, На Кар-тин-ке Кит плы-вет. О-слик ви-дит О-бла-ка, О-тра-жа-ет их ре-ка. | Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. | Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова: – мыла, мыла, мыла, мила, мыла; – сыр, сыр, сыр, мир, сыр; – пила, пила, пила, липа, пила; – соль, соль, соль, сел, соль; – река, река, рука, река, рука. |
Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. | Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. | Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ). |
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). | Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. | Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА) |
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. | Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. | Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА). Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д. |
Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.
Упражнения со словами: закрепляем навык
Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.
Во что играть | Что делать |
---|---|
Кто что ест? | Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой. |
Кто лишний? | Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д. |
Большой и маленький | Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка (маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др. |
Кто где живет? | Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей. |
Формируем привычку читать книги с младенчества
В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):
Личный пример
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.
Яркие иллюстрации
Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.
Регулярное чтение
Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.
Возможность выбора
Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.
Ограничение просмотра TV
Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.
В норме к четырём годам ребёнок уже хорошо владеет речью и использует порядка 1500 слов. Но бывают ситуации, когда малыш не торопится общаться, и в этом случае требуется чуть больше усилий для освоения этого навыка.
Как научить ребёнка 4-х лет разговаривать
В первую очередь, нужно понять, что тормозит речевое развитие малыша. Важно исключить наличие серьёзных причин - биологической (связана смозговой дисфункцией, проблемами во время беременности и родов) и социальной (отсутствие стимулов для развития речи, постоянный стресс, гиперопека). Выявить их возможно на приеме у специалиста. После этого необходимо приступать к реализации плана «как стимулировать речь малыша в 4 года».
Сразу оговоримся, что ни о каких насильственных методах обучения речь не идёт. Вопрос, как заставить ребёнка четырёх лет говорить, даже не должен возникать. Можно только запугать кроху и напрочь отбить у него желание общаться. Поэтому используем только мягкие, спокойные методы, запасаемся терпением и не гонимся за быстрым результатом. Отмечайте малейшие успехи крохи, вселяя в него уверенность в себе и желание продолжить занятия.
Игры для развития речи детей 4 лет
Обучение речевым навыкам происходит преимущественно в игровой форме. Таким образом дети лучше схватывают суть, проще вовлекаются в процесс и показывают хороший результат. Предлагаем несколько специальных игр для развития речи четырёхлетних детей:
- забавные рожицы - сядьте перед зеркалом или смотрите друг на друга. Говорите, что делать, и просите повторить за вами. Например: «Высовывай язык и пробуй достать кончиком до подбородка/носа. Сверни язычок трубочкой и покажи мне. Плотно сожми губы и надуй щёки». Поле для фантазии безграничное. Можно слегка подтрунивать над малышом и смеяться над вашими гримасами;
- лодочка/кораблик - в таз или ванную набираете воду и пускаете бумажный кораблик, и лучше даже не один. Разыгрываете такую историю, например: ветер улетел далеко-далеко, а он так нужен корабликам, чтобы переплыть море и добраться до волшебных земель. Сначала зовете ветер, а потом просите ребёнка дуть на лодочки, чтобы они поплыли. Причём на выдохе необходимо произносить звуки «п» (несколько раз подряд) и «ф» (непрерывно). Кроха не должен надувать щёки. Дуйте сильнее, слабее, прерывисто и наблюдайте за корабликами;
- хитрая лиса - разыгрываем часть сказки про Колобка. Положите шарф или любой длинный кусок материи на пол - это будет мост, по которому хитрая лиса (ребёнок) будет идти через реку. Попросите малыша высунуть язык и положите на него небольшое плоское печенье (это будет Колобок). Лиса поймала Колобка и идёт домой, чтобы полакомиться, но ей необходимо перейти мост. Ребёнок должен идти, высунув язык и держа на нём печенье;
- шаги - на каждый шаг нужно назвать по одному слову на заданную тему (животные, посуда, фрукты, овощи, всё круглое, съедобное и т.д.). Можно внести элемент соревнования и установить старт и финиш, а победитель получит приз;
- третий лишний - называете три слова (тарелка, чашка, чай; ворона, собака, кошка и т.д.) и просите ребёнка найти лишнее. Эта игра научит его обобщать (тарелка, чашка и чай - предметы на кухне, но чай не относится к посуде; ворона, собака и кошка - живые существа, но птица будет лишней) и расширит словарный запас.
Важно понимать, что ребёнок не просто должен научиться говорить, в идеале надо обучить его делать это правильно. В решении такой задачи помогут следующие упражнения для развития речи ребёнка четырёх лет:
- Тренировка мышц речевого аппарата:
- рыбка - открываем рот как можно шире и затем закрываем, выполняется под счёт;
- часики - широко улыбаемся, рот открыт, под счёт водим кончиком языка от правого уголка рта к левому;
- качели - рот открыт максимально широко, кончик языка поочередно дотрагивается до десны то за верхними, то за нижними резцами;
- слон - вытягиваем губы трубочкой, как будто произносим звук «у»;
- хомячок - надуваем щёчки, плотно сживаем губки и энергично жуём, как это делает хомячок.
- Весёлые стишки для обучения произношению гласных звуков «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». Можете придумать сами или воспользоваться готовыми вариантами.
- Ролевые игры - придумайте историю, где нужно научить главного героя правильно произносить какой-то звук или слово. При этом ребёнок должен выступать в роли обучающего персонажа (первый раз можете разыграть эту роль сами, а потом передайте её малышу).
Любые занятия и игры, развивающие речь ребенка в 4 года, обязательно выполнять вместе. Сначала вы берёте на себя ведущую роль и постепенно передаёте её ребёнку (пользуйтесь фразами «помоги мне», «напомни-ка» и пр.). Активные дети могут сразу выступать в качестве главного героя. При регулярных занятиях прогресс не заставит себя ждать.
Читайте в этой статье:
4 года — очень важный и интересный этап в развитии ребенка. Дети этого возраста уже умеют самостоятельно есть, одеваться, убирать за собой игрушки, неплохо владеют речью, способны запоминать простую информацию и решать элементарные логические задачки. К этому времени большинство ребятишек уже посещает детские сады, где приобретают свои первые навыки общения в коллективе.
У четырехлетних малышей происходит дальнейшее развитие психики и мыслительной деятельности, они продолжают активно познавать окружающий мир, начинают проявлять новые эмоции.
В 4 года ребенок является младшим дошкольником, и к нему предъявляется гораздо больше требований, чем раньше.
Требования к умственному развитию ребенка
Педагоги и психологи сформулировали целый список знаний и умений, которыми должны владеть четырехлетние дети. Вооружившись этим перечнем и понаблюдав за своим чадом, родители самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов, смогут определить, насколько своевременно происходит интеллектуальное развитие их малыша. Согласно этому списку ребенок в 4 года должен:
- знать свое полное имя, имена мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек;
- называть домашний адрес;
- различать простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
- понимать значение общих слов (игрушки, транспорт, птицы, посуда);
- перечислять названия профессий, животных, мебели;
- уметь сосчитать предметы хотя бы до 5-ти;
- называть имена своих друзей;
- отличать правую сторону от левой, верх от низа;
- определять, где одна вещь, а где несколько;
- раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;
- пересказывать своими словами короткие сказки;
- собирать пирамидку, крупные пазлы и конструктор;
- надевать на толстую нить большие бусины и пуговицы;
- различать предметы по длине, высоте, ширине;
- уметь определять времена года по погодным явлениям;
- отличать день от ночи;
- знать основные цвета;
- описывать увиденную игрушку или картинку;
- уметь строить диалог со своими сверстниками.
Проверять все умения и навыки детей лучше всего в игровой форме. Например, предложить малышу выбрать из нескольких фигурок треугольник, поднять левую руку, попросить показать на улице кошку, вспомнить, как зовут его лучших друзей. Если кроха не может выполнить все задания, перечисленные в списке, не нужно отчаиваться. Чаще всего такое бывает в семьях, где взрослые не уделяют развитию детей достаточно внимания. С малышом нужно позаниматься на протяжении нескольких недель, а потом пройти тест заново. В случае когда чадо и в этот раз не справится с предложенными заданиями, его обязательно нужно показать детскому психологу.
Занятия с малышами дома
В четырехлетнем возрасте у малышей появляется усидчивость, способность к концентрации внимания. Именно в этот период родителям нужно обратить внимание на раннее развитие детей. Через 2 года ребенку предстоит идти в первый класс, а значит, наступило время готовить его руку к навыкам письма. Проще всего это делать с помощью рисования, которое любят практически все маленькие дети. С четырехлетнего возраста подросшего сына или дочку нужно учить правильно держать в руке карандаш, кисть, фломастер, восковые мелки. Малышу нужно покупать как можно больше книжек-раскрасок и альбомов, учить его технике рисования по трафаретам и по стеклу.
Раннее развитие ребенка 4 лет обязательно должно включать в себя упражнения, направленные на формирование мелкой моторики рук. Такие упражнения не только подготовят детскую ручку к письму, но и окажут благотворное влияние на становление речи. Отлично развивает мелкую моторику рук пальчиковый метод рисования, который очень любят детишки дошкольного возраста. С этой целью можно также использовать лепку, прекрасными материалами для которой послужат пластилин, глина и соленое тесто. Из них малыш с помощью взрослых сможет сделать простые фигурки. А можно просто отщипнуть кусочек от теста, из которого мама делает пельмени или вареники, и дать ребенку размять его пальчиками — эффект будет ничуть не хуже, чем от лепки. Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывает обучение малыша технике оригами, создание вместе с ним поделок из папье-маше, складывание пазлов и конструкторов.
Родителям четырехлетнего ребенка нужно обязательно обратить внимание на его устную речь и способности к запоминанию. Очень полезно разучивать с детьми короткие стихотворения и скороговорки, читать им много книжек. Если малыш все еще плохо говорит или не выговаривает ряд букв, самое время показать его логопеду. Специалист определит причины проблем с речью и поможет ребенку избавиться от них с помощью простых упражнений. Поспособствует формированию речи у малышей игра «Разные голоса». Суть игры заключается в произношении ребенком одной и той же фразы (например, «В лесу живут зайчики и белочки») на разный лад: тихо, громко, быстро, медленно, тоненьким голосом, грубым басом.
Двигательная активность детей в 4 года
Раннее развитие детей необходимо направить на тренировку координации движений. Непоседливых четырехлетних детишек можно записать в танцевальный кружок или спортивную секцию. Физическая активность в этом возрасте пойдет им только на пользу, позволяя эффективно развивать крупную моторику (движения туловища, рук и ног). Если малыш еще не ходит в кружки или секции, необходимо следить за его двигательной активностью дома. Четырехлетнего ребенка нужно приучать делать утреннюю зарядку, она должна войти в привычку с самого раннего возраста. Для того чтобы зарядка доставляла малышам удовольствие, необходимо придумать для них интересные упражнения. Например, пусть кроха сделает ласточку, проползет по полу по-змеиному, попрыгает как лягушка, побегает как лошадка или согнется, словно дерево на ветру.
Очень популярными у детей младшего дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры. Девочки чаще всего играют в дочки-матери, поликлинику, магазин, а мальчики — в гонщиков, полицейских. Для детей это не просто забавы, таким способом они примеряют на себя различные социальные роли. Будет хорошо, если взрослые помогут малышам в их играх, приобретя для этого все необходимые игрушки.
Педиатры советуют проводить с детьми как можно больше времени на свежем воздухе. Замечательно, если в теплые летние дни малыш сможет находиться на улице весь день. Не стоит избегать прогулок с ребенком в плохую погоду, достаточно одеть его потеплее и можно не бояться за его здоровье. Нужно поощрять двигательную активность детей на улице. Пусть они карабкаются по лесенкам, взбираются на турники и горки (конечно, под присмотром родителей), играют в разнообразные подвижные игры. Это могут быть как простые прятки и догонялки, так и игры с мячом, скакалкой и прочими атрибутами.
Подготовка ребенка к школьным предметам
Если ребенок еще не умеет считать и не разбирается в основных цветах, его можно научить этому во время прогулок. Пусть кроха вслед за мамой сосчитает количество шишек или каштанов (их сначала должно быть не больше 5), определит, сколько машин стоит возле его подъезда, сколько ступенек ведет к его дому. В случае когда малыш с легкостью считает до 10, можно начинать его обучать простейшим примерам на прибавление и вычитание, применяя в качестве пособия природный материал (желуди, шишки, палочки). Для изучения цветов удобней всего использовать природу. Дети с легкостью запоминают, что небо голубого цвета, снег — белого, листик с дерева — зеленого, а цветок — красного или желтого.
Развитие ребенка в 4 года позволяет взрослым начинать постепенно обучать их основам письма и чтения. Обычно дети этого возраста уже знают некоторые буквы, а кое-кто из ребят может назвать даже весь алфавит. Наступило время научить их складывать буквы в слоги. Родителям, которых интересует раннее развитие их детишек, следует приобрести кубики Зайцева, предназначенные для обучения младших дошкольников чтению. Существуют еще системы обучения чтению Домана и Эльконина. Учить малыша письму нужно начинать с рисования палочек, зигзагов и геометрических фигур. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал при этом ручку.
В последнее время очень популярными стали школы раннего развития, которые есть во всех крупных городах нашей страны. В 4 года ребенка еще не поздно отдать в такое учебное заведение, занятия в нем будут прекрасной подготовкой младшего дошкольника к поступлению в первый класс. Раннее развитие детей в таких школах осуществляется путем обучения их навыкам счета, письма и чтения в игровой форме, формирования у них творческих способностей и логического мышления. При окончании дошкольного заведения будущие первоклассники будут уметь отличать гласные буквы от согласных, читать слова по слогам, пересказывать услышанный короткий рассказ, уметь считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать разные величины, разбираться во времени, месяцах, сезонах года, общаться с учителями и ровесниками.
Приучение детей к гигиене, распорядку дня
Кроме развития интеллектуальных и физических способностей взрослые обязаны уделить большое внимание здоровью ребенка, приучить его к правилам личной гигиены. Четырехлетнего малыша нужно учить чистить зубы, мыть руки, умываться, причесываться. После совершения утренних гигиенических процедур он должен уметь прополоскать зубную щетку и поставить ее в стаканчик, повесить свое полотенце на крючок. Родителям нужно следить за тем, чтобы их маленькие дети ежедневно совершали эти простые гигиенические процедуры. Если ребенок чистит зубы или моет руки без особого желания, можно купить ему необычную зубную щетку, полотенце с изображением любимого сказочного героя, яркое мыло в виде фигурки животного. Такие простые хитрости помогут привлечь малыша к гигиене. Не стоит забывать, что родители должны прививать малышам любовь к чистоте собственным примером.
Ребенок в 4 года должен уже иметь понятие о режиме дня. Его нужно приучать ложиться спать, просыпаться, гулять и есть в одно и то же время. На протяжении периода бодрствования нужно найти время и для развивающих занятий. Когда у малыша есть свой распорядок дня, он становится более организованным, успевает поиграть и отдохнуть, менее подвержен капризам. Четырехлетним детишкам на полноценный сон необходимо до 12 часов в сутки, из которых 10 часов должны отводиться на ночной отдых, а 2 — на дневной. Есть малышу нужно 4-5 раз в день с промежутками в 3-4 часа. Очень важно следить за тем, чтобы питание ребенка было разнообразным и полноценным, в его рационе должны преобладать свежие овощи и фрукты, молочные продукты, каши, нежирные сорта мяса и рыбы. А вот всевозможных сладостей нужно давать поменьше — они портят молочные зубки и отрицательно влияют на аппетит малыша.
Наблюдение за состоянием здоровья младших дошкольников
За здоровьем четырехлетнего ребенка, как и раньше, следит педиатр. Детский врач определит, соответствует ли физическое развитие малыша средним нормам (в 4 года рост мальчика должен составлять 98,3-105,5 см при весе 15,1-17,8 кг, у девочек рост варьируется в пределах 98,5-104,1 см при весе 14,8-17,6 кг). Также ребенка в этом возрасте следует показать хирургу-ортопеду, лору, окулисту, невропатологу и другим узким специалистам, к которым направит его участковый врач. Обязательно нужно сделать малышу общее исследование крови, анализы мочи и кала. Нередко детей в этом возрасте посылают на УЗИ органов брюшной полости и электрокардиограмму. Если ребенок часто болеет, с наступлением теплой погоды необходимо начинать процесс его закаливания, предварительно посоветовавшись с врачом.
При воспитании младших дошкольников родителям очень часто нужно проявлять выдержку и мудрость. Научившись к 4 годам неплохо разговаривать, малыши начинают болтать без умолку, задавая старшим бесконечные вопросы на всевозможные темы, порой достаточно щекотливые. Маме с папой нужно научиться отвечать на любые вопросы своего малыша, не забывая, что таким образом он познает окружающий мир. Ну и стоит помнить об этическом воспитании: слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания» должны прочно укорениться в лексиконе маленького человечка.