13 января 2018 года, в субботу перед Богоявлением и день отдания праздника Рождества Христова, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершил Божественную литургию в Христорождественском храме пос. Мулловка Ульяновской области.
Сегодня Святая Церковь совершает отдание праздника Рождества Христова.
Православные праздники отмечаются не один день, но имеют так называемое предпразднство и попразднство. Эти термины означают следующее. Предпразднство ("перед праздником") – определенный период богослужебного календаря, службы которого содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой.
Праздник Рождества Христова, самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеет 5 дней, а праздник Крещения – 4 дня предпразднства, остальные праздники – по одному дню. Попразднство ("после праздника") – определенный календарный период, дни которого являются продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церковного праздника, причем его тема совмещается с самостоятельными литургическими темами этих дней. Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется "отданием праздника". Отдание праздника – последний день праздничного периода. Он отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, иногда почти воспроизводящим службу первого дня этого праздника. Рождество Христово имеет 6 дней попразднства, поэтому его отдание всегда совершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю)".
Первоначально отдание праздников появилось в IV веке для некоторых праздников, например, для Пасхи, Троицы, Рождества Христова, а позже принято Церковью для всех вообще великих праздников.
По окончании богослужения в Мулловском Христорождественском храме, где ныне молитвенно отмечается отдание престольного праздника, в честь которого и освящена церковь, Преосвященный епископ Диодор поздравил отца настоятеля и прихожан с этим событием, обратившись к присутствующим с проповедью.
В завершение Владыка преподал верующим архипастырское благословение.
Отдание праздника
так называется последний день попразднества великих или дванадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения; присвоенное ему последование удерживает большую часть тех молитв и песней, которые были петы в самый праздник. Отдания праздника были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в последующее время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к другим великим праздникам.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Отдание праздника" в других словарях:
ОТДАНИЕ праздника, последний день попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) и некоторых великих праздников, отмечаемый особым богослужением … Энциклопедический словарь
Отд’ание пр’аздника (Лев.23:36 ; Чис.29:35) завершение праздника (в оригинале: «торжественное собрание», срн. 3Цар.8:65). (см. попразднество) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
отдание\ праздника - отд’ание пр’аздника (Лев.23:36 ; Чис.29:35) завершение праздника (в оригинале: «торжественное собрание», ·срн. 3Цар.8:65). (см. попразднество) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Отдание Праздника - последний день попразднства. См. Попразднство … Православие. Словарь-справочник
Отдание праздника - день, завершающий попразднество … Православная энциклопедия
Отдание праздника - термин обозначения конца попразднества дванадесятых и великих праздников. Отд. празд., или последний день попразднества великих праздников, знаменуется особо торжественным богослужением, во время которого исполняются все молитвы и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Отдание праздника Вознесения Господня - Празднование Вознесения Господня, которое совершается в сороковой день после Пасхи, имеет один день предпразднства, и восемь дней попразднства. В пятницу седьмой седмицы (недели) после Пасхи празднуется Отдание (окончание) праздника Вознесения. В … Энциклопедия ньюсмейкеров
Отдание праздника Пятидесятницы - совершается в следующую после праздника субботу; в 2010 г. празднуется 29 мая (16 мая по строму стилю). Пятидесятница (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в пятидесятый день Пасхи в память сошествия Святого Духа на… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы - В среду 4 й седмицы (недели) после Пасхи в православной Церкви празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В 2010 году этот день выпадает на 5 мая (22 апреля по старому стилю). Предпразднства этот… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Отдание праздника, также аподосис (греч. απόδοσης отдача, возвращение; греч. τέλος του Πάσχα отдание Пасхи; англ. leave taking), в православном богослужении последний день попразднства многодневного, как правило, великого праздника … Википедия
Понятие отдания праздника встречается в Ветхом Завете:
«в семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте». (Лев. 23:36)
«В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…»
(Чис. 29:35–39)
В христианстве традиция отдания праздников переосмысливается как повторное воспоминание о событии праздника по истечении некоторого времени.
В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день (в настоящее время весь восьмидневный период, начиная с дня самого праздника, называется в неправославных христианских церквях октавой).
При императоре Константине I были устроены восьмидневные празднования при освящении базилик в Иерусалиме и Тире. Это дало прецедент подобного отмечания и других ежегодных литургических праздников, и первыми из них стали в IV в. Пасха, Пятидесятница и, на Востоке, - Богоявление; позже к ним присоединяется Рождество Христово.
Начиная с VII в. ко дню отдания праздников начинают приурочивать праздники святых, старейшие примеры здесь - день свв. Петра и Павла, св. Лаврентия и св. Агнессы.
Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви
Праздник | Дата праздника | Отдание | Дней пред-празд-нства | Дней по-празд-нства |
---|---|---|---|---|
Рождество Богородицы | 8 (21) сентября | 12 (25) сентября | 1 | 4 |
Воздвижение Креста Господня | 14 (27) сентября | 21 сентября (4 октября) | 1 | 7 |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 21 ноября (4 декабря) | 25 ноября (8 декабря) | 1 | 4 |
Рождество Христово | 25 декабря (7 января) | 31 декабря (13 января) | 5 | 6 |
Крещение Господне (Богоявление) | 6 (19) января | 14 (27) января | 4 | 8 |
Сретение Господне | 2 (15) февраля | 2 (15) февраля... 9 (22) февраля | 1 | 0...7 |
Вход Господень в Иерусалим | воскресенье перед Пасхой | нет | нет | нет |
Благовещение Пресвятой Богородицы | 25 марта (7 апреля) | 26 марта (8 апреля) | 1 | 1 |
Пасха | воскресенье, определяется по Пасхалии | среда, 6-я седмица по Пасхе | нет | 39 |
Преполовение Пятидесятницы | среда, 4-я седмица по Пасхе | среда, 5-я седмица по Пасхе | нет | 7 |
Вознесение Господне | четверг, 6-я седмица по Пасхе, 40-й день | пятница, 7-я седмица по Пасхе | 1 | 8 |
День Святой Троицы | воскресенье, 7-я седмица по Пасхе | суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице | нет | 6 |
Преображение Господне | 6 (19) августа | 13 (26) августа | 1 | 7 |
Успение Пресвятой Богородицы | 15 (28) августа | 23 августа (5 сентября) | 1 | 8 |
Следует отметить, что периодом попразднства обладает Неделя Антипасхи (Фомино воскресенье). С понедельника по субботу второй седмицы по Пасхе вспоминается уверение апостола Фомы. В эти дни тропарь, кондак, прокимен и причастен - Антипасхи и святого апостола Фомы.
Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:
- Рождества Иоанна Предтечи
- Усекновения главы Иоанна Предтечи
- Обрезания Господня
- Покрова Пресвятой Богородицы
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Просим ваших святых молитв и посильной помощи. Возможно кто-то из Вас захочет приехать в Оленевку на денек, или недельку, или месяц: потрудиться во Славу Божию на клиросе, алтарником, звонарем. Нужна помощь в келии: принимать паломников, провожать на родник, к дубу, на святую могилку; помогать в уборке храма, келий и территории вокруг.
Жильем и питанием все будут обеспечены. Желающим поселиться на святом месте навсегда поможем купить домик или усадьбу для строительства жилья.
Председатель Приходского Совета
Елизавета Михайловна Егорова
Последние события
- 27 января 2018 .
27 января 2018 года, в день отдания праздника Святого Богоявления, дежурный клирик Петропавловского храма г. Пензы иерей Алексий Рой совершил Божественную литургию в храме Иоанна Оленевского.
Богослужебные песнопения исполнила певчая Серафимовского храма г. Пензы Ольга Денисова.
После Литургии, верующие помолились на молебне с акафистом священноисповеднику Иоанну Оленевскому.
По окончании молебна священнослужитель поздравил всех присутствующих с отданием праздника Святого Богоявления - Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал молящимся благословение.
Стоит отметить, праздничную службу посетили пензенские паломники.
Напомним, отданием праздника Крещения Господня завершается цикл Рождественских праздников. Крещение - двунадесятый праздник и имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. И вот сегодня - Отдание этого праздника - последний из дней попразднства, отличающийся большей торжественностью, в богослужениях которого содержится значительная часть молитвословий и песней, петых в самый праздник. Поэтому считается, что если кто очень хотел причаститься в Праздник, но не смог по каким-то причинам - можно причаститься в Отдание - служба совершается более торжественно, чем в обычный день и на ней звучат молитвы и песнопения самого праздника.
Двунадесятые праздники - цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)
Заключающий день огромного христианского праздника, отмечают верующие христиане 8 декабря 2018 года. Отдание, взяло свое начало в празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда родители Святой Девы Марии ввели ее в Храм Господа, чтобы Дева начала исполнять свое святое предназначение.
Предыстория торжества Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Величайший праздник христианства Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в ряд Богородических праздников христиан по всему миру.
Первым в этой серии отмечается праздник Введения Святой Девы Марии в Храм Господний, который начинают отмечать 4 декабря. Именно в этот день начинается Рождественский, пост, это один из двух крупных постов в христианской вере, который заканчивается 7 января.
Торжество Введение в Храм Пресвятой Богородицы основано на истории, которую повествует Библия, явления непорочного зачатия и введение Девы Марии в Храм Господний для служения Богу.
В хвалебных молитвах прихожанам церквей и храмов по всему миру рассказывается история Марии, которая в возрасте 3-х лет оставила мирскую жизнь, и как ей было предначертано уверовала в Бога, и служила ему до конца своих дней. Мария была введена в наивысший ранг святых. Ее образ, как покровительницы людей почитается по всему миру.
Святая Мария, является ключевой фигурой в торжестве Отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица была дарована своим родителям, с одним условием, что они отдадут ее в возрасте 3-х лет для служения Богу, и что ей предначертано выполнить важную миссию. Стать матерью сына Господа, через непорочное зачатие. Есть также противники версии непорочного зачатия, которые яро отрицают этот факт.
В церквях воспевают историю поднятия маленькой девочки по высоким ступеням храма, всего их было 15 и были они по преданию неподступны, что не каждый муж мог взобраться вверх по этим ступеням. А маленькая девочка, без проблем преодолела все ступени высокого храма, где уже ждал ее отец Ионна Предтечи, священник Захарий, который повел ее в одно из святейших мест храма, где посвятил Марию в специальном обряде, который готовил все свои годы служения для избранной Девы Марии.
Святая Дева Мария, в 14 лет поклялась быть непорочной, и верной только одному Господу Богу. Так сбылось предначертанное, Мария родила сына Господа Бога Иисуса Христа, который пришёл в наш мир, для того чтобы его распяли за все грехи людские. Мария с самого детства знала, как сложиться ее дальнейшая судьба.
Ограничения для верующих в день Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Праздновать подобные праздники, на протяжении нескольких дней, является уже закономерной последовательностью, которая сложилась на протяжении многих веков.
Отданием, можно называть последний день празднования великого праздника, который также празднуется во всех православных храмах России. В этот день праздник отмечается с такими же масштабными действиями, как и в самый первый день.
Этот праздник отмечается больше для мирских людей, так как он приобщает верующих к осознанию деяний Девы Марии, и объясняет ее значимость для церкви и роль в становлении всего христианства в целом.
8 декабря, все торжества в церкви по этому поводу прекращаются, это как бы считается заключительным днем. В этот день обычно верующие не сочетаются браком, не могут принимать переломных решений в своей жизни.
Также, как и во все большие церковные праздники, запрещено делать ручную работу, например, гладить и убирать. Шитье также находится под запретом, во время празднования этого праздника.
Сегодня также в посту, разрешено кушать только продукты, которые не поверглись термической обработке. Во всех церквях прозвучат те молитвы, которые были прочтены во время первого дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы