Декорации: зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты, изделия русских промыслов, самовар.
Действующие лица : 1-й скоморох, 2-й скоморох, Петрушка, Поводырь, Мишка (ребенок в костюме медведя), Зима, Весна.
Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах разноцветные колпаки.
1-й скоморох:
Эге-гей, собирайся, народ!
Сегодня вас много интересного ждет!
2-й скоморох:
Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех!
1-й скоморох:
Добрый день, гости дорогие,
Жданные и нежданные!
2-й скоморох : Званые и незванные!
1-й скоморох:
Ждут вас игры, забавы и шутки!
Скучать не дадут ни минутки!
2-й скоморох:
Собирайся, народ, в гости праздник идет!
Песни пой и пляши, веселись от души!
1-й скоморох:
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
2-й скоморох:
Масленицу открываем,
И веселье начинаем!
1-й скоморох:
зиму провожаем,
весну заклинаем!
2-й скоморох: Собирайся, народ! Становитесь в хоровод!
Звучит народная музыка, на сцену выходят девочки в сарафанах.
Хоровод «Как на тоненький ледок»
Танцуют все дети.
1-й скоморох: Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Масленицу к нам в гости.
Масленица, Масленица,
Дадим тебе мы маслица!
Встретим тебя калачом
И поджаренным блином!
Воспитатель : Не идет. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?
Дети: Знаем.
Воспитатель : А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:
1. Что встречает Масленица? (Весну.)
2. А что провожает? (Зиму.)
3. Что является символом Масленицы? (Блины.)
4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет.
Не житье-бытье, а Масленица и др.).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!
Звенят колокольчики, Скоморохи вывозят Масленицу.
2-й скоморох:
Масленица дорогая,
Гостья наша годовая
Едет в санках расписных,
На конях вороных.
1-й скоморох:
Наша Масленица, ты чудесница!
В детский сад к нам пришла!
И веселье принесла.
Устанавливают чучело в центре зала.
Петрушка:
Дорогая наша Масленица,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Платочек в цветочках!
Ямочки на щечках
1-й скоморох : Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков!
Петрушка : Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселые игры играет! Давайте и мы поиграем в веселую игру.
1-й скоморох: Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.
2-й скоморох : Все готово здесь сейчас для забавы этой.
1-й скоморох: Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.
Игра «Бег в мешках»
Петрушка: А теперь моя игра! Будем играть в игру...
2-й скоморох : В какую?
Петрушка: В интересную, быструю, ловкую.
1-й скоморох : Эх ты, Петруха, это не игра быстрая и ловкая, а наши ребята ловкие и быстрые. А игра-то твоя как называется?
Петрушка: Ой, забыл.
2-й скоморох: Ну ты даешь, а как играть-то в нее помнишь?
Петрушка: Помню-помню! А называться она теперь будет по-простому.
Игра «Кто первый»
В круг ставятся кегли или пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно наполнить водой). Количество бутылок на 1 меньше, чем участвующих в игре. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из игры. Каждый раз количество уменьшается на 1.
Петрушка: Ура! Ура! Поиграла детвора! Выиграл (имя ребенка). Ему мы и разрешим отворить двери для нашего гостя!
Ребенок открывает дверь, входят поводырь с Медведем.
2-й скоморох : Эй, детишки! Давно мы не видели мишки!
Поводырь : Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, детвора собралась подивиться, да твоим заморским штучкам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (Кланяется.) Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются? (Медведь одной лапой трет морду, другой на голове строит рожки.) А ну- ка, Михайло Потапыч, как детки утром в садик собираются? (Идет, еле передвигая ноги.) А как из садика домой возвращаются? (Медведь бежит.) Ну-ка, ребятишки, похлопайте Мишке! Порадуй нас, Мишка, попляши!
Пляска Медведя переходит в общую пляску.
Поводырь : Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, поблагодари за почет, за внимание.
Кланяются, уходят.
1-й скоморох:
Эй, честной народ, раскрывай пошире рот!
Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!
2-й скоморох:
Ты чего это так раскричался,
Будто Мишку испугался?
1-й скоморох : Да чтоб я кого боялся?
Тут ты, братец, просчитался.
Я как... эх!
(притоптывает ногой, показывает мускулатуру)
Я как... ух!
Молодец, удалец!
2-й скоморох:
Как бойцовский петух!
Ах, как Петя-петушок
Отморозил гребешок!
Чтоб его скорей согреть,
Нужно снегом потереть.
1-й скоморох: Поскакать, попрыгать боком (толкает 2-го скомороха). То с налету, то с наскоком!
Под мелодию народной песни исполняется танец «Бой петухов».
Петрушка:
С вами пляска весела,
А у меня опять игра.
2-й скоморох:
Ну а ты, видать, опять
Позабыл игру назвать?
Петрушка:
Помню-помню в этот раз,
Ведь игра-то «Дед Панас»!
Игра «Дед Панас»
Выбирают водящего, плотно завязывают ему платком глаза, раскручивают со словами «Дед Панас, не поймаешь ты нас!» Водящий должен поймать кого-нибудь из детей. Кого поймали, тот и водит.
1-й скоморох:
Что, ребята, поиграли?
Поиграли и устали.
2-й скоморох:
Может, сядем, отдохнем?
Песню-песенку споем?
Звучит народная песня.
1-й скоморох:
Песня ваша хороша,
Распотешилась душа!
Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!
Каждому ребенку дается в руки конец ленточки. Все ленточки с другого конца связаны. Дети становятся в круг, получается карусель. Под музыку водят хоровод- карусель.
Петрушка:
Вот и поплясали,
Косточки размяли.
Ну довольно баловаться,
Будем мы соревноваться!
1-й скоморох : И сейчас мы всех ребят вызываем на канат.
2-й скоморох: Восемь слева, восемь справа, только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната»
1-й скоморох : Ох, все у нас тут сильные, ловкие, веселые! А сыграем-ка напоследок в самую масленичную игру!
Игра «Горелки»
Играющие становятся в две колонны (парами, впереди водящий).
Все хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги.
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.
Петрушка : Хорошо-то с вами как, да прощаться пора!
2-й скоморох : Да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Раскрасавица!
1-й скоморох:
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
С блинами, пирогами
Да оладьями.
2-й скоморох:
Но к большому сожаленью,
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Увозят чучело Масленицы.
1-й скоморох:
Масленица зиму завершала
И весну к нам приглашала!
Давайте и мы с вами Весну встречать.
И блинами угощать!
Хоровод «Если б не было зимы». Выходит Весна.
Весна:
Здравствуйте, здравствуйте,
Милые детишки!
Здравствуйте, здравствуйте,
Девчонки и мальчишки!
За Зимою я пришла
И тепло вам принесла,
Пенье птичек и капель,
Ярких красок акварель!
Я пришла к вам с радостью,
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С овсом кучерявым...
Под звон бубенцов и звук метели появляется Зима.
Зима:
Что это вы тут развеселились.
Расшумелись, разрезвились?
Весна:
Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,
Похозяйничала, пора и честь знать.
Зима:
Ах, вот ты как! Да, я Зима белая-белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.
Весна:
А я Весна красная-красная,
Солнечная, ясная-ясная.
Зима:
Тебя снегом вымою,
За ворота выгоню!
Весна:
Я снежком укроюся, зеленью покроюся,
Буду еще краше на просторах наших!
Зима: Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки:
1. Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)
2. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.
Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь.)
3. Заря-заряница, красная девица,
Травку выпускает, росу расстилает,
Едет стороной с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна.)
Зима: Да, сильна ты, Весна, я отступаю!
Воспитатель : Масленица длится всего неделю, а последний день Масленицы называется «Прощеный день», со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются. Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.
1-й скоморох : В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.
2-й скоморох:
Прощай, прощай, Масленица.
Ты прощай, прощай, широкая.
1-й скоморох:
Ай, Масленица, воротись!
В новый год покатись!
Все: Прощай, прощай, Масленица!
Петрушка и скоморохи берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его. Возвращаются с блинами.
1-й скоморох: Для вас готово угощенье, всем на удивленье!
2-й скоморох: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!
Все: А за праздник вам спасибо!
Угощение блинами.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Приобщение детей к традициям русского народа.
Задачи:
- Продолжать знакомить с русскими народными праздниками (Масленица).
- Формировать умение исполнять русские народные песни и пляски.
- Актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в русской избе.
- Формировать у детей навыки творческого взаимодействия.
Подготовительный этап:
- Показ презентации “Широкая Масленица”.
- Разучивание русской народной песни “Мы давно блинов не ели”.
- Разучивание частушек, стихов, закличек, коротких диалогов о Масленице.
- Оформление презентации загадок о Масленице и кроссворда к ней.
- Разучивание музыкальных игр: “Ручеек”, “Вышел Ваня погулять”, эстафет с блинами, хороводов.
- Подбор музыкального оформления.
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Организация мини-музея платков, полотенец к празднику.
Организационный этап:
- Оформление зала.
- Выставка кукол-самоделок “Веселая Масленица”.
- Выставка изделий народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, гжель.
Ход мероприятия
Входят дети в русских народных костюмах под музыку “Виноград” (группа “Иван Купала”), встают полукругом.
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости!
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу!
Дети исполняют песню-приветствие “Ты мне улыбнись!”.
Дети читают стихи:
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
И гуляет вся станица,
Ест блины куском большим.
Как на Масленицу Данечке
Напекут печатных пряничков.
Заведут блиночки-солнышки,
Испекут на сковородушке.
Ох, люблю же я блины!
До чего они вкусны!
Мне их мамочка печёт.
Вот опять их есть зовёт.
А давайте-ка, ребятки,
Отгадаем мы загадки!
(Слайдовая презентация “Загадки Масленицы”. Ответы дети поочередно записывают, разгадывая тематический кроссворд, в результате в выделенных клетках получается слово “МАСЛЕНИЦА” )
ЗАГАДКИ:
Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит вовсю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - ... (Скоморох)
Что за место, вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать (Ярмарка).
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Он хорош к блинам и к каше,
В холодильнике лежит (Масло).
С маслом и сметаной –
Разные они вкусны!
Сладкие румяные –
Словно солнышки...(Блины).
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе!
Видит пламя народ,
А тушить не идёт (Печка).
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу...(Весна).
За обедом суп едят,
к вечеру “заговорят”
деревянные девчонки,
музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...(Ложках)
Слайд №9
В синем небе жёлтый блин.
Ну давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладошки прячь (Солнце).
Слайд №10
Он бывает носовой,
шейный или головной.
Просто ткани лоскуток...
как зовут его? (Платок)
Слайд №11
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершение зимы (Масленица).
Масленица - праздник старинный, на Руси его отмечают с весельем и забавами. Каждый день Масленицы имеет свое название и значение. Давайте поиграем в игру “Я начну, а ты продолжи...”:
Понедельник - (встреча);
Вторник - (заигрыш);
Среда - (лакомка);
Четверг - (разгул);
Пятница - (тёщины вечера);
Суббота - (золовкины посиделки);
Воскресенье - (прощеное воскресенье).
А какой у нас сегодня день недели? Правильно, четверг - разгуляй, веселье давай! А кто на народных гуляньях всех веселит и забавляет? Ох, мальчишечка неплох, а зовётся... скоморох! (весело, под музыку “Широкая ты, Масленица” вбегает Скоморох)
Скоморох:
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем,
Зиму провожаем,
Весну закликаем!
Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Будем праздник продолжать,
Вместе весело играть!
Вы ведь любите играть? А соревноваться? У меня есть игры и эстафеты на любой вкус! Сначала я хочу убедиться в том, что вы ловкие и быстрые (проводится игра “Моталочка ” с двумя парами детей).
А вы знаете, из каких продуктов ваши мамы и бабушки пекут блины? Если этот продукт можно использовать для приготовления блинов - вы похлопайте, а если нет - потопайте (называет разные продукты). Молодцы!
А из нашей из печи
Блины очень горячи!
Кто их быстро принесет,
Руки тот не обожжет!
(проводится игра-эстафета “Перенеси блины” под русскую народную мелодию “Ой, вы, сени, мои сени”.
Наши дети умеют не только быстро бегать с блинами, но и петь песню о них (исполняется русская народная песня “Ой, блины, блины, блины ”, дети играют на ложках.
Ребенок читает стихотворение:
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться!
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели,
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Скоморох: Ой, да я ведь как раз хотел предложить вам покататься на карусели!
Подходи, честной народ, карусель вас всех зовёт!
Дети, в круг скорей вставайте,
И гостей к нам приглашайте!
(под музыку проводится подвижная игра “Карусель” с лентами с участием родителей).
Скоморох: Масленичные гулянья не обходились без веселой музыки. А вы знаете, как звучат русские народные музыкальные инструменты? Давайте проверим (проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, что звучит”).
Скоморох: А в запасе у меня есть ещё одна игра! (проводится музыкальная игра с платочками : дети танцуют, выходя поочередно под музыку, затем все вместе приглашают на танец родителей).
Ну, спасибо, Скоморох,
Веселил ты нас, как мог!
А теперь пора прощаться,
И домой всем собираться!
(уход детей и гостей под музыку “Масленица пришла ”)
Наталья Першина
Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица ", направленного на развитие интереса к русской народной культуре и развитию художественно – творческих способностей детей.
Тема : «Широкая масленица »
Возрастная группа : 5-6лет
Оборудование : мини – уголок «Русская изба» , кукла Масленица , мягкие модули, скамейки, флажки, корзины, мячи, кольца, снежки из ваты, шарф, колокольчик.
Техническое обеспечение : мультимедийная установка, музыкальный центр.
Раздаточный материал : цветные карандаши, «сковородки» из картона, материал для украшения куклы Масленицы .
Программное содержание :
Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Ход ООД:
Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» (Весна)
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых в русские костюмы и приглашает их в группу .
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Добро пожаловать в русскую старину!
Мы в костюмы нарядились
Вкруг себя оборотились.
(Обращает внимание на костюмы детей, уточняет названия костюмов)
Воспитатель : Зима – царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне. Посмотрите в окно, найдите и назовите приметы весны (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев). Использование аудиозаписи (журчание ручьев, капель и т. п.)
Воспитатель : - Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребята, давайте позовем весну, чтобы скорее к нам пришла. (Дети повторяют за воспитателем)
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу .
А вы знаете, что это за праздник? (ответы детей)
Воспитатель : Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой .
Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Широка Масленица , ты с чем пришла?
С весельем да радостью
И со всякой сладостью,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими…
Воспитатель : Вот и я приготовила для нас блины (вырезанные из бумаги круги) . Их ровно столько, сколько длится Масленичная неделя . Каждый блинок расскажет нам про свой день и предложит свою забаву.
«Первый блин»
Воспитатель : Начинается празднование в первый день недели – понедельник, его называют «Встреча» В этот день делают чучело Масленицы и начинают печь блины.
Воспитатель : Блин, на что похож? На солнышко
Поговорка «Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»
Рисование «Ах, блины, блины, блины, вы блиночки мои….» (Предлагается лист бумаги в форме сковородки, раскрасить блин в центре) .
Воспитатель : Постарайтесь испечь блин до готовности – раскрасьте его, чтобы был похож на румяный вкусный блинчик. Во время рисования звучит русская народная музыка «Русский народный танец» .
«Второй блин»
Воспитатель : Вторник называют «Заигрыши» . В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
Дидактическая игра «Попади снежком» (бросить снежок точно в крепость : дети подходят к черте, встают друг за другом, поочередно кидают снежок в крепость).
3. «Третий блин»
Воспитатель : Среда называется «Лакомка» . В этот день ходят в гости друг к другу на блины.
«Игра с блинами» . Дети делятся на две команды. Перед игроками каждой команды раскладываются друг за другом пять колец («оладушек» ) и ставится корзина с мячами(«вареньем» ).По сигналу воспитателя первые участники команд берут свои корзинки, на бегу раскладывают мячи в кольца, возвращаются и передают корзинку другим игрокам, которые в свою очередь, собирают мячи из колец. Следующие участники выполняют аналогичные действия. Побеждает та команда, которая справится с заданием.
«Четвертый блин»
Воспитатель : Четверг – самый веселый день «разгул» . Катаются с горок. Поют песни, начинают колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.
В эту игру с давних времен играли только на Масленицу - русская народная игра «Перезвон» .
Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В середину круга выходят двое детей : один с завязанными глазами, другой с колокольчиком. Дети, образующие круг, вместе с воспитателем говорят слова :
Динь – дон, динь – дон,
Ах, Откуда перезвон?
Динь – дон, динь – дон,
Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика стараться поймать участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком будет пойман, он становиться водящим. Ему завязывают глаза, а предыдущий водящий становиться обычным участником и встает в круг.
«Пятый блин»
Воспитатель : пятница – «вечерка» . Теперь уже папа вечерком приглашает бабушку к себе и блиночками угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем .
Почитает весь народ Масленицу нашу ,
Веселее не найдешь праздника краше.
Словесная игра «Какие блины»
Воспитатель : обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно :
На тарелке он один – называем просто…. (блин)
Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)
Испекли для дочек – назовем (блиночек)
Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)
Огромный как домище – назовем его….(блинище) .
Молодцы! Помогли придумать слова.
6. «Шестой блин»
Воспитатель : Суббота – «посиделки» .
Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом : пряли, плели, ткали, а еще Масленицу украшали .
Игра «Наряди Масленицу » (во время украшения звучит музыка)
Воспитатель : Дорогая наша гостья, Масленица ,
Авдотья Ивановна!
Гостья важная, долгожданная…
Коса длинная, двуполтинная,
Платок беленький. Да с цветочками.
Брови черные наведенные.
Губки красненькие, да накрашенные….
Солнце теплое в небе дразнится,
Рады видеть тебя, красавица!
7. «Седьмой блин»
Воспитатель : Воскресенье – «проводы» Масленицы . Заканчивается гулянье на ледяных горках, разжигают костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье» . В этот день все друг у друга прощение просят за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи!
Масленица , угощай!
Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!
Вот теперь дети вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют .
Давайте же, друзья,
Есть блины до икоты,
Пить чай до перхоты,
Песни петь до надсады,
Танцевать до упаду!
Веселье, радость детворе –
Масленица на дворе !
Проходит дегустация блинов по русскую народную музыку.
Составлен и проведен в тематическую неделю «Масленица»
Тема: «Масленица дорогая - наша гостья годовая»
Цель: развивать математические способности посредством развивающих игр.
Задачи: учить решать задачи, воссоздавать из частей целое; упражнять считать до 20, учить составлять число из двух других; закрепить дни недели; развивать внимание, логическое мышление, память.
Задачи интегрируемых областей
Познавательное развитие . Познакомить детей с празднованием Масленицы, развивать интерес к праздника на Руси.
Речевое развитие . Совершенствовать грамматический строй речи, развивать самостоятельность детей в общении. Познакомить со словами: прощённое воскресенье, посиделки, заигрыш, лакомка, разгул. Продолжать учить выразительно читать стихотворения.
Коммуникативно-личностное развитие . Воспитывать умение просить прощение и прощать. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности во время танца, работая с ножницами. Воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении творческой работы.
Художественно-эстетическое развитие . Развивать способность детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать учить выполнять движения танца согласно музыки и тексту.
Физическое развитие . Развивать мелкую моторику, следить за правильностью осанки.
Предполагаемый результат : собирают целое из частей, знают состав чисел первого десятка, правильно называют порядковые числительные.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная, коммуникативная
Форма организации деятельности.
Интеллектуальные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, подвижные дидактические игры, танец, поделки из ткани, игровые ситуации, свободное общение.
Предварительная работа : разучивание стихотворений, ознакомление с русскими традициями встречи весны.
Материал: кукла Масленица, календарь, картинки с предметами с разным количеством предметов, распечатки для выполнения заданий, материал для изготовления поделки, пазлы, карточки с цифрами.
Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки.
Мы хотим обо всём знать!
Мы хотим поиграть!
А еще будем творить!
Будет интересней жить!
Отгадайте-ка загадку: (о календаре)
Как мы можем узнать, какой год, месяц, число, день недели?
Зачем нужны календари? Что из них мы узнаем?
Что общего у календарей? Чем отличаются?
Какие вы знаете календари?
Как назвать календарь на стене?
А у меня для вас есть сюрприз.
Это тоже календарь.
Да, не простой, перекидной,
Он не на год, а только на неделю,
На масляную.
Кто мне подскажет, сколько дней в неделе?
Сегодня какой день?
Если сегодня среда, то вчера какой был день? Будет завтра?
Давайте посмотрим этот календарь.
На первой странице написано понедельник. Кто помнит, как называется первый день масленичной недели? Правильно ВСТЕЧА.
А что делали люди в этот день? (ответы детей)
У нас то же есть кукла Масленица.
Давайте встречать Масленицу приветливыми словами
Дети рассказывают закличку.
Посмотрите, а Масленица приготовила для вас задания. Возьмите каждый по листку, садитесь за столы и слушайте.
Пальчиковая гимнастика про блины
Теперь посмотрим, какой следующий день недели.
(Ребенок читает стихотворение)
В этот день люди играют, забавляются, угощают друг друга блинами.
Молодые люди приглашают девушек покататься с горки, девушки зовут юношей - есть блины. Зовут родных и друзей поесть блинов
А мы поиграем в «Ручеек», но в непростой, а с цифрами.
Следующий день - ЛАКОМКА.
(Ребенок читает стихотворение)
У меня есть картинки с разными сладостями. Мы поиграем с вами в игру «А что у тебя?»
Посмотрим, какой следующий день. четверг
(Ребенок читает стихотворение)
Чем занимались в этот день?
Мы с вами повеселимся! Потанцуем.
Танцевальные движения под народную песню «Блины»
Потанцевали от души. Ай да, молодцы! Сядьте, посидите, да веселые задачки решите.
Задачки в стихах (карточки)
Посмотрим следующие два дня. Пятница, суббота
(Ребенок читает стихотворение)
В выходные дни ходили в гости к родственникам и знакомым.
А как радовались в эти дни, мы узнаем, когда вы соберёте пазлы.
Дети складывают картинки под «Камаринскую»
Вот и осталась последняя страничка нашего календаря.
Воскресенье -- самый главный день Масленицы.
(Ребенок читает стихотворение)
В воскресенье надо простить друг другу обиды. Потому что встретить весну полагается с чистой совестью. Люди дарили куколок, сделанных из ниток и просили прощения.
Педагог имитирует сожжение чучела Масленицы, накрывая его темной тканью. Дети поют закличку о весне.
А, чтобы мы помнили о празднике, сделаем с вами куколок Веснянок.
Дети выполняют поделки из ткани и ниток.
Сегодня по календарю уже весна. Весной появляются первые цветы. Посмотрите на эту полянку. Возьмите красный цветок, если вам все понравилось и задания были несложные. Возьмите желтый, если было интересно, но некоторые задания были трудные. И синий, если было совсем тяжело.