Физиологическая готовность сидеть самостоятельно наступает у малышей в возрасте около шести месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому со скольки месяцев сажают девочек - зависит и от конкретного ребенка. Одна девочка может научиться сидеть самостоятельно уже в пять месяцев, а другая - только в семь-восемь.
Ребенок начинает садиться самостоятельно, когда к этому готовы его костная и мышечная система. Раннее высаживание - это слишком большая нагрузка на позвоночник ребенка, которая может привести к деформации костей. Поэтому спешить с высаживаниями и торопить малыша не стоит, вне зависимости от его пола.
Во сколько можно сажать девочек?
В случае с ранним высаживанием девочек нагрузке подвергается не только позвоночник, но и мочеполовая система - это одна из причин, почему девочек нельзя рано сажать. Из-за раннего высаживания у девочек в будущем могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб шейки матки, поэтому с сидением на коленях у родителей или в стульчике девочкам лучше повременить.Сажать девочку можно, когда она сама, без помощи рук, сможет оторвать корпус от горизонтальной поверхности и сесть.
Почему нельзя сажать девочек, мы уже рассмотрели, а вот что делать, если девочка пытается садиться раньше утвержденных педиатрами сроков, например уже в четыре месяца? Задача родителей в этом случае - не помогать девочке, выкладывать ее в стороне от бортиков кроватки или коляски, лишая возможности ухватиться за них и присесть. Не рекомендуется также подкладывать под спину девочки что-либо, удерживающее ее в сидячем положении.
Но если уж малышка даже при таких условиях научится садиться сама, без помощи бортиков кроватки или рук родителей, ранее шестимесячного возраста, во сколько сажают девочек обычно, препятствовать ребенку уже не стоит.
Когда начинают сажать девочек в ходунки или прыгунки?
Поскольку дети в возрасте четырех-шести месяцев уже достаточно активны и не хотят лежать на месте, родители пытаются обеспечить им двигательную активность, покупая прыгункиили ходунки. На многих подобных приспособлениях написано, что использовать их можно с трех месяцев, но ортопеды и педиатры не рекомендуют рано сажать детей в прыгунки или ходунки. Девочке лучше вообще не пользоваться этими приспособлениями, пока она не научится сидеть самостоятельно.
Но даже если малышка уже умеет сидеть, надолго помещать ее в ходунки или прыгунки не рекомендуется - ходить она быстрее не научится, а вот неоправданные нагрузки на позвоночник и риск получить травму возрастут. Ортопеды рекомендуют пользоваться ходунками или прыгунками не более 15 минут в день.
Как правильно сажать девочек?
Когда в возрасте пяти-шести месяцев ребенку становится скучно просто лежать в кроватке, он плачет и пытается поменять позу. Если ваша малышка еще не умеет сидеть самостоятельно, можно положить ее в шезлонг или специальные детские качели. Некоторые мамы вместо шезлонга используют дома автокресло. В шезлонге или автокресле группы 0+ девочка находится в полулежачем положении - это безопасно для позвоночника и не мешает нормальному развитию органов малого таза. При этом приподнятое положение корпуса не дает ребенку скучать, осматривая все вокруг или наблюдая за мамой, занимающейся домашними делами. Если вам кажется, что ребенок слишком глубоко «проваливается» в шезлонг или кресло, подложите ему под спинку свернутую пеленку, чтобы он не сидел, а именно полулежал.
Период, когда девочка уже хочет сидеть, но еще не может сесть самостоятельно, - очень короткий. Повремените с высаживанием месяц-другой, костная система малышки окрепнет, и она сядет сама. Не стоит торопить события, задаваясь вопросом: в каком возрасте сажают девочек? Лучший способ - просто довериться природе и дождаться, пока ребенок сам сядет, встанет у опоры, а потом и пойдет.
Всем доброго дня! Сегодня я к вам с плохой новостью. Знаете, что ранние высаживания крохи грозят серьёзными последствиями, когда он подрастёт? То есть сразу вы ничего и не заметите, зато потом...
Чтобы не допустить коварных ошибок, нужно знать, когда ребёнок начинает сидеть самостоятельно. И терпеливо ждать этого момента. Или... ускорить его! Сегодня я поделюсь с вами такими нехитрыми методами!
Как вы считаете, при неокрепших или ослабленных мышцах можно сделать какое-либо упражнение? Конечно, нет. Так и малыш: слабая и неразвитая мускулатура не даёт ему начать садиться самостоятельно. Поэтому, как ни бейся, но, ранними высаживаниями, добиться результата невозможно.
Этот долгожданный момент произойдёт лишь тогда, когда спина крохи будет готова. Точнее, мышцы. Но многие родители действуют по старинке. Садят карапузов, обкладывая жадно их подушками. Мы выяснили, что результата от этого не будет. А что будет? А вот что:
- Проблемы с позвоночником.
- Получат развитие болезни внутренних органов.
- Болезни в области гинекологии.
А знаете, что тут самое коварное? Что эти болячки дадут знать о себе не сразу. Как минимум ближе к школе. Мамы с папами тогда и не подумают, откуда родом эти неприятности.
А что считается нормой?
Почему же многие родители стараются, как можно быстрее посадить своих драгоценных чад? Ответ на поверхности: чтобы не услышать от невролога или педиатра вердикт: «Плохо развивается». Так? Но, надеюсь, убедила вас, что ускорить этот процесс самостоятельными высаживаниями нельзя.
Раз так, то, когда уже настанет сей долгожданный момент? Как я вас понимаю! Я тоже в своё время ждала. Беседовала, просила свою девочку, поощряла всячески её старания. Но села доченька тогда, когда была сама к этому готова. А я не лезла. Подушками не обкладывала. Только считала деньки. Ближе к 8 месяцам этот миг свершился!
Не скрою, делала специальные упражнения и немного хитрила. Что, собственно, мне и помогло ускорить долгожданное событие. Как? Расскажу позднее. А пока про нормы.
Сразу успокою, что нормой считается возраст от 6 до 9 месяцев.
Есть ли различия у мальчиков и девочек? По народным приметам да. А у педиатров эта грань давно стёрлась. Всё зависит от индивидуальных особенностей, если иных нарушений не выявил врач.
Признаки правильного сидения
Если вы уже обкладывали ребёнка подушками, обращали внимание, как косо оно сидит. Спинка дугой, малышок заваливается набок, баланса абсолютно нет. А что видят родители карапузов, которые садятся самостоятельно?
- Согнута поясница.
- Шейка и верхняя часть позвоночника расправлены, вытянуты в одну линию.
- Руки спереди, на них дитя опирается.
- Ножки разведены.
- Упор происходит на боковую поверхность бедра.
Да, пока не уверенно, но чувствуется, что мышечный корсет уже развит. Неполностью, но позволяет сесть самостоятельно! Учите, что тело не должно напрягаться, кроха не может заваливаться набок.
Но как добиться таких результатов? Как помочь, если сажать нельзя? Нужно просто подтолкнуть к этому ребёнка. Как? Сейчас расскажу! И поделюсь своим маленьким, но очень эффективным советом!
Как помочь малышу сесть?
Была удивлена, читая информацию по этой теме, что многие мамы учат садиться ребёнка . Вроде, опора есть, чего не сидеть? А нехорошо получается. Тот же позвоночник от этого и пострадает. Ребёнок заработает массу проблем. Как тогда помочь карапузу? Есть несколько способов!
- Специальные упражнения.
- Массажи.
- Хитрые приёмы.
В идеале, эти 3 метода хороши в комплексе. Я расскажу немного о каждом и поделюсь своим опытом.
Упражнения
Дорогие родители! Упражнения направлены на укрепление мышц. Лучше потратить время на это, чем на то, чтобы усаживать дитя в горшки и обкладывать его подушками. Поверьте, результата будет больше.
- Присаживание. Обратите внимание, что не усаживание, а присаживание. Кладёте крохотулю на спинку, подаёте свои указательные пальцы. Когда чадо за них уцепится, вы почувствуете, что он напрягся и хочет сам оторваться от матраса. Подтягивайте руки к себе, таким образом, чтобы угол между спинкой ребёнка и матрасом был 45 градусов. Подержите несколько секунд, плавно опускайте.
- Мяч. У нас был фитбол. Я клала дочку животиком вниз, сначала плавно качала из стороны в сторону. Потом, когда она привыкла, держала за подмышки и качала вперёд-назад. А через недельку я просто поддерживала чадо за ножки и катала от себя к себе.
- Самолётик. Берёте кроху спинкой к себе, придерживая за бёдра. И начинаете с ним наклоняться вперёд-назад. Потом, поддерживая за животик, выпрямляете, берёте спинкой вверх, а пяточки малыша должны касаться вашего живота. Так изображаете самолёт. И деткам нравится, и пользу получите.
Это тот комплекс, который мама сможет сделать самостоятельно. Но есть ещё кое-что...
Массаж
Скажу сразу, что если решились на это мероприятие, лучше выбрать профессиональный. Но только по консультации с врачом. Не раз слышала, что массаж без врачебных рекомендаций может даже навредить неокрепшему телу.
Такие манипуляции чаще доктора советуют деткам, которые имеют некоторые задержки в развитии. А массаж хорошо укрепляет и помогает. Если же не получили одобрение со стороны медицинского работника, можно каждый вечер делать самостоятельные поглаживания. Просто кладёте малыша на животик, и гладите снизу вверх. Поверьте, мамины прикосновения тоже способны сделать многое!
Хитрые приёмы
Самое интересное! Я использовала 2 метода, начиная с полугода:
- Приманка в виде любимого предмета.
- Показывала и объясняла, как надо правильно садиться. Да, на живом примере, то бишь на себе.
Скажите, какой предмет больше всего нравится вашему крохотуле? Моя девочка была в восторге от детского крема! Конечно, мы его её не давали в полгода. Острые углы и всё такое... но, с помощью волшебного тюбика, она свободно села!
Конечно, предпосылки к этому долгожданному событию были. Деточка кряхтела, суетилась и серчала. Но, ничего не выходило. Я стала выкладывать её на ровную поверхность и показывать детский крем. Как сильно доченьке хотелось потрогать вожделенный предмет! И, о чудо! Опёршись на локоток, она начала садиться...
Так что показывайте на расстоянии любимые игрушки, предметы, только не опасные. У малыша будет стимул дотянуться! Кстати, подобным образом мы поползли. Только приманкой служила мягкая игрушка))
И, конечно, беседуйте с крохами! Объясняйте и показывайте, как надо. Наступит день, и дитя повторит ваши действия.
Поделитесь, а какие приёмы используете вы? Как помогаете своему крохе сесть? А какого возраста ваш карапуз? Что говорят врачи? Делитесь комментариями! А я прощаюсь. До новых встреч. Да, и не забудьте подписаться на обновления блога! Пока!
В большинстве случаев 8─9 месяцев - это тот возраст, когда ребенок садится или делает первые попытки присаживаться. Об этом уверенно говорят все ведущие педиатры и специалисты по развитию детей. Однако все мамы беспокоятся по поводу того, что их малыш еще не сидит в 5, 6, 7 месяцев. Страх этот частично исходит от некоторого давления, которое на них оказывают бабушки, тетушки и другие родственники. «Как, твой в полгода еще не сидит? Да ты просто не занимаешься ребенком! Ты уже давно должна его садить!», и все в таком духе, да еще и с примерами соседских детишек, которые в этом же возрасте не только сидят, но уже чуть ли не ходят.
Стоп, дорогие мамочки! Давайте разберемся в этом вопросе более тщательно.
Спокойствие, только спокойствие!
На самом деле не только родственники или соседки смущают умы молодых и неопытных родителей. Во многих книжках, раскрывающих секреты развития и воспитания детей и рассказывающих, с какого возраста малыши должны сидеть, утверждается, что малыш начинает усаживаться к полугоду. Это вредное утверждение! С этим согласны многие врачи, среди которых такие уважаемые и авторитетные специалисты, как Е. О. Комаровский (врач-педиатр высшей категории) и Лариса Свиридова (врач-педиатр, клинический психолог, руководитель нескольких школ для подготовки молодых родителей).
Многие мамы и папы часто пытаются узнать, со скольки должен начать усаживаться их карапуз. А почерпнув информацию из таких книжек, начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребятишки не садятся. В итоге самые «усердные» предпринимают попытки ускорить развитие и усадить младенца. Не стоит этого делать! Ниже мы рассмотрим причины.
Ложная готовность ребенка сидеть
Еще один фактор способен ввести в заблуждение и дать ложную уверенность в том, что малыш «хочет» и готов сидеть: он цепляется за ручки мамы и тянет их на себя, как будто пытаясь сесть. Делать это он начинает уже в 4 месяца. Но такое «присаживание» имеет другое объяснение: дело в том, что в этом возрасте ручки малыша достаточно сильные, и он рефлективно тянет к себе интересный ему объект. Так он тянет к себе игрушки, погремушки, чтобы попробовать их на вкус. Подобным образом он изучает новые предметы.
Малыш цепляется за ручки взрослого и пытается приподняться, что расценивается как готовность крохи присесть. Но это не так. На самом деле это он пытается притянуть к себе маму или папу
Кажется, что он уцепился за ваши пальцы и пытается подтянуться к вам, приподняться. Но это обманчивое впечатление. На самом деле малыш старается притянуть вас к себе. Но из-за того, что вес ребенка гораздо меньше вашего, выходит наоборот - это он притягивается к вам. А вы в радостном убеждении, что малыш желает сесть. И многие не задумываясь сажают их.
В большинстве случаев малыши 6─7 месяцев, если их усадить на попку, начнут заваливаться на один или другой бок или округлят спинку. Это говорит о том, что ребенок не готов к сидению.
Почему не стоит усаживать ребенка раньше времени
Нагрузка на позвоночник
Некоторые родители обкладывают младенцев подушками, подкладывая под спинку валики, одеяльца. Тогда, конечно, им становится легче сидеть. Несомненно, малютка будет в восторге: новый ракурс дает возможность видеть вещи по-новому, теперь ему все интересно, и с игрушками он теперь играет намного дольше. Мама может в этот момент переделать кучу дел.
И все же делать это не рекомендуется. Раннее присаживание для маленького ребенка вредно! Запомните эту простую истину. Чем позже вы нагрузите позвоночник ребенка, тем ровнее спинка и крепче ножки будут у маленького человечка. Поэтому в отношении сидения и стояния главной задачей мамы и папы является категорически не помогать (не вмешиваться в его естественное развитие).
Раннее прямохождение детей (с 4─6 месяцев) вызовет ненужные нагрузки на позвоночник. В более позднем возрасте это может привести к сколиозу и подобным проблемам
Чувство равновесия
Невозможно сидеть, ходить, даже ползать без чувства равновесия. А оно начинает появляться у детишек только вместе с развитием крупной моторики. Пока она не развита, нормально выполнять «большие движения» малыш не сможет. Нельзя начать сидеть, скажем, в 4 месяца или в полгода и ощущать равновесие, так как мозг того же 6-месячного ребенка, как и центральная нервная система, пока находятся на стадии становления. Поэтому кроха, даже если его усадить и окружить подушками, будет чувствовать себя неустойчиво, его будет клонить в сторону, что является сигналом к тому, что самостоятельное сиденье для него неприемлемо.
Чувство равновесия не поспевает за желанием ребенка быстрей ходить или сидеть. Он просто физиологически не готов к этому. Равновесие появляется у детей, когда поэтапно пройдены необходимые стадии развития: в четыре месяца (некоторые в 5─6) малыш встал на четвереньки, пополз; в шесть─семь начал медленно присаживаться на один бочок, потом на другой. Подождите еще два месяца, и вот тогда, в 8─9 месяцев, к нему «придет» равновесие, а до этого не стоит торопить события и сажать кроху.
Готовим малыша к сидению
Еще раз хочется сделать акцент на том, что специально (придавать им вертикальное положение) категорически нельзя до тех пор, пока малыш не будет готов сделать это самостоятельно. Но простимулировать его на это действие можно и нужно. Для начала помогите крохе научиться ползать. Как только он начнет ползать, то очень скоро наступит время для сидения.
Перед тем как начать сидеть
Перед тем как новорожденный начнет сидеть:
- у него должен получаться упор на локтях;
- он способен манипулировать ручкой в поднятом состоянии (дотягиваться до предмета, брать его);
- в позиции «лежа на животике» малыш умеет опираться на весь локоток;
- ножки не напряжены и умеют сгибаться (под тельце). Если они не будут сгибаться, то малютка не сможет встать на четвереньки, ведь невозможно это сделать с прямыми несогнутыми ногами.
Прежде чем начать сидеть, малыш должен научиться становиться на четвереньки, при этом свободно действовать одной из ручек, его ножки должны уметь сгибаться. Лучше, если он пройдет этап ползания
Как укрепить плечевой пояс
Для уверенного сидения новорожденные должны «развить» мышцы плечиков и спинки, то есть плечевой пояс. Помочь его укрепить могут простые упражнения.
- Сядьте на пол, малыша разместите у себя на коленях перпендикулярно им. Положите руку на крестец ребенка. Ножки - у вас на коленях, а ручки выходят за их пределы и опираются на пол. Перед крохой ─ игрушка. Идея в том, чтобы он тянулся за ней. Вначале, пока плечевые мышцы и мышцы спины малыша еще слабенькие, это упражнение будет даваться ему с трудом, но когда плечи окрепнут, малютка сможет опираться на ладони и держать упор. Чтобы ребенок не заваливался вперед, для удержания баланса прижмите руку к ножкам крохи.
- Мускулы для сидения хорошо укрепляются, если использовать большой мяч. Положите малыша на фитбол, перекатывайте его то на один бочок, то на другой. Очень хорошо, когда младенец при этом сможет свободно тянуться за предметом, поднимая ручку. Из этого следует, что в этом положении он чувствует себя более уверенным, а значит сильным. Положите перед мячом интересный для малыша предмет. Он будет тянуться за ним, при этом перенося вес вперед. При этом движении ему придется держать головку, что стимулирует укрепление его плечевого пояса.
- Попробуйте упражнение с так называемой «полосой препятствия», роль которой будет играть обычная диванная подушка. Целью для ползающего малыша пусть станет яркая, привлекающая внимание игрушка. Кладем ребенка на подушку (ножки - на подушке, ладошки - на полу), опираем его на ладошки, а перед ним ставим игрушку. Задача крохи - дотянуться и взять предмет. Это сложно, но если грудной ребенок достаточно силен, то он справится с этой задачей.
Неправильно, когда малыш сидит между широко расставленными ножками. Родителям следует их немного сдвинуть под тельце ребенка
3 шага к сидению
3 шага (перехода от одной позы к другой) помогут маленькому человечку научиться сидеть.
Перед тем как присаживать малыша, проследите за тем, чтобы он умел:
- сам вставать на четвереньки и раскачиваться в этой позе. Если он не хочет раскачиваться, то его нужно раскачать, придерживая за бедрышки;
- из позы «четвереньки» поворачиваться на бочок и опираться на одну ручку;
- смело отрывать вторую руку от пола без опоры. С этого момента он сидит.
Важно: следите, чтобы ребенок не сидел в неправильной позе. Неправильно, если малыш сидит между широко расставленными согнутыми ножками (как бы на коленках). Задача родителей - сдвигать ножки немного под тельце малыша.
В конце хочется сказать, что не все дети следуют эталону ─ «пополз-сел-пошел». Многие «пропускают» этап ползания, или эти этапы перемешиваются: сначала ребенок учится сидеть и даже ходить, а только потом ползает. Далеко не всегда это является отклонением от нормы. Во сколько все произойдет - это индивидуальные вещи. Важно ориентироваться на общие показатели здоровья. Если врачи не обнаружили у новорожденного никаких серьезных заболеваний ─ неврологических или опорно-двигательного аппарата, ─ то малыш обязательно сядет, поползет и пойдет. Все это произойдет само по себе в нужное время.
Этапы развития малыша
Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.
Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить
В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].
Движение или умелость | Средний срок | Временные границы |
Улыбка | 5 нед. | 3-8 нед. |
Гуление | 7 нед. | 4-11 нед. |
Удерживание головы | 3 мес. | 2-4 мес. |
Направленные движения рук | 4 мес. | 2,5-5,5 мес. |
Переворачивание | 5 мес. | 3,5-6,5 мес. |
Сидение | 6 мес. | 4,8-8,0 мес. |
Ползание | 7 мес. | 5-9 мес. |
Произвольное хватание | 8 мес. | 5,5-10,5 мес. |
Вставание | 9 мес. | 6,5-12,5 мес. |
Шаги с поддержкой | 9,5 мес. | 6,5-12,5 мес. |
Стояние самостоятельное | 10,5 мес. | 8-13 мес. |
Ходьба самостоятельная | 11,5 мес. | 9-14 мес. |
Удерживание головы:
В 2 месяца
малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца
ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца
ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев
начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.
Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.
Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.
Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.
Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.
Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.
К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)
Общие принципы развития ребенка
Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.
В первый месяц
жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.
Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.
В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.
В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.
Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).
В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.
В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.
Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).
Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.
Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.
- мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
- мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
- кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
- недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
- гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
- многоплодная беременность;
- тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
- тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
- сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.
Основные факторы риска на 1-м году жизни:
Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.
- тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
- тяжелые аллергические заболевания;
- социальная изоляция;
- часто меняющиеся опекуны;
- бедность, асоциальный статус родителей.
Записала Юлия Зиберт
Всё, что связано с маленькими детьми, несет на себе отпечаток ожидания. Сначала родители ожидают их самих, потом ждут их первой улыбки, гуления, поворота со спины на животик, первого прикорма и прочего. К 3-4 месяцам мы уже ждем, когда же можно будет ребенка посадить? Бабушки «старой закалки» начинали присаживать своих деток уже в 2-3 месяца. Мнение же современных врачей по этому поводу совсем иное.
Подходы к вопросу высаживания малыша
Многие мамочки наслышаны, что ребенка нельзя сажать до определенного времени. Однако обилие всевозможных детских приспособлений (автокресел от 0+, ходунков, прыгунков, стульчиков для кормления) заставляет в этом сомневаться. А все очень просто объясняется. Существует несколько подходов к вопросу, когда следует присаживать маленького.
1) Американский подход. Ребенка высаживают чуть ли не с самого рождения. Именно на американских пользователей рассчитано такое множество шезлонгов, кенгурушек, беби-ситтеров и прочих предметов детской индустрии.
2) Отечественный подход (придерживаются педиатры России и Украины). Ребенка можно усадить только тогда, когда окрепнут его брюшные и позвоночные мышцы, то есть не раньше, чем в 6-7 месяцев. В противном случае на позвоночный столб малыша оказывается давление, что приводит к его сколиотическим изменениям.
3) Подход естественного родительства, поддерживаемый многими психологами и педиатрами. Согласно ему, грудничка можно сажать тогда, когда он сядет сам. А это может произойти и в 3, и в 4, и в 7 месяцев. Если малышок сел сам, значит, его мышцы окончательно для этого окрепли. Надо ли говорить, что родители уделяют большое внимание укреплению мышц своих детей, занимаясь с ними гимнастикой?
Мифы вокруг высаживания карапуза
Несогласованность подходов между различными специалистами по вопросу времени высаживания ребенка породила множество мифов среди родителей, которые нагоняют ложный страх и все глубже погружают в пучину невежества. Вы можете столкнуться со следующими представлениями:
· Если малыша обкладывать подушками, то он быстрее научится сидеть.
На самом деле сидение в подушках приводит к дугообразному положению позвоночного столба и «спрессовыванию» позвоночных дисков. Заваливание на бок (что часто происходит в этом положении) приводит к развитию сколиоза в школьные годы. Грудничок лишен возможности накапливать собственный опыт присаживания, его мышцы не работают. Угадайте, сядет ли он при таком подходе быстрее?
· Ребенку нужно помогать, когда он пытается сесть.
Для полноценного развития мышечной системы малыша ему просто необходимо пройти через опыт неуклюжих попыток присесть. Все его попытки перекатиться, приподняться, все падения, отталкивания, только укрепляют его, позволяют почувствовать свое тело и научиться им управлять. Для физического развития маленького человека такие попытки подобны гимнастическим упражнениям. Помогая ему, поддерживая, вы лишаете его возможности учиться на своих ошибках.
Еще несколько заблуждений
s Ни в коем случае не следует сажать слишком маленького (4-5 месячного) ребенка. Его попыткам садиться можно и нужно препятствовать.
Каждый из вновь рожденных детей – индивидуальность. У всех разные темпы развития. И если малыш делает попытки сесть самостоятельно уже в этом возрасте, то препятствовать ему не стоит. Вы же не будете его связывать? А если ваши «препятствия» оглашаются громкими детскими протестами, вы с ним норовите через короткое время попасть в кабинет невролога. Вам это нужно?
s Если сажать рано девочку, то у нее сформируется загиб матки (за счет гибкости тазовых костей) и она будет испытывать трудности с зачатием, вынашиванием или родами.
Эта точка зрения имеет место не только среди мам, но и среди врачей. Однако никакими научными фактами она не подтверждена. Многочисленные обсуждения на женских форумах показывают, что загиб матки никак не сказывается на способности зачать, выносить или родить ребенка. Просто если есть возможность не присаживать девочек раньше положенного времени (6-7 месяцев), то лучше этого и не делать. Мальчиков разрешается присаживать немного раньше (5-6 месяцев).
s Способность к сидению формируется, когда сформировалось ползание.
Отчасти это верно. Даже любимый мамами доктор Комаровский рекомендует не присаживать малышика, а стимулировать его ползание. Самый естественный и физиологичный вариант развития человеческих навыков – это цепочка: ползание – сидение – вставание на ножки – ходьба. Однако на практике все бывает совсем по-другому: ребенок сначала садится, а потом ползет или не ползет совсем, а сразу встает на ноги и идет. Индивидуальность не вписывается в рамки установленных кем-то норм!
Приспособления для детей
Грудничок может сидеть не только на кровати или полу. Есть ряд приспособлений, в которые его можно сажать, но делать это нежелательно. Конечно, эти приспособления в какой-то мере облегчают родителям жизнь, но для ребенка они могут оказаться роковыми. Речь идет о ходунках, прыгунках, кенгуру, автокреслах, шезлонгах и столиках для кормления.
Мало кто знает, что использовать эти изделия можно только с полугодовалого возраста. Некоторые из них регулируются для того чтобы не сажать, а присаживать малыша. Однако непонятны тогда страхи родителей, которые не высаживают девочек, но совершенно спокойно «засовывают» их в кенгуру, беби-ситтер или ходунки. Присаживать деток в автокресла или шезлонги не желательно до 3 месяцев минимум. Лучше перевезти малыша в корзине для новорожденных, а укачать на руках.
Все указанные приспособления вредны для формирующегося позвоночника. Деформации можно подвергнуть не только позвоночный столб, но и ножки (например, в ходунках). Лучше уделить внимание гимнастике и массажу малышика и подождать, когда он сядет сам. Если ваш сынок или доча начали ползать, можно не сажать, а немного «подсказать», как это делается. Для этого одну ножку карапузика (когда он находится в положении на четвереньках) следует подогнуть под его корпус и, поддерживая тельце руками, приподнять его вверх и вбок. После нескольких демонстраций вам не придется специально присаживать ваше чадо. Ребенок сделает это сам!