Что в 6 месяцев должен уметь ребенок, беспокоит всех, без исключения, мамочек. Общаясь с подругами, они сравнивают детишек. Кто-то умеет подолгу сидеть, кто-то с легкостью ползет на животике или на коленках. А маленький любимец этого пока не умеет. Впору забить тревогу и потребовать от педиатра назначения корректирующих процедур. Но так ли строги установленные нормы развития крох, обязан ли малютка точно укладываться в рамки?
Прежде всего, стоит немедленно успокоиться: каждый малыш индивидуален. Пока не получается удерживать торс вертикально, но зато он умеет складывать звуки. А остальное придет потом. Но следить за развитием ребенка необходимо: контроль приобретенных навыков поможет вовремя выявить возможную проблему и своевременно ее решить.
Физиология малыша
Шесть месяцев - важный рубеж в жизни малютки. Возраст людей измеряется в годах. А 6 - это половина единицы измерения. Изменений в развитии произошло предостаточно. Кроха уже не грудничок первых месяцев жизни. Он проявляет самостоятельность, становится значимым членом семьи. Все показатели отличаются от исходных.
Вес и рост
Если сравнивать вес малютки при рождении с нынешним, то теперь он удвоился. За весь шестой месяц жизни кроха набирает, в среднем, 650 грамм.
Рост крохи за исследуемый месяц увеличивается на 2 см и в среднем составляет 65-68 см.
Контроль основных показателей важен для педиатра. Сильное отставание говорит о необходимости промежуточного обследования.
Какие отличия между мальчиками и девочками
Педиатры отмечают некоторое различие значений основных показателей для мальчиков и девочек. Мальчишки в 6-месячном возрасте достигают 6,4-9,8 кг, а девочки - 5,7-9,3 кг. Рост сильной половины человечества составляет 63-72 см, а у малышек - 61-70 см.
Какие навыки должны развиваться в шестимесячном возрасте
Малютка уже многое умеет. Его нельзя оставлять без присмотра даже ненадолго. На шестом месяце жизни появляется физическая возможность удовлетворять природную любознательность. Родителям требуется обеспечить крохе условия для правильного развития. При этом помещение должно быть абсолютно комфортным и безопасным: острые предметы, химические вещества, розетки следует сделать недоступными для малыша.
Зрительное и слуховое восприятие
У 6-месячного ребенка появляются особенности восприятия:
- Малютка способен различать знакомых и чужих людей. Он улыбается и протягивает ручки при виде близких, пугается и дичится незнакомых.
- Кроха отлично знает голос мамы и отца, отзывается улыбкой и поворачивает головку на произнесенное собственное имя.
- Быстро находит глазками названную мамой игрушку, тянет к ней ручки.
- Кроха подолгу и с охотой играет с музыкальными игрушками.
- Малыш внимательно слушает речь членов своей семьи. При негативных интонациях расстраивается, плачет. На радостные - отвечает улыбкой.
Двигательная активность
На 6-м месяце жизни кроха продолжает развивать активные движения. Он начинает:
- подолгу лежать на животике, поднимая тело вверх;
- свободно перекатываться в любую сторону;
- пружинить ножками при поддержке подмышками;
- тянуться и стараться сесть при поддержке за ручки;
- пытаться ползать на животике или на коленках;
- брать и удерживать по игрушке в каждой ручке;
- подползать к нужной игрушке.
Некоторые малыши самостоятельно садятся и сидят без поддержки. Крохи с достаточно развитой мускулатурой пытаются подниматься, держась за опору.
Понимание и развитие речи
Кроха понимает речь близких. Он умеет:
- различать членов семьи по именам (поворачивает головку в сторону того, кого называют мама);
- отвечает улыбкой на предложения, описывающие приятные действия: “пойдем гулять”, “будем купаться”;
- складывает звуки (произносит повторяющиеся слоги: ми-ми-ми; ля-ля; фу-фу);
- запас произносимых слогов нарастает.
В это время мамочке следует повторять слоги за малюткой, добавлять новые. Это ускорит развитие крохи. Малыш с удовольствием играет с музыкальными игрушками. Он интересуется шуршащими и хрустящими предметами.
Познавательное развитие
В 6 месяцев кроха отлично связывает действие и результат:
- если бросить игрушку, она упадет;
- если заплакать, придет мама;
- если дернуть за веревочку, воздушный шарик опустится;
- если нажать на клавишу игрушки, раздастся звонок.
Малыш познает предметы, надкусывая их. Мамочке не следует пугаться: это пройдет через определенное время. Важно избегать присутствия вблизи ребенка опасных предметов (иголок, ножниц, мелких деталей).
Эмоционально-социальный рост
Крошка интересуется другими детьми. Он копирует поведение встреченных на прогулке ребят. При пугающих малютку ситуациях он прижимается к маме. Малыш начинает проявлять нежность к членам своей семьи.
Малыш проявляет интерес к еде взрослых. Он начинает требовать себе такую же посуду. Родителям следует сажать крошку в детском стульчике за общий стол и давать пластмассовые приборы с индивидуальной едой.
Психологические изменения
В 6 месяцев в малыше заметны психологические перемены. Он начинает:
- плакать при резком тоне, смеяться в ответ на ласковые слова;
- чувствовать настроение мамы: плакать, если она огорчена, улыбаться, если мама весела;
- выражать эмоции: плакать от огорчения, смеяться от радости;
- при изучении нового предмета выражать сосредоточенность;
- общаться со знакомыми людьми.
Именно в 6 месяцев проявляются черты будущего характера ребенка.
Формирование тактильных ощущений у детей
Наступил период изучения новых ощущений. Кроха активно играет пакетиками из ткани с разными наполнителями. Их роль играет:
- рис, гречка, пшено;
- горох, фасоль;
- разнокалиберные пуговки;
- соль, песок.
При контакте с пальчиками малютка познает размеры наполнителей. При конструировании игрушек мамочка должна помнить о безопасности ребенка: ткань следует выбирать прочную, швы - делать крепкими. Развивать крохе тактильные ощущения помогают кубики с выбитым рельефом. Малыш охотно строит из них башни, затем их ломает.
Балансирование
В 6 месяцев продолжает развиваться вестибулярный аппарат. Кроха балансирует стоя при поддержке за обе ручки. Он переступает ножками, старается удержаться и не опуститься на попу.
Развитие моторики
Малыш способен крепко взять нужную ему игрушку и удержать ее в течение долгого времени. Но он берет предмет четырьмя пальчиками: большой развит слабо. Кроха перекладывает предметы из одной руки в другую, нажимает на клавиши, стучит игрушками друг о друга.
Режутся зубки
Одним из показателей развития малыша является прорезывание зубов. Они в 6 месяцев появляются парой на нижней десне. В это время требуется соблюдать гигиену полости рта: чистить десны крохи детской зубной пастой с использованием щеточки из резины. Аксессуар рекомендуется содержать в чистоте.
Особенности развития недоношенных детей
Родившийся раньше положенного срока младенец в 6 месяцев практически сравнивается по развитию с доношенными детьми. Он умеет делать все то же самое. Но для закрепления достигнутого мамочке рекомендуется уделять крохе больше времени.
Как помочь малышу развиваться
Малыш в свои полгода уже научился многому. Но он продолжает развиваться. И ему следует помогать.
Игры
Крохе очень нравятся «Ладушки», «Сорока-Ворона», «Мы ехали, ехали». Эти совместные игры развивают координацию движения. «Ладушки» и «Сорока-Ворона» - отличное совмещение веселого действия и массажа пальчиков и ладошек малыша.
Из новых занятий полезно выстраивать пирамидки и замки из разноцветных фактурных кубиков. Малыш с интересом ощупывает шероховатую поверхность игрушек.
Привлекают кроху музыкальные инструменты: флейта, клавесин, бубен, барабан. Он подолгу готов извлекать новые звуки и вслушиваться в них.
Для полугодовых детишек рекомендуется приобрести органайзеры. Они безопасны, изготавливаются из пластика или синтетических тканей. Коробки следует расположить на полу и наполнить игрушками. Ребенок будет подолгу перекладывать их, перебирать и рассматривать.
Гимнастика для деток
Всем, без исключения, малюткам необходимо делать оздоровительную гимнастику. Упражнения укрепляют мускулатуру и одновременно закаляют ребенка. На это мамочка потратит 5-10 минут ежедневно. А польза от мероприятия огромна. Комплексы рекомендуется делать утром во время проведения гигиенических процедур. Будет полезно заниматься при открытом окне. Но если на улице слишком холодно, или кроха простужен, рекомендуется заранее проветрить комнату и закрыть форточку.
Упражнения и занятия
Малюткам будут полезны дополнительные занятия. Они охотно:
- катаются на плечах папы;
- ползают по комнате, изучают мебель;
- рассматривают красочные картинки в книжках, когда мама читает их;
- играют вместе с другими маленькими гостями.
Медицинское наблюдение в 6 месяцев
Полугодовалый малыш продолжает наблюдаться у педиатра. Родителям рекомендуется соблюдать график контрольных посещений.
В полгода требуется посетить и пройти обследование у:
- ортопеда;
- окулиста;
- невролога;
- хирурга.
В случае заболевания требуется обратиться к врачу немедленно. Педиатр поставит диагноз и назначит крохе лечение.
Как определить и исправить проблемы в развитии ребенка
Все детки развиваются по-разному. Но следует обратить внимание на отсутствие некоторых навыков. Родителям пора насторожиться, если:
- малыш не лепечет;
- не реагирует на голоса близких людей;
- не может сидеть даже при поддержке;
- не пытается переступать ножками при поддержке подмышки;
- не просится на ручки;
- не перекладывает игрушки из одной ручки в другую.
Развитие ребёнка шестого месяца.
Полугодовалый ребёнок. Что он уже умеет?
Интересные факты из жизни ребёнка 6-го месяца
Вот и экватор первого года жизни. Как много уже освоено, открыто. А сколько еще всего предстоит? Например, взаимосвязи между действиями и предметами. Нажал на кнопку — заиграла музыка. Еще раз нажал — все стихло. Чудеса!
ЧТО Я УМЕЮ НА ШЕСТОМ МЕСЯЦЕ? (из дневника малыша)
❀ Игра «принеси-подай» совершенствуется. Иногда мамочке можно не на шутку расстроить нервы бесконечным бросанием игрушек на пол. Теперь я слежу, с какой скоростью и куда летит игрушка, отрабатывая навыки метания.
❀ Мне гораздо легче бросать и толкать, чем хватать и удерживать предмет.
❀ Люблю перекладывать игрушки из одной руки в другую или из одной емкости в другую. Для меня уже не составит большого труда сползать за игрушкой и добыть ее как драгоценный трофей.
❀ Я внимательно вслушиваюсь в звуки. Мамин или папин голос я узнаю, даже если они о чем-то говорят на кухне. Люблю музыку. Громкая, кстати, меня может напугать.
❀ Я вижу предметы четко и ясно. Мои любимые цвета — красный, желтый, зеленый, синий.
❀ Еще одна забавная игра — «повторялки». Я могу закрывать и открывать одну и ту же коробочку десятки раз. И это мне не надоест. Но если у меня что-то не получается, я могу рассердиться от души.
❀ Я сижу! И считаю, что мир в таком положении видится практически с высоты птичьего полета. Мало того, я даже могу подняться на ноги при помощи опоры.
❀ Продолжаю познавать мир «на зуб». Но руки помогают мне не меньше: надо все и везде пощупать.
❀ Еще одно открытие — многообразие вкусов человеческой еды (наконец-то мне кое-что дали попробовать )! Оказывается, овощное пюре не только едят, им еще и рисовать можно на столе... или мамином лице.
Мамины хитрости
Чтобы не поднимать без конца игрушки с пола, которые бросает проказник, можно прибегнуть к оной хитрости. Игрушки можно привязать за веревочки. Таким образом, вы у бьете не двух, а трех зайцев: ребенок будет при деле, не надо будет все время поднимать игрушки, к тому же, малыш сможет тренировать еще один двигательный навык — тянуть за веревочку.
Повышение температуры тела у ребенка до 6 месяцев – достаточно частое явление. Чем это обусловлено, всегда ли это тревожный признак, когда следует беспокоиться и что необходимо предпринять, чтобы помочь малышу?
Терморегуляция - это физиологический процесс, характеризующийся возможностью сохранения тепла и её отдачей. У взрослого здорового человека в норме обе составляющие уравновешивают друг друга. Центр терморегуляции располагается в гипоталамической части головного мозга. Именно гипоталамус принимает непосредственное участие в поддержании равновесия между теплоотдачей и потреблением тепловой энергии.
Формирование центра гипоталамической области в равной мере, как и созревание других отделов головного мозга, продолжается после рождения до 7–8 лет.
К повышению теплопродукции приводит питание, двигательная активность, стрессовые ситуации. Теплоотдача у детей осуществляется преимущественно через кожные покровы, работу потовых желез, посредством органов дыхания.
Ребёнок на первом году своей жизни не обладает совершенной терморегуляцией. Это означает, что зависимости между теплоотдачей и теплопродукцией нет. Следовательно, также легко ребёнок может переохладиться, как и быть подверженным перегреванию.
Измерение температуры
Считается нормальной температура у 6 месячного ребенка от 36,8–37,2 градусов Цельсия. Показания зависят от времени суток, активности малыша, температуры воздуха в комнате, сезона.
Измерения можно производить:
- Температуры подмышечной области – при помощи ртутного или электронного термометра. Нормальными считаются показатели до 37,2.
- Ректальной температуры. Этот вид измерений считается наиболее точным, однако, при выполнении доставляет определённый дискомфорт. Она может отличаться от аксиллярной - быть выше на 1–1,5 градуса.
- В полости рта. Сегодня выпускается достаточно большой ассортимент безопасных термометров для детей в виде пустышки, позволяющие достаточно точно выполнить измерения. Нормальными считаются значения, превышающие температуру в подмышке на 0,5 градусов.
- В полости ушка ребёнка измерение выполняется также при помощи специального термометра. Она отличается от средних показателей на 1 градус.
Измерение температуры тела в ушной раковине, при выявлении различий показаний справа и слева, является тестом для установления диагноза отита у ребёнка.
Нижней границей нормальной температуры у ребенка в 6 месяцев считается 36,0 –36,2.
Для получения объективных данных термометрии, необходимо соблюдать некоторые простые правила измерения:
- Градусник должен быть исправен. Ртутный термометр необходимо хорошо встряхнуть перед применением, показания на нем должны быть ниже 35 градусов до начала измерения.
- В подмышечной области у ребёнка не должно быть признаков воспалительных изменений кожи, подкожной клетчатки.
- Процедуру следует выполнять чистыми сухими руками, не касаясь кончика прибора.
- Предварительно необходимо протереть область подмышечной складки ребёнка сухой чистой пелёнкой.
- Установить градусник в подмышечную область, чтобы его конец касался кожных покровов, плечо следует прижать. Измерение выполнять 10 минут.
Измерение температуры в других анатомических зонах маленьким детям следует выполнять специальными электронными устройствами.
Причины повышения температуры
Итак, физиологическими, после выполнения измерений в подмышечной впадине, являются значения от 36,7 до 37,2.
У полугодовалого ребенка температура 37 градусов считается нормальной. Повышенными принято считать значения более 37,5. Далеко не всегда повышение температуры является поводом для беспокойства. Причинами гипертермии у ребёнка шести месяцев могут быть:
- Перегревание.
- Повышенная двигательная активность, долгий плач.
- Последствия выполненной накануне прививки.
- Появление первых зубов.
- Инфекционные, вирусные болезни, грибковое поражение слизистой полости рта – стоматит, гингивит.
- Нарушение перистальтики кишечника, запор.
- Проявления аллергической реакции.
- Неврологические отклонения.
Важно: не следует пытаться самостоятельно разобраться в причинах недуга. При выявлении у ребенка высокой температуры, вне зависимости от возможной причины, следует без промедления пригласить врача. Мамочке необходимо лишь знать, как облегчить состояние малыша до прихода доктора.
Перегревание
Является наиболее частой причиной неспокойного поведения малыша и гипертермии. К перегреванию приводят:
- Чрезмерное укутывание младенца.
- Наполненный памперс, мокрые пеленки.
- Сухой, влажный воздух в помещении.
Следует проветрить помещение, где находится малыш, выполнить необходимые гигиенические процедуры, дать возможность ребёнку насладиться свободой действий, приняв воздушную ванну. Как правило, после таких нехитрых манипуляций, уже спустя 30–40 минут, температура может нормализоваться.
Прививка
Если младенцу накануне выполнили вакцинацию, врач непременно предупредит о возможности гипертермии до 38 градусов, а у некоторых детей и выше. Как правило, такое повышение не продолжается более 1–2 суток. Зная о возможности побочных эффектов после выполненной прививки, непременно будут назначены антигистаминные средства, которые можно дать малышу, жаропонижающие препараты в случае, если у младенца отмечается температура 38 и выше.
Первые зубки
У ребенка в 6 месяцев температура часто обусловлена появлением первых зубов.
Это важный этап в жизни малыша, сопровождающийся снижением иммунитета, возможностью присоединения вирусной или бактериальной инфекции. Именно поэтому нельзя списывать симптомы лихорадки на появление первых молочных зубов.
Прежде чем ложечка со звоном ударит о первый зубик, у младенца отмечается повышенное возбуждение, слюнотечение, появление прозрачного слизистого жидкого секрета из носика. Отмечается покраснение и набухание дёсен. Малыш с жадностью заталкивает в ротик кулачок или пытается «грызть» игрушки.
Для облегчения такого состояния помощниками молодых мамочек являются специальные детские игрушки, способствующие охлаждению слизистой полости рта. Врач может порекомендовать мази для дёсен, чтобы уменьшить болевые ощущения, зуд, что делает прорезывание первых зубов менее болезненным.
Молочница
Причиной высокой температуры у грудных детей может стать грибковое поражение слизистых оболочек. Ребенок 6 месяцев более подвержен такому заболеванию, нежели другого возраста. Это обусловлено большей двигательной активностью, желанием затянуть в рот любой предмет, попадающий ему в ручки, наличием отёкших и слегка воспалённых дёсен, которые готовы к появлению первых зубов. Признаки кандидозного поражения:
- Отмечается появление на дёснах, языке, слизистой щёчек белесоватого налёта.
- При отхождении белой плёночки остаётся гиперемированная эрозированная поверхность, отмечается выраженный болевой синдром.
- Грибковое поражение может стать причиной не только гипертермии, но и отказа ребёнка от еды, общего ухудшения состояния.
Обращение к врачу, соблюдение гигиенических навыков, обработка полости рта содовым раствором, перманганатом калия, перекисью – помогут справиться с недугом.
Нарушения функции кишечника
У ребенка в 6 месяцев температура может быть обусловлена нарушением функции пищеварения:
- Отсутствием стула, длительным запором.
- Повышенным газообразованием.
- Кишечной инфекцией, проявляющейся диареей.
- Нарушением нормальной микрофлоры кишечника – дисбактериозом.
Зачастую быстрое введение прикорма, чрезмерно насыщенного сложными белками, углеводами, может стать причиной болезненного состояния малыша.
Врач поможет установить причину возникших проблем, назначить адекватную терапию.
Острая респираторная инфекция
Первое время малыши, находящиеся на грудном вскармливании, надёжно защищены от многих вирусов и микробов, получая с материнским молоком готовые антитела. По мере роста и увеличения двигательной активности, расширения круга общения, возрастает вероятность респираторных заболеваний. Малыш не в состоянии поведать мамочке, что у него болит горло или заложен носик. Именно поэтому первым признаком инфекции зачастую является лихорадка с повышением температуры выше 38 градусов. Такое состояние требует своевременного правильно установленного диагноза, назначения этиотропного лечения.
Опасности гипертермии
Считается, что температуру ниже 38,2 не следует снижать. На самом деле, гипертермия способствует выработке эндогенных антител, иммуноглобулинов, помогающих справиться с болезненным состоянием. Так происходит у взрослых. У детей иммунная система отличается такой же незрелостью, как и система терморегуляции. Зачастую степень повышения температуры не в полной мере отражает патологические процессы, происходящие в организме, и, безусловно, ребёнок нуждается в своевременной медикаментозной помощи.
Лихорадка таит опасности, может стать причиной:
- Возникновения судорожного синдрома. Гораздо чаще судороги отмечаются при температуре выше 39 градусов. Однако, у отдельных категорий детей (с серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями, патологическими изменениями ЦНС), наступление судорожного синдрома возможно и при более низких температурных значениях.
- Отказа от приёма пищи, жидкости, что может быстро привести к обезвоживанию организма.
- Нарушения мочеиспускания, пассажа содержимого по кишечнику.
- Вялости, апатии малыша. Длительная лихорадка может привести к западению родничка, кетоацидозу, нарушению водно-солевого обмена.
Своевременное обращение за медицинской помощью помогает избежать тяжелых осложнений гипертермии.
Первая помощь
Если у ребенка шести месяцев поднялась температура, нужно сделать следующее:
- Помещение, где находится малыш необходимо проветрить до комфортной температуры.
- Малыша необходимо раздеть, освободить от пелёнок, памперса, переодеть в свободную легкую хлопковую одежку, не укрывать.
- Через 30 минут попробовать измерить температуру заново.
- Нельзя отлучать ребёнка от груди во время болезни, не рекомендуется вводить прикорм.
- На фоне гипертермии чрезвычайно важным является сохранение оптимального питьевого режима с целью предупреждения обезвоживания грудничка.
- Если у ребенка высокая температура сохраняется, приближаясь к 38 градусам, необходимо вызвать участкового педиатра. Малышу рекомендуется дать жаропонижающее средство.
Деткам до 1 года в качестве жаропонижающего средства можно применять суспензии на основе парацетамола или ибупрофен.
Высокая лихорадка выше 39, появление судорожного синдрома, изменение цвета кожных покровов младенца, шумное затрудненное частое дыхание говорят о том, что малыш остро нуждается в безотлагательном лечении, следует немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.
Чрезвычайно опасно пытаться самостоятельно установить диагноз и лечить малыша. Своевременное обращение за квалифицированной помощью поможет правильно определить диагноз, справиться с гипертермией, избежать возможных осложнений.
Что умеет ребенок в 6 месяцев?Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге , и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.
Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.
Страсть к повторам
Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием (хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 (!) годам). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.
Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д.
Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.
Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.
Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.
К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула (однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса , турничок или кольца.
Вводим прикорм
В 6 месяцев ребенок готов еще к одному волнительному знакомству: пришло время для начала общения с «взрослой» пищей. Не так давно в ваш обиход вошло понятие «педагогический прикорм ». Обычно его придерживаются мамы, старающиеся, чтобы развитие малыша было как можно более «естественным», и во всем «идущие вслед», а не подгоняющие и стимулирующие.
В еде это значит следующее: когда ребенку становится интересно, что лежит у мамы на тарелке, он берет кусочек и засовывает в рот. Пососет, помусолит – вот вам первая «четверть чайной ложечки» у крохи в желудке. Разумеется, наличие сосисок с горчицей или острой корейкой морковки на этой самой педагогической тарелке исключается. А лежат там дольки овощей или фруктов, которые удобно взять ручкой, и которые привлекают взгляд разноцветными бочками.
Не забывайте, что вводить прикорм надо, посоветовавшись с врачом: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку. Непродуманное или слишком раннее введение прикорма может нанести вред здоровью малыша, ведь пищеварительная система на первом году жизни сформирована не полностью, оболочка слизистой кишечника обладает повышенной проницаемостью для пищевых веществ, отсутствует ряд важных ферментов, несовершенна иммунная система. Все это может стать причиной отрицательной реакции и проблем со здоровьем.
Кстати, вовсе не обязательно, что они проявятся сразу же. Вероятность нарушений в любом из отделов пищеварительной системы, которые дадут о себе знать, возможно, через несколько лет, достаточно высока.
Мир на ощупь
Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.
Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.
Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.
После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.
А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.
Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.
Тренируем ручки
Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:
- «Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
- «Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
- «Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.
Развитие ребенка в 6 месяцев
Вашему малышу 6 месяцев? Тогда вам необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами этого возраста.
6-ой месяц имеет большое значение в развитие ребенка. Сидячее положение становится более стабильным, совершенствуется равновесие в положении лежа на спине и животе. Изменение положения расширяет кругозор ребенка. Он хорошо контролирует движения головы, улучшается вращение, а тем самым и совершенствование моторной функции. Возрастает контакт с окружающим миром. Из этого следует, что психическое развитие, созревание чувств, социальный контакт малыша зависит от качества развития его мышечной системы.
Развитие ребенка в 6 месяцев: общая подвижность
Лежа на спине. Грудной ребенок может сам поворачиваться на живот в обе стороны, но предпочитает одну из них. Малыш хватает ноги, щупает свое тело, изучает его. Протягивает руки вперед и поднимает голову. Иногда делает «мостик»: упирается головой и пятками в кроватку и поднимает туловище и живот с изгибанием позвоночника.
Ноги. Ноги повернуты наружу, согнуты в коленях, угол между бедром и животом «тупой»: нога по отношению к голени вытянута, а лодыжечный сустав обладает хорошей подвижностью. Только в этом возрасте возможно полное вытягивание нижних конечностей. Движения ног отличаются хорошей координацией и имеют большую амплитуду: ребенок сильно ударяет ножками, останавливается порой на минуту и смотрит на окружающих, как бы требуя их внимания, затем возобновляет движения.
Лежа на животе. В этом положении малыш хорошо поднимает голову. Отмечается расслабление туловища. Когда ребенок лежит спокойно на животе, бедра прилегают к плоскости кроватки. Он опирается на предплечья или на руки при хорошем общем равновесии.
Положение сидя. Если малыша усаживают при поддержке матери и если мать отнимает руки, которые его поддерживают, ребенок приводит ручки вперед и берет на себя, несколько неловко, тяжесть своего тела. Очень хорошо моторно-развитые дети могут сидеть 3-10 минут.
Положение стоя. Если мать поддерживает ребенка подмышки, он опирается сначала неуверенно на кончики пальцев, опираясь несколько лучше на расставленные ноги, но все еще с согнутыми коленями, все тело находится в симметричном положении (голова по той же оси, что и тело). Но это не означает, что малыш начнет скоро ходить.
Развитие ребенка в 6 месяцев: тонкая подвижность
Хватание руками становится более ловким. Ребенок пользуется всей рукой как черпалкой, всей ладонью, но с частичным противостоянием большого пальца. Если малышу дают в руку игрушку, он ее долго держит. Хорошо хватает кольцо рукой. В начале месяца ребенок с трудом удерживает кубик: если ему дают в руку кубик, он держит его ладонью и кончиками пальцев. К концу месяца движение становится ловким, ребенок держит кубик в ладони с закрытыми на нем пальцами; он может схватить по игрушке или кубику в каждой руке, а если они гремят, он ударяет их один о другой. Малыш начинает участвовать всем телом в хватании игрушки, сначала приковывает к ней взгляд, затем, поочередно закрывая пальцы, как бы ловя ее на расстоянии, пробует приблизиться к игрушке. Если ребенка укладывают на живот и кладут перед ним какой-нибудь блестящий предмет на малом расстоянии от руки, он пробует передвигаться, потягивается немного на животе и ему иногда удается схватить предмет. После этого он начинает ликовать, суетиться, издавать крики.
Речевое развитие ребенка в 6 месяцев
В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. Он образует все больше и больше слогов: «да», «ее», «дее», «ге-ге», «ого-го». Ребенок соединяет их и произносит ритмично. С каждой неделей можно увидеть, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее, образуют постепенно язык, на котором он будет разговаривать с родителями. Модулируется голос и тон.
Развитие ребенка в 6 месяцев: социальный контакт
Ребенок начинает различать лица, которые он видит каждый день. Это заметно из того, что он притихает и прерывает игру, когда поблизости появляется кто-нибудь чужой и, когда присутствие последнего ему неприятно, он начинает плакать. Малыш радуется, когда видит свое изображение в зеркале. Он различает ласковый, любящий тон голоса от твердого, строгого тона. Воспринимает и реагирует на мимику матери. Поворачивается к источнику шума и реагирует на приятные или неприятные ситуации.
Вас должно насторожить, если к концу 6-го месяца малыш:
- лежа на животе, не может дотянуться до игрушки;
- не может ухватить кубик;
- уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
- не просится на ручки, протягивая ручонки взрослому.
Во что можно поиграть, если Вашему малышу 6 месяцев?
Важный этап в развитии ребенка - это игра. Малыш любит, когда у него берут игрушку, показывают ему, дают подержать и опять берут. Ему нравится, когда мама или папа ударяют в жестяную коробку, гремят погремушкой. Таким образом, предмет в игре используется как средство общения.
Если вашему малышу 6 месяцев, вы можете попробовать поиграть с ним в игру «Снимаем шляпы» .
Правила игры:
Ваш малыш только начинает узнавать лица, поэтому попробуйте сыграть с ним в эту игру. Вы не сможете долго разыгрывать ребенка, но ему очень понравится снимать и одевать шляпы. Внимание! Иногда дети пугаются, если внешность людей меняется. В таком случае на мгновение наденьте шляпу и снимите ее, чтобы показать малышу, что вы все еще мама/папа. Если это не помогает, сыграйте в эту игру, когда малыш чуть-чуть подрастет.
Порядок действий:
Вам понадобятся разные головные уборы и детское кресло.
1. Возьмите все головные уборы, которые у вас есть - бейсболку, вязаную шапочку, колпак, берет, шапочку для душа, шляпу и т.п. Не используйте маски - они пугают малышей такого возраста!
2. Посадите ребенка в детское кресло или на пол лицом к себе.
3. Наденьте на голову первый головной убор, сделайте смешное выражение лица и скажите малышу что-нибудь интересное, например: «Глянь-ка на меня! Я пожарный!».
4. Наклонитесь к малышу, чтобы он мог ухватиться за головной убор и снять его.
5. Повторите это действие несколько раз с одним головным убором, прежде чем надеть следующий.
Во время игры вы развиваете:
- осознание причины и следствия;
- преодоление страха перед незнакомцем;
- понимание неизменности предмета;
- социальные навыки.
Мир на ощупь
Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.
Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.
Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.
После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.
А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.
Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.
Тренируем ручки
Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:
«Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
«Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
«Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.
Как вы разговаривайте со своим ребёнком?
Теперь, когда ваш ребенок стоит на пороге языкового развития, все то, что вы ему скажете, приобретает новый смысл. Ваши слова закладывают фундамент для овладения языковыми навыками, как рецептивными (понимание того, что он слышит), которые приходят раньше, так и экспрессивными (умение говорить), которые развиваются медленнее. Вы сможете помочь ребенку овладеть обеими составляющими языкового развития следующими способами.
Говорите медленно
Чтобы предоставить ребенку возможность понимать отдельные слова, вы должны разговаривать с ним медленно, отчетливо и простыми фразами.
Показывайте на простые предметы
Продолжайте делать беглые комментарии, но начните выделять отдельные слова. Возьмите за правило строить более короткие и менее сложные фразы, фокусируя внимание ребенка на вещах, часто встречающихся в повседневной жизни ребенка. Прежде чем сказать что-то еще, всегда делайте паузу, чтобы дать ребенку время разобрать ваши слова.
Используйте простые выражения
типа: «Эта книжка мамы» или «Эта кукла Джеми».
Чаще имитируйте ребенка
Теперь, когда количество звуков, произносимых вашим ребенком, постоянно увеличивается, взаимная имитация способна доставить вам большое удовольствие.
Расширяйте репертуар песенок и стишков
Для вас может показаться утомительным повторять одну и ту же песенку или стишок по нескольку раз в день. Однако ваш ребенок не только любит повторения, он учится на них. Не важно, что вы ему читаете, главное - постоянство. Теперь также пришло время разнообразить музыкальные записи, которые слушает ребенок.
Используйте книги
Ребенок еще не готов к тому, чтобы слушать сказки, но простые стишки из книжки с красочными картинками могут захватить внимание даже совсем маленького ребенка. Почаще показывайте ему на простые предметы, животных или людей, спрашивайте его: «Где собачка?», и в конце концов ребенок вас удивит, поместив маленький пальчик точно в нужное место.
Дайте возможность реагировать на ваши слова
Хотя ваш ребенок еще не говорит, он уже начинает перерабатывать полученную от вас информацию и по-своему отвечать вам, например, радостным визгом (когда вы предлагаете ему пойти на прогулку) или недовольным ворчанием (когда вы говорите, что пришло время покинуть качели).
Научите ребенка выполнять простые просьбы
типа: «Поцелуй бабушку», «Помаши ручкой» или «Дай маме куклу» (добавляя слово «пожалуйста», чтобы оно всегда сопровождало просьбы вашего ребенка). Это не случится сразу же, но не показывайте разочарования, когда ребенок не выполнил то, что вы ему сказали. Вместо этого помогайте ребенку выполнять ваши просьбы, и в конце концов он поймет, чего вы от него хотите. Как только это произойдет, избегайте обращаться с ребенком, как с дрессированным животным, требуя выполнить недавно выученный «номер» всякий раз, когда появится подходящая публика.