КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ДЕТСКОМ САДУ МЫ УДЕЛЯЕМ МНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТСКОМУ ЗКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ (ТЕМА МОЕГО САМООБРАЗОВАНИЯ И КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ): ОРГАНИЗУЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, СОЗДАЁМ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ.
В НАШЕЙ ГРУППЕ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В УГОЛКЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ИМЕЮТСЯ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОСТЕЙШИХ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ: БУМАГА РАЗНЫХ ФАКТУР, ТКАНЬ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ, ВЕСЫ. ЧАСЫ, НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПЕСОК, ВОДА, СХЕМЫ, КАРТОЧКИ И Т.Д.), ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ.
НЕ БОЙТЕСЬ БЫТЬ ПЛЮШКИНЫМИ, НЕ ВЫБРАСЫВАЙТЕ СЛОМАННЫЕ ЧАСЫ, МЕХАНИЧЕСКИЕ ИГРУШКИ, ФЛАКОНЧИКИ, БАНОЧКИ, ПУЗЫРЬКИ, ФАНТИКИ, ПРОБОЧКИ! ПОВЕРЬТЕ, ЭТО ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НАСТОЯЩИЙ КЛАД, СВОЕОБРАЗНЫЙ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ, ПРЕКРАСНЕЙШИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ!
ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ СТО РАЗ УСЛЫШАТЬ!.. ДОБАВЛЮ, ЕЩЁ ЛУЧШЕ ВСЁ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ!
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ КАРТОТЕКУ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОТОРУЮ Я ИСПОЛЬЗУЮ В РАБОТЕ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ ОБИТАТЕЛЯМИ НАШЕГО ДЕТСКОГО САДА, ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ!
ОПЫТЫ В КАРТОТЕКЕ ДЛЯ УДОБСТВА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАСПОЛОЖЕНЫ ПО ТЕМАМ. КАРТОТЕКА МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНА МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ И НЕРАВНОДУШНЫМ РОДИТЕЛЯМ.
ЖЕЛАЮ ВАМ ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!
КРУЖОК ПО ОПЫТНИЧЕСКО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В РАННЕМ И МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
СОСТАВИТЕЛЬ: КАПИТОНОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
ТЕМАТИКА ОПЫТОВ:
БУМАГА
СНЕГ
МЫЛЬНЫМЕ ПУЗЫРИ
ВОДА
ПЕСОК
СОЛНЦЕ
ТКАНЬ
ВЕТЕР
КАМЕШКИ
МАГНИТ
ЗЕРКАЛО
ТЕНЬ
ТЕМА ОПЫТОВ: БУМАГА
1.Тема и цель: "Рвем бумагу"
Содержание и оборудование: дети рвут на мелкие кусочки разноцветную бумагу и делают из нее аппликацию.
2.Тема и цель: "Бумажные комочки" - познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием.
Содержание и оборудование: воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
3.Тема и цель: "Бумажные полоски"
Содержание и оборудование: детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.
ТЕМА ОПЫТОВ: СНЕГ
1.Тема и цель: "Разные ножки топают по снежной дорожке" - научить детей получать четкие следы на снегу.
Содержание и оборудование: воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.
2.Тема и цель: "Ледяная горка" - показать детям, как делать горку для куклы.
Содержание и оборудование: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку из снега для куклы, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.
3.Тема и цель: "Снежный городок" - научить детей делать из снега колобки и большой дом.
Содержание и оборудование: воспитатель лепит из снега колобок и предлагает детям слепить такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.
4.Цель: показать детям, как образуются следы на снегу.
Содержание и оборудование: рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных.
5.Тема и цель: "Разноцветные фигуры" - научить детей раскрашивать снежные фигуры.
Содержание и оборудование: на прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигурки из снега: снеговики, черепашки, колобки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую подкрашенную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.
6.Цель: познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок.
Содержание и оборудование: рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из белоснежных красивых снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превратится в капельку воды. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу.
7.Цель: познакомить с таянием снега.
Содержание и оборудование: на прогулке набрать с детьми чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.
ТЕМА ОПЫТОВ: МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
1.Цель: научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей.
Содержание и оборудование: воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания мыльных пузырей. Показывает детям, как нужно дуть, чтобы получились пузыри. Потом, выдувает пузыри, а дети их ловят.
ТЕМА ОПЫТОВ: ВОДА
1. Тема и цель: "Кораблики" - познакомить детей со свойствами плавающих предметов.
Содержание и оборудование: воспитатель делает детям бумажные кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.
2. Тема и цель: "Нырки" - познакомить детей со свойствами "ныряющих" игрушек.
Содержание и оборудование: детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросать в воду.
3.Тема и цель: "Буруны"
Содержание и оборудование: каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане.
4.Тема и цель: "Пена" - научить детей делать пену из шампуня.
Содержание и оборудование: в таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.
5.Тема и цель: "Соберем водичку" - научить детей пользоваться губкой для сбора воды.
Содержание и оборудование: каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знания детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собирать воду со стола в таз при помощи губки.
6.Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Содержание и оборудование: воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.
7.Цель: научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и маленькая". Повторяет 4 - 5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.
8.Цель: уточнить представления детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз.
Содержание и оборудование: это наблюдение делается тогда, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду
9.Цель: научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды.
Содержание и оборудование: воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпаком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно выловить их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.
10.Цель: научить детей мыть посуду для кукол.
Содержание и оборудование: воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у неё в раковине. Помощник рассказывает, как теплая вода ей помогает делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. напоминает, что делать это надо аккуратно.
11.Цель: знакомство детей с разноцветной водой.
Содержание и оборудование: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью. при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают как вода меняет окраску - превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.
12.Цель: научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки.
Содержание и оборудование: полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды.
ТЕМА ОПЫТОВ: ПЕСОК
1.Тема и цель: " Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку" - экспериментируем с мокрым песком.
Содержание и оборудование: у детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.
2.Тема и цель: "Сыпучий песок" - экспериментируем с сухим песком
Содержание и оборудование: воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно рисовать струйкой песка.
3.Тема и цель: научить детей получать разноцветный песок.
Содержание и оборудование: приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок.
4.Цель: знакомство со свойствами песка .
Содержание и оборудование: Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.
5.Цель:
Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок.
6.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.
Содержание и оборудование: воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя.
7.Цель: продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками.
Содержание и оборудование: воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик.
8.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.
Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по формочке совочком, потом снимает форму. пирожок готов. Показывает детям это действие 4- 5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно.
9.Цель: знакомство детей со свойствами сухого песка.
Содержание и оборудование: воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы - он рассыпается.
ТЕМА ОПЫТОВ: СОЛНЦЕ
1.Тема и цель: "Солнечные зайчики" - научить детей играть с солнечными зайчиками.
Содержание и оборудование: вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.
2.Тема и цель: "Тень" - познакомить детей со свойством солнечного света.
Содержание и оборудование: рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.
3.Тема и цель: "Разноцветные стекляшки" - познакомить детей со свойствами прозрачного стекла.
Содержание и оборудование: раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.
ТЕМА ОПЫТОВ: ТКАНЬ
1.Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек.
Содержание и оборудование: детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.
2.Цель: показать детям, что ткань можно красить.
Содержание и оборудование: у воспитателя и детей белые или однотонные не яркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки им можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать.
ТЕМА ОПЫТОВ: ВЕТЕР
1.Цель: познакомить детей с движением воздуха .
Содержание и оборудование: взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок - это ветер. Есть такая игрушка - бумажная мельница, которую ветер приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились.
2.Цель: игры с султанчиками.
Содержание и оборудование: в ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими и появится ветерок.
3.Тема и цель: "Игрушка - вертушка" - познакомить детей со свойством ветра - приводить в движение легкие предметы.
Содержание и оборудование: сделать с детьми игрушки - вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра.
4.Тема и цель: "Ветер по морю гуляет"
Содержание и оборудование: научить детей делать кораблики и з скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.
5.Тема и цель: "Ветер и семена"
Содержание и оборудование: на участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?
6.Тема и цель: "Ветряные мельницы"
Содержание и оборудование: Показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы? Рассказать, как люди используют ветер для своих нужд. Изготовить совместно с детьми макет ветряной мельницы.
7.Тема и цель: "Пугало"
Содержание и оборудование: воспитатель рассказывает, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленточки. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами на улице, когда дует ветер.
ТЕМА ОПЫТОВ: КАМЕШКИ
1.Цель: познакомить детей с камешками.
Содержание и оборудование: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.
2.Цель: плавают или тонут?
Содержание и оборудование: налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
3.Цель: шумелки.
Содержание и оборудование: положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.
ТЕМА ОПЫТОВ: МАГНИТ
1.Цель: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов.
Содержание и оборудование: воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показывает, как при помощи магнита можно собрать мелкие металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности!
ТЕМА ОПЫТОВ: ЗЕРКАЛО
1.Тема и цель: "Солнечные зайчики"
Содержание и оборудование: каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.
2.Тема и цель: "Что находится в зеркале"
Содержание и оборудование: ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?
ТЕМА ОПЫТОВ: ИГРЫ С ТЕНЬЮ
1.Тема и цель: игра "Угадай, что это?"
Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.
2. Тема и цель: "Театр теней"
Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям персонажей сказки, а дети озвучивают героев.
3. Тема и цель: "Угадай, какой предмет?"
Содержание и оборудование: воспитатель показывает предмет, а дети по тени узнают, что это.
В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕНИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТИ ПОЛУЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПРИСУЩУЮ ИМ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УЧЁНЫМИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ, ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ! ПРИ ЭТОМ ВЫ БУДЕТЕ РАВНОПРАВНЫМИ ПАРТНЁРАМИ, СОУЧАСТНИКАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ЭТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЕТЯМ ПРОЯВИТЬ СОБСТВЕННУЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!
Конспект ООД по экспериментированию первой младшей группы «Вода, какая она»
Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, музыка, здоровье
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность, познакомить с некоторыми свойствами воды;
Задачи:
образовательная:
1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, температура, текучесть).
2. Рассказать о значении воды в нашей жизни.
развивающая:
1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.
2. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями
3. Развивать наблюдательность.
воспитательная:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
2. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки,
Обогащение словаря: Жидкая, прозрачная, холодная, тёплая.
Материал и оборудование: Стакан, стакан с водой, стакан с молоком, камешек.
Две тарелки, вода теплая, холодная, полотенце; аудиозапись с муз. произведение «Дождь».
ООД - экспериментирования:
Воспитатель: Загадываю детям загадку
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без (воды) .
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в путь.
По ровненькой дорожке,
(Дети идут шагом)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
(прыгают на двух ногах)
По камешкам, по камешкам.
В яму - бух!
(приседают на корточки)
Дети подходят к водопроводному крану.
Воспитатель: Набираю воду в стакан.
Опыт №1: «Вода – жидкая».
Беру два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаю воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Проводится п /и «По ровненькой дорожке».
Доходим до стола, где стоит два стакана. Стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель: Ребята, какого цвета вода? (Ответы детей).
Какого цвета молоко? (белого).
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятал, а где не получилось. (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно в воде спрятать не получилось, потому что Вода прозрачная, а молоко - белое, непрозрачное.
Воспитатель: Давайте все вместе скажем вода прозрачная.
Воспитатель: А теперь немного отдохнем
(физминутка)
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем
Моем уши, моем шею,
На глазах мы хорошеем.
Проводится п /и «По ровненькой дорожке».
Дети подходят к столу, на котором стоят два таза с водой,
Опыт №3: «Вода холодная, тёплая,».
Воспитатель: Говорю, что вода, может быть, теплой и холодной. Предлагаю опустить пальчик в теплую и холодную воду.
Воспитатель: Какая у нас в чашках вода? (холодная, теплая)
Воспитатель: Мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, вода прозрачная, бывает холодной, теплой, читаю отрывок из стихотворения Н. Рыжовой:
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Актуальность проекта
Актуальность заключается в том, что дети, с помощью опытно-исследовательской деятельности (ФГОС) могут научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.
Вид проекта:
Опытно - экспериментальный
Участники проекта:
Дети, воспитатели.
Планируемый результат:
Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
Материалы и оборудование:
емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.
Цель проекта:
Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности
Задачи:
1. Расширять знания детей о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.
3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.
4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.
5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.
6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.
Реализация проекта в три этапа.
1. Подготовительный
Составление проекта.
Подготовка к реализации проекта.
Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.
2. Основной
Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».
Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»
Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»
Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».
Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».
3. Заключительный
Итоговое занятие «Вода и ее свойства»
Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»
Список используемых источников
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,2010.
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград
Крылова С. В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом(опыты и эксперименты для дошкольников)»
Юрченко Светлана Геннадьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Ромашка"
Населённый пункт:
ЯНАО г Ноябрьск
Наименование материала:
Краткосрочный исследовательски- творческий проект
Тема:
Краткосрочный исследовательски- творческий проект в 1 младшей группе "Чудеса, фокусы, эксперименты"
Дата публикации:
04.02.2018
Раздел:
дошкольное образование
Краткосрочный исследовательски- творческий проект
в 1 младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Паспорт проекта
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
4. ЯНАО г. НОЯБРЬСК МБДОУ «Ромашка»
4. Участники проекта: дети первой младшей группы
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный
интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы
«как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное
стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как
важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние
ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей
думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают
детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в
основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой)
деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее
поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее
он развивается.
6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования
экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому
экспериментированию с объектами.
Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе
познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
Учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта (1-я неделя):
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности Название Цель
1-й день «Чудеса в природе – солнышко»
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании
Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию
моторики рук
Художественное творчество
Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы,
закрашиванию по контуру
Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость
на явления неживой природы
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к
двигательной активности
Тематическая прогулка
«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком
2-й день «Воздушные чудеса»
«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить
Исследование
«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
Экспериментирование
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать
фокус – обнаружить воздух
«Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
Наблюдение и беседа
«Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
Экспериментирование
«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве
3-й день «Фокусы с песком»
Рисование на мокром песке
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать
воображение детей
Проблемная ситуация, игра
«Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком
«Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать
«О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей
Игра с песком
«Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании
конструктивных умений
4-й день «Вода – чудо природы»
Игры-опыты
«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет
Экспериментирование
«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному
«Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
Аппликация
«Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной
последовательности
Чтение художественной литературы
Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания
Эксперимент
«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил
безопасности при работе с мылом
Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной
активности
Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку
Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким
свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского
сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л.
Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение
Эксперименты, исследования и опыты
Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один
сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше
играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со
вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри
шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым
шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы
дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый
предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух,
подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью
соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются
пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что
находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый
конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен
пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает
внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется,
что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты
волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что
происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет
быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик
движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют
воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде
появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким
оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит?
(Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой,
набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду
конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на
свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды?
(Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании
губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри,
они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-
разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет,
что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в
сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если
воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше,
если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает
детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый
песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и
спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что
наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и
спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не
виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики». Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного
зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить
зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать.
Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри
пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а
остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его
свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок
пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить
его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и
строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку,
закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что
получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра «С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как
можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и
вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге
вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По
сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке
воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их,
выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч,
колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети
Картотека
Игры и эксперименты
Группа: первая младшая
Составила:Кишиева З.С.
Осень
Налил-вылил
Игра способствует развитию координации движения, расширяет
представления о свойствах вещества
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один
маленький стакан.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно,
зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
Предоставьте ребенку свободу действий.
Выжми мочалку
Игра способствует развитию мелкой моторики
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Водонос
Игра знакомит со свойствами вещества и понятием объема,
способствует развитию координации движении
Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
Сравните, в какой банке воды окажется больше.
Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится. Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали
моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
Сквозь сито
Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
Объясните ему, почему вода утекает.
Поплывет или утонет
Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.
Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы.
Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам - в одно, все, что не утонуло, в другое - то, что оказалось на дне.
Зима
Превращения воды
Игра знакомит со свойствами вещества
Необходимый инвентарь: фигурные формочки и формочки для льда.
Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед.
Продемонстрируйте это наглядно. Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки повторяют форму сосудов, которые вы заполняли водой.
Понаблюдайте за таянием льда.
Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.
Невидимое письмо
Необходимый инвентарь: бумага, лимон, йод.
Напишите на бумаге лимонным соком имя ребенка или нарисуйте простую картинку и дайте высохнуть.
Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги -
рисунок проявится.
Легкий – тяжелый.
Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие –тяжелые).
Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).
Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:
игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый
спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и
проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие
заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет
Чебурашка и почему;
игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему. Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые
могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.
Волшебная кисточка.
Цель: познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).
Игровой материал: красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.
Ход игры: взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.
«Разные ножки топают по снежной дорожке»
Научить детей получать четкие следы на снегу. Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.
«Ледяная горка»
Показать детям, как делать горку для куклы. При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.
Весна
«Кораблики»
Познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.
«Соберем водичку»
Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.
«Солнечные зайчики»
Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.
Буря в стакане.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё.
Что получается? (Получается буря в стакане воды)