1 месяц
должен уметь ребенок
- лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
- фокусировать взгляд на лице;
- реагировать на общение с ним - переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.
может также уметь
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
- лежа на животе, поднимать голову на 45°;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
- улыбаться в ответ на вашу улыбку.
2 месяца
Улыбаться в ответ на вашу улыбку;
- издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).
Лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- тянуться к предметам;
- соединять руки;
- смеяться вслух; - визжать от восторга.
3 месяца
Лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.
Лежа на животе,поднимать голову на 90°;
- рассеянно улыбаться;
- поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
- поворачиваться на голоса, особенно голос матери; - издавать фыркающий звук.
4 месяца
Лежа на животе, поднимать голову на 90°;
- громко смеяться;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).
Переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- сидеть без опоры;
- возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.
5 месяцев
Твердо держать голову в вертикальном положении;
- переворачиваться (в одну сторону);
- обращать внимание на очень маленький предмет;
- "петь" звуки, меняя интонацию.
- стоять, держась за кого-либо или что-либо;
- прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
- перекладывать предмет из одной руки в другую;
- искать упавший предмет;
- подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
- лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.
6 месяцев
Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
- сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).
Подтягиваться в стоячее положение из сидячего;
7 месяцев
Сидеть без опоры;
- издавать влажный фыркающий звук.
Играть в "ку-ку" (к 7 месяцам и ¼ месяца);
- подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
- отчетливо произносить "мама" или "папа".
8 месяцев
Перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
- искать упавший предмет.
Стоять,держась за кого-то или за что-то;
- подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
- ходить, держась за мебель;
- короткое время стоять без посторонней помощи;
9 месяцев
Прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.
Играть в мячик(катить вам его обратно);
- пить из чашки без посторонней помощи;
- отчетливо произносить "папа" или "мама";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "Дай это мне".
10 месяцев
Стоять, держась за что-либо;
- пытаться встать из сидячего положения;
- возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
- неотчетливо произносить "мама" или "папа";
- играть в "ку-ку".
Отчетливо произносить "папа" (к 10 месяцам) или "мама"(к 11 месяцам);
- хорошо стоять без посторонней помощи;
- пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
- произносить еще одно слово, кроме "мама" или "папа", "дай";
- ходить.
11 месяцев
Самостоятельно садиться из положения на животе;
- подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
- понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
- произносить 3 (или больше)слова, кроме "мама" или "папа";
- отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне";
- хорошо ходить.
12 месяцев
Ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
- понимать слово "нет";
- выполнять несложные просьбы;
- знать, как его зовут.
Хорошо ходить;
- произносить 5 и больше слов, кроме "мама","папа";
- играть в "Сороку-ворону";
- активно рисовать каракули карандашом или мелками.
Словарный запас ребенка
3 месяца
- появляются отдельные гласные звуки, позже к ним присоединятся звуки "м" "г", "к", "н".
6 месяцев
- из звуков рождаются слоги: ма, ба, да.
10 месяцев
- появляются 2-3 "лепетных" слова: "мама", "баба", "ляля".
2 года
- словарный запас составляет от 20 до 100 слов. Ребенок умеет показывать части тела.
2 года 6 месяцев
- правильно использует в речи местоимения, повторяет две цифры в правильной последовательности.
3 года
- словарный запас от 300 до 800 слов. Использует предложения из пяти-восьми слов,овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы.
4 года
- в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,употребляются предлоги, союзы. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
5 лет
- запас слов увеличивается до 2500-3000. Активно употребляет обобщающие слова("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски,перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.
5-7 лет
- словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.
Как развивается речь с развитием ребенка:
1 месяц
— услышав звук, настораживается, прислушивается,
— реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом;
— при спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой;
— следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого
— в течение дня включай разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, слушать вокальную музыку, подпевать;
— общайся с ребенком, подражать его звукам;
— если тебя нет дома в течение дня, сделай аудиозапись своей речи, пусть ребенок слушает.
— ребенок никогда не кричит перед кормлением;
— у младенца проблемы с сосанием. В процессе сосания и произнесения звуков задействованы одни и те же мышцы, поэтому дети, испытывающие трудности в кормлении в последствие могут страдать дизартрией — нарушением произношения из-за недостаточности иннервации артикуляционного аппарата.
2 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— улыбается при общении с родителями;
— сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».
Чтобы стимулировать развитие речи:
— продолжай поддерживать разнообразную звуковую среду, общайся с ребенком;
— комментируй свои действия.
3 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».
Чтобы стимулировать развитие речи:
— повторяй то, что делает ребенок с театральным преувеличением. Гримасничай вместе с младенцем. Развитию артикуляционного аппарата очень способствуют игры с высовыванием языка. Если ребенок долго держит язык высунутым, слегка прикоснись к кончику языка.
— веди беседы с наследником. Он(она) тебе: «О-о!», а ты: «Конечно, О-0!, точно». Выдержи паузу для ответа младенца. Получив новое «высказывание», отвечай в том же духе. Так ты формируешь способность к нормальному диалогу.
— называй ребенка по имени.
4 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— продолжает гулить;
— в ответ на эмоциональное общение со взрослым издает смех — повизгивание, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— когда говоришь, положи ручку ребенка на свои губы, шею, чтобы он ощутил движение и вибрацию звука;
— каждый раз называй предметы и действия, показывая их. Ребенок лучше воспринимает ритмичные и рифмованные тексты. Например: «водичка-водичка, умой мое личико!» (во время купания). Не стесняйся придумывать свои тексты
: важно, чтобы в них были повторения и ритм.
Нужно обратиться к специалисту, если:
— ребенок никогда не улыбается, когда с ним заговаривают.
5 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. это основа для выразительной речи, в которой четко выделяются вопросительные и утвердительные фразы.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— в конце повторяющихся присказок делай паузу, давая ребенку возможность закончить фразу.
— попробуй «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.
Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа? ").
6 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— поворачивает голову на звон колокольчика;
— произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает;
— произносит звуки: «м-м-м» (плачет), произносит первый слог «ба» или «ма»;
— прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— озвучивай предметы, животных, движения: что-то упало — «бух!», скрылось из виду: «ку-ку», собака лает: «ав-ав!». Стучи и говори при этом «ба-ба-бам». Делай это эмоционально, весело. Прием озвучения движения используют даже в реабилитации взрослых, потерявших речь!
— покажи кукольное представление.
7 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;
— говорит слоги: «ба», «да», «ка» и т.п. Пока это односложный лепет.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— имитируй животных и предметы.
— покажи картинки с изображением животных и игрушки, расскажи, как они «говорят».
Нужно обратиться к специалисту, если:
ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками
8 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— реагирует недовольством, испугом или плачем на незнакомое лицо
— лепечет, т.е. повторяет одинаковые слоги: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— попробуй читать стихотворения со звукоподражанием, делай паузы в конце знакомых стишков, оставляя ребенку возможность закончить. Один из любимых детьми стихов — „Гуси-гуси“:
— Гуси-гуси! — Га-га-га
— Есть хотите? — Да-да-да!…
— играй с ребенком в прятки, говори „ку-ку“, когда прячешься сам или „прячется“ ребенок
9 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— активно общается с помощью жестов, с радостью играет в „ладушки“;
— произносит слоги, имитирует звуки;
— откликается на свое имя: поворачивает голову, улыбается;
— понимает запрет: „Нет!“, „нельзя!“ (понимает — не значит слушается)
Чтобы стимулировать развитие речи:
— спрашивай ребенка, чего он хочет. сделай паузу, постарайся дождаться ответа. „Будем кушать?… Да?“ Кивай при слове „да“
— Спрашивай, где находятся знакомые предметы: „Где наша большая ложка?“ Вместе оглядитесь по сторонам. Если ребенок смотрит в нужную сторону, похвали его, и проговори: „Правильно. Ложка на столе. Давай возьмем ложку!“
— читайте вместе книжки-малышки с яркими картинками. Давай ребенку полистать книжку. Книжки выбирай из плотного картона или пластика. Ребенок лучше воспримет картинки с четко очерченным контуром, на контрастном фоне.
Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может повторить за взрослым звукосочетания и слоги
10 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— использует в общении как минимум 1-2 „лепетных слова“ (типа „мама“, „папа“, „ляля“, „баба“), понятных в конкретной ситуации;
— машет рукой „До свидания!“, играет в ладушки, в прятки (произносит „ку-ку“)
Чтобы стимулировать развитие речи:
— играй с ребенком в ритмичные игры со стихотворным сопровождением;
— говори правильно, четко, артикулировано, не смазывай произношение;
— объясняй значение слов снова и снова;
— при виде разных животных всякий раз изображай, как они „говорят“: „Смотри, собачка. Как собачка лает? Ав-ав!“
Нужно обратиться к специалисту, если:
Ребенок не может махать головой в знак отрицания или согласия или помахать ручкой в знак прощания.
11 месяц
Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит как минимум 2 слова, кроме слов „папа“, „мама“
— дает игрушку в ответ на просьбу;
Чтобы стимулировать развитие речи:
— спрашивай ребенка обо всем, что с ним происходит. если ребенок не отвечает, говори за него, но после паузы: „Пойдем гулять? …. Да? … Да!“ (кивни)
1 год—1 год и 3 месяца
Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит как минимум 3 слова, кроме слов „папа“, „мама“;
— дает несколько предметов, услышав их название ответ на просьбу.
Чтобы стимулировать развитие речи:
— составляй вместе с ребенком рассказы по картинкам.
— читай коротенькие истории и сказки из ярких книжек. Лучше всего подойдут книжки, сделанные по принципу: фраз — иллюстрация к фразе. Из сказок можно порекомендовать „Репку“.
— после 1 года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
— к году и 3 месяцам не может адекватно употреблять слова „мама“ и „папа“.
1 год и 3 месяца— 1 год и 6 месяцев
Речь развивается нормально, если ребенок:
— говорит от 6 до 58 слов. Говорит слова из трех слогов, например: „капака“ (собака)
— выполняет простые инструкции из двух-трех слов. Начинает справляться с двуступенчатыми командами, например: „принеси и поставь кружку!“;
Чтобы стимулировать развитие речи:
— читай как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждай ребенка заканчивать строки, хвали за каждую попытку;
— научи ребенка дуть (это умение пригодится для правильного произношения звуков „с“, „ш“, „з“ и других). Покажи, как ты складываешь губы и дуешь (сдувай кусочек ваты, парашютики одуванчика, бабочку из тонкой бумаги). Попроси ребенка подуть, „сделать ветерок“. Пусть первый выдох будет хотя бы носом, главное — увидеть результат.
Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
— к концу полутора лет не может произнести 6 осмысленных слов; не может показать части тела, которые ему называет взрослый.
Нравится
В этой статье:
Существуют нормы развития для малышей разного возраста. Но родителям нужно помнить , что это идеальный вариант. На развитие конкретного ребенка влияет внешняя среда, генетика, уровень жизни родителей. Небольшое отставание не является патологией, как и опережение в развитии.
Существует несколько признаков, которые можно считать опасными. Родителям нужно немедленно обратиться к врачу, если они заметили хотя бы один из списка. Если же все идет нормально, то стоит просто поглядывать в график развития малыша до 1 года. Так можно узнать, что он уже может, умеет. Возможно, кроха удивит вас своими неожиданными навыками . Это сложный, но интересный возраст. На глазах младенец меняется, становясь маленьким человечком.
От рождения до года
Прогресс просто удивительный. Малыш рождается совершенно беспомощным – дети
даже не видят так же, как мы. У них особая, фетальная, кровь, слабые ручки и ножки
. Крошка может только лежать, кричать, кушать и спать. Но за какие-то 12 месяцев ребенок преображается! Теперь это маленький человечек, который уже многое умеет. Конечно, все эти навыки получаются постепенно
. От рождения до года малыш проходит сложный путь развития.
Меняется его внешность, рост, вес. Изменяется уровень умственной активности, приобретаются навыки. Теперь это совершенно другой ребенок. Родителям необходимо помнить, что развитие крохи зависит от них практически полностью. Важно все:
Все это определит скорость и качество его развития. До первого года в организме проходят очень важные изменения. Дети меняются, растут. Но самое главное – их организм приспосабливается к самостоятельному существованию. Кушать более взрослую еду, придерживаться режиму, лучше спать он научится постепенно. Изменения происходят буквально каждую неделю.
Физическое развитие
Очень важно каждую неделю проводить замеры: рост, вес, объемы головы и грудки малыша. Нормы развития даны приблизительные. Отличие на 2-3 сантиметра или на 200-500 граммов не такое страшное.
Рост
Итак, измеряем рост ребенка:
- От 3-го до 6-го месяца жизни карапуз прибавляет по 2,5 см за месяц;
- Нормальное значение к 6 месяцам – 66 — 69 сантиметров;
- До 9-го месяца крошка наберет еще 5-7 сантиметров;
- К году рост составляет 72-73 см для девочек и мальчиков.
Постепенно прибавка в
росте будет замедляться. Наступает время для развития костей, суставов. Они укрепляются, становятся более прочными
. У новорожденных косточки совсем мягкие, и до 2-3 лет они будут постепенно уплотнятся. Очень важно для ребенка кушать молочные продукты, богатые кальцием.
Возможно, врач выпишет вам витамин D в капельках. Его нужно подмешивать в молоко или смесь. Он помогает защитить ребенка от опасного заболевания - рахита. Витамин помогает усваиваться кальцию – с его помощью косточки станут крепче .
Вес
Карапузы хорошо кушают. Первые 5-6 месяцев маминого молока будет вполне хватать. Потом придется вводить прикорм , ведь для правильного развития крохе понадобится больше калорий, разнообразная пища.
За первый месяц малыш прибавляет около 600 г к первоначальному весу;
- Второй и третий месяцы прибавка больше - до 800 грамм;
- После 4-го месяца вес прибавляется всего по 50-70 грамм;
- В 6 месяцев малыш может весить 7800-8200 грамм;
- К году вес ребенка находится в пределах 10-10,5 кг.
Взвешивания проводятся в кабинете врача, но родителям обязательно нужно контролировать вес крохи дома. Для этого используются специальные весы, чувствительные к изменениям маленького веса.
Окружность головки
Все замеры первый раз делаются сразу после рождения. Окружность головки у новорожденного составляет примерно 34-35 см . Далее прибавка идет по 2 см в месяц. После первых 6 месяцев прибавка будет всего по полсантиметра в месяц, и так до первого года.
Окружность груди
Грудная клетка при рождении у ребенка обычно 31-32 см. После идет активный рост, прибавка в месяц по 2 см – пропорционально росту головки. От 6 месяцев до года прибавка тоже снижается до 0,5 см в месяц.
Эти нормы развития считаются самыми приемлемыми. Все это время за прибавкой будет следить врач.
Что умеют малыши?
К концу первого месяца жизни малыш овладевает очень важным навыком: держать головку. Всего несколько секунд, но и этого достаточно, чтобы оглядеться по сторонам. К третьему месяцу он может держать головку довольно долго, и это уже не доставляет ему неудобств, ведь мышцы шеи достаточно развиты.
У ребенка
хорошо получается переворачиваться с животика на спинку уже ко второму месяцу. Одновременно идет физическое и психическое развитие. Кроха начинает исследовать мир вокруг
, а для этого нужен хороший обзор. Выносите малыша из комнаты, показывайте ему разные предметы.
Уже к восьмому месяцу малыш начинает делать попытки ползать. Сейчас у него еще не очень хорошо получается, но это нормально. Дети сначала ползают назад – так им легче – Или же в позе лягушки. Это нормальное развитие мышц и костей – совсем скоро он начнет вставать на ножки.
До первого года предстоит научиться нескольким очень важным вещам:
Кажется, что все это просто. Но всему этому малыш научился сам ! Его интерес к жизни «вне кроватки» мотивирует на такое развитие.
Психическое развитие
В этом возрасте начинает развиваться речь. Если раньше крошка просто кричал, то теперь уже пытается произносить отдельные звуки, слоги . Нужно с ним разговаривать. Ребенок быстрее научится говорить, если родители ему читают, поют, разговаривают.
Уже заметны первые эмоциональные проявления. До года крошка выучится, как радоваться, сердиться, удивляться. Объектом первых реакций станет мама, ведь ее он видит чаще всего.
Речь
К концу первого года малыш может похвастаться словарным запасом 8-15 слов. Конечно, все они очень простые. Для ребенка активное запоминание речи начнется только к 19-20 месяцам. Это время, когда дети начинают говорить, лепетать, менять слоги местами.
Пока что развитие речи идет медленно. Все чаще кроха обращает на себя внимание криками, гульканьем. Родителям не нужно долго «сюсюкать» с малышом. Чтобы выучить слова, ему нужно их слышать. Заменять нормальные выражения какими-то упрощенными и уменьшительными не совсем правильно.
Первым делом он разучивает гласные. Например, [а], [э], [ы]. Дальше строятся слоги – крохе легко сказать [ма-ма] или [па-па], [ба-ба], [дай]. Предлагайте ему разучить побольше таких простых слов.
Моторика
Мелкая моторика еще не развита. До 1 года давайте крохе разные развивающие игрушки. Можно даже сделать их самому. Вам подойдут простые вещи:
Такие простые игрушки очень действенные. До первого года у ребенка работает вся кисть . Он пока не может взять предмет двумя пальчиками, хотя очень старается.
Эмоции
Уже к 3-4 месяцу дети начинают улыбаться. Это действие становится все более
осознанным. Улыбка возникает при виде мамы, любимой игрушки, других родственников. Чем чаще малыш видит человека, тем сильнее радуется. Появление любимой бабушки может вызвать радостные крики, смех. Ребенок показывает всем телом, что доволен: начинает активно перебирать ножками, размахивает руками.
Если же он недоволен, испуган, то начинается плач. Малыш совершает защитные движения, выставляет вперед ручки. Конечно, таких ситуаций гораздо меньше.
Маленькие дети очень жизнерадостные - все новое вызывает у них удивление. Уже с 6-7 месяца крошка застывает от восторга. Его глазки
расширены, ротик открыт, а все тело остается неподвижным
. Эта реакция положительная и значит, что-то очень понравилось крохе или впечатлило его.
Все эти реакции говорят о том, что идет нормальное развитие малыша. Его мозг приспосабливается, появляются эмоции разной интенсивности. Хотя долгое время он может быть спокоен. Тут нет ничего странного или опасного. Просто ребенок отдыхает или же не считает интересными ваши действия.
Отклонения в развитии
Если что-то идет не так, родители могут заметить изменения в поведении или состоянии малыша . Некоторые симптомы могут быть предвестниками серьезных отклонений в развитии ребенка. В таком случае прислушайтесь к советам врача. Некоторые врожденные или приобретенные заболевания поддаются лечению, особенно в раннем возрасте.
Сразу после рождения
Некоторые проявления видны уже на второй-третий день после рождения:
Эти симптомы у ребенка могут свидетельствовать о врожденных проблемах нервной системы. Особенно опасно это, если была родовая травма. Малыша необходимо тщательно обследовать . Возможно, эти изменения носят временный характер и при правильном лечении их можно будет полностью устранить.
2-3 месяца
Если такие изменения произошли за 2-3 месяц, то необходимо провериться у педиатра. В случае, если до этого все было нормально и никаких проблем не наблюдалось, проблема может быть в недостатке витаминов.
4-5 месяцев
Ненормальное поведение малыша в этом возрасте:
- отсутствие интереса к своим частям тела (не разглядывает ручки, ножки);
- нет интереса к новым людям, вещам;
- малыш молчит или постоянно кричит.
Возможно, это последствие родовой травмы или врожденных нарушений нервной системы. Для ребенка такое состояние считается крайне опасным. Возможно также, что начались нарушения развития психики.
6 месяцев
От 6 месяцев до 1 года опасными считаются следующие проявления:
Скорее всего, эти симптомы уже проявлялись раньше. Родителям не нужно ждать, что это «пройдет само». Обычно каждый из симптомов довольно опасен для нормального развития крохи. Лучше всего лишний раз посетить врача, уточнить, что значит то или иное поведение ребенка.
Самое нормальное поведение –это когда ребенок активный, веселый. Он всем интересуется, рассматривает, трогает. Уже с 2-3 месяцев появляется эмоциональный ответ на присутствие любимых людей. Чрезмерное спокойствие, отсутствие эмоций или желания двигаться должно насторожить родителей.
С появлением малыша у новоиспечённых родителей возникает много вопросов относительно того, как происходит развитие ребенка по месяцам до года, мальчика и девочки. Какие навыки приобретает маленький человечек с течением времени? Что должен уметь кроха в том или ином возрасте?
Примерные нормы развития ребенка до года по месяцам
Развитие ребенка по месяцам до года девочки и мальчика не отличаются. При этом будет несколько различаться лишь набираемый вес и рост.
1 месяц
С самого рождения малыш различает звуки, причём уже сейчас новорожденный может отреагировать на них собственным плачем. В это время дети почти всегда спят. Во время бодрствования карапузы обычно сосут грудь. У младенцев очень сильно выражены рефлексы, например, если легонько прикоснуться к их губам, новорожденные начнут искать грудь и совершать сосательные движения. Если вложить палец в ручонку крохи, он сильно сожмёт его – это проявление хватательного рефлекса. Подошвенный рефлекс проявится, если провести пальцем по стопам, в ответ тут же сожмутся пальчики ног.
В течение первых 30 дней жизни карапузы учатся фокусировать взгляд на предметах. Особенно нравится им мамино лицо. К концу месяца ребёночек может одарить вас первой улыбкой и даже попытается удерживать голову на 1-2 секунды, если положить его на животик. К концу первого месяца дети набирают в среднем от 500 г до 1 кг веса и вырастают в длину примерно на 2-3 см.
2 месяц
Второй месяц жизни крохи характеризуется некоторыми изменениями в поведении. Малыш уже более осмысленно рассматривает предметы, его взгляд фокусируется на них, и ребёнок может следить глазами за вашими движениями. Кроме того, малыш поворачивает голову, когда слышит какой-то звук, он пытается найти его источник. Карапуз всё чаще улыбается, особенно оживляясь, когда с ним ласково разговаривают. В ответ на внимание может проявлять свои чувства, активно двигая ножками или ручками.
Находясь в положении на животе, ребёночек приподнимает головку и держит её несколько секунд. Хотя мышцы шеи уже немного окрепли, всё же следует придерживать голову сына или дочки, когда вы берёте их на руки. Большинство детишек уже с лёгкостью совершают переворот с бока на спинку, заинтересованно рассматривают свои пальчики и изучают их с помощью губ и языка. К концу второго месяца чадо может улюлюкать в ответ на ваши нежные слова. Сон ребёнка становится более упорядоченным – он спит три раза в день и ночью.
3 месяц
Трёхмесячный младенец уже узнаёт лица родных, оживляется, когда они попадают в его поле зрения. Если же к нему никто не подходит, проявляет недовольство своим криком и хныканьем. Повесив над кроваткой игрушки, родители могут наблюдать, как сын или дочка стараются ухватить их ручками. Если же дать в ручки погремушку, он внимательно изучит её визуально и попробует на вкус. Важный этап развития на этом возрастном периоде – дети уже уверенно держат голову, вертят ею, рассматривая всё вокруг. Некоторые девочки и мальчики приподнимаются на локотках. Становятся сильнее и мышцы ног – если придержать кроху подмышки, маленькие ножки рефлекторно упрутся в твёрдую поверхность. У некоторых деток в этом возрасте полностью раскрываются кулачки.
4 месяц
Четырёхмесячный карапуз уже не довольствуется простым лежанием в кроватке, ему нравится двигаться. Уже сейчас многие детишки учатся переворачиваться с животика на спинку и обратно. Теперь кроху нельзя оставлять без присмотра, он легко может скатиться с кровати. Четырёхмесячные младенцы открывают для себя новый объект для исследований – собственные ножки. Они пинают висящие над кроваткой игрушки, берут руками пальцы ног и даже кладут их в рот!
Теперь кроха способен различать голоса родных людей. Его реакция на привычные и незнакомые вещи различна. Малыш уже отдаёт предпочтение каким-то игрушкам, тогда как другие не вызывают у него интерес. Уже сейчас младенец понимает, когда его называют по имени, и иногда реагирует на него, поворачивая головку. В этот период детишки уже произносят некоторые звуки, напоминающие слоги.
5 месяц
Чадо становится всё более подвижным, ему уже не интересно лежать без дела. Он постоянно пытается приподниматься, встаёт на предплечья и даже на ладони, лёжа на животике. Пятимесячные дети могут вставать на колени и раскачиваться взад-вперёд, что вызывает умиление близких. В этот период некоторые малыши уже пытаются сидеть, опираясь на подушку. Они берут то одну игрушку, то другую, пробуя все на вкус, а затем с силой бросают их. Малышам нравится, что падающие предметы издают грохот, их это забавляет.
В этом возрасте кроху интересует всё вокруг, он пытается достать ручками все неизученные ранее предметы, с любопытством рассматривает яркие изображения. Малыш легко распознаёт голоса и отличает незнакомцев от родных по лицам. Кроме того, некоторые мальчики и девочки проявляют настороженность по отношению к людям, которых видят впервые. Дети активно играют с маминой грудью или бутылочкой. В этом возрасте может прорезаться первый зубик. Сейчас меняется режим сна – мальчики и девочки перестраиваются на двухразовый дневной сон.
6 месяц
Когда карапузу исполняется полгода, можно заметить, что он стал более эмоциональным – весёлый звонкий смех часто сменяется плачем, настроение нестабильное. Просто мальчиков и девочек переполняют эмоции, а что с ними делать, детишки не знают. Теперь малыши умеют складывать предметы в коробку и снова вынимать их.
Им нравится наблюдать за цепочкой «причина-следствие». Развитие мальчика и девочки доходит до того, что они бросают предмет на пол и провожают взглядом, чтобы посмотреть, куда полетит или закатится игрушка. Детишки в это время настолько активны и подвижны, что запросто перемещаются по кровати, причём некоторые делают это ползком на животе, другие с помощью переворотов. Шестимесячные мальчики и девочки сидят более уверенно. Самые активные малыши приподнимаются на ножки, держась за бортик кроватки. Они любят повторять звуки, в речи проскальзывают многие слоги – па, ба, ма, гу, та, да.
Кроха понимает, о каком предмете вы говорите, реагирует на своё имя, может показать то, что вы просите, например, нос, глазки, какую-то игрушку. В полгода обычно вводят прикорм, а у чада вырабатываются собственные вкусовые пристрастия, - если ему не понравилась пища, он откажется кушать.
7 месяц
Семимесячные мальчики и девочки учатся ползать, причём, если не получается двигаться вперёд, они ползут назад. Карапузы уверенно стоят и даже переступают ногами, когда держатся за опору. Семимесячные малыши осваивают и более сложный переворот – с живота на спину, если им это не удалось сделать раньше, а сидеть получается всё дольше. Если в руки крохи попадает маленький предмет, мальчик или девочка с интересом перебирает его пальчиками. Большие игрушки семимесячные дети удерживают обеими руками. Сейчас крохе интересны жестовые игры, особенно увлекает игра в ладушки.
Развитие девочки и мальчика таково, что они уже могут неуверенно пить из чашки и есть из ложечки. Крохе нравится вкладывать небольшие предметы в крупные, листать плотные страницы книги с яркими изображениями. В этом возрасте дети начинают испытывать болезненную привязанность к маме, боятся с ней расставаться. Чадо умеет произносить имитирующие звуки «би-би», «ав-ав», «бе-бе». Кроха понимает запрещающий тон мамы, равно как и распознаёт похвалу и одобрение с её стороны.
Месяц 8
Начинается тот самый период, кода родители могут впервые услышать от сына или дочки слова мама и папа. Способность передвигаться ползком открывает перед малышом новые возможности – теперь совсем несложно оказаться где угодно и взять любой интересующий предмет. Кроха уверенно встаёт, придерживаясь за опору, пританцовывает, если слышит музыку, умиляется своему отражению в зеркале, стучит по нему ладошками и целуется.
Страх при расставании с мамой ещё больше обостряется, а чужих карапуз сторонится. Мальчики и девочки в данном возрастном периоде с удовольствием грызут печенье или сушки, пробуют жевать пищу, содержащую небольшие фрагменты (обычно в этом возрасте уже прорезались 3-5 зубов). Однако многие дети упорно продолжают есть только пищу с жидкой консистенцией. Карапузы понимают, о чём их просят. Можно начинать высаживание на горшок.
9 месяц
Теперь чадо не только ходит у опоры, но и подпрыгивает и приседает. Его любопытству нет предела – исследователь засовывает маленькие пальчики во всевозможные отверстия, поэтому стоит быть более внимательными к тому, чем занимается карапуз. Ловкость и силу рук можно натренировать, давая малыш разминать глину. Море удовольствия приносит игра с бумагой. Что касается речи, то младенец чаще имитирует тон голоса, звуки и мимику взрослых. Девятимесячные мальчики и девочки легко показывают почти все части тела на себе или кукле.
В этом возрасте у ребёнка может обостриться чувство собственности, ему не понравится, если кто-то заберёт игрушку или спрячет её. Подросшие малыши готовы повторять снова и снова действие, за которое получили похвалу и одобрение. Некоторые детки уже способны подняться из положения сидя без опоры.
10 месяц
Маленькие карапузы теперь передвигаются по дому очень быстро, используя все возможные способы – на четвереньках, на ногах, придерживаясь за диваны и тумбы. Малыш залезает на кровать или диван, учится сам спускаться. Одно из любимых занятий – заглядывать в шкафы, доставать оттуда предметы обихода и перебирать вещи. Карапузы подражают взрослым в различных действиях – пытаются мести веником, пользоваться пылесосом, играют с кастрюлями и другими предметами быта. Особенный интерес вызывают мелкие игрушки. Теперь карапуз может легче расстаться с мамой, начинает интересоваться другими детьми.
Теперь имеет смысл ежедневно бывать на детской площадке хотя бы четверть часа, чтобы ребёнок наблюдал за играми других деток, попробовал покачаться на качеле, походил с мамой вокруг песочницы. Уже сейчас крошкам интересны песочные принадлежности, и он охотно ими воспользуется, повторяя за малышами. Десятимесячные мальчики и девочки пытаются самостоятельно держать ложку и набирать еду, хотя пока это получается не слишком хорошо. Некоторые детишки в этом возрасте уже готовы перейти на единоразовый дневной сон, который длится примерно с 12 часов дня до 15 часов.
11 месяц
Теперь кроха самостоятельный, разве что первые шаги ему даются с трудом, но переставлять ножки, держась за руки мамы и папы, ему доставляет море удовольствия. В этом возрасте дети начинают говорить и другие слова, кроме «мама», «баба» или «дай». В лексиконе появляются простые слова типа «дядя», «тётя» и даже «что это». Порой не сразу удаётся их разобрать, но всё же малыш потихоньку учится говорить.
Карапузы зачастую имитируют взрослые беседы, лепеча что-то на своём языке. Мальчики и девочки умеют посылать воздушные поцелуи и обниматься. Любимые игры – мяч, кубики, по-прежнему мелкие игрушки. Дети в этот период интересуются, как всё устроено, например, заглядывают в телефон, чтобы понять, де же там уместилась бабушка. Оттачивается мастерство самостоятельно есть ложкой и пить из чашечки, ребёнок лучше жуёт пищу с мелкими фрагментами. Кроха уже может висеть на перекладине, удерживая свой вес почти в течение минуты, а также залезать на 2-3 перекладины по шведской стенке!
12 месяц
В годик чадо уже произносит около 15 слов, самостоятельно ходит, сам складывает игрушки, ест ложкой и пьёт из чашки, хорошо жуёт, понимает, о чём говорят взрослые. В ответ кивает утвердительно или отрицает, просит то, что ему нужно, может самостоятельно поиграть несколько минут. Кроха умеет проявлять любовь и нежность. В этом возрасте дети интересуются техникой – пультами, мобильными телефонами, планшетами. Любят, когда им читают сказки. Карапуз способен сам построить невысокую пирамиду из кубиков, скатывать колбаски из пластилина. Особый интерес вызывают игрушки-каталки.
Мамам и папам важно понимать, что все дети индивидуальны и вышеприведённые нормы развития не являются догмой. Не стоит бить тревогу, если первый зуб появится не в 5 месяцев, а в 10. То же самое касается развития речи и других показателей. Развитие до года, приведенное тут среднестатистическое.
Рождение ребёнка - настоящее чудо, которого ждёт множество семей. Однако с первых дней жизни крохи счастье родителей смешивается с некой тревогой. Как правильно держать малыша? Как реагировать на его плач? Как часто его брать на руки? Подобные вопросы - словно снег на голову, но в них нужно разобраться. Ведь развитие ребёнка до года - ответственный процесс, в котором каждая мелочь важна!
Воспитание ребёнка начинается с момента зачатия
Как только будущая мама узнает, что под сердцем у неё бьётся новая жизнь, нужно тут же приниматься за "воспитание" будущего ребенка.
Во-первых, женщине необходимо заняться собой: правильный образ жизни, здоровые сон и питание, прогулки. Во-вторых, нужно исключить все негативные эмоции. Малыш, хоть он и крошечный, ощущает то же, что и мама. Зачем ему лишний стресс?
Очень хорошо начинать общение с крохой ещё в утробе. Это могут быть сказки, колыбельные на ночь, поглаживания живота. Ребёнку важно чувствовать и знать, что его ждут и любят.
Этапы развития ребёнка до года
Самый большой рывок в развитии происходит именно до года. За двенадцать месяцев малыш получает колоссальные знания и опыт, которые ему понадобятся на протяжении всей его жизни.
Сразу после рождения врачи оценивают состояние младенца, исключают отклонения и пороки. Далее следить за развитием крохи будет участковый врач-терапевт. Это будет похоже на экзамен. За каждый месяц своей жизни малыш должен чего-то достичь: научиться держать головку, реагировать на свет и шум, прибавить в весе, подрасти и т. д. Нормы развития детей до года включают в себя оценку двигательной активности, сенсорных реакций, речи, эмоционального и социального поведения.
Любые отклонения требуют вмешательства специалистов. Ведь коррекцию легче осуществить, когда организм малыша ещё не до конца сформирован.
Развитие младенца от 0 до 5 месяцев
Самую первую свою характеристику ребёнок получает сразу после рождения. Для этого используют шкалу Апгар, по которой оценивают частоту сердцебиений, дыхание, состояние кожи, мышечный тонус и рефлексы. Также ему измеряют рост и взвешивают. Каждый месяц ребёнок должен прибавлять около 600 грамм и вырастать на 2-3 сантиметра.
К концу первого месяца жизни кроха уже сможет ненадолго удерживать головку. А отлично с этой задачей он будет справляться в три месяца. В период от месяца до трёх ребёнок учится реагировать на звуки, на появление окружающих, узнаёт маму и близких людей.
Родителям нужно ознакомиться с различными методиками воспитания. Исследующие раннее развитие детей до года психологи утверждают, что те малыши, с которыми занимались чуть ли не с первых дней после рождения, быстрее сели, начали ходить, говорить. У таких детей хорошо развиты память и мышление, они менее подвержены стрессам.
В четыре месяца малыш учится приподниматься на ладонях, когда лежит на животе. Он берёт и удерживает предметы, иногда тянет их в рот. Кроха любит ощупывать и разглядывать своё тело. Все движения приобретают более целенаправленный характер.
Стоит обратить внимание на психическое развитие ребёнка. До года он научится многому, но уже первые успехи можно заметить в конце 4 месяца жизни. Малыш начинает осознавать себя как отдельную от мамы личность. Он хорошо распознаёт родных и чужих людей, улыбается своему отражению в зеркале.
В период от 4 до 5 месяцев дети уже достаточно окрепли для занятий гимнастикой. Нужно разминать ручки, ножки, пальчики. Физическое развитие детей до года в большей мере зависит от родителей. Зарядка, упражнения не только укрепляют мышцы, но и формируют психику.
К концу пятого месяца можно увидеть первые результаты в развитии речи. Появляются первые слоги. В это время нужно как можно больше разговаривать с малышом, читать ему сказки, потешки, стихи, да и просто комментировать свои действия.
Развитие малыша в 6-7 месяцев
Развитие ребёнка до года - очень важный и ответственный процесс, к которому маме следует подготовиться заранее. А именно читать литературу по воспитанию чада, общаться с другими мамами, прислушиваться к советам и рекомендациям педиатра.
Полугодовалый малыш - это уже тот «пластилин», из которого можно что-то "вылепить". Ребёнок не только подрос, прибавил хорошо в весе, но и научился слушать взрослых. Он реагирует на своё имя, осознанно играет с игрушками. Кроха умеет сидеть, а также учится ползать. Теперь изучаемая территория стала больше, и за малышом нужен глаз да глаз.
В 6-7 месяцев малыш произносит первые слова. Развитие речи ребёнка до года во многом зависит от правильно выбранной методики. Огромных результатов можно достичь благодаря играм, направленным на мелкую моторику. Дети изучают мир с помощью рук и пальчиков. И чем лучше развиты эти части тела, тем лучше они мыслят, тем быстрее заговорят. Развивая детскую речь, родителям необходимо следить и за своей. Слова нужно выговаривать чётко, ни в коем случае нельзя кривляться.
В этом возрасте можно начать использовать методики раннего развития, в частности карточки Глена Домана, на которых изображены разные предметы, животные, люди. Демонстрируя карточку (10 секунд), нужно называть рисунок на ней. Так развивается не только речь, но и зрительная память, мышление.
Запас игрушек для своего чада стоит пополнить. Они должны быть из разных материалов, различных форм и цветов. Только не нужно искажать психику малыша и покупать всяких зелёных кроликов и розовых Лунтиков.
Почти большие! Развитие от 8 до 9 месяцев
Это один из самых забавных этапов в развитии. Малыш уже может выражать свои эмоции, он хорошо сидит, ползает, когда нужно, проявляет настойчивость. У крохи появляются первые зубки. С этого момента ему можно по чуть-чуть вводить прикорм.
Понемногу увеличивается словарный запас. Кроха понимает много слов, более отчётливо произносит разные звуки, в том числе и имитацию животных. Малыш учится усваивать жесты: «ладушки», «пока», «ну-ну».
Ребёнок всё лучше различает людей и неохотно идёт к чужим на руки. Раннее развитие детей до года уже приносит плоды. Малыш может говорить слова «мама», «папа», «баба». Он пытается вставать на ножки, но ещё не ходит.
Игрушек становится еще больше. Чадо уже понимает игры с кубиками и пирамидками. Его интересует всё новое.
Развитие в 10-12 месяцев
Все этапы развития ребёнка до года довольно сложные. Всего за двенадцать месяцев маленький человечек подрастает на 20-22 сантиметра и набирает около восьми килограммов. Он показывает все части тела, некоторые даже называет. Словарный запас состоит из восьми-десяти слов и постоянно увеличивается. Ребёнок научился выражать свои эмоции, он уже умеет просить, быть настойчивым. Кроха понимает многие слова и движения, реагирует на реплики «можно - нельзя».
В период от 10 месяцев и до года ребёнок учится делать первые шаги сначала с поддержкой, а потом и без неё. Наступает время купить чаду первую обувь. Следует быть очень щепетильным при выборе. Она обязательно должна иметь толстую подошву и супинатор.
С каждым днём ребёнок становится всё более активным и самостоятельным. Родители должны не забывать поощрять и хвалить кроху за все достижения.
Игрушки уже приобретают социальный характер: посудка, инструменты, куклы, больничка. Неудивительно, ведь малыш всё повторяет за мамой и папой. Играть он сам ещё не умеет. Задача взрослых - рассказать об игрушках и показать, как с ними забавляться.
Нормы развития детей до года и отклонения
Конечно, каждой маме и папе хочется, чтобы их чадо выросло умным, смышлёным и развитым. Родители всегда строят большие планы по поводу своего наследника.
Но, к сожалению, не все дети рождаются здоровыми. Часто разные отклонения и пороки рушат все надежды. Для многих семейных пар это звучит как приговор.
Не стоит отчаиваться. Современная медицина позволяет многие дефекты откорректировать сразу после рождения. И чем раньше замечены отклонения в развитии, тем легче их исправить.
Большой плюс для больных детей - это физические занятия. Массаж, гимнастика, зарядка не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию речи, памяти, мышления. Большинство недугов при правильном подходе и терапии излечимы. Главное - не опускать руки и бороться за здоровье малыша!
Развитие детей до года: методики
Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.
Методика Глена Домана . Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.
Методика Зайцева. Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.
Методика Никитиных. Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.
Методика Сесиль Лупан. Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.
Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка
Каждый родитель пытается дать своему чаду всё самое лучшее. Это касается и игрушек. Развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно выбранных дидактических материалов.
Не все родители знают, какие игрушки нужны для определённого возраста. Поэтому покупают всё без разбора.
Итак, какими должны быть игрушки малыша до года:
- Новорождённому понадобятся такие предметы, которые фокусируют зрение и развивают слух. Конечно, речь идет в первую очередь о погремушках. Это также могут быть красочные электромобили, которые вешают над кроваткой.
- В два-три месяца можно покупать разных зверушек и кукол с яркой внешностью и крупными чертами лица (глаза, нос, рот). Их малыши любят подолгу разглядывать.
- А вот полугодовалому ребёнку уже нужно разнообразие. Его игры приобрели более осознанный характер. Поэтому всяческие кубики, пирамидки, разные по форме и цвету, будут ему в самый раз. Принцип, по которому выбирают игрушки для этого возраста, заключается в том, что они должны иметь как можно больше разных деталей. Это поможет развить мелкую моторику. Кстати, подобные предметы можно изготовить самостоятельно. Достаточно в яркую ткань зашить всякую всячину: пуговицы, зёрнышки, бусинки и т. п. Малыш охотно будет всё это перебирать пальчиками (но только под присмотром!).
- Детям постарше необходимы более сложные предметы для игр. Они начинают повторять многие действия взрослых. Поэтому стоит приобрести набор посудки, инструментов, различных кукол и принадлежности к ним.
- С 9-10 месяцев презентуйте ребёнку книги. Нужно выбирать литературу с большими яркими картинками. Сейчас много книг с 3D-рисунками, которые увлекут любого «читаку». Знакомить с книжкой обязательно должен взрослый, хотя малыш и сам уже вполне может рассматривать картинки.
- Не стоит забывать и о музыкальных инструментах. Программа развития ребёнка до года предусматривает знакомство с бубном, ксилофоном, барабаном, пианино. Такие предметы не только развивают слух, но и концентрируют внимание малыша.
Все детские игрушки стоит покупать в специализированных магазинах. Пусть они будут хорошего качества и из натуральных материалов.
Заключение
Рождение малыша - огромная радость для семьи! Однако вместе с тем предстоит сложный процесс воспитания. Развитие ребёнка до 1 года полностью зависит от его родителей. Ничто не приходит само по себе. И если мама с папой собираются воспитать будущего гения, начинать следует с пелёнок!
Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.
Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.
Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.
В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.
Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.
В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.
Второй месяц развития ребенка
К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.
Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.
Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.
Особенности третьего месяца жизни
Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.
Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.
Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.
Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.
Особенности четвертого месяца жизни
В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.
Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).
Пятый месяц жизни
Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.
Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.
Особенности шестого месяца жизни ребенка
Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.
Особенности седьмого месяца жизни
Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.
Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.
Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.
Развитие на восьмом месяце жизни
Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.
Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.
К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.
Девятый месяц жизни
Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.
Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.
10 месяц развития ребенка
В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.
В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.
Одиннадцатый месяц жизни
В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.
Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.
Двенадцатый месяц
Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.
Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.
Кризис одного года имеет следующие признаки:
- ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
- поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
- поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).
С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.
Возраст, мес. | Главное достижение |
1 | Лежа на животе, поднимает подбородок |
2 | Лежа на животе, поднимает грудную клетку |
3 | Пытается захватить игрушку |
4 | Начинает сидеть с посторонней помощью |
5 | Любит сидеть, хватает предметы |
6 | Может сидеть за своим стульчиком |
7 | Садится сам |
8 | Стоит с посторонней помощью |
9 | Стоит, держась за опору |
10 | Хорошо ползает |
11 | Ходит с посторонней помощью |
12 | Первые шаги |
Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.
Важные вопросы относительно годовалого возраста
Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.
Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.
Возраст, мес. | Прибавка в росте, см | Прибавка в весе, г |
1 | 3-4 | 700 |
2 | 3,5 | 800 |
3 | 2-3 | 850 |
4 | 2-3 | 800 |
5 | 2-3 | 750 |
6 | 2-3 | 650 |
7 | 2-3 | 600 |
8 | 2-3 | 500 |
9 | 1-2 | 450 |
10 | 1-2 | 400 |
11 | 1-2 | 350 |
12 | 1-2 | 300 |
Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.
Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :
- конец 3-й недели;
- 6-8 недель;
- конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.
Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.
В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.
Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.
Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.
Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.
Параметры одежды
Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.
Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.
Рост, см | Размеры стопы, см |
50-56 | 7 |
56-62 | 8 |
62-68 | 9 |
68-74 | 9-10 |
74-80 | 11-12 см |
80-86 | 12-13 |
Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.
Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.
Возраст, мес. | Размеры головы, см | |
Мальчики | Девочки | |
0 | 34-35 | 34 |
1 | 37 | 36 |
2 | 39 | 38 |
3 | 40 | 39 |
4 | 41-42 | 40-41 |
5 | 42-44 | 41-42 |
6 | 43-44 | 42-43 |
7 | 44-45 | 43-44 |
8 | 45 | 43-44 |
9 | 45-46 | 44-45 |
10 | 46 | 45 |
11 | 46-47 | 45-46 |
12 | 46-47 | 45-46 |
Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.