Кайдалина Шнар Сырымовна
воспитатель дошкольного учреждения
КГУ “Акан-Бурлукская начальная школа”
при отделе образования Айыртауского района, СКО
«Наурыз – праздник обновления»
Цель: Развивать у воспитанников интерес к национальным традициям и обычаям народов Казахстана, прививать любовь к Родине.
Звучит гимн.
После песня «Менің Қазақстаным»
1ведущий: Ассалаумағалейкум, халқым менің
Ақтарған кең даламның алтын кенін
Мереке басы болсын берекенің
Ардақта наурыз тойы- салтымды елім!
2 ведущий: веселый праздник наурыз
Сегодня мы встречаем
И дверь в весну который раз
Мы снова открываем.
Как солнце ярко светит
И землю согревает
Пришла весна, и добрый луч
Планету освещает.
Читается монолог «Туған жер –алтын бесік»
Дети выстраиваются и рассказывают стихи.
1ведущий:
Той пердесін ашайық.
Тойға шашу шашайық.
2 ведущий: наурыз бұл тек көктемнің ғана емес, ең әуелгі ізгілік пен жақсылықтың мейрамы. Ұлыстың осы бір ұлы күні адамдар бір- біріне деген өкпе – реніштерін ұмытып, кешірімге келіп татуласып, табысқан.
Сегодня замечательный день- праздник пробуждения новой жизни, праздник мира и весны.
Наурыз – один из величайших праздников древности. Весеннее пробуждение природы от зимнего сна рассматривалось как воскрешение умершей природы, порождало благовейное отношение к этому столь значительному явлению.
Наурыз- это праздник нового года у народа Центральной Азии- отмечается в день весеннего равноденствия 22 марта. Наурыз – это начало весны, начало года, время пробуждения всего окружающего мира, начало земледельческих работ.
Кең болсын қазағымның керегесі,
Кетпесін Алла берген берекесі
Алаштың баласына нәсіп болған,
Құтты болсын Наурыз мерекесі!
Ведущий 1. – Истинный казах не сорвет пробившуюся травинку, не оторвет древесную почку, не сломает живой веточки. Любая зелень – растущее счастье и субстанция самой жизни на земле.
Ведущий 2. «Сорвешь зелень – подобно ей и зачахнешь» – гласит казахская народная пословица. Поэтому большое значение казахи придают рождению новой жизни, новому году. Ведь «Наурыз» в переводе с персидского обозначает новый день, новый год, когда вся природа обновляется, рождается новая жизнь.
Ведущий 1. При появлении на свет ребенка казахи устраивают той шілдехану (музыкальный фон). Проводится обряд «ат кою» – наречение.
Песня «Қазақтай ел қайда?» исполняют учителя.
1ведущий: наурыз – барша Қазақстандықтардың ортақ той думаны. Наурыз – достық пен еркіндіктің мерекесі. Наурыз – қаңқылдап қаздар келетін, қырларда қызғалдақ бүршік атып, Табиғат ана гүл көрпеге оранатын көктем айы.
Узбекский танец
Ведущий 2. Когда малыш делает первые шаги, проводится церемония «тусакесер» (разрезание пут).
Музыкальный фон. Показ обряда.
В старину после «тусакесер» ребенку дарили коня и седло. Ведь будущий джигит должен не только быть сильным, но и выигрывать в байге.
Конь-огонь, нетерпеливый,
Удила он закусил.
Я ему вцепился в гриву
И поводья отпустил.
Разлучи – ка нас попробуй,-
Я теперь сказать могу -
Разрешит отец – и оба
Мы прибудем на байгу.
И поскачем мы по кругу,
Как за нами не гонись
Мы порадуем друг друга -
Мы получим первый приз.
Танец «Жорга» (под песню «Жорга»)
2 ведущий: под звуки дробные капели
И под салют холодных брызг
Идет на жаворонка трели
Восточный праздник наурыз!
Встречайте учеников 2 класса с замечательной весенней песней «Светит солнышко»
1ведущий: көктем келіп, жер көгеріп
Дала ғажап түрге енді
Ауламыз да, алмамызда
Құлпырады, гүлдейді.
На сцене танцевальная группа «Мерей» с национальным танцем «Қамажай».
2 ведущий: таджики называют этот праздник «Гульнавруз», татары «нардуган», украинцы «Сороки», греки «патрик» . Так что праздник наурыз празднуют все народы Казахстана – представители 126 национальностей, которые живут в едином стремлении жить в мире и согласии друг с другом, построить процветающее государство.
В весенний праздник наурыз
Борьба идет меж сил природы
Играет громко кылкобыз
Зовет он к дружбе все народы.
Ведущий 1. Мудрость предков – зеркало для потомков, только чтя традиции и обычаи своего народа можно стать человеком с большой буквы, «Человек живет тысячу лет, жизнью своих потомков».
Ведущий 2. Кому, как не путнику знать цену гостеприимства. Поднимая шанырак, купол юрты мы тем самым вторым вторим природе: мир круглый, мы все гости на этой земле, где ценится радушие и добрососедство.
На сцене русские матрешки встречайте
1ведущий: в марте весенний ветерок проказник
Ласково гуляет по ветвям
У нас большой великий праздник
Новый год, наурыз мейрам!
Вашему вниманию песня в исполнении Арайлым Рамазановны «Қазақ осы»
2 ведущий: вовек не станет пеплом и золой
Все то, Что красотой земной зовется
Пусть мирным будет небо над землей
Пусть вечно юность звонкая смеется.
С такими же пожеланиями «Пусть всегда будет солнце» встречайте наших самых маленьких певцов.0 класс
1ведущий: наурыз тойы тамаша
Наурыз тойы жанаша
Табигат та тамаша
Тамылжып тур жараса
Праздник радостный встречаем
Мы в стране своей родной
Всех сегодня поздравляем
С наурызом, и весной!
И поздравляет нас с патриотической песней «Я казах» ученики 3-4 класса
2 ведущий: растаял снег, звенят ручьи
Запели песни соловьи
Земля проснулась и цветет
И в гости к нам весна идет!
Встречайте танцевальную группу «Батырлар» с танцем « Улы дала »
1ведущий:
Гость радуется песенному гулу
не чувствуя ни стужи, ни жары.
У нас, мой друг, не сыщешь и аула,
Ни даже дома – без домбры.
На зов домбры друзья спешат с вестями.
Звучат слова, радушны и добры.
Но беден дом почетными гостями,
И песнями, и счастьем – без домбры!
Музыкальный номер: куй на – на домбре. «Конил толкыны» (Айгерим Есмагамбетовна).
3 ученик: Взвейтесь выше звуки, песен,
К нам идет весна!
Степь проснулась – мир чудесный
Ожил после сна!
«Наурыз» – танец.
1ведущий: По народному поверью считается: чем веселее и щедрее будет отмечен Наурыз мейрамы, тем щедрее будет природа и благополучно пройдет год.
4 ученик: Расступись народ – шире круг!
Под звуки песен, напевов домбры.
Выходи, не стесняйся, мой друг.
Наступил час веселой игры.
(Ведущий проводит казахские национальные игры).
«Тенге алу» (Возьми монету). 5 человек ходят вокруг стула, на котором лежит монета, как только дан сигнал ведущего, нужно схватить монету (под музыку).
«Жалу тартыс» (кто сильнее) 2 мальчика стоят друг к другу спиной под руки им продевается веревка. посреди веревки чертится черта на полу. Нужно перетянуть соперника на свою сторону.
Ведущий 1:
По тропинке я весело мчусь,
То в поля, то к зеленым садам….
Я расту, в светлой школе учусь,
Я твой будущий день, Казахстан.
1ведущий:дорогие, гости! По обычаю- самый уважаемый человек должен сказать слова доброго напутствия. Этот обряд называется «Бата беру».
2 ведущий: поздравляем еще раз всех с праздником наурыз! Желаем счастья и всех благ.
Спасибо за внимание! В память о нашем празднике мы вам дарим свои рисунки! Будьте здоровы и счастливы! Всего вам доброго! До новых встреч!
Программное содержание: закреплять представления и знания о татарском народном празднике «Навруз», о татарской национальной культуре
(праздники, устное творчество, музыкальное творчество, традиции и обычаи).
Воспитывать уважение и интерес к татарской национальной культуре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Татарский национальный праздник «Навруз»
Программное содержание: закреплять представления и знания о татарском народном празднике «Навруз», о татарской национальной культуре
(праздники, устное творчество, музыкальное творчество, традиции и обычаи).
Воспитывать уважение и интерес к татарской национальной культуре.
Ход праздника:
Җыр: ”Хәерле көн” (подготов.гр.)
Ведущий: В давние времена, когда в природе устанавливалось равноденствие, все живое начинало пробуждаться от зимней спячки, когда появлялись первые лужи и ручейки, наши предки встречали Новый год- Весну «Навруз». Все поздравляли друг друга с праздником, желали здоровья, счастья в Новом году! Ходили по дворам с шутками, прибаутками, собирали для праздника угощения. Праздник продолжался целый день.
Давайте и мы устроим этот праздник.
Ведущий: Слушайте, слушайте!
Приказ природы:
Всем, всем, всем!
Идет Навруз!
(Входит Наврузбика)
Наврузбика: Здравствуйте, я - Наврузбика! Поздравляю Вас с праздником Весны! Желаю Вам счастья, пусть в каждом из нас станет больше тепла душевного, доброты, и, конечно, искренности.
Ведущий : Хуш килэсен, Нэуруз! Добро пожаловать, Навруз!(дети)
Даша : Здравствуй, милая весна,
Ты душиста и ясна
Зеленеют лес и луг
Так красиво все вокруг!
И зовет тепло лучей
На прогулку всех детей.
Ведущий: ДорогаяНаврузбикэ, наши ребятки очень хотят поиграть с тобой.
Наурузбикэ: Слушай, славный народ!
Становись в хоровод.
Ведущий: Будем петь и шутить
И Науруз веселить.
Давайте с вами поиграем в татарскую игру “Матур уен” (игра в кругу)
Игра в кругу парами.
(садятся)
Ведущий: Наурузбикэ, а дети о весне и о нашем празднике стихи выучили, садись, послушай.
Стихи
Бүген – Нәүрүз бәйрәме,
Бүген җирдә тантана.
Кояш шуңа көлә бүген,
Кояш шуңа шатлана.
Нәүрүз килде, тиз килде,
Нәүрүз килде яз килде,
Яз белән муллык килде,
Яз белән көрлек килде.
Тышта яз әле
Яңа башлана:
Тамчылар тып-тып
Түбәдән тама.
Әйдә, кояш, сип нурыңны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
Яз бүген бездә.
Тизрэк кил безгә, жылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
Куяннар тунып беткәндер,
Иссен җылы җил.
Яз килэ, яз килэ
Кояш нурларын сибэ.
Тып-тып итеп тамчы тама,
Инде кар эреп бетэ.
Яз килэ, яз килә,
Сыерчыклар килә.
Гөрлэшеп, сайрашып
Жырчы кошлар килэ.
Ведущий: Мы в любимом Татарстане дружно, весело живем,
По- татарски и по- русски мы танцуем и поем!
Ну –ка, ребята, покажем как мы умеем петь!
Наврузбика: Эйдэгез, җырлыйбыз!
Дети исполняют песню «Яз җитә»
Сл. Ф.Карима
Муз. Дж. Файзи
Кояш көлеп карый безгә,
Күзләр чагыла.
Елгалардан бозлар ага
Диңгез ягына.
Яз, яз, яз җитә,
Тәрәзәне ачтылар.
Тып-тып, тып-тып, тып итә
Эре-эре тамчылар.
Под музыку заходит Дед Мороз.
Дед Мороз: Что за шум, что за веселье?
Кто хочет занять мое место?
Ведущий: Дед Мороз! Ты зря злишься на нас, твои дни сочтены. Пора отдавать свои владенья Наврузбике- Весне. Посмотри в окошко: солнце ярко светит, снег тает, из теплых стран птицы прилетают - идет Весна!
Дед Мороз: Подождите, подождите, я никуда не собираюсь уходить. И свои владения не уступлю! А если не верите - померимся силами!
Наврузбика: Да правду ли ты говоришь-то? Верно, уж мой черед подошел? Тепла да цветов всем захотелось!
Кыш Бабай: А я говорю - рано пришла! Еще подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!
Наврузбика: Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет! Ну-ка, ребятишки, отгадайте загадки!
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)
2.Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
3. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
4. Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка (Дождь)
5. Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
6. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы. (Скворечник)
Ведущий: Загадки загадывать это одно, а вот давай померимся мы силами. Вот ложка, вот яйцо.
Игра: Кто быстрее перенесет яйцо в ложке?
(Наврузбика прибегает первая) (потом играют дети 2команды)
Ведущий: Рано радуешься! Это еще ничего не значит. Вот второе испытание:
Игра: Перетягивание каната. (играют взрослые)
(Побеждает Кыш Бабай)
Кыш Бабай предлагает третье испытание: «Кто кого перепляшет? »
(Звучит татарская музыка, герои пляшут, Кыш Бабай падает без сил, ведущий пытается поднять его)
Кыш Бабай: Уф, устал, старый ведь я, старый. Мне стыдно перед Наврузбике.
Ведущий: Давай садись Дед Мороз, отдохни. (садится на стул)
Наурузбике: Ребята, посмотрите что у меня есть. Что это? Какого цвета? А как на татарском языке зелёный?
Дети: Яшел.
Наурузбике: Я знаю очень интересную татарскую игру «Яшел кул яулык». Зелёный платочек.
Татарская игра «Зеленый платочек»
На первую часть музыки дети стоят в кругу (руки за спиной, а ребенок с платочком хороводным шагом ходит за детьми. На последнюю фразу ребенок кладет платочек в руки любого ребенка.
На вторую часть ребенок с платочком выходит на середину и пляшет, остальные дети хлопают.
Дед МОРОЗ: Спасибо вам, ребята. А мои пожелания такие: Пусть будет мир во всем мире, пусть все кругом зеленеет и расцветает. До свиданья, дети. До следующих встреч! Сау булыгыз! (уходит)
Нэурузбикэ: Ребята, я принесла вам корзиночку, а в корзиночке музыкальные инструменты. Посмотрите. (достоет по одному инструменту и дети говорят название инструмента)
Ведущий: А наши детки сейчас на этих инструментах сыграют. Выходите ребятка.
«Шома бас» (лучики)
Ведущий: стих.
Стих в виде реплик.
«Весна»
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Песня о весне
Ведущий: Вот и завершился праздник.
Нурузбикэ: На прощанье всем желаем
Мира, счастья и добра!
Расставаться нам пора! (отдает корзинку с конфетами)
Сценарий праздника «Навруз»
Звучит веселая музыка, все дети и взрослые собрались на улице.
Ведущий: Исәнмесез, балалар! Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались на праздник Навруз. Навруз отмечался в день весеннего равноденствия, в этот день встречали весну. Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости. Так давайте же веселится! Наш праздник начинает веселая песня!
Песня”Бәйрәмгә барам-барам...”
Ведущий:
А мы, ребята, продолжаем праздник. А какой же праздник без веселой татарской хороводной игры
”Кәрия
-
Зәкәрия”.
Ведущий:
Ребята, что-то «
весна – Навруз
» к нам не торопится. Давайте дружно позовем её!
Дети:
Навруз! Навруз!
Навруз:
Исәнмесез, балалар!
Бик күп сулар үттем мин,
Агымсулар кичтем мин,
Сезгә килеп җиттем мин,
Нәүрүз котлы булсын!
Заждались, видно, вы меня.
Я – Весна-Навруз,
А со мною солнышко – золотое донышко!
Поведет лучами – поплывут ручьями!
Ведущий:
Здравствуй, Навруз! Мы очень рады тебе. Поиграй вместе с нами.
Татарская хороводная игра “Миңлебай”.
Ведущий: Наш праздник продолжается!
Песня: “Весна пришла” (сл. народные, муз. Л. Хайретдиновой.)
Навруз: Ребята, я подготовила для вас подарок – это весенний танец(танец). Ведущий: А какой же праздник без веселой татарской пляски! Тацуем все!
Ведущая: Вот и наступила долгожданная весна, Навруз остается вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с теплым солнышком, с капельками с крыш. Спасибо тебе большое!
Язлар, җәйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын. Барыбызга сәламәтлек, бәхетләр алып килсен!
Бәйрәмебез тәмам. Рәхмәт сезгә! Саубулыгыз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Навруз"
Я размещаю свой материал - сценарий праздника "Навруз" и надеюсь на то, что данный материал поможет педагогам при проведении этого народного праздника с русскоязычными детьми. На земле нет такого...
"Весна идет, Навруз идет" (сценарий праздника)
Сценарий праздникак "Весна идет, Навруз идет" предназначен для детей старших групп. Дети знакомятся со старинным татарским праздником "Навруз" (встреча весны, отмечался в день весеннего равноденствия)...
Праздник Навруз
Совместно с педагогами – специалистами разработали проект по ознакомлению с татарской национальной культурой, итогом которого стал праздник- развлечение «Праздник Навруз»...
Цель мероприятия: активное вовлечение учащихся в общешкольные мероприятия для сплочения детского коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата в школе с многонациональным составом, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Задачи мероприятия:
- познакомить с традициями и обычаями праздника Навруз;
- способствовать воспитанию эстетической культуры;
- развивать умение слушать, мышление, память;
- раскрытие артистических способностей учащихся;
- формирование коммуникативных навыков;
- использование народных игр в организации активного отдыха и укрепления здоровья учащихся.
Ход мероприятия
(Звучит музыка)
1 ведущий
:
Весна. Прекрасная пора.
Конец морозам и метелям,
И очень рада детвора
Звенящим солнечным капелям.
2 ведущий: А на реке уж треснул лед,
И птицы весело запели,
И солнце радует народ,
И всё звенят, звенят капели.
1 ведущий: Исәнмесез балалар, кәдерле кунаклар, укытучылар!
2 ведущий: Здравствуйте, ребята, дорогие учителя, уважаемые гости!
1 ведущий: Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей был приход весны. По-разному встречали его разные народы. Как праздник возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год.
2 ведущий: Весна - время года, символизирующее молодость, творческое и духовное обновление. В эти выходные большинство мусульман отмечают Навруз. Название в переводе с языка фарси означает "новый день". Это одновременно и праздник весны, и встреча Нового года. По традиции в Навруз готовят праздничный стол, на котором обязательно должны быть семь блюд, название которых начинается с буквы "с".
1 ведущий: Навруз символизировал вечное обновление жизни. Праздник Навруз повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой. Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак) - блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
2 ведущий: В этот день необходимо простить своим врагам самые страшные обиды, а потому люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Не забывается и о гостеприимстве и благотворительности – в день начала праздника нужно обязательно накормить голодного и одарить обездоленного.
1 ведущий: Мы сегодня собрались
Чтоб встретить праздник весны – Навруз!
2 ведущий:
Улыбки, игры, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех.
1 ведущий: Но прежде чем Наврузбикэ встречать нужно с почестями Зимушку проводить!
2 ведущий: А может, Зима еще недалеко ушла? Давайте, мы её позовём!
(Предлагает гостям в зале кликнуть Зиму - Зимушка-зима 2 раза)
/Под музыку выходит опечаленная Зима/
Зима: Снег за мною стелется,
Я сама бела.
Я - Зима-метелица
В гости к вам пришла.
Зачем меня звали?
1 ведущий: Чтобы с почестями проводить тебя.
2 ведущий:
Зимушка-Зима!
Что-то ты невесела?
Не ласкают снежны бури?
Что ты часто хмуришь брови?
Здорова ли ты?
Зима: Ах,
1 ведущи:й
Полно, Зимушка, печалиться.
Ты еще не так стара.
(Зима смотрит на себя в зеркало.)
Зима:
Да, ты прав, не так уж я стара.
Морщины - это ерунда.
2 ведущий:
Ну-ка, встань да прибодрись,
По кругу веселей пройдись.
Зима : Ребятушки, а развеселите-ка меня напоследок, да танец мне веселый покажите!
1 ведущий: Существовало поверье: чем веселее будет праздник Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, желали здоровья и благополучия им и их семьям, звучала музыка, песни и шутки.
Татарский танец
Зима: Вот теперь все в полном порядке. Можно и Навруз встречать.
Учащиеся читают стихотворения
Әйдә, кояш, сип нурынны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
Яз килэ бүген безгә
Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
Куяннар тунып беткәндер,
Иссен җылы жил
Чәчәкләр белән күмелсен
Без яшәгән ил.
Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
2 ведущий: Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с небес
В гости к нам идёт …. Навруз
Зима: Слышен звон бубенцов.
На “лошадях”въезжают Убырлы корчек, переодетая в Наврузбикэ и Шурале.
Убырлы корчек и Шурале: Расступись, поберегись, дай дорогу! Тр-р-р!.. Кажется приехали!
Шурале: Наврузбикэ звали?
Зима: Звали.
Шурале: Получите и распишитесь.
Зима: За что расписываться? Наврузбикэ я не вижу.
Убырлы корчек: Ты что, Зима, Наврузбикэ-красавицу не признала? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, ребятки! Я так торопилась, что шпаргалку свою забыла. (Шурале). Ну-ка, поди сюды. Что дальше-то? (Шурале на ухо ей подсказывает). А-а-а. Вспомнила. Пора, говорят, на должность заступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с тобой некогда болтать, пора работать, я 100 лет мечтала об этой роли, на специальных курсах обучалась.
Зима: Так, значит, ты ненастоящая Наврузбикэ?
Шурале: Как это, ненастоящая?
Убырлы карчык: Самая что ни на есть настоящая, и даже документ имеется.
(Показывает свёрток).
Зима: Назначается Наврузбикэ на весь праздник! Ну и дела!
Шурале: И печать имеется.
Убырлы карчык: И подпись.
Зима: Что-то подпись неразборчива.
Убырлы корчек: Ну, Зима, совсем ты стара стала, читать разучилась?
Шурале: Видишь, подпись самого важного начальника: Шурале. (Стучит себе по груди)
Зима: Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Наврузбикэ принять не сможем.
Убырлы корчек: Как это - не можете? Я готовилась, готовилась, никому ничего плохого и… хорошего не сделала..
Зима: Да потому, что должность Наврузбикэ не так-то просто получить. Это звание заслужить нужно.
Убырлы корчек: О, так это проще простого! Говори, что делать нужно? Для меня это пустяк!
Зима: Наврузбикэ очень скромная и добрая! А самое главное, она должна быть очень талантливой. Вот есть у тебя хотя бы один талант?
Шурале: О-о, у нашей красавицы полно талантов.Она умеет на метле летать, колдовать, дразнить ребят (строит рожицы детям)
Зима: Да это не талант, это хулиганство какое-то! А умеешь ли ты танцевать?Убырлы корчек: Раз плюнуть (музыка – быстрый татарский танец).(Запыхавшись) Погодите, не могу больше! Уморили!
Зима: Не быть тебе, Убырлы корчек, Наврузбикэ
Убырлы корчек: Никуда я не уйду и весь праздник вам испорчу! (Шурале что-то шепчет Убырлы корчек) Точно. Я откажусь от роли Наврузбикэ, если выполните наши задания. Первое задание - загадки отгадайте. Вот первая загадка:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла... (Весна)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам ... (Грачи)
Шурале: А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы играть.
Шурале: Дуслар, кая барасыз?
Дети: Без урманга барабыз
Шурале: Урманда сез нишлисез? (Шурале трясёт длинными пальцами, пугая ребят)
Дети: Чэчэклэр жыябыз
Шурале: Шурале килсэ, нишлисез?
Дети: Без аннан куркмыйбыз! (При приближении Шурале дети не шевелятся, не смеются).
Убырлы корчек: Ну надо же, все задания выполнили. Наверное, я что-то не так сделала, раз не гожусь на роль Наврузбикэ. Но где-же настоящая Наврузбикэ, как её найти?
1 ведущий: Всему на свете свой черёд
И следом за метелью
Нам позывные подаёт
Весна своей капелью.
Зима: Ой, что это за шум?
Шурале:
Это весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
Убырлы: Пришла пора, все оживает!
Подснежники уже цветут
И по небу грачи летают,
На крыльях к нам весну несут
Залетают грачи, с Наврузбикэ на “крыльях” - под музыку.
Наврузбикэ:
Исәнмесез!
Агымсулар кичтем мин, сезгә килеп життем мин.
Инде мине тыңлагыз, монаеп утырмагыз –
Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.
Наврузбикэ: Здравствуйте мои друзья,
Всех вас рада видеть я.
Знаю, ждут меня повсюду,
Приношу я радость людям.
2 ведущая: Весна журчит, как птичья трель
Звенит хрустальным бубенцом
1 ведущая: Она ломает снег и лёд
Весна журчит, звенит, поёт
Ребята поют песню “Яз килә”.
Наврузбикэ: До свидания, Зима, уходить тебе пора.
Наступает мой черёд, не была я целый год.
Зима: Тебя, Наврузбикэ, не подпущу,
Как завою, засвищу,
Позову к себе пургу и тебя прогнать смогу.
Наврузбикэ: Ты напрасно рассердилась,
Ты, сестрица не права,
Если б я не появилась,
То не выросла б трава.
Зима:
Что же это в самом деле?
Вечно споришь ты со мной.
Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила!
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду,
Игра “Заморожу”
Я желаю оставаться,
Я отсюда не уйду.
Я тебя запорошу и метелью оглушу,
Я тебя заледеню и отсюда прогоню
Наврузбикэ: Может землю мне прогреть,
И костёрчик тут развесть?!
Чтобы вы повеселились,
И согрелись все вы здесь.
2 ведущая : Во время праздника Навруз звучала музыка, песни, пляски, разжигали костер, прыгали через него.Совершалось это в целях избавления от всяких болезней, несчастий, бедствий, очищения от грехов.
Игра-соревнование “Кто выше?”
Зима: Стало жарко тут сейчас
- Что ж, пришла пора прощаться,
И в дорогу собираться,
Меня встречайте в декабре.
Всегда я рада детворе!
Прошу меня не забывать,
Новых встреч со мною ждать!
Убырлы и Шурале уходят вместе с Зимой под музыку.
Учащиеся начальных классов:
Вот и кончилась зима.
Птицы прилетели.
К нам художница - весна
Постучалась в двери.
Принесла весна с собой
Много разной краски:
Небосвод стал голубой,
Зелен лес, как в сказке.
1 ведущий: По приметам люди определяли какой будет весна, лето, каким будет урожай в этом году. (Приметы весны читает ученик на слайде)
2 ведущий: Уважаемые гости и присутствующие, а знаете ли вы, поговорки и пословицы о весне?
Наврузбикэ: Я очень рада, что вы меня любите и ждёте. Я тоже ждала встречи с вами и приготовила для вас угощение (национальное блюдо чак-чак).
1 ведущий: Фиалки, медуницы,
Весной в лесу цветут
И звёздочки кислицы
Белеют там и тут.
2 ведущий: А голубой подснежник
Весны сынок родной
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.
Песня “Солнечная капель”
1 ведущий: Вот настал момент прощания,будет краткой наша речь
2 ведущая: Всем спасибо за внимание, за задор, весёлый смех
1 ведущая: Говорим мы до свидания, до счастливых новых встреч
2 ведущая: Язлар, өйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.
1 ведущая: Барчабызга сәләмәтлек, бәхет, шатлык Нәүрүз алып килсен!
2 ведущая: Исэн сау булыгыз!
Навруз-праздник весны.
(для детей старшей группы)
Цель: Приобщить детей к татарской национальной культуре, воздействием различных средств музыкальной деятельности. Знакомить с татарским национальным фольклором, праздником – Навруз, с помощью татарских стихов, песен, танцев и народных игр. Привлекать к активному участию в веселом празднике.
Предварительная работа: Слушание татарских народных песен и мелодий,
Разучивание песен, стихов на татарском языке. Разучивание танцев и хорово-
дов. Тематическая беседа по сказкам Г.Тукая. Изготовление тюльпанов.
Оборудование: Музыкальный центр. Мультимедиа экран, слайды. Ёлочки, деревья, солнце, ласточки, весенние цветы. (Оформление зала в виде лесной поляны.) Разные атрибуты к играм: тюльпаны, гребень, деревянные ложки, муляжи яйца, мешки.
ХОД ПРАЗДНИКА:
Ведущий: Исәнмесез, балалар һәм кунаклар! Здравствуйте, ребята и гости! Мы сегодня собрались на татарский народный праздник Навруз. Навруз отмечался в день весеннего равноденствия 21-22 марта.В этот день встречали весну.
Ребята.что означает слово Нәүрүз? Нәүрүз- по восточному календарю, означает “яңа көн”- “новый день”. В этот день люди веселились от души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, забывали друг другу обиды, просили прощения, желали хозяевам в новом году здоровья, долголетия и богатый урожай.
Нәүрүз сүзенең мәгънәсе фарсыча яңа көн дигәнне аңлата. Бу көнне өйдән-өйгә кереп, теләк теләп,бүләк җыеп йөргәннәр.Йорт хуҗаларына яңа елда саулык-иминлек,кырларга бай уңыш,озын гомер теләгәннәр.Нәүрүз ул-игелек,дуслык бәйрәме. Бу гузәл, язгы матур бәйрәм көнендә кешелә
бер-берсенә кунакка йөриләр,бер берләренә булган үпкәләрен оныталар,бер –берсен гафу итәләр.
Ул бәйрәмдә яз кызы гүзәл Нәүрүзбикә белән Кыш бабай төрлечә көч сынашалар.Биюдә ,җырда,төрле уеннарда гел Нәүрүзбикә җинеп чыга.
Когда приходит к нам Навруз,
Цветут сады,цветут поля.
Когда приходит к нам Навруз,
Весною дышет вся земля!
Когда приходит к нам Навруз,
Звучит и музыка и смех.
Поздравления принимаем и сами
Поздравляем всех!
Нәүрүз бәйрәме котлы булсын,
Эче тулы нур булсын!
Нәүрәз көен кем көйләсә,
Ул дәртле һәм бай булсын!
Нәүрүз,Нәүрүз, зур рәхмәт
Телибез изге, теләк.
Бәйрәм мөбарак булсын!
А сейчас дети прочитают нам стихи о большом празднике Навруз, о встрече весны.
1 ребёнок - Пробудилось все ото сна,
В гости к нам пришла весна!
2 ребёнок - И Навруз на целый год.
Пусть вам счастье принесет.
3ребёнок - Новый день, как новый год,
Радость всем нам принесет!
4 ребёнок - Весна шагает по полям.
В лучах тепла и света.
Сегодня Навруз у нас,
И нам приятно это!
5 ребёнок - Яз килә! Яз килә!
Сыерчыклар килә ,
Гөрләшеп, сайрашып,
Җырчы кошлар килә .
6 ребёнок - Яз килә. Кояш
Елмаеп тора
Урман яңгыратып,
Кәккүк кычкыра:
Күк-кү , күк – кү.
7ребёнок - Яз килде, кояш көлде
Дөньяга нур бөркелде.
Уянды бар агачлар,
Куанды алмагачлар.
Ведущая:
Нәүрүз килә , Нәүрүз килә ,
Нәүрүзне зурлыйк әле.
Гөрләвекләр тавышына кушылып
Җырлыйк әле.
А сейчас дети исполнят песню “Кил син, язым”.
“Песня “Кил син, язым” (“Приходи весна скорей”)
(слова Резеды Валеевой, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)
1. Тып-тын һава, нурлар ява, Бар дөньяга нурлар сибеп. Кушымта: Кил син, язым, тизрәк кил, Бик сагынып көтәбез. Җырлар җырлап, сөеп, зурлап, Сине тәбрик итәрбез! 2. Ашыгабыз сине тизрә Ящь үләннән ялан тәпи Кушымта: 3. Кил син тизрәк, бөтен дөнья Сайрар кошлар, күбәләкләр Кушымта: | 1. Дружно мы весну встречаем После вьюг. Солнце ярко освещает Все вокруг. Припев: Приходи весна, скорей, Землю солнышком согрей Чтобы птицы звонко пели, Чтобы стало веселей. 2. Распускаются деревья По траве зеленой бегать Будем мы. Припев: 3. Скоро птицы издалека Прилетят. Защебечут свои песни Для ребят. Припев: |
Ведущая:
От забот зима устала. И ура!
Весна настала. Снег под солнцем растопился,
В ручейки он превратился.
Бежит, течёт, поёт вода вместе с ней идёт весна!
Просмотр презентации про весну – «Навруз».
Ведущая:
Как хорошо и красиво стало кругом. Степь проснулась от зимнего сна и
подарит нам яркие и красивые тюльпаны. А значит, пришел на нашу
Землю Навруз – праздник добра, счастья, радости. Символом этого
праздника является цветок-тюльпан.
(Ведущая показывает тюльпаны и кладёт их на полянку.Под музыку
в зал забегает Водяная - Су анасы и забирает тюльпаны.)
Ведущая: - Ой, ребятки! Наши тюльпаны забрали. Ты почему наши
цветы забрала. Ты кто такая?
Су анасы: Я водяная - Су анасы. А кто написал мою сказку.
Дети: Габдулла Тукай.
Ведущая: Правильно. 26 апреля Г. Тукаю исполняется 130 лет со дня рождения. Нам известны такие сказки как «Шурале », «Су анасы », «Кәҗә
белән сарык.” Су анасы, отдай нам пожалуйста тюльпаны, без них наш
праздник не продолжится.
Су анасы: Я потеряла золотой гребень. Помогите мне, пожалуйста найти его, тогда верну тюльпаны.
Ведущая: Давайте, ребятки поможем найти золотой гребень. Посмотрите, может он где то лежит.
(все дети смотрят, ищут золотой гребень.)
Ведущая : Вот он нашли. Вот тебе золотой гребень. Отдай нам тюльпаны.
Су анасы: Отгадайте сначала мои загадки, а потом отдам тюльпаны.
Где я живу? (в воде)
Как по - татарски будет весна? (яз)
Назовите три месяца весны. (март, апрель, май)
Что означает слово Навруз? (яңа көн – новый день)
Молодцы! Отгадали. Вот вам тюльпаны.
Ведущая: Наш праздник продолжается.
Проснулись ручейки, Опять запели птички. И на наш праздник прилетели
птички. Давайте их покормим.
Девочки исполняют «Танец птичек»
/ « Вальс» муз. С. Сайдашева./
(После танца птички подбегают к ведущей шепчут ей на ушко)
Ведущая: Птицы нам принесли весточку о том, что к нам идёт сама Навруз. Давайте её позовём.
(дети зовут Навруз. Под музыку появляется Навруз.)
Навруз: Исәнмесез, балалар һәм кунаклар. Мин яз кызы - Нәүрүзбикә.
Сезне бәйрәм белән котлыйм.Нәүрүз мөбәрәк булсын!
Хуш, киләсең Нәүрүз.
Разливайся веселье, словно солнца яркий свет.
Здравствуй, праздник наш весенний,
С Наврузом всех, всех, всех!
Ведущая: Ребятки, давайте Навруз подарим весенний хоровод.
Дети исполняют песню “Бәйрәм бүген” (“Приходи весна скорей”)
(слова Габдуллы Тукая, музыка Җәүдәт Файзи)
1. Бар күңеллелек бөтен дөньяда,
Бар бер ямь бүген!
Нәрсәдән бу? Мин беләм: бәйрәм
Бүген, бәйрәм бүген!
2. Яр башында тыңладым мин,
Бер суның дулкынмарын;
Сөйләшәләр үзара: “Бәйрәм бүген,
Бәйрәм бүген!…”
3. Тыңладым әкрен генә искәндә,
Бәйрәм көн җилен;
Ансы да сөйли тагын: “Бәйрәм бүген,
Бәйрәм бүген!…”
Навруз: Молодцы, ребята! Здорово умеете веселиться. Несла я вам к празднику подарки и очень торопилась. Второпях заблудилась. Заблудившись, не заметила, как потеряла мешок с угощеньями.
Ведущий: А большой мешок?
Навруз: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!
Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит. Посмотрите, может под вашими лавочками он лежит?
Дети наклоняются, поворачиваются в поисках мешка.
Выходит батыр (Ребенок)
Батыр: Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит!
Батыр быстро подходит к мешку.
Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!
Ведущий: Ой, не надо!
Батыр: Почему?
Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится.
Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.
Батыр: И, правда! Что-то странное случилось с этим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать!
Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий.
Батыр: Это что еще такое? Что за чудище лесное?
Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый, самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко. А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть! (Бегает мимо детей, изображает, что хочет схватить их.)
Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, а не то плохо тебе будет!
Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый хитрый, самый сильный Шурале!
Батыр (передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.
Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из стороны в сторону.
Шурале вскрикивает.
Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю!
Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.
Ведущий: Дети, кто победил?
Дети: Батыр!
Ведущий: Кто на празднике самый сильный?
Дети: Батыр!
Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун!
Батыр: Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале.)
Шурале: Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите! Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам. Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно, не выйдет!
Ведущий: Оставим Шурале на празднике?
Дети: Да!
Ведущий: Веселись и танцуй, мы встречаем Навруз.
Мы знаем, что Навруз приходит в день весеннего равноденствия,
Когда день и ночь равны. Давайте поиграем в игру «День и ночь».
Проводится игра « День и ночь».
Ведущая: Вам понравилось играть? А теперь давайте поиграем в татарские национальные игры.
1. игра: «Капка» (Ворота).
2. игра -эстафета: «Перенеси яйцо в ложке».
3. игра –эстафета: «Бег в мешках»
4. Любимая игра Г. Тукая: «Ачык авыз» (Разиня).
Ведущая: Вот и наступила долгожданная весна. Навруз остаётся вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с тёплым солнышком.
Навруз: А теперь пришло время раздать вкусный гостинец.Мин алып килдем сезгә тәмле күчтәнәч. Безнен бәйрәм тәмам.На этом наш праздник закончен. Удачи всем.До свидания. Саубулыгыз.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированнго вида №1 “Ласточка”
«Навруз»
(развлечение для детей старшей группы)
Провела: воспитатель
по обучению татарскому языку
Хабибуллина А.И.
Зеленодольск -2016г.