Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей.
Введение.
Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.
Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении
– осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);
- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);
- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;
Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
Методы работы по организации игр – драматизаций:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
метод творческой беседы
Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
метод моделирования ситуаций
- предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.
Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Детское творчество – основа для гармоничного развития ребенка. Одним из эффективных видов малышей является театрализованная деятельность в детском саду.
Театральные постановки близки и понятны детям, потому что в их основе лежит игра – основа детской сущности. Малыши в детском саду принимают участие в театрализованных представлениях с большим энтузиазмом.
Кроме того, театр способствует всестороннему развитию ребенка, помогая решать многие проблемы современной педагогики. Также развивает интеллект, формирует художественное и эстетическое восприятие.
В чем заключается польза от театрализованных занятий в детском саду?
Благодаря подобным занятиям происходит:
- расширение знаний об окружающей среде;
- формирование самостоятельности и творческой активности;
- обогащение словарного запаса;
- развитие памяти, образности мышления и фантазии;
- улучшение координации движений, плавности и гибкости;
- повышение выразительности речи и дикции;
- приобретение навыков внешнего выражения чувств героев через мимику, жесты и интонацию;
- умение работать в коллективе.
Театрализованная постановка в детском саду способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Ведь каждое представление основывается на определенном литературном произведении или сказке, которое несет духовно-нравственную составляющую.
Через эмоциональное восприятие, ребенок постигает такие важные понятия как дружба, честность, смелость, предательство, добро, зло и т.д.
Театрализованная сказка в детском саду помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость. Постепенно малыш приобретет уверенность в своих силах, и его самооценка неуклонно растет.
Как правило, сначала педагог знакомит малышей с разновидностями театра. Существенно облегчают эту задачу наличие театрализованных уголков в детском саду. Они могут включать в себя такие виды театра: кукольный, масок, матрешек, настольный, театр из пластилина или игрушек и т.д.
Для младших дошкольников кукольный или пальчиковый театр – завораживающее зрелище. Постепенно дети вовлекаются в театрализованные игры. Затем игровые задания постепенно усложняются.
Старшие дошкольники уже могут принимать непосредственное участие в спектаклях. Первые выступление на сцене перед зрительным залом – непростое испытание для ребенка. Важно, чтобы родители верили в своего малыша и всячески его поддерживали и подбадривали. И тогда страх и застенчивость постепенно сменится уверенностью и радостью от игры.
Театр для детей – это веселье и множество позитивных эмоций. А так как театрализованная деятельность неразрывно связана с музыкой и танцами – это еще больше усиливает детские впечатления и делает игру еще более привлекательной.
В то же время, театрализованная деятельность в детском саду может принести немало хлопот родителям. Ведь очень часто юному актеру или актрисе необходимо изготавливать или брать в прокат костюмы для игры. Также нужно постоянно помогать и поддерживать любимое дарование. Но, несмотря на все возможные трудности, результат превзойдет все ваши ожидания.
Глаза ребенка буду светиться от счастья, а родители буду испытывать чувство радости и гордости за подрастающее чадо.
Театрализованная деятельность в детских садах учит детей видеть красоту окружающего мира. Кроме того, детский театр вызывает интерес у малышей к своей культуре, театру и литературе. А в ходе театрализованной игры, происходит постепенное раскрепощение ребенка, которое помогает развить творческую активность и умение импровизации.
Наталья Емельянцева
Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
Введение. Актуальность опыта работы . …1-4
Глава 1. Особенности .
1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников … .7-10
11-12
Глава 2. .
2.1. Развитие театрализованной деятельности… .…. 13
2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками
средней группы… …14-26
2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность… . 27-28
Заключение….29
Введение.
«Театрализация – это волшебный мир ,
в котором ребенок радуется, играя,
а играя, познает окружающее.»
О. П. Радынова
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающая, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
С. Я. Рубинштейн писал : «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий : его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития .
Является источником развития чувств , глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Актуальность опыта .
Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Развивает память , мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.
Знакомясь с различными видами театра , а так же участвуя в , дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Глава 1. Особенности развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста .
Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы , содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы , предложены рекомендации для родителей. Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта .
Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольников , творческих способностей, развития словарного запаса , устной речи.
1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности .
2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
3. Расширять представления детей об окружающей действительности.
4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров .
5. Обогащать и активизировать словарь детей.
6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
7. Развивать диалогическую и монологическую речь.
8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
9. Развивать память , мышление, воображение, внимание.
10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
11. Воспитывать желание играть театральными куклами .
12. Развивать умение использовать игровые импровизации в
самостоятельной деятельности .
Формы и методы работы
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей .
4. Коррекционно-развивающие игры .
5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) .
6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7. Игры – превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики .
9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук .
10. Упражнения на развитие выразительной мимики.
11. Упражнения по этике во время драматизаций.
12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников .
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализация тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку, слушанием и т. д., необходимо систематизировать её в едином педагогическом процессе.
В сфере познавательного развития :
-развитие разносторонних представлений о действительности;
Наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
-развитие памяти , предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития :
Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;
Воспитание культуры познания взрослых и детей;
Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
-развитие эмоций .
В сфере речевого развития :
Содействие развитию монологической и диалогической речи;
Обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
Овладение выразительными средствами общения.
В сфере эстетического развития :
Приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
Создание выразительного художественного образа;
-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
В сфере развития движений :
Согласование действий и сопровождающей их речи;
-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа ;
Поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
1.3. Изучение и анализ методической литературы по театрализованной деятельности .
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности , что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности .
Программа «Театр-творчество-дети : играем в кукольный театр »
Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
Основные задачи : последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) .
Программа «Театрализованная деятельность в детском саду » Е. А.
Антипиной.
Цель программы – развитие артистических способностей детей через .
Таким образом, рассмотренные мною программы и технологии
направленны на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его
коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают
выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира
посредством театрализованной деятельности .
Глава 2. Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников .
2.1. Развитие детей средней группы средствами театрализованной деятельности .
Работая в детском саду «Радуга» , я очень долго наблюдала за детьми средней группы. Наблюдая за играми дошкольников , обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры , я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников , творческих способностей, развития словарного запаса , устной речи.
Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально-игровой деятельности , расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
Деятельность работы с детьми строится на следующих принципах :
1. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей .
2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников , потому что мышление носит наглядно – образный характер.
5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками средней группы .
В начале года я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 4-го года жизни в количестве16 человек.
В качестве критериев я использовала следующие положения :
Устойчивый интерес к театрализованной деятельности ;
Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности ;
Владение выразительностью речи;
Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;
Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Каждый критерий я оценивала :
Высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность . Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
Низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности . Не способен к самостоятельности.
Результаты диагностики 16-ти исследуемых детей показали :
1. Интерес к театрализованной деятельности :
Средний уровень - 6 человек (36%,
Низкий уровень - 10 человек (64%,
2. Умение давать оценку поступкам :
Средний уровень - 10 человек (72%,
Низкий уровень - 6 человек (28%,
Высокий уровень - не выявлено;
3. Владение выразительностью речи :
Средний уровень - 4 человека (12%,
Низкий уровень - 12 человек (88%,
Высокий уровень - не выявлено;
4. Понимать эмоциональное состояние :
Средний уровень - 3 человека (20%,
Низкий уровень - 13человек (80%,
Высокий уровень - не выявлено;
5. Сопереживание героям сказок :
Средний уровень - 8 человек (60%,
Низкий уровень - 6 человек (40%,
Высокий уровень - не выявлено;
6. Вживание в образ :
Средний уровень - 5 человек (28%,
Низкий уровень - 11 человек (72%,
Высокий уровень - не выявлено. (Приложение №1)
Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности , слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться
в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи :
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности .
2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров .
5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности .
6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых .
Свою практическую работу я построила следующим образом :
1. Работа с детьми .
2. Работа с родителями .
3. Работа с воспитателями .
4. Создание развивающей среды .
В начале своей работы по данной теме я изучила и проанализировала методическую литературу, взяла на вооружение советы, рекомендации авторов. Составила перспективный план работы с детьми по теме : «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников » в соответствии с календарно-тематическим планом. (Приложение №2) . При составлении плана руководствовалась примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительными программами (частично) «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва, «Театр - творчество - дети » Н. Ф. Сорокиной.
Учитывая принцип интеграции образовательной области «Социализация» (развитие игровой деятельности детей и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, я включала театрализацию во все виды детской деятельности .
Методы применяемые в работе с детьми :
1 .Игровые.
2. Наглядные.
3. Словесные.
Приёмы применяемые в работе с детьми :
1 .Чтение художественнойлитературы.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Дидактическая игра.
4. Театрализованные игры и драматизация .
5. Танцевальное и песенное творчество.
6. Литературные игры и викторины.
7. Художественное творчество.
8. Подвижные игры.
Для улучшения памяти детей, в своей практике, я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод направлен на развитие памяти (разные виды : слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения, развитие творческого познания.
В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения. (Приложение №3) .
В группе оборудован уголок «ряженья» , где ребёнок может выбрать себе понравившийся костюм, маску и т. д. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра :
Пальчиковый театр .
Театр кружек .
Театр игрушек Би- ба – бо .
Деревянный настольный театр .
Тетра на фланелеграфе.
Театр теней .
Театр на лопатках и на ложках.
Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова : «Жили - были.» , «В некотором царстве, в некотором государстве.» и т. д. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния. (Приложение №4) .
аботая над театрализацией сказки , я использовала следующий план :
I. 1. Чтение сказки.
2. Беседа по содержанию.
II. 1. Рассказывание сказки по ролям.
2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III. 1. Работа с артистами :
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Индивидуальная работа по ролям .
3. Закрепление.
IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
2. Закрепление.
V. Генеральная репетиция.
VI. Премьера.
Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики , развитие речи , интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.
И это дало свои результаты. Родители стали интересоваться театрализацией . Стали спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать. В какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы детей начали помогать шить костюмы, а папы делать декорации.
В уголок для родителей помещаю список детской литературы для домашнего чтения детям.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности , на праздниках и развлечениях . (Приложение № 6) .
В конце учебного года была проведена контрольная диагностика .
Результаты оказались следующими :
1. Интерес к театрализованной деятельности :
Средний уровень - 12человек (68%,
Низкий уровень - не выявлено,
Высокий уровень - 4человека (32%) ;
2. Умение давать оценку поступкам :
Средний уровень - 12 человек (68%,
Низкий уровень - 1 человек (8%,
Высокий уровень- 3 человека (24%) ;
3. Владение выразительностью речи :
Средний уровень - 8 человек (44%,
Низкий уровень- 2 человека (16%,
(40%) ;
4. Понимать эмоциональное состояние :
Средний уровень -12 человек (68%,
Низкий уровень - 1 человек (12%,
(20%) ;
5. Сопереживание героям сказок :
Средний уровень - 9 человек (56%,
Низкий уровень - 1 человек (4%,
Высокий уровень - 6 человек (40%) ;
6. Вживание в образ :
Средний уровень – 10 человек (60%,
Низкий уровень -3 человека (20%,
Высокий уровень - 3человека (20%) .
(Приложение №1) .
2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность .
Благодаря проделанной работе :
1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности .
2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. Обогатился и активизировался словарь детей.
5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
6. Развивалась память , мышление, воображение, внимание детей.
7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти , мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
6. Посещение театров .
7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях .
Наблюдая положительную динамику проводимой работы , считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми . В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы работы с театром , расширять кукольный арсенал, создания музея театральной игрушки в детском саду, больше
привлекать родителей к совместной деятельности с детьми . Ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.
Считаю и надеюсь, что накопленный мною опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности и позволяет мне дать несколько советов педагогам, работающим в этом направлении .
Воплощайте в действительность свои творческие способности и желания.
Создавайте условия для формирования своего творческого потенциала и ребёнка.
Открывайте в ребёнке маленького артиста.
Учите ребёнка слышать, слушать, видеть, чувствовать, сопереживать, любить.
Заключение.
В заключение следует отметить, что развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели в театрализованной деятельности .
Перспективу я вижу в продолжении дальнейшей работы по данной теме ; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми , ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.
Театрализованная деятельность в ДОУ
Цели:развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус
в передаче образа; отчетливость произношения;
закреплять умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонации, движения);
воспитывать любовь к театру;
развивать самостоятельность дошкольников в организации
театрализованной деятельности;
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Задачи:
развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка;
создание творческой атмосферы, обстановки доброжелательности,
поддержка воспитательных систем, создающих условия для участия детей в творческой целенаправленной совместной деятельности, их нравственного и эстетического воспитания, развития эмоциональной сферы, формирования уверенности в своих силах;
укрепление культурных связей между педагогами и семьями воспитанников, поддержка организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности, событиям культурной жизни города;
организация условий для театрализованных игр, развития у детей интереса к посещению профессиональных театров.
понедельник
«Волшебный мир театра»
25.03.2013Утро:
Беседа «История театра» (видео презентация)
Цель:
рассказать детям о возникновении театра, истории его развития.
Утренняя гимнастика с элементами психогимнастики.
Цель:
повысить психофизическую активность, настроение.
(дети изображают животных из сказок, педагог обращает внимание на мимику, пантомимику, напряжение и расслабление мышц тела).
Вечер:
Кукольный театр «Теремок».
Цель:
развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать речь, развивать речевую выразительность; закреплять навыки манипуляции куклами би-ба-бо.
Ход инсценировки:
Детям предлагается выбрать героя сказки, которого они хотят озвучивать; вспомнить последовательность действий. Воспитатель обращает внимание ребенка на особенности выбранного персонажа.
Устанавливается ширма. Зрители занимают места. Воспитатель предлагает превратиться в сказочных зверей и начать сказку.
Воспитатель ведет основную линию сюжета, дети озвучивают персонажей.
По завершении представления педагог благодарит детей за интересную инсценировку; у зрителей интересуется, кто из персонажей им больше понравился, почему.
Инсценировку можно повторить с другими детьми.
вторник
«Такой разный театр»
26.03.2013Утро:
Беседы юных театралов о видах театров.
Цель:
дать представление о различных видах театров, их цели и назначении.
День:
Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
Цель:
в игровой обстановке дать детям представление о театре, правилах поведения во время представления, а антракте.
Ход игры:
Воспитатель собирает детей и сообщает им, что сегодня они пойдут в импровизированный театр. А знают ли дети, как вести себя в театре? Что происходит в зале, за кулисами? И т.п. Педагог предлагает распределить роли между участниками игры. Игра проходит при непосредственном участии воспитателя, направляющего игровую деятельность.
По завершении подводятся итоги.
Вечер:
Развлечение игра- драматизация «Рукавичка» («Зимовье»).
Цель:
развивать выразительность речи и пантомимики детей; закреплять знания содержания сказки, умение пользоваться атрибутами театра.
Ход игры- драматизации:
Воспитатель предлагает назвать волшебные предметы, с помощью которых можно попасть в сказку. Дети называют.
Затем воспитатель достает маски и предлагает детям превратиться в зверей из сказки «Руковичка». В процессе игры-драматизации помогает детям. В конце благодарит всех за интересную инсценировку.
среда
«Мы – артисты, мы – зрители!»
27.03.2013Утро:
Сюрпризный момент: знакомство детей с куклой «живой рукой».
Цель:
рассказать о многообразии кукол в театре, дать представление как манипулировать с данной куклой.
Психогимнастика «Кот Леопольд и мышы».
Цель:
развивать пантомимическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей, научить регулировать мышечное напряжение и расслабление; определять характер движений в соответствии с заданным образом; развивать воображение.
День:
Конкурс рисунков «Волшебный мир театра».
Цель
: дать возможность детям передать в рисунке свое видение театра, сцены, героев спектаклей; развитие творческих и графических способностей.
Вечер:
Игры-драматизации, режиссерские игры с использованием куклы «с живой рукой».
Цель:
развивать воображение, пантомимическую выразительность.
Ход игры-драматизации:
Воспитатель предлагает вспомнить, что дети узнали о кукле «с живой рукой». Приглашаются желающие для игры, ставится ширма. Детям предлагается придумать и обыграть сюжет.
Далее игра может выйти за пределы «театра», т.е. дети могут использовать куклу «с живой рукой» для своих игр.
четверг
« Кукольных дел мастера»
28.03.2013Утро:
Психогимнастика «Спасаем доброту».
Цель: различатьи називать эмоции удовольствия, удивления, восхищения и радости, адекватно реагировать на них; развивать внимание, учится расслабляться.
Изготовление фигурок для театра на фланелеграфе.
Цель: прививать любовь к ручному труду, вызвать интерес к творческой деятельности; учить выделять особенности персонажа при изготовлении фигурок.
Вечер:
Театр на фланелеграфе по потешкам и стихам.
Цель:
закрепить знание потешек и стихов; развивать речь детей, выразительность, артистизм, развивать воображение.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на домик и куклу на фланелеграфе. Рассказывает о ней. Загадывает детям загадки. Отгадки помещает на фланелеграф. Затем воспитатель предлагает детям исполнить потешку про выбранного героя. По окончании кукла предлагает всем попить чаю. Театр плавно переходит в игру.
пятница «Театр, театр!»
29.03.2013
Утро:
Выставка - презентация в группе разных видов театра «Поиграйте с нами!»
Цель: показать многообразие театров в группе.
Фотоколлаж «Подарите нам аплодисменты!»
Цель:
показать работу воспитателей и детей в театрализованоой деятельности, организованной в группе.
Психогимнастика. Этюды: «Цветок», «Кошечка проснулась» и др.
Цель:
развивать воображение, умение адекватно выражать эмоции удовольствия радости; уметь пластически передавать перевоплощения.
Вечер:
Театрализованные игры с использованием кукол- людей
Цель:
дать представление о новом виде кукол: «куклы- люди»; развивать воображение, пантомимическую выразительность; уметь организовать свою театрализованную деятельность с учетом выбранного персонажа.
Ход игры:
Показать детям костюмы для кукол – людей; рассказать об их применении и назначении. Рассказать, как можно использовать в театрализованных играх; где можно встретить подобных кукол. Предложить организовать игру с использованием предложенных костюмов.
Если дети затрудняются, предложить инсценировать, разыграть фрагмент из мультфильма с аналогичным персонажем.
В завершении провести сравнение между различными видами театра; разными куклами: какая больше нравится, с какой интересней играть; какую из Куком можно использовать в повседневной игровой деятельности.
* * * * *
Разработка стендовой информации для родителей по вопросам поддержки организации содержательного досуга в семье, интереса к театру и театрализованной деятельности.