В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?
Немного истории…
Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.
В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.
В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.
Суть педагогики Монтессори
Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .
Основные пункты:
- Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
- В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
- Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.
Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :
- То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
- Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
- Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
- Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.
Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.
В чем особенность занятий по Монтессори?
В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:
- Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
- Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
- Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
- В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
- Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Спорные моменты в методике Монтессори
Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:
- Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
- Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
- Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
- Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.
В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.
Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет
Наше мнение
Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.
Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:
Фильм о Марии Монтессори
Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.
Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.
Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!
Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори
Мамам на заметку!
Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Каждая мама с рождением ребёнка получает уникальный шанс помочь развиться новой личности, воспитать в ней только лучшие качества и научить «как самостоятельно жить в этом мире». К сожалению, ни в институте, ни в школе не учат, как нужно воспитывать детей, и молодой маме приходится действовать на основе своих убеждений и инстинктов. Так много вопросов и сомнений, неубедительных рассуждений в Сети и настойчивых рекомендаций родственников, что голова кругом. Специальная методика раннего развития Марии Монтессори призвана помочь родителям гармонично и разносторонне развивать малыша с учётом его способностей, наклонностей и предпочтений. Это своеобразный бунт против привычной системы обучения, которая лежит в основе дошкольного и школьного современного образования.
История возникновения школы Монтессори
Мария Монтессори выросла, получила образование и работала большую часть жизни в Италии. Девочка жила в небедной семье с нестандартным подходом к её воспитанию. Маленькую итальянку растили в свободных условиях, позволяя реализовывать себя, что было недопустимо в католической Италии XIX века.
Такое воспитание породило молодую бунтарку, пробившую себе дорогу сначала в техническую школу для юношей, а после, в медицину, где раньше не было места женщинам. Настойчивость и пытливый ум позволили Марии стать первой итальянкой-врачом и в 26 лет она уже получила собственную частную практику. Частью её работы стали умственно отсталые дети, не получавшие в ту пору вовсе никакого образования. Врач пришла к выводу, что слабоумие - проблема не столько медицинская, сколько педагогическая и это открытие определило весь дальнейший вектор профессиональной деятельности Монтессори.
В ходе работы Мария выдвинула гипотезу, что дети должны развиваться в специально созданной обучающей среде, которая включит в себя все базовые знания о мире.
Такое окружение должно помочь ребёнку:
- в раннем детстве стремительно пройти весь путь эволюции;
- раскрыть свои способности;
- вступить во взрослый мир сформированной личностью со значительным багажом знаний.
Мария реализовала свою идею, открыв через три года первую школу для детей, где сама же была воспитателем. В классах занимались ученики разных возрастов, что способствовало быстрой адаптации младших и развитию чувства ответственности у старших. Специальный материал (педиатр избегала определения «игрушки») врач разрабатывала сама, а изготавливали его из натуральных, приятных на ощупь, основ. В классе располагались специальные зоны, предназначенные для развития определённых навыков, вход в которые был открыт каждому ребёнку в любое время.
Всего за два года, к 1902 году, методика приобрела популярность, открылись первые школы для педагогов, куда приезжали специалисты со всей Европы. Через 20 лет Мария основала Международную Монтессори Ассоциацию, которая продолжает своё существование по сей день. Разработанная более ста лет назад методика, сегодня находится на пике популярности, а школы, работающие по ней, открываются в каждом крупном городе.
Суть и принципы программы Монтессори
В основе методики Монтессори лежит понимание того, что ребёнок - это личность с собственными потребностями и способностями, а родители - помощники, основная задача которых, не мешать малышу познавать мир и развиваться в нужном ему направлении.
Ребёнок учится не так, как взрослый. Мы анализируем полученную информацию, делаем выводы, зубрим и запоминаем. Ребёнок же воспринимает жизнь целиком. Он получает максимум информации, когда выполняет работу самостоятельно и независимо от взрослых. Этот принцип и лежит в основе обучения по методике Монтессори. Малышу даётся возможность заниматься тем, чем ему хочется, в удобное время и в комфортном месте. Для этого оборудуется специальная среда, где в прямом доступе у ребёнка находятся необходимые для развития материалы. Особое внимание среди них выделяется игрушкам, развивающим мелкую моторику.
О том, какие именно предметы и игры могут быть интересны ребёнку в определённом возрасте, сообщают так называемые сенситивные фазы развития. Это периоды, в течение которых ребёнок наилучшим образом воспринимает ту или иную информацию. Например, известно, что человек легче всего учит свой язык в раннем детстве. А уже после 6 лет наступает черёд обучения письму и заставить ребёнка говорить в таком возрасте уже очень сложно. Эти периоды сменяют друг друга и никогда не повторяются. Упустив что-то в правильный момент, позже обучиться этому будет гораздо сложнее.
Чтобы в нужное время ребёнок мог проявить интерес к новому материалу, его в классной комнате всегда много и он разбит на тематические зоны. Тут могут быть:
- мелкие игрушки;
- специальные монтессори-материалы;
- куклы;
- для перевоплощений - взрослая одежда в корзине;
- вода в ёмкости;
- крупы в банках;
- инструменты для рукоделия;
- уменьшенные до комфортных размеров предметы быта (утюг, пылесос, посуда…)
Малыш сам решает, чем он станет заниматься сегодня. Он берёт нужный ему предмет, изучает его и обязательно кладёт на место, а после, приступает к новому материалу. Именно в свободе, самостоятельности и независимости Монтессори видит путь к развитию личности.
Зоны развития ребёнка
Классные комнаты в школах Монтессори обязательно разделены на тематические блоки, заполненные дидактическим материалом. Такое деление помогает малышу найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями. Направляясь в определённую зону, он, возможно, ещё не подозревает, какой именно предмет его там заинтересует, он просто движется навстречу своим наклонностям.
Таких зон классическая школа Монтессори выделяет пять:
- практические навыки;
- чувствительное развитие;
- математическая зона;
- развитие устной и письменной речи;
- зона мировосприятия (космического развития).
Сегодня принято выделять ещё зоны активных игр, танцев, рисования - тех, что не были включены итальянским педиатром в развивающую программу, но имеющих огромное значение в жизни ребёнка.
Зона практических навыков
Это дом для маленького человека. Тут он учится самостоятельно обслуживать себя: стирать и гладить вещи, ухаживать за собой и своим жилищем. Множество замочков и застёжек, какие только можно встретить на одежде или в повседневной жизни, тоже расположены тут. Благодаря приобретённым в этой зоне навыкам, ребёнок приспосабливается к быту и без труда выполняет весь комплекс действий по уходу за собой.
Зона сенсорного развития
Тут расположены различные материалы, помогающие малышу разобраться с формами, размерами, понятиями больше-меньше. Также задача этой зоны развить все чувства: слух, обоняние, зрение. Игрушки в этой части выполнены из различных материалов, призванных возбуждать осязание. Научиться концентрации внимания и усидчивости тоже можно в этой части комнаты.
Кстати, в монтессори-классах детей не принуждают работать за столом, преимущественно, занятия проводятся на полу. Но если ребёнку комфортнее сидеть на стуле, его никто не ограничивает в этом стремлении.
Математическая зона
Тут всё просто и понятно из названия. На стеллажах в этой части комнаты собраны карточки с цифрами, материал по обучению счёту. Главная цель математической зоны, объяснить ребёнку понятие количества. Как и всегда в изучении математики, во время занятий в этом блоке у малыша развивается логическое и пространственное мышление, активизируется память и воспитывается внимательность.
Языковая зона
Этот блок в комнате очень схож с математическим. Тут тоже много карточек, алфавит, картинки со слогами. Монтессори в своё время обнародовала идею, ставшую революционной, о том, что первично письмо, а не чтение. Как бы то ни было, задача этого блока - научить малыша писать и читать в игровой форме.
Зона естествознания (космического развития)
Тут сосредоточена информация об окружающем мире. О животных, планетах, истории, обычаях разных народов. Знакомясь с материалами этого блока, малыш получает основные знания, которые помогут ему ориентироваться в географии, истории, биологии.
Организация процесса игрового развития
Международной Ассоциацией принято деление на классы по возрастам:
- от рождения (фактически с полутора) до 3-х лет;
- с 2,5-3 лет до 6;
- с 6 лет до 12.
В классах нет групповых занятий, потому разница между детьми в возрасте не имеет в этой части никакого значения. Зато более старшие дети часто берут на себя роль учителей и помощников, а малыши тянутся к немного более взрослым товарищам и быстрее развиваются.
Несмотря на возраст, хоть с года, ребёнку предоставляется право выбора. Он играет тем, что привлечёт его внимание. Чтобы оно - внимание - не рассеивалось, всё в классе находится на виду, в порядке и расположено в уже описанных зонах.
Материалы
Материалы Монтессори созданы самой Марией и актуальны по сей день. Их задача состоит в том, чтобы малыш упорядочил пока разрозненные представления о мире. Он учится самостоятельно, допускает ошибки и сам их исправляет, систематизируя полученные в ходе работы знания.
Изготовлены все обучающие предметы из дерева или тканей, приятных и разнообразных на ощупь. Предназначены они для разных периодов развития и используются ребёнком тогда, когда он сам готов воспринимать получаемые в ходе обучения знания. Это могут быть пуговицы со шнуровками, мешочки с фигурками, рамки-вкладыши различной сложности.
Большинством игрушек, разработанных Монтессори, мы итак пользуемся уже давно.
- Башня из кубиков , вставляющихся друг в друга, по принципу матрёшки, или просто ставящихся друг на друга.
- Пирамидка - классическая игра для развития понимания размера и формы предметов.
- Сортировка. Проще всего сделать такую игру, например, с пуговицами. Купите несколько наборов одинаковых пуговиц и перемешайте. Пусть ребёнок достаёт и раскладывает одинаковые по кучкам.
- Текстуры. Смешайте предметы с разной текстурой и предложите ребёнку найти одинаковые с закрытыми глазами.
- Мешочки с предметами. Сложите в матерчатый мешочек небольшие, хорошо знакомые малышу вещи и попросите доставать их и на ощупь определять, что есть что.
- Рамки-вкладыши. Помогают ребёнку изучить формы и размеры. Выбирайте деревянные или пластиковые, поскольку картонные мнутся и позволяют делать ошибки.
Доска Монтессори (бизиборд)
Чтобы научить ребёнка завязывать шнурки, открывать щеколду, застёгивать пуговицы, необязательно делать это на настоящей двери или одежде. Можно перенести все эти предметы на специальную доску, за которой ребёнок надолго забудет о других игрушках.
Её можно сделать дома самостоятельно, поместив туда:
- выключатели;
- шнуровки;
- звонки;
- телефонный диск;
- заклёпки, молнии и пуговицы;
- розетку с вилкой;
- водопроводный кран;
- дверной крючок и щеколду;
- дверной замок и ключ…
И множество других, постоянно используемых нами элементов, которые для маленького человека пока являются открытиями. Такая доска поможет ему развить мелкую моторику, освоить и запомнить, как обращаться с предметами в быту.
Класс и пространство
Для организации монтессори-класса выбирается просторное помещение, где ребёнок может ощущать пространство вокруг и самого себя в большом мире. Обязательно наличие больших окон, пропускающих много света. Комната разделена на блоки условно, они не отделены друг от друга физически. Стеллажи открыты, а любая вещь в них доступна и заметна. У всего есть своё место, но во время работы каждый предмет можно перенести туда, где более комфортно, передвинуть стул или стол. С тем условием, что всё обязательно возвращается туда, откуда было взято.
Несмотря на абсолютную свободу действий, в классе недопустимо нарушение дисциплины. Активные игры, танцы проводятся только в отведённых местах, чтобы не мешать работе других малышей.
Воспитатель в мире Монтессори
Роль воспитателя в школах Монтессори крайне важна. Сотню лет назад этот человек в классе должен был:
- внимательно следить за действиями детей и выявлять их наклонности;
- объяснять, как пользоваться тем или иным материалом, когда ребёнок начинал им интересоваться;
- беседовать с малышом только о рабочем материале, не отвлекаясь на другие темы;
- следить за социальной обстановкой в комнате и разрешать возникшие конфликтные ситуации.
Таким образом, воспитатель в школе Монтессори - это друг и помощник, готовый разрешить сложившуюся проблему, когда ребёнок попросит.
Роль педагога становится пассивной. Он наблюдает, делает выводы, помогает, когда это необходимо ребёнку (!). Со стороны современному родителю может показаться, что педагог вовсе ничего не делает, а ученики предоставлены сами себе.
Общается педагог с ребёнком на равных не только эмоционально, но и физически. Воспитатель живёт среди детей и большую часть времени проводит на корточках, чтобы быть на уровне с малышом. Эффект такого подхода поразителен - дети быстрее воспринимают полученную информацию, становятся более открытыми и общительными.
Сегодня в обязанности такого специалиста входит ещё и объяснение родителям их роли в развитии. В классической методике Монтессори ролевые игры и соревнования не проводились никогда. В наше время воспитатели обычно включают их в обучающий процесс.
Из классической школы в современность пришёл и так называемый Круг, с которого начинается каждый день в монтессори-школе. Его ведёт воспитатель, грамотно провоцируя малышек к диалогу. Тут поют песни и считалки, рассказывают короткие истории, делятся планами и впечатлениями. Занимает это не более 15 минут.
Домашнее воспитание по методу Монтессори
Двухразовых занятий в монтессори-классах, конечно, недостаточно, чтобы привить малышу все необходимые навыки. И даже воспитание в детском саду не должно ограничиваться его стенами, а требует продолжения в домашних условиях.
Что может сделать родитель, чтобы способствовать развитию навыков, получаемых ребёнком в специализированной школе? Дома, суть и принципы методики Монтессори для детей остаются такими же, как и в классах.
- Постарайтесь, чтобы в комнате ребёнка всё предметы были разложены тематически, разделите её условно на зоны.
- Доступ к вещам всегда свободный, всё, что нужно малышу, он должен иметь возможность взять без помощи взрослых. Это касается не только игрушек в комнате, но и предметов гигиены, выключателей и т. д.
- Давайте ребёнку максимум свободы действий. То, что кажется вам элементарным, для маленького человека целое достижение. Разрешите ему преодолеть все трудности и самостоятельно достигнуть результата.
- Поддерживайте навыки, приобретённые в школе, в части порядка. Дома все вещи тоже должны возвращаться на свои места.
- Учите ребёнка завершать начатое дело, а закончив, убирать инструмент на отведённое место. Только после этого разрешено приступать к следующему занятию.
- Развивайте мелкую моторику. Игры с крупами, водой, маленькими предметами - то, что нужно развивающемуся мозгу.
- Обучение не должно быть наказанием. Занимайтесь только тогда, когда ребёнку это в удовольствие.
Далеко не все принципы, что существуют в классической школе Монтессори, могут быть применены в современной семье. Пропускайте все постулаты через призму собственного восприятия и не делайте того, что противоречит устоям вашей семьи или непонятно вам. Например, одно из правил Марии Монтессори гласит, что нельзя обращаться к ребёнку, пока он не сделает это сам. Естественно, в обычной семье это просто невозможно. А само правило между тем родилось в части воспитания детей умственно отсталых, с целью развить их коммуникабельность.
Плюсы и минусы
Несколько лет назад журнал Science опубликовал результаты исследований, в которых приняли участие дети-выпускники школ Монтессори. Оценивались их поведенческие навыки, уровень социального развития, умение воспринимать и обрабатывать информацию, аналитические способности и другие показатели. Было выявлено, что такие дети:
- лучше читали и решали математические примеры;
- эффективнее сотрудничали друг с другом в играх и повседневном общении;
- были социально более адаптированы;
- отличались исполнительностью и ответственностью;
- в старшем возрасте обладали более широким мировоззрением.
Стоит отметить, что далеко не все школы, называющие себя Монтессори, могут похвастать правильным подходом, который пропагандировала его основательница. Часто под известной фамилией скрываются обычные развивающие кружки, ведь в России не так много сертифицированных специалистов. Да и сам метод Монтессори претерпел определённые изменения, которых не было в оригинальных школах. Например, добавлены материалы и игры для развития творческих способностей, чему не уделила должного внимания известная итальянка. Большинство заведений проводят занятия с мамами, что в наших реалиях понятно и обосновано, но несколько искажает первоначальную идею.
Среди минусов стоит отметить, пожалуй, лишь один. Оказавшись после школы Монтессори в обычном детском саду или школе, дети нередко теряются и долго не могут адаптироваться к новым правилам и рамкам, из-за чего имеют проблемы с поведением.
И в заключение хочется обратить внимание, что система Монтессори изначально разрабатывалась для детей, отстающих в развитии.
Отсюда и деление помещения на зоны, чтобы не нагружать восприятие малыша, и сам подход невмешательства, позволяющий раскрыться замкнутому ребёнку. О воспитании гениев речь не шла тогда и не идёт сейчас. Насколько необходимо и обосновано такое воспитание для обычных детей - решать родителям.
Видео по теме
Мария Монтессори (1870-1952) — итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.
Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори разработала метод развития органов чувств у умственноотсталых детей дошкольного возраста. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Позже Мария Монтессори решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам.
В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду — все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.
Главное место в системе Монтессори принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.
Огромное значение для Монтессори имело качество пособия . Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.
Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :
1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);
2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.
3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет
4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.
Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды , когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.
Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.
Образование по Монтессори – это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя все свои способности. Важной инновацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признание за каждым учеником право на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфические способы овладениями знаниями. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: «Помоги мне это сделать самому». Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности. Монтессори - метод уникален. Он основывается на разумном соотношение между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые привлекательны, просты в применении, соответствуют естественным возрастным особенностям ребенка. Возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребенка.
Согласно методике Монтессори для ребенка создается специально подготовленная культурная развивающая среда, в которой тот находит все необходимое для своего развития, «впитывает» правильную речь, получает богатые сенсорные впечатления, осваивает способы обращения с различными предметами. При этом у ребенка в любой момент должен быть доступ к так называемым «Монтессори - материалам». Все пособия обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, т.е., около ста лет. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. С возрастом деятельность детей усложняется.
Монтессори-класс охватывает ряд зон:
Зону практической жизни – имеет особенное значение для маленьких детей (2.5-3.5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учиться следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки); ребенок учиться самостоятельно, одеваться; переливать (воду); мыть стол.
Зону сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;
Зоны – языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалы, основной целью которых является умственное развитие ребенка.
Монтессори-класс включает детей разного возраста (от 3 до 6 лет), что способствует более высокому уровню учебных возможностей. Когда ребенок впервые начинает учиться, ему помогают старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки. Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым, от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.
Теория Монтессори основана на следующих принципах:
1. Дети создают себя сами через целенаправленную деятельность.
2. Дети обладают необычными сензитивными способностями впитывать и обучаться через окружающую их среду.
3. Самый важный период для приобретения знаний – от рождения до шести лет.
4. Следует уважать право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, право каждого сохранять свою индивидуальность.
5. Подход к ребенку как к единому целому. Основная задача – помочь ему полностью раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах.
Основополагающие принципы педагогической системы:
1. Принцип условий свободы развития ребенка: Дисциплина это владение собой как внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других. Реальная дисциплина так же никаким образом не связана с давлением, принуждением. Дисциплина помогает ребенку расти самостоятельным, т.е. свободным, относиться с уважением к другим, контролировать себя. Свобода, как и дисциплина – это внутренние ощущения каждого человека.
В ее системе свобода означает:
1. Свобода выбора материала (из полного комплекта Монтессори-материалов);
Выбор варианта работы с данным материалом (в контексте базисного использования);
Выбор времени для работы и времени длительности работы в соответствии с потребностью и внутренним ритмом;
Выбор рабочего места;
Выбор товарища или группы для совместной работы.
2. Свобода коммуникации – означает, что любой ребенок имеет право общаться с другими детьми и со взрослыми, обратиться с вопросом и получить доброжелательный ответ. Чувство уверенности в себе формируется у детей не только за счет ориентации в материале, но и как результат доверия к людям, находящимся в группе.
3. Свобода рефлексии – ребенок не обязан постоянно быть активным. У него должны быть возможность и время обдумать свои предыдущие и последующие действия.
В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнера и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящему по внутреннему, а не по внешнему побуждению.
2. Принцип концентрации внимания. Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению – поляризации.
Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.
3. Принцип специально подготовленной обучающей среды. В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори поэтому не учит письму - письмом, чтению-чтением, рисованию – рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступление у него соответствующего сензитивного периода.
Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.
4. Принцип сензитивности. Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. В соответствии с развитием сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.
Монтессори выделила шесть основных сензитивных периода в развитии детей до шести лет:
1. Сензитивный период развития речи (от 0 до 6 лет);
2. Сензитивный период сенсорного развития (0 до 5,5 лет);
3. Сензитивный период восприятия порядка («сензитивный период аккуратности», от 0 до 3 лет):
Порядок в окружающей среде;
Порядок во времени;
Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.
4. Сензитивный период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет);
5. Сензитивный период освоения движений и действий (от 1 года до 4 лет);
6. Сензитивный период развития социальных навыков (2,5 до 6 лет).
5. Принцип ограничения и порядка Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравиться видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Хотя большей частью педагог позволяет детям самостоятельно справляться с выбранной работой, тем не менее, существуют определенные случаи, когда он подходит к ним, чтобы прервать свободную деятельность. Принцип, которым руководствуется, говоря словами доктора Монтессори, следующий: «Педагог никогда не должен боятся прервать то, что плохо; но он должен бояться разрушить то, что хорошо. Хорошее интерпретируется как любая деятельность, которая ведет к порядку, гармонии, саморазвитию и, следовательно к дисциплине; плохое есть нечто, что ведет к утечке детской творческой энергии и, следовательно, к беспорядку».
Ограничение первое : коллективный интерес – свобода ребенка должна быть ограничена коллективным интересом, поскольку соблюдение интересов сообщества мы обычно считаем хорошим воспитанием.
Ограничение второе: знание должно предшествовать выбору – т.е. ребенок может самостоятельно работать только с теми материалами, с которыми он умеет обращаться.
Ограничение третье : правильное использование материалов – ребенку позволено заниматься с любым материалом только до того времени, пока он использует его правильным образом.
Ограничение четвертое : по количеству материалов в подготовленной среде – каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов.
6. Правила поведения в группе. Главная цель правил – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. Все правила должны отвечать следующим основным требованиям: - предъявляться в позитивной манере;
Быть короткими и понятными, соответствующими возрасту детей;
Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых; желательно быть последовательным и не менять правила.
7. Принцип особого места педагога в системе образования На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним «работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале.
Процесс воспитания и обучения Монтессори понимала как помощь психическому развитию ребенка с самого рождения, а позднее как помощь в жизни. Понятие помощь здесь выступает ключевым. Именно это во многом определяет роль позиции педагога по отношению к ребенку. Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой. Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешая ему, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.
Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят. Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не нас словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекаемый значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.
Еще одним важным принципом педагогике М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции.
Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития). Формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (с 3 до 6 лет). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.
В подобных группах, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становиться мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Педагог в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности.
В психологическом плане важно, то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом. В Монтессори - методике отсутствуют оценки как таковые. Хорошей «оценкой» для ребенка является самоконтроль, который содержит сам дидактический материал. Допущенная ошибка не давлеет над ребенком, а стимулирует его к новым манипуляциям с материалом и движет его к самостоятельному тренингу. Монтессори - ребенок не нуждается в похвале. Похвалой для ребенка будет подтверждение правильности выполненного упражнения через самоконтроль.
Монтессори - педагогика является целостной образовательной системой, эффективность которой подтверждена многолетним опытом успешной практической работы с детьми. Создателем этой системы стала выдающийся итальянский педагог-гуманист, врач и общественный деятель Мария Монтессори.
За почти вековой период существования ее идеи распространились по всему миру. В настоящее время Монтессори - детские сады и школы существуют в странах Европы и Америки, Азии и Австралии. В 1910-20-х г.г. они возникли и в России, однако впоследствии это педагогическое направление в нашей стране было незаслуженно предано забвению.
Основная идея Марии Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом пространственно-предметной среде. Подготовленная среда является условием развития и обучения детей и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Задачей педагога является, прежде всего – предоставлять в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ними обращаются. Такими средствами являются автодидактические, т.е. самообучающие Монтессори - материалы, с которыми ребенок работает сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно выполняет различные, в том числе придуманные им самим упражнения.
Сегодня развитию деток родители уделяют гораздо больше времени, нежели еще сто лет тому назад. Для этого существуют различные педагогические методы, которые помогают малышам в самом раннем возрасте не просто расти, но и обучаться. Методика Монтессори - это что за учение, чем оно особенно и как правильно его применять - об этом и пойдет речь далее.
Терминология
Изначально нужно разобраться с терминологией, которая будет активно использоваться в предоставленной статье. Итак, Монтессори - это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей. Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир. В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться умственно отсталым деткам, порой даже перегоняя в своем развитии сверстников. При этом Мария Монтессори не переставала удивляться: что же нужно делать с нормальными детьми, чтобы они не то что не развивались, а даже в некоей степени и деградировали? Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира.
Главное в методике Монтессори
Чтобы лучше понять, чем же так уникально данное педагогическое учение, нужно уяснить девиз методики Монтессори. Это довольно-таки простая фраза: «Помоги мне сделать это самостоятельно!». На данном этапе уже предельно становится понятно, в каком именно ключе будет развиваться данное учение. То есть главная задача преподавателя в данном случае - именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно хорошенько себе уяснить, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя. Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого - не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь. При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике - не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира. В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения - это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.
О направлениях развития малыша
Поняв, что Монтессори - это особая система раннего развития крохи, важно также указать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:
- То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов.
- Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики.
- Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков.
- Очень важно в этом учении развитие математических способностей.
- Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний - о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.
О периодах развития
Система Монтессори такова, что она на каждый возрастной период имеет свои определенные рекомендации. Если говорить кратко, то условно развития ребенка можно поделить на три больших фазы:
- С рождения и до 6 лет - это первая фаза. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, в этом возрасте проявляются его основные способности. Данный период уникален тем, что в это время ребенок впитывает все как губка. В это время важно давать правильный материал для усвоения его малышом.
- Вторая фаза - с 6 и до 12 лет. В данном периоде главным является сенсорное развитие. Малыш становится очень чувствительным и восприимчивым. Фаза характеризуется еще и повышенной концентрацией внимания. Ребенок уже на длительное время может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, не распыляясь на иные действия.
- Подростковый возраст, или время с 12 до 18 лет. В данный час первым и главным становится получение личного опыта. Это время экспериментов и, конечно же, ошибок.
Что такое сензитивные периоды
Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.
- Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза - до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни.
- Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза.
- С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более - определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться.
- С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта.
- А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни.
На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму - период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению - с 4,5 до 5,5.
Принципы методики Монтессори
О том, что Монтессори - методика раннего развития, стало уже довольно-таки понятно. Обязательно хочется рассказать о том, на каких же именно принципах базируется данное педагогическое учение. Нужно сказать, что все самое основное сказано уже в девизе методики. Исходя из этого, принципы учения следующие:
- Самовоспитание, саморазвитие и самообучение - вот главное в методике.
- Воспитатель должен уважать личность ребенка, его особенности и уникальные способности. Никоим образом их нельзя трансформировать или более того - уничтожать.
- Ребенок делает себя сам. И только лишь благодаря своей деятельности формируется как личность.
- Наиболее важный период развития крохи - от рождения и до шестилетнего возраста.
- У детей есть уникальная чувственная и умственная способность впитывать все из окружающей среды все.
Мария Монтессори говорит о том, что не стоит ускорять процесс развития малыша. Но тут же очень важно и не упустить тот момент, когда крохе нужно помогать формировать определенные знания. Много информации не бывает. Но из нее малыш возьмет именно то, что ему на данный момент нужно.
Материалы для развития ребенка
О чем еще важно рассказать, изучая методику Монтессори? Материалы, которые будут необходимы для развития малыша. Чем же придется запастись родителям, которые желают развивать ребенка согласно данному педагогическому знанию? Нужно отметить, что случайных игрушек в данном случае не будет. Все дидактические материалы хорошо продуманы, подготовлены, сделаны из качественной древесины или ткани. Они приятны на ощупь и внешне притягательны для малыша. Так, игрушек очень и очень много. К примеру:
- Рамки-шнуровки. Они могут быть самыми разными. Призваны обучать малыша пользоваться предметами быта, к примеру, одеждой. Рамки могут быть на шнурках, на замочках, на заклепках и кнопках.
- Лестницы-ступеньки, башенки. Они учат малыша понимать, что такое больше и меньше, толще и тоньше.
- Палочки. Учат таким понятиям, как длинный и короткий, длиннее и короче.
- Цветные таблички. Призваны обучать малыша цветам и оттенкам. Есть разные наборы, для самых маленьких и для ребят постарше.
- Наборы геометрических форм. Учат основам геометрии.
- Цилиндры, которые очень нравятся самым маленьким деткам. Они есть разных вариаций. В одном случае цилиндры можно расставлять по цветам и размерам, в ином - вставлять в формочки по размеру.
- Чем еще богата методика Монтессори? Материалы, которые важны для развития детей - это таблички с шершавыми буквами. Так, ребенок делает первый шаг на пути обучения чтению и письму.
Также есть деревянные палочки, бусы, пазлы. И еще много чего интересного и полезного, что точно заинтересует и увлечет кроху.
Как выглядит сад Монтессори
Естественно, если есть учение, то есть и образовательные центры, работающие по данной методике. Как же выглядит Монтессори (сад)? В первую очередь, данное учебное заведение будет придерживаться принципов Международной Ассоциации Монтессори:
- В комнате порядок. Чистота царит повсюду. Нет раскиданных вещей.
- Вся мебель подходит по росту деткам, которые находятся в группе. Все необходимые предметы в зоне их досягаемости.
- В таких садах детки разных возрастов. Группы смешанные.
- Важный момент: все дидактические материалы предоставлены в одном варианте. Это частенько нарушается. Но методика предполагает очередность в обучении деток.
- В комнате, где есть дети, тихо, спокойно, никто не ругается и не плачет.
- Детки старшего возраста помогают своим меньшим товарищам.
- Предмет, который ребенок берет с полки, после игры сразу же возвращается на место.
- Чем еще уникален Монтессори (сад)? Воспитатель (в данной методике его называют «наставник») не говорит детям, что и как делать. Он наблюдает за малышами издалека. Либо же проводит групповые презентации. К примеру, как правильно переносить стульчик или расстегивать молнию на куртке.
Если же занятия проводятся по расписанию, детям говорят, что нужно делать, малыши шумят или им скучно - это не сад и даже не группа, которая обучается по методике Монтессори.
По каким принципам работают школы Монтессори?
Поняв, как должен быть организован сад Монтессори, хочется также немного рассказать и о том, как же работают такие же школы. Чем они отличаются от остальных учебных заведений? В первую очередь надо отметить, что школа Монтессори уникальна тем, что там нет ни школьных парт, ни расписания уроков. Вместо этого есть столы и стулья, коврики для занятия на полу. Все это легко переносится и транспортируется для организации пространства малышей. В данных классах учитель - не главный. Он только лишь помогает деткам. Задача педагога в данном случае - помочь организовать ученику деятельность, которую он сам выбрал для себя. Школа Монтессори предполагает выделение нескольких зон в одном классе:
- Сенсорная, где в работу включается слух, зрение, обоняние и тактильная особенность.
- Зона практической жизни, где ребенок учится тому, что ему пригодится в жизни.
- Зона математики.
- Зона родного языка.
- Космическая зона. Это термин основательницы данного учения, Марии Монтессори. Означает зону естественнонаучного воспитания.
Так, ученик сам для себя выбирает зону обучения и тот конкретный материал, с которым ему хочется работать. Также важно отметить, что Монтессори (педагогика) предполагает занятия, длительностью не более 15 минут. А в классах находятся детки разных возрастов. Но группирование идет примерно следующим образом: малыши от 0 до 3 лет, от 3 и до 6 и т.д.
Используем методику Монтессори дома
Техника Монтессори - методика раннего развития. Она может с успехом использоваться и в домашних условиях. И для этого не нужно ничего особенного или сверхъестественного. Только лишь покупать те игрушки, которые помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. О чем в таком случае нужно помнить, применяя метод Монтессори:
- Ребенок - самостоятельная личность с самых ранних лет. Поэтому нужно покупать малышу ту одежду, которую он сможет надевать самостоятельно и без проблем.
- Малышу нужна мебель по его росту: маленькие стульчики, столики, шкафы для игрушек и одежды. Он все должен сам раскладывать по местам.
- Монтессори (центр) всегда чистый, светлый и уютный. Такой же и должна быть комната малыша.
- Среда, в которой обитает ребенок, должна быть безопасной. Никаких предметов, которые могут разбиться или иными способ напугать маленького ребенка. Все должно вызывать у него желание потрогать.
- Все предметы, которыми пользуется малыш, на кухне, в ванной комнате, должны быть в зоне его досягаемости.
- У ребенка должны быть свои орудия труда. Свой веник, тряпка для вытирания пыли. Любую помощь крохи надо поощрять.
Монтессори педагогика предполагает наличие определенных игрушек. Их также стоит приобрести. Какие именно - описано несколько выше.
Недостатки данного метода
Нужно также отметить, что у любого метода воспитания есть свои сторонники и критики. Данный случай - не исключение. Определенный круг специалистов считает, что занятия Монтессори совершенно не развивают творческий потенциал. А все потому, что тут нет ролевых игр, нет места для полета фантазии и импровизации. Доля правды тут, может быть, и есть. Однако надо учитывать еще и то, что данной методике уже более 100 лет.
Второе несоответствие, на котором акцентируют внимание критики. Монтессори (центр) всегда отличается строгой дисциплиной. Но при этом наставник не должен вмешиваться в процесс обучения. Однако тут надо отметить, что влиять на ребенка можно самыми разными способами. Все зависит от конкретно взятого человека и его