Согласно актуальным исследованиям, в Германии каждый шестой ребенок становился жертвой травли или, как это еще называют, моббинга. Однако в реальности с агрессией сталкивался каждый второй ребенок. Что могут сделать родители для того, чтобы защитить своих детей от моббинга? И как им распознать, что их ребенок стал жертвой травли?
Что такое моббинг?
Моббинг – это агрессивные действия, которые могут в течение долгого времени осуществляться по отношению к определенному человеку. Это могут быть угрозы, оскорбления, насильственные действия.
Есть ли типичные жертвы травли?
Карстен Шталь, бывший телеведущий (передача Privatdetektive im Einsatz) ежедневно общается с жертвами моббинга, уже три года активно посещает школы Германии и оказывает помощь школьникам. В марте 2018 года он выпустил книгу, посвященную теме травли: «Ты преступник, ты жертва. Быть сильным против насилия и травли» (Du Täter, Du Opfer. Stark gegen Mobbing und Gewalt).
«Каждый может стать жертвой травли. Неправильная футболка, какой-то талант, изъян или физический недостаток – есть множество причин, по которым человек может стать жертвой моббинга. Часто жертвами становятся потенциальные аутсайдеры, которые не могут должным образом защититься от насмешек», – сообщает Шталь.
Как понять, что мой ребенок подвергается травле?
«Многие дети не осмеливаются говорить об этом. Кроме того, нередко агрессоры заставляют их никому не говорить о случившемся, угрожая насилием. Поэтому родителям нужно внимательно следить за своими детьми», – советует эксперт.
Нужно обращать внимание на следующие моменты: изменилось ли поведение ребенка за последнее время? Если да, в какую сторону? Приводит ли он друзей домой? Его приглашают на детские праздники и дни рождения? Придумывает ли он отговорки, чтобы не пойти в школу? У него хороший аппетит?
Если у вас есть подозрение в том, что ваш ребенок стал жертвой травли, поговорите с ним и расскажите о своем опыте. Возможно, после этого он решится рассказать о той ситуации, которая произошла или происходит с ним.
Важный момент: советы вроде «Не провоцируй их» или «Не обращай на них внимания» не работают. Подобное пассивное поведение, наоборот, провоцирует агрессоров. Проблема может быть решена, если те, кто издеваются над ребенком, поймут, что за ним стоят взрослые, и что они могут вмешаться.
С моббингом нужно бороться там, где он происходит. Например, в школе. Родители должны обязательно пообщаться с учителями, директором школы. Если руководство школы не реагирует не проблему, пообщайтесь с другими родителями, объединитесь с ними.
Что делать, если мой ребенок – тот, кто унижает других учеников?
В таком случае нельзя бездействовать. Найдите причины агрессивного поведения ребенка: возможно, у него проблемы, или раньше он сам был жертвой травли, а теперь решил отомстить. Поговорите с ним и объясните, что насилие и унижение – это не выход, более того, такое поведение нарушает закон и может повлечь за собой последствия.
Должны ли родители пострадавшего от травли ребенка пообщаться с родителями ребенка-агрессора?
Ни в коем случае! Родители виноватого ребенка будут либо защищать его, либо накажут, что сделает его более агрессивным или покажет ему, что наказание – это правильная модель поведения. Из-за этого жертву будут еще больше подвергать насмешкам и унижению.
В Санкт-Петербурге расследуют жуткий случай: . По словам психологов, р ебёнок, переживший насилие, в среднем 17 раз пытается рассказать взрослым о случившемся, прежде чем его наконец услышат и поверят ему. Какие слова и изменения в поведении должны насторожить родителей?
Рассказать напрямую
Сексуальное насилие над детьми в 70% случаев совершают родственники или знакомые. Получается, что насильник - не какой-то абстрактный злодей с улицы, а тот, кого хорошо знают и родители. Поэтому рассказать о пережитом ужасе ребёнку сложно вдвойне.
Но любой ребёнок, которого изнасиловали, всё равно пытается сделать это. Часто он делает это не напрямую, а завуалированно. Например, он может рассказывать историю и говорить, что она произошла не с ним, а с какой-то другой девочкой или мальчиком.
Дети могут завуалировать собственные истории под истории из книг или мультиков, - говорит преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Скавитина . - Взрослые обычно не придают значения этим рассказам или вовсе отмахиваются: "Не говори глупости".
Ни зоопарк, ни кино
Поведение ребёнка, пережившего насилие, меняется, - рассказала семейный психолог Ирина Обухова. - То, что раньше нравилось, уже не доставляет удовольствия. Появляется явная апатия ко всему на свете.
По словам специалиста, малыш может резко стать равнодушным к любимым игрушкам и играм. Также он отказывается от прогулок и развлечений вроде игровой комнаты или кино.
На пустом месте таких изменений обычно не бывает - скорее всего, за этим скрывается психологическая травма.
Больше, чем невоспитанность
Один из признаков того, что ребёнок пережил сексуальное насилие - неожиданное слишком сексуальное поведение.
Маленькая девочка встаёт, задирает платье и показывает всем, какие у неё трусики. Она явно ожидает, что окружающие будут этим восхищаться, - рассказала директор центра помощи пережившим сексуальное насилие "Сёстры" Мария Мохова. - Это значит, что ребёнок воспринимает такое поведение как норму.
По словам Марии Моховой, часто взрослые списывают подобные странности на невоспитанность или влияние кино. Тем самым они совершают большую ошибку.
Нарисовать беду
Рисунки ребёнка - это отражение его внутреннего состояния. Если ещё вчера они были радостными и яркими, а сегодня - мрачные и тёмные, это повод задуматься.
Пережившие насилие дети часто рисуют, используя красные и чёрные цвета, - рассказала директор центра помощи жертвам насилия "Ветка ивы" Клавдия Никитина. - Чёрный ассоциируется с травмирующими событиями, красный - цвет боли и крови. Также рисунки могут быть в серых тонах, нечёткие. Тяжёлые воспоминания мозг детей воспринимает схематично, без отдельных деталей.
Хранящие страшный секрет дети часто рисуют то, что с ними произошло - прямо или косвенно.
Бывает, что сцена секса изображается напрямую или у мужчин на картинке прорисован половой член, - рассказала Анна Скавитина. - Насилие может быть изображено символически, например, это драка или зверь, запутавшийся в сетях.
Заподозрить неладное можно, наблюдая за игрой ребёнка. Он воспроизводит половой акт, используя кукол или мягкие игрушки.
Сам он может даже не понимать и не знать, что это такое. Будет повторять то, что с ним сделал насильник, - рассказала Клавдия Никитина.
По словам психологов, пока ребёнка никто не слышит, он носит в себе психологическую травму. Он не в силах пережить её в одиночестве, и это может привести к необратимым последствиям.
Беспомощная жертва в нашем обществе далеко не всегда пробуждает сочувствие. Слабость ребенка, его унижение могут вызывать презрение и отторжение у других ребят. В подростковой среде может сформироваться негативное отношение к жертве школьного насилия по принципу «сам виноват, не может дать отпор». Ребенок же испытывает в этой ситуации полную беспомощность, безысходность, безнадежность. Им владеют страх перед встречей с обидчиками, перед новыми мучениями и издевательствами, стыд за свою беспомощность и унижение. Для ребенка-жертвы также часто характерны самообвинения и оправдание поведения агрессора.
Может ли в ситуации буллинга ребенок самостоятельно защитить себя, решить свои внутренние психологические проблемы, проблемы окружения, сформировавшего благоприятную для насилия среду, и выйти счастливым победителем? Обычно это возможно только с помощью взрослых.
Кого чаще травят в школе?
Дети и подростки, по разным причинам имеющие психологическую модель «жертвы», также обычно становятся объектами буллинга. На формирование стереотипов поведения «жертвы», безусловно, влияют такие факторы, как длительная травмирующая ситуация, ситуации домашнего и сексуального насилия, воспитание, направленное на подавление личности, хронические заболевания. Ребенок с выработанным стереотипным поведением «жертвы» принимает насилие по отношению к себе как обыденную ситуацию, создает своим поведением условия, способствующие «растормаживанию» агрессора.
Жертвами буллинга обычно становятся тревожные, социально незащищенные, молчаливые и сдержанные дети; они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; не уверены в себе, несчастны; склонны к депрессии и суицидальным мыслям; одиноки, плохо находят общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми; если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников и чувствительнее других мальчиков, с пониженной самооценкой и страдающим самоуважением. Такие дети ранимы и не могут за себя постоять.
Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:
Нервный тик, энурез; проблемы с аппетитом; печальный вид;
Участившиеся случаи простудных и других заболеваний;
Беспокойство, тревожность, нарушения сна;
Длительно сохраняющееся подавленное состояние;
Агрессивность;
Склонность к уединению, нежелание общаться;
Излишняя уступчивость или осторожность;
Плохая успеваемость.
Чаще всего эти особенности характера формируются на основе признаков, выделяющих их из общей массы сверстников. Поводом для неприятия могут стать этническая или культурная принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к той или иной религиозной конфессии, социальный статус или другие отличия. Часто подвергаются буллингу дети с отклонениями в развитии, имеющие видимые анатомические дефекты. Такие проблемы ребенка, как заикание, энурез, слабое зрение и необходимость постоянного ношения очков, могут сделать его уязвимым. Цвет кожи, слишком высокий или низкий рост, другие особенности внешности также могут стать поводом для травли в школе.
Детям, которые не посещали детские сады, редко проводили время со сверстниками в детских коллективах, находились на индивидуальном воспитании, обучении, труднее устанавливать здоровые отношения в школьной среде. Увлеченность каким-либо предметом, занятием и т.п. иногда раздражает сверстников. Высокие или низкие интеллектуальные способности могут вызвать негативное отношение одноклассников.
Как можно предотвратить буллинг?
Чаще приглашать одноклассников ребенка в гости , и особенно тех, кому он симпатизирует. Если у вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, можно рассказать о нем сверстникам ребенка. Ведь если вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть вам в рот и после этого вряд ли тронут пальцем вашего ребенка.
Создать ему «буферную зону». Научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него. Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу «за знаниями» или же по принуждению родителей. Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях.
Призывать не смиряться с участью жертвы , а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей. Не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, озадачивая их неожиданными вопросами или хотя бы знанием нелестных фактов о них самих.
Вырабатывать адекватную самооценку. В случае завышенной самооценки объяснять, что у любого человека есть ахиллесова пята, и тот, кто преуспевает в математике, может отставать по физкультуре, и наоборот, победитель в соревнованиях по легкой атлетике может с трудом справляться с математикой; все люди разные, и способности в какой-то области – не повод для хвастовства и демонстрации превосходства над другими.
Как реагировать на сообщение ребенка о насилии?
1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
2. Попытайтесь оставаться спокойными.
3. Выясните, насколько велика угроза для жизни ребенка.
4. Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».
5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика.
6. Отвечайте на вопросы и постарайтесь помочь преодолеть тревоги ребенка.
7. Продумайте и обсудите тактику оказания помощи и обеспечения безопасности ребенка.
Чем еще помочь ребенку?
Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования. Об этом – история 45-летней Елены: «Я хожу гулять с собакой в одно и то же время и периодически встречаю школьника лет 12, в это же время он обычно идет домой из школы. В один из осенних вечеров, прогуливаясь мимо остановки, я увидела его в компании трех подростков, которые агрессивно общались с ним, явно что-то требуя. Когда я проходила совсем близко к ребятам, мальчик вырвался из их круга и приблизился ко мне: «Можно я с вами?» Ситуация была понятной и мне, и ему. Выяснилось, что подростки встречают его после школы, отбирают деньги, обзывают, но говорить родителям об этом мальчик не хочет, так как ему неприятно выглядеть доносчиком, слабаком. Мне пришлось убедить мальчика рассказать обо всем взрослым. «Или мне придется это сделать», – пообещала я. Стоило старшему брату всего пару раз встретить моего знакомого мальчика из школы, чтобы обидчики больше не появлялись».
Британская выпускница Шэннон Парцифер не пошла на школьный выпускной из-за нападок одноклассников. Когда ее мать выложила снимок дочери в платье в соцсети, чтобы девушка хотя бы виртуально поприсутствовала на празднике, история школьной травли попалась на глаза байкерам. В итоге выпускной девушка встретила в их компании: байкеры помогли устроить для нее праздник вдали от агрессии одноклассников. На импровизированный праздник пришло больше ста родственников и друзей девушки, а сама она даже сумела прокатиться на настоящем байке.
Но байкеры спасают от моббинга (от англ. mob — толпа) не каждую выпускницу. Собеседница Sputnik Анастасия через годы после окончания школы вспоминает учебу в средней школе. Перейдя в новый класс, девушка столкнулась с неприятием такой силы, что за нее пришлось вступиться учителю физкультуры.
"В школе меня "зажимали" ребята, в какой-то момент физрук неверно расценил действия одного из моих одноклассников и разбил ему нос. Но дальше спортзала эта история не пошла. Девочки же были разделены на группки — гламурные и оторвы. Первые не обсуждали ничего, кроме вещей и мальчиков, а вторые курили, пили, гуляли. Я совсем выбивалась из этих компаний. Теперь на одной из встреч выпускников многие извинялись за прежнее поведение", — рассказала Анастасия.
О буллинге и моббинге, проще — травле, в школе корреспондент Sputnik побеседовала с психологом Анной Ромашко, работающей в одной из минских гимназий.
Травля — заслуга взрослых
Может ли ребенок, который подвергся нападкам, самостоятельно обратиться к учителю с жалобой или учителям приходится выявлять такие случаи самостоятельно? И как в таком случае учителю распознать травлю в классе?
- Распознать порой очень сложно, так как зачастую травля носит скрытый характер. Учителю нужно быть достаточно хорошо информированным об этой проблеме, правильно реагировать и понимать, что причина травли не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе.
Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые тревожны, не уверены в себе, и тех, у кого нет друзей в коллективе.
Травля может начаться практически на пустом месте. Абсолютно любая характеристика человека может стать причиной травли. И это желание найти повод и излить свой гнев на
невинного, отличного от толпы, часто является заслугой взрослых, не научивших детей справляться со своими эмоциями и терпимо относиться к другим.
Учителю нужно быть внимательным к таким проявлениям поведения учащихся: окрики, общение на повешенных тонах, высмеивание, социальная изоляция, игнорирование, распространение разнообразных слухов и сплетен, клевета, унижение, обесценивание поступков и достижений, несправедливые обвинения, критика, выражающаяся как вербально, так и невербально, утаивание необходимой информации.
Ведь оправдать свои неудачи за счет кого-то, привлекая внимание к чужим недостаткам, является самым легким способом на пути достижения цели.
Но ребенок и сам может обратиться за помощью к педагогу. Все зависит от степени доверия между ними. Чаще с жалобами самостоятельно обращаются учащиеся начальной школы. Подростки, в большинстве случаев склонны считать себя ответственным за проявления травли. Чувство вины, заставляет ребенка замыкаться и на вопросы бурчать под нос: "Все нормально".
Как вести себя родителю, чей ребенок подвергся травле? И что делать родителю, ребенок которого стал агрессором?
- Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать на него, чтобы "стал адекватнее", но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. Если родители выявляют серьезную травлю — конечно, нужно, не откладывая, идти к классному руководителю, педагогу-психологу, администрации учебного заведения. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: "Это не допустимо!".
Ситуация травли очень травматична для всех ее участников. Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. В подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретного класса, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другой класс или другое учебное заведение.
Если школьник был объектом насмешек в школе, как это отразится на его будущей жизни и возможно ли, что бы такой факт прошел бесследно с выпускным вечером?
- Насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда травматично. В зависимости от психической устойчивости и наличия поддержки со стороны семьи и значимых взрослых дети выходят из ситуации травли с меньшими или большими потерями, формируется отношение к себе и людям в будущем. Подросток может получить конструктивный опыт, если взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств, если не только декларируют, но и сами следуют четким правилам поведения, конфликты
внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, взращивается терпимость по отношению к различиям между людьми.
Для меня примером-иллюстрацией является сюжет произведения Владимира Железникова "Чучело", в котором понятен механизм травли и отлично прорисованной схема: новенькая в классе становится жертвой травли, так как своим появлением смещает иерархическую структуру сформировавшейся группы детей, есть лидер, стоящий несколько в стороне и явно или исподтишка направляющий более податливых соучастников. Кстати, фильм Ролана Быкова, снятый в 1983 году, благодаря подбору актеров и таланту режиссера, не потерял свою актуальность и в настоящее время.
Не отмахивайтесь от детских жалоб, не жалейте времени на разговоры и объяснения, совместный просмотр знакомых фильмов или поиск увлекательного хобби.
Не сам виноват
Собеседница Sputnik Анастасия из опыта школьного моббинга сделала один вывод — ее дети никогда не услышат от нее "сами виноваты".
"То, что вспоминается, чаще всего вызывает улыбку с высоты лет. Своих детей могу научить, как себя вести, на опыте. Разумеется, в подростковом возрасте люди сталкиваются с проблемой становления личности, и взрослым нельзя от этих проблем отмахиваться. Нужно быть рядом с детьми, чтобы они могли почувствовать, что есть родительские плечи и отец и мать в любой ситуации будут за своего ребенка и не предадут его "ты сам виноват", — резюмировала собеседница агентства.
Наикнулась на интересную статю о помощи подросткам. Думаю, каждой мамочке будет не лишним знать, что делать, если ее ребенок стал жертвой агрессии.Большинство школьников время от времени становятся жертвами агрессивных действий – их толкают или пинают, чтобы отнять игрушку, или они становятся жертвой оскорбления со стороны другого человека, пытающегося спасти лицо. Тем не менее существует некоторый процент детей, становящихся хроническими жертвами хулиганов и задир. Как в Европе, так и в США около 10% детей, учащихся начальной школы и подростков, становятся хроническими жертвами агрессии. Дороти Эллисон в своем романе «Хулиган из Каролины» дает описание такого издевательства. Когда Шеннон после окончания занятий садилась в школьный автобус, она шла по узкому проходу мимо дюжины улюлюкающих мальчиков и еще дюжины краснеющих и шепчущихся девочек. Пока она продвигалась по проходу, я наблюдала, как мальчики пододвигались на край сиденья, чтобы помешать ей сесть рядом, a девочки отворачивались, словно Шеннон была заразной. На сиденье перед нами Дэнни Харборо наклонился над проходом и сделал вид, будто его тошнит: «Вши ползут! Вши ползут!» крикнул кто-то, когда автобус пришел в движение, а Шеннон еще не нашла себе места.
В этом эпизоде Шеннон – жертва словесного оскорбления. Однако дети довольно часто также становятся и жертвами физического издевательства: представьте себе ребенка, которого каждый день другие дети бьют на игровой площадке.
Как вы можете представить, дети плохо переносят такие ежедневные издевательства своих сверстников. Исследования показывают, что дети, становящиеся хронической жертвой агрессии, часто уединяются и впадают в депрессию; они не любят ходить в школу; у них низкая самооценка.
Одни дети, оказавшись хроническими жертвами агрессии, слишком остро реагируют, когда их задирают, а другие ретируются и подчиняются агрессии.
Почему некоторых детей постигает печальная участь жертв? Прежде всего, чтобы ответить на эти вопросы, нужно более пристально взглянуть на детей, становящихся жертвами агрессии. Небольшой процент этих детей на деле агрессивны сами. Эти младшие дети часто чересчур остро реагируют на вызов, беспокойны и легко раздражаются. Их агрессивные сверстники вскоре понимают, что таких детей легко задеть. Группа детей может, например, оскорблять или смеяться над ними, зная, что они, вероятнее всего, затеют драку, даже если противники численно будут их превосходить.
Подавляющее большинство детей, становящихся жертвами агрессии, не отличаются сильной реакцией, они не слишком беспокойны или раздражительны. Напротив, эти жертвы, как правило, замкнуты и покорны. Они не желают или не могут защититься от агрессии своих сверстников, и поэтому их обычно называют пассивными жертвами. Когда на них нападают, они показывают очевидные признаки страдания и обычно уступают нападающим, тем самым вознаграждая агрессивное поведение.
Как дети оказываются жертвами? История семьи и стиль воспитания помогают ответить на этот вопрос. Чтобы понять влияние этих сил, нам нужно отличать жертв с повышенной реактивностью от пассивных жертв и в последней группе отличать мальчиков от девочек. Жертвы, чересчур остро реагирующие, как правило, растут во враждебной, карающей или даже жестокой семейной обстановке. Среди пассивных жертв у мальчиков, как правило, оказываются матери, которые чересчур сильно их опекают и проявляют слишком сильное эмоциональное участие в их жизни, в отличие от них девочки – пассивные жертвы – обычно имеют контролирующих и неотзывчивых матерей.
Положение жертв агрессии всегда вызывает жалость, а иногда заставляет даже ужаснуться, но и этим детям можно помочь. Их можно научить справляться с направленной на них агрессией эффективнее, а не просто бурно и остро реагировать или пассивно уступать (например, не разражайтесь гневными упреками, когда на вас нападают; не показывайте, что вы испугались, когда вам угрожают). Кроме того, может помочь повышение самооценки у этих детей. Когда на них нападают, дети с низкой самооценкой могут подумать: «Я проигравший и надо с этим примириться, потому что у меня нет выбора». Повышение самооценки детей делает их менее терпимыми к личным нападкам.
Наконец, самый легкий способ помочь жертвам – это способствовать их дружбе со сверстниками. Когда у детей есть друзья, то они редко становятся жертвами издевательств.
Когда я перешла в пятый класс в другую школу, на меня пытались нападать одноклассники, постоянно пытались задеть, обидеть. Я – человек воспитаный педагогами, мне было тяжело противостоять им. И пожаловаться я не могла. Терпела какое-то время, а потом начала просто быть морду. Помогло.
Всречались ли Вы с такими проблемами?