Пубертатный период – это процесс изменений в организме подростка, в результате которых он становится взрослым и приобретает способность к продолжению рода. У мальчиков переходный возраст начинается в 13-15 лет и заканчивается к 17-19 годам . Происходящие в этот период гормональные перестройки определяют не только физические перемены в теле юноши, но и влияют на его социальное поведение. Что следует знать подростку и его родителям о пубертате?
В переходный период мальчик становится мужчиной
Современные средства для самообороны - это внушительный список предметов, разных по принципам действия. Наибольшей популярностью пользуются те, на которые не нужна лицензия или разрешение на покупку и использование. В интернет магазине Tesakov.com , Вы можете купить средства самозащиты без лицензии.
Пубертат – это транзиторный период между детским возрастом и зрелостью. В это время происходит значительная гормональная перестройка, что и обуславливает определенное, генетически заложенное физическое развитие. Под термином пубертат обычно понимают именно половое развитие юноши, но не затрагивают происходящие при этом психологические перемены. Подростковый период по факту длится дольше, чем непосредственно пубертат и включает в себя не только физическое, но и социальное взросление.
Физическое развитие вследствие гормональной перестройки организма
Начинается переходный период у всех мальчиков в разном возрасте. В среднем первые изменения отмечаются в возрасте 13-15 лет. Для сравнения, девушки взрослеют раньше и примерно на 2-3 года опережают мальчишек. Что же происходит в этот период в организме молодого человека?
- Увеличивается выработка ГН-РГ (гонадотропин-рилизин гормона) в гипоталамусе.
- Повышается в гипофизе.
- Стимулируется выработка половых гормонов в яичках.
Таким образом, первым вступает в дело гипоталамус. Он начинает активно синтезировать ГН-РГ, что в свою очередь приводит к усилению выработки гормонов в подчиненном ему гипофизе и далее в тестикулах. Усиленная выработка гормонов неизбежно приводит к запуску определенных процессов и началу полового развития.
Процессы, происходящие в организме юноши под влиянием гормонов:
- Устанавливаются связи между гипоталамусом, гипофизом и гонадами.
- Повышается чувствительность тканей к действию половых гормонов.
- Происходит постепенное созревание рецепторного аппарата гонад.
- Увеличивается масса семенных канальцев.
- Происходит созревание сперматозоидов в клетках Сертоли.
Выработка гормонов приводит к половому развитию
Все эти процессы, происходящие в организме юноши, приводят к появлению определенных изменений в теле и формированию вторичных половых признаков.
Этапы физического развития в пубертате
За 2-3 года до наступления пубертата происходит усиление выработки . Этот процесс носит название адренархе. В это время идет усиленная , что и приводит в дальнейшем к запуску остальных физиологических процессов. Точная схема регуляции адренархе до сих пор не изучена, однако отмечается влияние некоторых ферментов на этот процесс (цитохрома P450 и др.).
В переходном возрасте изменение тела юноши происходит в несколько этапов:
Увеличение наружных половых органов
Первым признаком полового созревания у мальчиков считается увеличение яичек. В допубертатном периоде их размеры остаются практически неизменными и составляют 2-3 см в длину и 1,5-2,5 см в ширину. Начиная с 12-13 лет яички увеличиваются в размерах до 4 см³. Спустя 5-6 лет пубертата объем тестикул должен составлять около 20 см³.
Половой член начинает увеличиваться в размерах вместе с ростом яичек. Повышается частота эрекций (увеличение объема пениса в результате наполнения кровью пещеристых тел на фоне сексуального возбуждения). Возникают . В норме поллюции возникают каждые 2-3 дня, но увеличение или уменьшение их частоты в подростковом возрасте не следует рассматривать как патологию. У взрослых мужчин поллюции могут быть следствием длительного полового воздержания.
К 14-15 годам у мальчика появляются полноценные сперматозоиды. После возникновения первых поллюций молодой человек теоретически готов стать отцом. Не стоит забывать о контрацепции и защите от ИППП в этот период.
Вследствие ормональных изменений формируются вторичные половые признаки
Рост волос
В первую очередь волосы появляются на лобке, и происходит это вскоре после начала роста тестикул. Первые волоски возникают у основания пениса. Становясь гуще, волосы занимают всю лобковую область, распространяются на бедра, появляются вдоль белой линии живота и доходят до пупка. Спустя 6-18 месяцев начинается рост волос в подмышечной области, вокруг сосков, над верхней губой и на подбородке. Последовательность и интенсивность роста волос индивидуальна и во многом определяется наследственностью. Не у всех юношей отмечается рост волос на груди или других частях тела. Волосы продолжают расти в течение всей жизни и со временем становятся значительно гуще.
Изменение голоса
Ломка голоса происходит под влиянием андрогенов. Усиленный синтез гормонов приводит к быстрому росту гортани, утолщению и удлинению голосовых связок. Голос юноши становится низким. В течение нескольких лет голос может быть нестабильным. Окончательно тембр голоса устанавливается к 15-16 годам и обычно предшествует появлению волос на лице.
Изменение мускулатуры
В переходном возрасте мальчики быстро растут. Увеличивается длина костей, происходит рост мышечной массы. Плечевые кости и челюсти растут значительно быстрее, чем остальные части тела, что обуславливает формирование мужской фигуры. Максимальное увеличение мышечной массы отмечается спустя год после начала полового созревания. К концу пубертата юноши имеют в два раза больше мышечной массы, чем девушки того же возраста.
Изменение запаха тела
Воспалительные процессы затрагивают кожу лица и других частей тела
Под влиянием половых гормонов меняется состав жирных кислот, входящих в структуру пота. Усиливается потоотделение, возникает специфический запах. В это же время происходит усиленная выработка секрета сальными железами, что приводит к увеличению жирности кожи. Присоединение бактерий провоцирует развитие акне – воспалительных изменений на коже лица, спины, других частей тела. После завершения полового созревания у большинства юношей угри проходят самостоятельно. В ряде случаев требуется консультация специалиста и лечение.
Психологические изменения в пубертате
Гормональные перестройки влияют не только на изменения тела. Значительные перемены происходят и в психическом состоянии юноши. В возрасте около 12 лет идет значительное ускорение темпов роста головного мозга, а также отмечаются существенные перестройки в эндокринной системе. Сложные отношения между гипоталамусом и другими железами внутренней секреции создают условия для усиления возбудимости некоторых подкорковых структур, что и приводит к перестройке нервной деятельности у подростков.
Согласно многочисленным исследованиям в переходном периоде у мальчиков отмечается:
- Снижение концентрации внимания и памяти в начале подросткового периода и некоторое улучшение показателей к концу пубертата.
- Некоторое снижение умственной работоспособности в возрасте 14-16 лет.
- Нарушение процессов торможения и повышение возбудимости центральной нервной системы.
В переходном периоде в организме подростка бушует самая настоящая гормональная буря. В связи с быстрым ростом головного мозга ключевые его структуры не всегда успевают адекватно кровоснабжаться, что также сказывается на умственной деятельности юноши и определяет некоторые аспекты его поведения. Нет ничего удивительного в том, что характер молодого человека меняется. Выраженность изменений может быть разная, но в большинстве случаев отмечаются такие моменты:
В результате перестройки организма меняется характер мальчика
- Неуверенность в себе, стеснительность, низкая самооценка (нередко компенсируется избыточной агрессией).
- Замкнутость, склонность к депрессивным состояниям.
- Нервозность, избыточная тревожность.
- Повышенная агрессивность, в том числе по отношению к старшим.
- Эмоциональная лабильность. Перепады настроения и импульсивность – обычное явление для юношей в пубертатном периоде.
- Конфликтность, противостояние с окружающим миром.
- Появление полового влечения, интерес к противоположному полу.
Особое значение для мальчиков приобретают вопросы личных отношений. Одноклассницы из непонятных существ с другой планеты вдруг превращаются в красивых девушек. Возникает вполне понятный интерес к этой сфере жизни. Первый сексуальный опыт также нередко происходит в этом возрасте. Стоит ли удивляться, что поведение юноши постоянно меняется и практически никогда не соответствует ожиданиям родителей?
Факторы, влияющие на пубертатный период
Нельзя заранее предсказать, когда начнется половое созревание мальчика, и сколько оно будет длиться. На течение пубертата влияют следующие факторы:
О преждевременном половом развитии говорят при появлении вторичных половых признаков у мальчиков в возрасте до 9 лет. Отставание в половом развитии отмечают, если никаких изменений не происходит в возрасте 16 лет и старше. В любой из этих ситуаций следует обратиться к врачу и найти причину таких отклонений.
Советы родителям: как пережить переходный возраст
Пубертатный период – сложное время не только для самого подростка, но и для окружающих его людей. Нескладного, вредного и порой агрессивного мальчишку сложно любить так же, как умилительного толстощекого младенца. Мальчик больше не лежит смирно в пеленках, не зависает с конструктором, не поражает родителей умением складывать слова в предложения. Он мрачен и угрюм, недоволен жизнью и собой, и все время провоцирует конфликты. Не удивительно, что у подростков довольно часто случаются проблемы и недопонимания с родителями, и этих сложностей не удается избежать даже в самой любящей семье.
Родителям мальчика-подростка важно помнить: юноше забота и любовь нужна ничуть не меньше, чем младенцу, вот только выражать ее нужно несколько в иной форме. Избыточная опека молодому человеку лишь навредит и станет очередным раздражающим фактором. Взрослым нужно быть рядом и давать понять всем своим поведением, что ребенок может на них рассчитывать, что бы ни случилось. И вместе с этим нужно дать подростку возможность выразить себя, самореализоваться, найти свое место в жизни и занять определенную позицию сверстников. Найти баланс между свободой и заботой – вот что важно для родителей, чей сын вступил в сложную пору полового созревания.
В переходном возрасте родителям важно найти баланс между свободой и заботой
Несколько советов:
- Направьте энергию юноши в полезное русло. Предложите ему занятие, в котором он будет чувствовать себя нужным. Это может быть подработка в свободное от учебы время, помощь в семейном деле, занятия спортом или каким-либо хобби. Важно, чтобы у молодого человека была возможность выбора, ведь деятельность из-под палки вряд ли будет эффективной.
- Предоставьте юноше личное пространство. В идеале это должна быть отдельная комната, куда взрослый не будет врываться без предупреждения. Если такой возможности нет, стоит хотя бы отгородить для подростка собственный угол в общей комнате. Не стоит покушаться на его личные вещи или подслушивать разговоры с друзьями. Тотальный контроль не будет способствовать хорошим отношениям и только настроит подростка против вас.
- Избегайте ненужной критики. Помните, что подростки воспринимают все очень остро, особенно если это касается внешности или отношений с девушками. Высказывайте свое недовольство в корректной форме и не забывайте хвалить своего молодого мужчину.
- Интересуйтесь его жизнью. Ненавязчиво спрашивайте, как идут его дела в школе. Будьте в курсе, чем он увлекается, какие вопросы его интересуют. Не лезьте в личную жизнь, но и будьте совсем в стороне. Это поможет вам не только стать доверенным человеком для подростка, но и позволит вовремя заменить негативные изменения, если юноша свяжется с плохой компанией или попадет в неприятности.
- Признайте в нем личность. Позвольте юноше реализовывать свои склонности и выбирать свой жизненный путь самостоятельно. Помните, что он не продолжение вас, а самостоятельный человек, и имеет право на личное мнение. Позвольте ему совершать свои ошибки и делать собственные выводы из произошедшего там, где это не представляет серьезной опасности здоровью и жизни.
Помните, что переходный возраст не вечен. Рано или поздно нескладный юноша станет взрослым мужчиной, и вам останется только вспоминать это сложное, но по-своему увлекательное время.
FAQ, или часто задаваемые вопросы
В каком возрасте пора беспокоиться о том, что не начались признаки физических изменений?
О запоздалом половом развитии стоит говорить в том случае, если к 15-16 годам у юноши не появилось ни одного вторичного полового признака (рост половых органов, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на лице, изменение голоса). В этой ситуации следует обратиться к андрологу.
В каком возрасте мальчики заканчивают рост?
Максимальный рост отмечается у юношей в возрасте 14-16 лет. В это время молодой человек практически достигает конечной отметки своего роста, но процесс на этом не заканчивается. Медленные прибавки отмечаются до 20-22 лет (по некоторым данным до 25 лет) – до полного закрытия зон роста.
Правда ли, что прыщи «пройдут сами», как только юноша начнет жить половой жизнью?
Это расхожее мнение не имеет под собой никаких научных обоснований. У большинства подростков угри проходят к окончанию полового созревания, то есть к 17-19 годам, и интенсивность половой жизни никак не влияет на этот процесс.
Нужны ли изменения в питании после наступления переходного возраста?
Питание подростка должно быть сбалансированным по основным элементам и витаминам. В рационе подростка должно быть красное мясо, свежие овощи и фрукты по сезону. Обычно в переходном периоде у мальчиков просыпается аппетит, поэтому существенных проблем с этим не возникает. Важно только ограничить долю фаст-фуда и быстрых углеводов, чтобы не спровоцировать проблемы с весом и нарушения метаболизма.
Когда этот кошмар закончится?
Все проходит, и это тоже пройдет. К 17-19 годам гормональная буря стихает, и молодой человек вступает в новый этап своей жизни. К этому возрасту вторичные половые признаки достигают своего максимального развития. Состояние кожи улучшается, уходят угри. Психоэмоциональное состояние также нормализуется по окончании переходного возраста.
Добавить комментарий
В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.
Подростки замыкаются в себе
С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.
Этапы взросления
В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.
Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.
Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.
Эмоциональная сфера подростков и мотивации
В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.
Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет
Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.
В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.
Таких новообразований несколько.
Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают
Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.
Нежелание слушать родителей и учителей
Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет
Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.
Проявление фантомного чувства взрослости
Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.
Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями
Возможное возникновение школьной дезадаптации
Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.
Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка
С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.
Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.
Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться
В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.
Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.
Изменения когнитивной сферы подростка
В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.
Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.
Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе
Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.
- Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
- Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
- Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.
Психологическая защита выражается в нарушениях поведения
Фантомное чувство взрослости
Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.
В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.
В этом возрасте подростки переживают первую любовь
Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.
В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.
В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги
Возникновение школьной дезадаптации
Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.
Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.
Школьная дезадаптация - основные признаки
Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.
Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.
Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.
Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период - очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?
Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период – очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?
Разгул гормонов
По-научному этот период называется пубертатным. Он представляет собой переход из детства во взрослую жизнь и длится с 12 до 16 лет (с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону). Этот этап является очень сложным и драматичным для подростков.
Одной из главных причин этих трудностей является половое созревание, - поясняет психолог Елена Шрамко. Подростки становятся крайне чувствительными к оценке посторонними своей внешности, и это сочетается у них с самонадеянностью и безаппеляционностью в суждениях по поводу окружающих. Внимательность уживается в них с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами и общепринятыми правилами - с обожествлением кумиров, - подчеркивает психолог.
В этом возрасте подросткам начинает не нравиться своя внешность, собственное тело. Еще год назад ребенок не задумывался об этом, его все устраивало, а теперь часто повторяет: «Я уродина/урод!» (хотя на самом деле все бывает наоборот). Подросток стесняется показывать свое тело, заставляет вас выходить из комнаты, когда он переодевается, запрещает вам входить в ванную, когда он моется, отказывается фотографироваться, хотя раньше охотно позировал перед камерой.
Все это происходит потому, что в его организме происходят серьезные гормональные изменения, идет перестройка всех органов и систем. В этот период подросткам нужен материал для строительства тканей, поэтому они много едят (особенно мальчики). В то же время у них бывают перепады аппетита.
У подростков 13-14 лет нередко отмечается чередование всплесков активности, - говорит доктор психологических наук, профессор Анна Прихожан. То ребенок бодр и активен, то у него вдруг наступает усталость, вплоть до полного изнеможения. С этим связано явление «подростковой лени» (часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток ленив, все время хочет лежать, не может стоять прямо, постоянно стремится на что-нибудь опереться). Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Подростки становятся неловкими, нередко что-то ломают. Создается впечатление, что здесь присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы, - утверждает Анна Прихожан.
Так ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Все это требует большой затраты физических и психических сил. При этом бывает, что ребенок не хочет взрослеть, наоборот, хочет задержаться в детстве. Он подсознательно чувствует, что из привычного детского состояния он переходит в нечто иное. Что ему это принесет, он пока не знает, но сейчас ощущает лишь дискомфорт.
Вызывающее поведение
Также разительно меняется поведение ребенка. Он постоянно грубит, закрывается у себя в комнате, не подпускает к себе. У него часто случаются перепады настроения. Он не дает себя обнять, поцеловать. Когда вы пытаетесь это сделать, отталкивает вас, ведет себя как ежик.
Отказывается убирать в своей комнате (туда невозможно зайти, все разбросано по полу, шкафы нараспашку); отказывается выполнять домашние обязанности (вынести мусор, погулять с собакой и т. п.), а если и делает это, то со скрипом и через бесконечные напоминания.
Он как будто нарочно вас злит, провоцирует на скандал. Перестает слушаться, становится таким резким, что с ним невозможно общаться. И даже, случается, начинает обзываться, используя, в том числе, нецензурную брань...
Вы чувствуете растерянность и бессилие: неужели это ваш ребенок? Не удивляйтесь. Такое поведение выражается в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи. В этом возрасте у подростков уже накопилось напряжение от давления родителей, школы, - говорит психолог, психотерапевт Елена Савина. Подросток считает, что способен самостоятельно жить, принимать решения. А взрослые часто продолжают разговаривать с ним, как с малолетним дитятей. Отсюда - огромный протест против мира взрослых. Подросток таким образом заявляет о себе миру, при этом его жизненные цели еще не определены, эмоциональной устойчивости нет, а состояние «мечтаний» сильнее, чем сознание необходимости учиться и взрослеть.
Рождение личности
И как себя вести? Что делать? Надо понять, что в этот сложный период ребенок становится личностью. Его ни в коем случае нельзя унижать. Тем более, замахиваться! Относитесь к нему как к личности, как бы трудно иногда это ни было.
Хотя подросток и стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи от взрослых, - говорит Елена Шрамко. Подростковое «чувство взрослости» выражается, главным образом, в новом уровне притязаний, опережающем то положение, в котором фактически находится подросток. Для него очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Его представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятное, отсюда возникают конфликты, - поясняет психолог.
Сейчас для подростка главное - понимание, поддержка. Он нуждается в вашей любви как никогда, хотя внешне и делает вид, что взрослые ему не нужны. На самом же деле он нуждается в доверительных отношениях с близким человеком, который его выслушает, поддержит, одобрит, скажет нужные слова.
Несмотря на то, что подросток протестует против вас, ему до боли не хватает общения со взрослыми людьми, способными ответить на волнующие его вопросы, - поясняет Елена Савина. Но это общение он принимает только тогда, когда с ним говорят на равных, без морализаторства, окрика, просто делясь своими наблюдениями из жизни и описывая, что в этом случае результат будет такой, а в этом – такой. Дайте ему возможность самому думать, а вы, как вперед смотрящий, разложите перед ним карту жизни. Ваш интерес к жизни ребенка должен быть действительно настоящим, а не только в той части, где надо что-то запретить или отследить. Именно приятие ребенка как взрослого человека должно лежать в основе ваших отношений с подростком, - считает психолог.
Подростку нужно знать, что вы его любите, что он вам дорог. В чем это выражается? В способности прощать. Если вчера случился конфликт, не вспоминайте о нем, не зудите, не читайте нотаций. Подросток помнит случившееся, он и сам переживает. Поэтому не ворошите вчерашнее. Скажите один раз, что вы думаете по этому поводу, и закройте тему.
Как погасить конфликт
Известный американский психолог Дж. Скотт советует во время конфликтов не бросаться обвинениями и оскорблениями, а говорить только о своих чувствах. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок вас действительно понял, говорите только то, что вы чувствуете в данный момент. Например, воздержитесь от оскорбительного тона, не заявляйте: «Ты ведешь себя безобразно, хамишь, грубишь!», «Развела бардак в своей комнате! Сколько можно повторять!..» и т. д.
Вместо этого озвучьте свои чувства, скажите, что вы ощущаете в данный момент. Например: «Когда ты грубо со мной разговариваешь, меня это угнетает, я переживаю из-за того, что ты меня не любишь», «Когда в твоей комнате такой беспорядок, я чувствую, что моя просьба для тебя неважна, и мне от этого больно». Возможно, ребенок в ответ скажет: «Мне плевать!». Но это лишь маска. На самом деле он запомнит ваши слова, они окажут на него воздействие. А вот оскорбления в его адрес вызовут у него еще большую агрессию. А ваши чувства для него очень важны, хоть он и старается это скрыть. Говоря о том, что вы чувствуете, вы пресечете конфликт, не дадите ему развиться дальше.
Обходитесь без критики
В переходном возрасте у подростка очень ранимая психика. Он на все реагирует чересчур обостренно. Его эмоции бурлят, поэтому его реакция может быть несоразмерна обиде. Самой острой и непредсказуемой она может быть, когда взрослые пытаются унизить его, ущемить его самолюбие.
Психика ребенка сейчас неуравновешенна, жизненный опыт отсутствует. Если он нигде не найдет понимания, то может угодить в неподходящую компанию, где, как ему кажется, его поймут. А самое страшное, что ребенок может совершить непоправимое…
Уполномоченный РФ по правам ребенка Павел Астахов считает ситуацию с детскими суицидами в России крайне тревожной. По общему числу суицидов РФ находится на шестом месте в мире. Однако по уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В нашей стране смертность подростков от суицида превышает мировые показатели почти в 3 раза! И так происходит потому, что детям порой просто не к кому обратиться за помощью. «Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок», - говорит Павел Астахов.
На всякий случай запишите номера телефонов всех друзей вашего ребенка и, желательно, их родителей. Знайте контакты учителей, педагогов кружков, которые посещает ваш ребенок.
Этот период надо пережить
Пока у вашего ребенка происходит переходный период, запаситесь огромным терпением, любовью, и главное, умением прощать. Чтобы пройти этот период без потерь, вам понадобятся дипломатия, гибкость и маневренность.
Не сюсюкайте с подростком, не приставайте нему с излишними расспросами. Будьте терпеливы и тактичны. Ваш ребенок сейчас очень раним, берегите его. Нацеливайтесь на будущее, вместе двигайтесь вперед и помните, что этот период пройдет. Надо только набраться терпения и подождать. И все будет хорошо!
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»
По мере взросления школьника у родителей возникает масса вопросов, часть из них о половом развитии своего ребенка. Меняется не только поведение и настроение, усиливается психическое, физическое развитие. Половое созревание мальчиков, девочек наступает в разное время, для каждого случая это индивидуальный процесс, который начинается с интенсивного роста.
Что такое пубертатный период
Период с 10 до 16 лет – это то непростое время, когда наблюдается переходный возраст у представителей сильного пола. Длиться он может меньше указанного интервала, а заканчивается также неожиданно, как начался. Физиологические изменения в переходном возрасте завершаются способностью организма к размножению, когда некогда ребенок превращается во взрослого мужчину. Кроме того, происходят радикальные перемены в психологии, мировосприятии, отношении к окружающему миру. Для родителей переходный возраст – глобальная проблема, на преодоление которой уходят годы.
Когда начинается половое созревание у мальчиков
Ответ на вопрос, сколько у мальчиков длится переходный возраст, неоднозначный, имеет свои индивидуальные особенности. У одних школьников он начинается в 9 лет, а другие не ощущают первых симптомов к 11 годам. Перестройка подросткового организма стартует с 10 лет, а заканчивается постпубертатный период ближе к 16 годам. Такое переходное состояние начинается гормональным всплеском. Мальчик не осознает таких перемен, но для всех окружающих они очевидны. Пубертатный возраст протекает в несколько этапов – каждому свойственны разные симптомы.
Физиологические признаки полового созревания
Мальчик в переходном возрасте 10 лет стремительно растет, вытягивается. Мама и папа могут заметить, что его рост увеличился на 10-12 см, это не предел. Голос начинает ломаться, поэтому порой подростка собеседника очень сложно узнать при телефонном разговоре. Мальчики становятся шире в плечах, а причина этому активный рост костей, усиленный набор мышечной массы.
Переходный возраст у мальчиков дополняет половое развитие, повышенная растительность на теле. Многие юноши в этот непростой период стремятся отрастить бороду, чтобы выглядеть гораздо старше своих лет, привлекать внимание девушек. Всплеск гормонов делает парня нервным и раздражительным, имеет место нестабильность мужской ЦНС. В таком состоянии подростку свойственны симптомы гиперактивности либо, наоборот, очевидные признаки депрессии. Так сын становится мужчиной, и взрослые должны это принять.
На лице может появиться угревая сыпь, не исключены симптомы акне. Это временное явление, которое доставляет дискомфорт, внутреннюю неуверенность в себе, прививает комплекс неполноценности. Из внешних перемен стоит добавить проявления пигментации кожи, повышенное потоотделение по причине усиленной работы сальных желез. Волосы могут изменить свою структуру, а появляются не только по всему телу, но и в особенно пикантных местах.
Психологические изменения
Переходному возрасту у мальчиков свойственна повышенная чувствительность и серьезная заинтересованность представительницами противоположного пола. Отныне он испытывает не только эмоциональное, но и физическое влечение, стремится добиться объекта вожделения. Так зарождаются первые отношения, появляется любимая девушка и пылкость чувств. В семье происходит полное непонимание, и мальчик может даже уйти из дома.
Период полового созревания – это трудное время, когда мальчики-подростки считают себя излишне взрослыми и могут попасть в сомнительную компанию. Ими движет любопытство и желание показать себя, свое я. Однако недостаток жизненного опыта приводит к колоссальным проблемам. У подростка с родителями наблюдается парная игра: он старается всеми способами отделиться от них, а они возвращают его в семью. Конфликт поколений очевиден, переходный возраст у мальчиков может несколько затянуться.
Что важно знать родителям
- Подростковый возраст у мальчиков необходимо просто пережить, тем более это неприятное явление рано или поздно все равно проходит. Папа и мама должны быть не просто мудрее, но и проявить выдержку, лояльность, сохранить в семье дипломатические отношения, при этом не выпускать свое чадо из-под контроля. Один промах – и переходный возраст может перечеркнуть взрослую жизнь.
- В переходном возрасте у подростка происходит физическое и эмоциональное развитие, и ломка голоса – не единственный признак взросления. Продуктивная сперма и необдуманные поступки могут привести к раннему отцовству. Чтобы этого не произошло, взрослые должны беседовать с сыном, рассказывать ему о принципах и стремлениях взрослых людей, стать образцом для подражания.
- Когда определенные трудности переходного возраста у мальчиков сложно преодолеть, необходимо обязательно воспользоваться помощью психолога, но ни в коем случае не давить на подростка своим авторитетом, жизненным опытом, тоталитарной позицией. Если своевременно найти общий язык, то это сложное время пролетит для встревоженных родителей одним мгновением.
Видео: характеристика подросткового возраста
В 14летнем возрасте происходит формирование главных личностных установок - моральных и социальных. Подростки испытывают сомнения, не уверены в своих действиях и взрослых. Зачастую они довольно грубы, раздражительны, упрямы, капризны и непослушны. Их нужно заставлять учиться, убираться, приходить вовремя и хотя бы немного участвовать в делах семьи.
Главная потребность 14 лет - познание самого себя, поиск своего места в мире. Происходит это во время общения, размышлений в одиночестве. Часто подростки несдержанны в эмоциях, а ради осмысления собственных способностей могут бросаться в крайности. Подростки очень энергичны, что без нужного вектора это способно привести к самым неожиданным последствиям.
Основным интересом в этом возрасте является общение со сверстниками, связи со взрослыми сводятся к возможному минимуму. Даже в общении проявляются основные половые различия: девочки более коммуникабельны, нежели мальчики.
Подростки резко реагируют на несоответствие слов и поведения взрослых, считают их лжецами и выступают оппозицией такой несправедливости. Их раздражает, что взрослые направляют их по пути, который выбрали сами, не узнав мнения и не приняв интересов ребенка. Таким образом, появляется ощущение собственного бессилия, которое выражается в протесте: скандалах, побегах из дома.
Физиология возраста
Подростки продолжают расти: развивается эндокринная система, совершенствуется моторно-двигательная функция. В период роста может наблюдаться вялость и неловкость движений. Ребенок может сильно уставать, так как все силы организм отдает на собственное развитие.
Девочки в возрасте 14 лет приобретают формы взрослой женщины: увеличиваются ягодицы, расширяются кости таза, замедляется рост. Меняется голос.
У мальчиков начинают расти усы на лице - появляется пушок над верхней губой. Происходит первая эякуляция - непроизвольное семяизвержение, которое случается в среднем 1 раз в неделю.
В этом возрасте многие получают первый сексуальный опыт, который в большинстве случаев оказывается неудачным, что оставляет негативный след в психике. Если же обнаружится беременность, это станет большим стрессом для организма молодой матери и ребенка.
Статистика возраста
Численность населения РФ в этом возрастном периоде (10-14 лет) составляет 7283 тысяч человек. Из них молодых людей - 3721 тыс. человек, девушек- 3562 тыс. человек.
Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%
Вы родились в 2004 или 2005
2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.
1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.
2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.
2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.
24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.
2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.
4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.
2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.
2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.
10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).
Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.
2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.
2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».
7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.
2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.
1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.
2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.
15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.
18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.
2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.