Звучит частушечный наигрыш.
Живописная процессия с топотом и частушками входит в зал. Ряженые ведут медведя и козу.
Коляловщики:
- Эй, хозяева, слезайте с печки, зажигайте свечки!
- Коляда пришла, отворяй ворота!
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Мир дому вашему, пирогов вам с кашею!
- Шли было мимо, да завернули до дыма!
- Может, вы гостям и не рады, да не выгоняйте за ограду!
- Пришла Коляда накануне Рождества!
- А с ней и мороз через тын перерос.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Как на улице мороз примораживает нос!
- Не велит долго стоять, велит скоро подавать!
- С Рождеством Христовым!
Колядовщики поют народную песню «Дудочка дуда».
Дудочка дуда,
Ты где была? На барском дворе.
Чего делала? Коней пасла.
А где кони? За ворота ушли.
А где ворота? Водой снесло.
А где вода? Быки выпили.
А где быки? В тростник ушли.
А где тростник? Бабы выжали.
А где бабы? За мужьями ушли.
А где мужья? Пошли сено косить.
Зачем сено? Коров кормить.
Зачем коров кормить? Молочко доить.
Зачем молочко? Маслице сбить.
Зачем масло? Коляду испечь.
Зачем коляда? Гостей угостить!
Хозяин. Пожалуйте, гости! Я вас дожидался! Прошу в дом мой просторный.
Хозяйка. Мои сдобные лепешки Не лезут в окошки. Проходите, гости дорогие! Чаю испить, в игры играть, На будущее погадать — начать!
Колядовщики исполняют народную песню «Ой, мороз, мороз!».
Хозяин. А это вы кого с собой привели?
- Это козочка-коза и медведь!
Ряженый. Расступись, народ честной, Идет козочка со мной. Вот девка-козуля, Рождественская бодуля!
Водит козу.
Куда коза хвостом — там жито кустом. Куда коза ходит - там жито родит. Куда коза ногою - там густо копною. Куда коза рогом — там жито стогом.
Коза. Сейчас как дам рогом, Будешь за порогом!
Коза бегает по залу, по сцене, бодается, набегавшись, падает.
Хозяйка. Ну вот, коза уморилась и спать завалилась. Пока коза отдыхает мы споем да поифаем с залом!
Под веселый наигрыш народной песни «Коробейники» идет игра.
Игра «Музыкальный веник».
Хозяйка. Кину веничек сейчас -
Все должны пуститься в пляс
Пока музыка играет, вы передаете веник по кругу.
Музыка прекращается - у кого веник остается, тому приз наш достается!
Победителю вручается березовый веник.
Хозяйка. Молодец, боярыня (боярин), Веничек тебе мы дарим - в русской бане косточки попарить и здоровьице поправить!
Хозяин. Ну что, хватит пока песни петь да играть!
Будем праздник продолжать! Помните, как у Жуковского в поэме «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Сейчас все загадывают желание, хорошо? А теперь узнаем, сбудется ли оно у вас.
С завязанными глазами надо сесть на стул. Если это игроку удается, то и желание его в Новом году исполнится.
Ряженый. Хозяин дорогой, а что это у тебя хозяйка невесела?
Хозяин. Глупый ты человек! Аль не смекаешь? Понравиться, вишь, вам, молодым хочет!
Ряженый. Да сколько ей годков-то?
Коли больно молодая, так я не возьму,
Чай, деда моего махоньким помнит?
Хозяин. Что ты еще, братец! Баба, вишь, молодая.
Ряженый. Бабе твоей, наверное, два ста без десятка? А плясать ещё может?
Звучит общая плясовая. Хозяйка пляшет и падает.
Хозяин. Ой, хозяйка моя Работящая была! Желанная моя, красотка моя, Принцесса ты этакая!
Хозяйка (вскакивая под частушечный наигрыш). По селу пойдем,
Что-нибудь да сделаем: Окна, двери заколотим Да замок приделаем!
Ряженые:
- Спасибо за приветствие! Счастья и здоровья!
- Спасибо этому дому, пойдем к другому!
- С праздником, с Рождеством Христовым!
Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки»
Под музыку дети средней, старшей и подгот.гр. входят в зал.
Ведущий: Все на Святки, все на Святки, проходите-ка, ребятки!
И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?
Дети: Да!
Ребёнок: Это что такое – Святки?
Вед: Вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.
Леденьё пришло, зиму в дом принесло.
Коней в сани запрягло, в путь- дорожку вывело.
Хорошо, что каждый год к нам зима приходит.
Песни звонкие поёт, хоровод заводит. У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола летели - Овсень и Коляда!
Там лето - здесь зима!
Как они летели - все люди глядели.
Как они садились - все люди дивились.
Как они вспорхнули - все люди вздохнули...
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон - зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» - это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого - будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.
Но сильно огорчаться не стоило - это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное - Коляда - выше земного - Овсеня, выбирать нужно его.
Овсень - это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье - в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии - огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.
Хороводы: «Слышишь кто-то идёт..» (ст. и подг. гр)
«Это что же за народ» (средняя)
В зал под музыку заходят Баба-Яга с чертом.
Баба-Яга: Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь. Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)
Чёрт: О! Испортить дорогу! Замести дорогу!
Баба-Яга: Молодец, чернявенький! Но этого мало.
Чёрт: Проникнуть к колядовщикам на гулянье!
Баб-Яга: Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю!
Чёрт: О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.
Баба-Яга: И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?
Чёрт: Весь в тебя, Баба-Яга.
Баба-Яга: Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе. Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая!
Звучит весёлая музыка, Баба Яга берёт веник и подметает пританцовывая.
Баба-Яга: А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!
Улетают.
Вед: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертом. Позовём гостей, будем радоваться, веселиться, в игры играть и в танцах кружиться.
Пусть на небе звёзды засияют, а на земле снежинки засверкают.
Танец с «султанчиками».
Входят ряженые.
1. Пришла коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
2. Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем, с Рождеством всех поздравляем!
(рассыпают зерно)
3. Уж как наша коляда ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт, всем поклон она шлёт!
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Хоровод «Вперёд четыре шага» общая
Дети садятся на стульчики. Заходит Баба-Яга.
Баба- Яга: Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества.
Вед: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?
Баба-Яга: Не я! Это кот… он не доел, а я ему помогла.
Вед: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята?
Дети: Да!
Вдруг из-за двери в зал летит веник.
Вед: Это ещё что за шутки?
Чёрт: (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.
Вед: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)
Из-за двери вылетает башмак.
Вед: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.
Чёрт: Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,
К вам насилушку добрался.
Уж как рад я, уж как рад, что увидел вас, ребят!
Веселиться я люблю, все вставайте на игру,
Кто мне в лапы попадёт - тот со мной плясать пойдёт!
Игра «Веселый мешок»
Дети сидят на стульях. Звучит весёлая музыка. Чёрт с Бабой-Ягой берут мешок без дна и пытаются посадить туда нескольких детей. Ребёнок залазит в мешок с одной стороны, выскакивает с другой и убегает на место.
Черт: Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.
Баба Яга: Черт побери, почему мешок пустой? Сбежали! Обманули!
Вед: Кыш, кыш, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес!
Чёрт и Баба-Яга убегают. Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке.
Ряженые.
1. Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.
2. Из снежинок чистых, новых я Снегурочку слеплю.
И весной её не брошу – в морозильник поселю!
3 . Вот пришла к нам Коляда накануне Рождества
Шире двери открывай. Поздравляй всех, поздравляй!
Ведущий: А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?
Ну давайте погадаем, под горшочек мы заглянем.
Игра со взрослыми «Гадание на горшочках»
(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Несколько детей встают в хоровод и поют, после песни гость выбирает горшочек.)
Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:
Что сбудется, станется? Плохое пусть останется.
Значение содержимого горшков:
1. Полотенце: Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.
2. Булка: Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.
3. Колечко: Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.
4. Лента: Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.
5. Пуговица: Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью.
К шестому горшку бежит Баба-Яга.
Баба-Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!
Достает веточку от елки из шестого горшка.
Что это? Растолкуй?
Вед: Видно – к новой метле!
Баба-Яга: (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?
Вед: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?
Баба-Яга: Ой, не так уж и много. Я ещё очень даже молодая. Сейчас докажу.
Тай, тай, налетай, в игру со мною поиграй!
Я - Бабка Ежка, Костяная ножка!
Буду вас развлекать, буду с вами играть!
(Дразнит детей) Девочки с усами! Мальчики с косами!
Ну-ка в круг скорее встать! Будет бабушка играть!
Игра «Бабка Ёжка – костяная ножка»
Баба Яга стоит в центре круга, в руках у нее помело(веник) Под песню дети идут вокруг Бабы Яги, дразнят ее, затем разбегаются. Баба Яга помелом старается дотронуться до детей - "заколдовать", как коснется ребенка - он застывает в любой позе.
Баба Ёжка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: « У меня нога болит.»
Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на лужайку, испугала зайку!
Вед: Ну, что ж, ребята, наш праздник подошёл к концу.
Загадаем все желание, чтобы легче стало прощанье!
Чтобы счастье и веселье круглый год, чтоб гостей невпроворот!
Баба Яга: Ой, я тоже желание загадала. Хочу к следующему Рождеству стать умницей – красавицей. И фотомоделью. Страсть как фотографироваться люблю. Ребятки, давайте с вами на прощание сфотографируемся.
Дети фотографируются с персонажами и расходятся по группам.
Катаева Марина Алексеевна,
МБДОУ «Путинский детский сад»
Сценарий праздника
«Гуляют ребятки в Рождественские святки»
(Старшая и подготовительная группы - 2018 г)
Цель:
Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Продолжать знакомить детей с обрядом колядования на Руси.
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Коляда- муз.руководитель в народном костюме Катаева М.А.
Хозяйка- воспитатель Печёнкина Г.И.
Дядька Николай-воспитатель Солодянникова Т.С.
Хозяйка Акулина-воспитатель Бузмакова Н.В.
Колядовщики- дети старшей и подготовительной групп.
Оборудование: 3 домика, печка, столик, свеча, тарелки 6 штук для гадания, звезда на шесте, угощения для детей, мешок, лай собаки в записи, метла, шумовые музыкальные инструменты, платочки.
Ход праздника.
Под музыку (аудиозапись) "Коляда да Коляда-то" дети подготовительной и старшей групп с воспитателями входят в зал. Встают в две шеренги напротив друг друга.
Воспитатель подг.гр.: Все на святки, все на святки,
Все пришли сюда ребятки.
Вы не слышали ребятки
Что это такое –святки?
Что ж, придётся рассказать
И, конечно показать!
Воспитатель ст.гр .: Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
Воспитатель подг.гр.
: От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные Колядки,
По дворам ходили в Святки.
Воспитатель ст.гр. : Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
Звучит весёлая музыка, воспитатели замечают мешок.
Воспитатель подг.гр.: Ой! Откуда здесь такой большой да красивый мешок?
Воспитатель ст.гр. : С чем мешок-то?
Воспитатель подг.гр.: А давайте развяжем да посмотрим!
Развязывают мешок, из него выскакивает девочка Коляда.
Коляда: Я –Коляда, гостья жданная,
Гостья в каждом доме желанная.
Каждый год издалека прихожу.
Прямо с неба по золотым мосточкам перехожу.
Всем, кто меня встретит да приветит,
Добра пожелаю, да всем пожелаю.
Коляда: Красны девицы и добры молодцы!
Собирайтесь и наряжайтесь – на колядки со мной отправляйтесь!
Коляда
(поёт)
Как пошла Коляда вдоль по улице гулять!
Вдоль по улице гулять-с Рождеством поздравлять!
Дети с воспитателями:
Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
Коляда: Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла!
Разбирайте бубны, ложки,
Колотушки и гармошки.
Будем кругом мы ходить,
Коляду заводить.
Воспитатель подг.гр. : Пойдём с нами по дворам колядовать
Там живут люди богатые
Все добро гребут лопатою!
Глядишь, и нам чего-нибудь достанется.
Под музыку колядовщики идут по кругу друг за другом с колядками и подходят к избе, стучатся в двери и поют колядки.
Колядка : Колядка:
Коляда - маляда, Коляда, Коляда, подай пирога.
Прикатила молода Не подашь пирога, то корову за рога,
Мы нашли Коляду А подашь пирога- целый двор живота!
Во широком во двору Кто подаст лепешки – золоты окошки,
Давай подавай, неси целый каравай!
Коляда: Скок на крылечко,
Бряк во колечко,
Дома ли хозяйка с хозяином?
Колядовщикам никто не открывает. Они снова стучатся и поют колядки.
Колядовщики: Пришла Коляда накануне Рождества
Дайте коровку, масляну головку,
А дай бог тому, кто в этом дому!
Наделил бы вас господь
И житьём, и бытьём, и богатством!
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Велит скоро подавать
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог.
Или денежку копьём,
Или рубль серебром.
Воспитатель: Наша хозяюшка-то во дому
Что оладушек в меду.
А её деточки-что конфеточки,
А её муженёк – что на пальце перстенёк!
Все хором: С Новым годом! С Новым годом! С.Рождеством!
Коляда: Чтоб поросятки водились!
Чтоб горшки не бились!
Чтоб мука была в амбаре!
Чтобы жили как бояре!
Счастье да любовь, да совет на долгий век!
Все вместе: Впустите в дом, угостите ладком.
Коляда: Никто не открывает, видимо дома нет никого, пойдёмте
Колядка: Уродилась коляда накануне Рождества!
Открывайте окно, запускайте Рождество!
Ой, Коляда, Колядица моя!
Ой, Коляда, Колядица моя!
Уж ты, тетушка, подай, ты, лебедушка, подай!
Курочку с хохолком, петушка с гребешком!
Ой, Коляда, Колядица моя!
Ой, Коляда, Колядица моя!
Играет музыка. Дети делают круг и останавливаются перед домом. Поют колядки.
Поют: Овсень, овсень, гулял по всем.
По закаулочкам, по проулочкам.
Кому песни поём, тому сбудется,
Тому сбудется, не забудется.
Коляда: Выходи, хозяин, выходи боярин!
Принимай гостей со всех волостей!
Колядующие стучат в окно. Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не выходит. Слышно лай собаки.
Коляда: Может крепко спит дядя Николай? Давайте ему ещё колядку
Поют: Коляда-маляда,
Приходила молода.
Мы нашли коляду
Во широком во двору.
Выходит, потягиваясь, дядька Николай.
Дядька Николай: Кто тут орёт, спать не даёт?
Дети хором: Это мы колядовщики. Мы пришли поздравлять, хозяев
величать.
Дядька Николай: Ишь чего надумали, по дворам ходить, людей добрых тревожить. Сидели бы дома на печке, мороз-то какой. Уходите прочь! (уходит в дом) .
Коляда: Хозяин, слезай с печки, доставай свечки,
Открывай сундучок, доставай пятачок,
Нам славить некогда, мы озябли.
Дядька Николай: Я вам озорникам, угощенье-то приготовлю, уж я вас угощу.
Разгоняет всех метлой.
Коляда: Уж ты Коля –Николай
У, жадина-говядина!
Чтоб тебе ни кола, ни двора, ни куриного пера.
Сиди дома, не гуляй.
В тёплом местечке, с бабушкой на печке. (смеются)
Коляда: Пойдёмте под другим окошком поколядовать немножко.
С колядками уходят.
Коляда: Ой, что-то мы замёрзли. Пойдёмте к тёте Акулине погреться.
Идут с колядками по кругу.
Дети подходят к дому тетушки Арины. Останавливаются у дома, стучат.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Тётушка Арина:
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Ребенок: Уж ты, тётушка, подай,
Ты, лебёдушка, подай!
Ты подай – ка пирог,
С рукавицу широк!
Подавай, не ломай
И начинку не теряй!
Ребенок: Подавай и каши –
Золотые чаши.
Или ступу молока;
Или блюдо киселя,
Или хлеба ломтику,
Или денег полтину!
Ребенок: Наша – то Коляда –
Ни мала, ни велика!
Она в дверь не влезет,
В окно не въедет.
Не ломай, не считай,
Весь пирог подавай.
Хозяйка: Пироги достанутся наши лишь тому, кто споет и спляшет.
Девочки вместе с Колядой собираются в кружок,
шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй-ка, балалайка, Эй, топни, нога,
Балалайка - три струны! Топни, правенькая.
Подпевайте, не зевайте, Я плясать пойду,
Выходите, плясуны. Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать, По деревне я шла
Стояла и стеснялася, И Ванюшу видела,
А гармошка заиграла - Под кустом сидел и плакал -
Я не удержалася! Курица обидела!
Я маленькая девочка, Мы всегда везде такие -
Я в школу не хожу, Утром, вечером и днем,
Купите мне сандалики, Потому что мы частушки
Я замуж выхожу. Развеселые поем
Раздайся, народ, У частушки есть начало,
Меня пляска берет; У частушки есть конец,
Пойду, попляшу, Кто частушки наши слушал,
Себя людям покажу. Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.
Коляда: Тётушка Акулина, а не пора ли колядовщиков в избу пригласить?
Прикажите, не держите, наших ножек не знобите.
Акулина: Приглашу, коли загадки наши отгадаете.
1.Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
2. Скатерть бела
Весь мир одела. (Снег)
3.Шёл я по тюх-тюх-тю,
Нашёл я Валюх-тюх-тю.
Кабы не эта Валюх-тюх-тя
Съела меня тюх-тях-тя!
(Дети не могут отгадать, Акулина говорит, что он просто пошутил.
И приглашают всех к себе в гости.)
Акулина: Садитесь, садитесь, гостюшки!
Гостите, сколько хотите.
В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!
Игра «Тесто» (под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.
Акулина: Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?
Коляда: Хочу.
Акулина: Ну что, тесто готово, давайте стряпать пирог.
Игра «Пирог »(под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга.
В середине – водящий «пирог».
Все поют: Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Акулина: Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать?
Коляда.
Да, в Рождество самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки? Погадаем-ка, ребятки!
Акулина: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл святочных вечеров. Сейчас я зажгу свечу. Она всю недобрую силу гонит. Она от сглазу спасает, из нутра нашего всю гниль выводит. Погадаем на тарелочках. Давайте же девочки, выбирайте себе тарелочку.
(Под чашками лежат карточки с изображением мышки, саночек, лопаты, нитки, петушка, капусты).
Акулина: (водит руками над тарелочками и приговаривает)
Суженый, ряженный, приди меня разувать.
Умой меня, причеши меня.
(Хозяйка вытаскивает картинку из этой чашки и говорит, показывая её, что ждёт обладательницу этого гадания).
Мышь. Мышь пищит,
100 рублей тащит
Кому спели, тому добро. (К богатству)
Нитки. На лавочке сижу,
Длинные нитки вожу,
Ещё посижу, ещё повожу. (К долгому девичеству)
Петушок. Рылся кочеток на завалинке,
Вырыл кочеток да жемчужинку.
Кому мы спели, тому добро. (К счастью)
Саночки. Саночки – самокаточки,
Куда поглядят,
Туда и покатят.
Кому спели, тому дорога. (К дороге)
Лопата: За рекой мужики живут богатые,
Гребут золото, да всё лопатою.
Кому песню поём, тому добро,
Тому сбудется, не минуется. (К богатству)
Капуста. Секи, мать, капусту,
Пеки пироги,
Тебе будут гости.
Ко мне женихи. (К замужеству)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»
Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь
Пояснительная записка:
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.
Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.
Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.
1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.
2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.
3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.
4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).
5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.
6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.
7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.
8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.
9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.
10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.
11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Предполагаемый результат:
Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.
План мероприятия:
1. Разыгрывание сценок колядования.
2. Пение колядок и святочных частушек.
3. Аттракцион «Перетягивание каната».
4. Шумовой оркестр.
5. Сценка «медведь и Коза».
6. Игра «Хвост Бабы Яги».
7. Игра «В цапки».
Материалы и оборудование:
1. Предметы русского быта и прикладного искусства.
2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.
3. Костюм для Ведущей.
4. Детские костюмы Медведя и Козы.
5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.
6. Корзины для угощения.
Действующие лица:
1. Ведущая (взрослый).
2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).
3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).
Предварительная работа:
1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.
2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.
3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Литература:
1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.
2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.
3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.
4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.
5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.
6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.
7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.
Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.
Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.
Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.
Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.
Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.
Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.
Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?
Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.
Дома ли хозяева?
Хозяин и Хозяйка:
Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».
Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!
Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:
Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!
Чтоб здоровы были, много лет жили!
Желаем всем счастья, здоровья!
Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:
Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!
Колядовщик:
В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.
Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!
Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!
Коляда – молода, зашла в новы ворота.
А за ней и Мороз через тын перерос.
Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.
Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!
Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.
Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.
Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.
1 Колядовщик:
Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:
Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:
Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!
Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Коляда-моляда, золотая борода.
Позолоченный усок, по рублю за волосок,
Подай, тётушка, подай, матушка,
На тарелочке, да на блюдечке.
4 Колядовщик:
Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:
Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.
Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:
Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:
Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)
С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!
Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Как Христово Рождество подкатилось под окно.
А как наша коляда ни мала, ни велика.
Под окошком шьёт, пироги подаёт.
Открывайте окно, запускайте Рождество!
А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».
Максим, что ты хочешь нам сказать?
Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.
Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!
Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!
Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».
Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/
Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:
Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.
(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"
Играют с мишкой несколько раз.
Мы сегодня пришли и козу с собой привели.
Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:
Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.
Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?
Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.
Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.
Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».
Игра «Хвост Бабы Яги».
/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./
А какой же праздник без весёлых частушек.
Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.
И частушки пропоём всем на удивление.
2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!
Мы народные таланты, нами край наш славится.
Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!
Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:
Да и где же это видано, да и где же это слышано.
Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!
Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!
Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!
Да и где же это видано, да и где же это слышано!
А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».
Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:
Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.
Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.
Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.
Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.
Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!
Новогодние святки - Сценарий для детей старшей и подготовительной групп. В зале детей встречает ведущая (взрослый) и двое детей, одетых в русские народные костюмы. Дети входят в зал под любой народный напев или инструментальный наигрыш, рассаживаются: по одной стороне от ведущей
Девочки, по другой
Мальчики.
Ведущая.
Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них
Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.
Праздник начинается!
Гости мои дорогие,
Пожилые и молодые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
1-й ребенок.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними прабабушки.
2-й ребенок.
Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.
1-й ребенок.
А что такое святки?
2-й ребенок.
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
1-й ребенок.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
2-й ребенок.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
Ведущая.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.
Занавес открывается. На сцене, слева, стоит стол, вокруг
Стулья, на столе
Скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидят молодые Хозяин и Хозяйка, поодаль
Бабушка. Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку-качалку. Справа на сцене
Маленькая скамейка, на ней ручная прялка, старинные утюги, горшки и т. д.
Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие, длинные, кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавлялся!
А времечко-то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Бабушка.
Да разве сейчас колядовать могут? Так, название одно осталось. Вот в наши времена было, вот это да! Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли. Весело-то как было!
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
А приготовила ли ты, Наталья, чем ряженых-то угощать?
Хозяйка.
Да приготовить-то приготовила, да вот придут ли? Ой, кажется, Глаша проснулась.
(Достает из кроватки ребенка).
Потягушечки,
Подрастушечки!
Поперек толстушечки!
Хватушечки,
Бегушечки.
Бабушка.
Дайте-ка и бабушке понянчить. (Берет "ребенка", качает из стороны в сторону).
Тпрушки-потпрушки,
Поехали старушки.
Черт их понес,
Не помазал колес.
Колеса убежали,
Старухи те пропали.
Теперь моя очередь с дочкой позабавиться. (Берет "ребенка", подбрасывает на коленях, а затем делает вид, что роняет).
Хорошая дорога.
Вот стала что-то хуже
Шаляет, валяет (2 раза).
На мостике, под мостиком (2 раза)
Издалека слышна песня.
Мы ходили-походили
По проулочкам.
Эй, Овсень! Эй, Овсень!
Мы искали, искали Сергевнин двор.
Эй, Овсень! Эй, Овсень!
Мы нашли ее двор среди Москвы,
Среди Москвы
Ворота Красны.
Эй, Овсень! Эй, Овсень!
На второй фразе раздается стук в дверь. Хозяйка берет "ребенка", кладет в кровать. Хозяин тем временем открывает дверь. С продолжающимся пением входят ряженые (взрослые), к ним присоединяется группа детей.
Ряженые.
Зароди, Боже,
Жито в пшеницу,
Всякую яровицу,
А в поле ядро,
А в доме добро.
Куда конь хвостом
Там жито кустом,
Куда коза рогом
Там жито стогом.
Все вместе.
Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом!
С Новым счастьем!
С Новым здоровьем!
(Кланяются).
Все колядующие исполняют песню "Сеем, веем" несколько раз. Под ее исполнение один из ряженых "сеет" зерно (имитирует рукой движение сеятеля), разбрасывает его во все углы дома.
Ряженые.
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
1-й ряженый.
Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
2-й ряженый.
Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!
3-й ряженый.
А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?
Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.
А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь.
Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.
(Топает ногами).
Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь.
Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Ах, мой Миша, дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили.
Бабушка.
Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали.
Ведущая.
У нас здесь две команды
Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получаете снежинку-холодинку, за неправильный
Проводится игра "Ведьмина метелка". Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору
Коняшка. (Сани).
Упрятались голышки во мохнатые мешки,
Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке).
Идет Егорка
Бела шубенка. (Снег).
Глянули в оконце,
Лежит белое суконце. (Снег).
Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал,
Все окна расписал. (Мороз).
Текло, текло и легло под стекло. (Лед).
Я вода да по воде же и плаваю. (Лед).
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга).
Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает
Ковром устилает. (Снег).
С детьми проводится еще несколько игр.
"Чудеса в решете"
4 блюдца, 20 горошин, 2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.
"Догадайся
Ответь"
Выбирается из команды игрок. Дети другой команды делятся на две или три группы. Каждая, посовещавшись, задумывает слово. По знаку ведущего все одновременно громко начинают скандировать загаданное слово. Так же по знаку прекращают. Выбранный ранее игрок другой команды должен назвать те слова, которые ему удалось разобрать. Если задание выполнено, команда получает поощрительный знак.
"Дедкины потешки"
Всегда в любой деревне был дедок, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц-поговорок да скороговорок, частушек. Детям предлагается принять участие в соревновании.
а) "Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь" (скороговорки предлагают сами участники или ведущая).
Вязку сушек
Сушил Сашка на суше.
У Сережи в сапожки
Попали сережки.
Галка-копалка,
Куда-то подевал-ка.
Подберезовик у березы
Зараспереподберезывался.
У дороги крутороги
Повалили сена стоги.
б) "Я начну пословицу, а вы закончите". Хором дружно отвечайте:
Без труда… не вынешь рыбку из пруда.
Делу время…
Потехе час.
Кто любит трудиться… тому без дела не сидится.
Рукам работа…
Душе праздник.
Труд человека кормит… а лень портит.
Терпенье и труд… все перетрут.
Друга ищи, а найдешь…
Береги.
Других не суди … на себя погляди.
Играть играй, да дело… знай.
Красота приглядится, а ум… пригодится.
Кто много говорит, тот мало… делает.
Делу венец.
в) Кто больше частушек знает.
Игра "Баба Яга"
Дети встают в круг. В центре
Водящий:
Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей
- "заколдовать": как коснется ребенка
Он застывает в любой позе.
Баба ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом и говорит :
У меня живот болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку
Испугала зайку.
Ведущая.
Состязания заканчиваются. (Ведущая подводит итоги). У нас остались фанты за неправильные ответы. Ну-ка, выходите, у кого фанты в руке? Придется вам фанты отрабатывать.
Ведущая предлагает "фантам": проскакать на одной ножке, прокукарекать, дернуть соседа за нос, поздравить с Новым годом, проскакать зайцем и другое. Но все это делается одновременно по команде ведущего.
Ведущая.
Колядки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне пошли,
Вместе Коляду нашли.
Коляда-моляда
Всех ребят созвала,
Всех ребят созвала,
Всем гостинцы раздала.
Хозяин с Хозяйкой и Бабушкой выносят угощения и приглашают детей к чаю в группу.
Ведущая.
Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!
Хозяева.
И вам спасибо, что не обошли наш дом.
Все дети и взрослые.
С Новым годом!
С Новым здоровьем!
С Новым счастьем!
Под мелодию русской народной песни дети выходят из зала.
Пояснение.
Перед праздником с детьми следует побеседовать об особенностях проведения дня Василия Великого на Руси. По старому стилю Васильев день приходился на 1 января (14 января по новому стилю), поэтому и Деда Мороза нередко величали Васильевичем. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков, считали в народе. Новогодним вечером отмечали покровителя свиней святого Василия, варили и разбирали по косточкам свиную голову. Хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой снеди: ряженые придут
Их за стол посадить нужно, досыта накормить, напоить и с собой завернуть, что пожелают. Гостей на празднике обсыпали зерном (щедрованье), желали при этом: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому на весь крещеный мир".
Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу. В некоторых деревнях, например, перед полночью собирались в избе стар и млад. Один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, надевал старую, оборванную одежду, другой
Обычно подросток или мальчик _ надевал красную рубашку, специально приготовленную для этого случая белую шапку с кисточками. "Старик"
Уходящий год
Садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу радостно вбегал мальчишка
Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. "Старый год" при общих криках, насмешках выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра:
С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были,
Многи лета жили!
Дети, приплясывая, выкрикивали:
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом "сеятелей", бросали горсть зерна в красный угол и пели, выкрикивая:
Сею-вею, подсеваю,
С Новым годом поздравляю!
Со скотом, с животом,
С малым детушкам,
С малолетушкам!
Сколько на кусточке веточек,
Столь бы у вас было детушек!
С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!
Существовали и другие, сходные приговоры:
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
Копнами,
На столе
Пирогами.
С Новым годом, с новым счастьем,
Хозяин, хозяюшка!
Поскольку Василий
Покровитель свиней, свинятник, как говорили в народе, можно предложить детям загадки, пословицы про свинью.
Ничего не болит, а все стонет.
По земле ходит, неба не видит.
Хвост крючком, нос пятачком.
Была бы свинка, будет и щетинка.
Гусь свинье не товарищ.
Свинья грязи найдет.
Свинья белорыла, тупорыла,
Полдвора рылом изрыла.
В Новый год, как и на Рождество, девушки гадали, желая узнать свою судьбу: далеко ли, близко живет суженый, беден он будет или богат, выйдут ли они замуж в этом году или не выйдут совсем. Часто пели "подблюдные" песни. В блюдо складывали кольца, брошки, другие украшения, закрывали его и под пение вынимали по одному предмету. Хозяйка предмета из песни узнавала о своем будущем.
Мышь пищит, каравай тащит,
Да еще попищит, да другой притащит.
Да кому мы спели, тому добро,
Кому вынется, тому сбудется.
Лежит кошечка в печурочке,
Ой, люли!
Обложилася котенятками.
А чей перстенек, того и песенка.
Кому вынется, тому и справдится.
Идут сваты богатые.
Один сват в лаптях,
А другой в сапогах.
Кому поем, тому с добром,
Кому сбудется, не минуется.
Сей, мать, мучицу,
Пеки пироги.
К тебе будут гости,
Ко мне женихи.
Кому мы спели, тому и добро,
Скоро сбудется, не минуется.
Идет котик да по лавочке,
Ведет кошечку да за лапочку.
Ой, кому поем, ой, тому добро.
Гадали девушки и с петушком. На полу раскладывали различные предметы: хлеб
К жизни сытой и богатой; соль
Муж будет вредный и сердитый; зеркало
Муж-щеголь; уголь
К долгому девичеству; вода в блюдце
Муж будет выпивать; монетки
К богатству. Договаривались девушки, кому будут гадать, опускали петуха и следили, к какому предмету он направится
Такова и судьба.
Можно было узнать свое будущее, бросив башмак или валенок за ворота избы,
В какую сторону носок
Оттуда и жених придет. А имя суженого
Имя первого попавшегося на улице мужика.