Современная Гуманитарная Академия
Телеэссе
по дисциплине: Этнопедагогика и этнопсихология
Тема:
Выполнила студентка:
Захарова О.В.
Харабали 2009
Введение
Воспитательные традиции христианских народов
Заключение
Введение
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия. Религия - важнейший феномен человеческой цивилизации. В соотношении с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль - этноинтегрирующую и этнодифференцирующую. Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является, в частности, одностороннее воздействие на личностное становление.
Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего содействуют формированию у них самостоятельности и способности противостоять неблагоприятным воздействиям среды. Христианство - самая распространенная в мире религия, объединяющая около 2,5 миллиардов последователей. Христианские страны создали самую высокую цивилизацию на планете.
Идеи христианства, воспринятые на всех материках Земли, сформировались 2000 лет назад и привлекали самых разных людей, потому что в их основе лежало сострадание и спасение, вера в искупительную силу мессии Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человеческие. Христиане ожидают второго пришествия Христа и Страшного суда, установления царства Божьего. Верующие ждут вечной жизни после смерти. Среди христиан нет единства. Первый идейный раскол среди верующих произошел в 1054 году, когда появились две ветви - православие и католицизм, позднее откололась ветвь протестантов. Для христианина важен каждый человек, которого он должен найти, если тот потеряется. Христианская доброта и христианское всепрощение не означают, что заблуждающийся может поступать так, как ему хочется.
Воспитательные традиции христианских народов
Археологические исследования дают основание утверждать, что традиции народного воспитания у православных христиан стали складываться в VI-IX вв. По мере разделения поселений на городские и сельские формировался не только разный уклад жизни, но и некоторые воспитательные традиции. Сказывался и социальный статус семьи - простых селян или князей. Но в целом характер воспитания определяла вера, ибо православие лежало в основе всей духовной жизни славян.
Семья в крестьянской общине была важнейшим институтом воспитания детей и подростков. Она была тем жизненным очагом, который помогал человеку чувствовать себя социально защищенным. Семейное воспитание на протяжении многих веков имело могучую силу.
Авторитет родителей был чрезвычайно велик. Их взаимоотношения с чадами были основаны на безусловном послушании детей - независимо от их возраста. Взрослые сыновья приводили невесту сначала в родительский дом. Как правило, отец принимал решение об их отделении.
Неженатых общество порицало. Беднякам во время свадьбы помогали всем миром - деньгами и продуктами. Устраивалась «помочь» - коллективно и безвозмездно возводился дом.
Развод у крестьян считался страшным позором, и разводы были крайне редки. Если сохранить семью не удавалось, то разведенных с немалой долей иронии и осуждения называли соответственно «соломенный вдовец», «соломенная вдова». Им в течение 5-6 лет не разрешалось венчаться вновь. Родители «соломенных» вдов и вдовцов не принимали у себя, священник в церкви «не брал их иод крест».
В крестьянских семьях были дети разных возрастов. Многодетностью гордились.
Воспитание детей происходило как бы исподволь, опосредованно. Отец никогда не говорил сыну: «Я тебя воспитал». Чаще всего утверждал: «Я тебя выкормил и выпоил».
За детьми, как правило, закреплялись посильные обязанности. Для каждого возраста был четко определен круг работ. С 6-7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огородные культуры. Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост. В косовицу и жатву ребятишки ирисматривали за домом, за младшими братьями и сестрами, поили и кормили скотину. С 10-11 лет мальчики участвовали в рыбалке, а девочки вместе с женщинами помогали рыбакам плести сети и разделывать улов. Девочки рано приобщались к ведению домашнего хозяйства и рукоделию, приготавливали пищу. С 12-летнего возраста они умели печь хлеб.
Дети рано узнавали цену хлеба. Отношение к продуктам труда было чрезвычайно бережным, уважительным. О хлебе даже не очень хорошего качества никогда не говорили «плохой». И тем более его никогда не выбрасывали. Каждый ребенок видел, как мать или бабушка сметали крошки хлеба со стола и отправляли их в рот. Дети наблюдали, как родители подают нищим, принимают странников, помогают обедневшим, погорельцам, ухаживают за больными, опекают убогих. Например, у старообрядцев особой заботой были окружены одинокие старики и старухи. Каждую субботу и в праздники крестьяне через детей посылали им разные продукты со своего стола. Идеи милосердия, таким образом, имели у крестьян не абстрактный характер, а были наполнены конкретным, жизненным, живым содержанием.
Родители стремились воспитывать в детях смелость, трудолюбие, правдивость, честность, вежливость, почтительное отношение к старшим. Воровство, трусость, леность считались страшнейшими пороками. Крестьянские избы не запирались на замок. Лентяев и пьяниц «справные» крестьяне презирали. Гуляния по престольным праздникам не в счет: «справный» мужик ума не пропивал, потому что знал, что за него никто не напоит, не накормит скотину, никто не вспашет, не запасет сена.
Дети в крестьянской семье с раннего возраста приобщались к труду. О степени взросления ребенка судили не по тому, как он одет, а по тому, что он научился делать. Ребенок воспитывался в труде и именно в нем учился искать для себя удовлетворение. Уже шестилетний малыш любил домашнюю работу, гордился своим участием в ней наравне со взрослыми. Вспомним поэму Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Отрывок из нее под названием «Мужичок с ноготок» ребятишки заучивают наизусть еще в начальной школе. Но интерпретируется он односторонне. Учителя говорят детям о ранней эксплуатации детей в крестьянской семье по причине ее крайней нищеты. А о том, что ребенок гордится своим трудом, что работает с удовольствием и испытывает чувство собственного достоинства, современные учителя чаще всего умалчивают.
Большое внимание уделялось физическому развитию мальчиков. Многие детские игры (лапта, например), включая в себя бег, прыжки, метание предметов, вырабатывали выносливость и смекалку. В этих играх формировались навыки социального поведения. Детей рано приучали скакать верхом. Мальчика сажали на коня в двух-трехлетнем возрасте. Дальнейшее обучение верховой езде делало из подростков и юношей лихих наездников. Ни один праздник не обходился без скачек, где молодежь демонстрировала свою удаль.
Немалая роль отводилась умственному воспитанию. Долгими зимними вечерами в грамотных крестьянских семьях устраивались коллективные чтения. В сибирской крестьянской семье можно было услышать о Ледовом побоище, Куликовской битве, опричнине, Смутном времени, о расколе православной церкви, о реформах Петра Первого и многом другом.
На семейных посиделках говорили о Державине, Крылове, Пушкине, Лермонтове, Сурикове, Есенине, Майкове и других русских поэтах.
В семьях ценили опрятность. Женщины по субботам до блеска выскабливали полы в избе, столы. Не бывало случаев, чтобы раз в неделю перед баней не сменялось Постельное и нательное белье, которое проглаживалось паровым утюгом или тщательно прокатывалось рубелем. Только в чистых рубахах выходили пахари на ниву и косари на покос.
Важнейшим правилом было воспитание у детей уважения и почтительности к старшим. Действовал принцип: «Старший сказал - делай». И неважно, кто был старшим: отец или дед, старший брат или сосед Старики особо почитались. На улице при виде старика замедляли шаг, снимали шапку, спешили поклониться. Нарушение этого правила не проходило незамеченным. Крестьянская община «чужих» детей не знала. Старший обязательно спрашивал провинившегося: «Чей будешь? Пойди и скажи дома, что стариков не уважаешь, а я к вам вечером зайду». И тот непременно сообщал дома (отцу, деду) о своем проступке и обязательно подвергался самому суровому внушению, а то и наказанию.
Вечерами старики действительно собирались, беседовали о прошлой и настоящей жизни. Молодежь в их разговоры никогда не вмешивалась.
При стариках не курили, не появлялись небрежно одетыми, женщины и девушки не показывались перед ними без головных уборов. Старики следили, чтобы безусые и безбородые не употребляли спиртное, а взрослые не пили в будни.
Важную роль в воспитании играло и общество сверстников. Молодежь участвовала в различных состязаниях, колядовала, славила Христа, водила хороводы, общалась на вечерних посиделках, пела русские народные песни и частушки. Случаи хулиганства или озорства были редкими. Жизнь в деревнях и селах била ключом и была полнокровной.
Немало внимания уделялось религиозному воспитанию подрастающих поколений. Рано внушались ребенку идея Бога, сущность греха, праведная жизнь. С молитвами садились за стол и заканчивали трапезу. Религиозное воспитание осуществлялось в церковноприходских и сельских школах, где изучались Евангелие, священная история и Жития святых. Поощрялось и светское школьное образование. Родители и сельская община порой стремились дать необходимое образование одаренным крестьянским детям.
Домашние воспитатели - дедушка и бабушка. Поскольку мать и отец были заняты тяжелым земледельческим трудом, старики последние годы своей жизни посвящали внукам. Они становились главными воспитателями детей, передавая им нравственные нормы и заповеди, трудовые кавыки и народные знания. Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать того, что они не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся, нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.
Воспитательное влияние на внуков подкреплялось культом предков. По тогдашним верованиям, они оставались покровителями детей и после своей смерти: дух их продолжал обитать в жилище, помогал потомкам в случае беды. Считалось, что живут духи под печью» Когда семья переходила в новопостроенное жилище, самая старая женщина обращалась к печи и говорила: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жиль». Тут же прямо дается домовому название «дедушка». Кумовство.
Расселение малых семей было связано с миграцией людей и возникновением новых населенных пунктов. Рвались сложившиеся веками в большой патриархальной семье родственные связи. В этот период на уровне соседской общины возникает институт кумовства как одна из форм общественного воспитания детей.
Кумовство - результат распада родовой общины, трансформации «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного наставника тех же племянников в семье их родителей. Когда в территориальной общине не было родственников, родители подбирали кума и куму среди соседей. История народного воспитания свидетельствует, что педагогическая функция кумов сохраняла свою практическую значимость в течение многих веков. С принятием христианства кумовство прибрала к рукам церковь. Кум и кума были объявлены крестным отцом и матерью. По каноническим правилам крестный отец - «воспреемник» при крещении дитяти, т. е, при принятии его в «лоно церкви».
В числе средств воспитания широко использовались запреты, которые в народе называли запуками. Запуки представляли собой предписания, оберегающие птиц, животных, растения от бессмысленного уничтожения. Им принадлежала немалая роль в формировании у детей бережного отношения к природе. С незапамятных времен замечалось, что детям и особенно подросткам свойственно обостренное любопытство, принимающее иногда нездоровые формы в обращении с птицами и другими бессловесными существами. Привыкнув пренебрежительно смотреть на них, не умеющих говорить, но способных чувствовать боль, подросток постепенно переносит такое представление на своих младших товарищей. Чувство жестокости порождает преступление. В данных случаях запуки выполняли роль дисциплинатора, регулятивную и сдерживающую функции. Разнообразие природы, ее красота рассматривалась народной педагогикой как набор пособий для наглядного обучения нравственности.
Наблюдения за природными явлениями формировали у детей чуткое отношение ко всему живому, помогали осмысливать великое право всего живого на жизнь. Издавна средства природы использовались в целях воспитания детей.
Русский свадебный обряд начинался со сватовства. После сватания обе стороны еще могли отказаться от брака, но после сговора и рукобития или городской помолвки это было недопустимым. Накануне свадьбы устраивался девичник в доме невесты. Невеста в кругу подруг прощалась со своей девичьей волей, на севере России - с красной красотой, которую чаще всего символизировала лента, венок или головная повязка. На юге такую же роль играла наряженная ветка. У северных поморов долго сохранялся обычай предсвадебного мытья невесты в бане и ее обрядовые причитания («отбивание зорь).
Свадебная церемония сильно отличалась по регионам. На юге в день свадьбы кортеж жениха заезжал за невестой для совершения церковного обряда бракосочетания - венчания, после чего обе стороны разъезжались по своим домам. Ближе к вечеру партия жениха снова приезжала за невестой. Затем все направлялись в дом молодого, где и совершались все санкционирующие и приобщающие обряды (часть из них предварительно выполнялась в доме молодой) - постельный обряд, иногда - обряд окручивания, т. е. надевания на молодую головного убора замужней женщины. Поминовение мертвых
За день до праздника Святой троицы Святая православная церковь поминает умерших христиан. Этот день называется Троицкой родительской субботой. Ежегодно с апостольских временив храмах совершаются панихиды по умершим; т. к. дело церкви - спасение людей, то она непрестанно молится о своих чадах и живых, и мертвых.
Установление этой субботы как поминальной относят к словам апостола Петра, произнесенным им в день пятидесятницы, где он говорит о воскресшем Спасителе: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти».
Совершенно неверно сложилось мнение, будто в этот день в церкви можно поминать самоубийц и людей, не принявших святого крещения.
Никто не должен надеяться получить по смерти от Бога то, о чем во время земной жизни он не радел, Ходатайство церкви и всех вообще христиан за умерших не относится к нерадивым, скончавшимся в неверии, нераскаянности. Им не поможет ходатайство живых, подобно тому, как ничего не могут сделать для оживления гнилых семян, потерявших начало растительной жизни, ни влияние солнца, ни благотворный воздух, ни питательная влага. На этом-то основании церковь никогда не молится о самоубийцах, нераскаявшихся еретиках и им подобных грешниках.
В числе спасенных и отверженных будут и богатые, и бедные, и ученые, и неученые, и знатные, и незнатные. Вера спасет их, а неверие погубит навеки. Верующему отпускаются грехи и на земле, и за гробом ходатайством церкви и ближних, а неверующему, по слову Самого Христа, не отпускаются грехи ни здесь, ни в будущей жизни. Здесь нужно разуметь не ту веру, которую имеют и бесы, но веру, оправдываемую делами любви к Богу и ближнему.
В вопросах приема пищи в православии соблюдается принцип христианской свободы. Христос освободил людей от обязанности соблюдать в еде и питье предписания Моисеева Закона, изложенные в Ветхом Завете
И все же некоторые запреты существуют: нельзя есть удавленины и крови, ибо «кровь есть душа». Разумеется, нельзя предаваться излишеству в пище и пьянству, ибо «пьяницы царствия Божия не наследуют».
Особый режим питания у православных христиан во время постов, но об этом отдельный разговор.
Масленица как праздник стал так именоваться лишь в XVI веке. По существу это языческий древнеславянский праздник в честь Белеса - бога плодородия, в чью честь устраивался раньше праздник проводов зимы и встречи весны.
Прощаясь с зимой, народ последний раз катался с гор и устраивал битвы снежками. Готовясь к Великому посту, наедался, напивался и веселился изо всех сил, вызывая как бы сытный год. Королем стола был блин - символ круглого, горячего, щедрого Солнца, обещавшего скорую весну, богатый урожай и любовные приключения. Это был всеобщий праздник, но центральной фигурой праздника все же была сама госпожа Масленица - кукла из соломы, которую наряжали, опоясывали, обували в лапти. Обычно этим с удовольствием занимались дети. Затем усаживали Масленицу в сани и устраивали ей шумный выезд в гору. Сопровождали Масленицу приближенные - ряженая под цыган молодежь.
Вслед за веселой масленичной неделей с катаниями на разукрашенных тройках начинается в народном и церковном календаре первая седмица Великого поста. Пост продолжается в течение шести недель, вплоть до самой Пасхи - Светлого Христова Воскресенья, с которым связывают в народе приход весны. Строгие правила соблюдения тех или иных гигиенических предписаний, правильный выбор пищи породили в народе множество пословиц и поговорок о посте.
Большим уважением у православных христиан пользовались «Слова» и «Поучения» Отцов Церкви - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других, выдержки из которых переписывались и хранились во всякой более или менее грамотной семье - в назидание детям, как блюсти веру православную.
При пасхальном целовании и приветствии верующие издревле одаривали друг друга красными яйцами. Яйцо вообще есть символ жизни. В данном случае яйцо служит символом воскрешения Иисуса Христа. Окрашенное красной краской яйцо напоминает о том, что наша новая жизнь приобретена пречистою кровью Спасителя нашего. Этот цвет принадлежит к «светлым» цветам и являлся знаком радости о победе Иисуса Христа над смертью.
Обычай взаимного обмена яйцами, по сохраняющемуся в Православной церкви преданию, обязан своим началом святой Марии Магдалине, которая поднесла императору Тиберию красное яйцо с приветствием: «Христос воскрес!»
Девушки не пользовались большой свободой: по достижении 13 лет их воля ограничивалась самым строгим этикетом приличия. Только на свадебных торжествах девушки могли быть рядом с мужчинами. Остальное время они проводили в домашнем одиночестве или в кругу подруг. Их занятия ограничивались шитьем и заботами по кухне. Немногие учились читать акафисты и каноны. Писать же молодых казачек не учили, опасаясь, что они заведут переписку с мужчинами. Каждое воскресенье и в праздники девушки в нарядном платье ходили вместе с бабушками или нянюшками к заутрене, к обедне и к вечерне. По вечерам сидели на крыльцах домов, скрываясь каждый раз, когда видели молодого мужчину. Собравшись небольшими группами, играли в кремешки, в жмурки, в лапту, пели и плясали под народные песни. Иногда под надзором бабушек и нянюшек выходили на улицу для хороводов.
Подростки и молодые люди выходили за станицу к палисаднику или «в сады». Здесь одни с ружьями, другие с луками и стрелами учились точной стрельбе. Яйцо служило метой. В таких забавах они проводили большую часть дня. Были среди них и такие, что выбивали пулей монету, зажатую пальцами рук.
На другом конце палисадника мальчишки, разбившись на два лагеря, играли в военные баталии, используя лубочные сабли и деревянные пики. Казак рождался воином. С появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Все родные и знакомые отца приносили в дом «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук, ружье. Эти вещи развешивались на стене той горницы, где лежала мать с младенцем. Когда, по истечении сорока дней, мать, взяв в церкви очистительную молитву, возвращалась домой, отец «надевал» на него саблю, возвращая сына матери, поздравлял ее с казаком. И лишь прорезывались у младенца зубы, отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком. Трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять лет бесстрашно скакали по улицам и участвовали в детских маневрах.
Женщины во всем угождали мужчинам, особенно если они имели воинские доспехи. Если женщина встречала вооруженного казака на узком мосту, она должна была пропустить воина.
На больших празднествах женщины и мужчины сидели отдельно, и этот обычай в большинстве случаев сохраняется до сих пор.
Заключение
Православие - одно из-трех основных направлений христианства. Важнейшими догмами у православных является вера в единого Бога, имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос имеет двойную природу: Бога и человека. Православные признают как Священное писание (Новый и Ветхий Заветы), так и Священное предание (постановления церковных соборов и учения Отцов Церкви). Они считают, что для спасения людей необходима помощь духовенства.
Впервые христианство пришло в Россию в VI в., распространившись среди причерноморских адыгских племен. Его приняли также предки осетин, народы Чечни и Дагестана. Интенсивное проникновение христианства на древнерусскую землю началось после 988 года, когда великий князь Владимир Святославович принял решение о крещении Руси и осуществил свое намерение. Христианство пришло на Русь из Византии в своей восточной форме, которая после раскола в христианстве в 1054 году стала именоваться православием.
Новая религия оказала положительное влияние на нравственное состояние древнерусского общества, способствовала прогрессу культуры и укреплению государственности Древней Руси, а на более поздней исторической стадии - и формированию этнического самосознания русского народа.
Но и среди православных христиан нет единомыслия.
Библия - самая необыкновенная, самая читаемая и самая почитаемая книга на Земле. Она составлялась более 1600 лет на протяжении жизни 60 поколений. В числе ее более 40 авторов - представители самых разных слоев общества: Лука - врач, Соломон - царь, Амос - пастух, Петр -рыбак, Матфей - сборщик налогов, Моисей - политический деятель, получивший блестящее образование в Египте.
Список использованной литературы
Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 271 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 416 с.
Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 448 с.
Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. – 624 с.
Налчаджян А.А. Этнопсихология. – СПб.: Питер, 2004. – 381 с.
Преображенский П.Ф. Курс этнологии: Учебное пособие. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 216 с.
Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 256 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.
Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004 – 352 с.
О других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами - все это имеет для ребенка большое значение”. 2. Воспитательные традиции мусульман В мусульманской семье воспитание детей является одной из главных ее составляющих. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование – лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребенка и...
На всей жизни человека, как известным настроениям соответствуют известные представления о Боге, устроение жизни семейной, государственной, церковной и так далее. VI ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПЛЮЕВА Н.Н. Такое христианское мировоззрение превратило Неплюева Н.Н. в замечательного общественного деятеля. Сам он говорит, что дело всей его жизни – это «…простая логика веры моей, ...
Буржуа. М. 1987. Гвардини Р. Конец Нового времени//"Вопросы философии", 1990. Легенда о докторе Фаусте. М. 1978. I. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИИ 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ - ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ О КУЛЬТУРЕ Антропологическая традиция в культурологии - традиция исследования культуры в культурной и социальной антропологии. Культурология как интегративная наука формируется на стыке целого ряда...
В собственной деятельности и это самый прдуктивный путь к формированию интереса к культуре родного края. Таким образом, на примерах нескольких уроков с включением в них чувашского музыкального фольклора уже видно такое воспитательное воздействие музыки, как способность вовлечь всех детей (даже не имеющих яркие музыкальные и сценические данные) в активную творческую деятельность: пение, игра...
Ольга Федоровна Киселева
Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия
Православие – путь духовного возрождения
Серафим Роуз, видный публицист, американец, живший в XX веке (1934–1982), после долгих духовных поисков, искания смысла жизни принял Православие, был пострижен в малую схиму – стал иеромонахом и наречен Серафимом (его мирское имя Юджин). Он был инициатором и прямым участником устроения православного монастыря в память преподобного Германа Аляскинского в Калифорнии. По его мнению, в нашем современном мире, «лежащем во зле», спасение можно найти только в Боге и Православии. Только так есть возможность вести плодотворную, нормальную жизнь и воспитать добропорядочных детей.
Вера, надежда, любовь озаряют путь каждого православного христианина, с Божией помощью он преодолевает жизненные невзгоды и всегда знает, что Господь с ним.
Вот что пишет иеромонах Серафим о православном воспитании и окружающем мире.
Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятия авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни – все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются, как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания… Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но случается это достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.
Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку, – почти на любой аспект нашей современной культуры, – подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.
В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу – и в религии (это легко разглядеть в распространении уродующих душу культов, требующих подчинения самозваному «святому»), и в мирской жизни человек сегодня сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы.
Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.
Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. (Иеромонах Серафим Роуз. Православное воспитание и окружающий мир. См.: Опыты православной педагогики. – М., 1993. – С. 203–204.)
Среди тяжких испытаний жизни последних лет, среди этого беснующегося моря неверия, безнравственности, страстей и пороков, когда горем и ужасом сжимается сердце, среди тяжелых дум, среди горестных предчувствий – есть святая надежда на обновление и возрождение жизни, на великое ожидающее нашу
Родину будущее. Ведь обновление и возрождение – в силе жизни духа, а не во внешних реформах государственного и общественного строя.
На протяжении многих столетий Россия была православной державой, и здесь формировались и крепли христианские традиции воспитания, а главной их хранительницей всегда являлась семья. Здесь жили наши благочестивые предки, завещавшие беречь бесценное сокровище – семью, а теперь мы должны брать пример с них и учиться тем духовным истинам, которые они нам завещали.
С чего начинается Родина?
Родина начинается для каждого человека с места, где он родился, семьи, где воспитывался и рос. Понятие «Родина» – это культура, язык, быт и, конечно, духовные начала. Наша Родина – Россия страна, испокон веков воспитанная в православной вере. Православная Церковь всегда укореняла в русском народе такие добродетели, как самоотверженность, жертвенность, отречение от своей воли, удобств и удовольствий во имя высших идеалов. Церковь благословляла на священный долг перед Отечеством – ее защиту. «Служить России, отвечать Богу» – таков был девиз наших предков, потому что для всех Отечество было понятием священным, т. к. всякому народу его даровал Сам Господь, поэтому его надо хранить и оберегать, не жалея своей жизни. Нам, русским, Он дал Россию.
Мы должны всегда твердо помнить, что мы – русские и обязаны относиться ко всему русскому с уважением и любовью, не допускать всяких насмешек и порицаний в наш адрес. У каждой нации есть свои достоинства и недостатки, но это наше Отечество, наш народ, наша общая семья. Мы сами должны критично относиться к себе, не позволять издеваться и допускать пренебрежение к нашей нации. Не надо забывать о том, сколько испытаний и бед выдержала Россия – и выстояла. Об этом, об истории России, о ратных подвигах, патриотах нашей страны следует рассказывать своим детям. Тогда и дети научатся любви, уважению, почтению и преданности к Родине.
Скажут, любви нельзя научиться. Да, чувству любви не научишься, но способу проявления этой любви приходится и должно учиться. Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, того не уважают другие.
Славные и героические имена патриотов нашей земли, таких, как, например, Димитрий Донской, Александр Невский, навсегда останутся в русской истории. Это были не только храбрецы, а люди глубоко верующие – справедливость, бескорыстие, прямота, благородство и порядочность – вот черты, присущие им. Вера в Бога придавала силы быть бесстрашными и нравственными людьми; все они – воины-христиане.
Православная Церковь глубоко чтит своих верных сынов, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), а они отдали свои жизни за веру и Отечество. «Мы – русские! С нами Бог», – с такими словами шел в бой Александр Суворов, вселяя уверенность в своих «чудо-богатырей» – солдат, и одерживал победы. Многие столетия Русская земля утверждалась Православием, любовью к Богу и ближним, самоотверженностью.
Наш народ дорожил своим единством, власть считала своим долгом сохранять народные святыни и общественный покой – и Российская держава росла и крепла.
Всегда Родина для русских была не просто территорией проживания, а могучей и сильной державой, с богатым духовным опытом наших предков, соединенных единодушием, сплоченностью и непоколебимой верой. Подвижники Православия любовно пестовали душу народа, вкладывая в нее такие основы, как милосердие, незлобивость, смирение и мужество. Крепкой ячейкой государства-улья была семья с ее традиционным укладом, и она составляла основу державы Российской.
С чего же начинается наша сегодняшняя Россия, наша Родина? С пропаганды насилия, разврата, вседозволенности. Сейчас, в мирное время, вымирают целые области, деревни, стариков бросают на произвол судьбы, здесь позволено отбирать у престарелых убогие дома, квартиры – их выбрасывают просто на улицу «новые русские», обманом завладев их имуществом. Государство не защищает своих граждан, хотя и регулярно издает законы… Нет веры, нет надежды, нет любви. Исчезла государственная забота о собственном народе. Разрушается последний оплот государства – семья, традиционный уклад русской жизни.
И все же, вопреки всему, семьи пока еще создаются и существуют, но какие? Духовный кризис, охвативший все наше общество, отражается, как в малой капле воды, на основной ячейке государства – семье, и, конечно, на воспитании детей – будущем поколении нашей страны.
Великим русским ученым М.В. Ломоносовым в 1758 г. был составлен «Проект регламента Академической гимназии». Здесь хорошо видно, в каком духе он рекомендует вести воспитание детей, уже школьников, дабы в дальнейшем они стали добронравными гражданами своего Отечества – России, его защитниками и добрыми сынами.
Воспитание детей в православных традициях
Обращение к корням, о котором все чаще задумываются современные педагоги, психологи и просто обеспокоенные «падением нравов» родители, невозможно без знания основных элементов православной культуры. Мы все чаще говорим о том, как важно воспитывать детей в традициях православия, надеясь уберечь наследников от цинизма, растления, эгоцентризма, непочтительности, хамства, инфантильности и безответственности.
Знать о традициях и следовать им – не одно и то же. Именно поэтому нужно понимать, что воспитание ребенка в православных традициях – это, прежде всего, следование нормам и канонам тысячелетней христианской веры.
Такое воспитание детей в семье базируются на трех основных положениях:
- любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
- ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но и в духовном смысле;
- почитание родителей и вообще старших.
Семью в православии объединяет не столько социальный и материальный уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в ней необычайно велика. На плечах главы семейства лежит задача подготовить ребенка к жизненным испытаниям, закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный вектор развития. Важно не столько творчество, сколько умение видеть границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои поступки.
Строгость воспитания смягчается возвышенной любовью родителей к детям и детей к отцу и матери. Родители избегают гнева, сдерживают раздражение, и чадо видит в подчинении не наказание и унижение, а справедливость. Именно любовь смягчает запреты, не ломает личность ребенка, но позволяет малышу стать внутренне свободным, жить по тысячелетним нравственным законам добра и взаимоуважения.
Воспитание в православии
Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.
Православие основано на нескольких моментах:
- ежедневный труд на благо семьи;
- совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
- семейные традиции, связанные с вопросами веры.
Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.
«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества. Так, православное воспитание ребёнка с самого рождения строится на развитии, прежде всего, творческого мышления. Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха, Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус. Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.
Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.
Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.
Православие для малышей
Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:
- крещение;
- миропомазание;
- причащение;
- воцерковление.
Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.
От года до трёх
К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность. Участие детей в ежедневном труде – неотъемлемая часть православного воспитания. Каждый ребёнок в семье выполняет обязанности, посильные ему по возрасту: кто-то убирает игрушки, а кто-то моет посуду и участвует в приготовлении еды. Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка. На этих принципах строится воспитание до 3 лет . Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.
Проблемы православия
Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?
Все больше родителей сталкиваются с проблемой безнравственного поведения детей: молодое поколение не разделяет общечеловеческих ценностей, а пошлость и сквернословие стали обыденными явлениями.
Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:
- любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
- доминирование отца во всех жизненных аспектах;
- строгие рамки дозволенного;
- привлечение детей к бытовым обязанностям;
- творческая направленность развития.
«Добрые дети – дому венец,
злые дети – дому конец ».
Русская народная пословица.
«Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых
лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа ».
Ушинский К.Д.
Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. «В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи».
Проблема семьи в современном мире стоит как никогда остро. Одна из основных причин кризиса семьи и воспитания - утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. «Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей».
Культура семьи определяет направленность развития личности человека. Нравственные чувства ребенка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Доминирующие чувства и нравственная позиция составляют нравственный облик и определяют в последующем нравственное поведение человека.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи – духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи, что, в свою очередь, является основой стабилизации общества и страны в целом.
Среди духовно-нравственных характеристик семьи , характерных для отечественной семейной культуры, и благоприятствующих духовно-нравственному воспитанию детей являются:
· любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами,
· ведение нравственного образа жизни на основе отечественных
духовных традиций,
· общую для членов семьи духовную цель служения ближним,
обществу, Отечеству,
· признание супругами семьи и детей подлинными духовным
ценностями,
· желание супругов укреплять семью и стремление воспитать
гармонично развитых детей,
· признание иерархичности взаимоотношений в семье с учетом
интересов, роли и места всех ее членов,
· взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи,
· совместное духовное возрастание всех членов семьи.
Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада :
· жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных
праздников, общей трудовой и молитвенной жизни семьи,
· уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,
· особо ответственном и любовном отношении к воспитанию
младенца (долгое грудное вскармливание, пестование),
· использовании в воспитании устного и изобразительного народного
творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-
самоделок,
· посильном участии детей в трудовой деятельности семьи,
обучении рукоделию и ремеслам,
· общей семейной трапезе,
· назидательном семейном чтении с последующим обсуждением
прочитанного,
· существовании семейного совета с решающим словом старшего
члена семьи.
Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, являющейся эталоном благополучной и духовно состоятельной семьи, все формы духовно-нравственного воспитания детей основывались на принципах иерархии отношений и четком распределении обязанностей матери и отца, бабушки и дедушки, старших и младших в семье, закрепленных в социальном идеале мужчины и женщины, юноши и девушки, отрока и отроковицы, мальчика и девочки. Отношения в традиционной семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось самим строем религиозной и социальной жизни деревни в течение всей жизни каждого человека. Религиозный смысл почтения к родителям («Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет » - Мф. 15, 4) особенно ясно проявлялся в повсеместно распространенном у русских особом отношении к родительскому благословению и родительскому проклятью.
Духовное воспитание начиналось с крещения . Подавляющее большинство русского народа не могло допустить, чтобы новорожденный остался не крещеным. Вполне осознанное признание необходимости крещения составляло и составляет важнейший элемент массового религиозного сознания русских.
Религиозное воспитание в благочестивых крестьянских семьях отражено в многочисленных жизнеописаниях подвижников, вышедших из крестьян. Их современники, приступая к повествованию о жизни подвижника, как правило, говорили, хотя бы кратко, о той обстановке, в которой он вырос в детстве. Чаще всего, они опирались на рассказы самого подвижника.
Обязательными были исповедь и причащение детей, молитвы детей в храмах и участие их всемейных молитвах дома - все это и было основой массового духовно-нравственного воспитания.
Примером благочестия для детей были родители . Как пишет А.С. Макаренко, «воспитательный процесс есть процесс, постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон создается собственной жизнью и собственным поведением родителей».
Трудно переоценить значение семьи в трудовом воспитании каждого человека. При этом трудовое воспитание очень естественно и незаметно соединялось с духовным, составляя его необходимую, неотъемлемую часть.
Во многих играх крестьянские дети и подростки очень точно подражали разным видам работ . Иногда такие игры возникали из непосредственного наблюдения, проходили рядом с действиями взрослых, всегда поощрявших подобный поворот в детских забавах. Чаще это были давно сложившиеся игры по определенным правилам, хорошо известным большинству участников. Но импровизация всегда дополняла строгую схему игры.
Существовала определенная последовательность включения детей и подростков в разные области хозяйства. Сложившиеся в течение длительного времени, традиции эти имели достаточно жесткие возрастные рамки и учитывали особенности хозяйства данного района. Включение детей и подростков во все промысловые занятия происходило постепенно, соответственно возрасту, под наблюдением взрослых.
Начиналось это зачастую с поощрявшихся родителями игр, переходивших в полуигру, полузанятие. Следующим этапом было подключение к настоящему промыслу, но на определенном, наиболее легком участке - под руководством старшего. Заканчивался процесс самостоятельной деятельностью, наступавшей иногда уже в подростковом возрасте. Приобретение навыков в земледельческих работах, как и в промыслах, выходило за рамки семьи.
Дети, естественно, наблюдали в поле, на лугу, в лесу и на реке труд не только взрослых членов своей семьи, но и соседей, односельчан. И не только стихийно наблюдали, но и получали от них нередко направленные указания и советы. Существенно помогало в этом отношении семье общественное мнение . Над теми из подростков, кто не овладел мастерством, соответствовавшим, по местным представлениям, их возрасту, начинали насмехаться.
Системными составляющими традиционной культуры семейного воспитания, построенными на приоритете духовно-нравственного воспитания детей в разных видах деятельности: в труде (домашнем, ремесленном, общинном ), в праздниках, играх и семейном чтении, уходе за престарелыми и меньшими членами семьи оставалось самым важным:
Уважительное отношение к старшим (их почитание),
Отношение к браку как священному союзу,
Требовательность и ответственность,
Совесть и честь каждого члена семьи.
Преемственность отечественных семейных традиций, культуры семейного воспитания, безусловно, способна укрепить родственные связи и соборность общества в целом. Приоритетность высших духовных интересов и ценностей семьи над материальными выводит семью в своем развитии на более высокий уровень служения обществу, Отечеству.
В современной России необходимо возрождать практически все формы православного семейного уклада. Вполне реальнысемейные советы , благоприятно для гармоничного развития детей использование народных игрушек и игр, особенно изготовленных совместно детьми и взрослыми. Большие возможности для развития ребенка несут в себе устное и изобразительное народное творчество.
Отставание на первых месяцах и годах в психическом и речевом развитии можно преодолеть за счет возрождениятрадиционного воспитания младенцев : обязательного грудного вскармливания, пестования, использования попевок, потешек, колыбельных, сказок.
Укрепляют отношения доверия и уважениясемейные трапезы и общие праздники , как внутрисемейные, так и объединяющие несколько семей, групп детей в детском саду, школе, семейном клубе, церковной общине.
Забота о близких людях действенно проявляется и формируется в ходеподготовки к праздникам в течение всего года через изготовление подарков, угощений, выступлений, а необходимые навыки для этого приобретаются при обучении в семье рукоделию и ремеслам, в совместных общих делах.
Просвещенность русского народа во все времена определяласьтрадицией семейного чтения , которая в наше время сохранилась в немногих семьях. В это же время почти в каждом доме еще хранятся собрания книг русской классической литературы. Восстановлению интереса и любви к семейному чтению могут помочь новые современные формы межсемейного общения: семейные клубы, школы молодых родителей, семейные гостиные, которые реально в естественной форме решат проблему повышения педагогической компетентности родителей при привлечении специалистов к работе этих семейных объединений.
Целесообразно привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, создание семейных библиотек, аудио и видеотек. Именно в неформальных объединениях возможно введение новых семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия преподобных Кирилла и Марии, благоверных Петра и Февронии, составление семейных родословных и фотоальбомов с обязательным участием всех членов семьи.
Благоразумно введение семейной традиции обсуждения прожитого дня, обсуждения прочитанного, увиденного, прослушанной музыки, пережитых событий.
Основные принципы , лежащие в основе традиционного семейного воспитания, современного духовно-нравственного воспитания детей в семье:
·принцип единства семьи на основе жертвенности и любви,
·духовный рост, стремление к высшим духовным ценностям, реализующийся в служении ближним, обществу, отечеству, участии в благотворительных программах общества,
·иерархичность, четкое распределение обязанностей в семье,
·преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций,