Семья в Древнем Риме
Введение
Семья - ячейка общества. Это понятие включает как социальные , философские аспекты, так и государственный, правовой моменты семейной организации человеческого рода. В данном реферате мы рассмотрим различные точки зрения по вопросам устройства и власти в семье и постараемся как можно более кратко и доступно изложить основные положения.
Видимо, мы не ошибемся, сделав утверждение, что от благополучия каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой-либо исторической ситуации.
1. Римская свадьба
1.1 Мотивы для вступления в брак
Поиск подходящего жениха для девочки отец семейства порой начинал уже вскоре после её рождения. Аналогично ситуация складывалась для мальчиков. Сенека писал о том, что отцы семейства выбирали иногда неподходящих супруг. Так родители тщательнее и придирчивее выбирают для себя скот и рабов, но не будущую супругу своего сына. О недостатках будущей жены жених согласно Сенеке часто узнаёт лишь на свадьбе.
Одной из важных причин для вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Так, известны многочисленные примеры таких союзов в I веке до н. э., в которых невеста и родившиеся у нее дети поддерживали стабильность политических объединений. Для мужчины брак служил укреплению богатства и подтверждал высокий гражданский статус. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры.
Иногда отец жениха посылал к будущей супруге повивальную бабку, чтобы осмотреть её и узнать, способна ли она к деторождению и продолжению рода жениха.
1.2 Предпосылки для вступления в брак
Возраст: Девочки могли быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens - «в состоянии принимать мужчин»), мальчики в 14 лет (лат. pubes ). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девочки до этого возраста отводились в дом жениха, однако обязанности жены наступали строго по закону. По мнению учёных, в действительности девушки выходили замуж в возрасте между 17-23 годами, а мужчины женились в среднем в 27 - 30 лет. Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.
Родственные связи: Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, карались смертной казнью или ссылкой. Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями. В течение веков условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н. э. был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами, дядями и племянницами.
Статус: Право заключать брак (лат. conubium ) имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекуну и подопечным, магистратам провинций во время исполнения должности, солдатам и иноземцам, рабам.
Приданое: О приданом (лат. dos ) отцы жениха и невесты обычно договаривались во время помолвки, однако соглашения могли заключаться и после брака. Оно могло состоять из имущества, денег, драгоценных металлов, дорогих тканей, прав, обязательств (например, женщина, выходившая замуж за своего должника, могла оставить ему этот долг как приданое).
Обычай выдавать дочерей и сестёр замуж без приданого большей частью не только не приветствовался, но и осуждался: «Но какой скандал - девицу выдать без приданого». В богатом городском доме власть жены объясняется, по мнению учёных, ролью её приданого: принесённые женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужа, что иногда рассматривалось мужьями как посягательство на их свободу. Так, один из героев комедии Плавта признается, что, «взяв деньги, власть он продал за приданое…»
Виды брака:
Брак «cum manu». Поначалу доминировала форма брака лат. cum manu - «с рукой», что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы своей семьи, лат. pater familias , и попадала во власть (лат. patria potestas ) мужа или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесённым богатством. Однако, в отличие от афинских женщин, римская матрона была значительно самостоятельнее и пользовалась большим уважением. Она могла принимать участие в праздничных обедах, ходить в театр и на игры, в термы, имела доступ к искусству, образованию и науке.
Брак «sine manu». В поздний период Римской республики распространилась форма брака лат. sine manu - «без руки», при которой жена не находилась под властью мужа (лат. sine in manum conventione ) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда брак sine manu вытеснил все остальные формы, эта опека стала терять своё значение. Так, уже в конце республики опекаемой было достаточно пожаловаться на отлучку своего опекуна , продлившуюся хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. О пожизненном пребывании женщины под властью отца, мужа, опекуна Гай писал: «В старину хотели, чтобы женщины и в совершенных годах находились по причине своего легкомыслия под опекой». Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и её муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод.
Плебейский брак : представляет собой куплю (coemptio). Муж покупает себе жену, которая по закону становится его рабой. Ее продает отец или опекун в присутствии магистрата, пяти свидетелей из римских граждан и libripens"a - буквально, свободного весовщика, т. е. беспристрастного посредника, который присутствует при всякой купле-продаже. В данном случае продажа чисто фиктивная, так как цена продаваемой женщины всего один ас.
Женщина, вышедшая замуж таким браком (coemptio), не приобщается к культу пенатов своего мужа, святилище которых составляет самое сокровенное место в доме. Этот брак юридически ставит ее в положение рабыни, так что она имеет право чтить только общественных ларов - божества, покровительствующие рабам. Она, впрочем, должна сделать также приношение и ларам домашнего очага, тоже в виде аса, который она, по странному обычаю, приносит в день свадьбы в своей обуви.
Брак между разными сословиями : Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н.э. Жена из дома патрициев при этом оставалась во власти своего отца, который имел право расторгнуть брак в любое время (правило просуществовало до II века). Однако, такие браки не получили широкого распространения и стали скорее реальностью для богатых и уважаемых плебеев.
Развод : Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречался редко, а первый случай датируется 306 годом до н. э.
2. Власть отца в Древнем Риме
Древнейшие законы Рима предоставляли отцу неограниченную власть. Многочисленные и разнообразные права, которыми он был наделен по закону, можно разделить на три категории, смотря по тому, выступает ли отец семейства в качестве религиозного главы, хозяина семейной собственности или же судьи.
Отец является верховным руководителем во всем , что касается домашней религии : он распоряжается всеми обрядами домашнего культа, как ему вздумается. Никто из домочадцев не оспаривает его верховной жреческой власти. Само государство и его понтифики не могут ни в чем изменить распоряжений домовладыки. Как жрец домашнего очага, он не имеет над собой никого старшего.
В качестве религиозного главы он отвечал за непрерывность культа, а следовательно, и за непрерывность рода. В этом его главная забота и главная обязанность. Отсюда вытекает целый ряд прав:
Право признать или отвергнуть новорожденного ребенка .
Право прогнать жену в случае бесплодия, так как род не должен прекращаться; или же в случае прелюбодеяния, так как потомство должно быть чистым, без всякой примеси.
Право выдавать замуж дочь , т. е. уступать другому власть, которую он имеет над ней.
Право женить сына : женитьба сына имеет большое значение для продолжения рода.
Право эмансипировать , т.е. исключать сына из семьи и из семейного культа.
Право усыновлять , т. е. вводить чужого в культ домашнего очага.
Право назначать перед смертью опекуна жене и детям.
Все эти права принадлежали исключительно отцу и никому другому из членов семьи. Жена не имела права развода, по крайней мере в более древние времена. Даже сделавшись вдовой, она не могла ни эмансипировать, ни усыновлять. Ей никогда не принадлежало право опеки, даже над собственными детьми. В случае развода дети оставались при отце. Она никогда не имела власти над детьми. Для замужества дочери не требовалось ее согласие.
Собственность признавалась первоначально принадлежащей всему роду, как предкам, так и потомкам. Эта собственность по самой природе своей была неделима; в каждой семье мог быть только один собственник - сама семья, и только один владелец - отец семьи.
Собственность не могла быть разделена и находилась целиком в руках отца. Ни жена, ни сын не имели ничего своего. Право распоряжения приданым тогда еще не существовало. Приданое жены полностью принадлежало ее мужу, который имел по отношению к нему права не только распорядителя, но и собственника. Все, что жена могла приобрести во время брака, попадало в руки мужа. Она не получала обратно даже своего приданого, когда становилась вдовой.
Отец мог продать своего сына. В текстах мы не находим прямых указаний на природу договора купли-продажи, который при этом заключался, ни на ограничения, может быть, существовавшие в нем. Представляется вероятным, что проданный сын не становился абсолютным рабом покупателя. Отец мог требовать , чтобы сын был продан ему обратно. В таком случае он получал снова власть над ним и мог его вторично продать. Закон двенадцати таблиц разрешает повторять эту продажу до трех раз, но заявляет, что после троекратной продажи сын освобождается наконец от власти отца.
Право суда , которое отец семьи имел над своими домочадцами, было полное, и на его решение не могло быть апелляции. Он мог приговаривать даже к смертной казни, как это делал магистрат города. Никакая власть не имела права изменить его решений. «Муж , - говорит Катон Старший, - судья своей жены, и его власть не имеет границ: он делает, что хочет. Если жена совершила проступок - он ее наказывает; если она выпила вина - он ее приговаривает; если она вступила в связь с другим - он ее убивает» . Такое же право имел он по отношению к детям.
Нужно заметить, что авторитет отца не был произволом. Он основывался на верованиях, которые коренились в глубине душ, и в этих же самых верованиях он находил и себе ограничение. Так, например, отец имел право изгнать сына из семьи, но он в то же время знал, что, если поступить таким образом, род может прекратиться и маны его предков подвергнутся вечному забвению. Он имел право усыновить чужого, но религия запрещала это делать, если у него был родной сын. Он был единственным владельцем имущества; но он не имел права, по крайней мере вначале, отчуждать его. Он мог прогнать свою жену, но при этом ему приходилось решаться порвать религиозную связь, которую брак устанавливал между ним и его женой. Таким образом, религия налагала на отца столько же обязанностей, сколько давала ему прав.
3. Домашний суд
Судебная власть отца не имеет ничего общего с государственными магистратурами: она определяется не законами, а нравами и обычаями. Ее авторитет, представляя собой род домашней цензуры, был чисто нравственный, и ее организация, изменчивая и неопределенная, зависела только от обычая, и никогда не была предметом законодательной регламентации. Эта власть играет руководящую роль и при обручении молодой девушки, и при торжестве совершеннолетия, когда юноша, выходя из-под опеки , надевает тогу мужчины (toga virilis); она является блюстительницей интересов сирот, она сопутствует домовладыке, когда тот судит и наказывает проступки своей жены или детей.
Без сомнения, при всех этих разнообразных обстоятельствах, собрание домочадцев не имело никакой принудительной силы, не опиралось ни на какой авторитет закона: глава семьи, который бы прогнал свою жену, или казнил своего сына, не собрав для суда над ними родных и друзей, или же вопреки их постановлению, не нарушил бы этим никакого закона, но он восстановил бы против себя общественное мнение, подвергся бы порицанию цензора и даже уголовному обвинению в народном собрании, которое, являясь одновременно и законодателем и судьей, может выступить в случае молчания закона на защиту попранной нравственности.
На основании обычая, домашний суд был облечен особой властью по отношению к женщине. Часто государство, без сомнения, для того чтобы избежать скандала, поручало ему привести в исполнение приговор, произнесенный над женщиной общественным судом. Женщина в течение всей своей жизни оставалась подчиненной нравственному авторитету этого семейного совета. Если она находилась под властью отца, этот совет заседал при отце; когда она оставалась сиротой, этот совет оберегал ее нравственные интересы, как опекун - интересы имущественные. Когда она выходила замуж, супруг так же, как и отец, неизменно созывал совет родных жены всякий раз, когда дело шло о суде над нею и о ее наказании.
4. Права женщины в античном мире
С юридической точки зрения, положение женщины в древнем Риме представляется в самых мрачных красках: она лишена всех гарантий, которые по более мягким греческим законам ограждают ее интересы ; она - беззащитная жертва отца или мужа, который имеет над нею право жизни и смерти; ее продают, покупают, приобретают на основании давности владения, она служит предметом иска в суде, как рабыня или как животное; ее бесправие и ее рабство кончаются только вместе с жизнью; от тирании мужа или отца она освобождается только для того, чтобы подпасть тирании родственников.
Но если судить на основании нравов и обычаев, какое место занимает она в общественной жизни, то сцена, так сказать, внезапно меняется на глазах: это уже более не рабыня, беспомощная и угнетенная, это матрона, мать семейства, почитаемая рабами, клиентами и детьми, пользующаяся уважением своего мужа, любимая всеми, хозяйка своего дома; ее влияние проникает даже на площадь народного собрания и в курию сената. Римляне не держали своих женщин в тиши и уединении гинекеев, она появлялась у них и в театрах, и на праздниках, и на пиру: везде ей было почетное место; всякий уступал ей дорогу, даже консул со своими ликторами. Впрочем, ее редко можно было встретить в публичном месте или на общественном собрании: добродетель сделала ее такой же домоседкой, какою гречанка была по принуждению, - ее обычное место было у домашнего очага в атриуме. Этот атриум не был, подобно гинекею, отдаленным помещением, теремом в верхнем этаже дома, убежищем укромным и недоступным. Атриум был центральным помещением в римском жилище, общей залой, в которой сходилось все семейство , где принимались друзья и чужестранцы. Здесь у очага возвышался жертвенник богам-ларам, и вокруг этого святилища стояло все, что было самого драгоценного и почитаемого в семействе: брачная постель, изображения предков, холст и веретено матери семейства, сундук с документами и домашней кассой; все эти сокровища находились под охраной матроны. Она приносила жертву, как и сам домовладыка, богам-ларам, она заведывала домашними занятиями рабов, руководила воспитанием детей, которые долго, до самого юношеского возраста, оставались подчиненными ее надзору и власти; наконец, она разделяла со своим мужем заботу по управлению имуществом и заведованию домашним хозяйством. С той минуты, как новобрачная вступила в атриум своего мужа, она была приобщена ко всем его правам. Это именно выражала собой древняя формула; переступая порог мужнего дома, молодая жена обращалась к нему со следующими словами: «Ubi tu Gaius, ibi ego Gaia -там, где ты хозяин, там я буду хозяйкой». Жена действительно была хозяйкой всего того, над чем муж был хозяином. Каждый в доме, не исключая даже мужа, звал ее domina, (госпожа), и Катон Старший выразил лишь в преувеличенной форме по существу совершенно верное замечание, когда в шутку восклицал: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляем всеми мужами, находимся под управлением наших жен».
Влияние женщины проявлялось не только под сенью домашнего очага и в узком кругу семейной жизни. Женщина фигурирует на каждой странице римской истории. Напрасно закон устраняет ее от участия в общественных делах: ее влияние, явное или тайное, сказывается беспрестанно, решая судьбы государств. Можно подумать, что римляне в своих летописях и преданиях нарочно связывали самые славные свои воспоминания с именем какой-нибудь героини; и, если верить традиционной истории, Рим не менее обязан добродетели своих матрон, чем мудрости своих законодателей и мужеству своих воинов. Особенно замечательно, что среди героинь древнего Рима, в противоположность Греции, не было ни одной куртизанки; все это чистые девушки, верные жены, преданные своему долгу матери ; и именно в непоколебимой верности этих женщин их незаметным обязанностям и скромным добродетелям своего пола и заключается все их величие.
Заключение
Изучив и проанализировав литературу по теме данного реферата, мы можем сделать весьма неоднозначные выводы по поводу того, какая на самом деле была отведена роль главе римской семьи или же какое отношение проявлялось к женщине. Это связано с расхождением данных, предложенных в различных источниках. На мой взгляд, наиболее достоверен тот факт, что в каждой семье царствовали свои законы, основанные на нравственности и религии. Они руководили жизнью и поведением римлян, что высоко прославлялось в античной литературе. В каждом времени есть свои преимущества, и я уверена, хотя говорится о принижении роли женщины в обществе, о практически всецелой власти отца и мужа, эти люди жили не менее счастливо, чем современные, их социальный уклад, традиции всего лишь отражали их социальные потребности, и это было их частью.
— священное таинство и опора государства в древнем римском обществе.
Большинство браков в богатых богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчету: для продолжения рода (лат. Matrimonium — «брак», от лат. Mater — «мать»), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения скорее всего также преобладал расчёт, однако не были исключением браки по любви.
Авторы времен Римской империи считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жен. Партнерство супругов в современном понимании считалось не только ненужным: в Древнем Риме считали, что жена должна посвятить жизнь поддержке мужа и заботе о нем.
Значение брака
Если желающие заключить брак находились во власти главы семьи (лат. Pater familias), им нужно было получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, с целью укрепления политического или торгового партнерства. Согласие детей было выражением «согласия в брак» (лат. Affectio maritalis), «решение соединить жизнь» и тесно связано с почитанием друг друга как мужа и жены (лат. Honor maritalis). Юридический характер брака оказывала моральная сторона — а не формальная и не физическая. II титул XXIII книги Дигест «De ritu nuptiarum» в собрании трудов римских юристов открывается словами Модестина: «Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права», что, по мнению ученых, подходит только к раннеримского брака.
В свободном браке также присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались «священными». Римские юристы конца республики уделяли большее внимание «человеческому», чем «божественному» праву, а в Институциях Юстиниана римское определение брака выглядит так: «Законный брак заключают между собой римские граждане, сходятся, следуя предписаниям законов».
Мотивы для вступления в брак
Родители занимались поисками подходящего жениха уже вскоре после рождения девочки. Сенека писал о том, что отцы семейства выбирали иногда неподходящих мужчин, так тщательно выбирают скот и рабов, а о всех будущей жены жених узнает только на свадьбе.
Одной из важных причин для вступления в брак было заключение политических альянсов. Так, известны многочисленные примеры таких союзов в первом веке до н. е., в которых невеста выступала залогом стабильности политических объединений. Для мужчины брак служил сохранению богатства и статуса и их передачи законным наследникам. Кроме того, пока длился брак, человек мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры.
Не менее важным было рождение законных наследников, тем самым сохраняли положение в обществе из поколения в поколение. Иногда отец жениха посылал к будущей жене повитух, чтобы осмотреть ее и узнать, способна ли она к деторождению.
Предпосылки для вступления в брак
- Возраст. Девушки могли быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. Viri potens — «в состоянии принимать мужчин»), мальчики в 14 лет (лат. Pubes). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и ниже ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девушек к этому возрасту отводились в дом жениха, однако обязанности жены наступали строго по закону. По мнению ученых, в действительности девушки выходили замуж в возрасте между 17-23 годами, а мужчины женились в среднем в 27 — 30 лет. Один из современников императора Траяна считал, например, рекомендованный Гесиодом возраст для вступления в брак (18 лет), за «сегодняшним меркам», довольно поздно. Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.
- Родственные связи. Супруги не должны были состоять в семье. Браки, в которых муж и жена были родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью. Также были запрещены браки между адоптированные детьми и родителями. На протяжении веков условие о родственных связях между супругами стала менее суровой: с I века до н. е. был разрешен брак между двоюродными братьями и сестрами. Такой брак, заключенный в 171 году до н. е., описывает Тит Ливий. В III веке н. е. было разрешено вступать в брак также дядям и племянницам. Брак между братьями и сестрами встречался в Римском Египте также среди простого населения, для римлян было нарушением закона, но местными обычаями разрешалось.
- Согласие. Для заключения брака требовалось согласие отца семьи. В ранний период Рима не требовалось согласие детей, однако позже глава семьи не мог повлиять на решение сына. Для помолвки и брака дочери, по словам Ульпиана, формально требовалось его согласие. Девушка могла не согласиться на свадьбу только в том случае, если отец выбрал для нее недостойного (например, по характеру или поведением) или «запятнанного позором» жениха. Взрослые дети часто сами выбирали себе супругов, а с введением законов Августа дети могли обратиться к магистрату, если отец не давал разрешения на брак.
- Статус. Право заключать брак (лат. Conubium) имели только свободные римские граждане. Брак был запрещен лицам, которые занимали определенные должности и имели определенный статус: например, опекуну и подопечным, магистратам провинций во время исполнения должности, солдатам и иноземцам, рабам.
Приданое
О приданом (лат. Dos) родители жениха и невесты, конечно договаривались во время помолвки, однако соглашения могли заключаться и после брака. Оно могло состоять из имущества, денег, драгоценных металлов, дорогих тканей, прав, обязательств (например, женщина, выходившая замуж за своего должника, могла оставить ему этот долг как приданое).
Отец девушки должен был выплатить приданое в течение 3 лет после свадьбы. Мужчина мог использовать его во время брака: «Приданое, будучи связано с браком, служит его потребностям и общим детям …» При разводе муж был обязан выплатить все приданое, когда человек умирал первым, жена также получала приданое обратно, так как, как писал римский юрист Помпоний, «для государства важно, чтобы приданое сохранялось для женщины, потому что женщины должны иметь деньги, ведь они рожают детей и пополняют государство гражданами». Мужчина не имел права распоряжаться личным имуществом женщины. «Начальный приданое» — имущество, данное отцом женщины, возвращалось отцу в случае смерти дочери «вместо утешения» (лат. Solacii loco), «чтобы, потеряв дочь, он не страдал еще и от денежного ущерба», приданое, данное матерью, оставалось у мужа умершей женщины как «пришлое».
Обычай выдавать дочерей и сестер замуж без приданого большей частью не только не приветствовался, но и осуждался: «Да скандал — девушку выдать без приданого». В богатом городском доме власть жены объясняется, по мнению ученых, ролью ее приданого: принесенные женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужчины, иногда рассматривался мужчинами как посягательство на их свободу. Так, один из героев комедии Плавта признается, что «взяв деньги, власть он продал за приданое …»
Помолвка
Свадьбе могла предшествовать церемония помолвки (лат. Sponsalia, от лат. Spondere — «обещать»), в которой родители договаривались о предстоящей свадьбе. Этого обычая придерживались прежде всего в семьях высшего сословия и в юридическом плане помолвка была только праздником. Будущий жених вручал невесте наряду с дарами в знак верности железное кольцо (лат. Anulus pronubus) без камня (в более позднее время — золотое кольцо). Его носила только невеста на безымянном пальце левой руки, поскольку римляне считали, что оттуда идет сосуд к сердцу. Помолвка во времена империи скреплялись еще и поцелуем. Во времена поздней республики и Римской империи праздник с приглашенными гостями и подарками было скорее обычным делом и устраивался, чтобы укрепить уважение в обществе. Помолвка можно было в любое время расторгнуть словами: лат. Conditione tua non utor — «твоей предложению не воспользуюсь».
Возрастных ограничений для помолвки не существовало. По закону Августа, от наказаний освобождались помолвлены «холостяки», в результате чего многие мужчины стали использовать это правило для уклонения от брака: устраивали помолвке с совсем маленькими детьми. Август постановил, что помолвка считаются недействительными, если свадьба не состоялась через 2 года после помолвки.
Свадьба
Свадьба была большим семейным праздником, а для невесты свадьба была формальным «переходом» от девочки к женщине. Из письменных источников известны обычаи подготовки и проведения свадьбы в высших сословиях Древнего Рима, о традициях в семьях крестьян, торговцев, ремесленников точно ничего не известно.
Дата
Дата бракосочетания выбиралась с учетом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни, поэтому никогда не проходила в календы, первые дни каждого месяца, нони, 7-ми дней марта, мая, июля, октября та 5-ти дней остальных месяцев, иди, дни в середине месяца. Неблагоприятными считались весь март, посвященный Марсу, богу войны, потому что «воевать не пристало супругам», май, на который приходилось праздник лемуралии, и первая половина июня, занятая работами по наведению порядка и чистоты в храме Весты. Дни поминовения умерших, как дни печали и траура, также не подходили для свадьбы, как и дни, когда бывал открыт mundus — вход в подземный мир: 24 августа, 5 сентября и в 8 октября. Благоприятной считалась вторая половина июня.
Наряд
Вечером перед свадьбой девушка жертвовала ларам свои старые игрушки и детская одежда, тем самым прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на нее длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. Tunica recta), которая предназначена и для дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти (лат. Cingillum) завязывался двойным Геркулесовы узлом, который должен был предотвратить несчастье.
Волосы невесты также накануне вечером укладывались наконечником копья (лат. Caelibari hasta) в пять прядей. Использовался именно наконечник копья, возможно, как символ дома и семейного права, или потому, что матроны находились под опекой Юноны курите, «которая именовалась так от ношения ею копья, что в языке сабинов называется curis или потому, что оно предвещало рождения храбрых мужчин; или в силу брачного права невеста передается под власть мужа, поскольку копье есть и лучший вид оружия, и символ высшей власти ». Затем волосы скреплялось шерстяными нитями (лат. Vittae) и собиралось в конусообразную форму.
Свадебный наряд невесты представляло собой длинное платье — Фаллу (лат. Palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надевается на тунику. На голову набрасывали покрывало огненного, желто-красного цвета (лат. Flammeum), немного спуская его на лицо, а со времен поздней республики надевали венок из цветов (вербены и майорана, позднее из цветов апельсинового дерева и мирта), собранных самой невестой. Обувь должно было быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям принадлежал прежде всего браслет. Об особом выбранное для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции). Дома невесты и жениха украшались венками, зелеными ветвями, лентами и цветными коврами.
Церемония
Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница (лат. Pronuba), женщина, служившая невесте примером, потому что только один раз была замужем, направлялась к храму или домашнего атриума. Затем пару подводили к алтарю, на котором в жертву свинью (реже овцу или быка), чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание было удачным, то тот, кто проводил ауспиции давал свое согласие на брак.
Затем подписывался брачный договор (лат. Pacta dotalia), пара произносила «да» и обменивалась кольцами. В знак верности и как символ дружеского и сердечного единения (а не как скрепления договора) жених и невеста подавали друг другу правую руку (лат. Dextrarum iunctio). Затем просили благословения у пяти богов: у Юпитера как гаранта союза, в Юноны как богини брака, Венеры как богини любви, Фидес как олицетворение верности и Дианы как богини-матери.
После брачной церемонии начиналось шумное гуляние (лат. Cena nuptialis). Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония «увода» (лат. Deductio) — проводы невесты в дом жениха. Невесту «похищали» в память о древних традициях: «делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы».
Затем пару отводили в дом мужа в сопровождении насмешливых, а также непристойных песен (лат. Versus Fescennini — так назывались, возможно, потому, что считалось, что они предохраняют от колдовства (лат. Fascinum), песен, гимнов, шуток. Также по дороге кричали свадебный возглас «Таласса», по словам римского историка Тита Ливия, обычай идет со времен похищения сабинянок:
Невесту вели за руки двое мальчиков, третий нес перед ней факел из терновника (лат. Spina alba), который зажигали от огня на очаге дома невесты. За невестой несли прялку и веретено, как символы женских занятий в доме мужа. Прохожим раздавали (бросали) орехи как символ плодородия, которые должны были обеспечить новой семье обильное потомство.
Мужчина переносил жену через порог нового дома, чтобы жена не споткнулась о него, что считалось плохим знаком. После этого жена охватывала косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчицу, которая вскормила Ромула и Рема) и маслом, возможно, мало отпугивать злых духов в первую ночь. Гости шли и продолжали праздновать в другом месте.
Жену раздевали женщины, которые лишь однажды были в браке, и отводили к кровати мужа. Мужчина встречал жену с огнем и водой (в основном, с факелом и кубком с водой), жена произносила слова: лат. Ubi tu Gaius, ego Gaia — «Где ты Гай, буду я, Гайя». Возможно, ранее эта формула означала, что женщина принимала имя мужа, или становилась как бы частью его. Сначала фразу говорили после подписания брачного договора, позднее лишь в доме мужа.
Жену сажали на стул напротив двери, затем еще раз произносились молитвы, на этот раз божествам дома. Потом жена перенимала огонь и воду как два основных элемента домашнего хозяйства и давала за это три монеты. Одну из них получал человек, другую оставляли для домашних лар на алтаре, а третью оставляли позднее для компитальних ларь на перекрестке. В постели мужчина символически решал пояс тунике, завязанный Геркулесовы узлом, чтобы у него было также много детей как у Геркулеса.
Невесты призвали в первую брачную ночь «на помощь» Мутуна-Тутуна (греческий бог Приап, на «фаллос которого является совет сесть невесте») и богиню Пертунду, Венеру, бога Субига («чтобы она подчинилась мужу») и богиню Премия («чтобы, подчинившись, сохраняла покорное положение »). Августин считает, что при их содействии, «женщина, слабая полом и на первых порах робкая, была лишена девственности». Тертуллиан так взывал к римлянам: «Помилуйте вы богов, бесстыдники! Никто не присутствует при игрищах молодых супругов. Только сами невесты наслаждаются на ложах — и краснеют ».
На следующий день жена появлялась впервые в наряде матроны и еще раз приносила жертвы ларам и пенатам, а также получала подарки от мужа. В этот день молодая семья устраивала праздничное застолье у себя дома в кругу близких родственников и друзей (лат. Repotia).
Расходы
Роскошь свадебных праздничных пиров император Август пытался ограничить законодательными мерами: затраты на свадьбу и последующее торжество не могли превышать 1000 сестерциев. Сумма слишком мала, поэтому, этот закон, вероятно, не выполнялся. Сумма увеличивалась еще и за счет того, что гостям в благодарность за оказанную честь дома, подносили денежный подарок. Пары, которые не желали шума и больших растрат, предпочитали жениться в сельской местности.
Брачный договор
Брачный договор (лат. Tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, поскольку он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода. Во время свадьбы договор зачитывался вслух, а затем десять свидетелей ставили свои печати.
Брачный контракт составлялся на табличках, одной из которых не сохранилось. Сохранилось несколько брачных договоров (из Египта, I век н. Э.), Представляющие собой листы папируса, на которых указаны все украшения и одежды невесты, составлявшие ее приданое.
Уклонение от брака и законы Августа
Упадок семейных добродетелей и разрушительная роскошь римских дам снижали в мужчинах склонность к семейной жизни. Число холостых и бездетных среди знати и даже в среднем состоянии быстро увеличивалась, а вместе с ним снижалось число детей. К концу римской республики положение настолько ухудшилось, что Август (лат. Lex Iulia) и последующие императоры пытались изменить ситуацию путем принятия законов, ограничивавших гражданские права холостых граждан (санкции в случае безбрачия могли повредить cursus honorum и политической карьере) и предоставляли некоторые привилегии женатым гражданам, преимущественно многодетным.
Сначала сенат не соглашался принять закон, поэтому Август зачитал слова цензора Квинта Метелла Македонского, около века тому также пытался повысить рождаемость и говорил о женщинах как о «неизбежное зло», без которого не может существовать государство. В сенате разразились споры о женской распущенности как одну из причин нежелания вступать брак и нравственное поведение самих сенаторов. Все же закон, направленный на укрепление брака и семьи в состояниях всадников и сенаторов, был принят. Тем самым, впервые в римской истории император лишил главу семьи традиционной власти и поставил брак под защиту государства.
Законы императора Августа о браке предусматривали, что мужчина был обязан жениться между 25-60 годами, а женщины — между 20-50 годами. В случае нарушения закона они не имели права наследства, отлучались от общественных игр и праздников (последний пункт отменил сам Август в 12 году до н. Э.).
Гражданам также подчеркивалась необходимость иметь детей. По закону о безбрачии и бездетности женщины, которые не имели детей и которым исполнилось 20 лет, наказывались штрафом, мужчины платили штраф за бездетность по достижении 25 лет. После рождения третьего ребенка женщина больше не платила налогов с личного имущества в соответствии с законом трех детей (лат. Ius trium liberorum) и освобождалась от власти мужа.
Виды браков
Брак «cum manu»
Сначала доминировала форма брака лат. Cum manu — «с рукой», что означало, что женщина, покидая родной дом, уходила из-под власти главы семьи, лат. Pater familias, и попадала под власть (лат. Patria potestas) мужчины или главы семьи мужа. Женщина при этом не могла распоряжаться приданым и принесенным богатством. Однако, в отличие от афинских женщин, римская Матрона была значительно самостоятельнее и пользовалась большим уважением. Она могла принимать участие в праздничных обедах, ходить в театр и на игры, в термы, имела доступ к искусству, образования и науки.
К этой форме брака принадлежали следующие ритуалы:
- конфарреации (лат. confarreatio) — торжественный ритуал, который проводился в основном в семьях патрициев. Обряд совершали главный жрец (Pontifex Maximus) и Фламин Юпитера (лат. Flamen Dialis): зачитывались просьба к богам, в жертву приносилось хлеб с полбяного муки (лат. Far — «рожь», отсюда название ритуала). В ходе церемонии в жертву Церере и ТЕЛЛУС приносились также овца и фрукты. Обязательным было присутствие десяти свидетелей. Установка этой традиции Дионисий Галикарнасский приписывал Ромул
в. Плиний писал, что «ничего не было священнее, кроме брака, заключенного таким образом». Невеста передавалась из рук отца в руки жениха — это подчеркивало полную зависимость римской патрициании. Этот обряд не допускал развода — на тяжелую процедуру расторжения брака подобного решались только тогда, когда не оставалось никакого другого выхода. При заключении других видов брака женщина получала больше прав и возможностей. По этим причинам такая форма брака постепенно вышла из употребления, и в 23 году н. е., по словам Тацита, нельзя было найти даже трех кандидатов на должность жреца Юпитера, которые должны были происходить от родителей, которые сочетались путем конфарреации, и сами находиться в браке, заключенном таким же образом.
- coemptio («покупка») — при этом ритуале для простых граждан и плебеев времен начала республики, девушка в присутствии пяти свидетелей символически «выкупалась» женихом у ее отца за один ас, при этом женщина становилась как собственностью мужа, причем «человек спрашивал, хочет ли женщина стать матерью семейства, она отвечала, что хочет. Также и женщина спрашивала, хочет ли мужчина стать отцом семейства ». Эта форма брака также исчезла к середине I века до н. е.
- При браке в форме usus («по привычке, давности»), женщина, которая прожила неотлучно в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой, находившейся в его manus. При этом важное значение имело само выражение намерения стать мужем и женой, иначе такое совместное проживание считалось конкубинат. Такая форма заключения брака была особенно популярна в римлянок, том
во что женщина очень просто и законно могла освободиться от господства своего мужа: ей стоило провести три ночи в году вне дома (лат. trinoctium). Брак в такой форме редко заключался уже Цицерона, и законами Августа был формально отменен.
Брак «sine manu»
В поздний период Римской республики распространилась форма брака лат. Sine manu — «без руки», при которой жена не находилась под властью мужа (лат. Sine in manum conventione) и оставалась во власти отца или опекуна. Когда брак sine manu вытеснил все остальные формы, эта опека стала терять свое значение. Так, уже в конце республики которым занимался было достаточно пожаловаться на отлучки своего опекуна, которая продолжалась хотя бы один день, и она могла выбрать себе другого по собственному желанию. По законам Августа, женщина, имевшая троих детей, освобождалась от опеки. О пожизненном пребывании женщины под властью отца, мужа, опекуна Гай писал: «В старину хотели, чтобы и совершеннолетние женщины находились по причине своего легкомыслия под опекой». Фактически замужняя женщина уже к концу республики пользуется в частной жизни такой же свободой, как и ее муж: распоряжается самостоятельно своим имуществом, обладает свободой подать на развод.
Другие виды брака
В фиктивный брак вступали, например, бедные мужчины за плату, и это, возможно, было нередким случаем в Древнем Риме. Такой брак заключался, чтобы избежать законов о неодруженисть и получить неограниченную свободу. Фиктивный брак упоминается Сенекой в книге о браке, а Тертуллиан пишет о терпении «купленных мужей».
Заочный брак. Выйти замуж можно было и в отсутствие жениха, если женщина по его письму или его посланцем будет отведена в дом мужа. Жениться на отсутствующий невесте было невозможно, так как для этого «необходимо введение (жены) в дом мужа, как бы в брачное жилье, а не (мужа) в дом жены». Заочный брак (так и не стал фактическим) обязывал женщину оплакивать мужа, если тот погибнет.
Конкубинат (лат. Concubinatus) встречался в зажиточных семьях высшего сословия, а также в других слоях населения. Так, женщины в сенаторского сословия иногда жили в конкубинате с вольноотпущенными мужчинами, поскольку в случае заключения брака она теряла свой статус (по той же причине сенаторы жили с вольноотпущенными женщинами в конкубинате). Такую форму «брака» можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и получивших свободу. Сенатор не мог сделать то, кто получил свободу законной женой, что считалось позором и для него, и для всей его семьи, однако отношения в конкубинате НЕ накладывали на него никакого пятна.
К конкубината были такие же требования, как и к браку: жизнь с одним партнером, жена должна быть верна партнеру и также выполнять свои обязанности. Конкубинат и распространенный «брак рабов» (лат. Contubernium), часто поощряемые хозяевами, признавались обществом как формы общежития.
Древнеримский юрист Марциана так писал о конкубинат:
В таких отношения римляне вступали также и по другим семейным обстоятельствам, например, в случае, если отец семейства не хотел жениться во второй раз, чтобы не ущемлять права на наследование детей с первого брака.
Брак между различными классами
Сначала брак между патрициями и плебеями был запрещен, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н. е. Жена из дома патрициев при этом оставалась во власти своего отца, который имел право расторгнуть брак в любое время (правило просуществовало до II века). Однако, такие браки не получили широкого распространения и стали скорее реальностью для богатых и уважаемых плебеев.
Брак женщин других сословий с вольноотпущенниками встречался реже, чем брак бывшей рабыни и бывшего хозяина. Установлен одним из законов Августа запрет на то, чтобы вольноотпущениця замужем за господином могла расстаться против его воли, имел силу еще в праве Юстиниана.
С введением законов Августа сенаторам (а со времен Марка Аврелия и до трех поколений потомков сенатора) запрещалось жениться на вольноотпущенником / -цях, актерах или актрисах или их детях, проституток, сутенеров или сводниц и их бывших рабах, осужденных преступниках. С середины I века н. е. рабам был разрешен брак, до этого рабы просто жили вместе в непризнанной законом союзе (лат. contubernium). Сохранилось множество свидетельств таких браков между рабами императоров и свободными женщинами.
Также брак между римскими свободными женщинами и солдатами не считалось законным и формально был сожительством, а дети из такого брака — незаконнорожденными. Брак между «иностранцами» (не гражданами Рима) формально запрещался, но и не здоровался. Император Траян разрешил ветеранам жениться на дочерях варваров, дети от таких браков признавались законнорожденными.
Удостоверение брака
Для брачного союза не существовало специальных юридических церемоний. Античные юристы рассматривали брак как двустороннюю согласие на брак и совместное проживание. Так, Модестин писал: «длительная связь свободной женщины следует понимать не как конкубинат, но как брак, если только она не промышляла своим телом».
Должна была присутствовать также склонность к браку — лат. Affectio maritalis, что означало что пара признает друг друга как мужа и жену и соответственно себя ведет. Другое важное обстоятельство: жена должна быть отведена в дом мужа, и согласно античным юристам, именно с этого момента начинался брак.
Также для того, чтобы брак был признан законным, должны были выполняться условия (лат. Conubium), указанные в семейном праве, достигнутый совершеннолетний возраст и получено согласие сторон.
Непризнание брака влекло за собой два последствия:
- Дети от него считались не имеют отца и не находятся в его власти;
- В случае прекращения недозволенного брака никакие претензии по поводу приданого не принимались.
Развод
Во времена республики для развода требовались существенные основания, которые обсуждались на семейном совете. Развод в период ранней республики встречались редко, а первый случай датируется 306 годом до н. е. у Валерия Максима (когда Луций Ранний развелся с женой, за что цензорами был исключен из сената) или 231 (или 227) годом до н. е. в Сервия Сульпиция (когда консул Спурий Карвилий с согласия цензоров развелся с женой из-за ее бесплодия).
К началу нашей эры разводы стали встречаться все чаще. Женщины также разводились, однако в большинстве случаев инициатива исходила от мужчин. Развод встречались в высшем сословии чаще, чем в низших состояниях. Развод не были исключением и во времена империи, несмотря на законы императора Августа. Древнейшее требование о разводе встречается в Законах XII таблицы: «приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв ключ, выгнал».
Уже во II веке развод превратился в средство избавления от надоевшей жены. Валерий Максим пишет о следующих причинах для «быстрого» развода: жена вышла на улицу с непокрытой головой (второй развод в Риме, Сульпиций Галл) жена пошла в цирк, не спросив разрешения мужа (третий развод в Риме, Публий Семпроний Соф) жена остановилась поговорить с вольноотпущенные, о которой шла дурная слава.
При браке sine manu женщины располагали полную свободу развода. Расторжение брака могло произойти с обоюдного согласия или по воле одного из супругов, при этом участие государственных чиновников или юристов не было обязательным. Возможными причинами для развода могли стать бездетность, недостойное поведение одного из супругов или желание жить с другим партнером. Традиционная форма выражения желания развестись звучала: «У меня есть для тебя твои вещи» (лат. Tuas res tibi habeto) или «Заботься о своих делах» (лат. Tuas res tibi agito) и выходила, возможно, из понятия брака как имущественного отношения. К таким «вещей» также относилось приданое, которое человек должен был вернуть жене в полном размере. Единственным исключением был случай, когда при наличии доказательств измены жены муж имел право (в зависимости от тяжести ситуации) оставить себе все приданое или его часть. При этом человек, уличенный в неверности, по закону ни в чем не «проигрывал».
Отец мог разлучить дочь с мужем, только за Антонина Пия было запрещено «разлучать живущих в браке согласно». Позже и односторонние свободные развод, инициированные женой, стали восприниматься как норма. Плутарх приписывает Ромулу регламентацию развод: жене не разрешалось уйти от мужа, а мужчине разрешалось прогнать жену, виновную в отравлении детей, подделке ключей или прелюбодеянии.
С ростом коррупции в среде чиновников увеличилось количество разводов и распространилась легкомысленность при вступлении в брак. Так, император Тиберий снял с должности квестора, потому что женился на женщине за день до распределения мест (чтобы получить должность, для которой необходимо быть женатым), а на следующий день развелся. Браки, которые продолжались долгое время, были редки, что становилось поводом для сатиры у римских философов и поэтов. Сенека пишет, например, что «ни одна женщина не постесняется расстаться, потому что женщины из благородных и знатных семей считают годы не по числу консулов, а по количеству мужчин. Они расстаются, чтобы выйти замуж, и выходят замуж, чтобы развестись », а Ювенал, что некоторые женщины разводятся, когда ветви, украшавшие двери дома молодых супругов, еще не завяли.
Некоторые тонкости разводов в Древнем Риме:
- Сумасшедшая не могла дать развод своему мужу ни сама, ни через попечителя, но ее отец мог направить к ее мужу «посланца». Получить же развод она могла, так как «считалась, что находится на положении той, с которой разводятся без ее ведома».
- Вольноотпущенные, что вышла замуж за хозяина, также не имела права на развод, если муж хотел, чтобы она оставалась его женой.
- По разводом должен был стоять серьезное намерение разойтись, поэтому «если жена, сгоряча послала на развод, вскоре вернулась, то считается, что развод и не было».
- Чтобы развод был признан действительным, нужно присутствие семи взрослых римских граждан, среди которых не должно быть вольноотпущенных инициатора развода (включая вольноотпущенников его отца, деда и т. Д.).
Новый брак
Вступление в новый брак проходило без особых церемоний. Вдовы и разведенные женщины должны были снова выйти замуж в течение 6 месяцев (по закону Августа), позже — до 12 месяцев по закону Папия Поппея. Если при поступлении во второй брак не был расторгнут первую помолвку, то претор мог наложить на этого гражданина — лат. Infamia, то есть гражданин терял свою честь.
В Риме классического периода женщина, которая была только один раз в браке, называлась лат. Univira и была особенно почитаемы как своего рода идеал брака. Хотя развод и новый брак были довольно частыми явлениями, разведенные женщины не всегда приветствовались в обществе. По мнению ученых, вдовы, напротив, не испытывали такого рода общественного отчуждения при вступлении в новый брак. По традиции, идущей, по мнению Овидия, еще от Ромула, вдова была обязана соблюдать траур в течение 10 месяцев, писатель объясняет 10 месяцами беременности. Мужчины не были обязаны хранить траур по умершей жене.
Сексуальность и мораль
Чувственная любовь и сексуальное удовольствие в римском браке считалась нежелательными, и к этому супруги не стремились. С юридической точки зрения, близость в браке не была обязательной, ее прекращения и даже жизни врозь НЕ прерывали течение брака с юридической точки зрения. Однако супружеская любовь, доходящая до самопожертвования, прославлялась римскими моралистами.
Поскольку женщине приписывалась способность влиять на мужчин, внешняя дистанция между супругами, по крайней мере во времена республики, являлась признаком мужской стойкости и нравственной чистоты. Например, Катон Старший обнимал свою жену только тогда, когда гремел гром, и исключил из сената претора за то, что тот в присутствии дочери поцеловал свою жену. Плутарх пишет, что мужчины хотели с уважением относиться к женам, а не как с куртизанками, поэтому «при свете дня не прибегать к плотским утехам». Мужчина должен был скорее «сдерживать» женскую сексуальность.
Измена
Еще в анналах цензоров 154 года до н. е. Кассия (лат. C. Cassius) и Мессалы (лат. M. Messalla) и консула в 133 году до н. е. Луция Пизона (лат. Lucius Calpurnius Piso Frugi) написано, что целомудрие в Риме уничтожено. Гораций, например, писал, что женской морали в Риме не найти, а Овидий — «целомудренная и, которой никто не добивался». Сенека младший писал, что «кажется, женщины имеют мужчин, чтобы соблазнять любовников», а Тацит восхваляет германцев за то, что они не соблазняют и не позволяют себя соблазнить.
Женщин, которые обвинялись в нарушении целомудрия, если отсутствует общественный обвинитель, по старой традиции должны были судить родственники. Так, Катон Старший выражает мнение, что человек имеет право безнаказанно убить жену, если застанет ее, когда и изменяет ему, женщина же не может даже посметь коснуться неверного мужа. Другие тексты говорят о праве отца, но не мужа, убить прелюбодейку и ее любовника в своем доме или доме зятя, человек же имел право убить любовника жены, но только если он был актером или вольноотпущенником, и сразу расстаться с женой.
По указанию императора Веспасиана Сенат постановил, что женщины, которые вступили в связь с рабами, должны считаться рабынями. Несовершеннолетняя невеста (до 12 лет), «отведенную в дом» будущего мужа, по закону не отвечала за прелюбодеяние, сделанный до наступления прав жены. Лишь после рескрипта Септимия Север и Каракаллы ответственность за прелюбодеяние распространилась на невест, «так как не разрешается оскорблять ни какой бы то ни было брак, ни надежду на брак».
По закону Августа все сексуальные отношения с замужними вне брака (даже если пара была помолвлена) и конкубинат нарушали закон наказывались ссылкой на остров, если приходилось измена и инцест (отношения между родственниками, не разрешенные законом), то лат. Deportatio — пожизненное высылке, также отбиралось имущество и гражданские права. Однако, при этом совместное проживание без доказательств сексуальных отношений не наказывалось. Измена мужчин с проститутками, актрисами и другими порочными женщинами (лат. Probnosae) юридически не наказывалась.
Такие обычаи осуждали, например, стоики (Музон Руф (лат. Musonius Rufus), I век н. э.), которые разоблачали измену независимо от того, кто ее сделал, и выступали против такой двойной морали римлян. Однако традиционно большинство женщин все же воспринимало поведение мужчин как должное, считая, что мужчины имеют большую сексуальную свободу.
Мораль и брак
Цицерон в одном из писем писал, что считает жизнь холостых прекрасным на свете, а греческий философ II века Секунд (лат. Secundus) на свой же вопрос, что такое женщина, отвечал, что это «порча мужчины, ненасытная животное, оплот уничтожения, гибельная гадюка». По мнению ученых, большинство женщин все же были порядочными. Возможно, в глазах критиков жизнь женщины, чья роль отличалась от традиционной, ограниченной домом и детьми, казалась уже скандальной. Все же образы и истории женщин в произведениях римских писателей не выдуманы, и некоторые женщины своей разврат частично создали атмосферу интриг и беспокойства в обществе.
Римскими поэтами и писателями также хвастался идеал толерантной женщины, не «мешала» любовным приключениям мужчины. Выдающийся римский юрист Ульпиан Домиции считал неправильным, что человек имеет право требовать от жены моральных добродетелей, которым сам не отвечает. Так, идеалом мужественности считалось самообладание, в действительности же насилие было частым в семье.
Надписи на гробницах и саркофагах сообщают о женах, которые имели одного человека, или о женщинах, которые оставались вдовами, не выходили замуж во второй раз, сохраняя верность своему первому мужу. Верность была качеством, которое особенно прославляют надписи. От жен также ожидалось, что они будут вести домашнее хозяйство и выполнять традиционные женские обязанности, быть для мужа всегда на месте.
Во время принципата идея об ограничении женских инстинктов изменилась представлением о возможности воспитания жены. Брак, таким образом, стал выполнять и педагогическую функцию, поэтому также ценилась жена, которая не только подчинялась мужу, но и была способна принять другую «форму», то есть измениться.
Римский брак в культуре
Божества, покровители брака:
- Конкордия — богиня согласия и покровительница супружеской мира.
- Юнона — богиня брака, семьи и материнства. Священным именем Юноны на свадьбах было Цинксия (лат. Cinxia), так как сначала те, кто заключили брак были лат. Cinguli — «опоясанные». Другое прозвище Юноны — УНКС (лат. Unxia) напоминает о том, что порог дома должен быть смазан, чтобы предотвратить проникновение злых сил, Афференда (лат. Dea Afferenda) следила за приданым. Боги Юга лат. Dea Iuga и Югатин лат. Deus Jugatinus ) — также имена Юноны, которая скрепляла браки.
- Бог Домидука (лат. Domiducus или лат. Interducus) приводил невесту к супружеской дома, Домиции помогал ей решиться войти в этот дом, Мантурна склоняла ее остаться там жить.
- Церера — следила за правами замужних женщин.
- Гименей — в греческой мифологии божество брака, также олицетворение свадебных песен, который также почитался в Древнем Риме. Так, сохранилась фреска из Помпей, изображающая Гименея стройным нагим юношей в шафранно плаще, с факелом в одной и венком в другой руке.
- Пикун и Пилумн (лат. Pilumnus et Picumnus) — в римской мифологии братья, боги брака и рождения.
В искусстве:
- Сохранились немногочисленные фрагменты фресок с изображением dextrarum junctio в римских колумбариях.
- римские фрески, украшавшие дома, например, в Риме — античная фреска «Свадьба Альдобрандини» (Ватиканская библиотека), некоторые ученые считают фрески с виллы Мистерий в Помпеях, также изображением свадебных обрядов. Значительно больше сохранилось фресок по греческому образцу на тему свадьбы богов, например, свадебная процессия Посейдона и Амфитриты (Помпеи), свадьба Геры и Зевса.
- римские саркофаги, мраморные с изображением свадебных ритуалов, например, свадебного шествия, или где изображены жених и невеста, соединяющих правые руки, при этом в левой руке жених держит свиток (брачный договор). Часто за парой изображена дружка невесты (иногда с чертами богини — покровительницы брака Юноны), которая соединяет руки супругов. Произведений искусства, посвященных другим свадебным ритуалам римской свадьбы не сохранилось.
В литературе:
- Сохранилась «Свадебная песня» (ст 62) Катулла, написанная вроде греческих эпиталам, что представляет собой попеременное пение юношей и девушек перед наступлением брачной ночи. Стихотворение 61 посвященный свадьбе Юнии Аурункулеи и Манлио Торквато (лат. Junia Aurunculeia, Manlius Torquatus), в котором можно найти подтверждение известных древнеримских традиций вступления в брак: выбор даты свадьбы, наряд невесты, обряд похищения, проводы в дом мужа.
- Одними из тем эпиграмм римского поэта Марциала были любовь, брак и разврат.
- В своих комедиях Плавт демонстрирует представления римлян об идеальной женщине и о ее залежноне становищеи в семье, рисует портреты честных и верных жен. Молодые женщины выступают носителями взглядов на брак как на союз, который не зависит от имущественных условий: «Не за деньги отдавал ты нас, за человека же …».
- В VI сатире Ювенал описывает слабости и пороки современных ему женщин. Ювенал выступает против брака, описывая женщин-блудниц, «прелестниц пьяных», спальни, «полные ругательств» Рим, где господствуют «все преступления и всякая разврат».
- Апулей в «Метаморфозы, или Золотой осел» описывает подготовку к свадьбе.
Familia - это римская патриархальная семья с единоличной властью pater familias (домовладыки).
В римскую семью включались жена, подвластные дети (в том числе и незаконнорожденные от рабынь), родственники, усыновленные лица, рабы, кабальные работники, собственность (dominium): дом, имуще-ство, орудия и продукты труда.
На протяжении римской истории сменилось три вида семьи:
1) консорциум (семейная община агнатов);
2) агнатская семья (по принципу совместного проживания и труда по мужской линии);
3) когнатическая семья (союз кровных родственников от общего предка).
В агнатской семье власть домовладыки распространялась пожизненно на жену и жен сыновей; над детьми своими и других членов семьи; над рабами и вольноотпущенниками. Глава семьи являлся полноправным лицом со своим правом (persona sui juris). Все остальные члены семьи находились под властью домовладыки и были лицами с чужим правом (persona aliena juris).
Примечание: римляне проявили мудрую проницательность, создав специфический институт римской семьи и отцовской власти. Большая власть отцов над своими детьми уменьшает количество преступлений, а главное - дает возможность воспитывать граждан скорее нравами, чем законом. Родительской властью люди злоупотребляют меньше, " чем любой другой: это самый священный авторитет, единственный, который не зависит ни от каких условий и даже предшествует последним.
6.2. Виды родства
Ататское родство - это родство не по крови и происхождению, а по" факту совместного проживания и труда, создаваемое по мужской линии.
Например, дочь главы семьи, выйдя замуж, полностью разрывала связь со своей семьей, становилась агнаткой свекра или мужа в новой семье, приобретала статус как бы дочери нового главы семьи, а потому и на-следовала от него как дочь.
Агнатские родственники делились на две группы: близкие и дальние родственники. Близкие - т. е. проживающие в одном консорциуме под властью одного домовладыки; дальние - это те, которые когда-то были под его властью или могли бы быть членами данной семьи, если прежний домовладыка еще бы жил при их вступлении в семью. Степень родства определялась тем, сколько шагов по освобождению от отцовской власти потребовалось совершить, ч тобы стать лицом со своим правом.
Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим агнатское родство было со временем (в период республики) полностью вытеснено когнатством, то есть кровным родством.
Когнатское родство - это кровное родство и родство по свойству (родственники жены или мужа) от общего предка.
В когнатическом родстве различали линии (две) и степени (пять очередей наследования).
Родственники по прямой линии - это родственники, происходящие один от другого в непрерывной последовательности. Линия могла быть прямой восходящей (ascendenti) от потомка к предку (внук, сын, отец) и прямой нисходящей (descendenti) от предка к потомку (отец, сын, внук).
Родственники по боковой линии - если они происходят от общего предка, но не друг от друга (сестра и брат, дядя и племянник, двоюродные братья).
Боковое родство было полнородным (общие мужские и женские предки) и неполнородное (полуродное).
Неполнородное родство различалось как единокровное (от общего отца и разных матерей) и единоутробное (от одной матери и разных отцов). Это деление было тесно связано с определением статуса брачных и внебрачных детей.
Степени родства определялись числом рождений в родстве двух лиц. Отец и сын - первая степень, брат и сестра - вторая степень, дядя и племянник - третья степень.
От родства следует отличать свойство. Свойство - это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.
Помимо обязательств из договоров. Законы XII таблиц знают, конечно, и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще-воровства, потравы и др. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».
О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.
Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.
Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).
Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом -со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.
Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационноой форме).
Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака-»сине ману»то есть «без власти мужа». Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака-сине мануженщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном браке»). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.
С течением времени именно браку сине ману было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как «правильные»формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.
Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.
Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.
Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.
После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатом по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.
Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.
Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи
Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода, для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.
ПРАВА ОТЦА
Глава семейства – отец беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только мать и отец, но и незамужние дочери, сыновья, их жены и дети.Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество.
Власть отца распространялась на всех членов фамилии.
Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.
При рождении ребенка он определял судьбу новорожденного; он либо признавал ребенка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.
От начала древнего Рима и до падения империи глава фамилии имел право осуществлять телесные наказания, иногда оканчивавшиеся смертью провинившегося. Он же мог выгнать на улицу нежеланных детей, обвинив их, например, в уродстве. Супруга не имела права голоса и перед лицом закона не могла оспаривать решения мужа.
Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей римской империи, как и право, распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской Империи от неугодных детей отцы освобождались из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.
ПРАВА ЖЕНЩИНЫ
В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйство. Она была полновластная хозяйка в своем доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.
Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приемах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.
УСЫНОВЛЕНИЕ
Если детей от законных браков не было, римлянин прибегал к усыновлению, с тем чтобы имя рода и его имущество не канули в Лету. Кровь не играла определяющей роли даже в семейных отношениях. Приемный ребенок становился равен кровному. В этом смысле Рим «усыновлял» покоренные народы, как отдельный римлянин мог усыновить чужого человека и наделить его правами наследника.
Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12 летнего возраста, а юношу с четырнадцатилетнего.
Римское право предусматривало две формы заключения брака:
Когда женщина переходила из-под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга.
Женщина после замужества оставалась членом старой семьи, при этом претендовала на наследство семьи... Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.
ОБРУЧЕНИЕ
Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми.
Богачи предпочитали торжественный ритуал с принесением жертвы в присутствии десяти свидетелей. Это был патрицианский брак, почти исчезнувший к началу империи. Чаще встречалась «покупка» жены, когда будущий муж в присутствии пяти свидетелей вручал тестю выкуп за невесту.
Со времен империи восторжествовала универсальная форма свадебного обряда, которому предшествовала помолвка в доме отца невесты. В День свадьбы приносилась жертва, над которой молодые произносили трогательную формулу: «Где ты, Кай, там и я, Кайя», - и соединяли руки.
Жених вручал будущей жене монету, как символ заключенного между родителями свадебного союза, и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.
СВАДЬБЫ
На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице – женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа... Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. И распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу…
РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребенка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал свое решение принять его в семью. После этого приглашенные гости дарили младенцу подарки, как правило, амулеты, назначение которых было беречь ребенка от злых духов.
Регистрировать ребенка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.
Впервые регистрацию новорожденных ввел на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребенка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождения и право гражданства.
ОБУЧЕНИЕ
Мальчика и девочку начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека.
Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.
На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праву и литературных произведениях.
В Высшей Школе обучение проходило по ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.
За границей образование получали преимущественно в Афинах, на острове Родос, где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах.
В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.
Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте.
Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почетным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В римском государстве уже в 1 веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.
Грамотный раб стоял дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы.
Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.
Http://maxpark.com/community/6782/content/2087316