В картотеке упражнений можно найти занятия для разных возрастов и групп. Особое значение имеют логоритмические игры для детей с ОВЗ. Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию.
Выполнять логоритмические игры следует в определенное время ежедневно.
Логоритмические игры для детей 3-4 лет
В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им. Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой.
Упражнение
Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)
Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)
Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)
Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)
В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции. Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята).
Упражнение с предметом-заменителем (кружки — одуванчики)
Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)
И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)
С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)
Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)
Одуванчиком зовется,
Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)
Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)
Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)
(М. А. Мордвин)
Короткие игры можно проводить перед прогулкой на улицу или во время водных процедур:
Моют свои пальчики озорные зайчики. (намыливают руки, протирают каждый пальчик, начиная с большого).
вытирают лапки сухо и скорей идут на кухню. (вытирают руки, пропрыгивают в строй).
Таким образом, дети будут заняты полезным делом, а педагогу будет проще организовать их деятельность.
Логоритмические игры для детей 4-5 лет
К 4-5 годам приходит окончательное становление речи. Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место.
Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)
Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)
На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)
И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)
Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:
Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)
Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)
Кукла Маша уснула. (сопят носом)
Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:
— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)
У меня есть гребешок. (потрясти головой)
— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)
Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)
— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)
Хвост и грива золотая (потрясти головой)
Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.
Игра 1
Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.
Игра 2
Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.
Логоритмические игры и упражнения для детей 5-6 лет
В этом возрасте дети уже, как правило, хорошо разговаривают, умеют владеть своим телом. Детский организм полон сил и энергии. Подойдут активные игры и упражнения, требующие физической отдачи. Для подготовки к используются логоритмические упражнения на мелкую моторику, самомассаж (растирание ладошек, пальчиков, точечные упражнения).
Зима недаром злится, (качают указательным пальцем)
Прошла ее пора. (растирают ладони)
Весна в окно стучится (стучат пальчиком по ладошке)
И гонит со двора (машут руками, прогоняют зиму) (Ф. И. Тютчев)
Логоритмика в этом возрасте должна быть направлена на развитие чувства ритма и эмоций речи, правильную постановку интонаций. В 5-6 лет нужно учить ребенка плавной речи и голосу, продолжать развивать дыхание. В течение года идет активная подготовка к школе. С помощью логоритмических упражнений идет .
Актуальны в этом возрасте переходы темпов музыки от медленного к быстрому и обратно. Для чувства ритма и темпа можно давать детям самим играть на музыкальных инструментах и совместно отбивать несложный ритм, например, на ложках и бубнах. В старшей группе упражнения носят регулирующий характер. Учат детей самостоятельности. Хорошо для этих целей подходят упражнения, где ребенок сам должен догадаться, какое движение нужно совершить в данный момент. Например, при словах «кружатся снежинки», нужно покружиться, расставив руки в стороны:
Все снежинки ветер кружит, (кружатся)
Без сомнений и забот. (прыгают, дышат носом)
Так и мы, ребята дружно (берутся за руки)
Вместе встанем в хоровод (проходят круг в хороводе) (М. А. Мордвин)
Обязательна помощь педагога при выполнении упражнений в первый раз.
Логоритмические игры для детей с заиканием
В логоритмические упражнения для входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:
В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:
Маша мыла мылом Милу.
Упражнение:
Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)
Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)
Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:
Рано утром ходят в гости —
Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)
Черепаха с толстой тростью
В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)
Всех созвал зверей бельчонок,
Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)
Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)
Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)
Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)
Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)
Чтобы в танце покружиться
Плавно по полу скользя. (кружатся)
(М. А. Мордвин)
От плавных движений рук к быстрым:
Наклоняют еле-еле
Прям к земле макушки ели. (медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)
В небесах порхает птичка,
Как над глазиком ресничка (встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)
(М. А. Мордвин)
Упражнения желательно выполнять под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.
Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.
Логоритмические игры и упражнения для детей с ОНР
При ОНР нарушается фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи. Дети с таким нарушением быстрее устают, сложнее усваивают материал, но без нарушения интеллектуальной сферы деятельности. Их эмоциональная сфера подавлена. Занятия логоритмикой направлены на преодоление психологического барьера, социальную адаптацию, и, главное, на исправление речи. Для того, чтобы дети не уставали, занятия проводятся короткие, с быстрой сменой деятельности, но большей эмоциональной нагрузкой:
Вышли мыши как-то раз (идут на цыпочках, руки согнуты в кистях у груди)
Поглядеть который час. (прикладывают руку ко лбу, как-будто вглядываются вдаль)
Вдруг раздался страшный гром, (хлопок в ладоши)
Разбежались мыши вон! (разбегаются в стороны)
Материал повторяется в несколько раз больше, чем при работе с обычными детьми. Большая часть игр направлена на пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь:
Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу.
Соответственно, в играх должно присутствовать немалое количество музыкальных вставок и песен. Для укрепления мышечного тонуса используются . Важно , воображение. Для этого можно позволять детям самим придумывать движения или игры. В логоритмике обязательно должны присутствовать артикуляционная и пальчиковая гимнастика, танцы, гимнастика:
Собрать пальцы в кулак, поочередно разгибать их. Каждый пальчик трут от основания к кончику.
пять друзей все время рядом
Назовем их все, ребята:
Сбоку, словно часовой
Этот палец звать "Большой".
Указательный с ним рядом
Всем покажет то что надо.
Лучший друг его соседний
Называется он "средний".
У него есть постоянный
Друг с названием "безымянный"
А мизинчик меньше ростом,
Отыскать его так просто.
(М. А. Мордвин)
После большой нагрузки проводятся релаксационные упражнения с дыханием для снятия физической и эмоциональной нагрузки:
- Вдох-выдох. Глубокий вдох носом. Глубокий выдох горлом.
- Поочередное дыхание животом-грудью.
- Были мы голодные, спрятались животики (втягивают живот)
Мы поели каши сладкой, животы теперь в порядке (надувают живот)
Все занятия должны приносить радость и вызывать желание в них участвовать.
Игры для логоритмических занятий с больными афазией
В зависимости от классификации афазии подбирается определенный комплекс логоритмических игр. Так как при афазии происходит распад всех функций речи, как внешней, так и внутренней, то занятия проводятся с большей тщательностью и продолжительностью. Важно научить больного распознавать обращенную к нему речь и реагировать на нее. Так же большое внимание уделяется эмоциональной сфере больных афазией и помощь в умении выразить просьбы. Занятия основываются на остаточных умениях больных. Занятия начинаются с пассивных упражнений, постепенно усложняясь. Ускоряется темп и ритмика. Особое внимание уделяется кистям рук:
Дорога закрыта. (кисти сомкнуты пальцы вверх, тянут кисти руки на себя)
Полицейский открыл дорогу. (кисти вместе, пальцы от себя, делают ровную «дорогу»)
Машины разъехались по сторонам. (кисти разводятся в стороны)
Постепенно можно начинать использовать счетные упражнения и игры:
Раз, два, три, четыре, пять! —
Мы идем с тобой искать,
Взяв корзинку с угощением,
Озорное приключение.
В лампе прячется один —
Ото всех волшебный джинн.
У него два младших брата —
Два веселых акробата.
В цирке лампу ты потри
И их станет сразу три.
В их руках четыре гири —
Нет сильней их в целом мире.
Мы похлопали в ладоши
И пошли есть пять пирожных.
(М. А. Мордвин)
Игры следует подбирать с учетом возможностей больного, расширяя его словарный запас и развивая сенсомоторику. Положительное влияние оказывают игры с использованием диалога (например, «Съедобное — несъедобное», «Назови цвет» и далее усложняя диалог). Большое внимание уделяется письму. Нужно научить рисовать линии под определенную музыку. Использовать стоит различные материалы: карандаш, кисть, фломастер и пр.
В логоритмических играх стоит уделять внимание координации движений и ритмичности. Полезны игры на ориентировку в пространстве (кружение, ходьба с закрытыми глазами, ходьба по шнуру). Речевые упражнения должны проговариваться четко и внятно. Они могут быть как групповыми, так и одиночными. Логоритмические игры должны проводиться целенаправленно, от 20-ти минут в день. Заключительные упражнения включают в себя постановку дыхания, расслабление мышечного тонуса и снятие эмоциональной нагрузки.
инструктор по физической культуре
Демина Елена Алексеевна
МАДОУ «Детский сад № 22» г. Перми.
Тема: « Заячья избушка »
Цель: активизация родителей, привлечение их внимания к коррекционным и педагогическим задачам, направленным на коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка средствами логоритмических игр и упражнений.
Задачи для родителей:
помочь родителям научиться играть и общаться с ребенком;
познакомить родителей с музыкальными, коммуникативными, пальчиковыми играми и речевыми упражнениями.
включить родителей в образовательный процесс, установив партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
Задачи для детей:
Неречевые: вызвать положительные эмоции, развивать координацию движений, произвольное внимание и переключаемость внимания, чувство ритма, навыки коммуникации посредством игры, мелкую и общую моторику, музыкальный слух.
Речевые: развивать речевое дыхание, координацию речи с движением, артикуляционную моторику, активизировать словарь.
Оборудование:
Игрушка заяц, маска волка, погремушки, колокольчики, деревянные ложки, фитбольные мячи, картинки с изображением зайца белого и серого, капусты, моркови, травы, фонограмма «Музыкальные игрушки», фонограмма с музыкой игры «Зайка серенький сидит», «Заяц и волк», «Колыбельная», ноутбук, музыкальный центр.
Участники: дети 1 младшей группы 2-3 лет и их родители, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитатель.
Место проведения: спортивный зал.
Ход занятия:
I . Организация детей.
Педагог. Отгадайте, кто пришел к нам в гости?
Зимой он в шубке белой,
А летом серым стал.
Весь день по лесу бегал,
Но даже не устал.
Любитель грызть морковку.
В капусте знает толк.
А, кто он? Угадай-ка!
Зовём его мы…...(Зайка). Демонстрация картинок зайца белого и серого.
Педагог.
Что ест заяц? (ответы детей)Демонстрация картинок моркови, капусты, травы и т.д.
II . Основная часть. .
1. Речь с движением муз Е. Железнова (интернет ресурс)
Цель: развитие общей моторики, слухового внимания
Педагог. А теперь превращаемся в зайчиков.
Уже давно замечено, что движение улучшает нашу жизнь. Если устал – сделай зарядку и почувствуешь бодрость и прилив сил. Чувствуешь нервное истощение – пробегись или прогуляйся по парку, и сразу наступит общее успокоение.
Движение – это жизнь! Многие логопеды утверждают, что если двигательной активностью сопровождать у детей речь или пение, то можно легко улучшить последнее. Это направление в логопедии называется логоритмика (логопедическая ритмика).
Из этой статьи вы узнаете
Зачем это нужно
Упражнения логоритмики очень полезны и для физического развития, улучшают интеллектуальные способности, производят положительный эффект на постановку речевого аппарата.
При этом тренируются мышцы, чувство равновесия, выносливость, малыш учится быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, формируется правильная осанка, так как занятия логоритмикой способствуют ее улучшению.
Основное предназначение логопедической ритмики – это улучшение речи. Упражнения логоритмикой для детей от 4 лет способствуют формированию правильного дыхания в момент проговаривания звуков, развивается чувство ритма. Малыш учится перевоплощаться и двигаться под выбранный темп, что помогает ему развить его творческие умения и способности.
Логоритмика может успокоить гиперактивного малыша и, наоборот, расшевелить медлительного. Это еще один плюс от таких занятий. Упражнения не имеют возрастных ограничений. Даже ритмичное шагание с новорожденной крохой на руках и декламирование при этом стихотворения уже будет считаться занятием логопедической ритмикой.
Цель таких упражнений для детей до 6 лет – это решить возможные возникшие проблемы с речевым развитием, а также преодолеть трудности, которые не связанные с неречевыми функциями психического характера.
Почему логоритмика помогает преодолеть преграды в разговорных способностях малыша? Речевой аппарат тесно связан с активностью ребенка: чем она выше, тем быстрее проходит овладение умением разговаривать.
Актуальность логоритмики на сегодняшний день
Сегодня очень модны методики раннего развития малышей. Ними увлекается большинство родителей. Основное направление в таком развитии направлено на интеллектуальный рост ребенка.
Родители, начиная с пеленок, знакомят его с цифрами буквами. Это приводит к тому, что головной мозг отвлекается на формирование центров, ответственных за навыки письма, чтения и умение считать. При этом недостаточно развиваются психомоторные возможности головного мозга, а их восполнить в будущем практически невозможно.
Это не говорит о том, что методики раннего развития вредны или небезопасны. Они имеют право быть, но при этом родители не должны забывать о необходимости внедрения в занятия с малышом упражнений по логопедической ритмике.
Проводя ее дома или в детском саду, вы позволяете вашему крохе гармонично развиваться в соответствии с его возрастом.
Где проводить занятия
Для того, чтобы заниматься с малышом, не обязательно проводить уроки только у логопеда. Логоритмика тем и хороша, что она может быть легко применима и в домашних условиях.
Проконсультироваться с логопедом все же нужно, чтобы знать, как именно направить и на что обратить внимание, если у малыша действительно наблюдаются серьезные нарушения в речевом развитии.
Если есть возможность проводить занятия у логопеда или в группе детей, то это также хорошо. Малышу намного интересней вместе с другими детьми повторять упражнения, к тому же это дополнительная социализация ребенка.
Логопедическая ритмика для 2–3 летних малышей
Словарный запас детей в таком возрасте достаточно широк. В период 2–3 лет речевое развитие идет гигантскими шагами. Они быстро учатся и схватывают любой материал.
Именно на стимулирование правильного развития речевого аппарата, формирование связной речи направлены занятия по логопедической ритмике. Упражнения для детей 2–3 лет должны проходить задорно и весело, вызывать интерес у малышей и желание делать их снова.
- Маршировка. Одно из первых упражнений, основная задача которого – научить координации движений конечностей малыша. Эти упражнения помогают усвоить понятия «лево» и «право».
- Артикуляция. Основа этих занятий – правильное дыхание и голос. Все внимание направлено на выразительность речи, высоту и силу голоса малыша. Такие занятия помогают при необходимости исправить нечистое произношение звуков, правильно развить мышечную группу речевого аппарата.
Тексты стихотворений, которые используются на занятиях, содержат необходимые звуки, которые нужны для развития именно в этот период.
- Счет. Подразумевает под собой повторение цифрового ряда в определенной последовательности. Такие считалки также способствуют запоминанию счета первого десятка.
- Внимание и память. Такие логоритмические занятия содержат в своей основе стихи, которые подразумевают различные движения к каждой из строк. У детей 2–3 лет развивается умение быстро переключаться от одного действия к другому.
Это веселая логопедическая ритмика, и она очень нравится малышам, поскольку здесь можно проявить свою творческую сущность и изображать разных животных, предметы.
- Мимические упражнения. Они играют большую роль в развитии речи у ребенка с 2 лет, которые имеют проблемы с ее развитием. Стишки позволяют малышам покривляться.
- Пальчиковые упражнения. Их называют еще и занятиями на мелкую моторику рук. Начинают с кистей рук, которые кладутся на стол и поочередно меняют свое положение (ладошками вверх, на ребро).
После усвоения этого комплекса, переходят ко второму этапу таких упражнений: повторение под стихотворный ритм. К ним относятся всем известные потешные стишки про ладушки или сороку-белобоку. Дети очень любят такое времяпрепровождение и подхватывают его с удовольствием.
Родители могут и сами придумать свои занятия, которые будут выполняться под музыку или под чтение стихотворения. Это уже будет занятие по развитию речи малыша.
Логопедическая ритмика для дошкольного возраста
Многими педагогами уделяется особое внимание именно ритмическому воспитанию речи у малышей дошкольного возраста. Упражнения в возрасте от 3 лет могут проводиться в течение получаса. Это пальчиковые и подвижные игровые комплексы. Чем старше возраст ребенка, тем сложнее должны быть занятия.
Несмотря на всю свою простоту проведения, логопедические ритмические занятия также имеют ряд правил, которых необходимо придерживаться.
- Упражнение основывается на повторении движений за взрослым. Нет необходимости в разучивании всего речевого материала. На первых занятиях взрослый сам проговаривает стихотворение или поет песенку, сопровождая это движениями.
Задача ребенка – повторить движения и постепенно подхватывать слова из текста. Спустя несколько таких занятий, малыш уже сам будет безошибочно повторять все словосочетания в необходимом ритме.
- Логопедическая ритмика – это занятия, которые должны проводиться не каждый день. Достаточно двух раз в неделю. Для детей, страдающих на заикание, занятия должны проходить до 4 раз в неделю. Лучшее время – это вторая половина дня.
- Старайтесь привлечь детей к занятию. Им должно быть интересно. Вовлеките в работу любимые игрушки, яркую одежду, картинки, всех членов семьи. Не стоить начинать, если малыш не в настроении. Подберите удобное время для крохи.
- Все упражнения повторяются по нескольку раз, пока их выполнение полностью не будет освоено детьми. Необходимо правильно подбирать и музыкальное сопровождение.
- Занятия имеют гибкую структуру, нужно подстраиваться под ребенка. Если что-то не получается или тяжело дается малышу, то задание нужно упростить.
И наоборот, если возникают трудности в произношении того или иного звука, то лучше больше внимания уделить именно этим упражнениям. Не бойтесь, экспериментируйте. Важно соблюдать основную характеристику – единство музыки, движения и речи.
Логоритмика для детей от 3 лет включает в себя следующие элементы упражнений:
- хождения с изменением направления;
- на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- по пению;
- на развитие речевого аппарата;
- на развитие мелкой моторики.
Логопедические занятия должны быть разнообразными: как легкими, так и сложными и подбирать их нужно в соответствии с возрастом. Так, для занятий с ребенком 2–3 лет можно использовать стихи Агнии Барто. Они легки для понимания и усвоения. Для ребятишек, начиная с 5 лет, идеально подойдут стихотворения Корнея Чуковского.
Вы должны понимать, что быстрого эффекта от таких занятий может и не быть. Важно набраться терпения и заниматься постоянно. Первые результаты будут заметны даже через полгода или через год. Не сердитесь и не расстраивайтесь, если у малыша не будет получаться.
Он маленький и только учится, хвалите и гордитесь его достижениями. Если ребенок ощутит ваше недовольство, он замкнется и категорически не захочет продолжать занятия. Вы как самый родной для него человек должны верить в успех своего ребенка.
Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие. Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности. Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.
Что это
Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.
По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.
Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.
Цели и задачи
Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.
Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:
- Развитие дыхания
- Коррекция речевых нарушений
- Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
- Совершенствование координации
- Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
- Воспитание чувства ритма
- Закрепление пространственных понятий
- Приобщение к духовным ценностям (музыке)
- Обучение пению, произношению скороговорок
- Расширение кругозора
- Увеличение словарного запаса
Коррекция речевых нарушений
Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:
- Развитие речевых процессов, их коррекция
- Создание мотивации к речевой деятельности
- Стимуляция фонематической активности
- Активизация словаря
- Развитие орального праксиса
- Развитие
- Развитие памяти зрительной, слуховой
- Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.
Комплексы для детей 2-3 лет
Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.
Животные
- Помогает познакомиться с миром животных, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
- Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
- Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
- В помощь логопеду, воспитателю родителям используются , птиц.
- Можно использовать историю с медведем и шишкой:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…
Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.
Овощи и фрукты
- Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
- Для урока используются следующие упражнения:
Солим капусту.
Читается стихотворение:
Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…
Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.
Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
И морковочки натрем.
Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.
- Идем в огород
Комплекс для детей 3-4 лет
Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:
Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:
- Кто как поет?
Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).
Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).
Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).
Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.
- Грибы
Дети встают в ряд, идут по лесу искать .
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.
Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор – красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб – волнушка.
А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).
- Пение
Используются музыкальные занятия. Дети обучаются . Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.
- Подвижные игры под музыку
Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.
Комплекс для детей 5-6 лет
Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:
Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают),
Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)
Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)
Все равно тебя найду
- Физическая разминка
Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.
ЛОГОРИТМИКА - ЭТО ЗДОРОВО!
Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку исполнилось три года, но он практически не разговаривает? А Вы пробовали заниматься логоритмикой?
Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способны побороть самые различные заболевания. Так появилась сначала общая - лечебная, а потом и узкоспециализированная логопедическая ритмика. Логоритмика - это система физических упражнений, активная терапия, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.
Логоритмика - это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движении (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики - устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.
Логоритмика полезна всем детям. Заниматься логоритмикой можно и в домашних условиях. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает - ребенок повторяет. Заниматься нужно 2 раза в неделю, лучше во второй половине дня. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, все, что доставляет ребенку радость.
Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть трудности в произношении трехсложных и более длинных слов, обращая внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз.
Дыхание. Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненным водой очень весело и для малыша это увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания.
Артикуляция, мимика и голос. Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развития подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как мышка». Так что не ругайте ребенка, если он кривляется перед зеркалом.
Умение расслаблять мышцы тела, релаксация. Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Так малышам нужно предложить упражнения развивающие умения напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.
Правильное звукопроизношение и фонематический слух. От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами: правильно слышит - хорошо говорит.
Слуховое внимание и память. Так как определенный движения нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое внимание между разными видами деятельности. К примеру: «Идет, поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте идет…». В целом логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и память, так и моторное, и зрительное.
Творческая фантазия и воображение. Героев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и воображение.
Расширить словарный запас. Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях.
С какого возраста нужно проводить такие занятия? Чем раньше, тем лучше. Наиболее оптимальный возраст для занятий - 2,5-3 года, когда ребенок может выполнять движения и петь самостоятельно.
Можно ли проводить занятия по логоритмике дома? Конечно, можно и даже нужно проводить такие занятия дома. Не отчаивайтесь, если у Вас что-то не получилось с первого раза. Запаситесь терпением, преподнесите малышу это как игру, и результат обязательно Вас порадует.
Логоритмические упражнения
- Дождик
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе
Капля два, Еще один прыжок
Очень медленно сперва. 4 прыжка
А потом, потом, потом и прыжки, переходящие в бег
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,
- Садовник
Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки .
Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст
Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз .
Известью, белилами.
Починили мы забор, Имитируют удары молотком.
Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит
— Ты скажи,
один ребенок. Ведут диалог
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
— Дам в награду
На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых
,
по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых,
с больших
Г. Сатир
- Овощи
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в
Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с
Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их
Ну а ты иди искать. ищет.
- Ёжик и барабан
С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая
Бум-бум-бум! игру на барабане.
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой
Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.
Барабан в саду забыл он, Разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на
Бум-бум-бум! месте.
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы очень испугались, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
- Капуста
Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по
Раздается в доме стук. столу.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, Хватательные движения обеими руками
Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.
Н. Нищева
- По ягоды
Мы шли-шли-шли , Маршируют по кругу, держа руки на поясе
Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают
носок левой ноги, не сгибая колен.
Раз, два, три, четыре, пять , Опять идут по кругу.
Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен
Вместе мы капусточку порубили, порубили!
(Руки согнуты в локтях, ладошки сложены, как лопаточка, — ребенок двигает перед собой каждой рукой вниз и вверх по очереди)
Вместе мы капусточку посолили, посолили!
(Руки согнуты в локтях, ребенок собирает пальцы щепоткой и двигает ими так, будто что-то солит)
Вместе мы капусточку славно-славно потерли!
(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и трет один об другой)
Вместе мы капусточку славно-славно сжали!
(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и, чередуя правую и левую руки, выпрямляет пальцы и снова стискивает их в кулак)
Мы такие умницы - приготовили капусту!
Сколько красивых цветов растет в саду между деревьев! Их узнать и запомнить поможет песенка:
Эти алые цветочки
(Ребенок сгибает руки в локтях, приподнимает над головой, ладони соединяет вместе, показывая «ковшик»)
Все открыли лепесточки
(Дети расставляют пальцы рук по сторонам)
Ветерок легко летает -
Лепесточки колыхает.
(Малыши быстро двигают пальцами)
Эти алые цветочки
Вдруг закрыли лепесточки.
(Ладони опять соединены в виде «ковшика»)
Начали бутонами качать,
(Кисти рук сведены вместе, дети раскачивают ими вправо-влево)
И заснули, просыпаться не хотят.
(Соединенные вместе ладошки крохи прикладывают к щеке, показывают, что спят)
Не менее разнообразен и животный мир. Сколько зверей, птиц и насекомых можно встретить в лесу - логоритмика для малышей поможет с ними познакомиться.
Первыми на пути встречаем жуков-танцоров:
На полянке два жука
(Дети танцуют, руки на поясе)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
(Топают правой ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(Топают левой ногой)
Ручки вверх, вверх, верх!
(Встают на носочки, тянутся вверх)
Кто поднимет выше всех?
Не обойтись без истории про медведя:
Мишка по лесу бродит, косолапит,
А в берлоге зимой - сосет лапу.
(Детки ходят на внешней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу)
Летом шишки собирает, и когда везет -
Он частушки сочиняет и потом поет.
(Приседания, малыши собирают шишки)
Одна шишка угодила мишке точно в лоб -
Он страшно рассердился, и лапами - топ-топ!
(Топанье ногами)
И напоследок, еще парочка важных моментов касательно упражнений по логоритмике. Для ребенка это не упражнения, а игра, взаимодействие с мамой или другим взрослым. Поэтому дайте ему время усвоить движения, не заставляйте, выполняйте в хорошем настроении и с улыбкой. Совсем не обязательно сопровождать стишок именно описанными движениями. Вы можете и сами придумать или заменить их своими, лишь бы их мог повторить Ваш малыш и ему это нравилось. По началу ребенок будет выполнять вместе с Вами, позже, когда стишок полюбиться и хорошенечко запомнится, Вы сможете просто читать стишок, а ребенок будет его показывать.